ния изобретательских задач и мозгового штурма в процессе обучения на занятиях по иностранному языку позволило повысить уровень творческих способностей магистрантов, что может способствовать их успешной профессиональной деятельности в будущем.
Апробированная нами модель также отличается актуальностью и отвечает социальному заказу на творческих специалистов, способных реализовывать и создавать инновации в рамках вуза и внедрять их на предприятиях России.
Полученные в ходе исследования выводы вносят вклад в теорию и методику преподавания иностранного языка и развитие креативности магистрантов на занятиях для формирования их готовности к генерированию патентоспособных
Библиографический список
идей, а разработанная и апробированная модель развития креативности магистров технических направлений может быть использована преподавателями дисциплины «Иностранный язык профессиональной направленности (технический перевод)», преподавателями инженерных дисциплин для активизации процесса обучения.
Перспективами дальнейшего исследования, на наш взгляд, являются разработка и внедрение инновационных методов обучения в магистратуре, исследование применения методологии ТРИЗ в обучении в сотрудничестве с выпускающими кафедрами технических вузов России для развития креативности магистрантов.
1. Хижная А.В. и др. Инновационные технологии профессионального обучения как средство активизации обучения студентов. Современный ученый. 2020; № 4: 46-50.
2. Осипов П.Н. Инженерная педагогика: от сотрудничества к синергии / П.Н. Осипов. Высшее образование в России. 2017; № 11: 62-68.
3. Greeniera V., Fathib J., Behzadpoorc S. Teaching for creativity in an EFL context: The predictive roles of school climate, teaching enthusiasm, and metacognition. Thinking Skills and Creativity. 2023; № 50. Available at: https://doi.org/10.1016/j.tsc.2023.101419
4. Keller M.M. et al. Teacher enthusiasm: Reviewing and redefining a complex construct. Educational Psychology Review. 2016; № 28: 743-769.
5. Lazarides R. et al. Teacher enthusiasm and self-efficacy, student-perceived mastery goal orientation, and student motivation in mathematics classrooms. Teaching and Teacher Education. 2018; № 69: 1-10.
6. Mahoneya B.B. Learning to think critically through Socratic dialogue: Evaluating a series of lessons designed for secondary vocational education. Thinking Skills and Creativity. 2023; № 50.
7. Knezic D. SD and teacher-pupil interaction. Den Haag: Eleven International Publishing, 2011.
8. Khusainova G.R., Galikhanov M.F. Work-in-Progress: Development of the Discipline "Innovations in Engineering Pedagogy" as Part of an Advanced Professional Training for Educators of Engineering Schools in Higher Education Institutions. Advances in Intelligent Systems and Computing. 2021; Vol. 1329.
9. Хусаинова Г.Р, Карстина С.Г., Галиханов М.Ф. Оценка готовности преподавателей к инновационной профессионально-педагогической деятельности. Высшее образование в России. 2022; Т. 31, № 7: 42-60.
10. Хусаинова ГР, Галиханов М.Ф. Проблемы и перспективы подготовки преподавателей инженерного вуза к инновационной профессионально-педагогической деятельности через систему дополнительного профессионального образования. Управление устойчивым развитием. 2022; № 3 (40): 104-113.
11. Хусаинова Г.Р, Галиханов М.Ф. Апробация системы повышения квалификации «Развитие креативности преподавателя инженерного вуза». Перспективные задачи инженерной науки: сборник статей XIV Международного научного форума. Москва, 2023: 423-429.
12. Рюютманн Т., Хусаинова ГР, Галиханов М.Ф. Активизация обучения преподавателей в рамках программы профессиональной переподготовки. Вектор науки Тольят-тинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2023; № 2 (53): 30-41.
13. Biktagirova G.F., Valeeva R.A., Nagovitsyn R.S. ReflexiveTeacher: Main Difficultiesof the Reflexive Activity of Teachers with Various Pedagogical Work Experience. European Journal of Contemporary Education. 2021; № 10 (1): 18-28.
14. Галеева Ф.Т., Хусаинова ГР Реализация инновационных методов обучения в казанском национальном исследовательском технологическом университете. Перспективы науки. 2021; № 10 (145): 61-66.
