Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СПОСОБ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СПОСОБ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ / СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОНЛАЙН-РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яшонкова М. А.

Статья посвящена проблеме повышения мотивации современных учащихся и эффективности усвоения материала. Автор изучает, какие черты присущи современным школьникам. Стало очевидно, что для улучшения качества образования необходимо применять цифровые технологии на уроках в общеобразовательных школах. Также нужно менять отношение учеников к интернету и цифровым технологиям: они являются не только способом развлечения, но и полезным образовательным инструментом. Автор изучает новые средства обучения и инновационные образовательные онлайн-платформы, а также принципы их применения на уроках иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яшонкова М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING OF DIGITAL TECHNOLOGIES AS A WAY TO MOTIVATE PUPILS ON A FOREIGN LANGUAGE LESSONS

The article is devoted to the problem of increasing the motivation of modern pupils and the effectiveness of mastering the material. The author studies what features are inherent in modern schoolchildren. It has become obvious that in order to improve the quality of education, it is necessary to use digital technologies in lessons in secondary schools. It is also necessary to change the attitude of pupils to the Internet and digital technologies: they are not only a way of entertainment, but also a useful educational tool. The author studies new teaching tools and innovative online educational platforms, as well as the principles of their application in foreign language lessons.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СПОСОБ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

Применение цифровых технологий как способ мотивации учащихся на уроках

иностранного языка

Using of digital technologies as a way to motivate pupils on a foreign language lessons

Яшонкова Мария Алексеевна,

Студентка,

Тюменский государственный университет, Россия, г. Тюмень. e-mail:yashonkova17@bk.ru

Yashonkova Maria Alekseevna

Bachelor student, University of Tyumen, Russia, Tyumen. e-mail:yashonkova17@bk.ru

Аннотация.

Статья посвящена проблеме повышения мотивации современных учащихся и эффективности усвоения материала. Автор изучает, какие черты присущи современным школьникам. Стало очевидно, что для улучшения качества образования необходимо применять цифровые технологии на уроках в общеобразовательных школах. Также нужно менять отношение учеников к интернету и цифровым технологиям: они являются не только способом развлечения, но и полезным образовательным инструментом. Автор изучает новые средства обучения и инновационные образовательные онлайн-платформы, а также принципы их применения на уроках иностранного языка.

Annotation.

The article is devoted to the problem of increasing the motivation of modern pupils and the effectiveness of mastering the material. The author studies what features are inherent in modern schoolchildren. It has become obvious that in order to improve the quality of education, it is necessary to use digital technologies in lessons in secondary schools. It is also necessary to change the attitude of pupils to the Internet and digital technologies: they are not only a way of entertainment, but also a useful educational tool. The author studies new teaching tools and innovative online educational platforms, as well as the principles of their application in foreign language lessons.

Ключевые слова: иностранный язык, цифровизация, средство обучения, способ обучения, интерактивная доска, образовательные онлайн-ресурсы.

Key words: foreign language, digitalization, learning tool, learning method, interactive whiteboard, online educational resources.

Очевидно, что жизнь в XXI веке сильно поменялась и продолжает меняться довольно быстрыми темпами. Изменилось многое: люди, их восприятие, мышление, поменялся темп нашей жизни. Вследствие этих изменений, потребовались реформы в системе образования. Претерпели существенные изменения подходы и методики обучения, а также средства обучения. Средства обучения - это средства, с помощью которых осуществляется процесс обучения и достигаются поставленные цели. Средства обучения делятся на два вида: традиционные (учебник, рабочая тетрадь) и инновационные (цифровые образовательные ресурсы, образовательные онлайн - платформы)[3, С.13]. Определенно, использование только традиционных средств обучения более не подходит современным детям: им не интересно выполнять задания из учебника и делать записи в тетради, обучающимся трудно обрабатывать большие объемы информации.

