Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК АКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ПРИМЕНЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК АКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИМЕНЕНИЕ / УЧИТЕЛЬ / ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ / УРОК / МАТЕМАТИКА / АКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДЕЛОВАЯ ИГРА / УЧАЩИЕСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Узденова Мадина Борисовна

В статье рассматривается применение учителем игровых методов на уроках математики как активных образовательных технологий. Показана необходимость у педагога планировать применение эффективных приемов, методов и средств обучения, которые были бы направлены на формирование универсальных учебных действий. Нетрадиционные уроки с нестандартными элементами в их конструкции, организации и методах обучения повышают интерес учащихся в большей степени, чем традиционные уроки в классическом режиме работы. Такие приемы и методы в современной психолого-педагогической литературе называются активными и интерактивными в зависимости от взаимодействия участников. Сегодня необходимы люди, мыслящие нешаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Для того чтобы повысить уровень активности учащихся на уроке, необходимо вовлечь детей в процесс получения знаний. Одним из наиболее эффективных средств развития познавательных способностей является использование дидактических игр на уроках математики. Как показывает практика, во время игры учащиеся сохраняют бдительность, сосредоточенность и дисциплинированность. автор приходит к выводу, что, проведение деловых игр на уроках математики способствует развитию у подростков мотивации и лидерских качеств, формирует положительную личностную позицию и позволяет им эффективно взаимодействовать с окружающими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER'S APPLICATION OF GAME METHODS AT MATHEMATICS LESSONS AS ACTIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

The paper deals with the teacher's application of game methods at mathematics lessons as active educational technologies. The necessity of application of effective methods, methods and means of teaching aimed at formation of universal learning activities is shown. Unconventional lessons with unconventional elements in their design, organization and teaching methods increase students' interest more than traditional lessons in a classical mode. Such techniques and methods are called active and interactive in modern psychoeducational literature depending on the interaction of the participants. Today we need people who think outside the box, who are able to find new ways to solve proposed tasks, to find a way out of a problem situation. In order to increase the level of activity of students in the classroom, it is necessary to involve children in the process of acquiring knowledge. One of the most effective means of developing cognitive abilities is the use of didactic games in mathematics lessons. As practice shows, during the game students remain vigilant, focused and disciplined. The author concludes that, conducting business games at mathematics lessons contributes to the development of adolescents' motivation and leadership qualities, forms a positive personal position and allows them to interact effectively with others.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК АКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

чтения научного текста на иностранном языке, написания тезисов собственных научных докладов, составления аннотаций к научной статье, посредством организации для них цикла научно-практических семинаров способствует развитию академической мобильности в системе высшего образования.

Бесспорно, что опора на общие понятия в обучении создает условия для оптимизации учебного процесса в высшей школе, а практическое применение знаний, полученных на научно-практических семинарах по научному стилю речи -увеличения количества закрепления, повторения и обобщения, успешного усвоения знаний и формирования прочных умений и навыков у студентов.

Литература:

1. Берил, С.И. Преемственность и сопряженность программ среднего и высшего педагогического образования в структуре непрерывного образования в ПГУ им. Т.Г. Шевченко в контексте деятельности Учебно-научного комплекса «Педагогическое образование» / С.И. Берил, Л.И. Васильева // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. - 2019. - №8 (141). - С. 10-14

2. Бредихина, И.А. Методика преподавания иностранных языков: Обучение основным видам речевой деятельности: учеб. пособие / И.А. Бредихина; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. - 104 с.

3. Гальперин, П.Я. Общий взгляд на учение о так называемом поэтапном формировании умственных действий, представлений и понятий / Подг. к печати М.А. Степановой // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 1998. - №2. -С. 3-8

4. Дугарцыренова, В.А. A student's Guide to Writing Proposais in the Social Science: Руководство по написанию проектов научного исследования на английском языке (для социальных дисциплин). - Москва: ЛЕНАНД, 2018. - 224 с.

5. Новодранова, В.Ф. Именное словообразование в латинском языке и его отражение в терминологии / Рос. академия наук; Ин-т языкознания. МГМСУ. - Москва: Языки славянских культур, 2008. - 328 с.