15. Хусаинова Г.Р, Сафина А.В. Развитие творческих способностей студентов технического профиля в рамках методики наставничества. Казанский педагогическийжур-нал. 2022; № 6 (155): 91-98.
16. Khusainova G.R., Bronskaya V.V. Approaches to developing creative thinking skills in students at an engineering university. AIP Conference Proceedings. 2022.
17. Зиннатуллина Л.М., Фахретдинова ГН. Развитие трансверсальных навыков на уроке иностранного языка в инженерном вузе на основе опыта Европейского Союза. Проблемы современного педагогического образования. 2021; № 70-1: 148-149.
References
1. Hizhnaya A.V. i dr. Innovacionnye tehnologii professional'nogo obucheniya kak sredstvo aktivizacii obucheniya studentov. Sovremennyjuchenyj. 2020; № 4: 46-50.
2. Osipov P.N. Inzhenernaya pedagogika: ot sotrudnichestva k sinergii / P.N. Osipov. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2017; № 11: 62-68.
3. Greeniera V., Fathib J., Behzadpoorc S. Teaching for creativity in an EFL context: The predictive roles of school climate, teaching enthusiasm, and metacognition. Thinking Skills and Creativity. 2023; № 50. Available at: https://doi.org/10.1016/j.tsc.2023.101419
4. Keller M.M. et al. Teacher enthusiasm: Reviewing and redefining a complex construct. Educational Psychology Review. 2016; № 28: 743-769.
5. Lazarides R. et al. Teacher enthusiasm and self-efficacy, student-perceived mastery goal orientation, and student motivation in mathematics classrooms. Teaching and Teacher Education. 2018; № 69: 1-10.
6. Mahoneya B.B. Learning to think critically through Socratic dialogue: Evaluating a series of lessons designed for secondary vocational education. Thinking Skills and Creativity. 2023; № 50.
7. Knezic D. SD and teacher-pupil interaction. Den Haag: Eleven International Publishing, 2011.
8. Khusainova G.R., Galikhanov M.F. Work-in-Progress: Development of the Discipline "Innovations in Engineering Pedagogy" as Part of an Advanced Professional Training for Educators of Engineering Schools in Higher Education Institutions. Advances in Intelligent Systems and Computing. 2021; Vol. 1329.
9. Husainova G.R., Karstina S.G., Galihanov M.F. Ocenka gotovnosti prepodavatelej k innovacionnoj professional'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2022; T. 31, № 7: 42-60.
10. Husainova G.R., Galihanov M.F. Problemy i perspektivy podgotovki prepodavatelej inzhenernogo vuza k innovacionnoj professional'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti cherez sistemu dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. Upravlenie ustojchivymrazvitiem. 2022; № 3 (40): 104-113.
11. Husainova G.R., Galihanov M.F. Aprobaciya sistemy povysheniya kvalifikacii «Razvitie kreativnosti prepodavatelya inzhenernogo vuza». Perspektivnye zadachi inzhenernoj nauki: sbornik statej XIV Mezhdunarodnogo nauchnogo foruma. Moskva, 2023: 423-429.
12. Ryuyutmann T., Husainova G.R., Galihanov M.F. Aktivizaciya obucheniya prepodavatelej v ramkah programmy professional'noj perepodgotovki. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psihologiya. 2023; № 2 (53): 30-41.
13. Biktagirova G.F., Valeeva R.A., Nagovitsyn R.S. ReflexiveTeacher: Main Difficultiesof the Reflexive Activity of Teachers with Various Pedagogical Work Experience. European Journal of Contemporary Education. 2021; № 10 (1): 18-28.
14. Galeeva F.T., Husainova G.R. Realizaciya innovacionnyh metodov obucheniya v kazanskom nacional'nom issledovatel'skom tehnologicheskom universitete. Perspektivy nauki. 2021; № 10 (145): 61-66.
15. Husainova G.R., Safina A.V. Razvitie tvorcheskih sposobnostej studentov tehnicheskogo profilya v ramkah metodiki nastavnichestva. Kazanskijpedagogicheskijzhurnal. 2022; № 6 (155): 91-98.
