Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТОДИКА РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ» НА ФАКУЛЬТЕТЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТОДИКА РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ» НА ФАКУЛЬТЕТЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
378
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АКТУАЛИЗАЦИЯ / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ / МЕТОДИКА РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ / ФАКУЛЬТЕТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Набок Юлия Валерьевна

В статье рассматриваются особенности использования цифровых технологий в процессе преподавания дисциплины «Методика раннего обучения иностранным языкам» на факультете иностранных языков. Автор представляет свой опыт актуализации рабочей программы дисциплины с учетом внедрения информационных и цифровых технологий в образовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE COURSE “METHODOLOGY OF EARLY FOREIGN LANGUAGE TEACHING” AT THE FACULTY OF FOREIGN LANGUAGES

This article discusses features of using digital technologies in the process of teaching discipline “Methodology of early foreign language teaching” at the Faculty of Foreign Languages. The author presents his experience of updating a discipline work program taking into account the introduction of information and digital technologies in the educational process.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТОДИКА РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ» НА ФАКУЛЬТЕТЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ»

УДК 378.147

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТОДИКА РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ» НА ФАКУЛЬТЕТЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

USING DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE COURSE "METHODOLOGY OF EARLY FOREIGN LANGUAGE TEACHING" AT THE FACULTY OF FOREIGN LANGUAGES

© 2022

Ю.В. Набок Yu.V. Nabok

В статье рассматриваются особенности использования цифровых технологий в процессе преподавания дисциплины «Методика раннего обучения иностранным языкам» на факультете иностранных языков. Автор представляет свой опыт актуализации рабочей программы дисциплины с учетом внедрения информационных и цифровых технологий в образовательный процесс.

Ключевые слова: информационные и цифровые технологии; актуализация; рабочая программа дисциплины; методика раннего обучения иностранным языкам; факультет иностранных языков.

This article discusses features of using digital technologies in the process of teaching discipline "Methodology of early foreign language teaching" at the Faculty of Foreign Languages. The author presents his experience of updating a discipline work program taking into account the introduction of information and digital technologies in the educational process.

Keywords: information and digital technologies; updating; discipline work program; methodology of early foreign language teaching; Faculty of Foreign Languages.

Дисциплина «Методика раннего обучения иностранным языкам» является важной частью подготовки будущего учителя иностранных языков. Актуальность дисциплины объясняется следующим:

- обучение иностранному языку -одно из приоритетных направлений современного школьного образования;

- иностранный язык является обязательным учебным предметом уже на ступени начального общего образования (со 2-го класса);

- обучение иностранному языку дошкольников является востребованной услугой на рынке дошкольного образования.

Реалии нашего времени и современная санитарно-эпидемиологическая ситуация обусловили необходимость грамотного применения ИКТ при раннем обучении иностранному языку, в том числе при организации дистанционного обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В рамках реализации федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [1] перед преподавателями вузов ставится задача по актуализации рабочих программ дисциплин с учетом внедрения информационных и цифровых технологий в образовательный процесс [2]. В данной статье нам хотелось поделиться опытом использования цифровых технологий в процессе преподавания дисциплины «Методика раннего обучения иностранным языкам» на факультете иностранных языков Самарского государственного социально-педагогического университета.

Реализация цифрового образования в рамках данной дисциплины осуществляется по нескольким направлениям: ИКТ выступают как инструмент организации учебного процесса, как средство обучения [3], как объект исследования и содержание процесса обучения.

Все студенты СГСПУ имеют доступ к электронной информационно-образовательной среде вуза (ЭИОС СГСПУ), компонентами которой являются личный кабинет пользователя, личный кабинет обучающегося, электронное портфолио, электронная документация ОПОП, рабочие программы дисциплин, расписание, система управления электронным обучением, электронная библиотека, «Антиплагиат», корпоративная электронная почта, корпоративная социальная сеть, база знаний управления информатизации СГСПУ [4].

Все студенты и преподаватели вуза имеют доступ к службам Microsoft Office 365, дающим возможность легальной установки Microsoft Office Professional Plus 2013/2016 на пяти устройствах. В рамках программы «Microsoft IT Academy» преподаватели и студенты СГСПУ имеют возможность бесплатно загружать и устанавливать для учебных целей программное обеспечение компании Microsoft [5].

С целью организации учебного процесса в рамках дисциплины «Методика раннего обучения иностранным языкам» наиболее часто используются такие компоненты ЭИОС СГСПУ, как корпоративная почта, корпоративная социальная сеть, электронная библиотека и система управления электронным обучением.

