УДК 371.3 : 373 : 811.111
doi 10.24411/2221-0458-2022-103-06-14
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Доржу Н.С., Кара-оол А.В.
Тувинский государственный университет, Кызыл
DISTANCE LEARNING AS A FORM OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN
PRIMARY SCHOOL
N.S. Dorzhu, A.V. Kara-ool Tuvan State University, Kyzyl
В статье рассматривается специфика организации дистанционного обучения английскому языку в начальных классах общеобразовательной школы. Также проанализирован процесс взаимодействия между учителем и обучающимся во время дистанционного урока. Особое внимание уделяется специфике обучения учеников начальной школы в условиях дистанционного образования с использованием различных образовательных платформ и сервисов. Толчок для развития дистанционного обучения и развития онлайн курсов дала толчок пандемия Covid-19. Формулируются методические принципы организации системы дистанционного обучения в области иностранного языка. Авторы делают вывод о возможности эффективного планирования онлайн-урока по иностранному языку для детей 7-11 лет при соблюдении ряда условий. Описаны преимущества и недостатки дистанционного обучения. Также рассматриваются различные определения дистанционного обучения, его методы, цели и задачи.
Ключевые слова: дистанционное обучение; интернет-платформа; онлайн и оффлайн технологии: ресурс; приложение; связь; организация урока
In the article, the authors describe the specifics of distance learning in English lessons at comprehensive school. Also, the process of interaction between teachers and students during a distance lesson is analyzed. Particular attention is paid to the peculiarities of distance learning for primary school students in the context of distance education using various educational platforms and services. The Covid-19 pandemics has given an impetus to the development of online courses. The methodological principles of the organization of the system of distance learning in the field of a
foreign language are formulated. The authors consider various definitions of distance learning, its
6
methods, goals and objectives, describe the advantages and disadvantages of distance learning in English classes.
Keywords: distance learning; internet platform; online and offline technologies; resource; application; communication; lesson organization
В последнее время становятся популярными системы дистанционного обучения. В условиях эпидемиологической ситуации последних лет внезапный переход учителей на дистанционное вызвал кардинальную смену традиционных методов обучения. Особенно остро данный вопрос встал перед учителями младших классов: удерживать внимание учащихся в таком возрасте в условиях дистанционной формы обучения является почти непосильной задачей.
350 лет назад великий педагог Ян Каменский ввел в широкую образовательную практику иллюстрированные учебники. Таким образом, им была предпринята попытка создать формы дистанционного обучения. В России, особенно в российской образовательной среде термин «дистанционное
образование» появился в конце XX века, благодаря работам таких ученых как Е.С. Полат, А.А. Андреев.
Дистанционное обучение - метод организации процесса изучения, основанный на применение современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без
непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. Разработка дистанционного обучения заключается в том, что с помощью компьютерной сети Интернет, обучение и контроль усвоения материала происходит, с использованием онлайн и оффлайн технологий.
Дистанционное обучение представляет собой личное общение между учениками и учителем, хотя и на расстоянии, дает возможность заниматься с одарёнными и неуспевающими учениками (дополнительные занятия).
Дистанционная форма может быть эффективной при обучении иностранным языкам. Одной из целей обучения иностранным языкам в начальной школе является развитие личности детей, навыков говорения, внимания, мышления, памяти и воображения, повышение мотивации детей к овладению иностранным языком. На уроках английского языка в начальной школе учитель должен помнить о критическом отборе учебных ситуаций, которые должны быть просты и понятны ученикам. Еще одним фактором успеха является участие каждого ученика в процессе общения. Индивидуализация заданий, ощущение значимости себя и
своих успехов - залог успешного урока и надежный фундамент для дальнейшего освоения сложного предмета. [1]. Достичь заявленных целей (интересно, эффективно, разнообразно, быстро) позволяет ряд методических приемов, озвученных на разных площадках мирового
преподавательского сообщества за последние полгода. Интерактивные презентации, созданные на базе программы Power Point, являются эффективным инструментом структурирования онлайн-урока. Добавление различных обучающих видео и аудио к презентации позволяет сделать урок более кратким по времени, что также касается специфики работы с младшими школьниками.
