Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО МАТЕРИАЛА СТУДЕНТАМИ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ В РЕЖИМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ТЕХНОЛОГИИ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО МАТЕРИАЛА СТУДЕНТАМИ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ В РЕЖИМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
контроль / обучение / образовательные технологии / качество / эффективность / control / training / educational technologies / quality / efficiency

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т.А. Усманова

В настоящей публикации осуществляется анализ процесса контроля и оценки качества освоения иностранного языка обучающимися неязыковых высших учебных заведений. В связи с вышеобозначенным целью исследования является необходимость определить условия, которые могут быть использованы в качестве основы для создания инновационных форм контроля и оценки, направленных на определение уровня освоения языкового материала студентами неязыковых вузов. Для достижения обозначенной цели предполагается решение ряда задач, ключевыми из которых являются осуществление разбора достоинств и недостатков имеющихся методов контроля и оценки, предложение метода контроля и оценки, адаптированного под дистанционное обучение. В статье анализируются теоретические основы оценки компетенций, специфичных для дистанционного овладения иностранным языком студентами. Рассмотрены достоинства и недостатки существующих технологий и представлены научные доводы по исследуемой проблеме. В результате исследования доказано, что наиболее эффективным способом оценки уровня развития коммуникативной компетенции в процессе преподавания и изучения второго языка является профессионально ориентированная дискуссия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES OF CURRENT CONTROL AND ASSESSMENT OF THE QUALITY OF MASTERING LANGUAGE MATERIAL BY STUDENTS OF NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES IN THE DISTANCE LEARNING MODE

This publication analyzes the process of monitoring and evaluating the quality of foreign language acquisition by students of non-linguistic higher educational institutions. The purpose of the study is to determine conditions that can be used as a basis for creating innovative forms of control and evaluation aimed at determining the level of mastering language material by students of non-linguistic universities. To achieve this goal, it is supposed to solve a number of tasks, the key of which are: the analysis of the advantages and disadvantages of existing methods of control and evaluation, the proposal of a method of control and evaluation adapted for distance learning. The article analyzes theoretical foundations of the assessment of competencies specific to the remote acquisition of a foreign language by students. Advantages and disadvantages of existing technologies are considered and scientific arguments on the problem under study are presented. As a result of the research, it is proved that the most effective way to assess the level of development of communicative competence in the process of teaching and learning a second language is a professionally oriented discussion.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО МАТЕРИАЛА СТУДЕНТАМИ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ В РЕЖИМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

2. Алиева Б.Ш. Этнопедагогика дагестанской семьи: монография. Махачкала: ИПЦ ДГУ 2007.

3. Анкваб М.Ф. Абхазская народная педагогика: становление, развитие и реализация в современном учебно-воспитательном процессе. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Грозный, 2018.

4. Арсалиев Ш.М.-Х. Методология современной этнопедагогики: монография. Москва, 2013.

5. Базарова ГЗ. Педагогические условия формирования ценностного отношения к этнической культуре у младших школьников. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Пятигорск, 2016.

6. Батчаева Х.Х.-М. Традиционная педагогическая культура карачаевского народа (история, теория, практика). Казань, 2002.

7. Баймурзина В.И. Общая этнопедагогика: методология, теория, практика: монография. Санкт-Петербург, 2016.

8. Волков Г.Н. Педагогика любви. Избранные этнопедагогические сочинения: в 2 т. Москва: Издательский дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2002.

9. Волков Г.Н. Педагогика национального спасения. Избранные этнопедагогические сочинения. Элиста: АПП «Джангар», 2003.

10. Волков Г.Н., Петрова Т.Н., Панькин А.Б. Введение в этнопедагогику: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва, 2006.

11. Волков Г.Н., Салчак К.Б., Шаалы А.С. Этнопедагогика тувинского народа: монография. Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2009.

12. Волков Г.Н. Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки: материалы Международной научной конференции: в 2 ч. Москва, 2003.

13. Волков Г.Н. Чувашская этнопедагогика. Чебоксары. 2004.

14. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974.

15. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары, 1966.

16. Волков Г.Н. Этнопедагогическая пансофия: монография. Элиста, 2009.

17. Гукаленко О.В. Поликультурное образование: теория и практика: монография. Ростов-на-Дону: Издательство РГПУ 2003.

18. Данилова Л.Н. Формирование культуры межэтнического общения у старшеклассников во внеурочной деятельности. Автореферат диссертации .кандидата педагогических наук. Москва, 2020.

