9. RANEPA VIU hosted the Slovo festival dedicated to the International Mother Tongue Day // Oficial'nyj sajt VIU RANhIGS [the Official site of Volgograd Institute of Management - branch of RANEPA], Volgograd. URL: https://www.ranepa.ru/news/v-viu-rankhigs-sostoyalsya-festival-slovo-posvyashchennyy-mezhdunarodnomu-dnyu-rodnogo-yazyka/ (Assessed: 19.03.2022).
10. S. Monteiro, L.S.Almeida. The relation of career adaptability to work experience, extracurricular activities, and work transition in Portuguese graduate students // Journal of Vocational Behavior, 2015. URL: https://www.sciencedirect.com/sci-ence/ article/abs/pii/ S0001879115001050?via%3Dihub (Assessed: 21.03.2022).
11. Retallick, M. S., Foreman, E. A. Undergraduate involvement in extracurricular activities and leadership development in College of Agriculture and Life Sciences Students // Agricultural Education and Studies Publications, 2012. URL: https://lib. dr.iastate.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1005&context=ageds_pubs (Assessed: 23.03.2022).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Д.Ю. Буренкова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации, Волгоградский институт управления - филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Волгоград, Россия, e-mail: [email protected].
Е.В. Гуляева, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой лингвистики и межкультурной коммуникации, Волгоградский институт управления - филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Волгоград, Россия, e-mail: [email protected].
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
D.Y. Burenkova, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department Department of Linguistics and Intercultural Communication, Volgograd Institute of Management - branch of RANEPA, Volgograd, Russia, e-mail: [email protected].
E.V. Gulyaeva, PhD in Linguistics, Associate Professor, Head of the Department of Linguistics and Intercultural Communication, Volgograd Institute of Management - branch of RANEPA, Volgograd, Russia, e-mail: [email protected].
УДК 378.147 DOI: 10.52772/25420291_2023_2_89
Ольга Александровна Дмитриева, Татьяна Ильинична Кондаурова, Наталья Евгеньевна Фетисова
г. Волгоград
Особенности обучения иностранных студентов в условиях цифровой
образовательной среды вуза
В статье описан опыт обучения иностранных студентов в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете в условиях цифровой образовательной среды.
Раскрыты теоретические аспекты трансформации учебного процесса с учетом требований современности, направленных на создание и внедрение в вузе цифровой образовательной среды. Подчеркнуто, что использование средств и ресурсов цифровой образовательной среды вуза оказывает влияние на содержание, формы, методы обучения и всю методическую систему образовательного процесса, на адаптацию иностранных студентов к обучению в российском вузе.
В статье дана характеристика структурным компонентам, классификации цифровых образовательных ресурсов, отдельным видам средств цифровой образовательной среды, реализуемых в обучении иностранных студентов в вузе.
Полученные результаты обучения иностранных студентов в условиях цифровой образовательной среды вуза позволяют говорить об эффективности и перспективности ее использования в учебном процессе.
Ключевые слова: иностранные студенты, цифровая образовательная среда, компоненты, виды средств, классификация.
Olga Alexandrovna Dmitrieva, Tatyana Ilyinichna Kondaurova, Natalya Evgenievna Fetisova
Volgograd
Features of teaching foreign students in the digital educational environment
of the university
The article describes the experience of teaching foreign students at the Volgograd State Socio-Pedagogical University in a digital educational environment.
The theoretical aspects of the transformation of the educational process, taking into account the requirements of modernity, aimed at creating and implementing a digital educational environment at the university are revealed. It is emphasized that the use of the means and resources of the digital educational environment of the university has an impact on the content, forms, teaching methods and the entire methodological system of the educational process, on the adaptation of foreign students to study at a Russian university.
The article gives a description of the structural components, the classification of digital educational resources, certain types of digital educational environment tools implemented in teaching foreign students at a university.
The obtained results of teaching foreign students in the digital educational environment of the university allow us to talk about the effectiveness and prospects of its use in the educational process.
Keywords: foreign students, digital educational environment, components, types of means, classification.
