Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5,6 КЛАССАХ'

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5,6 КЛАССАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2337
348
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ / ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / НАВЫКИ / ТЕХНОЛОГИЯ / МАТЕМАТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воистинова Гузель Хамитовна, Байназарова Милана Рустемовна

В статье рассматривается применение игровых технологий на уроке математики в 5- 6 классах как средство формирования знаний, умений и навыков; роль игр в развитии внимания и мышления учащихся; классификация различных дидактических игр; разработки дидактических игр, применяемых на уроках математики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5,6 КЛАССАХ»

УДК 37

Педагогические науки

Воистинова Гузель Хамитовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Фундаментальная математика», Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский Государственный университет», г. Стерлитамак, Россия

Байназарова Милана Рустемовна, студентка 4 курса, факультет математики и информационных технологий, Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский Государственный университет», г. Стерлитамак,

Россия

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5,6 КЛАССАХ

Аннотация: В статье рассматривается применение игровых технологий на уроке математики в 5- 6 классах как средство формирования знаний, умений и навыков; роль игр в развитии внимания и мышления учащихся; классификация различных дидактических игр; разработки дидактических игр, применяемых на уроках математики.

Ключевые слова: игровые технологии, дидактическая игра, обучение математике, знания, умения, навыки, технология, математика.

Abstract: The article considers the use of gaming technology in a math lesson in grades 5-6 as a means of developing knowledge, skills and skills; the role of games in the development of students' attention and thinking; Classification of different didactic games; develop didactic games used in math lessons.

Keywords: game technologies, didactic game, teaching mathematics, knowledge, skills, technology, mathematics.

«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об

окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и

любознательности.»

В.А. Сухомлинский

Повышение интереса к математике у большинства учащихся на прямую зависит от методики преподавания изучаемого предмета, то есть от того, насколько правильно и умело сконструирована учебная работа. Одним из современных и признанных методов обучения является применение игровых технологий, которые представляют собой систему использования различных дидактических игр. Игровые технологии обладают образовательной, развивающей и воспитательной функциями.

Технология - результат объединения двух древних понятий: техно (перевод с греческого 1есИпе) - мастерство, искусство и логос (11§08) - наука, умение; буквально - это учение о мастерстве [5, с. 20]. Игровые технологии являются одной из форм обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным работу учащихся на творческо-поисковом уровне. Занимательность игры делает эмоциональной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, использованию знаний в новой ситуации [4, с. 52].

Игры можно разделить на: индивидуальные, групповые, массовые, парные и общеклассовые. По дидактическим целям игры подразделяются на: изучающие новый материал, закрепляющие новые знания, обобщающие игры, комбинированные уроки с элементами игры, релаксационные игры - паузы. По сущности игровой основы игры бывают с правилами, ролевые, деловые, а также комплексные игровые системы (например, КВН). Форма проведения может быть различной: игры-аукционы, соревнование на скорость, игры-исследования, поисковая операция решения проблемы, путешествие по станции с чередованием игровых ситуаций, пресс-конференция [3, с. 304].

При организации дидактических игр следует придерживаться определенных положений. К участникам математической игры предъявляются определенные требования в отношении знаний, то есть, для того чтобы играть,

необходимо знать. Это требование придает игре познавательный характер. Правила игры должны быть точно сформулированными, а математическое содержание материала игры - доступно пониманию обучающихся. Иначе, учащиеся не проявят желание учувствовать в ней, и игра будет проводиться формально [2, с. 175]. Игра должна разрабатываться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Она должна быть такой, чтобы каждый ученик смог проявить себя в этой игре, продемонстрировать свои способности, знания, а также испытать удовлетворенности и успеха.

При разработке дидактической игры необходимо применять дифференцированный подход к обучению. Предусмотреть легкие варианты игры для слабых учащихся, а также сложный вариант для сильных учеников. Многообразие математических игр повышает эффективность уроков математики, является источником систематических и прочных знаний. При применении дифференцированного подхода, все учащиеся проявляют заинтересованность к предмету и активность в учении [1, с. 34].

В процессе игры учащиеся должны математически грамотно рассуждать, излагать свои мысли коротко и ясно. Игру необходимо закончить на данном уроке, для того чтобы подвести итоги и получить результат. В данном случае она будет более эффективной.

Математическая сторона содержания игры должна выдвигаться на первый план. В этом случае, игра будет выполнять свою роль в математическом развитии детей, воспитании интереса их к математике и повышения качества обучения [5, с. 23].