19. Дауров А.М. Формирование этнопедагогической компетентности будущего учителя физической культуры народными средствами физического воспитания. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Ялта, 2020.

20. Панькин А.Б. Методология духовно-нравственного воспитания. Элиста, 2014.

21. Панькин А.Б. Организационно-педагогические основы развития национальной системы образования (на материале учреждений образования Республики Калмыкия). Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Волгоград: 1995.

22. Панькин А.Б. Проектирование национально-региональных образовательных систем на основе принципа этнокультурной коннотации. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Волгоград, 2002.

23. Панькин А.Б. Формирование этнокультурной личности: учебное пособие. Москва, 2006.

24. Панькин А.Б. Этнокультурная коннотация образования. Элиста, 2009.

25. Панькин А.Б. Этнокультурный парадокс современного образования: монография. Волгоград, 2001.

26. Петрова Т.Н. Чувашская педагогика как феномен мировой цивилизации. Москва, 2000.

27. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. Москва, 1999.

28. Труды академика РАО Г.Н. Волкова: библиографический справочник. Составители А.П. Никитин, Л.Н. Данилова. Чебоксары, 2018.

29. Pankin A.B., Shagaeva N.A. Formation of spiritual and moral foundations of management culture among educational managers. Amazonia investiga. 2018; Vol. 7, № 17: 658 - 669.

30. Pankin A.B. The philosophy of academician G.N. Volkov's spiritual and moral culture. Ponte. Florece, Italy. International Journal of Sciences and Researc. 2017; Vol. 73, № 12/SI: 130 - 134.

References

1. Akchulpanova R.K. Formirovanie u buduschih uchitelejgotovnostikduhovno - nravstvennomu vospitaniyu Shkolnikov na osnove 'etnokul'turnogopodhoda. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Cheboksary, 2014.

2. Alieva B.Sh. 'Etnopedagogika dagestanskoj sem'i: monografiya. Mahachkala: IPC DGU, 2007.

3. Ankvab M.F. Abhazskaya narodnaya pedagogika: stanovlenie, razvitie i realizaciya v sovremennom uchebno-vospitatel'nom processe. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Groznyj, 2018.

4. Arsaliev Sh.M.-H. Metodologiya sovremennoj 'etnopedagogiki: monografiya. Moskva, 2013.

5. Bazarova G.Z. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya cennostnogo otnosheniya k 'etnicheskoj kulture u mladshih shkol'nikov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Pyatigorsk, 2016.

6. Batchaeva H.H.-M. Tradicionnaya pedagogicheskaya kul'tura karachaevskogo naroda (istoriya, teoriya, praktika). Kazan', 2002.

7. Bajmurzina V.I. Obschaya 'etnopedagogika: metodologiya, teoriya, praktika: monografiya. Sankt-Peterburg, 2016.

8. Volkov G.N. Pedagogika lyubvi. Izbrannye 'etnopedagogicheskie sochineniya: v 2 t. Moskva: Izdatel'skij dom MAGISTR-PRESS, 2002.

9. Volkov G.N. Pedagogika nacional'nogo spaseniya. Izbrannye 'etnopedagogicheskiesochineniya. 'Elista: APP «Dzhangar», 2003.

10. Volkov G.N., Petrova T.N., Pan'kin A.B. Vvedenie v 'etnopedagogiku: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva, 2006.

11. Volkov G.N., Salchak K.B., Shaaly A.S. 'Etnopedagogika tuvinskogo naroda: monografiya. Kyzyl: Tuvinskoe knizhnoe izdatel'stvo, 2009.

12. Volkov G.N. Ctanovlenie 'etnopedagogikikakotraslipedagogicheskojnauki: materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii: v 2 ch. Moskva, 2003.

13. Volkov G.N. Chuvashskaya 'etnopedagogika. Cheboksary. 2004.

14. Volkov G.N. 'Etnopedagogika. Cheboksary, 1974.

15. Volkov G.N. 'Etnopedagogika chuvashskogo naroda. Cheboksary, 1966.

16. Volkov G.N. 'Etnopedagogicheskaya pansofiya: monografiya. 'Elista, 2009.

17. Gukalenko O.V. Polikul'turnoe obrazovanie: teoriya i praktika: monografiya. Rostov-na-Donu: Izdatel'stvo RGPU, 2003.

18. Danilova L.N. Formirovanie kul'tury mezh'etnicheskogo obscheniya u starsheklassnikov vo vneurochnojdeyatel'nosti. Avtoreferat dissertacii .kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2020.