Современные ученики существенно отличаются от учеников, которые были 15-20 лет назад. Они обладают так называемым клиповым мышлением - особенностью человека воспринимать мир с помощью «короткого, яркого посыла, воплощенного в форме либо видеоклипа, либо теленовости» [5]. Американский писатель и публицист Николас Карр в статье «Google делает нас глупее?» признается, что из-за регулярного пользования интернетом он с трудом может прочитать больше двух-трех страниц текста. С этой проблемой

столкнулся не только он, а также его коллеги и даже врачи[9]. Теперь вместо чтения газет или книг люди предпочитают быстрый просмотр текстов и роликов в сети интернет. К сожалению, у большинства современных школьников весь их мир сосредоточен в интернет-пространстве: там они общаются с друзьями, часами смотрят короткие 15-ти секундные видео, которые обычно не обладают никакой смысловой нагрузкой. По этой причине «клиповосмысляящие» ученики не могут долго концентрироваться на чем-то одном, учителю необходимо постоянно менять виды деятельности на уроке, иначе детям будет просто не интересен этот урок. Дети довольно редко используют интернет для получения новых знаний или навыков, которые пригодятся им в жизни. Современные школьники теряют способность к глубокому анализу и выстраиванию длинных логических цепочек. Они не хотят долго думать над заданием, им легче зайти в интернет и найти ответ, причем найденное решение тоже вряд ли будет проанализировано на предмет верности.

Преподаватель не может игнорировать роль интернета и цифровых технологий в жизни: многое сейчас от них зависит и этот процесс необратим, это факт. Однако необходимо менять отношение детей к интернету: к нему нужно относиться не только как способу развлечения и ухода от реальности, но и как к полезному образовательному инструменту.

«Суть цифровой трансформации образования — достижение каждым обучаемым необходимых образовательных результатов за счет персонализации образовательного процесса на основе использования растущего потенциала цифровых технологий, включая применение методов искусственного интеллекта, средств виртуальной реальности; развития в учебных заведениях цифровой образовательной среды; обеспечения общедоступного широкополосного доступа к Интернету, работы с большими данными» [7]. Формат современной школы постепенно меняется, в ней образовывается «цифровая среда». В большинстве регионов России уже давно появились электронные дневники, где учащиеся и их родители могут отслеживать успеваемость, смотреть темы уроков и домашние задания, а также общаться с учителями и отправлять задания. Также во многих школах появились интерактивные доски, компьютеры и планшеты, которые активно используются на уроках. В школах появляется доступ к высокоскоростному интернету. Все чаще план урока включает в себя интерактив на базе информационных технологий. Цифровое образование не ограничивает школы классическими методами и средствами обучения. Сам процесс обучения становится гораздо шире, вовлекает учеников эффективнее и предлагает все необходимое для благополучного усвоения знаний.

В экспертном докладе НИУ Высшей Школы Экономики «12 решений для нового образования» обозначены проблемы современного образования, а также возможные пути решения этих проблем. В докладе обозначается роль цифровых технологий в таких сферах, как: индивидуализация образования, повышение объективности оценивания и снижение нагрузки на учителей. Для перехода к современной цифровой школе необходимы следующие действия:

«- Переход к массовому использованию современных цифровых учебно-методических комплексов, которые могут подобрать индивидуальные траектории обучения, оптимальные методики и способы изучения материала.

- Внедрение в учебный процесс игр и симуляторов. Таким способом намного легче вовлечь современных школьников в образовательный процесс и сделать их обучение наглядным.

- Развитие системы дистанционного и смешанного обучения - когда изучаешь материалы где и как удобно, а на семинары и экзамены приходишь в класс. Таким образом школьники могут изучать предметы, которые недоступны в школе» [6].

Применение цифровых технологий не стоит игнорировать на любом уроке, в том числе и на уроке иностранного языка.

Одним из главных помощников учителя является интерактивная доска, с помощью нее доступны большие возможности. Во-первых, с ее помощью реализуются важные принципы обучения: наглядности, системности и доступности. «Работа с интерактивной доской повышает уровень восприятия материала за счет сочетания различных форм передачи информации - визуальной, звуковой и тактильной. Оформление занятия, которое включает в себя комбинирование фона, фигур аудио- и видеоряда в единое целое, играет важную роль» [2].

