Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВОГО ОБУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ VR-ТЕХНОЛОГИЙ В РАМКАХ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ: ПЕРСПЕКТИВЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ'

ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВОГО ОБУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ VR-ТЕХНОЛОГИЙ В РАМКАХ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ: ПЕРСПЕКТИВЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
VR-технологии / учебный процесс / специфические качества / иностранный язык / преподавание / знания и навыки / VR technologies / learning process / specific qualities / foreign language / teaching / knowledge and skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О.Ю. Дигтяр

В данной статье рассмотрены проблемы применения цифрового обучения на примере использования современных VR-технологий в рамках обучения студентов иностранному языку: определены возможности использования современных VR-технологий, выявлено, что взаимосвязь между обучающимся и педагогом характеризуется равноправием в аспекте сотрудничества при использовании VR-технологий. Уточнено то, что представляет собой механизм обучения посредством VR-технологий и выявлено, какие возможности открывают VR-технологии для улучшения навыков в аспекте получения студентами новых знаний по иностранному языку. В работе предоставлена авторская характеристики создания образовательной среды в цифровом формате посредством VR-технологии – важнейшего компонента, позволяющего улучшить образование с точки зрения качества и доступности. Автор показывает, что внедрение в современную педагогическую деятельность эффективных VR-технологий позволит сэкономить трудозатраты и время, которые отводятся на различные задачи, не требующие применения предыдущего опыта, либо профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF DIGITAL LEARNING BY THE EXAMPLE OF USING MODERN VR TECHNOLOGIES IN THE FRAMEWORK OF TEACHING STUDENTS A FOREIGN LANGUAGE: PROSPECTS AND TRENDS OF DEVELOPMENT

The article examines problems of using digital learning with reference to modern VR technologies in the framework of teaching students a foreign language: the ways of using modern VR technologies are identified, what characterizes the relationship between the student and the teacher is characterized by equality in the aspect of cooperation when using VR technologies. The work clarifies what constitutes a learning mechanism through VR technologies. The author reveals what opportunities VR technologies open up to improve skills in terms of students acquiring new knowledge in a foreign language. The author’s characteristics are provided for the creation of educational environments in a digital format using VR technology – a critical component that allows improving education in terms of quality and accessibility. It has been determined that the introduction of effective VR technologies into modern pedagogical activities will save labor costs and time allocated to various tasks that do not require the use of previous experience or professional competencies.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВОГО ОБУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ VR-ТЕХНОЛОГИЙ В РАМКАХ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ: ПЕРСПЕКТИВЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ»

нимания.) Это словосочетание, не имеющее прямого аналога в китайском языке, отражает специфические черты китайской и русской культур. В китайском языке нет идиом, содержащих этнонимы других стран.

Таким образом, лексика с этнокультурным компонентом значения является важным элементом обучения русскому языку как иностранному, поскольку она

Библиографический список

отражает особенности культуры и ценностей нации. Понимание и правильное использование такой лексики способствует формированию эффективной этнокультурной компетенции у китайских студентов. С учётом методического потенциала такой лексики можно сформировать комплексный подход к обучению, способствующий более глубокому пониманию русской культуры и языка.

1. Морозов И.А. Этнокультурная компетентность и стандарты общего образования второго поколения. Актуальные вопросы современной педагогики: материалы международной научной конференции. Уфа, 2011: 49-52.

2. Поштарева Т.Н. Формирование этнокультурной компетентности. Педагогика. 2005; № 3: 35-42.

3. Девдариани Н.В. Этнокультурологический подход в преподавании русского языка как иностранного. Региональный вестник. 2019; № 20 (35): 31-32.

4. Филиппова М.М. Взаимосвязь языка, мышления и культуры и преподавание иностранного языка. Язык, сознание, коммуникация. Москва, 2008; Выпуск 36: 105-119.

5. Чжан Г Пути преодоления языковых трудностей в процессе изучения русского языка как иностранного (РКИ). Проблемы современного педагогического образования. 2018; № 59-1: 420-423.

6. Гуань Бо. Проблемы обучения русскому языку в китае. Известия ВГПУ. 2019; № 8 (141): 74-77.

7. Антонова Ю.А. О некоторых тонкостях преподавания РКИ китайским студентам. Педагогическое образование в России. 2016; № 12: 13-16.