Одним из важнейших компонентов информатизации, происходящей в обществе, является процесс информатизации образования, который предполагает интенсификацию учебно-воспитательного процесса, приводящую к повышению его эффективности в условиях цифровой образовательной среды. Неизбежность преобразования учебно -воспитательного процесса обусловлена современным уровнем развития общества и отражена в Федеральном проекте «Цифровая образовательная среда», предполагающим моделирование и обязательное использование в образовательных организациях цифровой образовательной среды [12].
Понятие «цифровая образовательная среда» трактуется авторами с различных позиций. Цифровая образовательная среда - открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса; совокупность открытых информационных систем, предназначенных для обеспечения решения различных задач образовательного процесса [7,9]; подсистема социокультурной среды, совокупность специально организованных педагогических условий развития личности, при которой коммуникативный, организационный, содержательно-методический и инфраструктурный компоненты функционируют на основе цифровых технологий [14]; педагогическая система в совокупности с ее обеспечением, т.е. финансово-экономической, материально-технической, нормативно-правовой и аппаратно-программной подсистемами [1]; совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения процесса [5]; совокупность ресурсов, обеспечивающих учебный процесс и процесс управления профессиональной образовательной организацией [10]; совокупность определенным образом организованных ресурсов, включая методическое, технологическое, техническое обеспечение, реализуемых в цифровом формате и используемых для обучения и управления образовательным процессом [2,3]. Несмотря на различия в отдельных деталях формулировки понятия, исследователи отмечают, что цифровая образовательная среда - это доступные информационно-образовательные ресурсы для решения образовательных задач с целью эффективного взаимодействия участников образовательного процесса. Цифровая образовательная среда вуза обусловливает отбор содержания, форм, методов, технологий обучения, т.е. оказывает влияние на всю методическую систему учебно-воспитательного процесса, на адаптацию иностранных студентов к обучению в российском вузе.
Основными структурными компонентами цифровой образовательной среды в соответствии с требованиями ФГОС являются:
- программные инструменты, представленные программами и приложениями Moodle, LMS, LearningApps.org, электронные учебники, учебные web-сайты, интерактивные рисунки, схемы, электронные наглядные пособия, учебные видеофильмы, мультимедийные презентации, учебные пособия, созданные обучающимися с помощью интерактивной доски, цифрового микроскопа в программах Microsoft Power Point, Adobe Photoshop и др.;
- обеспечение технической, методической и организационной поддержки;
- компоненты на бумажных носителях;
- компоненты на CD и DVD [4].
Аналитическая деятельность показала, что
сейчас вопрос о классификации информационных образовательных ресурсов решается неоднозначно. Это вызывает трудности в практической работе преподавателя, использующего разные методические рекомендации при подготовке к занятиям. Важно хорошо знать, на какой основе построена та или иная классификация. Поэтому мы назовем наиболее распространенные классификации, на которые мы опираемся в нашей работе [6].
По источнику размещения информации выделяют:
- ресурс, размещенный в сети Интернет (сетевой);
- ресурс локальной сети или ресурс на локальном компьютере (локальный ресурс);
- ресурс на носителях (электронные ресурсы и на бумажных носителях)
По месту учебы: на аудиторные и внеаудиторные.
По типу электронного ресурса выделяют следующие основные группы: электронные учебники, справочники и энциклопедии, обучающие программы, виртуальные лаборатории, тренажеры, электронные документы- тестовые и контрольные материалы,
Использование электронных образовательных ресурсов облегчает доступность и повышает качество обучения иностранных студентов, зачастую испытывающих трудности во владении русским языком.
Остановимся на характеристике отдельных видов средств цифровой образовательной среды Волгоградского государственного социально-педагогического университета, используемые нами в обучении студентов.
Цифровая лаборатория по биологии является базой для проведения экспериментальной работы, создающей единую среду и включающую в себя демонстрационное оборудование, а также наборы для лабораторных работ. Основой цифровой лаборатории является компьютер с подключенными к
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (58) 2023
нему датчиками, необходимыми для реализации различных исследований (теплопроводности, температуры и др.). Обработка результатов измерений осуществляется с помощью компьютера, помогающего "оживить" графики, отражающиеся на экране. Лаборатория, кроме проведения практических занятий, становится местом научных дискуссий и исследований во внеаудиторное время, содействует освоению иностранными студентами научной терминологии по биологии, формирует исследовательские умения.