Во-вторых, использование этого устройства на уроке повысит мотивацию на уроке: ученикам будет интересно разобраться в принципах ее работы, что-то написать на ней. Для облегчения восприятия материала, преподаватель может создавать красочные презентации, включая в них схемы, таблицы, диаграммы, иллюстрации.

В-третьих, с помощью интерактивной доски очень легко менять виды деятельности на уроке: можно выполнить фонетическую зарядку, послушать аудирование, посмотреть видео на иностранном языке, а также в группах выполнить разнообразные задания после прослушивания или просмотра. Например, решить кроссворд, заполнить таблицу, соединить слово и картинку, вставить пропущенное слово в предложении и так далее. Периодически можно проводить нестандартные уроки: урок-викторина, урок-пресс конфедерация, урок-деловая игра, такие уроки положительно повлияют на разговорные навыки.

Конечно же, не стоит забывать о требованиях СанПиН об использовании электронных средств обучения (ЭСО) на уроке: «Общая продолжительность использования ЭСО на уроке не должна превышать для интерактивной доски - для детей до 10 лет - 20 минут, старше 10 лет 30 минут; компьютера - для детей 1-2 классов - 20 минут, 3-4 классов - 25 минут, 5-9 классов - 30 минут, 10-11 классов - 35 минут»[8].

Если урок с использованием интерактивной доски будет спланирован и структурирован, материал тщательно отобран, а работа будет динамичной, то он пройдет успешно и ученикам запомнится надолго.

Также в качестве домашнего задания или дополнения к нему можно рассмотреть следующие цифровые ресурсы: учи.ру , дуолинго ( анг. БиоИ^о), Рш71е1 и другие.

Учи.ру - полезная образовательная онлайн-платформа для школьников и учителей, на которой есть интерактивные курсы по всем школьным предметам с 1 по 11 класс, также на платформе можно подготовиться к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ. На сайте есть более 150.000 заданий в игровой форме. Система удобна в использовании, любой школьник сможет заниматься самостоятельно. С помощью учи.ру можно подтянуть знания по школьным предметам, если ученик долго болел и не мог посещать школу.

С этим сайтом можно работать не только дома, но и в классе. Учитель может выделить 15 минут для самостоятельной работы в классе в системе учи.ру. Сокращается время проверки заданий, учителю легко следить за прогрессом учеников в этой системе. Также этот сайт можно использовать на уроке посредством интерактивной доски для организации групповой работы или объяснения новой темы.

Приложение БиоИ^о помогает расширить словарный запас, оно идеально подходит для тех, кто изучает язык с нуля. Можно загрузить приложение на телефон и учить языки где угодно и когда угодно. Уроки короткие и у каждого ученика найдется пару минут, чтобы выполнить хотя бы один в день. Каждый урок состоит из 10-15 коротких заданий: на перевод в обе стороны, аудирование, произношение, составление фраз. Приложение присылает уведомления ежедневно, чтобы ученик не забыл позаниматься. После каждого выполненного урока, система анализирует ваши ошибки и использует эту информацию для планирования следующих уроков. Также есть бесплатный сервис БиоИ^о для школ, в котором преподаватель может создавать классы и отслеживать успехи учеников.

В области обучения иностранному языку, использование цифровых технологий имеет свою специфику, обусловленную формированием коммуникативной компетенции. Приобретение этой компетенции всегда давалась ученикам тяжело, им очень трудно строить предложения и выражать свои мысли на иностранном языке. В настоящее время не составляет никакого труда общение с носителем языка, вне зависимости от местоположения. Существует множество приложений, где можно общаться с иностранцами с целью изучения языка и грамматики, причем работает это в обе стороны. Есть возможность общаться не только текстовыми сообщениями, но и аудио- и видео - сообщениями, а таким способом легко избавиться от языкового барьера. Примером таких приложений являются: Tandem, HiNative, Polyglot club и многие другие.

