Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
416
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТФОРМЫ / СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурдина Е.С.

Данная статья посвящена исследованию особенностей организации дистанционного обучения в предметной области «Английский язык» с использованием современных цифровых образовательных платформ. Целью исследования является изучение образовательных возможностей данного дидактического средства в организации учебного процесса по иностранному языку, совершенствовании отдельных языковых умений и навыков обучающихся. В статье рассматриваются основные классификации образовательных платформ, критерии их отбора, приводится перечень интернет-ресурсов данного типа, их характеристика, особенности работы, обосновывается актуальность использования данного средства обучения на уроках английского языка и его педагогическая ценность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF DIGITAL EDUCATIONAL PLATFORMS IN THE PROCESS OF TEACHING ENGLISH

This article is devoted to the study of the features of the organization of distance learning in the subject area "English" using modern digital educational platforms. The purpose of the study is to study the educational possibilities of this didactic tool in organizing the educational process in a foreign language, improving individual language skills and abilities of students. The article discusses the main classifications of educational platforms, criteria for their selection, provides a list of Internet resources of this type, their characteristics, features of work, substantiates the relevance of using this teaching tool in English lessons and its pedagogical value.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»

Использование цифровых образовательных платформ в процессе обучения

английскому языку

The use of digital educational platforms in the process of teaching english

Бурдина Екатерина Сергеевна

студентка,

Тюменский государственный университет,

г. Тюмень

e-mail: burdina713@gmail.com

Burdina Ekaterina Sergeevna

Student

Tyumen State University, Tyumen

e-mail: burdina713@gmail.com

Аннотация.

Данная статья посвящена исследованию особенностей организации дистанционного обучения в предметной области «Английский язык» с использованием современных цифровых образовательных платформ. Целью исследования является изучение образовательных возможностей данного дидактического средства в организации учебного процесса по иностранному языку, совершенствовании отдельных языковых умений и навыков обучающихся. В статье рассматриваются основные классификации образовательных платформ, критерии их отбора, приводится перечень интернет-ресурсов данного типа, их характеристика, особенности работы, обосновывается актуальность использования данного средства обучения на уроках английского языка и его педагогическая ценность.

Annotation.

This article is devoted to the study of the features of the organization of distance learning in the subject area "English" using modern digital educational platforms. The purpose of the study is to study the educational possibilities of this didactic tool in organizing the educational process in a foreign language, improving individual language skills and abilities of students. The article discusses the main classifications of educational platforms, criteria for their selection, provides a list of Internet resources of this type, their characteristics, features of work, substantiates the relevance of using this teaching tool in English lessons and its pedagogical value.

Ключевые слова: английский язык, иноязычная коммуникативная компетенция, цифровые образовательные платформы, современные методы обучения, дистанционное обучение.

Key words: English, foreign language communicative competence, digital educational platforms, modern teaching methods, distance learning.

С наступлением XXI века заметно возросла роль Интернет технологий в образовании [3]. Интернет быстрыми темпами вошел в систему образования и активно применяется при обучении иностранному языку [4]. Согласно требованиям современной жизни одну из приоритетных ролей в обучении получили цифровые образовательные платформы.

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что современный учитель иностранного языка нуждается в надежном и эффективном инструментарии для достижения главной цели обучения иностранному языку - развитии иноязычной коммуникативной компетенции. Использование цифровых образовательных платформ в организации обучения иностранному языку заключается в том, что данный ресурс позволят индивидуализировать учебный процесс и организовать изучение языка с учётом способностей, уровня обученности, склонностей и интересов обучающихся. Возможности интернет-платформ направлены на формирование языковой среды, наиболее приближенной к аутентичной. Изучаемый язык обретает для обучающегося реальную значимость после осознания им своей возможности участвовать в реальном иноязычном общении. Также различные опции интернет-платформ дают массу возможностей для тренинга различных

языковых навыков, выбрав соответствующий имеющимся знаниям уровень работы и постепенно, в индивидуальном темпе, переходить к более сложному.

Каждый педагог испытывает потребность в использовании подобных ресурсов, целью которых является повышение интеллектуальных возможностей обучающихся в информационном обществе. [1]. Однако не все учителя-предметники имеют специальную подготовку, позволяющую им как создавать сетевые образовательные ресурсы, так и надлежащим образом пользоваться готовыми. Поэтому, в качестве одного из решений данной проблемы, может быть предложено внедрение в учебный процесс обучения иностранному языку образовательных интернет-платформ, в которых «максимально облегчены процедуры создания и размещения учебных материалов, проверки и оценивания заданий, доступа к разнообразным ресурсам, необходимым для полноценного учебного процесса» [2].