Цифровые микроскопы, с помощью которых достигается возможность изучения различных микроскопических объектов, дают возможность сохранять изображения в электронном виде. Кроме того, они совместимы с интерактивной доской, а также снабжены насадкой, позволяющей проводить фото- и видеосъемку.
Мультимедийный комплекс и интерактивная доска помогают студентам визуально освоить новый материал, создать таблицу, схему, облегчающих понимание предметной проблемы. В комплексе с мультимедийным оборудованием, как и с интерактивной доской на практических занятиях используется документ-камера, позволяющая быстро получить электронное изображение с печатных оригиналов, фотографий, рисунков, слайдов. При использовании мультимедийного оборудования на экране можно получить только отображение какого-либо объекта - схемы, таблицы, выполненных студентом в ходе работы. А использование интерактивной доски дает возможность исправить ошибки в присутствии всей группы.
Электронный учебник включает в себя совокупность разных видов цифровых образовательных ресурсов (видеоматериалы, динамические схемы, определители и др.) [8].
Одной из актуальных задач является поиск средств, которые помогают студентам быстро и точно ориентироваться в сложной структуре цифровых образовательных ресурсов. В нашем исследовании элементами аппарата организации усвоения информации с помощью цифровой образовательной среды являются:
- Инструктивно-методические материалы (пояснительная записка к учебному материалу, образцы действий и решений, памятки, ответы, указания к выполнению учебных заданий, специальные вставки в тексте, отсылка к освоенным темам, дисциплинам, объяснения логики и структуры данного раздела дисциплины, советы и указания для самостоятельной работы). Главное назначение инструктивно-методических материалов дать минимум систематизированных рекомендаций к работе с учебным материалом.
- Вопросы-задания и упражнения для выполнения самостоятельной работы. Упражнения направлены на использование информации из различных источников; на проверку наблюдений при выполнении практических заданий, на овладение
эффективными способами работы с документальными текстами, таблицами, схемами на сопоставление и составление характеристики изучаемых объектов, определение понятий.
- Типовая группа подписей к иллюстрациям для запоминания, обеспечения связи наглядно-образного и логического мышления.
- Выделения в тексте.
Организация обучения инофонов в условиях цифровой трансформации системы образования имеет некоторые особенности, связанные с разноуровневой цифровой грамотностью иностранных студентов, т.к. уровень цифровизации в странах и регионах, из которых приезжают иностранные студенты не одинаков. Неоднократно мы сталкивались с неумением студента пользоваться современной компьютерной техникой, отсутствием устойчивых навыков поиска информации в интернете.
В обучении биологии иностранных студентов мы используем электронные образовательные ресурсы в нескольких направлениях:
1. Информационное сопровождение, включающее в себя использование традиционного программного обеспечения (электронные учебники и учебные пособия, энциклопедии). Данные программы включают в себя наглядные материалы по всем разделам курса биологии, интерактивные тесты, библиографические сведения. Все электронные учебники имеют базу для формирования творческого мышления студентов через выполнение заданий эвристического и практического характера, обеспечивающих связь теоретического материала с его применением в реальной жизни.
2. Использование на занятиях мультимедийного оборудования с продуманным видеорядом, который помогает визуализировать изучаемую студентами теорию и значительно облегчает ее усвоение.
3. Применение интерактивной доски позволяет демонстрировать интерактивные материалы, что активизирует деятельность студентов и повышает познавательный интерес.
4. Моделирование в динамике различных изучаемых биолого-экологических процессов, происходящих в реальной среде, способствует лучшему усвоению информации, повышает познавательную активность студентов.
5. Использование высокотехнологичных средств Технопарка универсальных педагогических компетенций и педагогического Кванториума университета, созданных в 2021 г., ориентированных на выстраивание индивидуальной образовательной траектории и проектной деятельности студентов на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий. В условиях цифровой образовательной среды вуза, важным становится умение находить знания и использовать их для решения жизненных задач.