6. Общая психология: учебное пособие для педагогических институтов / В.В. Богословский, А.Д. Виноградова, А.Г. Ковалев и др.; под ред. В.В. Богословского [и др.]. 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Просвещение, 1981. - 383 с.

7. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: Пособие для учителей иностр. яз. / Е.И. Пассов. - Москва: Просвещение, 1985. - 208 с.

8. Старостина, Ю.С. Основы научной коммуникации на английском языке. Introduction to English Academic Communication: учеб. пособие / Ю.С. Старостина, М.В. Черкунова. - Москва: ФЛИНТА, 2018. - 112 с.

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры экономики и прикладной информатики Узденова Мадина Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)

ПРИМЕНЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК АКТИВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. В статье рассматривается применение учителем игровых методов на уроках математики как активных образовательных технологий. Показана необходимость у педагога планировать применение эффективных приемов, методов и средств обучения, которые были бы направлены на формирование универсальных учебных действий. Нетрадиционные уроки с нестандартными элементами в их конструкции, организации и методах обучения повышают интерес учащихся в большей степени, чем традиционные уроки в классическом режиме работы. Такие приемы и методы в современной психолого-педагогической литературе называются активными и интерактивными в зависимости от взаимодействия участников. Сегодня необходимы люди, мыслящие нешаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Для того чтобы повысить уровень активности учащихся на уроке, необходимо вовлечь детей в процесс получения знаний. Одним из наиболее эффективных средств развития познавательных способностей является использование дидактических игр на уроках математики. Как показывает практика, во время игры учащиеся сохраняют бдительность, сосредоточенность и дисциплинированность. автор приходит к выводу, что, проведение деловых игр на уроках математики способствует развитию у подростков мотивации и лидерских качеств, формирует положительную личностную позицию и позволяет им эффективно взаимодействовать с окружающими.

Ключевые слова: применение, учитель, игровые методы, урок, математика, активные образовательные технологии, деловая игра, учащиеся.

Annotation. The paper deals with the teacher's application of game methods at mathematics lessons as active educational technologies. The necessity of application of effective methods, methods and means of teaching aimed at formation of universal learning activities is shown. Unconventional lessons with unconventional elements in their design, organization and teaching methods increase students' interest more than traditional lessons in a classical mode. Such techniques and methods are called active and interactive in modern psychoeducational literature depending on the interaction of the participants. Today we need people who think outside the box, who are able to find new ways to solve proposed tasks, to find a way out of a problem situation. In order to increase the level of activity of students in the classroom, it is necessary to involve children in the process of acquiring knowledge. One of the most effective means of developing cognitive abilities is the use of didactic games in mathematics lessons. As practice shows, during the game students remain vigilant, focused and disciplined. The author concludes that, conducting business games at mathematics lessons contributes to the development of adolescents' motivation and leadership qualities, forms a positive personal position and allows them to interact effectively with others.

Key words: application, teacher, game methods, lesson, mathematics, active educational technologies, business game, students.

Введение. Активизация познавательной деятельности обучающихся - одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики. Педагогическая наука и школьная практика накопили немалый опыт применения методов и организационных форм, стимулирующих познавательные силы обучающихся. Следовательно, педагогу необходимо планировать применение таких приемов, методов и средств обучения, которые были бы направлены на активизацию познавательной деятельности. Такие приемы и методы в современной психолого-педагогической литературе называются активными и интерактивными в зависимости от взаимодействия участников.

В современной педагогике сегодня акцент делается на воспитании личности: активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении. Сегодня необходимы люди, мыслящие

нешаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Еще одной из актуальных задач является индивидуальный подход и помощь каждому ученику. Поэтому на первое место в освоении таких дисциплин как «Математика» выходит вопрос применения игр на уроках в старшей школе.

С помощью дидактических игр - данного вида деятельности ученик обучается. Это некий вид самостоятельной деятельности, которой занимаются дети. Такие игры являются очень важным средством воспитания активности детей, она способствует активизации психических процессов, а также процесс познания становится неотъемлемой частью. Дети с большой охотой стараются преодолеть трудности, с которым сталкивает их игра, учатся распределять свои силы и развивают навыки. Дидактика помогает увлекать ребенка даже в очень сложный материал предмета. Способствует лучшему усвоению и вызывает у ребят радостный рабочий настрой.