Образовательная интернет-платформа - это комплексный продукт, созданный в образовательных целях и имеющий в своем составе образовательные сервисы и интерактивные учебные он/оф-лайн курсы. Представляя собой информационную площадку в сети Интернет, образовательная интернет-платформа позволяет организовать учебное сотрудничество педагогов и обучающихся на основе заранее предусмотренных различных способов дистанционного взаимодействия. Создателями образовательных интернет-платформ выступают коммерческие организации, авторы - специалисты отдельных научных областей, группы лиц, университеты. Образовательная интернет-платформа может быть разработана в рамках социального проекта, поддерживаемого государством. В настоящее время существуют образовательные интернет-платформы, программы которых соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам (далее ФГОС) и прошли научную и педагогическую экспертизу Российской академии наук. В качестве примера можно привести известные и широко используемые в настоящее время такие образовательные интернет-платформы, как:

- ЯКЛАСС,

- Мобильное электронное образование,

- Российская электронная школа,

- Онлайн школа Фоксфорд,

- Учи.ру,

- LECTA,

- Duolingo,

- Teen talk,

- Lingualeo,

- Puzzle English.

К главным характеристикам представленных образовательных интернет-платформ относятся:

1) широкая база интерактивных образовательных ресурсов;

2) возможности для достижения личностных и метапредметных результатов обучения;

3) технологии создания личностно-ориентированного обучения;

4) наличие социальной сети для организации целостного образовательного процесса, включающего обмен опытом, достижениями, проектами и т.п.;

5) инструментарий для проектирования образовательных курсов.

Каждая цифровая образовательная платформа характеризуется специфическим набором функций и предлагаемых образовательных возможностей. Рассмотрим некоторые из них.

Интернет-платформы для организации дистанционных занятий в школах:

1) Учи.ру — российская онлайн-платформа, где обучающиеся из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме.

Для регистрации учителю необходимо ввести информацию о себе и о школе, а также зарегистрировать обучающихся, предоставив им логины и пароли для входа. В личном кабинете учитель может изучить все интерактивные задания, добавить и удалить обучающихся, а также отследить их успеваемость с помощью наглядной статистики.

Для организации урока иностранного языка доступны следующие возможности платформы:

- «Онлайн-урок от Учи.ру», который можно рекомендовать обучающимся для самостоятельного изучения.

- «Урок в виртуальном классе» - онлайн-урок, где учитель и обучающиеся будут видеть и слышать друг друга. Доступны такие функции как «доска» и «поднятые руки» у обучающихся. Для этого требуется запланировать урок и отправьте обучающимся ссылку.

- «Задания от учителя» - учитель создает задание из имеющихся на сайте, выбирая обучающихся и промежуток времени, за который данное задание необходимо выполнить. Учитель может просматривать все результаты выполнения.

- «Проверочная работа» - учитель может сам создать контрольную работу или тест и отправить его обучающимся или выбрать из уже имеющихся.

2) Российская электронная школа (РЭШ) - государственная образовательная платформа, на которой представлены интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1 по 11 класс по всем предметам, в том числе по иностранным языкам. Уроки разрабатываются на основе авторских учебных программ, в соответствии с ФГОС и примерной основной образовательной программой общего образования.

На данной образовательной платформе могут зарегистрироваться учитель, обучающийся и родитель.

Каждый урок разделен на 4 этапа. Пример урока иностранного языка:

1. «Начнем урок» - обучающимся предлагается видео, картинка или фраза по теме занятия, цели и задачи урока, а также вводное задание.

2. «Основная часть» - видео, в котором вводится учебный материал (лексические единицы, фразы, грамматические конструкции). После обучающимся предоставляется письменное объяснение правил и слова с их переводом, что направлено на первичное закрепление языковых единиц и конструкций по теме.

3. «Тренировочные задания» - содержат не менее 10 упражнений различного типа по изученной теме.

4. «Контрольные задания» - предоставляются в двух вариантах.

3) ЯКласс — образовательная платформа, позволяющая проводить электронные тестирования и генерировать индивидуальные задания для каждого обучающегося. Портал предлагает следующие варианты аккаунтов для работы: дошкольник (необходимо указать детский сад), школьник, студент, учитель (необходимо указать образовательное учреждение), родитель, репетитор (необходимо выбрать предмет). При регистрации в качестве учителя необходимо подтверждение от школы для доступа ко всем разделам образовательного ресурса. Прежде, чем приступать к выполнению задания, обучающиеся могут повторить или изучить теорию по предмету. Каждое задание имеет определенный вес в баллах, подсчет и накопление которых ведет система. Обучающимся предоставляется возможность самостоятельно выполнять проверочные работы в рамках изученных тем. После выполнения работы, обучающийся получает возможность ознакомиться с допущенными ошибками, правильными ответами, а также пояснениями к заданию.