Преимущества использования информационно-коммуникационных технологий в учебном
процессе имеют двусторонний эффект. Для студентов - это возможность осваивать программу в формате индивидуальной образовательной траектории, то есть, индивидуализация обучения, повышение мотивации и познавательной активности. Что касается преподавателей, цифровизация также предоставила инструменты, облегчающие нелегкий труд преподавателя, работающего в поликультурной группе. Так, для создания методических материалов с учетом уровня владения русским языком как иностранным в 2020 г. Институтом русского языка им А.С. Пушкина разработана программа Текстометр (https://textometr.ru). Данная опция стала возможна благодаря развитию автоматизации процесса оценки доступности текста, с опорой на программный код на языке Python и математической модели, построенной с помощью библиотеки Scikit-learn. Интерфейс «Текстометра» представляет собой окно для ввода любого текста на русском языке объемом до 10 000 слов. После обработки система сообщает об уровне сложности введенного текста по шкале CEFR с дополнительной маркировкой «начало», «середина» или «конец», имеется ввиду уровень В 1 начало или В1 конец, а также информацию о тексте, представляющую ценность для его включения в методическое обеспечение дисциплины [12, С.334]. Безусловно, было бы неправомерно заявлять о том, что использование данной программы является панацеей, однако, зная многочисленные трудности, с которыми сталкиваются преподаватели и иноязычные студенты, обучающиеся в российских вузах в смешанных группах наряду с носителями русского языка, данный инструмент помогает подготовить адаптированный материал для инофонов, что положительно сказывается на мотивации студента, его успехах в учебе, его самооценке и скорости адаптации в новых образовательных условиях.
Широкие возможности предоставляет цифровой образовательный ресурс IPR Smart от компании IPR Media (https://www.iprbookshop.ru), включающий в себя традиционную цифровую библиотеку и специальные инструменты для образования. Сотрудничество с IPR Media позволило преподавателям и студентам иметь безбарьерный доступ к неограниченному объему материалов (тексты, аудио- и видеоконтент) и сервисов (smart-курсы, лектории), который пополняется ежедневно. Особенно ценно то, что данная экосистема включает в себя ресурс «Русский язык как иностранный» (https://www.ros-edu.ru), помогающий освоить им русский язык. Преимущества методических материалов, размещенных на платформе «Русский язык как иностранный» заключаются в том, что все пособия, учебники, лекции - качественные образовательные продукты, содержание которых соответствует требованиям федеральных образовательных стандартов высшего образования, в отличие от многочисленных порталов и сайтов, содержащих разнообразный мультимедийный контент, не структурированный, без методической проработки
92
, иногда включающий множество ошибок различного характера, часто не имеющий информации об авторах [13]. Траектория работы с ресурсом IPR Smart позволяет включать в образовательный процесс самые новейшую информацию и актуальные методические находки, а также, в свою очередь, транслировать свой опыт.
Отметим, что цифровые решения не могут полностью заменить преподавателя при формировании продуктивных навыков (говорение и письмо), однако и в этом направлении идет активная разработка инструментов, позволяющих создать условия для коммуникации. Кроме того, уже накоплен успешный опыт внедрения в учебный процесс данного инструментария. Речь идет о чат-ботах, способствующих последовательному обучению. Сама идея создания чат-бота заключается в создании программного обеспечения, позволяющего вести диалог с пользователем. Чат-боты полезные инструменты для обучения и обмена знаниями, предоставляют студентам круглосуточный доступ к информации, а также возможность задавать вопросы и получать ответы в режиме реального времени. Чат-боты можно настраивать на ответы на конкретные вопросы, предоставление информации о конкретных темах, проведение тестов и заданий и т.д.
