Научная статья на тему 'Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов агрономического факультета аграрного университета'

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов агрономического факультета аграрного университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОГРАММА / АГРОНОМЫ / ХАРАКТЕР ТРУДА / PHYSICAL TRAINING / PHYSICAL QUALITIES / PROFESSIOGRAM / AGRONOMISTS / NATURE OF WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анисимов Максим Петрович, Трясов Владимир Борисович, Зюзьгина Татьяна Александровна

Введение: в современных условиях развития агропромышленного комплекса страны требуется формирование нового поколения востребованных, квалифицированных специалистов для данной отрасли, в связи с этим наблюдается необходимость внедрения эффективных методик профессионально-прикладной физической подготовки будущих специалистов. Методы исследования: анализ и обобщение литературных источников, тестирование, педагогический эксперимент. Цель исследования: разработка и внедрение методики занятий ППФП студентов аграрного профиля для повышения уровня физической подготовленности и физических качеств. Результаты исследования: тестирование студентов 1 курса агрономического профиля после эксперимента показало эффективность предложенных комплексов упражнений, которая выражается в повышении уровня профессионально важных физических качеств будущих специалистов. Выводы: использование на занятиях ППФП предложенных средств и методов положительно повлияли на формирование готовности специалиста агрономического профиля.Introduction: In the modern conditions of development of the agro-industrial complex of the country it is necessary to form the new generation of demanded, qualified specialists for this industry, in this regard there is a need to introduce effective methods of vocational and applied physical training of future specialists. The methodology of the study: the analysis and generalization of literary sources, testing, pedagogical experiment. The aim of the study is to develop and implement the methodology of classes of PPFP of agricultural students to increase the level of physical preparation and physical qualities. Research results: the testing of the students of the first course of agronomic profile after the experiment showed the effectiveness of the proposed exercise complexes, which is expressed in increasing the level of professionally important physical qualities of the future specialists. Conclusions: the use of the proposed tools and methods in the classes of PPFP positively influenced on the formation of the readiness of the agricultural specialist.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анисимов Максим Петрович, Трясов Владимир Борисович, Зюзьгина Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов агрономического факультета аграрного университета»

ЛИТЕРАТУРА

1. Воронович, Ю.В. Биомеханика тяжелоатлетических упражнений : монография / Ю.В. Воронович, Д.А. Лавшук, В.И. Загревский ; Могилевский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь. - Могилев : [б. и.], 2014. - 196 с.

2. Дворкин, Л.С. Тяжелая атлетика : учебник для студентов высших учебных заведений / Л.С. Дворкин. - Москва : Советский спорт, 2005. - 598 с.

3. Жеков, И.П. Биомеханика тяжелоатлетических упражнений / И.П. Жеков. - Москва : Физкультура и спорт, 1976. - 192 с.

4. Левшунов, Н.П. Техника толчка штанги в зависимости от морфологических особенностей тяжелоатлетов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Левшунов Николай Платонович. - Малаховка, 1982. - 32 с.

5. Роман, Р.А. Жим, рывок, толчок: техника лучших атлетов мира / Р.А. Роман, М.С. Ша-кирзянов. - Москва : Физкультура и спорт, 1970. - 144 с.

6. Воробьев, А.Н. Тяжелая атлетика : учебник для институтов физической культуры / А.Н. Воробьев. - Москва : Физкультура и спорт, 1988. - 238 с.

7. Хасин, Л.А. Микроструктура техники выполнения толчка штанги тяжелоатлетами высокой квалификации / Л.А. Хасин, А.Б. Рафалович // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 11 (165). - С. 382-386.

8. Юст, В.В. Методика повышения надежности и результативности соревновательной деятельности тяжелоатлетов в толчке штанги от груди : дис. ... канд. пед. наук / Юст Владимир Викторович. - Хабаровск, 2006. - 143 с.

REFERENCES

1. Voronovich, Y.V., Lavshuk, D.A. and Zagrevsky, V.I. (2014), Biomechanics of weightlifting exercises: monograph, Mogilev Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus, Mogilev.

2. Dvorkin, L.S. (2005), Weightlifting: textbook for students of higher educational institutions, Soviet Sport, Moscow.

3. Zhekov, I.P. (1976), Biomechanics of weightlifting exercises, Physical culture and sport, Moscow.

4. Levshunov, N.P. (1982), The technique of jerking the bar, depending on the morphological features of weightlifters, dissertation, Malakhovka.

5. Roman, R.A. and Shakirzyanov, M.S. (1970), Bench press, snatch, jerk: Technique of the best athletes of the world, Physical culture and sport, Moscow.