16. Khusainova G.R., Bronskaya V.V. Approaches to developing creative thinking skills in students at an engineering university. AIP Conference Proceedings. 2022.
17. Zinnatullina L.M., Fahretdinova G.N. Razvitie transversal'nyh navykov na uroke inostrannogo yazyka v inzhenernom vuze na osnove opyta Evropejskogo Soyuza. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2021; № 70-1: 148-149.
Статья поступила в редакцию 23.03.24
УДК 378
Chalova O.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of English and Professional Communication, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: oldadavydova@ yandex.ru
APPLICATION OF ACTIVE FORMS OF LEARNING IN EDUCATION OF ENVIRONMENTAL CULTURE OF STUDENTS IN THE DIGITAL LINGUISTIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A UNIVERSITY. The article examines a problem of finding new forms and methods in educating students' ecological culture through the means of a foreign language in the digital environment of a university. An idea is substantiated that the use of active forms of learning in the formation
of environmental knowledge is effective together with other types of educational activities based on electronic aids. In the context of studying the scientific and methodological literature of Russian and foreign scientists, the author comes to the conclusion to use a personalized approach in increasing the level of environmental knowledge. The task of the article is to use active forms of learning in the education of students' environmental culture in the digital linguistic educational environment of a university and the introduction of the electronic teaching aid "Ecological Advertising Project" into the educational process. Particular attention is paid to active forms of learning, namely, virtual excursions, exhibitions, holidays and work activities in nurturing the ecological culture of students within the framework of the academic discipline Foreign Language. The work is interdisciplinary in nature, written at the intersection of the academic disciplines Foreign Language and Ecology. In conclusion, the effectiveness of using active forms of learning in the process of nurturing the ecological culture of students in the digital linguistic educational environment of a university is revealed.
Key words: active form of learning, virtual excursion, personalized approach, digital environment, university
О.А. Чалова, канд. пед. наук, доц., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: oldadavydova@ yandex.ru
ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В ВОСПИТАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ЦИФРОВОЙ ЛИНГВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА
В данной статье рассматривается проблема поиска новых форм и методов в воспитании экологической культуры студентов средствами иностранного языка в цифровой среде вуза. Обосновывается идея о том, что применение активных форм обучения в формировании экологических знаний эффективно совместно с другими видами образовательной деятельности на основе электронных пособий. В контексте изучения научно-методической литературы отечественных и зарубежных ученых автор приходит к выводу об использовании персонифицированного подхода в повышении уровня экологических знаний. Целью статьи является применение активных форм обучения в воспитании экологической культуры студентов в условиях цифровой лингвообразователь-ной среды вуза и внедрение электронного учебно-методического пособия «Экологический рекламный проект» в учебный процесс. Особое внимание уделено активным формам обучения, а именно - виртуальной экскурсии, выставкам, праздникам и трудовой деятельности в воспитании экологической культуры студентов в рамках учебной дисциплины «Иностранный язык». Работа имеет междисциплинарный характер, написана на стыке учебных дисциплин «Иностранный язык» и «Экология». В заключение раскрывается эффективность использования активных форм обучения в процессе воспитания экологической культуры студентов в цифровой лингвообразовательной среде вуза.
Ключевые слова: активная форма обучения, виртуальная экскурсия, персонифицированный подход, цифровая среда, вуз
Актуальность данного исследования связана с поиском новых способов применения активных методов обучения для формирования экологической осведомленности студентов в условиях цифрового обучения.
Целью нашего исследования является применение активных форм обучения в воспитании экологической культуры студентов в условиях цифровой лингвообразовательной среды вуза и внедрение электронного учебно-методического пособия «Экологический рекламный проект» в учебный процесс.
Задачи исследования:
- проанализировать научные разработки по воспитанию экологической культуры студентов в высшей школе;
- определить сущность и содержание понятия «экологическая культура»;
- определить уровень экологической культуры студентов (1-2 курсов неязыковых вузов);
- рассмотреть и применить в учебном процессе активные формы проведения занятий в воспитании экологической культуры студентов средствами иностранного языка в цифровой среде вуза;
- внедрить в учебный процесс электронное учебно-методическое пособие «Экологический рекламный проект» на иностранном языке как средство повышения уровня экологической культуры студентов;
- выявить наиболее эффективные активные формы обучения в воспитании экологической культуры студентов средствами иностранного языка в цифровой среде вуза.
