УДК 800.732:82 - 1: 882
DOI: 10.18384/2310-7219-2021-3-47-56
образовательная среда в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе: комплекс компонентов
Солдатов Б. Г.1, Солдатова Н. В.2
1 Донской государственный технический университет
344010, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, д. 1, Российская Федерация
2 Российская таможенная академия, Ростовский филиал
344002, г. Ростов-на-Дону, пр-т Будённовский, д. 20, Российская Федерация
Аннотация
Цель. Выявить содержание основных компонентов образовательной среды в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе, для чего анализируется понятие образовательной среды, определяются основные направления и соответствующие подходы к моделированию образовательной среды. Авторами был предложен оптимальный комплекс компонентов образовательной среды для обучения иностранному языку в неязыковом вузе, таких как социальный, субъектный, предметный, технологический.
Процедура и методы исследования. Методами исследования явились: теоретический анализ научных публикаций; обобщение концептуальных подходов к формированию образовательной среды в рамках дисциплины «Профессиональный иностранный язык (английский)»; мониторинг учебной деятельности студентов в области иностранного языка. Результаты исследования. Авторы статьи пришли к выводу, что для функционирования эффективной образовательной среды, которая будет способствовать совершенствованию процесса обучения иностранным языкам, необходим комплексный подход. Задача преподавателя иностранного языка неязыкового вуза заключается в развитии у студентов стратегий овладения профессиональным иностранным языком и приёмами самостоятельной учебной деятельности в условиях интернет-среды. Для успешного решения проблемы организации образовательной среды в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе необходимо правильно осуществлять взаимодействие между преподавателем и студентами. Теоретическая и / или практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования позволят в дальнейшем управлять изменениями образовательной среды на основе планирования учебного процесса по иностранным языкам с учётом определённых педагогических условий.
Ключевые слова образовательная среда, профессиональный иностранный язык, компонент, активные методы, современные образовательные технологии, совместная деятельность, компетенция
edücational environment in the Foreign language teaching process at the non-lingüistic üniversity: a set of components
B. Soldatov1, N. Soldatova2
1Don State Technical University
1 Gagarina pl., Rostov-on-Don, 344010, Russian Federation
2Russian Customs Academy Rostov Branch,
20 Budyonovskiy prosp., Rostov-on-Don 344002, Russian Federation
© CC BY Солдатов Б. Г., Солдатова Н. В., 2021.
Abstract
Aim. To identify the educational environment basic components in the foreign language teaching process at non-linguistic universities, which implies the educational environment concept research and the main directions and approaches to modeling the educational environment. The authors proposed the optimal set of educational environment components which can be applied when teaching a foreign language at a non-linguistic university, including social, subject, object, and technological components.
Methodology. The applied research methods are: theoretical analysis of scientific publications; generalization of the conceptual approaches of non-linguistic universities to the formation of the educational environment within the framework of the discipline "Professional Foreign Language (English)"; monitoring of the educational activities of students in the field of a foreign language. Results. The authors of the article came to the conclusion that an integrated approach is needed for an effective educational environment to function properly, contributing to the improvement of the process of teaching foreign languages. The task of a foreign language teacher in a non-linguistic university is to develop students' strategies for mastering professional foreign language and techniques for independent learning activities in the Internet environment. To successfully solve the problem of forming the educational environment in the process of teaching a foreign language at a non-linguistic university it is necessary to properly organize the interaction of the teacher and students. Research implications. The theoretical and practical significance of the article lies in the fact that the research results will allow in the future to manage changes in the educational environment on the basis of planning the educational process in foreign languages, taking into account certain pedagogical conditions.