Наиболее удобным для общения с искусственным интеллектом является известный Chat GPT, позволяющий обсуждать на русском языке в письменной форме не только бытовые вопросы, но и научные темы. При этом, стиль ответа чат-бота соответствует требованиям, предъявляемым к научному стилю речи, что опять-таки благоприятно влияет на формирование коммуникативной компетенции студентов. Chat GPT эффективен для самопроверки, когда в качестве задания студент пишет письменную работу, по запросу бот исправляет ошибки, что при ответственном отношении к учебе способствует формированию грамматических и лексических навыков.
Для практики устной речи, используя общение с ботом, мы организуем дебаты. Приведем небольшой пример. В диалоговую строку вводим тему для обсуждения: «Почему необходимо заботиться об экологии».
Получаем ответ от Chat GPT: «Забота об экологии необходима, потому что наша планета и все ее жители зависят от здоровой и устойчивой среды обитания. Нарушение экологического баланса может привести к разрушению экосистем, исчезновению видов животных и растений, загрязнению воздуха, воды и почвы, изменению климата и другим серьезным последствиям. Забота об экологии также помогает сохранить природные ресурсы для будущих поколений, обеспечивая устойчивое развитие и благополучие нашей планеты». На основе полученного текста предлагаем поспорить с приведенными аргументами, выразить согласие или несогласие. Проводя рефлексию после дебатов, мы отмечаем большой интерес, с которым не только
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (58) 2023
иностранные студенты, но и носители русского языка относятся к общению к искусственным интеллектом. На сегодняшний момент, используя Chat GPT проведены дебаты по таким темам, как изменение климата, загрязнение окружающей среды и сохранение природных ресурсов.
Наглядность, интерактивность, режим реального времени, зрелищность, современная, привычная подача информации, воздействующая на эмоциональное состояние студентов - это те характеристики методического обеспечения, которые повышают мотивацию к учебе. Вопросы экологического воспитания, поднимаемые в процессе обучения, сопровождаются обращению к интерактивным картам.
Мы используем следующие карты. Карта пожаров «Сканэкс» (https://fires.ru) обновляется каждые два-четыре раза в сутки и демонстрирует очаги пожаров по всему земному шару. Карта «Леса мира» проект «Global Forest Watch» (https://www.globalforestwatch.org), иллюстрирует потери лесов за разные годы, прирост лесов, охраняемые территории, биоразнообразие. Карта «World Air Quality Index»- Всемирный индекс качества воздуха (https://waqi.info/ru) отражает сведения о том, насколько превышены показатели взвешенных частиц, углекислого газа, озона и других загрязнителей в воздухе более чем 100 стран мира. Карта «экологического следа» (https://data.Footprint Network.org) отражает уровень потребления ресурсов и ее биоем-
кость в отдельной стране. Осознание реальности происходящего, отображенной на территории всего земного шара, способствует развитию ответственного отношения каждого к живому миру и к природе в целом, понимания непреходящей ценности природы и ориентации на развитие гармонизации личности, общества и природы.
С 2019 года мы на практике изучаем роль цифровой образовательной среды университета в повышении качества образовательного процесса в обучении иностранных студентов. Овладение компьютерными технологиями позволило перенаправить вектор активности студентов в учебно-познавательную область. Этот факт подтверждают и результаты анкетирования: 93,7% студентов активно используют компьютер в учебных целях и осуществляют поиск необходимой информации в сети Internet. Практически все педагоги (99,2%) отметили положительное влияние различных видов средств цифровой образовательной сети на результат обучения иностранных студентов.
Таким образом, использование возможностей цифровой образовательной среды существенно расширяет результативность обучения иностранных студентов у каждого студента есть уникальная возможность развития и совершенствования своих знаний и умений. Развитие информационной среды вуза отвечает вызовам времени, определяющим тенденции совершенствования системы обучения иностранных студентов в российских вузах.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Барабанщиков, А.В. Педагогика военной школы / А.В.Барабанщиков. - М.: ВПА, 1979. - 286 с. - Текст: непосредственный.
2. Бианкина, А.О. Цифровые технологии и их роль в современной экономике / А.О. Бианкина. - Текст: непосредственный // Экономика и социум: современные модели развития. - 2017. - №16. - С.15-25.