19. Daurov A.M. Formirovanie 'etnopedagogicheskojkompetentnostibuduschego uchitelya fizicheskojkul'tury narodnymisredstvami fizicheskogo vospitaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Yalta, 2020.

20. Pan'kin A.B. Metodologiya duhovno-nravstvennogo vospitaniya. 'Elista, 2014.

21. Pan'kin A.B. Organizacionno-pedagogicheskie osnovy razvitiya nacional'noj sistemy obrazovaniya (na materiale uchrezhdenij obrazovaniya Respubliki Kalmykiya). Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Volgograd: 1995.

22. Pan'kin A.B. Proektirovanie nacional'no-regional'nyh obrazovatel'nyh sistem na osnove principa 'etnokul'turnoj konnotacii. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Volgograd, 2002.

23. Pan'kin A.B. Formirovanie 'etnokul'turnojlichnosti: uchebnoe posobie. Moskva, 2006.

24. Pan'kin A.B. 'Etnokul'turnaya konnotaciya obrazovaniya. 'Elista, 2009.

25. Pan'kin A.B. 'Etnokul'turnyjparadoks sovremennogo obrazovaniya: monografiya. Volgograd, 2001.

26. Petrova T.N. Chuvashskaya pedagogika kak fenomen mirovojcivilizacii. Moskva, 2000.

27. Stefanenko T.G. 'Etnopsihologiya. Moskva, 1999.

28. Trudy akademika RAO G.N. Volkova: bibliograficheskij spravochnik. Sostaviteli A.P. Nikitin, L.N. Danilova. Cheboksary, 2018.

29. Pankin A.B., Shagaeva N.A. Formation of spiritual and moral foundations of management culture among educational managers. Amazonia investiga. 2018; Vol. 7, № 17: 658 - 669.

30. Pankin A.B. The philosophy of academician G.N. Volkov's spiritual and moral culture. Ponte. Florece, Italy. International Journal of Sciences and Researc. 2017; Vol. 73, № 12/SI: 130 - 134.

Статья поступила в редакцию 04.11.21

УДК 372.881.1

Usmanova T.A., teacher, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: turgunai1@mail.ru

TECHNOLOGIES OF CURRENT CONTROL AND ASSESSMENT OF THE QUALITY OF MASTERING LANGUAGE MATERIAL BY STUDENTS OF NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES IN THE DISTANCE LEARNING MODE. This publication analyzes the process of monitoring and evaluating the quality of foreign language acquisition by students of non-linguistic higher educational institutions. The purpose of the study is to determine conditions that can be used as a basis for creating

innovative forms of control and evaluation aimed at determining the level of mastering language material by students of non-linguistic universities. To achieve this goal, it is supposed to solve a number of tasks, the key of which are: the analysis of the advantages and disadvantages of existing methods of control and evaluation, the proposal of a method of control and evaluation adapted for distance learning. The article analyzes theoretical foundations of the assessment of competencies specific to the remote acquisition of a foreign language by students. Advantages and disadvantages of existing technologies are considered and scientific arguments on the problem under study are presented. As a result of the research, it is proved that the most effective way to assess the level of development of communicative competence in the process of teaching and learning a second language is a professionally oriented discussion.

Key words: control, training, educational technologies, quality, efficiency.

Т.А. Усманова, преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ,

г. Москва, E-mail: turgunai1@mail.ru

ТЕХНОЛОГИИ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО МАТЕРИАЛА СТУДЕНТАМИ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ В РЕЖИМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В настоящей публикации осуществляется анализ процесса контроля и оценки качества освоения иностранного языка обучающимися неязыковых высших учебных заведений. В связи с вышеобозначенным целью исследования является необходимость определить условия, которые могут быть использованы в качестве основы для создания инновационных форм контроля и оценки, направленных на определение уровня освоения языкового материала студентами неязыковых вузов. Для достижения обозначенной цели предполагается решение ряда задач, ключевыми из которых являются осуществление разбора достоинств и недостатков имеющихся методов контроля и оценки, предложение метода контроля и оценки, адаптированного под дистанционное обучение. В статье анализируются теоретические основы оценки компетенций, специфичных для дистанционного овладения иностранным языком студентами. Рассмотрены достоинства и недостатки существующих технологий и представлены научные доводы по исследуемой проблеме. В результате исследования доказано, что наиболее эффективным способом оценки уровня развития коммуникативной компетенции в процессе преподавания и изучения второго языка является профессионально ориентированная дискуссия.