Keywords: educational environment, professional foreign language, component, active methods, modern educational technologies, joint activity, competence
Введение
Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации, применяемых c использованием новых информационных технологий, способствуют изменению парадигмы методики в современном образовательном процессе по иностранному языку. В связи с модернизацией процессов в экономике и расширением границ мирового пространства знание иностранного языка приобретает особую значимость. Для активизации учебно-познавательной деятельности, направленной на формирование иноязычной коммуникативной компетенции специалиста в профилирующих и смежных областях науки, необходимо обеспечить функционирование эффективной образовательной среды, которая основана на современных методах обучения иностранному языку [17].
Анализ трудов классиков зарубежной и отечественной педагогики К. А. Гельвеция, Я. А. Коменского, Р. Оуэна, Ж.-Ж. Руссо, П. Ф. Каптерева, О. Б. Кру-пениной, В. П. Шульгина, Г. С. Костюка, О. П. Околелова показал, что образовательная среда и учебный процесс взаимосвязаны; именно среда оказывает влияние на развитие личности. Д. Б. Беляев, В. С. Библер пришли к выводу, что образовательная среда, представленная различными аспектами, имеет свою специфику [4].
Проблема оценки образовательной среды вуза является центральной в педагогике. В современном обществе существует понимание того, что на образование личности влияют различные факторы, которые определяют обучение и развитие. В психологической науке среда характеризуется как результат и процесс творческого саморазвития личности. В начале 90-х гг. ХХ в. в своих работах представи-
тели российской психологии (С. Д. Деря-бо, В. П. Лебедев, В. А. Орлов, В. И. Панов, В. В. Рубцов, В. И. Слободчиков, В. А. Яс-вин и др.) рассматривали образовательную среду как совокупность факторов, которые определяют обучение и развитие личности. А. А. Хоптинской и В. Е. Ци-бульниковой подчёркивается, что оценка качества образования не ограничивается анализом динамики образовательных результатов и связана с анализом качества образовательной среды, подходов к организации образовательной деятельности, форм, методов, средств и содержания образовательного процесса, субъектных позиций участников образовательных отношений [18].
Организация образовательной среды при обучении студентов иностранным языкам в неязыковом вузе
Мы рассматриваем образовательную среду и как условие творческого саморазвития личности студента, и как показатель профессионализма преподавателя. В дидактике образовательная среда рассматривается как совокупность элементов, которые оказывают значительное влияние на студентов в процессе обучения. Анализировать образовательную среду с точки зрения дидактики - значит изучать организационную составляющую процесса обучения, применяемые методы, психологическую атмосферу практических занятий по иностранному языку. Вопросы средового подхода к обучению, которые являются предметом специальных дидактических и методических исследований, представляют собой ценный материал, необходимый для создания эффективной образовательной среды [3; 19].
Прежде всего следует обратить особое внимание на внешний и внутренний компоненты, формирующие образовательную среду при обучении профессиональному иностранному языку в вузе неязыкового профиля. Внутренний, или коммуникативно-деятельностный ком-
понент, включающий содержание обучения, взаимодействие преподавателя и студентов, представлен в учебном процессе по иностранному языку. Внешний компонент формирует всё, что окружает воспитательный и учебный процессы: например, аудитории для проведения практических занятий; условия, которые создаются для того, чтобы студенты овладевали иностранным языком вне вуза [1; 2].
Образовательная, воспитательная и развивающая цели учебного процесса по иностранному языку в неязыковом вузе реализуются с помощью образовательной среды, которая выполняет аксиологическую функцию, которая заключается в формировании нравственных ценностей у студентов при общении с представителями других культур, при этом иностранный язык используется как средство общения в различных ситуациях, связанных с будущей профессиональной деятельностью; так же эта среда способствует формированию уважительного отношения к другим культурам, готовности вырабатывать навыки межкультурного общения в процессе изучения иностранных языков [23].
Эффективность образовательной среды проявляется в том, что студент развивается как субъект культуры и учебной деятельности. Основная особенность образовательной среды при обучении иностранному языку - создание условий, ориентированных на развитие познавательной активности студентов.
