Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРАХ'

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИГРА / МОТИВАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / PEDAGOGICAL GAME / MOTIVATION / PEDAGOGICAL CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Субботкина Зинаида Николаевна

В данной статье рассмотрен один из активных методов обучения - педагогическая игра. Уделяется детальное внимание воспитательному значению игры - игра помогает выразить, выработать определенные нравственные качества. Также рассматриваются цели дидактических игр, их классификации. Вопрос контроля и оценки работы учащихся в процессе игры рассматривается в статье, приводятся мнения ученых по данному вопросу. Особый акцент сделан на то, что оценка учащихся в процессе игры может быть различной, что необходимо учитывать в ходе образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ASSESSMENT OF PUPLES ' MOTIVATION IN DIDACTIC GAMES

This article considers one of the active methods of teaching as a pedagogical game. Detailed attention is paid to the educational value of the game - the game helps to Express and develop certain moral qualities. The goals of didactic games and their classification are also considered. The issue of monitoring and evaluating the work of students in the game is discussed in the article, and the opinions of scientists on this issue are given. Special emphasis is placed on the fact that the assessment of students during the game can be different.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРАХ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРАХ Субботкина З.Н. Email: @scientifictext.ru

Субботкина Зинаида Николаевна - учитель физики-математики, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 23, г. Астрахань

Аннотация: в данной статье рассмотрен один из активных методов обучения -педагогическая игра. Уделяется детальное внимание воспитательному значению игры - игра помогает выразить, выработать определенные нравственные качества. Также рассматриваются цели дидактических игр, их классификации. Вопрос контроля и оценки работы учащихся в процессе игры рассматривается в статье, приводятся мнения ученых по данному вопросу. Особый акцент сделан на то, что оценка учащихся в процессе игры может быть различной, что необходимо учитывать в ходе образовательного процесса.

Ключевые слова: педагогическая игра, мотивация, педагогический контроль.

FEATURES OF ASSESSMENT OF PUPLES ' MOTIVATION IN

DIDACTIC GAMES Subbotkina Z.N.

Subbotkina Zinaida Nikolaevna - Teacher of Physics-Mathematics, MUNICIPAL BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION SECONDARY SCHOOL № 23, ASTRAKHAN

Abstract: this article considers one of the active methods of teaching as a pedagogical game. Detailed attention is paid to the educational value of the game - the game helps to Express and develop certain moral qualities. The goals of didactic games and their classification are also considered. The issue of monitoring and evaluating the work of students in the game is discussed in the article, and the opinions of scientists on this issue are given. Special emphasis is placed on the fact that the assessment of students during the game can be different.

Keywords: pedagogical game, motivation, pedagogical control.

Каждый человек познает окружающий мир только через собственную деятельность. В школе же дети слушают учителя, одноклассников, производят различные действия по указанию, а не по потребности. Такой процесс передачи информации от учителя к ученику противоречит человеческой природе и рождает массу педагогических проблем в школе. Именно поэтому педагоги стали применять активные методы обучения, которые позволяют вовлечь учащихся в учебный процесс. Одним из таких методов является педагогическая игра.

Игра - основная деятельность детей. Игра может быть использована как эффективное средство в воспитании и развитии ребенка, также она способствует физическому и психическому развитию. Воспитательное значение игры трудно переоценить, она органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве способна выразить, выработать определенные нравственные качества.

Увеличение умственной нагрузки в частности при обучении физики заставляет задуматься учащихся (особенно 9-11 классов) над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу, сохранить их активность на протяжении всего урока. В связи

с этим ведутся поиски новых, эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые мотивировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

Понятие «мотивация» происходит от латинского слова «movere» - двигать. Мотивация - это способность человека удовлетворять свои потребности посредством какой-либо деятельности. Одним из элементов мотивации является стимулирование. Стимулы выполняют роль раздражителей, воздействующих на работника извне с целью побуждения его к деятельности. Воздействие стимулов переводит существующие потребности в мотивы при условии соответствия их друг другу. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия, других людей, обещания и обязательства, предоставляемые возможности и т.п., что желал бы получить человек за определенные действия (производственное поведение).

Ценным методом стимулирования интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Игра является и средством первоначального обучения. В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать искать, проявлять усилие, и находить, обогащает духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию. Этой цели и служат дидактические игры.

Дидактические игры - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения [4].

В трудах ученых-педагогов, методистов (О.Б. Даутова, О.Н. Крылова, В.И. Кузнецова, А.В. Петровского и др.) [1, 2], посвященных игровым технологиям даны классификации игр по следующим основаниям:

1) по форме деятельности: индивидуальные, парные, групповые, общеклассные;

2) по характеру педагогического процесса: обучающие, познавательные, репродуктивные, коммуникативные;

3) по образовательным задачам: изучение нового материала, формирование умений и навыков, повторения и контроля знаний;

4) по типам: познавательные, ролевые, комплексные, деловые, соревновательные;

5) по форме проведения: игры-аукционы, игры-исследования, игры, путешествия.

В игре можно создать ситуации, при которых на разных этапах урока ребята

смогут обмениваться друг с другом информацией, советоваться, спорить, помогать друг другу и оценивать один другого. В процессе общения учащиеся быстрее и лучше разбираются в учебном материале, вместе устраняют ошибки. Это позволяет всем двигаться вперед своим темпом, подтягивать слабых и не сдерживать сильных по знаниям учеников. Но перед тем как проводить игру, к ней очень основательно нужно подготовиться, в том числе нужно продумать, как учитель будет контролировать учащихся во время игры. Под методом контроля понимают систему последовательных взаимосвязанных диагностических действий учителя и учащихся, обеспечивающих обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса [3].

Звонников В.И. пишет о том, что в большинстве учебников для системы педагогического образования в качестве основных функций педагогического контроля выделяются контролирующая, диагностическая, обучающая, воспитывающая и мотивирующая функции. В ходе исторического развития педагогической науки и появления представлений о контроле как составляющей управления качеством образования добавились информационная, сравнительная и прогностическая функции.

Во время разработки дидактической игры перед учителем встает вопрос «Как правильно оценить учащихся во время игры?». Оценить - значит установить уровень,

степень или качество чего-либо. Оценка - качественный показатель (например, «Ты -молодец!»). Отметка - количественный показатель (пяти или десятибалльная шкала, проценты) [5]. А.П. Гречин выделяет следующие функции оценки:

1) мотивационная (поощряет, стимулирует учебную деятельность);

2) диагностическая (указывает на причины тех или иных образовательных результатов);

3) воспитательная (формирует самосознание и адекватную самооценку);

4) информационная (свидетельствует о степени успешности ученика) [5].

Для преподавателя оценка является результатом обработки той информации, которая поступает к нему в ходе обратной связи преподавателя и учащийся. Так как дидактические игры могут быть разного содержания, то и оценивать их нужно по-разному.

Список литературы /References

1. Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении: Учеб.-метод. пособие для учителей / О.Б. Даутова, О.Н. Крылова; под ред. А.П. Тряпицыной. СПб: KARO, 2006. 176 с.

2. Крылова О.Н. Дидактические игры как средство формирования целостных знаний школьников об объекте изучения: Автореф. дис. ... / О.Н. Крылова. СПб, 1995.

3. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М: Педагогическое общество России, 1998. 640 с.

4. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В. А. Мижериков; под общей ред. П.И. Пидкасистого. М.: ТЦ Сфера, 2004. 448 с.

5. Чернявская А.П., Гречин Б.С. Современные средства оценивания результатов обучения: учебно-методическое пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2008. 98 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.