Различные видеоролики, песни, рассказы и игры часто помогают привлечь внимание детей в этом возрасте. Очень эффективна организация обучения с использованием наглядных пособий [2].
Так, одним из первых инструментов привлечения внимания учащихся на онлайн-уроке может стать метод полного физического реагирования - Total Physical Response (TPR). Повторяя различные движения за учителем в режиме онлайн-конференции Zoom или skype (показывая, поднимая что-то, вставая, садясь, изображая), дети смогут физически расслабиться. Такие физкультминутки особенно важны с точки зрения поддержания здоровья. При этом учащиеся
имеют возможность больше
взаимодействовать со своими
одноклассниками [3].
Однако, как отмечают учителя-практики, большую роль в планировании онлайн-урока по английскому языку для школьников начального звена играют стратегии, учитывающие специфику обучения детей 8-11 лет (учащихся 2-4 классов общеобразовательной школы). Цель дистанционного обучения не в том, чтобы передать конкретную информацию или развить навык, а в том, чтобы сделать урок максимально эффективным и безопасным для учеников.
Прежде чем начать дистанционное обучение, нужно найти ответы на несколько важных вопросов: как ученики начальной школы смогут достигнуть учебных результатов, что нужно сделать, чтобы помочь ученику получить хорошие результаты и как узнать достиг ли он их?
Если ученики средней школы могут самостоятельно, без чьей-либо помощи приступить к занятиям «онлайн», то у учеников начальной школы могут возникнуть трудности. Поэтому занятие должно проходить с учетом всех аспектов.
Во-первых, ученику необходим доступ к Интернету: планшет, мобильный телефон, компьютер.
Во-вторых, необходим электронный адрес, на который учитель должен отправлять ссылки заданий на занятия.
Если нет ящика, то его надо обязательно создать.
В-третьих, требуется камера или микрофон. Ученик может подключить внешнюю камеру или встроенную. Это может быть гарнитура или наушники с микрофоном.
Перед чем как начать урок, учитель показывает как взаимодействовать на платформе и как использовать онлайн инструменты.
Для проведения урока в дистанционном формате, рекомендуется взрослым по возможности находиться рядом с детьми первые 5-10 минут. Помощь родителей или взрослых может оказаться бесценной. Уроки проводятся по фиксированному графику. За 10-15 минут до начала урока необходимо перейти по ссылке, присланной учителем на указанный электронный адрес ученика [4].
Перечисленные программы подходят как для индивидуальных, так и для групповых занятий. Подключиться к уроку может любой обучающийся, у которого есть ссылка или идентификатор.
Как и все другие формы обучения, дистанционное образование имеет свои методы и особенности организации обучения.
Для дистанционного обучения характерны такие методы как демонстрация, иллюстрация, объяснение, рассказ, беседа, упражнение, решение
задач, заучивание учебного материала, письменные работы, повторение [5, с. 34].
Для дистанционного образования характерны следующие преимущества:
1). Динамика дидактического материала: видео, иллюстрации, анимации текста и т.д., что заставляет учеников обращать и удерживать внимание на информации;
2). Практико-ориентированная деятельность. Как правило, это практическое задание, которые могут занять младшего школьника с урока, т.к. у детей в возрасте 7-10 лет у детей не хватает уровня самоорганизации, чтобы в течение длительного времени внимательно слушать учебный материал;
3). Новый вид и тип заданий. Задания, с которыми ученики никогда раньше не встречались, вызывают повышение интереса к происходящему на уроке;
4). Разнообразность деятельности. Беспрерывная смена видов деятельности, способствует сосредоточенности и направленности внимания на предмет изучения;
5). Презентация учебных материалов. Учителя могут представлять одну и ту же информацию по-разному. Эти способы должны со временем меняться, чтобы интерес школьников к материалу не угасал.