Ключевые слова: контроль, обучение, образовательные технологии, качество, эффективность.

В современный период времени становится все более актуальным вопрос совершенствования оценки качества высшего образования, которая применяется при дистанционном обучении. Подобное объясняется стремительным развитием компетентностного подхода к подготовке будущих специалистов. Традиционно процесс оценки состоит из совокупности определенных действий, которые направлены на сравнение двух объектов, один из которых является стандартным. Однако обозначенный подход в настоящее время требует пересмотра. Последний должен быть ориентирован на показатели, которые предоставляют современные высшие учебные заведения. Рассматриваемые показатели неразрывно связаны с целями образования, которые в настоящий момент сообразуются с признаками компетентности. Из рассмотренного выше следует, что система оценки иностранного языка должна полагаться на соответствие имеющейся у студента компетенции общественным требованиям к подготовке обучающихся в профессиональной сфере.

Для будущих специалистов одной из основных целей в изучении иностранной речи выступает совершенствование профессиональной и разговорной компетенций, которые обеспечивают готовность студента к ведению диалога с иностранными коллегами и знание культурных особенностей последних. Обозначенные компетенции состоят из более узконаправленных составляющих, представляющих собой набор знаний, умений, качеств и т.д. Следование заранее определенным целям обусловливает необходимость изменения содержательной составляющей большинства компонентов системы методики, в которую включена и система оценки. Применяемые в настоящее время методы оценки становятся непродуктивными, что объясняется наличием только формальных и очевидных показателей освоения иностранного языка. Личностные компетенции могут быть формализованы в процессе осуществления мониторинга и оценки. Несоответствие между ожидаемым результатом, который интерпретируется в параметрах компетенции, и процедурами оценки, которые все еще существуют в давно сложившемся традиционном и уже устаревшем спектре типов, форм и практик, неоднократно упоминалось в научной литературе.

Учитывая вышеобозначенное, целью настоящего исследования является рассмотрение условий для создания эффективных средств контроля и оценки освоения иностранного языка в режиме дистанционного обучения.

В связи с вышесказанным возникает необходимость в решении задач, обусловленных целью исследования. К последним отнесены следующие:

1. Определить дидактические параметры оценки, ориентированной на освоение иностранного языка.

2. Выявить недостатки и достоинства технологий контроля и оценки.

3. Рассмотреть условия для эффективного контроля и оценки коммуникативной компетентности студентов.

4. Разработать и предложить современный метод дистанционного контроля и оценки.

Для осуществления настоящего исследования в статье применяются следующие методы: практического моделирования, гуманитарный, социально-научный.

Научная новизна исследования заключается в разработке и представлении нового подхода к модернизации технологии оценки и контроля, направленного на выявление уровня освоения иностранного языка студентами неязыковых вузов.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что предложенный в результате рассмотрения настоящей темы метод возможно применить в качестве теоретической базы будущих исследований.

Осуществляя исследование технологий контроля и оценки качества усвоения иноязычной речи, необходимо отметить, что первостепенным условием, которое является важнейшим в контексте рассмотрения дистанционных технологий и изучения иностранного языка, является учет, ведущийся при осуществлении процедуры оценки и особенностей будущей деятельности обучающихся. Обозначенное выше условие значит, что оценка и процесс ее осуществления при использовании любого метода должны быть сосредоточены на развитии только тех качеств и характеристик будущего профессионала, которые пригодятся в сфере его деятельности как специалиста. Исходя из сказанного, следует, что необходимо различать коммуникативные и профессиональные навыки в зависимости от специальности: например, оценка компетенции юристов будет отличаться от ее осуществления по отношению к экономистам или математикам. Настройки процесса оценивания будут определяться исходя из особенностей профессии обучающегося. Только вышеобозначенный подход сможет определить уровень и эффективность подготовки профессионалов.

Представляется необходимым исследовать еще одно условие эффективного осуществления контроля и оценки качества освоения иностранного языка обучающимися. Говоря о последнем, следует указать, что оно неразрывно связано с уровнем образования специалиста. Исходя из этого, в результате осуществления оценки должны быть выявлены характерные особенности, которые принадлежат бакалавру или специалисту определенной сферы знаний. У отмеченных выше категорий обучающихся существуют характерные только для них требования, выраженные в описании значимых для их профессии компетенций. Следовательно, и организация дистанционного обучения для различных категорий студентов должна отличаться друг от друга и регулярно обновляться.