Методы исследования: теоретические (анализ, сравнение, обобщение, классификация, систематизация, дифференциация) и эмпирические (педагогическое наблюдение, опрос, беседа, тестирование).
Научная новизна данного исследования состоит в детальном анализе опыта внедрения активных форм обучения в воспитании экологической культуры студентов средствами иностранного языка и современного электронного учебно-методического пособия «Экологический рекламный проект» с использованием персонифицированного подхода в учебном процессе. Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что оно вносит вклад в теорию воспитания экологической культуры студентов с учетом индивидуальных особенностей учащихся в цифровой лингвообразовательной среде вуза. Практическая значимость исследования заключается в том, что активные формы обучения применяются в воспитании экологической культуры совместно с использованием электронного учебно-методического пособия «Экологический рекламный проект» и создают благоприятные возможности для дальнейшего применения экологических знаний в профессиональной деятельности.
Экологическая обстановка в России и в мире в целом продолжает ухудшаться, и один из возможных путей решения данной проблемы - экологическое просвещение и воспитание экологической культуры населения. Повысить уровень экологической культуры в образовательной среде вуза можно различными методами и способами, а также средствами всех учебных дисциплин, включая иностранный язык. На данный момент самыми современными и эффективными образовательными инструментами принято считать интернет-ресурсы, VR-устройства, мобильные приложения [1], электронные учебники, электронные образовательные платформы и другие цифровые технологии.
Существующая система образования стремительно трансформируется, появляются новые направления в образовании, включая цифровое и экологическое. Данные направления призваны подготовить выпускников вуза к практической экологической деятельности.
Теоретической базой исследования послужили труды в области экологической культуры С.Н. Глазачева, И.Д. Зверева, О.А. Лукашевич, Н.М. Мамедова, В.В. Сальниковой, О.А. Чаловой и др., включая исследования ученых, использующих персонифицированный подход в образовательной среде, а именно -А.О. Арно, ГВ. Сороковых, Т.Э. Галкиной, Н.И. Никитиной, Л.Х. Урусовой и др., а также методистов эффективно пользующихся активными формами обучения (Н.В. Санникова, Е.В. Муравьева, М.С. Кузнецова, С.Ф. Лапина, Е.И. Тарновская, Т.И. Петросян, А.В. Назаренко, Н.А. Юганова, Е.Т. Карпушева, Н.В. Санникова и др.).
Анализ научной литературы по исследуемой проблеме привел к необходимости рассмотреть воспитание экологической культуры студентов в цифровой лингвообразовательной среде вуза, используя персонифицированный подход.
Большинство ученых рассматривают экологическую культуру как сложную, многоуровневую и многокомпонентную систему, включающую экологические знания, экологическое сознание и природоохранную деятельность. Задача нашего исследования состоит в повышении уровня экологических знаний, вследствие чего увеличится уровень экологической культуры. В дальнейшем произойдет смена потребительского отношения к природе на природоохранную деятельность и рациональное природопользование.
Исследования, проведенные в 2022 году, позволили определить уровень экологической грамотности студентов неязыковых вузов с использованием иностранного языка [2-7]. Результаты эксперимента показали, что 72% студентов готовы к получению и расширению знаний об экологии на иностранном языке в процессе обучения в университете, несмотря на трудности, связанные с уровнем владения иностранным языком.
В 2023 учебном году было проведено тестирование студентов 1-2 курсов технического вуза для определения исходного уровня экологических знаний. В тестировании участвовал 81 студент института № 12 Московского авиационного института (национального исследовательского университета) направлений подготовки «Конструирование и технология электронных средств» и «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей». Тестирование было анонимное. Студентам предлагалось ответить на вопросы «Что такое экология?», «Что такое Красная книга?» и «Что такое биосфера?». Затем назвать 2-3 экологические проблемы современности и 1-2 антропогенных фактора изменения окружающей среды. Результаты тестирования показали, что 62% респондентов ответили на все вопросы открытого и закрытого типов, и это высокий уровень
Таблица 1
Уровни экологических знаний студентов технического вуза
Направления исследования Высокий уровень, (%) Средний уровень (%) Низкий уровень (%)
Экологические знания 62 16 22
экологической грамотности, а 22% опрошенных ответилилишь на вопросы,где были предложены варианты ответов, что показывает низкий уровень экологических знаний [8].