Для проведения дистанционного занятия существует множество
инструментов, которые можно
использовать для организации
взаимодействия ученика и учителя. Наиболее распространенными в начальной школе являются:
- электронная почта. Эта интерактивная форма предназначена для учеников средних и младших классов. Преимущество ее в том, что ученик может сам выполнить задание в удобное время, используя все необходимые ресурсы. Недостатком является то, что учителя не могут «сопровождать» и «направлять» учащихся в режиме реального времени;
- программа «Skype» («Скайп»), позволяет общаться через Интернет по всему миру. В этом случае преподаватель может давать необходимые советы непосредственно в процессе выполнения работы, обсуждать с учащимися ход работы, полученные результаты и вносить необходимые исправления. Но учителя начальной школы подчеркивают, что ученики часто отвлекаются в режиме Skype, теряют связь с ходом урока, в связи с чем снижается темп занятия. Это плохо влияет на успеваемость и знания ученика;
- программа Moodle - это система управления курсами электронного обучения, также известная как система управления обучением или виртуальная учебная среда, представляющая собой веб-приложение для электронного обучения. Задания можно решать как в специальной тетради, так и на личной странице,
открытой в веб-браузере на компьютере ученика. На личной странице, показывающей содержимое веб-страницы, например, созданной в специальной системе управления обучением «Moodle», ученики после разрешения могут выбирать предметы, обращаться к заданиям, отправлять их на проверку. Поэтому учителя имеют свой уровень доступа к системе. Также учителем могут создаваться и редактироваться учебные материалы, просматриваться задания и многое другое. Кроме того, в программе имеются чаты, форумы, блоги, видеоконференции и т. д.;
- программа Zoom является одним из основных инструментов для организации работы с группой учащихся, который позволяет в бесплатном режиме разделить классы для работы в парах или в группы по три ученика. В первую очередь, необходимо предварительно включить функцию сессионных залов в ученой записи учителя, чтобы в вебинарной комнате появилась кнопка «Создать сессионные залы». С помощью Zoom можно демонстрировать презентации, можно использовать экран как интерактивную доску.
И отечественные, и зарубежные методисты отмечают большую потребность в новизне излагаемого материала, так как интерес к заданию обычно сохраняется на протяжении, как правило, не более 10-15
минут [6]. Вот почему необходима частая смена видов деятельности.
Таким образом, одной из первых задач было переориентировать учителей на курс нового типа, выбрав подходящую образовательную платформу и используя имеющиеся ресурсы.
Перед тем, как запланировать онлайн-урок, учителя могут заранее подготовить материалы для занятий в классе, а потом поделиться заданиями с учениками прямо во время занятий, отправив в чат сам документ или ссылку.
Формирование учебного процесса в дистанционном обучении отличается от подготовки и проведения занятий в традиционной форме. Одним из значительных отличий является выбор техники:
- практическую часть можно заменить на электронные тренажеры;
- учебный материал можно приобрести в электронном варианте;
В Российской Федерации каждая школа может самостоятельно выбрать подходящую образовательную платформу, что значительно повышает эффективность обучения за счет грамотного использования ресурсов времени учителя. Наиболее популярными ресурсами являются интерактивные платформы «Учи.ру». «ЯКласс», «Moodle», «Российская электронная школа».