Осуществляя рассмотрение еще одного условия, отметим, что оно состоит в том, чтобы процесс контроля и оценки основывались не только на явно выраженных особенностях студента, но и на тех, которые явно не видны [1]. Обозначенное выше предопределяет, что кроме стандартных признаков, оценка и контроль должны определять такие параметры личности, которое невозможно обнаружить с помощью наблюдения. Подобные качества не напрямую, а косвенно проявляются в профессиональной и разговорной деятельности личности студента. Рассуждая о примерах рассматриваемых качеств, скрытых для наблюдателя, можно отметить следующие: самодисциплина, энергичность или предприимчивость.

Делая промежуточный вывод из обозначенного выше, подчеркнем, что, с одной стороны, существует объективная необходимость создания специальной шкалы оценки, с другой стороны, разработка последней в настоящее время затрудняется высоким уровнем сложности дистанционного выявления профессиональных качеств и определения профессиональных компетенций. Решение рассматриваемой проблемы можно воспринимать в качестве еще одного условия, обеспечивающего эффективность оценки качества освоения языкового материала студентами неязыковых вузов.

В настоящее время существует несколько научных попыток решить эту проблему. Несмотря на усилия авторов, вопрос разработки критериев, критериальных

шкал, направленных на выявление компетенций, окончательно не решен и требует серьезного внимания [2].

Учитывая вышесказанное, следует обозначить еще одно условие, которое относится к необходимости изменения видов дистанционного контроля, который в настоящее время приобретает большое значение. Подобный подход предполагает отказ от традиционных форм осуществления оценки и контроля, заключающихся в проведении тестирования или опросов. К последним следует добавить инновационные способы, которые имеют своей целью исключительно анализ освоения иностранной речи студентами высших учебных заведений. Анализируя примеры обозначенных форм, можно предложить решение профессиональных задач или проведение удаленных конференций по вопросам, относящимся к будущей специальности.

Дополняя предложенные выше методы, возможно рассмотреть иные разновидности оценки и контроля. Кроме осуществления одноразовой проверки знаний, следует планомерно и постоянно контролировать процесс освоения разговорных навыков на иностранном языке. При использовании предложенного метода появится возможность достоверно убедиться в возможности эффективного дистанционного изучения и определиться с качествами, которые будут важны в будущей профессиональной деятельности.

Следующее из рассматриваемых условий, которое включено в осуществление оценки и контроля, возможно обозначить проблемным содержанием заданий. Проводя соотношение между продуктивным и репродуктивным типами оценки образования, следует сделать выбор в пользу первого. Поставленное условие сможет решить проблему обновления и оптимизации процесса контроля и оценки, связанную с работой над развитием разговорных и профессиональных навыков обучающихся. Обозначенная проблема имеет связь с будущей профессией и непредвиденными обстоятельствами, которые могут возникнуть в ходе осуществления специализированной деятельности.

Учитывая приведенные выше аргументы, следует отметить важное положение, которое заключается в показе студентами своих способностей к решению профессиональных задач при помощи иностранной речи. В процессе осуществления вышеуказанной деятельности обучающиеся должны уметь выражать личное мнение по вопросам, относящимся к их специальности, а также показать личностные разговорные характеристики. С сожалением можно отметить то, что зачастую указанный способ подготовки специалистов игнорируется и практически полностью не используется.

В ходе осуществления проблемно-ориентированного подхода к контролю и оценке компетенций возникает множество трудностей. По мнению некоторых авторов, одна из наиболее существенных трудностей заключается в том, что у студентов и преподавателей разное восприятие, что приводит к различным точкам зрения в оценках и контроле [3]. Другими словами, нет никакой корреляции между оценками учащихся (самооценкой и оценкой сверстников) и оценкой учителя.

Более того, в процессе осуществления компетентностного подхода к высшему образованию важным фактором выступает условие, которое неразрывно связано с личностными особенностями студентов. Каждый обучающийся по-особенному выражает личные и профессиональные качества, создавая тем самым не похожий ни на один другой индивидуальный разговорный и профессиональный стиль. Исходя из содержания данного подхода следует разрабатывать задания в тестовой форме в виде множества вариантов, которые будут отличаться в зависимости от формулировки вопроса, объема задания и количества вопросов.