Повышение уровня экологической культуры студентов таиепроходилов рамках образовательной деятельности вуза, а именно - на основе учебной дисциплины «Иностранный язык» с использованием нликероинвговчебно-мегоди-ческого пособия «Экологический рекламный проект» [9]. В процессе воспитания экологической культуры студентов преподаватель использовал активные формы работы на иностранном языке, включая виртуальные экскурсии, праздники (День Земли, День птиц и т. д.), тематические викторины, выставки и трудовую деятельность.
В процессе образовательной деятельности студентам предлагалось получить знания об экологическом состоянии родного города, страны и мира, при этом учитывались возрастные особенности, исходный уровень экологических знаний студентов на основе персонифицированного подхода. Каждый студент получал индивидуальные задания по электронному учебно-методическому пособию «Экологический рекламный проект». Студент выполнял задания в комфортное для него время в течение семестра под руководством преподавателя. Преподаватель корректировал план работы со студентом в соответствии с результатами промежуточного тестирования, менял и дополнял дидактический материал, а также формы работы с каждым студентом. При этом для проведения активных форм обучения преподаватель объединял студентов с одинаковым уровнем знаний для эффективного усвоения материала и комфортной психологической обстановки.
Ранее отмечалось, что занятия по иностранному языку проходили на основе электронного учебно-методического пособия «Экологический рекламный проект», где студенты выполняли задания, связанные с окружающей средой и антропогенным воздействием. В пособии использовались аутентичные интернет-ресурсы. Данные ресурсы способствовали адекватному представлению о существующей экологической обстановке в мире.
Далее студенты параллельно с образовательной деятельностью принимали участие в виртуальных экскурсиях по городу и стране в различные периоды времени (в разные эпохи) на иностранном языке в рамках экологического воспитания испытуемых. В течение всего семестра студенты принимали участие в тематических праздниках, викторинах, выставках, посвященных окружающей среде и ее защите на иностранном языке. Во время исследования студенты положительно отзывались об экологических мероприятиях. Затем студентам предлагалось обсудить и сформулировать выводы на иностранном языке о том, что они увидели и услышали, а также подготовить отчеты и презентации.
Библиографический список
После завершения работы с активными формами обучения студентам оредлнгалось выброть о-ну ио сомых ннте|лесныо и полегныхфо^грпводе-ния занятий, среди которых были виртуальные экскурсии, праздники, выставки, оиктооины и тппдовая дентлльность. Решупьоапы опропепоедосанленыиалис.1. Самым эффективным видом активной формы обучения является виртуальная эклкоpатя. тпкьтветилиеол ее 60% респондентов.
■ I ■ II - III -IV ■ V
Рис. 1. Активные формы обучения в воспитании экологической культуры
студентов в цифровой лингвообразовательной среде вуза: I - виртуальная экскурсия; II - экологические праздники; III - викторина;
IV - выставки; V - трудовая деятельность
В заключение исследования отметим, что эффективными методами обучения в экологическом образовании являются праздники, выставки, викторины, виртуальные экскурсии и трудовая деятельность. Они способствуют расширению кругозора, формированию экологического мировоззрения и подготовке к практической деятельности в этой области. Вместе с тем результаты указывают на недостаточность существующей системы экологического образования в вузах для достижения целей экологического просвещения. Внедрение активных форм обучения и персонифицированный подход могут способствовать переориентации от потребительского отношения к окружающей среде к природозащитному и рациональному природопользованию.
1. Чалова О.А., Герасимова Т.А. Возможности использования мобильных приложений в процессе воспитания экологической культуры обучаемых средствами иностранного языка. Перспективы науки. 2023; № 6 (165): 213-216.