Корпоративная электронная почта СГСПУ используется для переписки преподавателей со студентами по учебным вопросам, рассылки домашних заданий при дистанционном обучении, получения домашних заданий от студентов и обратной связи от преподавателя в виде оценки и письменного комментария.

Электронное обучение в рамках дисциплины представлено электронным курсом «Методика раннего обучения иностранным языкам», разработанным на базе системы Moodle. В рамках данного электронного курса представлены программа дисциплины, планы занятий, некоторые лекционные материалы, список литературы и элек-

тронные учебные издания, контрольное тестирование по вопросам теоретического характера [6].

Дистанционные образовательные технологии также представлены сервисом Microsoft Teams - корпоративной платформой для совместного общения и работы. С помощью данного сервиса организован процесс дистанционного обучения: проводятся лекционные и практические занятия, конференции и собрания, зачеты и экзамены.

Еще одним сервисом Microsoft Office 365, активно используемым в рамках учебного курса «Методика раннего обучения иностранным языкам», является корпоративная социальная сеть Yammer. С целью организации взаимодействия между преподавателем и студентами в рамках аудиторной и внеаудиторной работы в Yammer была создана группа «Методика раннего обучения иностранным языкам». На стене группы преподаватель выкладывает домашние задания и инструкции по их выполнению, студенты публикуют выполненные домашние задания и получают комментарии от преподавателя и одногруппников.

Пример задания: Представить на стене группы видеофрагменты уроков иностранного языка для дошкольников и младших школьников. Продолжительность фрагмента - минимум 7 минут. В комментариях дать ссылки на видео. Оформление ссылки: название видеоролика, краткое описание видеофрагмента, прямая ссылка на данный видеоролик на канале youtube или на другом сайте. В комментариях необходимо представить тему и этап урока, отрабатываемые языковые и речевые навыки, используемые виды работы.

Пример ответа студента (комментарий к видео): В видео представлен фрагмент урока английского языка в детском саду (возраст детей - 4-5 лет). Преподаватель начинает занятие с разминки - повторения вместе с детьми песни. Исходя из видео можно сделать вывод, что данная песня воспроизводится учителем вместе с учениками на каждом занятии, подготавливая их

к дальнейшей работе (служит своеобразным «триггером», предвещая начало знакомства с новыми знаниями). В процессе урока преподаватель знакомит ребят с новой лексикой - названиями некоторых фруктов (lemon, mango, cherry, kiwi). Используя различные игровые приемы, учитель добивается не только эффективного усвоения нового материала, но и удерживает внимание детей на протяжении всего урока. Заканчивается занятие музыкальной минуткой. По моему мнению, объем новой информации достаточен для данной возрастной группы, также хочу отметить, что учитель все занятие общается с детьми на изучаемом языке, что способствует развитию навыков аудирования и коммуникативной компетенции. В целом урок динамичный, очень позитивный и достаточно информативный.

Тематическая группа в Yammer существует постоянно. Каждый год в нее добавляются новые студенты. Открытый доступ к работам всех студентов в рамках группы обеспечивает своеобразный обмен информацией и опытом между студентами [7].

В процессе изучения дисциплины «Методика раннего обучения иностранным языкам» студенты активно пользуются электронным каталогом библиотечного фонда СГСПУ, а также другими ЭБС, доступными студентам и преподавателям СГСПУ. В электронной библиотеке СГСПУ представлены ссылки на такие внешние информационные ресурсы, как Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU, «Университетская библиотека онлайн», Национальный цифровой ресурс «Руконт», электронно-библиотечная система «Лань», электронно-библиотечная система IPR BOOKS и др. [8]. Учебники и учебные пособия из данных источников представлены в списке рекомендуемой литературы в рабочей программе по дисциплине «Методика раннего обучения иностранным языкам», например:

1. Вронская И.В. Методика раннего обучения английскому языку : учебное пособие для высших учебных заведений. СПб. : Каро, 2015. 330 с.

2. Сысоев П.В. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных интернет-технологий : учебно-методическое пособие. М. : Глосса-Пресс ; Ростов-на Дону : Феникс, 2010. 177 с.

3. Брыксина О.Ф. Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе : учебник для высших учебных заведений. М. : Академия. 207 с. (http://irbis. sgspu.ru).

4. Пыркова Ю.А. Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках английского языка начальной школы : выпускная квалификационная работа. Московский городской педагогический университет, Самарский филиал, Факультет иностранных языков и PR-технологий, Кафедра английской филологии и современных технологий обучения иностранным языкам. Самара, 2016. 72 с. (http://biblioclub.ru).