Игры, используемые на уроках математики в 5- 6 классах, нередко бывают связаны с определенным сюжетом. Сюжеты самые простые, рассчитанные на детское воображение. Часто сюжеты зашифрованы в названиях игры: «Числовая мельница», «Математические ребусы», «Лучший счетчик».

Во многих дидактических играх применяется принцип соревнования между группами учащихся, так как соревнования усиливают эмоциональный

характер игр. При этом следует учесть особенность в том, что лучше проводить соревнование на первенство команды учащихся, для того, чтобы обучающиеся не только сами стремились выполнить задание, но и мотивировали к этому участников своей команды и помогали им. Сюжет соревнования может быть выражен различными способами, в частности в названии игр: «Эстафета», «Коллективный счет», «Кто быстрее» [3, а 305].

Целесообразность использования игр на разных этапах урока математики различна. На этапе усвоения новых знаний дидактические игры во многом уступают традиционным формам обучения, поэтому игровые технологии обучения чаще применяют при проверке полученных знаний, выработке навыков, формировании умений. Определение места игры на уроке математики зависит от понимания педагогом функций дидактических игр и их классификации. Коллективные игры делятся по дидактическим задачам урока: обучающие, контролирующие и обобщающие. Обучающей является игра, в которой учащиеся приобретают новые знания, умения и навыки. Необходимо учитывать тот факт, что результат усвоения будет намного лучше, если будет четко выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но содержании математического материала. Целью контролирующей дидактической игры является повторение, закрепление и проверка полученных знаний. При участии в ней, учащимся необходима определенная математическая подготовка по пройденному материалу. Соответственно, обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они направлены на установление межпредметных связей, на приобретение умения действовать в различных ситуациях [4, а 54].

Рассмотрим применение игровых технологий на уроках математики 5- 6 классах.

Дидактическая игра «Лучший счетчик».

Целью данной игры является совершенствование навыков устных вычислений. Учитель объявляет, что на следующем уроке будет проходить игра под названием «Лучший счетчик», классу необходимо поделиться на 3

команды. Заранее, каждая команда должна подобрать 4 примера для устного счета по изучаемой теме. В каждой команде выбирается капитан, который будет представлять свою команду. Примеры для устного счета предлагают «счетчику» члены других команд до тех пор, пока он не собьется. Далее его сменит другой участник команды. Побеждает та команда, в которой было наименьшее число «счетчиков», решивших наибольшее количество примеров. Игра проводится в начале урока в течении 10- 15 минут. Данная игра используется, в основном, при изучении различных тем курса математики 5- 6 класса: «Сложение и вычитание десятичных дробей», «Умножение и деление десятичных дробей», «Сложение и вычитание отрицательных чисел», «Арифметические действия с обыкновенными дробями».

Дидактическая игра «Математическая эстафета»

Целью данной игры является создание условия для проверки у учащихся умений выполнять действия с десятичными дробями. Для подготовки к игре, заблаговременно готовятся карточки с числовым выражением, для нахождения значения, которого необходимо выполнить несколько арифметических действий. Учащиеся разбиваются на 3 команды. Каждой команде выдается карточка с аналогичными примерами. Действий в составленных примерах должно быть столько, сколько учеников в одной команде. Учащийся каждой команды выполняет одно действие, записывает ответ и передает карточку другому участнику команды. Каждому участнику придется выполнить одно действие. Побеждает та команда, которая раньше решит пример и получит правильный ответ.

Таким образом, в игровых формах занятий реализуются идеи сотрудничества, соревнования, воспитания через коллектив, приобщение детей к творчеству, воспитания ответственности каждого, а самое главное - обучение математике. Игра способствует формированию прочных вычислительных навыков и умений, играет огромную роль в повышении качества образования, развития логического мышления, а также развития личностных качеств учащегося.

Библиографический список:

1. Горнобатова Н.Н. Элементы исследовательской деятельности на уроках математики в 5 классе // Эксперимент и инновации в школе. - 2012. - №2. - 3335 с.

2. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики: книга для учителя - М.: Просвещение, 2002. - 175 с.

3. Старостенко Н.В. Использование дидактических игр на уроках математики в рамках ФГОС // Молодой ученый. - 2014. - №12. - 303- 305 с.

4. Устьянцева В.Н. Использование игровых форм организации учебной деятельности при обучении математике // Научно- методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - № 11 (ноябрь). - 51-55 с.

5. Шмелева О.В. Игровые технологии - эффективное средство формирования ключевых компетенций, обучающихся на уроках математики // Школьная педагогика. - 2016. - №3. - 19- 24 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.