3. Вайндорф-Сысоева, М.Е. «Цифровое образование» как системообразующая категория: подходы к определению /М.Е.Вайндорф-Сысоева, М.Л.Субочева. - Текст: непосредственный // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. -2018.- №№3. - С.25-36.
4. Волкова, Е.А. Организация информационно-образовательной среды в ОУ как средство реализации требований ФГОС / Е.А.Волкова. - Текст: непосредственный // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: Материалы II междун. науч.-практ. конференции. - Чебоксары: ЦНС "Интерактив плюс", 2015.-С. 376-377.
5. Горемыкин, В.П. Военное образование: цель - на развитие / В.П. Горемыки - Текст: непосредственный // Вестник военного образования. - 2017. - №1. - С. 4-13.
6. Дмитриева, Е.А. Возможности формирования информационной компетентности обучающихся в образовательном учреждении / Е.А. Дмитриева. - Текст: непосредственный // Сб. материалов XI Междун.методол. семинара 21 -24 ноября 2011 г., вып.10, Санкт-Петербург. - СПб.Изд-во "Тесса", 2011. - С.170-176.
7. Евсюков, С.Г. Цифровизация образовательной среды: возможности и угрозы / С.Г.Евсюков, Е.В.Устюжанина. -Текст: непосредственный //Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. - 2018. - №1(97). - С.94.
8. Кондаурова, Т.И. Теория и методика обучения биологии: экологическое образование и воспитание: учебное пособие/ Кондаурова Т.И., Фетисова Н.Е. - Электрон. текстовые данные//. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. - 142 с. -Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/80538.html.
9. Кушнир, М.Э. Цифровая образовательная среда. - URL: https://medium.com/direktoria-online/thedigital-learning-environment-fl255d06942a (дата обращения: 09.03.2020). - Текст: электронный.
10. Лапин, В.Г. Цифровая образовательная среда как условие обеспечения качества подготовки студентов в среднем профессиональном образовании / В.Г. Лапин. - Текст: непосредственный // Инновационное развитие профессионального образования. - 2019. - №1(21). - С.55-59.
11. Лапошина, А.Н. Текстометр: онлайн-инструмент определения уровня сложности текста по русскому языку как иностранному - Текст: электронный. / А.Н. Лапошина; Русистика. 2021. Т. 19. № 3. - С. 331-345. - Режим доступа: http://dx.doi.org/10.22363/2618-8163-2021-19-3-331-345. - 18.03.2023.
12. Министерство просвещения Российской Федерации. URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/. (дата обращения: 09.03.2020). - Текст: электронный.
13. Нефедов, И. В. Виртуальная образовательная среда в обучении РКИ: реальность и перспективы / И. В. Нефедов.
- Текст: непосредственный // Мир русского слова. - 2019. - № 4. - С. 61-71.
14. Трапезникова, И.В. Современная цифровая образовательная среда в регионе / И.В.Трапезникова. - Текст: непосредственный // Матер. регион. заочн. науч.-практ. конф. Белгород, 21 ноября 2018 г. - Белгород, 2018. - С.76.
REFERENCES
1. Barabanshikov, A.V. Pedagogika voennoj shkoly [Pedagogy of the military school]. - Moscow: VPA, 1979. - 286 pp.
2. Biankina, A.O. Cifrovye tehnologii i ih rol' v sovremennoj jekonomike [Digital technologies and their role in the modern economy]. Ekonomika i socium: sovremennye modeli razvitija [Economy and society: modern models ofdevelopment ]. - 2017.
- No.16. - pp.15-25.
3. Vajndorf-Sysoeva, M.E., Subocheva, M.L. "Cifrovoe obrazovanie" kak sistemoobrazujushhaja kategorija: podhody k opredeleniju ["Digital education" as a backbone category: approaches to definition]. Vestnik MGOU [Bulletin MGOU]. Serija:Pedagogika. -2018 .- No. 3. - pp.25-36.