2. Чалова О.А. Формирование системы фоновых экологических знаний у будущих специалистов авиационного профиля в иноязычном образовательном процессе. Казанская наука. 2017; № 5: 189-192.
3. Чалова О.А. Воспитание экологической культуры средствами иностранного языка в техническом вузе. Лингвистика и лингводидактика: сборник научных тезисов и статей по материалам Всероссийской научно-практической очно-заочной конференции: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2023: 262-264.
4. Чалова О.А., Соколова Ю.В. Оценка уровня фоновых экологических знаний студентов технического вуза как основа экологической грамотности в иноязычной образовательной среде. Мир науки. Педагогика и психология. 2022; № 10 (1).
5. Чалова О.А. Формирование экологической культуры студентов средствами иностранного языка в условиях цифровой трансформации образования. Перспективы науки. 2023; № 11 (170): 389-393.
6. Чалова О.А. Особенности формирования экологической культуры как компонента «зеленого» мировоззрения средствами иностранного языка в инженерном образовании. Глобальный научный потенциал. 2022; № 8 (137): 120-127.
7. Лукашевич О.А. Теория и практика экологической подготовки курсантов военного вуза в иноязычном образовательном процессе. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Самара, 2008.
8. Чалова О.А. Экологические знания как ключевой фактор воспитания экологической культуры студентов технического вуза в цифровой образовательной среде. Психология образования в поликультурном пространстве. 2024; № 1(65): 127-136.
9. Чалова О.А. Экологический рекламный проект: в 4 ч. Москва: ООО Издательство Спутник+, 2023; Ч. 1.
References
1. Chalova O.A., Gerasimova T.A. Vozmozhnosti ispol'zovaniya mobil'nyh prilozhenij v processe vospitaniya 'ekologicheskoj kul'tury obuchaemyh sredstvami inostrannogo yazyka. Perspektivy nauki. 2023; № 6 (165): 213-216.
2. Chalova O.A. Formirovanie sistemy fonovyh 'ekologicheskih znanij u buduschih specialistov aviacionnogo profilya v inoyazychnom obrazovatel'nom processe. Kazanskaya nauka. 2017; № 5: 189-192.
3. Chalova O.A. Vospitanie 'ekologicheskoj kul'tury sredstvami inostrannogo yazyka v tehnicheskom vuze. Lingvistika i lingvodidaktika: sbornik nauchnyh tezisov i statej po materialam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj ochno-zaochnoj konferencii: Gosudarstvennyj gumanitarno-tehnologicheskij universitet, 2023: 262-264.
4. Chalova O.A., Sokolova Yu.V. Ocenka urovnya fonovyh 'ekologicheskih znanij studentov tehnicheskogo vuza kak osnova 'ekologicheskoj gramotnosti v inoyazychnoj obrazovatel'noj srede. Mir nauki. Pedagogika i psihologiya. 2022; № 10 (1).
5. Chalova O.A. Formirovanie 'ekologicheskoj kul'tury studentov sredstvami inostrannogo yazyka v usloviyah cifrovoj transformacii obrazovaniya. Perspektivy nauki. 2023; № 11 (170): 389-393.
6. Chalova O.A. Osobennosti formirovaniya 'ekologicheskoj kul'tury kak komponenta «zelenogo» mirovozzreniya sredstvami inostrannogo yazyka v inzhenernom obrazovanii. Global'nyj nauchnyj potencial. 2022; № 8 (137): 120-127.
7. Lukashevich O.A. Teoriya i praktika 'ekologicheskoj podgotovki kursantov voennogo vuza v inoyazychnom obrazovatel'nom processe. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Samara, 2008.
8. Chalova O.A. 'Ekologicheskie znaniya kak klyuchevoj faktor vospitaniya 'ekologicheskoj kul'tury studentov tehnicheskogo vuza v cifrovoj obrazovatel'noj srede. Psihologiya obrazovaniya v polikul'turnom prostranstve. 2024; № 1(65): 127-136.
9. Chalova O.A. 'Ekologicheskij reklamnyj proekí: v 4 ch. Moskva: OOO Izdatel'stvo Sputnik+, 2023; Ch. 1.
Статья поступила в редакцию 19.04.24