6. Vorobyov, A.N. (1988), Weightlifting: textbook for institutes of physical education, Physical culture and sport, Moscow.

7. Khasin, L.A. and Rafalovich, A.B. (2018), "The microstructure of the technique of performing the bar jerk by highly qualified weightlifters", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (165), pp. 382-386.

8. Yust, V.V. (2006), A technique for increasing the reliability and effectiveness of the competitive activities of weightlifters in the bar jerk from the chest: the dissertation, Khabarovsk.

Контактная информация: 88konstantin16@mail.ru, andreyanovaekateri-na@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 15.04.2020

УДК 796.011.3

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ АГРОНОМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА АГРАРНОГО

УНИВЕРСИТЕТА

Максим Петрович Анисимов, кандидат педагогических наук, Владимир Борисович Трясов, доцент, Татьяна Александровна Зюзьгина, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный аграрный университет

Аннотация

Введение: в современных условиях развития агропромышленного комплекса страны требуется формирование нового поколения востребованных, квалифицированных специалистов для данной отрасли, в связи с этим наблюдается необходимость внедрения эффективных методик профессионально-прикладной физической подготовки будущих специалистов. Методы исследования: анализ и обобщение литературных источников, тестирование, педагогический эксперимент. Цель исследования: разработка и внедрение методики занятий ППФП студентов аграрного профиля для повышения уровня физической подготовленности и физических качеств. Результаты исследования: тестирование студентов 1 курса агрономического профиля после эксперимента показало эффективность предложенных комплексов упражнений, которая выражается в повышении уровня профессионально важных физических качеств будущих специалистов. Выводы: использование на занятиях ППФП предложенных средств и методов положительно повлияли на формирование готовности специалиста агрономического профиля.

Ключевые слова: физическая подготовка, физические качества, профессиограмма, агрономы, характер труда.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p32-36

PROFESSIONALLY APPLIED PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS OF THE AGRONOMY FACULTY OF THE AGRARIAN UNIVERSITY

Maxim Petrovich Anisimov, the candidate of pedagogical sciences, Vladimir Borisovich Tryasov, the senior lecturer, Tatiana Alexandrina Zyuzgina, the senior teacher, St. Petersburg

State Agrarian University

Abstract

Introduction: In the modern conditions of development of the agro-industrial complex of the country it is necessary to form the new generation of demanded, qualified specialists for this industry, in this regard there is a need to introduce effective methods of vocational and applied physical training of future specialists. The methodology of the study: the analysis and generalization of literary sources, testing, pedagogical experiment. The aim of the study is to develop and implement the methodology of classes of PPFP of agricultural students to increase the level of physical preparation and physical qualities. Research results: the testing of the students of the first course of agronomic profile after the experiment showed the effectiveness of the proposed exercise complexes, which is expressed in increasing the level of professionally important physical qualities of the future specialists. Conclusions: the use of the proposed tools and methods in the classes of PPFP positively influenced on the formation of the readiness of the agricultural specialist.

Keywords: physical training, physical qualities, professiogram, agronomists, nature of work.

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях развития агропромышленного комплекса страны требуется формирование нового поколения востребованных, квалифицированных специалистов для данной отрасли, содействие инновационному развитию аграрной экономики на базе постоянно обновляемых высокотехнологичных и качественных образовательных и научно-исследовательских продуктов и услуг [3]. На этапе обучения профессиям важно обеспечить достаточный уровень профессионально-прикладной физической подготовленности к избранной трудовой деятельности. Для этого необходимо на базе общей физической и подготовки существенно повысить специфические для избранной профессии физические способности и двигательные умения и навыки. В связи с этим наблюдается необходимость в повышении качества образования в подведомственных Минсельхозу России высших учебных заведениях и в свою очередь требует внедрения эффективных методик профессионально-прикладной физической подготовки будущих специалистов [1, 2]. Существует много различных профессий и специальностей, которые требуют от работника хорошего здоровья и высокого уровня физической подготовленности для выполнения своих трудовых обязанностей. К таким профессиям относятся и специалисты агро-

номического профиля - агрономы, садоводы, плодоовощеводы и представители ряда других родственных специальностей. Одна из задач преподавателей кафедры физического воспитания заключается в том, чтобы в процессе занятий раскрыть студентам суть ППФП и ее содержание для данных профессий. Это можно сделать с помощью профессиограм-мы в которой представлены основные характеристики труда, условия работы, динамика работоспособности, требования к психофизическим качествам специалиста и ряд других компонентов. Все эти данные служат основой для разработки конкретной программы по физической подготовке студентов к будущей трудовой деятельности. Характер и условия работы данных специалистов имеют мобильную и подвижную, физически активную форму труда. Агроном - это организатор сельскохозяйственного производства, управляет рабочим процессом и контролирует работу полевых бригад. В течение всего полевого сезона работа осуществляется на открытом воздухе, зачастую в неблагоприятных климатических условиях. Им необходимо проходить большие расстояния до 12-15 км в день, зачастую по тяжелому грунту, вспаханным полям, замерять влажность и температуру почвы, определять ее кислотность, преодолевать дренажные канавы, определять сроки посадки тех или иных культур. Это энергоемкая, подвижная и продолжительная по времени форма трудовой деятельности, требующая высокой работоспособности.