Особое внимание необходимо уделять организационным и педагогическим условиям функционирования образовательной среды, в которой будет развиваться способность студента к осуществлению коммуникации на иностранном языке в ситуациях профессионального общения. Образовательная среда в процессе обучения иностранным языкам в вузе содержит следующие компоненты:
- социальный, который включает иноязычную среду;
- субъектный, который предполагает наличие субъектов учебного процесса, т. е. студентов и преподавателей;
- предметный, который включает материалы и средства обучения;
- технологический, подразумевающий технологии и самостоятельную работу студентов [6; 20].
Современные образовательные технологии, представленные информационно-коммуникационными технологиями, являются эффективными средствами и методами обучения в цифровой образовательной среде [9].
Активное использование постоянно совершенствующихся информационных технологий и интенсивность информационных потоков привели к изменению взглядов на содержание образования и вместе с тем к необходимости поиска новых методов и форм обучения иностранным языкам, распространения и внедрения современных технологий, позволяющих более эффективно и качественно организовать процесс обучения профессиональному иностранному языку [12].
В соответствии с требованиями ФГОС в Ростовском филиале Российской таможенной академии (РФ РТА) и в Донском государственном техническом университете (ДГТУ) осуществляется модернизация лингвистического и лингвокульту-рологического образования посредством включения новых информационных материалов, отражающих современное состояние методологии и научного знания, которые будут необходимы в предстоящей профессиональной деятельности студентов-бакалавров и студентов-специалистов. С этой целью активно используются электронные ресурсы (материалы электронных библиотек, Интернет-версии СМИ). В современной образовательной среде средства мультимедиа дают преподавателю иностранного языка возможность:
1) предоставить студентам материал, разбитый по модулям;
2) провести консультирование студентов;
3)осуществить проверку уровня сформированности знаний студентов в области иностранного языка в аудировании (listening), чтении (reading), говорении (speaking) и письме (writing) [1; 21].
Для эффективной реализации возможностей языковой среды студентов необходимо обучать иностранному языку на основе продуктивной учебной деятельности, формируя у них умения работать в интернет-среде с целью расширения и накопления опыта в изучении профессионального иностранного языка. Инновационным средством, которое позволяет эффективно усвоить изучаемый материал и создать условия качественной подготовки студентов, является дистанционное обучение [11]. Компоненты дистанционного обучения могут быть представлены:
- программным компонентом, позволяющим управлять учебным процессом и осуществлять мониторинг информации, касающейся успеваемости студентов в области иностранного языка;
- техническим компонентом, который включает специальное системное и программное обеспечение, специально оборудованные аудитории;
- организационным компонентом: преподавателями кафедры иностранных языков, инженерно-техническими работниками;
- методическим компонентом: учебно-методическим комплексом дисциплины «Профессиональный иностранный язык», который используется в процессе обучения [8].
При выборе электронных обучающих материалов, представленных учебниками и учебными пособиями, тестами, ресурсами интернета, в рамках дистанционного обучения преподаватели иностранного языка РФ РТА и ДГТУ обращают особое внимание на специфику самого предмета «Профессиональный иностранный язык», которому свойственна:
vsoy
- межпредметность, т. е. полученная из различных областей знаний информация на иностранном языке;
- разноуровневость, подразумевающая овладение студентом знаниями языковых средств и навыками речевой деятельности;
- многофункциональность, предполагающая, что иностранный язык - это и цель обучения, и средство приобретения знаний в различных областях [5; 16].
Дистанционное обучение оказывает влияние на структуру образовательной среды, в которой связанные с языковым образованием студентов современные информационные технологии создают условия для овладения профессиональным иностранным языком в процессе его функционирования. В такой образовательной среде современный преподаватель иностранного языка, представитель нового онлайн-поколения, должен организовывать процесс обучения таким образом, чтобы студенты могли усвоить содержание обучения и демонстрировать высокий уровень информационной грамотности, рассматривая интернет-среду как средство и обучения, и своего профессионального роста [7; 10; 22].
