Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВОЙ МАРКИРОВКИ В ЦЕЛЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВОЙ МАРКИРОВКИ В ЦЕЛЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
378
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ МАРКИРОВКА ТОВАРОВ / ТОВАРЫ / ПОДЛЕЖАЩИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ МАРКИРОВКЕ / ТОВАРНАЯ НОМЕНКЛАТУРА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВВОЗ ТОВАРОВ / МАРКИРОВКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воробьева В. П.

В статье проведен анализ особенностей применения института обязательной маркировки на территории Российской Федерации, а также рассмотрено место таможенных органов при контроле ввозимых товаров, которые подлежат обязательной маркировке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Воробьева В. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF DIGITAL LABELING TO IMPROVE CUSTOMS ADMINISTRATION IN MODERN CONDITIONS

The paper analyzes some specifi c features of applying the institute of mandatory marking on the territory of the Russian Federation. It also considers the role of customs authorities in controlling the imported goods, which are subject to mandatory marking.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВОЙ МАРКИРОВКИ В ЦЕЛЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

Применение цифровой маркировки в целях совершенствования таможенного администрирования в современных условиях*

Воробьева Валерия Павловна, Ростовский филиал Российской таможенной академии; факультет таможенного дела (Ростов-на-Дону, Российская Федерация) студентка 5-го курса специалитета; e-mail: valeria.vorobieva@mail.ru.

Научный руководитель:

Ивахненко Татьяна Евгеньевна, Ростовский филиал Российской таможенной академии; кафедра товароведения и таможенной экспертизы (Ростов-на-Дону, Российская Федерация)

доцент кафедры, кандидат химических наук, доцент; e-mail: tivakhnenko@mail.ru.

Аннотация

В статье проведен анализ особенностей применения института обязательной маркировки на территории Российской Федерации, а также рассмотрено место таможенных органов при контроле ввозимых товаров, которые подлежат обязательной маркировке.

Ключевые слова: обязательная маркировка товаров; товары, подлежащие обязательной маркировке; товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности; ввоз товаров; маркировка.

Application of Digital Labeling to Improve Customs Administration in Modern Conditions**

Valeria P. Vorobyova, Rostov Branch of the Russian Customs Academy; Faculty of Customs (Rostov-on-Don, Russian Federation) specialist student; e-mail: valeria.vorobieva@mail.ru.

Academic Supervisor:

Tatiana E. Ivakhnenko, Rostov Branch of the Russian Customs Academy; Department of Commodity Research and Customs Expertise (Rostov-on-Don, Russian Federation) Associate Professor of the Department, PhD in Chemistry, Associate Professor; e-mail: tivakhnenko@mail.ru.

Abstract

The paper analyzes some specific features of applying the institute of mandatory marking on the territory of the Russian Federation. It also considers the role of customs authorities in controlling the imported goods, which are subject to mandatory marking.

* Статья подготовлена на основе доклада, сделанного автором на III Региональной научно-практической конференции «Обеспечение экономической безопасности в условиях цифровизации таможенных органов и Евразийской интеграции» СЗИУ РАНХиГС (21.10.2022).

** The article was prepared on the basis of a report made by the author at the III Regional Scientific and Practical Conference "Ensuring Economic Security in the Conditions of Digitalization of Customs Authorities and Eurasian Integration" of the NWIM RANEPA (October 21, 2022).

Keywords: mandatory labeling of goods; goods subject to mandatory labeling; commodity nomenclature of foreign economic activity; import of goods; labeling.

Актуальность введения обязательной цифровой маркировки для некоторых видов товаров обусловлена возросшим количеством фальсификаций и развивающимися цифровыми технологиями, направленными на осуществление контроля за оборотом товаров. Институт маркировки ведет к прозрачности рынка продукции различной номенклатуры. Многие авторы рассматривали применение цифровой маркировки в различных аспектах, например в качестве трансформации таможенных органов в цифровые таможни [3, с. 16], а также текущее состояние и перспективы развития обязательной цифровой маркировки [6, с. 186].