4. Volkova E.A. Organizacija informacionno-obrazovatelnoi sreda v OU kak sredstvo realizacii trebovanii FGOS [Organization of the information and educational environment in educational institutions as a means of implementing the requirements of the Federal State Educational Standard]. Obrazovatelnaja sreda segodnja: strategii razvitija [Educational environment today: development strategies]: Materialy II mezhdun. nauchn.-prakt. konferencii. - Cheboksary: CNS "Interaktiv pljus", 2015.-pp. 376-377. '
5. Goremykin V.P. Voennoe obrazovanie: cel' - na razvitie [Military education: the goal is for development]. Vestnik voen-nogo obrazovanija [Bulletin of military education]. - 2017. - No. 1. - pp. 4-13.
6. Dmitrieva E.A. Vozmozhnosti formirovanija informacionnoj kompetentnosti obuchajushhihsja v obrazovatel'nom uchrezhdenii [Possibilities of formation of information competence of students in an educational institution]. Sb. materialov XI Mezhdun.metodol. seminara 21-24 nojabrja 2011 g., vyp.10,Sankt-Peterburg.-SPb.Izd-vo"Tessa", 2011. - pp.170-176.
7. Evsjukov S.G., Ustjuzhanina E.V., Ustjuzhanina E.V. Cifrovizacija obrazovatel'noj sredy: vozmozhnosti i ugrozy [Dig-italization of the educational environment: opportunities and threats]. Vestnik RJeU im. G.V. Plehanova [Bulletin of the Russian University of Economics G.V. Plekhanov]. - 2018. - No. 1(97).-p.94.
8. Kondaurova T.I., Fetisova N.E. Teorija i metodika obuchenija biologii: jekologicheskoe obrazovanie i vospitanie [Theory and methods of teaching biology: environmental education and upbringing]: uchebnoe posobie.— Saratov: Aj Pi Jer Media, 2019.— 142 p.— Rezhim dostupa: http://www.iprbookshop.ru/80538.html.
9. Kushnir M.Je. Cifrovaja obrazovatel'naja sreda [Digital educational environment]. - URL: https:medium.com/direktoria-online/thedigital-learning-environment-fl255d06942a (data obrashhenija: 09.03.2020).
10. Lapin V.G. Cifrovaja obrazovatel'naja sreda kak uslovie obespechenija kachestva podgotovki studentov v srednem pro-fessional'nom obrazovaniij [Digital educational environment as a condition for ensuring the quality of student training in secondary vocational education]. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], - 2019. - No. 1(21). - pp. 55-59.
11. Laposhina A.N. Tekstometr: onlajn-instrument opredelenija urovnja slozhnosti teksta po russkomu jazyku kak inostran-nomu [Textometer: an online tool for determining the level of complexity of the text in Russian as a foreign language]. Ru-sistika. 2021. T. 19. No. 3. - pp. 331-345. - Rezhim dostupa: http://dx.doi.org/10.22363/2618-8163-2021-19-3-331-345. -18.03.2023.
12. Ministerstvo prosveshhenija Rossijskoj Federacii. URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/. (data obrash-henija: 09.03.2020).
13. Nefedov I. V. Virtual'naja obrazovatel'naja sreda v obuchenii RKI: real'nost' i perspektivy [Virtual educational environment in teaching Russian as a foreign language: reality and prospects]. Mir russkogo slova [The world of the Russian word]. -2019. - No. 4. - pp. 61-71.
15. Trapeznikova I.V. Sovremennaja cifrovaja obrazovatel'naja sreda v regione [Modern digital educational environment in the region]. Mater. region. zaochn. nauch.-prakt. konf. Belgorod, 21nojabrja 2018 g. - Belgorod, 2018. - p.76.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
О.А. Дмитриева, доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русского языка как иностранного, ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград, Россия, e-mail: [email protected].
Т.И. Кондаурова, кандидат биологических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики биолого-химического образования и ландшафтной архитектуры, ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград, Россия, e-mail: [email protected].
Н.Е. Фетисова, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики биолого-химического образования и ландшафтной архитектуры, ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград, Россия, e-mail: [email protected].
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
O.A. Dmitrieva, Doctor of Philology, Professor, Professor of the Department of Russian as a Foreign Language, Volgograd State Socio-Pedagogical University, Volgograd, Russia, e-mail: [email protected].