Как показывает педагогическая практика, нетрадиционные уроки с нестандартными элементами в их конструкции, организации и методах обучения повышают интерес учащихся в большей степени, чем традиционные уроки в классическом режиме работы.

Одной из основных задач является развитие интереса к обучению. Речь идет не просто об обучении, приобретении и накоплении знаний, а о развитии способности наилучшим образом использовать все накопленное, то есть о развитии успешных людей. Для того чтобы повысить уровень активности учащихся на уроке, необходимо вовлечь детей в процесс получения знаний. Одним из наиболее эффективных средств развития познавательных способностей является использование дидактических игр на уроках математики.

Изложение основного материала статьи. Игра - основной вид деятельности ребенка, одна из характерных закономерностей детского развития. Касаясь вопроса о влиянии игры на развитие мышления у ребенка, Д.Б. Эльконин отмечал: «Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование логического мышления ребенка» [6, С. 45].

Определено, что игровая деятельность является ведущим средством социальной адаптации. Обоснование выбора как средства социальной адаптации обеспечивается пониманием игры как определенные концепции:

По мнению Л.С. Выготского, сама игра является источником развития, создает «зону ближайшего развития» и помогает:

- развивать способность к эмпатии, сопереживанию;

- учить в случае необходимости выражать свое отношение к другим людям разными способами;

- формировать позитивное отношение к сверстникам [4, С. 62].

Возникают новые мотивы деятельности, и относятся связанные с ними цели деятельности. На сегодняшний день становится актуальным вопрос развития творческого и логического мышления, умения учеников старших классов работать самостоятельно, анализировать и делать выводы. На помощь педагогам здесь приходят интерактивные методы преподавания [1, С. 74].

Поэтому, важное место в обучении принадлежит правильному выбору методики преподавания. Очень часто передача информации по математике происходит традиционным методом. В такой организации обучения чаще всего используются такие методы, как чтение учебника, лекции, опросы и дискуссии, руководимые педагогом в качестве ведущего. Значимость учебной проблемы/темы для учеников достигается проблемным путем, когда постановка учебной проблемы, выдвижение доказательства или опровержение гипотезы осуществляется самим педагогом. Он использует известный материал, приводит аргументы, опровергает контраргумет, а ученики только следят за ходом логического изложения материала. Использование же интерактивных методов обучения является важным и используется педагогом, который в совершенстве владеет материалом и умеет привлечь к работе аудиторию. Значимость поставленной педагогом учебной проблемы для учеников возникает благодаря организации конструктивного педагогического взаимодействия, отлаженному положительному общению, большое значение будут иметь также ораторские качества и умения педагога, способность заинтересовать слушателей. Поэтому важно создание педагогом определенных условий и возможностей для самостоятельного доступа учеников к интересной информации, разрабатывая задачи для самостоятельной, групповой аудиторной и внеаудиторной работы, что облегчит усвоение новых знаний.

Все составляющие технологий интерактивного обучения делятся на инвариантные и вариативные. К инвариантным относятся определяющие деятельность как творческую (познавательный спор, видение и формулирование проблемы учебно-творческих задач, альтернативная деятельность, формирование гипотезы). Вариативные - это методы (словесные, иллюстративные, практические) и формы обучения, которые изменяются в соответствии с учебным предметом, индивидуальными особенностями учителя и учащихся, педагогических условий и т.д. Интерактивные обучающие технологии основываются на этапах творческой деятельности (моделирование жизненных ситуаций, альтернативное, гипотетическое решение проблемы).

В процессе разработки занятий с использованием игровых технологий нужно соблюдать определенные принципы:

- мотивационный - формирование положительной мотивации к воспитательной работе, разрешение определенных проблемных профессиональных ситуаций;

- ориентационно-ценностный - помогает создать морально- эстетические критерии и ориентации;

- целевой - определяет цели воспитания и обучения как субъектов воспитательных взаимодействий;

- содержательно-операционный - игровые методы обучения используются на разных дисциплинах;

- оценочный - игра дает возможность сопоставить результаты игры в целях ее проведения.

