Научная статья на тему 'Профессионально-прикладная физическая подготовка студенток строительного профиля на основе комплексного подхода'

Профессионально-прикладная физическая подготовка студенток строительного профиля на основе комплексного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / БУДУЩИЙ СПЕЦИАЛИСТ / FUTURE SPECIALIST / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / APPLIED PROFESSIONAL PHYSICAL TRAINING / PHYSICAL WORKING CAPACITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафонова О. А., Кривощеков В. Г.

В работе профессионально-прикладная физическая культура рассматривается как условие формирования конкурентоспособности интегрального качества специалистов строительного профиля с учетом половой детерминации в соответствии с общеобразовательными профессионально обусловленными компетенциями. Значимость и прикладная направленность физической культуры как учебной дисциплины в условиях строительного вуза раскрыта авторами с учетом требований профессиограммы инженера-строителя. Ее роль представлена в связи таких переменных, как этап обучения (курс)-пол-состояние здоровья-уровень физической подготовленности-профессионально значимые двигательные умения и навыки, физические качества и психомоторные способности, обусловленные требованиями профессии. Реализация преобразующего потенциала профессионально-прикладной физической подготовки студенток представляет собой двухкомпонентную структуру занятий, основу которых составляет общая физическая подготовка, как универсальная часть и вариативный компонент, построенный с учетом профессиональных требований специальности. Образовательный маршрут в вариативной части включал в себя ряд средств различной направленности, которые обусловливали совершенствование выносливости, скоростно-силовых способностей, способности дозировать силовые нагрузки, развитие быстроты и ряда других психомоторных способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сафонова О. А., Кривощеков В. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессионально-прикладная физическая подготовка студенток строительного профиля на основе комплексного подхода»

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОК СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА

УДК/UDC 796.07-57

Поступила в редакцию 30.05.2015 г.

О.А. Сафонова1

В.Г. Кривощеков1

1 Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Санкт-Петербург

APPLIED PROFESSIONAL PHYSICAL TRAINING OF FEMALE STUDENTS SPECIALIZING IN CONSTRUCTION BASED ON COMPREHENSIVE APPROACH

O.A. Safonova1

V.G. Krivoshchekov1

1 Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, St. Petersburg

Информация для связи с автором: [email protected]

Аннотация

В работе профессионально-прикладная физическая культура рассматривается как условие формирования конкурентоспособности - интегрального качества специалистов строительного профиля - с учетом половой детерминации в соответствии с общеобразовательными профессионально обусловленными компетенциями. Значимость и прикладная направленность физической культуры как учебной дисциплины в условиях строительного вуза раскрыта авторами с учетом требований профессиограммы инженера-строителя. Ее роль представлена в связи таких переменных, как этап обучения (курс)-пол-состояние здоровья-уровень физической подготовленности-профессионально значимые двигательные умения и навыки, физические качества и психомоторные способности, обусловленные требованиями профессии.

Реализация преобразующего потенциала профессионально-прикладной физической подготовки студенток представляет собой двухкомпонентную структуру занятий, основу которых составляет общая физическая подготовка, как универсальная часть и вариативный компонент, построенный с учетом профессиональных требований специальности. Образовательный маршрут в вариативной части включал в себя ряд средств различной направленности, которые обусловливали совершенствование выносливости, скоростно-силовых способностей, способности дозировать силовые нагрузки, развитие быстроты и ряда других психомоторных способностей.

Ключевые слова: физическая культура, работоспособность, профессиональная деятельность, будущий специалист, профессионально-прикладная физическая подготовка.

Annotation

At present, there are many recommendations in physiology of labor intended to improve university students' performance. The goal of physical culture is to ensure physical improvement and promote harmonious development of students for successful mastering and implementation of socially significant activities, and active involvement in the progressive social transformations. The methods applied in the work included educational experiment and mathematical methods of statistics.

On the basis of the civil engineer's professiogram, adjusted for female students specializing in construction engineering, a proprietary comprehensive technique was developed to be used in training of professionally important motor qualities with regard to future employment. This technique consists of seven blocks of different orientation. Each block contains 10 various means, depending on the course of study. In this technique, several sports were put together: 70% - athletic exercises, 10% - gymnastics, and 10% - kettlebell lifting and bodybuilding. The load was applied depending on the fitness level of students and considering total body conditioning, which takes most of the training time, as a fundamental basis of physical education, and applied professional physical training as a major part (specialization).

The proprietary comprehensive technique made it possible to fully develop the professionally important motor qualities, necessary for future specialists in the

field of construction engineering.

Keywords: physical culture, physical working capacity, professional activity, future specialist, applied professional physical training.

Введение. В настоящее время физиология труда располагает множеством рекомендаций, направленных на повышение работоспособности студентов вузов. Цель физической культуры заключается в физическом совершенствовании и содействии гармоничному развитию студентов для успешного освоения и выполнения социально значимых видов деятельности, активного участия в прогрессивных преобразованиях в обществе [1].