Наиболее важными, доминирующими физическими качествами для этих специалистов являются общая выносливость и сила мышц нижних конечностей. При этом им необходимо иметь должный уровень сопротивляемости организма неблагоприятным погодным условиям и простудным заболеваниям.

Цель исследования: на основе оценки начального уровня физической подготовленности студентов 1 курса, определить приоритетные средства для ППФП будущих специалистов агрономического профиля и разработать комплексы физических упражнений с учетом индивидуальных особенностей физической подготовленности занимающихся.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На первом этапе данной работы определялся исходный уровень развития как отдельных физических качеств студентов, так и общей физической подготовленности в целом. На втором этапе осуществлялся анализ и поиск наиболее приоритетных средств и методов физической подготовки студентов к профессиональной деятельности, будущих работников агропромышленного комплекса. На третьем этапе исследования проводилось повторное тестирование студентов и подводились итоги учебного года.

Для решения первой задачи были проведены комплексные тестирования студентов по определению уровня развития следующих способностей: скоростных (бег на 100 м), выносливости (кросс на 2000 м - женщины и 3000 м - мужчины); силовых (сгибание и разгибание рук в упоре лежа - женщины, сгибание и разгибание рук в висе на перекладине - мужчины). В эксперименте приняли участие 79 студентов 1 курса из них 37 мужчин и 42 женщины, всего обработано 474 результата.

Полученные результаты, представленные в таблице 1 и 2, свидетельствуют о довольно низком исходном уровне физической подготовленности студентов, особенно это видно по результатам в кроссе на 2000 и 3000 метров.

Нормативы на оценку 5 смогли выполнить 9 человек, что составляет всего -11.39%. В тоже время - 18 студентов - 22.78% на этих же дистанциях не смогли выполнить норматив даже на 1 балл. А выносливость основное, профилирующее физическое качество в ППФП студентов агрономического факультета. По всем трем тестам, от 38% до 54% студентов, получили оценку ниже 3 баллов.

На основе полученных результатов тестирования были разработаны и предложены студентам наиболее приоритетные и подходящие для каждого из них индивидуальные комплексы физических упражнений.

Таблица 1 - Количество студентов, выполнивших контрольные нормативы и их процент -ное соотношение (женщины - 42 чел.)_

Контрольные тесты Оценка в баллах, количество студентов, выполнивших/процент

5 4 3 2 1 б/о

Бег на 100 м сентябрь май 12/28% 12/28% 5/12% 6/14% 9/21% 9/21% 5/12% 7/17% 6/14% 4/9% 5/12% 4/9%

Кросс 2000 м сентябрь май 4/9% 5/12% 9/21% 9/21% 10/24% 12/28% 6/14% 5/12% 4/9% 6/14% 9/21% 5/12%

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа сентябрь май 9/21% 8/19% 4/9% 6/14% 10/24% 12/28% 6/14% 8/19% 6/14% 5/12% 7/17% 3/7%

Таблица 2 - Количество студентов, выполнивших контрольные нормативы и их процент -ное соотношение (мужчины - 37 чел.)_