Можно сказать, что технические возможности проводить уроки (через программы zoom и skype) не удачны. Клэр Росс, один из ведущих методистов международной организации Британского Совета, выделяет некоторые из трудностей, которые часто возникают при проведении онлайн-урока английского для младших школьников и дошкольников (young learners) [7]:
- учителю требуется больше времени на подготовку заданий, подходящих для онлайн - обучения, чем на уроке;
- дети часто отвлекаются во время урока;
- родители учащегося остаются вне образовательного процесса, или слишком активно в нем участвуют;
- учителя во время урока говорят больше, чем ученики;
- остро стоит вопрос о различных учащихся по темпам усвоения материала;
- объяснение нового материала становится сложнее, по сравнению с классическим уроком;
Однако дистанционное обучение имеет и ряд преимуществ, среди которых:
- индивидуальный подход к обучению. В системе дистанционного обучения учитываются индивидуальные особенности обучающихся, такие как исходный уровень подготовки, учебная мотивация, скорость усвоения информации.
Действительно, индивидуальный подход повышает качество обучения;
- персонализация процесса обучения. Суть дистанционного обучения заключается в обучении по индивидуальному графику, а не в учебной группе, где процесс обучения между учениками как-то синхронизирован и все работают по одному графику. Кроме того, индивидуальный график дистанционного обучения может быть легко изменен в зависимости от текущей работы учащегося и того, насколько быстро он усваивает информацию;
- дистанционное обучение приучает учеников к самостоятельности учебной деятельности;
- повышение качества образования достигается за счет использования в образовательном процессе новых методик, принципов и технических средств, в том числе учебных материалов на компакт дисках, в сети Интернет и др. Таким образом, современные технические средства, являющиеся результатом стремительно развивающегося технического прогресса, при правильном использовании могут принести много пользы;
- дистанционное обучение вовлекает родителей в учебный процесс, что очень важно для учащихся начальных классов [9, с. 153-155];
Дистанционное обучение имеет и ряд недостатков и вызывает некоторые трудности, связанные с его организацией:
- контроль над обучением детей не такой, как на традиционных уроках в школе. Высокий процент списывания учеников, отсутствие контроля во время проверочных работ;
- отсутствие физического взаимодействия между учителем и учеником;
- отсутствие общения со своими сверстниками (не может работать в парах и группах);
- учитель расходует больше времени на подготовку к уроку, поиск ресурсов и разработку собственного интерактивного материала для занятий по причине отсутствия материалов по выбранной школой программе;
- высокая нагрузка на учителя при проверке домашних заданий.
Подводя итоги, можно сказать, что задача организации эффективных
дистанционных уроков по английскому языку для младших школьников вполне осуществима при соблюдении ряда условий. Онлайн-уроки должны быть короткими (не более 30 минут), насыщенными новой, яркой, доступной и интересной информацией с частой сменой видов деятельности и физкультминутками. Крайне важно полагаться на интерактивные видео- и аудио ресурсы для максимальной персонализации программы.
Дистанционное обучение учащихся при выполнении определенных условий: наличии интерактивных средств
коммуникации, ответственном и
самостоятельном подходе со стороны учащихся, надлежащего контроля со стороны родителей, обеспечит
качественный уровень обучения.
Библиографический список
1. Ramsden, J. Online Education: Teaching Young Learners [online] Available at: https: //www .onestopenglish.com/online -teaching/ online-education-teaching-young-learners-online
2. Балина, Л. Г. Особенности обучения английскому языку в начальной школе / Л. Г. Балина. Текст : непосредственный // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2015. С.531-535.
3. Kawasaki, J. What Is TPR for Teaching English and How Can I Use It? [online] Available at: https://bridge.edu/tefl/blog/what-is-tpr-forteaching-english-and-how-can-i-use-it
4. Иностранные языки для школьников 6-8 лет. URL : https://new-edu.by/inostrannye-yazyki-dlya-shkolnikov-6-8-let (дата обращения 21.12.2022). Текст. Изображения : электронные.
5. Борщик, Л. В. Особенности организации дистанционного обучения иностранному языку в школу в условиях пандемии / Л. В. Борщик, Л. Н. Борщик, Л. Н. Чиркова. Текст : непосредственный // Вестник современных исследований. 2020. № 5. С. 33-35.
6. Антипова, М. А. Особенности раннему обучению английскому языку / М. А.