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (58) 2023_2542-0291
T.I. Kondaurova, Candidate of Biological Sciences, Professor, Professor of the Department of Theory and Methods of Biological and Chemical Education and Landscape Architecture, Volgograd State Socio-Pedagogical University, Volgograd, Russia, e-mail: [email protected].
N. E. Fetisova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theory and Methods of Biological and Chemical Education and Landscape Architecture, Volgograd State Socio-Pedagogical University, Volgograd, Russia, e-mail: [email protected].
УДК 378.013.83 DOI: 10.52772/25420291_2023_2_95
Светлана Владимировна Истомина г. Шадринск
Андрагогические аспекты высшего педагогического образования
Актуальность статьи обусловлена необходимостью рассмотрения андрагогики как современной технологии обучения взрослых, в частности в сфере постдипломного образования. Выделены основные аспекты андрагогики (обучение в период профессионального становления и обучение в процессе совершенствования трудовой деятельности), а также психологические аспекты данного подхода. Описаны принципы андрагогики в условиях непрерывного образования. Акцентировано внимание на курсах повышения квалификации и программах профессиональной переподготовки педагогических работников не только как важного фактора профессионального становления, но и развития их личности. В статье приведены результаты исследования в форме анкетирования 192 педагогов с целью выявления уровня их психолого-педагогической компетентности и потребности в ее повышении, а таже оптимальных форм обучения. Результаты исследования и собственный опыт обучения взрослых слушателей позволил выделить наиболее эффективные активные методы обучения педагогов, в частности метод case-study, моделирование, дискуссия.
Ключевые слова: обучение взрослых, андрагогика, психологические особенности реализации андрагогического подхода, профессиональное становление, развитие личности.
Svetlana Vladimirovna Istomina
Shadrinsk
Andragogical aspects of higher pedagogical education
The article is devoted to andragogy as a modern technology of adult education in the field of postgraduate education. The main aspects of andragogy (training in the period of professional formation and training in the process of improving work activity) as well as psychological aspects of this approach are highlighted. The principles of andragogy in the conditions of continuous education are described. The author focuses the attention on advanced training courses and professional retraining programs for teaching staff not only as an important factor of professional formation but also the development of their personality. The article presents the results of the study in the form of a questionnaire of 192 teachers in order to identify the level of their psychological and pedagogical competence and the need to improve it, as well as optimal forms of education. The results of the study and the personal experience of teaching adult listeners allowed us to identify the most effective active methods of teaching teachers, in particular we use the case-study method, modeling and discussion.
Keywords: adult education, andragogy, psychological features of the implementation of the andragogical approach, professional formation, personal development.
Политика государства в области развития образования свидетельствует о важности происходящих изменений в нашей стране. Именно образование является фундаментом для развития потенциала каждого человека, как личности и профессионала, что в свою очередь ведет к повышению темпов экономического, научно-технического и социального развития общества. Ускорение развития вышеописанных процессов привело к трансформации системы образования на всех уровнях: от дошкольного до высшего и дополнительного образования. Значительные изменения претерпели не только образовательные программы, но и технологии, которые используются для обучения людей разных возрастов. Очевидна закономерность: профессионалы меняют мир вокруг, становятся источником новых технологических решений, динамических изменений в науке, культуре, производстве, что ведет к потреб-
ности и даже необходимости в перестройке сложившейся модели обучения, которая не всегда удовлетворяет запросам нового времени.
Чаще всего в педагогической литературе внимание акцентируется на воспитании и обучении подрастающего поколения. При этом очевидна потребность общества в высококвалифицированных специалистах, обладающих спектром компетенций, мобильных, активных, легко адаптирующихся к изменяющимся условиям профессиональной деятельности, благодаря получаемым новым знаниям, умениям и владениям, переосмыслению имеющегося опыта. Следовательно, основополагающим в условиях современности для любого специалиста является принцип обучения на протяжении всей его жизни. Речь идет не только о периодическом повышении квалификации, например каждые 3 года, а о постоянном повышении своей компетентности, на протяжении всей жизни, и не только профессиональной.