Информационно-коммуникационные технологии в совокупности с современными образовательными технологиями формируют новый набор эффективных средств и методов обучения в цифровой образовательной среде, адекватных естественным темпам информатизации общества [15].
Таким образом, образовательная среда - открытый социальный ресурс, который формирует определённые профессиональные качества студентов в процессе обучения иностранным языкам. Важными компонентами эффективной организации современной образовательной среды являются такие мотивацион-ные факторы, как актуальное содержание учебного материала, совершенствование процесса обучения посредством внедрения активных и интерактивных обра-
зовательных технологий, которые обеспечат формирование универсальных компетенций и создадут оптимальные условия для профессионального роста студента.
Результаты исследования
Как показывает практика преподавания иностранного языка (английского), наиболее эффективными являются следующие подходы к обучению: коммуникативно-ориентированный, коммуникативно-прагматический с учётом прагматических факторов общения, когнитивный; межкультурный, личностно-ориентированный, личностно-деятель-ностный, компетентностно-модульный [14]. Реализация данных подходов достигается посредством применения различных современных образовательных технологий (игровых, диалоговых, тре-нинговых, проектировочных) на практических занятиях по иностранным языкам в РФ РТА и ДГТУ, цель которых - качественная подготовка студентов.
Активные и интерактивные методы обучения имеют большое значение в развитии навыков иноязычной межкультурной компетенции, способствующих адекватному использованию лексики в процессе коммуникации, применению знаний культуры межличностного взаимодействия носителей языка в ситуациях профессионально-ориентированного общения.
Одним из возможных способов сформировать профессиональную иноязычную коммуникативную компетенцию студентов является проведение интегрированных занятий в виде проектов на иностранном языке. Например, успешно было проведено интегрированное занятие на тему «Проведение переговоров по цене сделки» по дисциплинам «Ценообразование во внешнеторговой деятельности» и «Профессиональный английский язык», которое подготовили преподаватели кафедры иностранных языков совместно с преподавателями ка-
федры международных экономических отношений на 4 курсе экономического факультета Ростовского филиала Российской таможенной академии. Цель занятия состояла в формировании компетенции социального взаимодействия и навыков работы в команде при решении определённых задач. Задачи занятия заключались в том, чтобы расширить профессиональный кругозор студентов в процессе изучения материала лекции и глоссария экономических терминов и развить навыки устной иноязычной речи. Профессионально-ориентированный проект был подготовлен в соответствии с уровнем языковой подготовки студентов и способствовал систематизации имеющихся у них знаний. На начальном этапе интегрированного занятия преподавателем кафедры международных экономических отношений была представлена лекция на тему «Этапы ценообразования» в форме презентации. Студенты сделали перевод ключевых слов с русского языка на английский, что затем продемонстрировали на слайдах презентации. Были выделены следующие слова: цены; розничная
Таким образом, работая над этим проектом, студенты приобрели исследовательские навыки, необходимые для дальнейшего обучения в магистратуре, стратегии овладения профессиональным иностранным языком и приёмами самостоятельной учебной деятельности в условиях интернет-среды в формате автономной учебной деятельности [3].
торговля; потребительские товары; ценовая политика; скидки; рекламная кампания; продвижение продукта на рынке; спрос и предложение; производство и потребление. На следующем этапе занятия студенты занимались подбором дефиниций к новым лексическим единицам. Далее студенты обсудили материал лекции в диалогах. На этапе говорения студенты подготовили монологические высказывания по содержанию лекции с использованием речевых образцов на английском языке. Цель этапа «работа в парах» - развитие навыков ведения переговоров в сфере делового общения. Студенты подготовили диалоги по предложенным на слайдах презентации ситуациям, которые отражали такие проблемы, как повышение заработной платы и возможности профессионального роста. На завершающем этапе проекта проводилась ролевая игра по теме «Обсуждение цены сделки», которая предполагала развитие навыков диалогической речи с использованием информации из лекции.