Помимо перечисленных выше образовательных платформ, предоставляющих учителям возможность полностью конструировать учебный процесс по иностранному языку, существует также ряд интернет-платформ, позволяющих работать над отдельными языковыми умениями и навыками обучающихся. Среди них:

1) Lingualeo - данная платформа предоставляет широкие возможности для изучения английского языка. Работа на сайте начинается с определения уровня владения английским языком через тестирование. После определения стартового уровня пользователь может поставить целью тот языковой уровень, к которому он будет стремиться в процессе обучения. Данный ресурс позволяет качественно совершенствовать грамматические и лексические навыки, повысить скорость чтения, улучшить произношение, восприятие речи на слух. На данной платформе имеется большое количество аутентичных и адаптированных видео-, аудио- и текстовых материалов различных уровней с заданиями, ежедневные задания подбираются в соответствии с определенным уровнем сложности, удобный словарь позволяет создавать собственные наборы слов, иллюстрируя их примерами и изображениями. На сайте представлено большое количество тренировочных упражнений в игровой форме, материалом для которых являются слова, которые вы перевели неправильно или пометили в тренировочном тексте как неизвестные. Но нужно отметить, что большая часть грамматических курсов и упражнений находится в платном доступе.

2) Puzzle English - интернет-платформа для изучения английского языка, позволяющая совершенствовать грамматические и лексические навыки, развивать навыки аудирования. Платформа имеет большое количество заданий, основанных на работе с аутентичными видео- и аудиоматериалами. Разделы платформы состоят из: заданий (упражнения на аудирование, грамматику, письменный перевод, аудиопазлы и видеопазлы), видеоматериалов (фильмы и сериалы с субтитрами на английском и русском языках), интерактивных курсов различного уровня, подкастов, игр (как обучающих, так и многопользовательских викторин), личного словаря, личного плана, песен, тестов. Раздел «Фильмы» организован в форме отдельного сайта Puzzle Movies, в который входят фильмы, мультфильмы, сериалы и телешоу на изучаемом языке. Данный раздел предоставляет субтитры как на русском, так и на английском языках, дает возможность пофразового просмотра, добавления новой лексики в личный словарик. В дополнение к сериалам идет текст сценария, видеокомментарии преподавателей к интересным фразам, словарь к серии, упражнения-тесты прямо во время просмотра. Большая часть возможностей данного сервиса также платная.

При выборе онлайн-платформы для организации обучения по иностранному языку следует принимать во внимание следующие параметры:

1) Возрастная категория, на которую рассчитан содержащийся учебный материал.

2) Формат подачи материала (видеоконференции, просмотр записи урока, электронные учебники).

3) Функциональность и удобство платформы: наличие интерактивной доски, онлайн тренажера, электронного журнала/дневника, способ организации проверки домашнего задания.

4) Формат общения обучающихся с преподавателем (видеосвязь или чат). Использование образовательных платформ в деятельности образовательных организаций способствует:

- выработке и внедрению дидактических подходов принципиально нового характера;

- организации качественного методического обеспечения образовательной деятельности учреждения;

- организации интерактивного взаимодействия между участниками образовательного процесса;

- процессу создания преподавателями собственных УМК и использования имеющихся в системе электронных образовательных ресурсов [4].

Роль Интернета и широкое распространение технологий в нашей жизни создают новые возможности для преподавания языка. Поскольку большая часть содержимого Интернета на английском языке, учителя

английского языка получают доступ к огромному разнообразию аутентичных материалов, относящихся ко всем сферам жизни, практически бесплатно. В Интернете учителя могут найти предложения, планы уроков, практическую поддержку, информацию и материалы. Фактически, Интернет может сделать жизнь учителя проще и эффективнее. Одна из особенно практичных особенностей многих новых сайтов для учителей, доступных в Интернете, - это предоставление готовых планов уроков и предлагаемых мероприятий по широкому кругу тем. Есть много сайтов, которые также позволяют учителям со всего мира делиться друг с другом своими лучшими планами уроков и предложениями. Учитель также может загрузить разнообразное видео или песни в зависимости от изучаемой темы.

Таким образом, дистанционное обучение выступает сегодня одним из ведущих факторов повышения качества образования. Использование образовательных платформ открывает огромные возможности для организации образовательного процесса, включая доступ к новейшим информационным технологиям, что позволяет обеспечивать формирование более прочных знаний среди обучающихся в рамках школьных дисциплин. Это, в свою очередь, предполагает всеобщую компьютерную грамотность, а также создание условий для интенсификации информационного обмена между всеми звеньями образовательной системы.

Список используемой литературы:

1. Владимирова, Л.П. Интернет на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе, 2002.

2. Левина, К.Е. Координатор образовательной онлайн-платформы как перспективная специальность в сфере образования // Вестник Шадринского государственного педагогического института, 2015.

3. Камардина Ю.С. Веб-квест технология на уроках английского языка / Инновационные стратегии развития педагогического образования: Сборник научных трудов Тринадцатой Международной очно-заочной научно-методической конференции // «Центр «Просвещение», 2017.

4. Камардина Ю.С. Технология разработки «теЬ-квеста» при изучении английского языка // Научный журнал «Дискурс», 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.