Следующим из рассматриваемых условий осуществления контроля является учет позиции обучающихся. Последняя должна быть максимально активной. Предполагается, что будущие специалисты должны быть ознакомлены с параметрами оценивания, с соответствующими требованиями и результатом. Кроме того, студентов должны оповестить о тех объектах, которые будут оценены в дальнейшем, и о предъявляемых требованиях к осуществляемой работе. В случае если обучающийся не имеет возможности подготовиться к заданию самостоятельно, реализовать оценку своей личности в процессе тестирования и проанализировать полученный результат, то такие дистанционные методы осуществления контроля должны быть определены в качестве неэффективных. Заключая вышесказанное, отметим, что процедуры оценки и контроля, проводимые дистанционным способом, предоставляют шанс обучающимся продемонстрировать свои профессиональные навыки, разговорную самостоятельность, ответственность в ходе осуществления освоения иностранного языка.

Кроме этого, важно, чтобы контроль, основанный на компетентности, сочетался с самооценкой, оценкой со стороны сверстников и учителей. Для того чтобы получить целостное представление о вкладе студентов, самооценка и оценка одногруппников часто используется в качестве дополнительной.

Существуют некоторые инновационные методы самостоятельной, коллегиальной и преподавательской дистанционных форм контроля и оценки компетенций, которые могут быть применены к студентам, изучающим иностранный язык. Некоторые авторы предлагают ряд практик, которые уже доказали свою эффективность:

1. Дистанционное устное полуструктурированное интервью, рубрики совместной работы и рубрики коммуникативной компетенции.

2. Дистанционные устные презентации на иностранном языке, где процесс тестирования проводится двумя способами: коллегиальным и самооценкой.

3. Одновременное введение самоотчета, экспертного отчета и оценок преподавателей.

4. Реализация интегрированной задачи дистанционного чтения-записи [4].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

После исследования уже имеющихся эффективных средств оценки и контроля освоения языкового материала студентами неязыковых вузов в режиме дистанционного обучения следует представить предложенные нами методы:

Дистанционное интервью как общий инструмент качественного исследования можно охарактеризовать как углубленную беседу, проводимую между отдельным респондентом и профессиональным исследователем. У данной методики есть несколько ключевых отличий, которые стоит отметить. Она, как правило, более структурирована, позволяет каждому респонденту делиться своим личным опытом и мнениями более глубоко и подробно, чем это обычно может быть достигнуто в иных условиях.

Профессионально ориентированные дебаты рассматриваются как дистанционный образовательный инструмент, который мотивирует студентов выражать свои противоположные мнения с целью опровержения аргументов друг друга. Возможность для принятия решения может быть предоставлена после того, как противоположные мнения будут представлены в чередующихся заявлениях. Благодаря усилению уже изученных материалов путем создания среды быстрого реагирования, основанной на аргументах, дебаты улучшают навыки освоения иноязычного материала.

Оценка языка на основе заданий заключается в процессе оценки, которая осуществляется в соответствии с набором четко сформулированных критериев, качества коммуникативных действий, полученных от учащихся в рамках целенаправленного, ориентированного на смысл использования языка, требующего интеграции навыков и знаний. Такая оценка используются для определения того, в какой степени пользователи иностранного языка могут продемонстрировать языковые способности на дистанционном уровне, которые будут востребованы в определенных областях дискурса и могут привести к принятию решений о приеме на программу или размещении в возможности дальнейшего изучения языка.

Деловые игры характеризуются в качестве инструмента оценки, который вовлекает студентов в имитацию реального мира, погружая их в аутентичную ситуацию управления. Такой подход к образовательной деятельности мотивирует поиск, анализ, интерпретацию информации, решение проблем и принятие решений [5].

Необходимо отметить, что контроль и оценка квалификации будущих специалистов на знание иностранного языка в российских неязыковых вузах определяется двумя основными параметрами: первым из них является оценка знаний и навыков в области иностранного языка; вторым выступает контроль за освоением языка в дистанционном режиме. Обозначенные цели оценки и контроля были достигнуты с помощью дистанционного тестирования. При этом выявлены некоторые достоинства и недостатки.

Содержание рассматриваемого метода было одинаковым, однообразным и включало:

а) анализ и пересказ текста на иностранном языке;

б) ответ на вопрос об одном из явлений системы иностранного языка;

в) ответ на вопрос из области психологии освоения иностранных языков.

Дистанционные технологии оценки и контроля за освоением иноязычной

речи достаточно востребованы. Однако студенты не были включены в процесс оценки. Как следствие, была реализована только оценка и контроль преподавателя, в то время как возможность для самооценки и коллегиальной оценки предоставлены не были.