Контрольные тесты Оценка в баллах, количество студентов, выполнивших/процент

5 4 3 2 1 б/о

Бег на 100 м

сентябрь 8/22% 6/16% 4/11% 5/13% 4/11% 10/27%

май 7/19% 6/16% 6/16% 5/13% 7/19% 6/16%

Кросс 3000 м

сентябрь 5/13% 9/24% 7/19% 3/8% 4/11% 9/24%

май 3/8% 8/22% 9/24% 4/11% 7/19% 6/16%

Сгибание и разгибание

рук в висе на перекладине сентябрь 9/24% 6/16% 7/19% 4/11% 2/5% 9/24%

май 10/27% 6/16% 9/24% 3/8% 5/13% 4/11%

Разный уровень физической подготовленности студентов требует дифференцированного, индивидуального подхода к применению тех или иных средств и методов. С этой целью учебный поток делился на 3-4 подгруппы близких по уровню подготовленности, в этих подгруппах решались конкретные для них задачи. Содержание занятий носило ярко выраженную направленность на развитие общей выносливости и силовых способностей. В осенний и весенний период большая часть занятий - 63.3% проводилась на открытом воздухе (в парковой зоне и спортивной площадке, оборудованной спортивными снарядами и тренажерами). Развитие выносливости способствует повышению интенсивности и плотности урока. Важным достоинством занятий на открытом воздухе является естественное закаливание организма занимающихся, повышение его сопротивляемости неблагоприятным факторам внешней среды и снижению риска простудных заболеваний, что крайне необходимо будущим специалистам данного профиля. Задача повышения физической работоспособности студентов решалась при помощи следующих средств физической подготовки: скандинавская ходьба с палками, с использованием равномерного и переменного методов; кроссовый бег объёмом 3-4 км женщины и 4-6 км мужчины; бег с высоким подниманием бедра, прыжковые упражнения: прыжки с ноги на ногу («прыжки в шаге»), прыжки через шаг, скачки на одной ноге, различные прыжки через гимнастическую скамейку, выпрыгивания из низкого приседа, подскоки на стопе и другие; упражнения для мышц спины, брюшного пресса, верхних конечностей проводились с использованием парковых скамеек, гимнастической лестницы, высокой и низкой перекладины, параллельных брусьев, набивных мячей, силовые упражнения в парах. В структуре учебных занятий на улице, силовая подготовка занимает меньше времени, чем циклическая. В зимний период занятия проводились в спортивном зале с широким применением различных упражнений и главным образом комплекса силовых упражнений. В этот комплекс включается от 3 до 5 силовых упражнений, которые выполняются последовательно друг за другом, без отдыха, несколько кругов. Регулярно включались в содержание урока спортивные игры (баскетбол, волейбол) с целью эмоциональной окраски занятий и улучшения

координационных способностей занимающихся.

ВЫВОДЫ

Полученные в ходе исследования результаты, а также повторное тестирование занимающихся позволяют сделать заключение, что наиболее заметно прослеживается положительная динамика результатов у тех студентов, которые имели более низкие исходные показатели. Их количество по всем трем тестам значительно возросло. Заметно повысилась выносливость в беге на длинные дистанции как у мужчин, так и у женщин. Это в свою очередь говорит об эффективности используемых нами средств и методов в процессе организации занятий по дисциплине «Физическая культура» и показало практическую целесообразность их применения в процессе профессионально прикладной подготовки студентов агрономического профиля.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андрющенко, Л.Б. Концептуальные основы формирования готовности к развитию физической культуры студентов сельскохозяйственных вузов / Л.Б. Андрющенко, О.И. Коломок // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование. - 2006. - № 4 (4). - С. 151-159.

2. Воротова, М.С. Влияние занятий профессионально-прикладной физической культурой на формирование готовности специалиста аграрного профиля / М.С. Воротова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. - № 4 (33). - С. 35-41.

3. Севастьянов, В.В. Анализ состояния и проблемы организации учебного процесса по физическому воспитанию студентов аграрных специальностей высших учебных заведений / В.В. Севастьянов // Перспективы науки. - 2015. - № 7 (70). - С. 22-25.

REFERENCES

1. Andrushchenko, L.B. and Kolomok, O.I. (2006), "Conceptual foundations of formation of readiness for development of physical culture of students of agricultural universities", News of the Lower Volga Agricultural University: science and higher professional education, No. 4 (4), pp. 151-159.

2. Volotova, M.S. (2014), "Influence of occupations of vocational-applied physical culture on formation of readiness of a specialist of agrarian profile", Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sports, No. 4 (33), pp. 35-41.

3. Sevastyanov, V.V. (2015), "Analysis of the state and problems of the organization of the educational process on physical education of students of agrarian specialties of higher educational institutions", Prospects of science, No. 7 (70), pp. 22-25.

Контактная информация: bysido2006@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 15.04.2020

УДК 796.42

ОСОБЕННОСТИ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ЛЕГКОАТЛЕТОВ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ГОДИЧНОГО ЦИКЛА

Татьяна Викторовна Артамонова, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Москва; Алина Олеговна Гаврилина, ассистент, Кристина Зунг Нгуен, ассистент, Игнат Олегович Епифанов, ассистент, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Аннотация

В статье рассматривается проблема совершенствования скоростно-силовых способностей юных легкоатлетов 12-13 лет. Представлены данные, полученные в ходе проведения педагогического эксперимента в группе юных легкоатлетов в рамках общеподготовительного периода годичного цикла. Результатом целесообразного использования в экспериментальной группе комплекса бего-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.