Также сейчас намного легче найти качественные аутентичные материалы для изучения языка: учебники, аудиозаписи, мультфильмы и фильмы.

Резюмируя все вышесказанное, использование цифровых технологий просто необходимо на школьных уроках, в том числе на уроках иностранного языка. Система образования должна развиваться, идти в ногу со временем. В настоящее время существует множество цифровых образовательных ресурсов, которые помогут разнообразить процесс обучения и снизить нагрузку на учителя. Также на помощь педагогу приходят интерактивная доска, проектор, планшеты и прочие устройства. Современный педагог должен быть уверенным пользователем ПК, он должен уметь работать с цифровыми технологиями. Если эти условия не будут выполняться, нас ждут следующие негативные последствия: расслоение населения по уровню образования, глубокое научное и техническое отставание от развитых стран.

С помощью современных образовательных платформ намного легче добиться главной цели изучения иностранного языка - приобретения коммуникативной компетенции. У современных учеников есть доступ к образовательным видео, аутентичным сериалам и фильмам. У них есть прекрасная возможность услышать, как звучит речь носителей языка, они могут повторять за ними. С помощью онлайн-плафторм (зачастую в игровой форме) школьники могут выучить необходимую лексику и грамматику, как в классе, так и дома. С помощью инновационных технологий легче построить нестандартный урок, который может вывести учеников на новый разговорный уровень.

Конечно же, не стоит забывать про классические методы и средства обучения, преподаватель должен уметь их грамотно сочетать с инновационными. Тогда уроки такого педагога будут эффективными и интересными.

Список используемой литературы:

1.Калитин С.В. Интерактивная доска. Практика эффективного применения в школах, колледжах и вузах. Серия: Элективный курс. Профильное обучение. - М.: СОЛОН-Пресс, 2013. - 192 с.

2.Котельникова Е.Ю., Шпортько И.А. Использование интерактивной доски на занятиях по иностранному языку в вузе // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. 2015. №4 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-interaktivnoy-doski-na-zanyatiyah-po-inostrannomu-yazyku-v-vuze (дата обращения: 17.04.2023).

3.Михалева О.В Лингводидактика и методикаобучения иностранным языкам [Электронный ресурс] : учеб.-метод .пособие / Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г.Столетовых. - Владимир: Изд-во ВлГУ,2022. - 136 с. - ISBN 978-5-9984- 1371- 1.

4.Перунова А.В. Интерактивная доска как средство повышения мотивации в изучении иностранных языков [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования. - 2014. - N10. - URL: https://human.snauka.ru/2014/10/8040 (дата обращения: 10.05.2023).

5.Семеновских Т. В. «Клиповое мышление» - феномен современности. 2013. [Электронный ресурс] -URL: http://www.jaki.ru/wpress/2013/02/18/3208/.

6.Двенадцать решений для нового образования. Доклад центра стратегических разработок и Высшей Школы Экономики. Москва, Россия, апрель 2018г. [Текст]/ URL: https://www.hse.ru/twelve/ (дата обращения 15.05.2023).

7.Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае. II Российско-китайская конференция исследователей образования «Цифровая трансформация образования и искусственный

интеллект». Москва, Россия, 26- 27 сентября 2019 г. [Текст] / А. Ю. Уваров, С. Ван, Ц. Кан и др.- URL: https://aiedu.hse.ru/mirror/pubs/share/30820n88 (дата обращения 15.05.2023).

8.СанПиН СП-2.4.3648-20 требования к интерактивному оборудованию с 01.01.2021 URL: https://interparta.ru/news/sanpin-2021-2A3648-20/

9.Nicolas Carr. Is Google making us stupid? URL: https://www.theatlantic.com/magazine/archive/2008/07/is-google-making-us-stupid/306868/ (дата обращения 15.05.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.