8. Щелокова А.А. Методические приемы при изучении русского языка как иностранного в моноэтнической (китайской) аудитории. Концепт. 2018; № 7: 78-83.

9. Шеина И.М. Роль фоновых знаний в понимании иноязычного текста. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009; № 6: 111-117.

10. Караулов Ю.Н., Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф. и др. Русский ассоциативный словарь. Москва: Помовский и партнеры, 1994.

11. Дай Жуйчэнь. Наименование стран в языковом сознании русских и китайских студентов. Актуальные проблемы современной русской филологии: сборник статей научно-практической конференции. Мариуполь, 2023: 6-8.

12. Васильева Г.М. Динамика этнических стереотипов в языковом сознании российских студентов. Русистика и современность. Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И. Герцена, 2018: 381-385.

13. Васильева ГМ. Географическое пространство концепта «Европа» (по данным ассоциативно-вербальных полей). Изучение и преподавание русского языка и литературы в контексте современной языковой политики России: материалы докладов и сообщений XIX международной научно-методической конференции. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна, 2014: 160-164.

References

1. Morozov I.A. 'Etnokul'turnaya kompetentnost' i standarty obschego obrazovaniya vtorogo pokoleniya. Aktual'nye voprosy sovremennoj pedagogiki: materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Ufa, 2011: 49-52.

2. Poshtareva T.N. Formirovanie 'etnokul'turnoj kompetentnosti. Pedagogika. 2005; № 3: 35-42.

3. Devdariani N.V. 'Etnokul'turologicheskij podhod v prepodavanii russkogo yazyka kak inostrannogo. Regional'nyj vestnik. 2019; № 20 (35): 31-32.

4. Filippova M.M. Vzaimosvyaz' yazyka, myshleniya i kul'tury i prepodavanie inostrannogo yazyka. Yazyk, soznanie, kommunikaciya. Moskva, 2008; Vypusk 36: 105-119.

5. Chzhan G. Puti preodoleniya yazykovyh trudnostej v processe izucheniya russkogo yazyka kak inostrannogo (RKI). Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018; № 59-1: 420-423.

6. Guan' Bo. Problemy obucheniya russkomu yazyku v kitae. Izvestiya VGPU. 2019; № 8 (141): 74-77.

7. Antonova Yu.A. O nekotoryh tonkostyah prepodavaniya RKI kitajskim studentam. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2016; № 12: 13-16.

8. Schelokova A.A. Metodicheskie priemy pri izuchenii russkogo yazyka kak inostrannogo v mono'etnicheskoj (kitajskoj) auditorii. Koncept. 2018; № 7: 78-83.

9. Sheina I.M. Rol' fonovyh znanij v ponimanii inoyazychnogo teksta. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki. 2009; № 6: 111-117.

10. Karaulov Yu.N., Sorokin Yu.A., Tarasov E.F. i dr. Russkij associativnyj slovar'. Moskva: Pomovskij i partnery, 1994.

11. Daj Zhujch'en'. Naimenovanie stran v yazykovom soznanii russkih i kitajskih studentov. Aktual'nye problemy sovremennoj russkoj filologii: sbornik statej nauchno-prakticheskoj konferencii. Mariupol', 2023: 6-8.

12. Vasil'eva G.M. Dinamika 'etnicheskih stereotipov v yazykovom soznanii rossijskih studentov. Rusistika isovremennost'. Sankt-Peterburg, RGPU im. A.I. Gercena, 2018: 381-385.

13. Vasil'eva G.M. Geograficheskoe prostranstvo koncepta «Evropa» (po dannym associativno-verbal'nyh polej). Izuchenie i prepodavanie russkogo yazyka i literatury v kontekste sovremennoj yazykovoj politiki Rossii: materialy dokladov i soobschenij XIX mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konferencii. Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj universitet tehnologii i dizajna, 2014: 160-164.

