УДК 372.851
Осипов Р.А., Никанорова Ю.Ю., Морозова Е.В.
Смоленский государственный университет DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11307 ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ АКТИВНОГО
ОБУЧЕНИЯ
Osipov R.A., Nikanorova Y.Y., Morozova E. V.
Smolensk state University
BUSINESS GAMES IN MATH LESSONS AS ONE OF THE METHODS OF ACTIVE LEARNING
Аннотация
В статье рассматривается эффективность использования на уроках математики деловых игр как одного из методов активного обучения. Выделяются преимущества их использования по сравнению с традиционной формой проведения уроков. Приводятся некоторые модели деловых игр, предлагается структура их проведения.
Abstract
The article considers the effectiveness of using business games as one of the methods of active learning in mathematics lessons. The advantages of using them in comparison with the traditional form of conducting lessons are highlighted. Some models of business games are given, and the structure of their conduct is suggested.
Ключевые слова: современные средства обучения математике, дидактические игры, деловые игры, игровое обучение, игровая модель.
Keywords: modern means of teaching mathematics, didactic games, business games, game training, game model.
Как показывает педагогическая практика, нетрадиционные уроки, в которых присутствуют нестандартные по замыслу, организации и методике преподавания элементы, вызывают у учащихся больший интерес, нежели традиционные учебные занятия с классическим режимом работы.
Одной из главных проблем дидактики остается воспитания интереса к обучению. Не просто обучению - получению и накоплению знаний, - а приобретению умения наиболее эффективно использовать все то, что накоплено, то есть воспитание успешного человека. Для того что бы повысить уровень активности учащихся на уроке, необходимо вовлечь детей в процесс получения знаний. Одним из наиболее эффективных средств развития познания является использование дидактических игр на уроках математики.
Игровое обучение — это одна из форм учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. Игра обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых. Исторически сложилось так, что главной задачей выступает — обучение. Не вызывает сомнения, что игра практически с первых моментов своего возникновения выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения. С целью выработки необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей.
Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.
В отечественной и зарубежной педагогике вопросы использования игр в процессе обучения изучались многими учеными (К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, Н.Г. Чернышевский, В.В. Гориневский и др.), работы которых позволили раскрыть сущность и педагогическое значение игры в процессе обучения и воспитания.
Существует довольно много классификаций дидактических игр по различным критериям, например, по игровой методике выделяют игры-драматизации, игры-соревнования, деловые игры, ролевые игры. В данной статье мы остановимся более подробно на рассмотрении применения деловых игр в обучении математике старших школьников, поскольку мы считаем, что игры именно данной категории позволяют в наибольшей степени раскрыть потенциал школьников данной возрастной группы.
В образовательном процессе термин «деловая игра» используется довольно давно. Теоретический анализ термина «деловая игра» показывает неоднозначность его толкования:
РЦВЫС ЛБМШТБТКЛТЮМ / <<Ш^ШМУМ~^®УГМа[1>>#Щ11)),2©2©
76_
• групповое упражнение по выработке последовательности решений в искусственно созданных условиях, имитирующих реальную производственную обстановку [5];
• форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики [1];
• комплексный методический прием обучения, при котором учащиеся в первую очередь рассматривают процесс принятия решения [2].
В деловой игре обучение происходит в процессе совместной деятельности, при которой каждый участник решает отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией в этой игре. Деловая игра - это не просто совместное обучение, это обучение совместной деятельности умениям и навыкам сотрудничества.
В контексте нашей работы деловую игру будем рассматривать как игру, в процессе которой на основе игрового замысла моделируется реальная обстановка, выполняются конкретные действия, выбирается оптимальный вариант решения задачи, имитируется его реализация в практической жизни.
Е.А. Хруцкий выделяет следующие достоинства деловых игр:
• рассмотрение определенной проблемы в условиях значительного сокращения времени;
• освоение навыков выявления, анализа и решения конкретных проблем;
• работа групповым методом при подготовке и принятии решений, ориентация в нестандартных ситуациях;
• концентрация внимания участников на главных аспектах проблемы и установление причинно-следственных связей;
• развитие взаимопонимания между участниками игры [5].