Всю вышеизложенную информацию можно представить в виде табл. 1.
Следует обратить внимание на то, что процентное соотношение практических занятий, которые проводятся преподавателями иностранного языка РФ РТА и ДГТУ с использованием активных и интерактивных методов, определяется на основе требований ФГОС ВО с учётом контингента студентов и содержанием дисциплины «Профессиональный иностранный язык».
Таблица 1 / Table 1.
Этапы интегрированного занятия / Stages of an integrated class
Этапы занятия Запланированное время
Презентация фрагмента лекции на тему «Этапы ценообразования» 5 минут
Активизация нового лексического материала 20 минут
Говорение 15 минут
Работа в парах 20 минут
Ролевая игра 25 минут
Рефлексия. Подведение итогов занятия 5 минут
Источник: составлено авторами.
Заключение
В настоящее время иностранный язык является важным инструментом достижения уровня коммуникативной компетентности и профессиональной самореализации личности. Решить задачу качественной подготовки специалистов, которые владеют профессиональной иноязычной компетенцией, возможно посредством создания современной образовательной среды.
Модернизация высшего образования обеспечила условия, способствующие полноценной реализации личности студента во всех компонентах процесса обучения иностранным языкам: целевом, процессуальном, содержательном, материально-техническом и психолого-педагогическом. Для того чтобы обучение иностранному языку в неязыковом вузе способствовало повышению квалификационного уровня студента, следует принимать во внимание специфичные формы дидактических средств совместной деятельности преподавателя и студентов
в условиях образовательной среды с применением электронных ресурсов.
Представить педагогическую систему совершенствования учебного процесса по профессиональному иностранному языку возможно при реализации перехода к активным, интерактивным и проблемно-ориентированным методам как способам деятельности. Данные методы позволяют совершенствовать процесс обучения иностранным языкам, который подразумевает решение таких дидактических задач, как формирование профессиональных компетенций, знаний, умений и навыков, а также совершенствование творческих способностей студентов с позиции их адекватного применения в дальнейшей профессиональной деятельности [13; 24].
Кроме того, следует учитывать, что организация образовательной среды в процессе обучения профессиональному иностранному языку в неязыковом вузе является многоаспектным и многоуровневым процессом.
Статья поступила в редакцию 14.01.2021.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баластов А. В., Соколова Э. Я. Особенности современной образовательной среды при обучении профессионально-ориентированному иностранному языку в неязыковом вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 6 (72). Ч. 3. С. 185-188.
2. Бородич С. А., Тепляковская А. Н. Использование открытых образовательных ресурсов при обучении иностранному языку // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф., Краснодар, 20-23 февраля 2016 г. / под ред. И. Г. Ахметова. Краснодар: Новация, 2016. С. 235-237.
3. Демчук О. В. Инновационная информационно-образовательная среда в современном пространстве вуза // Известия Российского государственного университета им. А. И. Герцена. 2016. № 182. С. 103-108.
4. Журбенко Н. Л. Использование современных педагогических технологий для повышения эффективности обучения иностранным языкам в неязыковых вузах // Мир науки (электронный научный журнал). 2018. № 2. Т. 6. URL: https://mir-nauki.com/PDF/50PDMN218.pdf (дата обращения: 29.04.2020).
5. Исупова М. М. К вопросу о дистанционном обучении иностранным языкам // Гуманитарное образование: история, традиции, перспективы: сборник научных трудов. Вып. 4. 2016. С. 114-121.
6. Камышева Е. Ю. Информационно-образовательная среда вуза в обучении профильно-ориентированному иностранному языку: сущность, содержание, функции // Научный диалог. 2017. № 5. С. 373-385. D0I:10.24224/22227-1295-2017-5-373-385.