5. Кочетурова Н.А. Телекоммуникационные проекты в обучении иностранному языку : учебное пособие. Новосибирск : НГТУ, 2010. 61 с. (http://biblioclub.ru).

6. Бабушкина Л.Е., Мусин М. Повышение мотивации овладения иностранным языком средствами ИКТ (статья) // сборник научных трудов по материалам международного семинара-практикума «Иностранные языки в школе и вузе» в рамках X международной научно-практической конференции «Осовские педагогические чтения». Саранск : МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2015. С. 168-174. (https://elibrary.ru).

7. Томашук Н.В. Использование музыки и песен в обучении иностранному языку на начальном этапе // Вызовы глобального мира. Вестник ИМТП. 2015. № 1(5). С. 117-123. (https://elibrary.ru).

К внешним информационным ресурсам, используемым в рамках дисциплины «Методика раннего обучения иностранным языкам», можно также отнести массовые открытые онлайн-курсы (МООК), представленные на образовательных платформах «Открытое образование», «Coursera» и «Stepik».

Периодически в процессе организации самостоятельной работы по дисциплине используются следующие курсы: «Базовый курс методики обучения иностранным языкам» (платформа «Открытое образование»), «Счастливый родитель - успешный ребенок» (платформа «Stepik»), франкоязычный курс «Développement psychologique de l'enfant» («Психологическое развитие ребенка») (платформа «Coursera»).

В рамках курсов повышения квалификации АНО ВО «Университет Иннополис» по программе дополнительного образования «Цифровые технологии в преподавании профильных дисциплин» был разработан проект актуализированной рабочей программы по дисциплине «Методика раннего обучения иностранным языкам» [9].

Актуализация рабочей программы с учетом внедрения информационных и цифровых технологий потребовала внесения некоторых дополнений в содержание индикаторов компетенции ПК-2, формируемой в результате освоения дисциплины «Методика раннего обучения иностранным языкам». Данная компетенция предполагает способность осуществлять педагогическую деятельность по проектированию образовательного процесса по предмету. В качестве примера актуализированного содержания программы приведем индикатор ПК-2.1. В тексте курсивом выделены дополнения к содержанию индикатора, сделанные в результате актуализации программы.

«ПК-2.1. Знает: особенности проектирования образовательного процесса (в том числе дистанционного), подходы к планированию образовательной деятельности; содержание профильного предмета; формы, методы и средства обучения (в том числе ИКТ), современные образовательные технологии, методические закономерности их выбора.

Знает:

- структуру и содержание Примерной программы НОО по иностранному языку;

- основы и специфику раннего обучения иностранному языку;

- современные методики и технологии раннего обучения иностранным языкам;

- ИКТ и образовательные платформы (Учи.ру, ЯКласс, Яндекс.Учебник, РЭШ, МЭШ), используемые при раннем обучении ИЯ;

- сервисы, платформы и приложения аудиовизуальной связи и совместной работы, используемые при организации дистанционного обучения и онлайн занятий (Zoom, Teams, Discord, Google Hangouts);

- особенности организации дистанционного обучения дошкольников и младших школьников;

- санитарно-гигиенические требования к организации образовательного процесса и к учебникам в начальной школе;

- санитарно-гигиенические требования к использованию ИКТ в начальной школе» [10].

Внесение дополнений в содержание индикаторов формируемой компетенции потребовало внесения соответствующих дополнений в тематику курса и содержание аудиторной и самостоятельной работы. Так, были добавлены темы «Знакомство с образовательной платформой Учи.ру», «Знакомство с образовательной платформой ЯКласс», «Знакомство с образовательной платформой Яндекс.Учебник», «Знакомство с образовательными платформами РЭШ и МЭШ».

В ходе аудиторной и внеаудиторной работы студентов активно используются информационные технологии и цифровые инструменты. Например, в рамках темы «История раннего обучения иностранным языкам в России и за рубежом» используются технология смешанного обучения «перевернутый класс» и сетевая технология: предварительное изучение лекционного материала в электронном курсе на платформе Moodle в рамках домашней работы с последующим обсуждением на занятии.

При изучении темы «Методы и приемы раннего обучения иностранным языкам. Игра как ведущий прием обучения» студенты знакомятся с геймификацией и технологией «эдьютейнмент» (обучение через развлечение). Даются практические задания по разработке упражнений в конструкторах интерактивных упражнений

LearningApps, Kahoot, Quizizz. Студенты знакомятся с сервисом ClassDojo (инструмент для оценки работы класса в режиме реального времени, система игровых рейтингов) и с сервисами виртуальных экскурсий для детей.