Можно сделать вывод, что в ближайшее время востребованность дистанционного обучения будет возрастать. Число интерактивных средств
коммуникации с каждым годом все растет, соответственно, дистанционная форма обучения сохранит свою актуальность и будет развиваться дальше. Антипова. Белгород : Концепт, 2020. 128 c. Текст : непосредственный.
7. Ross, C. Teaching English online to young learners. Cambridge English [online] Available
at: https://www.youtube.com/
watch?v=LHCbNzV50BU
8. Аксенова, С. П. Модульная система дистанционного обучения иностранным языкам / С. П. Аксенова, Н. А. Неудахина. Текст : непосредственный // Ползуновский вестник. 2005. № 3.
9. Куликова, Н. Ю. Использование мультимедийных образовательных на уроке как средство управления познавательной деятельностью учащихся / Н. Ю. Куликова, В. А. Полякова. Текст : непосредственный // Вестник современных исследований. 2018. № 6, 1 (21). С. 566-570.
References
1. Ramsden, J. Online Education: Teaching Young Learners [online] Available at: https://www.onestopenglish.com/online-teaching/ online-education-teaching-young-learners-online (In English)
2. Balina, L. G. Osobennosti obucheniya angliyskomu yazyku v nachal'noy shkole [Features of teaching English in elementary school] / L. G. Balina. Text: direct // Scientific
and methodological electronic journal "Concept", 2015. P.531-535. (In Russian)
3. Kawasaki, J. What Is TPR for Teaching English and How Can I Use It? [online] Available at: https://bridge.edu/tefl/blog/what-is-tpr-forteaching-english-and-how-can-i-use-it (In English)
4. Inostrannye yazyki dlya shkol'nikov 6-8 let [Foreign languages for schoolchildren aged 6-8]. [online] Available at: https://new-edu.by/inostrannye-yazyki-dlya-shkolnikov-6-8-let (date of access 12/21/2022). (In Russian)
5. Borshchik, L.V., Borshchik L.N., Chirkova L.N. Osobennosti organizatsii distantsionnogo obucheniya inostrannomu yazyku v shkolu v usloviyakh pandemii [Features of organizing distance learning of a foreign language at school in a pandemic]. / Bulletin of modern research. 2020. No. 5. Pp. 33-35. (In Russian)
6. Antipova, M. A. Osobennosti rannemu obucheniyu angliyskomu yazyku [Features of
early learning in English]. Belgorod: Concept, 2020. 128 p. (In Russian)
7. Ross, C. Teaching English online to young learners. Cambridge English [online] Available at:
https: //www .youtube.com/watch?v=LHCbNzV50 BU (In English)
8. Aksenova, S. P. Modul'naya sistema distantsionnogo obucheniya inostrannym yazykam [Modular system of distance learning for foreign languages] / Polzunovskiy Bulletin. 2005. No. 3. (In Russian)
9. Kulikova, N. Yu. Ispol'zovanie mul'timediynykh obrazovatel'nykh na uroke kak sredstvo upravleniya poznavatel'noy deyatel'nost'yu uchashchikhsya [The use of multimedia educational in the classroom as a means of controlling the cognitive activity of students] / Bulletin of modern research. 2018. No. 6, 1 (21). pp. 566-570. (In Russian)
Доржу Намдолмаа Сурун-ооловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, Россия, e-mail: namdolmaa@bk.ru
Кара-оол Айлан Всеволодовна, магистрант, филологический факультет, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, Россия, e-mail: kara-ool.ailan@mail.ru
Namdolmaa S. Dorzhu, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Foreign Languages, Tuvan State University, Kyzyl, Russia, e-mail: namdolmaa@bk.ru
Aylan V. Kara-ool, master student, Faculty of Philology, Tuvan State University, Kyzyl, Russia, e-mail: kara-ool.ailan@mail.ru
Статья поступила в редакцию 13.12.2022