7. Кирьякова О. В., Янкина О. Е. Учебное задание как средство формирования учебно-познавательной компетенции бакалавров педагогического образования (на примере дисциплины «Иностранный язык») // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 9 (63). Ч. 3. С. 207-210.
8. Курбонов А. М. Роль дистанционного обучения иностранным языкам // Молодой учёный (электронный научный журнал). 2015. № 8. URL: https://moluch.ru/archive/88/17038/ (дата обращения: 29.04.2020).
9. Молчанская О. Я. Формирование учебной автономии студентов с использованием образовательных онлайн-платформ в процессе обучения иностранному языку // Преподаватель XXI века. 2017. № 4. С. 108-115.
10. Ольховик Н. Г., Липатова Е. Г. Развитие навыков цифрового профессионализма как условие подготовки конкурентоспособного специалиста // Цифровой регион: опыт, компетенции, проекты: сборник статей Междунар. научн.-практич. конф., Брянск, 30 ноября 2018 г. / под ред. Н. А. Кулагиной. Брянск: Брянский государственный инженерно-технологический университет, 2018. С. 362-365.
11. Поздеев И. М. Применение системы обучения MOODLE в преподавании дисциплин [Электронный ресурс]. URL: http://pedsovet.intergu.ru/?main=downloadandid=1031 (дата обращения: 29.08.2020).
12. Рахимова Т. А. Трансформация образовательной среды в процессе обучения иностранному языку в вузе // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2018. № 2 (20). С. 48-53.
13. Солдатов Б. Г., Солдатова Н. В. Моделирование профессиональной деятельности как условие эффективного обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов // Вектор Науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2019. № 2 (37). С. 42-47.
14. Солдатов Б. Г., Солдатова Н. В. Балльная оценка успеваемости студентов по дисциплине «Иностранный язык» как средство активизации познавательной деятельности // Академический Вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2019. № 3 (36). С. 109-114.
15. Солдатов Б. Г., Солдатова Н. В. Факторы формирования познавательной самостоятельности студентов в процессе изучения иностранных языков // Академический Вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2018. № 3 (32). С. 120-126.
16. Титова С. В., Харламенко И. В. Информационно-коммуникационная компетенция учителей и преподавателей иностранных языков: структура, уровни, способы формирования // Иностранные языки в школе. 2018. № 8. С. 2-7.
17. Филяровская Н. Н. Образовательная среда как фактор, определяющий условие успешности [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/312888/ (дата обращения: 03.09.2020).
18. Цибульникова В. Е., Хоптинская А. А. Качество здоровьесберегающей образовательной среды: уровни сформированности, показатели и критерии оценки // Теория и практика физической культуры. 2020. № 1. С. 11-13.
19. Broadbent J. Comparing online and blended learner's self-regulated learning strategies and academic performance // Internet and Higher Education. 2017. No. 33(1). P. 24-32.
20. Hutchinson L., McAlister-Shields L. Culturally Responsive Teaching: Its Application in Higher Education Environments // Education Sciences. 2020. No. 10 (5). P. 124. DOI: https://doi.org/10.3390/ educsci10050124
21. Kim J., Maloney E. Learning Innovation and the Future of Higher Education. John Hopkins University Press, 2020. 232 p.
22. Moore J. L., Dickson-Deane C., Galyen K. E-Learning, online learning, and distance learning environments: Are they the same? // Internet and Higher Education. 2011. No. 14 (2), P. 129-135.
23. Revyakina N., Soldatov B., Soldatova N. Developing Linguistically and Culturally Diverse Students Competence: Research and Teaching Practice. Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2015. 73 p.
24. Tin T. B. Stimulating Student Interest in Language Learning: Theory, Research and Practice // TESOL Quarterly. 2017. Vol. 51. № 4. P. 988-990.
1. Balastov A. V., Sokolova E. Ya. [Features of the modern educational environment in teaching a professionally oriented foreign language in a non-linguistic university]. In: Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki [Philological sciences. Questions of theory and practice]. 2017, no. 6 (72), pt. 3, pp. 185-188.