Кроме того, в процессе оценки и контроля не устанавливается обратная связь, хотя ее роль очень важна в дистанционной подготовке будущих специалистов. Как определили ученые, учащимся необходимо использовать те инструменты освоения материала, которые потенциально богаты обратной связью. Например, последние включают работу преподавателя над тестом или заданием, когда оно было возвращено учащимся после исправления, презентации учащимися своих дистанционных проектов и обсуждения между учителем и учащимися.

Таким образом, дистанционный контроль не направлен на постановку задач, подлежащих решению; он не раскрывает особенностей студента, индивидуального освоения им иностранного языка и принятия индивидуальных решений. Главное, что дистанционный контроль не определяет готовность выпускника к осуществлению полноценной профессиональной деятельности, к работе, связанной с использованием иностранного языка.

Принимая во внимание существующие условия, которые оказывают отрицательное влияние на освоение иностранного языка студентами, ученые начали поиск путей совершенствования технологий оценки и контроля. Исследования проводились по различным направлениям.

Система оценки, предлагаемая авторами, разработана в качестве инструмента контроля для облегчения дистанционного сбора и анализа данных, связанных с предполагаемыми результатами освоения языкового материала студентами неязыковых вузов.

В течение нескольких лет проводились соответствующие эксперименты по внедрению дистанционной формы организации итогового экзамена на готовность будущих специалистов к применению иностранного языка в профессиональной деятельности [6]. Дистанционный экзамен включал в себя две основные

части, каждая из которых была основана на заданном подходе и максимально ориентирована на профессиональный контекст деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого отдельного студента, проявляющихся в условиях принятия решений в нестандартных, неопределенных обстоятельствах профессиональной деятельности.

Первая часть экзамена проводилась в форме презентации учащимися дистанционного проекта, направленного на разработку плана освоения иностранного языка на определенном уровне его профессиональной деятельности. Первоначально было проведено командное обсуждение концепции, идеи и основной цели команды в групповом чате. Таким образом, были реализованы стратегии коллегиальной оценки и самооценки. За этим последовала индивидуальная работа каждого студента над освоением иностранного материала с его научной проверкой. В тексте проверки студент объяснил решения, которые он принял при исследовании проблемного вопроса, относящегося к его профессиональной деятельности, продемонстрировав в комплексе знания не только иностранного языка, но и психологии, социологии и других сфер. Принятые решения были обоснованы новыми образовательными технологиями и дистанционными средствами обучения иностранному языку.

В ходе презентации своего дистанционного проекта студенты доказывают эффективность решения профессиональных задач и обосновывают собственную точку зрения на использование удаленных образовательных технологий. Далее проводится обсуждение с экзаменаторами - опытными преподавателями. Они задают студенту вопросы, и по итогам презентации и обсуждения принимается решение о профессиональной дистанционной подготовке студента по направлению освоения иностранного языка [7].

Вторая часть дистанционного экзамена направлена на оценку уровня развития профессионально ориентированной языковой компетенции. Студенты должны продемонстрировать способность решать задачи в сфере профессионального общения с применением знаний и навыков в теоретических и практических аспектах иностранного языка и культуры. Студенты должны продемонстрировать свою готовность вести диалог культур в специально смоделированных условиях в соответствии с нормами межкультурного общения,

Библиографический список

используя стратегии и практики, связанные с взаимодействием с иностранными коллегами.

Кроме того, учащиеся должны проявить готовность анализировать аутентичный видео-, а также текстовый материал и принимать решение о том, как его применять в различных условиях своей профессиональной деятельности.

Организованный таким образом экзамен показал, что студенты демонстрируют все компоненты освоения языкового материала в режиме дистанционного обучения: технологическую и коммуникативную компетентность.

Завершая настоящее исследование, необходимо обозначить следующие выводы. Предлагаемый современный подход к пересмотру и обновлению процедуры оценки и контроля направлен на определение эффективности освоения иностранной речи обучающимися неязыковых высших учебных заведений и соответствующих им навыков, которые способствуют участию будущих профессионалов в межкультурной коммуникации.

Представляется необходимым отметить, что системный подход к процессу контроля и оценки предполагает определение эффективности освоения дистанционного образования обучающимися высших учебных заведений. Исходя их обозначенного, можно говорить о том, что уровень подготовки будущих специалистов к осуществлению профессиональной деятельности с использованием иностранной речи зависит от упомянутой системы и получаемых в ходе ее проведения показателей. В данной публикации рассмотрено несколько условий, использование которых позволит эффективно осуществлять процессы оценки и контроля.