Несмотря на все эти достоинства, деловые игры имеют и ряд отрицательных моментов, связанных с довольно высокой трудоемкостью для всех участников игры, сложностью соотнесения игрового пространства с реалиями жизни, сложностью при проведении объективной оценки.
При разработке деловой игры учителю следует учитывать два ряда целей - педагогические и игровые. Первые из которых предполагают приобретение новых знаний и умений, формирование системы отношений в коллективе, ценностных личных качеств, развитие мышления; вторые -успешное выполнение учениками взятых на себя ролей, получение максимального количества баллов.
При разработке и организации деловой игры учителю также следует руководствоваться следующими принципами организации учебной деловой игры:
1. Принцип имитационного моделирования ситуации.
2. Принцип проблемности содержания игры.
3. Принцип ролевого взаимодействия и совместной деятельности.
4. Принцип диалогического общения и взаимодействия партнеров.
5. Принцип двуплановости игровой учебной деятельности.
Остановимся более подробно на рассмотрении некоторых образцов моделей деловых игр. Выделим 2 модели: заседание конструкторского бюро и квартальный отчет в НИИ. К данным моделям игр в процессе прохождения педагогической практики, а так же в рамках изучения курса «Современные методы обучения математике», нами были разработаны два конспекта «Золотые сечения» и «Квартальный отчет в НИИ: производная и ее применение» [3, 4].
1. Заседание конструкторского бюро
Имитационная модель: в крупном научном учреждении проводится заседание конструкторского бюро, которое предварительно получило задание от дирекции. Для успешного выполнения задания класс делится на группы по интересам: мозговой центр (предлагает свою идею работы, теоретическое обоснование), конструкторская группа (выполняет модель), экспериментаторы (ставит необходимый для решения задачи эксперимент), группа историков (готовит доклад о сконструированной модели).
Проведение разработанной нами деловой игры «Золотые сечения» возможно в 10 классах общеобразовательных школ на уроке обобщения и систематизации знаний по теме «Построение сечений параллелепипеда».
Цель: пробуждение у учащихся интереса к изучению математики, расширение их кругозора; усвоение учащимися понятия «сечение», методов его построения; развитие логического мышления через нестандартные задачи; рассмотрение связи математики с реальной жизнью через игровую ситуацию.
Планируемые результаты:
Познавательные: находить наиболее эффективный способ решения задач в зависимости от конкретных условий.
Регулятивные: уметь самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнении, как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Личностные: развивать устойчивый познавательный интерес.
Имитационная модель: в Международный Математический Центр за помощью обратилась одна из крупнейших ювелирных сетей «Кристалл». Данная сеть запускает новую линейку украшений, имеющих форму многоугольников. На производство поступают одинаковые золотые слитки, представляющие собой параллелепипеды. При изготовлении украшений они будут разрезать их так, чтобы в сечении получилась необходимая форма. Украшения каких фигур они могут изготавливать при наличии таких слитков? Просится предоставить соответствующую информацию и чертежи.
Игровая модель: Учащиеся делятся на 4 группы в соответствии со своими интересами:
• мозговой центр разрабатывает теоретическое обоснование возможного решения;
• конструкторы строят модели возможных ситуаций;
• экспериментаторы проводят опыты, чтобы убедиться в существовании решения поставленной проблемы;
• историки готовят доклад об историческом развитии данной темы, который может сыграть хорошую рекламную роль в продвижении продукции.
На столах каждой группы лежат необходимые для работы материалы: учебник и листы А4 для мозгового центра, ноутбук или компьютер с установленным программным пакетом «GeoGebra» и листы А4 для конструкторов, пластилин и каркасная модель для экспериментаторов, книги «Чудесные сечения», «Построениесечений на изображениях многогранников» и листы А4 для историков. В течение 20 минут каждая группа работает над решением поставленной задачив зависимости от вида деятельности своего отдела. Затем, на общем заседании Международного Математического Центра, выслушиваются результаты проделанной работы каждого отдела и предоставляется полный ответ на предложенную задачу.