Проблема незаконного оборота и фальсификации продукции стоит достаточно остро не только на таможенной территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС), но и отдельно на территории Российской Федерации (РФ). Основную опасность фальсифицированная продукция несет для граждан, которые приобретают товары различной номенклатуры. Такая продукция не всегда отвечает требованиям безопасности, которые предъявляются техническими регламентами на продукцию. Фальсифицированная продукция может представлять химическую, микробиологическую, пожарную и другие виды опасности для человека.

В РФ обязательной цифровой маркировке подлежит широкий перечень товаров, представленный как продовольственными, так и непродовольственными.

Международный опыт применения обязательной маркировки для различных видов товаров показал, что внедрение данной системы приводит к сокращению в 10 раз количества контрафактной и фальсифицированной продукции на рынках отдельных стран. Также еще одно важное достижение введения обязательной маркировки некоторых товаров — удалось достичь увеличения наполняемости государственного бюджета за счет поступления налогов от легальной продажи товаров.

Целью статьи является исследование практики применения цифровой маркировки в РФ и роль таможенных органов в обеспечении функционирования института обязательной маркировки.

ИНСТИТУТ МАРКИРОВКИ ВВОЗИМЫХ ТОВАРОВ

Институт обязательной маркировки в РФ создан на базе государственно-частной модели (ГЧМ) маркировки товаров. Мировой опыт показывает, что проекты на основе ГЧМ всегда внедряются быстрее, чем государственная модель. Уникальность российской модели заключается в том, что большое число товарных категорий маркируется одним оператором. Данная система позволяет расширять номенклатуру товаров, которые будут подвергнуты обязательной маркировке, достаточно быстро [2, с. 33].

Впервые обязательная маркировка была введена в отношении пушно-меховых изделий. Принято Соглашение о реализации в 2015—2016 гг. пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия из натурального меха» от 08.09.2015 [1, с. 35]. Соглашение вступило в силу 12 августа 2016 г., именно с этого момента начался пилотный проект по маркировке продукции изделий из натурального меха.

По итогам проведенной работы было выявлено, что одним из основных положительных результатов введения системы маркировки стало существенное «обеление» рынка меховых изделий и формирование наиболее справедливого представления о нем [7, с. 5]. После введения маркировки официальные продажи меховой верхней одежды выросли в девять раз — с 8,5 млрд руб. в 2015 г. до 76,2 млрд руб. в 2018 г.

На данный момент обязательной маркировке подлежат товары, рассмотренные на рис. 11.

Молочная продукция

Минеральные воды

Лекарственные препараты

Табачные изделия

Товары легкой промышленности

Обувь

Пушно-меховые товары

Парфюмерно-косметическая продукция

Шины и покрышки

Фототовары

Рис. 1. Номенклатура товаров, подлежащих обязательной маркировке2

К 2024 г. планируется распространение обязательной маркировки на все категории потребительских товаров, а также создание единой системы прослеживаемости маркированной продукции, ее оборота на территории РФ и стран — участниц ЕАЭС [5, с. 184].

На данный момент также реализуются пилотные проекты по внедрению обязательной маркировки в отношении товаров, которые рассмотрены на рис. 23.

Биологические добавки (БАД)

Пиво и слабоалкогольные напитки

Антисептики

Велосипеды (с 1 марта 2022 г.)

Кресла-коляски (с 1 февраля 2023 г.)

Медицинские изделия

Электронные сигареты и никотинсодержащие жидкости (с 1 ноября 2022 г.)

Рис. 2. Перечень товаров, в отношении которых проводится эксперимент по внедрению маркировки4

1 Перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации : утв. распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р [Электронный ресурс] // Правительство России : [сайт]. URL: http:// gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения: 09.12.2022).

2 Составлено автором.

3 Что необходимо маркировать [Электронный ресурс] // Официальный сайт «Честный знак». URL: https://xn--80ajghhoc2aj1c8b.xn--p1ai/ (дата обращения: 15.10.2022).

4 Составлено автором.

Координатором мероприятий по введению маркировки средствами идентификации таких товаров является Минфин России. В отношении товаров, для которых определен срок окончания эксперимента и запуск обязательной маркировки, таможенными органами будут приниматься решения об отказе в регистрации декларации на товары и выпуске товара в случае, если в отношении таких товаров не была представлена информация о буквенно-цифровом коде обязательной маркировки [4, с. 259].