На практических занятиях по темам модуля «Формирование речевых навыков на раннем этапе обучения иностранным языкам» в ходе актуализации программы были добавлены задания по разработке упражнений на формирование иноязычных языковых и речевых навыков на базе ИКТ-ресурсов LearningApps, Kahoot, Quizizz, Wizer.me, Edpuzzle, Core, Onlinetestpad.

В содержание самостоятельной работы студентов по дисциплине «Методика раннего обучения иностранным языкам» были добавлены задания по ознакомлению с цифровыми образовательными платформами.

В рамках промежуточной аттестации также были добавлены задания с использованием ИКТ. Например, разработка ИКТ-ре-сурса культурно-просветительской тематики для учащихся младших классов. Следует отметить, что в практике работы преподавателей кафедры романской филологии СГСПУ по дисциплине «Методика раннего обучения иностранным языкам» уже есть положительный опыт выполнения подоб-

ных заданий в рамках промежуточной аттестации. Так, в ходе групповой работы студентами был разработан сайт «Рождество во Франции: Рождественский вечер» для учащихся младших классов города Самары, изучающих французский язык [11].

При организации изучения дисциплины «Методика раннего обучения иностранным языкам» используются следующие информационные и цифровые технологии: технология смешанного обучения («перевернутый класс», автономные группы), сетевая технология BYOD (Bring Your Own Device), «сквозные» технологии, технология игрового обучения (геймификация, технология «эдьютейнмент»).

На наш взгляд, особенность применения цифровых технологий и ИКТ-сервисов и ресурсов в рамках дисциплины «Методика раннего обучения иностранным языкам» заключается в том, что, с одной стороны, цифровые технологии и ИКТ-сервисы выступают как инструменты организации учебного процесса в вузе и как средства обучения конкретной дисциплине, а с другой стороны, они выступают в качестве объекта изучения, потому что владение цифровыми технологиями и ИКТ-ресурсами является одной из составляющих профессиональной компетенции, сформированной в процессе изучения дисциплины.

* * *

1. Кадры для цифровой экономики : федеральный проект. URL: https://digitalskills.center/fp (дата обращения: 17.02.2022).

2. Маркова Т.А. Актуализация РПД «Иностранный язык» с учетом внедрения информационных и цифровых технологий в образовательный процесс вуза // Мир педагогики и психологии : меж-дунар. науч.-практ. журнал. 2021. № 08(61). С. 48-56.

3. Надточий Ю.Б., Горелова Л.И. Понятия «средства обучения» и «инструменты обучения»: современный взгляд // Актуальные исследования. 2020. № 8(11). С. 139-142.

4. Электронная информационно-образовательная среда ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет». Компоненты ЭИОС СГСПУ для обучающихся. URL: https://eios.sgspu.ru (дата обращения: 17.02.2022).

5. Электронная информационно-образовательная среда вуза. URL: https://pgsga.ru/ for/staff/academy/details/corp_mail.php (дата обращения: 17.02.2022).

6. Электронный курс «Методика раннего обучения иностранным языкам». URL: https://lms.sgspu.ru/course/view.php?id=80 (дата обращения: 17.02.2022).

7. Страница группы «Методика раннего обучения иностранным языкам» в корпоративной социальной сети Yammer. URL: https://web.yammer.com/main/groups/eyJfdHlwZSI6Ikdyb3VwIiwia WQi0iIxNzY2MTI0MyJ9/all (дата обращения: 17.02.2022).

8. Электронная библиотека СГСПУ. Внешние информационные ресурсы. URL: https://psgaru.sharepoint.com/sites/elib/SitePages/external-resource.aspx (дата обращения: 17.02.2022).

9. Успешная защита проекта актуализированной рабочей программы доцента кафедры романской филологии ФИЯ СГСПУ на курсах повышения квалификации АНО ВО «Университет Иннопо-лис» // Новости СГСПУ. 7 февраля 2022. URL: https://pgsga.ru/infocenter/news/27882.html (дата обращения: 23.03.2022).

10. Университет Иннополис. Курсы повышения квалификации преподавателей высшего и средне-профессионального образования по новым программам для ИТ-специальностей и различных предметных областей. Загрузка РПД. URL: https://learn.innopoHs.university/Students/Train-ings/b9834dd1-6e79-4e70-ecca-08d97c36d2aa?back=%2FStudents%2FHistory (дата обращения: 23.03.2022).

11. Сайт «Рождество во Франции: Рождественский вечер». URL: https://sites.google. com/view/joyeuxnoel-sgspu/page-daccueil (дата обращения: 17.02.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.