REFERENCES
2. Borodich S. A., Teplyakovskaya A. N. [The use of open educational resources in teaching a foreign language]. In: Ahmetov I. G., ed. Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya: materialy VIII Mezhdunar. nauch. konf., Krasnodar, 20-23 fevralya 2016 g. [Problems and prospects for the development of education: proceedings of the VIII Intern. scientific. Conf., Krasnodar, February 2023, 2016]. Krasnodar, Novaciya Publ., 2016, pp. 235-237.
3. Demchuk O. V. [Innovative information and educational environment in the modern space of the university]. In: Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. I. Gercena [Bulletin of the Russian State University of A. I. Herzen], 2016, no. 182, pp. 103-108.
4. Zhurbenko N. L. [The use of modern pedagogical technologies to increase the effectiveness of teaching foreign languages in non-linguistic universities]. In: Mir nauki (elektronnyj nauchnyj zhurnal) [World of Science (electronic scientific journal)], 2018, no. 2, vol. 6. URL: https://mir-nauki. com/PDF/50PDMN218.pdf (accessed: 29.04.2020).
5. Isupova M. M. [On the issue of foreign languages distance learning]. In: Gumanitarnoe obrazovanie: istoriya, tradicii, perspektivy: sbornik nauchnyh trudov. Vyp. 4 [Humanitarian education: history, traditions, prospects: collection of scientific papers. Iss. 4]. 2016, pp. 114-121.
6. Kamysheva E. Yu. [Information and educational environment of the university in teaching a professionally oriented foreign language: essence, content, functions]. In: Nauchnyj dialog [Scientific dialogue], 2017, no. 5, pp. 373-385. D0I:10.24224/22227-1295-2017-5-373-385.
7. Kir'yakova O. V., Yankina O. E. [Study assignment as a means of formation of educational and cognitive competence of bachelors of pedagogical education (on the example of the discipline "Foreign language")]. In: Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki [Philological sciences. Questions of theory and practice], 2016, no. 9 (63), pt. 3, pp. 207-210.
8. Kurbonov A. M. [The role of distance learning in foreign languages]. In: Molodoj uchyonyj (elektronnyj nauchnyj zhurnal) [Young scientist (electronic scientific journal)], 2015, no. 8. URL: https://moluch. ru/archive/88/17038 (accessed: 29.04.2020).
9. Molchanskaya O. Ya. [Formation of educational autonomy of students using educational online platforms in the process of teaching a foreign language]. In: Prepodavatel' XXI veka [Teacher of the XXI century], 2017, no. 4, pp. 108-115.
10. Ol'hovik N. G., Lipatova E. G. [Development of digital professionalism skills as a condition for competitive specialist training]. In: Kulagina N. A., ed. Cifrovoj region: opyt, kompetencii, proekty: sbornik statej Mezhdunar. nauchn.-praktich. konf., Bryansk, 30 noyabrya 2018 g. [Digital region: experience, competencies, projects: collection of articles of Intern. scientific and practical conf., Bryansk, November 30, 2018]. Bryansk, Publ. of Bryansk Regional Engineering and Technological University, 2018, pp. 362-365.
11. Pozdeev I. M. Primenenie sistemy obucheniya MOODLE v prepodavanii disciplin [Application of the MOODLE training system in teaching disciplines]. Available at: http://pedsovet.intergu. ru/?main=downloadandid=1031 (accessed: 29.08.2020).
12. Rahimova T. A. [Transformation ofthe educational environment in the process ofteaching a foreign language at the university]. In: Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie [Pedagogical Review], 2018, no. 2 (20), pp. 48-53.
13. Soldatov B. G., Soldatova N. V. [Modeling of professional activity as a condition for effective teaching foreign language to students of non-linguistic universities]. In: VektorNauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psihologiya [Vector of Science of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology], 2019, no. 2 (37), pp. 42-47.