Эксперимент в отношении маркировки электронных сигарет и никотинсодержащих жидкостей к ним, а также велосипедов и кресел-колясок, относящихся к медицинским изделиям, завершен, и уже определен срок введения обязательной маркировки для оборота на рынке. Эксперимент в отношении этих категорий товаров проводится по причине того, что именно эта номенклатура товаров является наиболее приобретаемой и часто возникают вопросы о легальности такой продукции.

Как указывает в интервью директор Центра развития перспективных технологий М. В. Курганского, который является официальным лицом оператора системы обязательной маркировки в РФ, во время пандемии коронавируса было выявлено значительное количество подделок антисептиков, которые производились в обход законных схем. Именно это стало основанием для начала проведения эксперимента по внедрению обязательной маркировки в отношении антисептиков5. То же самое касается и никотинсодержащих жидкостей для электронных сигарет. Сотрудникам контрольно-надзорных органов сложно определить подлинность жидкостей, которыми на данный момент наполнен внутренний рынок РФ. Данные товары могут как производиться подпольно на территории РФ, так и ввозиться с территорий сопредельных государств.

По данным, представленным Министерством промышленности и торговли РФ (Мин-промторг РФ), по результатам 2021 г. продажи электронных сигарет и жидкостей для их заправки составили 37,5 млрд руб. По оценкам этого же ведомства, ежегодно в РФ продается более 67 млн устройств и около 9—10 тыс. литров специальных жидкостей. По оценкам экспертов, потери федерального бюджета в 2021 г. достигли 28,5 млрд руб. от неуплаты акциза за указанную продукцию6.

Таким образом, благодаря введению института обязательной маркировки удалось выявить незаконные схемы сбыта лекарственных средств, помимо этого, в системе были зарегистрированы новые производители табачных изделий, что также уменьшило количество фальсифицированной и контрафактной продукции на внутреннем рынке. Система маркировки позволяет выявить каналы появления контрафактной табачной продукции на территории РФ. На данный момент уже были выявлены схемы нелегального ввоза табачных изделий из Казахстана и Киргизии.

Обязательная маркировка товаров является одним из способов государственного контроля (надзора). Для федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), осуществляющих надзор за оборотом товаров на внутреннем рынке РФ, маркировка товаров помогает решать вопросы подтверждения оригинальности ввозимых товаров, насколько внутренний рынок обеспечен продукцией.

Для потребителей данный институт представляет информационную безопасность и защиту от информационной фальсификации товаров. Благодаря маркировке потребитель может узнать всю необходимую информацию о товаре, его производителе и товарном знаке, составе, сроке годности, дате производства и многом другом. Все это позволяет

5 Обязательная маркировка товаров. Что нового? [Электронный ресурс] // Альта-Софт : [сайт]. URL: https://www. alta.ru/expert_opinion/89855/ (дата обращения: 15.10.2022).

6 Минпромторг предложил начать обязательную маркировку электронных сигарет с 1 ноября [Электронный ресурс] // Официальный сайт «Честный знак». URL: https://xn--80ajghhoc2aj1c8b.xn--p1ai/info/news/minpromtorg-predlozhil-nachat-obyazatelnuyu-markirovku-elektronnykh-sigaret-s-1-noyabrya/ (дата обращения: 15.10.2022).

значительно снизить риск покупки опасного и некачественного товара, который произведен без учета требований безопасности, которые предъявляются техническими регламентами ЕАЭС и ГОСТами.

При ввозе товары, попадающие под действие института обязательной маркировки, должны быть промаркированы. Товары могут быть промаркированы на этапе их изготовления, на предприятии изготовителя, в таком случае товары должны быть помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Если это невозможно, то такие товары должны быть помещены под таможенную процедуру таможенного склада после их ввоза на таможенную территорию ЕАЭС. В соответствии с п. 2. ст. 158 Таможенного кодекса ЕАЭС (ТК ЕАЭС), с разрешения таможенного органа с товарами могут совершаться операции по подготовке их к продаже и перевозке (транспортировке), включая дробление партии, формирование отправок, сортировку, упаковку, переупаковку, маркировку, операции по улучшению товарного вида7. В соответствии с положениями права ЕАЭС маркировка товаров может быть осуществлена до ввоза товаров на таможенную территорию ЕАЭС либо после ввоза на таможенную территорию ЕАЭС в случае помещения товаров под таможенную процедуру таможенного склада. В иных случаях правом ЕАЭС не предусмотрено осуществление операций по маркировке товаров.