Игровые методы относятся к методам активного обучения. Согласно их определению, они имеют четыре признака:

- вынужденная активность учеников,

- сопоставление времени активности ученика и педагога,

- самостоятельная творческая разработка решения учениками,

- постоянное взаимодействие ученика и педагог с помощью прямых и опосредованных связей [5, С. 98].

Обучающая игра - это групповое упражнение с целью выработки и применения оптимальных решений, применения

обучающих методов и приемов в искусственно созданных условиях, воспроизводящих реальную обстановку. Ее участники в процессе имитационного моделирования, разрешения психологических ситуаций получают более конкретное представление о сущности предмета обучения. Как правило, игра отличается динамизмом, принятием целого ряда вариантов решений и рекомендаций в ограниченное время. Для использования дидактической игры в организации преподавания принципиальное значение имеет комплексный подход. Он требует от педагога сконцентрировать все усилия на формировании и развитии у учеников положительного отношения к обучению, гуманных взаимоотношений между ними.

Цель обучающих игр - сформировать у соискателей образования умение уже при обучении совмещать теоретические знания с практической деятельностью. Овладеть необходимыми знаниями и умениями соискатель сможет только тогда, когда он будет в достаточной мере проявлять к ним интерес и прилагать надлежащие усилия. Учитывая уровни познавательной деятельности, можно выделить следующие обучающие игры:

- репродуктивные игры, направленные на формирование необходимых знаний и умений. Цель их - воспроизведение в памяти, углубление и усовершенствование знаний;

- проблемно-розыскные - обобщенные игры, предусматривающие элементы поиска, воплощения логических операций;

- творческие игры, которые готовят к познавательной деятельности в процессе выполнения задач.

Благодаря игровым методам обучение происходит важная психологическая переориентация, каждый начинает понимать, что он уже не просто ученик, отвечающий перед педагогом, а личность, обладающая правами и обязанностями, на которой лежит ответственность за принятие решения, выбор определенной точки зрения. Это, конечно, интенсифицирует работу учеников, позволяет быстрее усвоить изложенный материал и приобрести опыт в решении практических задачи и ситуаций.

Важно и то, что деловые обучающие игры должны располагаться в порядке возрастания их развивающего психолого-педагогического эффекта. Переход от одного типа игр к другому соответствует разным этапам овладения учениками содержанием учебной деятельности, моделирующейся в системе деловых игр. Отличительной чертой игровых форм обучения является их органическое единство с традиционным обучением. Игры, несущие в себе большую эмоциональную нагрузку, необходимо использовать, соблюдая чувство меры, чтобы не вызвать перегрузки и притупления к ним интереса учеников. Деловая игра должна быть «событием» в обучающей жизни. Ей должна предшествовать основательная предварительная подготовка. Эти предостережения отнюдь не умаляют вес игровых методов обучения, а только предполагают четкое обоснование их место и роль среди других активных методов обучения.

Приведенные признаки деловых игр позволяют определить отрасль их наиболее эффективного назначения. Это организационно-управленческие, экономические, учебно-воспитательные и технологические процессы. Поэтому деловые игры называют также управленческими имитационными, подчеркивая тем самым их основное предназначение, а также связь с методами моделирования.

Чрезвычайно важен вопрос о классификации учебных деловых игр. В педагогической литературе нет единой точки зрения по отношению к их классификации. В ряде случаев можно классифицировать деловые обучающие игры по степени охват производственных и управленческих функций:

а) игры, предназначенные для анализа сложных организационных систем управления;

б) игры, моделирующие конкретную сферу деятельности предприятия, цеха, участка, отдела;

в) игры, проверяющие степень квалификации и уровень компетентности принимающего решения лица [2, С. 48].

Игры могут различаться также по способу выполнения расчетов (машинные и ручные) и по методологии применения

(игры в жесткой или свободной форме).

В учебных заведениях используется следующая классификация деловых игр:

- по характеристикам организационных форм обучения (местом игры в учебно-воспитательном процессе; временному признаку);

- по характеристикам учебного содержания (структурной однородности, уровню проблемности);

- по характеристикам учебного игрового взаимодействия (формой игрового взаимодействия; целевой ориентации; структуре игровых взаимодействий; видам субъектно-объектных отношений) [3, С. 73].