Предполагается, что отдел «Мозговой центр» подготовит основной теоретический материал по теме «Сечения», в который войдут определения многогранника, параллелепипеда, секущей плоскости, сечения, свойства параллелепипеда, правила построения сечений. Так же данный отдел должен указать и обосновать, какие фигуры могут получиться в сечении параллелепипеда.
Конструкторы должны подтвердить утверждение теоретиков о 4 видах сечений параллелепипеда, выполнить их построение в пакете «Geogebra». Рассчитывается, что учащиеся уже умеют работать в данном пакете и выполнять построения фигур, строить сечения. Пакет «Geogebra» позволяет продемонстрировать полученные чертежи в золотом цвете, что будет выглядеть более наглядно относительно решения поставленной задачи.
Экспериментаторы проверяют возможность построения сечений параллелепипеда в реальной жизни, проводят эксперимент, по результатам которого приходят к выводу о том, что построить сечения параллелепипеда, опираясь на известные теоретические сведения, возможно не только на моделях, но и в реальной жизни. В зависимости от временных рамок возможно построение одного из видов сечений параллелепипеда непосредственно перед всеми учащимися.
Историки выделяют некоторые факты из истории сечений и многогранников, отмечают, где сечения могут применяться в настоящее время.
В конце занятия в режиме реального времени на почту учителя приходит письмо с благодарностью следующего возможного содержания:
«Ювелирная фирма ОАО «Кристалл» выражает благодарность Международному Математическому Центру за грамотное проектирование наших ювелирных изделий. Творческий подход, понимание наших непростых потребностей и задач
позволяет судить о высоком профессионализме Центра. Нам было приятно, легко и просто работать с вашими сотрудниками, а их обязательность не имела границ. Надеемся, что наше дальнейшее сотрудничество будет не менее плодотворным и результативным, к тому же нам больше не нужно тратить время на поиск лучшего партнёра для создания ювелирных украшений.
С уважением, директор ОАО «Кристалл»
Осипов Р. А.»
2. Квартальный отчет в НИИ
Разработанная нами деловая игра «Квартальный отчет в НИИ: производная и ее применение», предназначена для проведения ее в 10 классах общеобразовательных школ на уроке обобщения и систематизации знаний по теме «Производная и ее применение».
Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Производная»; развитие мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение; воспитание познавательного интереса к математике; развитие умения не растеряться в проблемных ситуациях.
Планируемые результаты:
Познавательные: развитие умений применять знания на практике, находить оптимальные решения.
Регулятивные: развитие уверенности в своих силах, настойчивости.
Коммуникативные: развитие умения работать в коллективе.
Личностные: вовлечение учащихся в творческую, поисковую деятельность.
Имитационная модель: в НИИ проходит квартальный отчет сотрудников с последующим награждением лучшей лаборатории. Заранее известны требования к докладам-отчетам: наиболее полное представление темы с четким выделением главного, оформление темы чертежами, схемами, сопровождение доклада экспериментом. Особенностью доклада является то, что в нем содержится ряд ошибок, которые находят и исправляют сотрудники других лабораторий в ходе обсуждения отчетов.
Игровая модель: на уроке представители лабораторий по очереди выступают с докладами, подготовленными заранее по одному из вопросов пройденной темы, в соответствии с указанными выше требованиями. Каждая ошибка может принести 1 балл той лаборатории, которая ее найдет и исправит, либо 2 балла той лаборатории, кто вставил ее в доклад так удачно, что никто не смог ее обнаружить. Лаборатория, набравшая наибольшее количество баллов, награждается.
Учащимся были предложены следующие задачи: сбор и обобщение теоретического материала и исторической справки по теме; исследование трезубца Ньютона; исследования решения задач на оптимум.