Статья поступила в редакцию 16.04.24

УДК 378.4

Digtyar O.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: Digtyar@inbox.ru

APPLICATION OF DIGITAL LEARNING BY THE EXAMPLE OF USING MODERN VR TECHNOLOGIES IN THE FRAMEWORK OF TEACHING STUDENTS A FOREIGN LANGUAGE: PROSPECTS AND TRENDS OF DEVELOPMENT. The article examines problems of using digital learning with reference to modern VR technologies in the framework of teaching students a foreign language: the ways of using modern VR technologies are identified, what characterizes the relationship between the student and the teacher is characterized by equality in the aspect of cooperation when using VR technologies. The work clarifies what constitutes a learning mechanism through VR technologies. The author reveals what opportunities VR technologies open up to improve skills in terms of students acquiring new knowledge in a foreign language. The author's characteristics are provided for the creation of educational environments in a digital format using VR technology - a critical component that allows improving education in terms of quality and accessibility. It has been determined that the introduction of effective VR technologies into modern pedagogical activities will save labor costs and time allocated to various tasks that do not require the use of previous experience or professional competencies.

Key words: Vr technologies, learning process, specific qualities, foreign language, teaching, knowledge and skills

О.Ю. Дигтяр, канд. пед. наук, доц., Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: Digtyar@inbox.ru

ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВОГО ОБУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ VR-ТЕХНОЛОГИЙ В РАМКАХ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ: ПЕРСПЕКТИВЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

В данной статье рассмотрены проблемы применения цифрового обучения на примере использования современных VR-технологий в рамках обучения студентов иностранному языку: определены возможности использования современных VR-технологий, выявлено, что взаимосвязь между обучающимся и педагогом характеризуется равноправием в аспекте сотрудничества при использовании VR-технологий. Уточнено то, что представляет собой механизм обучения посредством VR-технологий и выявлено, какие возможности открывают VR-технологии для улучшения навыков в аспекте получения студентами новых знаний по иностранному языку. В работе предоставлена авторская характеристики создания образовательной среды в цифровом формате посредством VR-технологии - важнейшего компонента, позволяющего улучшить образование с точки зрения качества и доступности. Автор показывает, что внедрение в современную педагогическую деятельность эффективных VR-технологий позволит сэкономить трудозатраты и время, которые отводятся на различные задачи, не требующие применения предыдущего опыта, либо профессиональных компетенций.

Ключевые слова: VR-технологии, учебный процесс, специфические качества, иностранный язык, преподавание, знания и навыки

Актуальность данной статьи состоит в том, что цифровизация сегодня является основополагающей тенденцией происходящих в социуме трансформаций, изменяющей структуру сферы образования, переводя ее в качественно новое состояние. Данный процесс характеризуется тем, что цифровые технологии преобладают во всех областях и направлениях образовательного процесса.

Цель статьи - определить возможности использования современных VR-технологий в рамках обучения студентов иностранному языку.

Задачи исследования: охарактеризовать, чем определяются возможности использования современных VR-технологий в рамках обучения студентов иностранному языку; определить, чем характеризуется взаимосвязь между обучающимся и педагогом; определить, что представляет собой механизм обучения посредством VR-технологий; выявить, какие возможности открывают VR-техно-логии для улучшения навыков в аспекте получения студентами новых знаний по иностранному языку.

Научная новизна настоящего исследования состоит в предоставлении авторской характеристики создания образовательной среды в цифровом формате посредством VR-технологии - важнейшего компонента, позволяющего улучшить образование с точки зрения качества и доступности.

Теоретическая значимость заключается в представлении VR-технологии как современной учебной реальности, которая обладает широким спектром специфических свойств (возможностей) при преподавании иностранных языков.

Практическая значимость определяется охарактеризованными возможностями VR-технологии, которые позволяют вместе с учебными материалами в печатном формате применять также учебно-методические комплексы в электронном виде, что соответствует современным тенденциям образовательного процесса.

Возможности использования современных VR-технологий в рамках обучения студентов иностранному языку определяются, прежде всего, новациями цифровых технологий [1-8].

Как отмечают А. Прохоров и Л. Коник [5], масштабная цифровая трансформация осуществляется на фоне внедрения информационных и иных технологий (например, нанотехнологии, биотехнологии, VR-технологии и другие). Каждая технология базируется на современных цифровых технологиях, генерируя новации.

Такие технологии представляют собой модель, которая обеспечивает доступ к необходимым образовательным услугам по управлению данными в гибком, масштабируемом варианте.

В научной литературе [2; 4 и др.] понятие «^-технологии» исследователями в обобщенном виде представляется в качестве феномена (явления) пространственно-временного континуума, который объединяет виртуальную и объективную реальности, а также обладает специфическими признаками, недоступными по отдельности в виртуальной и объективной реальностях.