«Симуляционные игры (симуляции)» - это созданные учителем ситуации, при которых ученики копируют в упрощенном виде процессы, происходящие в настоящем общественной, экономической и политической жизни. Таким образом, симуляции является "миниатюрной" версии реальности. Метод способствует пониманию сложных взаимосвязей и развивает критическое мышления. Перед участниками и участниками стоит вызов перенять другую точку зрения, и таким образом они ставят под сомнение разные позиции, в том числе и собственную. Кроме того, симуляционные игры можно использовать для визуализации возможных сценариев развития событий в средне- и долгосрочной перспективе и реагировать на них подходящим образом. Из-за симуляционных игр можно почувствовать динамику конфликта, а также увидеть те факторы, способствующие его появлению.

В центре симуляционной игры стоит проблема, требующая решения. Участники и участницы должны принять какие-либо меры для ее преодоления. Чтобы найти нужное решение, игроки перенимают на себя роль определенного героя/героини или группы по интересам и пытаются отстоять свои позиции и интересы посредством переговоров и действий. Таким образом, симуляционная игра является относительно открытой политической или экономической проблемной ситуацией, которая педагогически и дидактически упрощена и требует определенного решения. Кроме того, ведущие создают такую игровую среду, что реагирует на развитие событий и еще больше усложняющий процесс принятие решений для участников и участников.

Симуляционная игра состоит из трех этапов. Первый этап - это вступление, за которое участники и участницы знакомятся с тематикой игры. Далее следует этап взаимодействия, когда игроки пытаются урегулировать конфликт, вокруг которого построена игра. На этапе оценка группа обсуждает ход игры и делает собственные выводы, перенося его в реальную жизнь. Для симуляции конкретных сценариев развития событий в будущем лучше всего подходят игры, основанные на реальных фактах. При определенных обстоятельств, причины и динамику конфликтов легче понять из-за выдуманной ситуации, потому что она создает более нейтральный и менее эмоциональный подход к освещению проблематики. Кроме того, метод симуляционной игры охватывает разные виды усвоения информации и способствует постоянному накоплению знаний. Путем активного обучение, основанное на получении опыта во время и за пределами симуляционной игры, участники и участники должны собирать, интерпретировать и оценивать информацию, а также принимать решения. В симуляционной игре знания получаются благодаря непосредственному отклику игроков на действия других участников и участниц в игровой среде.

Включая в свою структуру элемент неопределенности, игры могут применяться для создания новых вариантов решений любых практических проблем. Благодаря интенсивности коммуникации в ходе игры она стала употребляться как средство оптимизации взаимодействия и взаимопонимания представителей разных областей знаний.

Выводы. Таким образом, можно сделать вывод, что проведение деловых игр при обучении математике старшеклассников имеет множество преимуществ по сравнению с традиционными реализациями уроков.

Учебная деятельность школьников становится более мотивированной, создается успешная ситуация, приобретается опыт коллективного сотрудничества. Они учатся, запоминают новое, ориентируются в нестандартных ситуациях, развивают воображение. Даже самые неохотные ученики вступают в игру и прилагают все усилия, чтобы не разочаровать своих товарищей по команде. Как показывает практика, во время игры учащиеся сохраняют бдительность, сосредоточенность и дисциплинированность. Поэтому проведение деловых игр на уроках математики способствует развитию у подростков мотивации и лидерских качеств, формирует положительную личностную позицию и позволяет им эффективно взаимодействовать с окружающими. Это, на наш взгляд, очень необходимо в современном обществе.

Литература:

1. Абрамова, И.Г. Интерактивные методы обучения в системе высшего образования / И.Г. Абрамова. - М.: Гардарика, 2008. - 368 с.

2. Борисова, Н.В. Конструирование деловых игр / Н.В. Борисова. - Новые методы и средства обучения. Политехнический музей. - Вып. 2(6). - М.: Знание, 1989. - 207 с.