Для цифровой маркировки товаров используются двухмерные штрихкоды двух типов:

— Data Matrix (Дата Матрикс): применяется для учета большинства товарных групп;

— КИЗ (контрольные идентификационные знаки): применяется для маркировки меховых изделий и автомобильных шин (для шин данный тип маркировки наносится в дополнение к первой по желанию производителя или импортера).

В результате проведенного анализа была выделена номенклатура товаров, которые подлежат обязательной маркировке товаров, и основные причины введения маркировки именно в отношении этих групп товаров. В основном товары, подвергающиеся обязательной маркировке, — из группы широкого потребления, поэтому необходимо в первую очередь защитить конечного покупателя от некачественной продукции, а также позволить государству отслеживать наполненность внутреннего рынка страны теми или иными товарами.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРИМЕНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ МАРКИРОВКИ ВВОЗИМЫХ ТОВАРОВ

Как уже было сказано выше, институт обязательной маркировки в РФ основан на базе ГЧМ. Для осуществления процедуры маркировки, контроля за исполнением и регистрацией новых производителей необходимо определить исполнителя — оператора. Оператором государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (ГИС «Маркировка»), является ООО «Оператор-ЦРПТ».

ООО «Оператор-ЦРПТ» были разработаны схемы взаимодействия не только с участниками рынка, но и с ФОИВ, которые уполномочены осуществлять контроль (надзор) за товарами, подлежащими обязательной маркировке. Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС РФ) взаимодействует с единым оператором на базе бизнес-процесса «Маркировка и ввод в оборот товара, произведенного в странах, не являющихся членами ЕАЭС».

7 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения: 09.12.2022).

При ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС декларант обязан предоставить в таможенный орган декларацию на товары (ДТ). В графе 31 ДТ декларант указывает полное описание товаров, а также для товаров, подлежащих обязательной маркировке, список буквенно-цифровых кодов, которые составляют структуру QR-кода, размещенного на упаковке товара.

После регистрации ДТ декларанту направляется уведомление о начале проверки, которое содержит регистрационный код ДТ. По результатам проверки ДТ декларант получает от таможенного органа уведомление, в котором содержится решение, которое было принято. На основании этого уведомления декларант, ввозящий товары, подлежащие обязательной маркировке, подает сведения в ГИС «Маркировка» — так происходит регистрация сведений о ввезенных товарах.

По результатам проверки ДТ таможенный орган выносит следующие решения, обозначенные кодами, представленными на рис. 38:

«10» (выпуск товаров разрешен);

«11» (выпуск товаров при условии обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, за исключением выпуска товаров, поименованных в позициях с кодами 12 и 13);

«12» (выпуск товаров с особенностями, предусмотренными статьей

121 ТК ЕАЭС);_

«13» (выпуск товаров с особенностями, предусмотренными статьей

122 ТК ЕАЭС);_

«14» (выпуск товаров с особенностями, предусмотренными статьей

123 ТК ЕАЭС);

«20» (условный выпуск товаров); «90» (отказано в выпуске товаров).

Рис. 3. Коды решений таможенных органов в отношении ДТ, необходимые для осуществления процесса

маркировки на территории ЕАЭС9

По результатам прохождения регистрации в ГИС «Маркировка» приходит уведомление — и товары получают статус «Предварительно одобренные к вводу в оборот». Такой статус не позволяет осуществлять продажу товаров, он дает право участнику перемещать товар по территории РФ до таможенного склада, где в дальнейшем должна быть проведена процедура маркировки товара.

После регистрации сведений о ввезенном на территорию ЕАЭС товаре ГИС «Маркировка» запускает механизм проверки сведений, заявленных участником оборота. Данная информационная система взаимодействует с Единой автоматизированной информационной системой (ЕАИС) таможенных органов. При проверке сведений осуществляется

8 О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов: решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105110/ (дата обращения: 09.12.2022).

9 Выборка основных кодов решений таможенных органов, необходимых для целей осуществления регистрации товаров участником внешнеэкономической деятельности в ГИС «Маркировка».