14. Soldatov B. G., Soldatova N. V. [Grade assessment of students' progress in Foreign Language discipline as a means of enhancing cognitive activity]. In: Akademicheskij Vestnik Rostovskogo filiala Rossijskoj tamozhennoj akademii [Academic Bulletin of the Rostov Branch of the Russian Customs Academy], 2019, no. 3 (36), pp. 109-114.
15. Soldatov B. G., Soldatova N. V. [Factors of the formation of cognitive independence of students in the process of learning foreign languages]. In: Akademicheskij Vestnik Rostovskogo filiala Rossijskoj tamozhennoj akademii [Academic Bulletin of Rostov Branch of the Russian Customs Academy], 2018, no. 3 (32), pp. 120-126.
16. Titova S. V., Harlamenko I. V. [Information and communication competence of foreign language teachers: structure, levels, methods of formation]. In: Inostrannyeyazyki v shkole [Foreign languages at school.], 2018, no. 8, pp. 2-7.
17. Filyarovskaya N. N. Obrazovatel'naya sreda kak faktor, opredelyayushchij uslovie uspeshnosti [Educational environment as a factor determining the condition of success]. Available at: http:// festival.1september.ru/articles/312888 (accessed: 03.09.2020).
18. Tsibulnikova V. E., Khoptinskaya A. A. [Quality of health-preserving educational environment: levels of formation, indicators and evaluation criteria]. In: Teoriya ipraktikafizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture], 2020, no. 1, pp. 11-13.
19. Broadbent J. Comparing online and blended learner's self-regulated learning strategies and academic performance. In: Internet and Higher Education, 2017, no. 33 (1), pp. 24-32.
20. Hutchinson L., McAlister-Shields L. Culturally Responsive Teaching: Its Application in Higher Education Environments. In: Education Sciences, 2020, no. 10 (5), p. 124. DOI: https://doi.org/10.3390/ educsci10050124
21. Kim J., Maloney E. Learning Innovation and the Future of Higher Education. John Hopkins University Press, 2020. 232 p.
22. Moore J. L., Dickson-Deane C., Galyen K. E-Learning, online learning, and distance learning environments: Are they the same? In: Internet and Higher Education, 2011, no. 14 (2), pp. 129-135.
23. Revyakina N., Soldatov B., Soldatova N. Developing Linguistically and Culturally Diverse Students Competence: Research and Teaching Practice. Saarbrucken, LAP LAMBERT Academic Publishing, 2015. 73 p.
24. Tin T. B. Stimulating Student Interest in Language Learning: Theory, Research and Practice. In: TESOL Quarterly, 2017, vol. 51, no. 4, pp. 988-990.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Солдатов Борис Георгиевич - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры «Мировые языки и культуры» Донского государственного технического университета; e-mail: [email protected]
Солдатова Наталья Викторовна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков Ростовского филиала Российской таможенной академии; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHORS
Boris G. Soldatov - Cand. Sci. (Philology), Assoc. Prof., Assoc. Prof. of Department of the World languages and cultures, Don State Technical University e-mail: [email protected]
Natalia V. Soldatova - Cand. Sci. (Philology), Assoc. Prof., Assoc. Prof. ofthe Department of Foreign Languages, Rostov Branch of the Russian Customs Academy e-mail: [email protected]
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Солдатов Б. Г., Солдатова Н. В. Образовательная среда в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе: комплекс компонентов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2021. № 3. С. 47-56. DOI: 10.18384/2310-7219-2021-3-47-56
FOR CITATION
Soldatov B. G., Soldatova N. V. Educational Environment in the Foreign Language Teaching Process at the Non-Linguistic University: A Set of Components. In: Bulletin ofthe Moscow Region State University. Series: Pedagogics, 2021, no. 3, рр. 47-56. DOI: 10.18384/2310-7219-2021-3-47-56