Технологии VR интегрируют данные с разнообразными объектами из реального мира в режиме реального времени в форме компьютерной графики и текста, аудио и других представлений.

Информация при применении VR-технологий предоставляется пользователю посредством индикаторов на стеклах шлемов или очков дополненной реальности либо иной формы графического проецирования (например, проекционный видеомэппинг смартфон и др.). Эта технология способствует расширению и углублению взаимодействия пользователей с окружающей их средой.

Во-вторых, возможности использования современных VR-технологий в рамках обучения студентов иностранному языку определяются процессом развития самих VR-технологий.

Как указывается в научных исследованиях [1; 3; 6; 7], процесс активного развития VR-технологий обусловил применение тех или иных ИТ-средств обучения, оборудования для работы с персональными устройствами (шлемами, VR-очками, наушниками), различного рода обучающих онлайн-ресурсов и способов передачи информации. Таким образом, VR-технологии - особая форма дистанционного обучения.

Организация образовательного процесса с использованием совокупности VR-технологий порождает определенные взаимосвязи не только межличностного, но и делового характера. Данные взаимосвязи возникают между такими категориями, как учащиеся, обучающиеся и преподаватели.

Следует отметить, что отличительной чертой взаимосвязей, которые выстраиваются в процессе дистанционного образовательного процесса, является их отдаленность как во времени, так и в пространстве, при этом среда обучения представляет собой относительно реальную форму существования, основной составляющей которой является социальная реальность виртуальной среды.

Кроме этого, особенностью удаленного образовательного процесса выступает отсутствие в нем определенной иерархии между субъектами при одновременном выстраивании особых сочетаний взаимосвязей между ними.

И.Н. Теркулова [7] в своем диссертационном исследовании отмечает, что в применении ИТ-технологий в процессе обучения иностранным языкам современных студентов существует ряд проблем, которые на сегодняшний день имеют различную степень изученности.

Так, на основе изученной научной литературы среди такого рода проблем И.Н. Теркулова прежде всего выделяет вопрос способности использования информационно-коммуникационных технологий, к которым можно отнести и VR-технологии, такими субъектами, как преподаватели и учащиеся.

Использование VR-технологий в рамках учебного процесса позволяет полноценным и слаженным образом достигать поставленных целей в данном процессе. В результате такого подхода складывается такой тип организации взаимодействия между субъектами дистанционного образовательного процесса, который способен поменять взгляды относительно места и роли компьютерной техники как в учебной среде, так и в обществе в целом.

Так, VR-технологии выступают уже не в качестве инструмента, а в качестве средства, способствующего процессу интеграции обучающегося в социальную систему. При этом выстроенная при помощи такого средства взаимосвязь между обучающимся и педагогом характеризуется равноправием в аспекте сотрудничества, что способствует как творческому раскрытию возможностей получения знаний иностранных языков.

Учебно-образовательное взаимодействие между учителем и обучаемым трансформируется под влиянием VR-технологий. Медиатизация образовательного пространства, распространение механизмов дистанционного обучения, виртуализация коммуникации позволяют изменить характер получения образования.

Отмечаются следующие направления в этом процессе: инновационные методы трансляции знаний с использованием технологий информационно-коммуникационного вида; организация условий для работы с цифровыми образовательными ресурсами; создание траектории обучения; максимальная индивидуализация посредством адаптированности программ [8].

К механизму обучения посредством VR-технологий также следует отнести подбор различного рода учебных материалов в цифровом формате, формирование индивидуального плана обучения в соответствии со способностями учащегося; планирование учебных курсов в онлайн-форме и формирование индивидуальных образовательных программ; методы оценки полученных в ходе учебного процесса результатов обучающихся; настройку системы сбора данных, в которой отражено взаимодействие учащихся с образовательной программой; использование технологий дополненной и виртуальной реальностей, а также формирующей аналитики; использование технологий, позволяющих осуществлять сбор, хранение, передачу информации в электронной форме; применение цепочки блоков, содержащих определенные данные, и другие информационные технологии.

Наряду с вышесказанным следует отметить, что VR-технологии открывают возможности для улучшения навыков в аспекте получения новых знаний, а также для осуществления анализа, обработки и истолкования полученной информации.