сопоставление сведений, которые имеются в ЕАИС таможенных органов со сведениями, которые были представлены участником оборота в ГИС «Маркировка».

По результатам проверки сведений, если они совпадают, информационная система изменяет статус товаров на «Введен в оборот». Данный статус позволяет осуществить маркировку товаров, если это не было сделано на заводе-изготовителе, либо осуществлять продажу товаров, если цифровая маркировка уже присутствует на упаковке.

Если же в результате проверки сведений было выявлено, что таможенным органом было отказано в выпуске товаров или отсутствуют сведения о декларировании таких товаров вовсе, информационная система уведомляет участника оборота о зафиксированном нарушении и присваивает статус «Отказ в вводе в оборот».

Таким образом, участник оборота получает отказ о введении товара в оборот в случаях, когда от таможенных органов была получена информация об отказе в выпуске товаров либо в случае, если декларация на товары была отозвана декларантом. В иных случаях, когда таможенными органами не были выявлены ошибки в сведениях, указанных в ДТ, декларант получает разрешение на оборот ввезенных товаров на внутреннем рынке РФ.

Помимо того, что таможенные органы играют значимую роль во введении товаров, подлежащих обязательной маркировке, в оборот на внутреннем рынке, маркировка способствует осуществлению таможенного контроля. Таможенными органами по результатам 2021 г. было выявлено в 1,5 раза больше контрафактной продукции, ввозимой на территорию РФ, чем за предыдущий период. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что обязательная маркировка не только помогает потребителям сделать выбор в пользу легальной продукции, но также способствует осуществлению контрольных мероприятий таможенным органом, как в рамках таможенного контроля до выпуска товаров, так и после выпуска.

Таким образом, обязательная маркировка товаров является многофункциональным инструментом, позволяющим решать задачи, поставленные перед контрольно-надзорными органами РФ. Например, вести учет наполненности рынка товарами, количества легальной продукции при ввозе. Также решаются задачи, имеющие значение для конечного потребителя, а именно предоставление достоверной информации о приобретаемом товаре.

В результате проведенного анализа также было выявлено, что таможенные органы являются основным посредником между декларантом и единым оператором по маркировке товаров в РФ. Именно благодаря деятельности таможенных органов и сведений, которые приходят от них, принимается решение о введении в оборот на рынок РФ товаров, которые ввозятся из-за рубежа и подлежат обязательной маркировке.

Таможенные органы взаимодействуют с ООО «Оператор-ЦРПТ» через разработанные бизнес-процессы, а также ЕАИС таможенных органов, к которой имеется доступ у оператора института обязательной маркировки. Через ЕАИС таможенных органов происходит обмен сведениями о ввезенных товарах и решениями, которые были вынесены таможенными органами по отношению к таким товарам.

Литература

1. Воробьева В. П. Анализ применения обязательной маркировки в отношении изделий из натурального меха // Сборник трудов по материалам VIII Международного конкурса научно-исследовательских работ, награжденных дипломами I степени (30.04.2022, Уфа). Уфа: НИЦ «Вестник науки», 2022. С. 35.

2. Воробьева В. П. Анализ применения обязательной маркировки в отношении швейных и трикотажных изделий на территории Российской Федерации // Сборник научных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

работ студентов факультета таможенного дела. Ростов н/Д: Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2022. С. 33.

3. Ворона А. А., Дианова В. Ю. Таможенное администрирование как важнейший фактор перехода к цифровой таможне // Таможенное дело, 2021. № 3. С. 16.

4. Лукашенко Д. О., Баркалова Н. А. Особенности обязательной маркировки отдельных категорий товаров // Современные тенденции развития торговли и таможенного дела. Донецк: Донецкий национальный университет, 2021. С. 259.

5. Сергеев Д. Р. Обязательная маркировка продукции: защита конечного потребителя или угроза малому бизнесу // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. № 2 (50). Тверь: Тверской государственный университет, 2020. С.184.

6. Писанкова В. А., Хохлова П. В. Маркировка товаров: текущее состояние и перспективы развития // Сборник научных трудов: Развитие таможенного дела Российской Федерации: дальневосточный вектор. 2021. С. 186.

7. Юшковская А. Н. Маркировка товаров в Евразийском экономическом союзе // Школа науки, 2018. № 4 (4). С. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.