Перспективы дальнейшего исследования видятся в значительном пересмотре технологий контроля и оценки, что требует выполнения ряда условий, которые включают в себя следующее: учет параметров профессиональной деятельности студента, уровня образовательной системы, ориентацию на выявление не только явных (традиционных), но и неявных (инновационных) объектов оценки; разработка прозрачной шкалы критериев оценки, понятной не только преподавателю, но и студентам, с разнообразием форм и методов оценки, вовлечением студентов в процесс (самооценка и оценка со стороны сверстников); применение проблемного подхода к организации и проведению оценки.

1. Молчанова Ю.А., Терентьева Е.В. Обучение иностранному языку в ЭИОС: дистанционное обучение глазами студентов. Проблемы современного педагогического образования. 2021; № 2.

2. Сосновская Г.И., Кирпичникова А.А. Дистанционное обучение как компонент непрерывного образовательного процесса при изучении иностранного языка. Казанский вестник молодых учёных. 2020; № 4.

3. Морозова А.Л. Управление образовательным процессом в области реализации языкового образования в вузе. Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2020; № 5.

4. Барышникова О.В. Использование электронной образовательной среды для формирования межкультурной профессиональной коммуникативной компетенции студента технического вуза. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2020; № 2.

5. Старостин А.С. Использование информационно-коммуникационных технологий с целью повышения компетенции выпускников вуза. Cloud of science. 2020; № 2.

6. Преснухина И.А., Елкина И.М., Фетисова Л.И. Учет самооценки и ожиданий студентов от изучаемой дисциплины при разработке программ по иностранному языку в неязыковом вузе в системе дистанционного образования. Ценности и смыслы. 2019; № 1.

7. Тимкина Ю.Ю. Тестирование в дистанционной иноязычной подготовке в вузе. БГЖ. 2021; № 2 (35).

References

1. Molchanova Yu.A., Terent'eva E.V. Obuchenie inostrannomu yazyku v 'EIOS: distancionnoe obuchenie glazami studentov. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2021; № 2.

2. Sosnovskaya G.I., Kirpichnikova A.A. Distancionnoe obuchenie kak komponent nepreryvnogo obrazovatel'nogo processa pri izuchenii inostrannogo yazyka. Kazanskij vestnik molodyh uchenyh. 2020; № 4.

3. Morozova A.L. Upravlenie obrazovatel'nym processom v oblasti realizacii yazykovogo obrazovaniya v vuze. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. Seriya: Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2020; № 5.

4. Baryshnikova O.V. Ispol'zovanie 'elektronnoj obrazovatel'noj sredy dlya formirovaniya mezhkul'turnoj professional'noj kommunikativnoj kompetencii studenta tehnicheskogo vuza. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki. 2020; № 2.

5. Starostin A.S. Ispol'zovanie informacionno-kommunikacionnyh tehnologij s cel'yu povysheniya kompetencii vypusknikov vuza. Cloud of science. 2020; № 2.

6. Presnuhina I.A., Elkina I.M., Fetisova L.I. Uchet samoocenki i ozhidanij studentov ot izuchaemoj discipliny pri razrabotke programm po inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze v sisteme distancionnogo obrazovaniya. Cennosti i smysly. 2019; № 1.

7. Timkina Yu.Yu. Testirovanie v distancionnoj inoyazychnoj podgotovke v vuze. BGZh. 2021; № 2 (35).

Статья поступила в редакцию 12.11.21

УДК 373.24

Hu Zhiyuan, postgraduate, South Ural State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia),

E-mail: zhangshu2019@yandex.ru

DIAGNOSTICS OF THE LEVEL OF READINESS OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN TO LEARN CHINESE. Nowadays the interest in learning Chinese language has grown significantly, therefore the researcher determines the level of readiness of older preschool children to learn another language. In this study three main methodologies are used, they are the modified methodology "World Picture", the emotional categorization methods and the method of answering an open-ended question with motivation. As a result, it is concluded that 75% of respondents showed, to one degree or another, an educational and cognitive interest in studying the "image of another" and agree to admit it into their "picture of the world", however, more than 20% of older preschoolers need to develop this interest, including using the developed technique. The results of this research made it possible to design the main directions of activity of all subjects of the planned educational process.

Key words: readiness level, Chinese language, senior preschool children, teaching Chinese.

Ху Чжиюань, аспирант, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск,

E-mail: zhangshu2019@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.