Следует отметить, в том числе, и диагностический потенциал, заложенный в процесс образования посредством VR-технологии, который заключается в планировании, формировании и последующем использовании компьютерных систем диагностирования, проверки, оценки и контроля навыков, позволяющих применять в учебном процессе различные онлайн-ресурсы, а также технологии и сервисы, размещенные в интернет-пространстве.

Несомненно, создание образовательной среды в цифровом формате является основой для VR-технологии - важнейшей составляющей, позволяющей улучшить образование с точки зрения качества и доступности. VR-технологии позволяют вместе с учебными материалами в печатном формате применять также учебно-методические комплексы в электронном виде, что соответствует современным тенденциям образовательного процесса.

Понятно, что еще одним очень важным аспектом является наличие у преподавателя практического опыта ведения занятий посредством VR-технологий, а также умения работать с различного рода их инструментами для беспрепятственного осуществления своей деятельности в цифровой образовательной среде.

В связи с тем, что применение большого разнообразия способов и подходов в процессе обучения обеспечивает всестороннее развитие и учитывание личностных особенностей обучающихся, а также способствует удовлетворению возникающих у них интересов и потребностей, считаем рациональным выделить перечень направлений, в которых применение VR-технологий является наиболее результативным. Данный перечень представлен ниже:

1) выход за рамки традиционного ведения занятий, который проявляется, прежде всего, в наиболее полном использовании потенциальных возможностей обучения, а также в более высоком уровне причастности студентов к образовательному процессу;

2) интенсификация учебных занятий в познавательном и интеллектуальном аспектах посредством наиболее лучшей демонстрации лекционного и практического материала через VR-технологии, который лучше воспринимается и, как следствие, лучше усваивается студентами;

3) применение VR-технологии обучения позволяет улучшить взаимодействие между участниками образовательного процесса, а также наиболее эффективно осуществлять решение различного рода учебных задач.

Важно отметить, что использование VR-технологий в процессе обучения подразумевает применение таких образовательных инструментов, которые не являются традиционными, но при этом их роль в современных реалиях сложно переоценить, так как становится очевидным тот факт, что новые образовательные технологии с каждым днем набирают большую актуальность и наиболее лучшим образом воспринимаются учащимися.

Тем самым, учитывая вышесказанное относительно внедрения VR-техно-логий в дистанционный учебный процесс, мы можем заключить, что обучение при помощи данных технологий представляет собой образовательный механизм в цифровой (дистанционной) образовательной среде.

Учитывая современные тенденции в сфере образования, можно говорить о том, что дистанционное обучение вкупе с используемыми в нем цифровыми технологиями представляет собой только лишь один из элементов электронного образования.

VR-технaпогии в рамках обучения ИЯ современных студентов выступают в роли плацдарма для планомерного перехода к цифровой образовательной среде,

которая предполагает проведение учебных занятий в удаленном формате с использованием различного рода VR-технологий, практикующихся в сфере образования.

Внедрение в современную педагогическую деятельность эффективных VR-технологий позволит в первую очередь сэкономить трудозатраты и время, которые отводятся на различные задачи, не требующие применения предыдущего опыта либо профессиональных компетенций.

Повсеместное использование в сфере образования возможностей VR-тех-нологий неизбежно создаст ряд барьеров и преград для входа в профессию педагога, но вместе с тем это послужит мощным импульсом для роста профессионального уровня современных преподавателей и учителей.

Библиографический список

1. Атанасян С.Л. Формирование информационной образовательной среды педагогического вуза. Автореферат диссертации ...доктора педагогических наук. Москва, 2009.

2. Гриншкун А.В. Технология дополненной реальности как объект изучения и средство обучения в курсе информатики основной школы. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2018.

3. Гущин А.В. Методология системы развития информационно-технологического обеспечения высшего педагогического образования. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Нижний Новгород, 2015.

4. Кравцов А.А. Исследование и разработка информационной системы с технологией интерактивной визуализации средствами дополненной реальности. Автореферат диссертации ... кандидата технических наук. Краснодар, 2016.

5. Прохоров А., Коник Л. Цифровая трансформация. Анализ, тренды, мировой опыт. Москва: ООО «АльянсПринт», 2019.

6. Скворцов А.А. Педагогические условия дистанционного обучения обучаемого в наукоемкой образовательной среде. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Тамбов, 2015.