3. Вербицкий, А.А. Деловая игра как форма контекстного обучения / А.А. Вербицкий // Вестник Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова. Сер.: Педагогика и психология. - 2009. - № 4. -С. 73-84

4. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - № 6. -1966. - С. 62-68

5. Житбисова, А.А. Деловая игра - путь к познанию изучаемой дисциплины / А.А. Житбисова // Проблемы и перспективы профессионального образования в XXI веке: материалы III Международной научно-практической конференции (Омск, 22-23 апреля 2015 г.). БПОУ ОО «Сибирский профессиональный колледж». - Омск: БПОУ ОО «СПК», 2015. - С. 98-104

6. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - Издание второе. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 360 с.

Педагогика

УДК 371.8

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры философии, истории и экономической теории Федорова Светлана Ивановна

ФГБОУ «Ульяновский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина» (г. Ульяновск); доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социальных технологий Зритнева Елена Игоревна

ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь);

доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогического образования Парсиева Лариса Касбулатовна

ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет» (г. Владикавказ)

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ И ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОМУ ПРОШЛОМУ

Аннотация. В статье рассматриваются понятия «ценности», «ценностное отношение», «ценностное отношение к военной службе и военно-историческому прошлому». Авторами показана необходимость формирования у учащейся молодежи ценностного отношения к военной службе и военно-историческому прошлому России, опираясь на современные политические изменения. Обосноваться положение о том, что формирование ценностных отношений учащейся молодежи необходимо осуществлять в образовательных организациях. Представлена модель формирования ценностного отношения к военной службе и военно-историческому прошлому нашей Родины. В модели отражены методологические основы процесса; педагогические формы, методы, средства; этапы реализации модели и планируемые результаты. Выделены педагогические условия, обеспечивающие эффективность реализации модели в образовательных учреждениях.

Ключевые слова: ценность, ценностные ориентации, ценностное отношение, система ценностей, учащаяся молодежь, военно-историческое прошлое.

Annotation. The article deals with the concepts of "values", "value attitude", "value attitude to military service and the military-historical past". The authors show the need to form a value attitude towards military service and the military-historical past of Russia among young students, based on modern political changes. Substantiate the position that the formation of value relations among young students must be carried out in educational institutions. A model for the formation of a value attitude to military service and the military-historical past of our Motherland is presented. The model reflects the methodological foundations of the process; pedagogical forms, methods, means; stages of model implementation and planned results. Pedagogical conditions are identified that ensure the effectiveness of the implementation of the model in educational institutions.

Key words: value, value orientations, value attitude, value system, student youth, military-historical past.

Введение. Военно-историческое и героическое прошлое является одной из фундаментальных ценностей каждого человека, определяющей отношение общества и личности к родной стране, выступая той базисной духовно-ценностной средой, которая непосредственно питает процесс развития патриотического, гражданского и национального самосознаний личности. Объектами оценочного отношения могут служить определенные исторические события, исторические персонажи, накапливающие сущностные характеристики общечеловеческой ценности Родина, ее отличительные особенности от иных ценностей в менталитете общества. Отдельные исторические события способны составить переживания, связанные с собственной жизнедеятельностью личности, ее значимостью в родной стране, а также перспективами гражданской реализации.

Процесс формирования ценностного отношения к военной службе и военно-историческому прошлому является основной частью формирования каждой личности.

Необходимо отметить, что в настоящее время обострилась политическая ситуация, что приводит к выводу о необходимости активизации воспитательных мероприятий по формированию ценностного отношения к военно-историческому и героическому прошлому нашей страны.

Цель исследования - представить модель процесса формирования ценностного отношения к военной службе и военно-историческому прошлому у учащейся молодежи в образовательном учреждении.

Задачи научной статьи: 1) представить компоненты модели формирования ценностного отношения к военной службе и военно-историческому прошлому в различных образовательных учреждениях (школа, колледж, вуз); 2) обосновать компоненты модели; 3) выделить условия, направленные на эффективность изучаемого процесса.

Методы исследования: анализ и систематизация научной психолого-педагогический и историко-культурной литературы, синтез понятий и определений, обобщение.

Теоретическая база исследования: публикации по проблеме формирования ценностных отношений и ценностных ориентаций молодежи (И.И. Наволокин, С.А. Новик, С.И. Попова, М.С. Раитина, Л.А. Саенко, С.А. Тихонина, В.В. Шишов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.