На занятии учащиеся выступают со своими разработками по теме «Производная», стараются
PUBLIC ADMINISTRATION / <<Ш1ШетУМ-ШУ©Ма1>>#Щ!!)),2©2©
78
показать свои умения и навыки применять теоретические знания к решению практических задач, умение находить и исправлять ошибки в работе других.
В конце игры всем учащимся выдаются благодарственные письма следующего возможного содержания:
«Уважаемые сотрудники НИИ, от лица руководства выражаем вам благодарность за научный вклад в исследование производной, а также за осуществление сбора и обобщения теоретического материала по данной теме».
«Уважаемые сотрудники НИИ, от лица руководства выражаем вам благодарность за научный вклад в исследование производной, в частности, «Трезубца Ньютона».
«Уважаемые сотрудники НИИ, от лица руководства выражаем вам благодарность за научный вклад в исследование производной, в частности, в исследование задач на оптимум».
Деловая игра «Золотые сечения» нами была проведена на практике у учащихся 10 класса МБОУ «СШ №40» г. Смоленска. После проведения урока в форме деловой игры и беседы с учащимися было замечено, что форма урока вызывает интерес у учащихся, выявляются лидеры в процессе выполнения заданий, наблюдается организованная работа в группах, происходит осмысление и закрепление знаний учащимися. Проведенное после игры анкетирование показало, что данная форма проведения урока очень понравилась учащимся.
Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что проведение деловых игр при обучении математике старших школьников имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционной формой проведения
уроков: повышается мотивация учебной деятельности учащихся, создается ситуация успеха, приобретается опыт коллективной содеятельности, взаимоуважения. Увлекшись, учащиеся не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по команде. Как показывает практика, во время игры учащиеся внимательны, сосредоточенны и дисциплинированы. Таким образом, проведение деловых игр на уроках математики способствует развитию волевых и лидерских качеств у подростков, позволяет выработать активную личностную позицию и эффективно взаимодействовать с окружающими, что, на наш взгляд, является крайне необходимым в современном обществе.
Список литературы
1. Абрамов, Н. И. Комплексная деловая игра / Н.И. Абрамов [и др.]. - М.: Мысль, 1991. - 123 с.
2. Болтаева М. Л. Деловая игра в обучении // Молодой ученый. — 2012. — №2. — С. 252-254.
3. Деловая игра «Золотые сечения». - Режим доступа: URL: https://drive.google.com/open?id=1jbk6fGrx70Yxe12 O2emUrC3KZoS9sPGR. (18.01.2020)
4. Деловая игра «Квартальный отчет в НИИ: производная и ее применение». - Режим доступа: URL:
https://drive.google.com/open?id=17aw7eLQfTBrjqh9 4a1S9MXWxM4G5Bl81. (18.01.2020)
5. Хруцкий, Е.А. Организация проведения деловых игр: учебное пособие для преподавателей сред. спец. учеб.заведений / Е.А. Хруцкий. - М.: Высшая школа, 1992. - 320 с.
УДК: 378.046.4
Рассохин Алексей Альбертович Студент 1 курса, магистерская программа «Управление в образовании» ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
г. Архангельск.
DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11308 СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПОВ ТЬЮТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ.
Alexey Albertovich Rassokhin
CONTENTS OF STAGES OF TUTORIAL ACTIVITY IN THE PROCESS OF INCREASING THE
QUALIFICATION OF TEACHERS.
Аннотация
В данной статье обозначено содержание основных этапов тьюторской деятельности в процессе повышения квалификации педагогов, выполнено начальное структурирование содержания каждого этапа. Обозначены понятия: тьютор, тьюторинг, кратко отражены различные представления данных понятий и их трактовка, при помощи чего и определена роль тьюторства в процессе повышения квалификации педагогов и обмена педагогическим опытом.
Abstract
This article outlines the content of the main stages of tutoring in the process ofprofessional development of teachers, performed the initial structuring of the content of each stage. The concepts are indicated: tutor, tutoring, various representations of these concepts and their interpretation are briefly reflected, with the help of which the role of tutoring in the process of advanced training of teachers and the exchange of pedagogical experience is determined.