Цель исследования - оценка эффективности авторской методики развития физических качеств у студенток строительных специальностей, основанной на комплексном подборе физических упражнений.

Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент длился 3 года. В нем приняли участие две равноценные группы (контрольная - КГ и экспериментальная - ЭГ) студенток строительного факультета; наполняемость групп по 20 человек в каждой (все отнесены к основной группе здоровья). На учебных занятиях применялись тесты, оценивающие показатели физической подготовленности и функционального состояния студенток. Занятия в ЭГ проводились по авторской методике комплексной направленности.

На основе профессиограммы инженера-строителя, скорректированной нами для студенток строительного профиля

V-□

. а

и

га у

г.

ч—

. О (и

га

V-

■ -О С

га

^

О си .с Н

[2], была разработана авторская методика комплексной направленности для развития профессионально значимых двигательных качеств с учетом будущей трудовой деятельности. Данная методика состоит из 7 блоков разной направленности. В каждом блоке - по 10 разнонаправленных средств в зависимости от года обучения. В ходе эксперимента мы использовали средства из нескольких видов спорта: 70 % занимали легкоатлетические упражнения, 10 % - гимнастические, 10 % - гиревого спорта и атлетизма. В предлагаемой физической нагрузке учитывалась степень подготовленности студенток. При этом мы исходили из того, что общая физическая подготовка, занимающая большую часть времени занятий, составляет фундаментальную основу физического воспитания, а профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) - профилирующую часть (специализированную).

В авторской методике подбор каждого средства и методов был направлен на совершенствование общей выносливости, статической и динамической выносливости, развитие быстроты реакции и движений, силовой выносливости, способности дозировать силовые напряжения, развитие координации движений, скоростно-силовых способностей. Реализация методики подготовки студенток предусматривала увеличение объема нагрузки с переходом на следующий курс; применение средств и методов, базирующихся на доступности и простоте выполнения упражнений.

Результаты исследования и их обсуждение. Были проанализированы результаты трех лет обучения в университете по дисциплине «Физическая культура» студенток КГ и ЭГ (рис. 1-10).

При анализе полученных в конце третьего года обучения средних результатов (х+в ЭГ и КГ обнаружили следующее.

В прыжке с ме- ста разница между средними показателями ЭГ (190,9± 7,4 см) и КГ (169,8±6,3 см) составила 21,1 см, что статистически достоверно (р<0,001). В тройном прыжке с места разница между средними показателями ЭГ (613,3±8,1 см) и КГ (597,3±4,5 см) составила 16 см, что также статистически достоверно (р<0,01).

В челночном беге разница между средними показателями ЭГ (16,3±0,3 с) и КГ (16,8±0,7 с) составила 0,5 с, что статистически недостоверно (р<0,05).

контрольна группа ■ экспериментальная группа

Рис. 1. Результаты в прыжках с места

Рис. 2. Результаты в тройном прыжке с места

■ контрольны т»уП1|и ■эютсриглентзльилА г

Рис. 3. Результаты в челночном беге 3х10 м

Рис. 4. Результаты в беге на 60 м

Я мл: [.'и. ЬМ,М11 Г1уг(|3 ■ Зк£Леригт1ен I л.чыии

Рис. 5. Результаты в беге на 500 м

Рис. 6. Результаты в выполнении наклонов туловища вперед в сед из положения лежа за 60 с

Я контрольна* Труппа

Рис. 7. Результаты в подтягивании в висе с опорой за 10 с

Шнамтрпльиля

Рис. 8. Результаты в приседаниях за 60 с

Рис. 9. Результаты в сгибании-разгибании рук в упоре за 10 с

Рис. 10. Результаты пробы ИГСТ

Время пробегания 60-метровой дистанции в ЭГ (9,3±0,4 с) по сравнению с КГ (9,9±0,3 с) достоверно выше (р<0,05). В беге на 500 м средние показатели ЭГ (102,9±1,7 с) по сравнению с КГ (114,2±7,9 с) достоверно лучше (р<0,01). В упраж-

30

http://www.teoriya.ru

№ 9 • 2015 Сентябрь | Бер1етЬег

нении «Наклоны туловища вперед в сед из положения лежа» средние показатели ЭГ (39,2±4,9 раза) по сравнению с КГ (33,2±5,2 раза) достоверно больше (р<0,05). В подтягивании в висе с опорой средние показатели ЭГ (7,25±1,4 раза) по сравнению с КГ (4,75±0,8 раза) достоверно больше (р<0,05). В приседаниях за 60 с ЭГ (57,6±3,1 раза) достоверно превзошла КГ (52,1±3,1 раза) (р<0,05).

В упражнении «Сгибание-разгибание рук в упоре лежа» средние показатели ЭГ (15±5,2 раза) по сравнению с КГ (12±5,9 раза) достоверно больше (р<0,05). Средние показатели ИГСТ в ЭГ (74,3±2,3 балла) по сравнению с КГ (58±2,5 балла) достоверно выше (р<0,05).

Вывод. Авторская методика комплексной направленности позволила в полном объеме развивать те профессионально значимые двигательные качества, которые необходимы будущим специалистам в области строительства.