7. Теркулова И.Н. Цифровая среда как педагогическое условие позитивной социализации обучающихся во франкоговорящих странах (Франция, Канада). Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2019.

8. Цифровые технологии как средство повышения эффективности и качества образования. Available at: https://posidpo.ru/tsifrovye-tehnologii-kak-sredstvo-povysheniya-effektivnosti-i-kachestva-obrazovaniya/

References

1. Atanasyan S.L. Formirovanie informacionnojobrazovatel'nojsredy pedagogicheskogo vuza. Avtoreferat dissertacii ...doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2009.

2. Grinshkun A.V. Tehnologiya dopolnennoj real'nosti kak ob'ekt izucheniya i sredstvo obucheniya v kurse informatiki osnovnoj shkoly. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2018.

3. Guschin A.V. Metodologiya sistemy razvitiya informacionno-tehnologicheskogo obespecheniya vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2015.

4. Kravcov A.A. Issledovanie i razrabotka informacionnoj sistemy s tehnologiej interaktivnoj vizualizacii sredstvami dopolnennoj real'nosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata tehnicheskih nauk. Krasnodar, 2016.

5. Prohorov A., Konik L. Cifrovaya transformaciya. Analiz, trendy, mirovoj opyt. Moskva: OOO «Al'yansPrint», 2019.

6. Skvorcov A.A. Pedagogicheskie usloviya distancionnogo obucheniya obuchaemogo v naukoemkoj obrazovatel'noj srede. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tambov, 2015.

7. Terkulova I.N. Cifrovaya sreda kakpedagogicheskoe uslovie pozitivnoj socializacii obuchayuschihsya vo frankogovoryaschih stranah (Franciya, Kanada). Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2019.

8. Cifrovye tehnologii kak sredstvo povysheniya 'effektivnosti i kachestva obrazovaniya. Available at: https://posidpo.ru/tsifrovye-tehnologii-kak-sredstvo-povysheniya-effektivnosti-i-kachestva-obrazovaniya/

Статья поступила в редакцию 07.03.24

УДК 377

Zemlyanitsyna E.A., teacher, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Nizhny Novgorod, Russia), E-mail: 79506282909@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF VOCATIONAL EDUCATION TECHNOLOGY. The article discusses features of technology of vocational education. Also, the pedagogical technology of vocational education is aimed at identifying principles, developing methods, optimizing the educational process through material, technical, didactic, information tools that increase the effectiveness of the educational process, through the design and application of actions and materials for introducing a systematic approach to learning. Thus, the pedagogical technology of vocational education includes the following actions: setting goals and clarifying them; orientation of pedagogical and educational activities towards the implementation of goals that involve obtaining guaranteed results. The author considers the technology of setting goals (based on the taxonomy of B. Bloom), the technology of achieving the goal (based on the technology of complete assimilation, brigade-individual training, the development of projects for training sessions).

Key words: technology of vocational education, vocational education, educational process, technological approach to teaching, educational material, teacher of vocational training

Е.А. Земляницына, преп., Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород,

E-mail: 79506282909@yandex.ru

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются особенности технологии профессионального образования. Педагогическая технология профессионального образования направлена на выявление принципов, разработку способов, оптимизацию образовательного процесса через материально-технические, дидактические, информационные средства, повышающие эффективность образовательного процесса, через конструирование и применение действий и материалов внедрения системного подхода к обучению. Таким образом, педагогическая технология профессионального образования включает в себя следующие действия: постановку целей и их уточнение; ориентацию педагогических и учебных действий на реализацию целей, предполагающих получение гарантированных результатов. В статье рассматривается технология постановки целей (на основании таксономии Б. Блума), технология достижения цели (на основании технологии полного усвоения, бригадно-индивидуального обучения, разработки проектов учебных занятий).

Ключевые слова: технология профессионального образования, профессиональное образование, учебный процесс, технологический подход обучения, учебный материал, педагог профессионального обучения

Для достижения такой цели в образовательном процессе как повышение его эффективности требуется новый подход к обучению, направленный на получение запланированных результатов обучения. Проблема повышения качества образовательного процесса, рассматриваемая на основе теоретической

деятельности, теории управления, теории познавательной деятельности, теории формирования умственной деятельности, научной организации труда, является актуальной. Новые требования к организации процесса обучения направлены на преодоление трудностей и освоение обучающимися окружающего мира и реа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.