Литература

1. Бишаева А.А. Физическая культура: учебник для учреждений начального и среднего профессионального образования /А.А. Бишаева. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2010. - 304 с.

2. Сафонова О.А. Развитие профессионально-значимых двигательных качеств студенток строительного профиля на основе методики комплексной направленности / О.А. Сафонова // Уч. записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 12(106). - С. 136-142.

References

1. Bishaeva, A.A. Fizicheskaya kul'tura: uchebnik dlya uchrezhdeniy nachal'nogo i srednego professional'nogo obrazovaniya (Physical Culture: textbook for institutions of primary and secondary vocational education) / A.A. Bishaeva. - 2nd ed., rev. and sup. - Moscow: Aka-demiya, 2010. - 304 P.

2. Safonova, O.A. Razvitie professional'no-znachimykh dvigatel'nykh kachestv studentok stroitel'nogo profilya na osnove metodiki kom-pleksnoy napravlennosti (Development of professionally important motor qualities of female students specializing in construction engineering based on comprehensive technique) / O.A. Safonova. - Uch. zapiski un-ta im. P.F. Lesgafta. - 2013. - № 12 (106). - P.136-142.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

ПРОГРАММНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ»

УДК/UDC 796

Поступила в редакцию 18.06.2015 г.

Доктор педагогических наук, профессор И.В. Манжелей1

1 Тюменский государственный университет, Тюмень

Ключевые слова: Всероссийский физкультурно-спор-тивный комплекс «Готов к труду и обороне», программно-информационное сопровождение, физическая подготовленность студентов.

Введение. Для стимулирования массовости занятий физической культурой и спортом населения, воспитания патриотизма и обеспечения преемственности в осуществлении физического воспитания граждан Президентом Российской Федерации был издан Указ от 24 марта 2014 г № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО). Идея внедрения ВФСК ГТО пришлась по душе многим россиянам. Однако, чтобы хорошая идея не стала «утопией», нужно создание позитивного имиджа идеи ГТО через организацию разъяснительной работы с населением об актуальности, добровольности, доступности и мотивационной проработанности (системе бонусов) этой кампании, а также программно-информационное, методическое и материально-техническое сопровождение процесса внедрения и реализации ВФСК ГТО.

Цель исследования - разработка программно-информационного сопровождения ВФСК ГТО на региональном уровне.

Методика и организация исследования. В рамках подготовки к массовому внедрению ВФСК ГТО в 2014 г. в Тюменском государственном университете создана Программа для ЭВМ: Информационно-аналитический комплекс ГТО. Авторское свидетельство № 2015612698. Проведено опытное тестирование программы по обработке результатов выполнения контрольных упражнений ВФСК ГТО VI ступени студентами 17-18 лет (300 человек, 100 юношей и 200 девушек).

Результаты исследования и их обсуждение. База комплекса охватывает все XI ступеней и может использоваться как в системе образования, так и в любых учреждениях и организациях для учета выполнивших нормы и для контроля за подготовкой к выполнению норм, оценкой «отстающих» физических качеств и их динамики, оценкой эффективности тренировочной работы.

Программа дает отчеты по индивидуальному профилю (показатели и динамика по годам, рейтинг среди возрастной группы по каждому контрольному упражнению), по профилю контрольного упражнения (среднее арифметическое и размах варьирования по группе; количество участвующих, выполнивших на знак определенного достоинства и не выполнивших по выборке и дате), по профилю ступени (количество участвующих, выполнивших на знак определенного достоинства и не выполнивших по выборке и дате); по профилю организации (количество участвующих, выполнивших на знак определенного достоинства и не выполнивших по выборке и дате).

Результаты сдачи студентами контрольных нормативов ГТО на добровольной основе показали, что самым «отстающим» физическим качеством у студентов является общая выносливость.

Выводы. Программа для ЭВМ обеспечит информационно-аналитическую поддержку мониторинга физической подготовленности студентов, а также позволит научно обоснованно планировать учебно-тренировочные нагрузки и стимулировать процесс физкультурного самосовершенствования. Поскольку «отстающим» физическим качеством у студенческой молодежи является общая выносливость, важнейшая задача руководства вуза - строительство малобюджетных плоскостных сооружений, стадионов, дворовых площадок и городков ГТО при общежитиях, оборудование пешеходных троп, велосипедных и лыжных трасс, что, в свою очередь, будет способствовать совершенствованию физкультурно-спортивной работы с населением по месту жительства.

Использованная литература

1. Берсиков Б.М. Взаимодействие органов народного образования и здравоохранения в сохранении здоровья школьников / Б.М. Берсиков, К.Ю. Машгетов // Теория и практика физ. культуры. -1995. - № 4. - С. 2-7.

2. Иванова С.В. Организация физкультурно-спортивной работы по месту жительства на муниципальном уровне / С.В. Иванова, И.В. Манжелей // Теория и практика физ. культуры. - 2013. - № 2. - С. 42-47.

Информация для связи с автором: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.