УДК 378.147 : 811 ББК 74
Солдатов Борис Георгиевич Soldatov Boris Georgiyevich
доцент кафедры мировых языков и культуры Донского государственного технического университета кандидат филологических наук, доцент.
Associate Professor at the Department of World Languages and Culture of the Don State Technical University, PhD in Philology, Associate Professor. E-mail: [email protected]
Солдатова Наталья Викторовна Soldatova Natalya Viktorovna
доцент кафедры иностранных языков Ростовского филиала Российской таможенной академии кандидат филологических наук, доцент.
Associate Professor at the Department of Foreign Languages of the Rostov Branch of the Russian Customs Academy, PhD in Philology, Associate Professor. E-mail: [email protected]
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ И ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ
Active and person-centered technologies as a way of forming the professional
competence of law students
Авторы статьи рассматривают особенности применения технологий проблемного обучения, моделирования профессиональной деятельности и обучения в сотрудничестве для совершенствования знаний студентов юридических специальностей в области иностранного языка.
Ключевые слова: педагогические технологии, профессиональные компетенции, проблемное обучение, моделирование профессиональной деятельности, обучение в сотрудничестве, языковая подготовка.
Инновационные технологии российского профессионального образования направлены на повышение качества подготовки специалистов, востребованных на современном рынке труда. Одним из основных направлений модернизации является компетентностный подход к образованию, конечным результатом которого должна стать сформированность как общих, так и профессиональных компетенций. При этом под компетенциями понимается готовность обучаемого приобретать знания в области юриспруденции, умения и навыки, а главное - использовать их в стандартных и нестандартных практических ситуациях.
Традиционные средства, методы и приемы, порой не имеющие взаимосвязи и взаимозави-
The authors of the article consider the principal features of problem teaching, professional activities modeling and training in cooperation technologies application for law faculties students foreign language knowledge improvement.
Keywords: pedagogical technologies, professional competences, problem-based learning, modeling of professional activities, training in cooperation, language training.
симости, не способны сформировать компетенции. В лучшем случае их назначение ограничивается изучением и усвоением учебной информации, формированием умений применять их для решения конкретных учебных задач.
Применение инновационных педагогических технологий - это формирование комплексной системы обучения, включающей совокупность традиционных и активных средств, методов и приемов обучения, выбор которых рационально обоснован дидактической необходимостью и достаточностью, нацеленностью на конечный результат обучения.
Педагогические технологии являются важнейшим инструментом управления качеством образовательного процесса на этапе его орга-
низации и проведения. Дидактическая деятельность преподавателя направлена на прогнозирование необходимых педагогических действий для обеспечения инновационных условий обучения иностранным языкам студентов-юристов. Успешное функционирование образовательного процесса достигается за счет системного сочетания и взаимодействия планируемых процессов, операций, средств и методов, применяемых преподавателем и обучаемым, что определяет результативность и эффективность педагогической технологии.
Исходными элементами при разработке технологии обучения является формулирование целей и задач, а также обоснование основополагающих функций и принципов. Основная функция педагогических технологий - реализация образовательных целей учебного процесса, воспитание и развитие личности, формирование профессиональных компетенций, представляющих собой совокупность теоретических и прикладных компетентностей. Профессиональные компетенции - это способности специалиста реализовывать на практике свою профессиональную компетентность. Общепрофессиональные компетенции присущи определенной группе профессий. Специальные профессиональные компетенции - знания, умения, способы деятельности узкопрофессионального характера. Важная роль в реализации целей обучения профессиональному иностранному языку принадлежит соответствующим технологиям и методам. Среди наиболее значимых общепризнанных особенностей педагогических технологий необходимо отметить следующие: наличие четко поставленной диагностической цели, полная управляемость процессом, обязательная коррекция процесса обучения в зависимости от его текущих и итоговых результатов, гарантирован-ность результатов самосовершенствования. Процессуальный компонент инновационного профессионального образования составляют технологии развивающего и личностно-ориен-тированного обучения, в основе которых находится проблемный подход в образовательном процессе [1, с. 1319].
Проблемное обучение - это процесс поиска и выбор оптимальных решений. Форму самостоятельного исследования приобретает проектная деятельность студентов, организуемая посредством использования в проблемно-
ориентированном образовательном процессе вуза проектной технологии. Признаками данной технологии являются:
- наличие значимой с исследовательской точки зрения проблемы; темы-проблемы проекта формулируются в рамках программного материала либо преподавателем с учетом учебной ситуации по предмету, либо самими студентами;
- использование студентами межпредметных, профессиональных знаний и способов деятельности интегративного характера;
- получение в качестве результата проектной деятельности продукта, имеющего практическую или теоретическую значимость;
- самостоятельный характер проектной деятельности студентов, осуществление которой может происходить в индивидуальной, парной и групповой формах [2, с. 3748].
Следовательно, при развивающем профессиональном обучении акцент переносится с преподавания на учение, что подразумевает совершенствование навыков студентов-юристов по самостоятельной организации учебно-профессиональной деятельности.
В качестве примера рассмотрим, как происходит овладение студентами-юристами технологиями учения в условиях иноязычного образования в неязыковом вузе в связи с организацией процесса овладения всеми видами иноязычной речевой деятельности. Так, при обучении аудированию обучающая деятельность направляется не только на формирование у студентов предметных знаний, умений и навыков, но также на совершенствование таких приемов учения, как внимательное, сосредоточенное слушание, соотнесение услышанного с ситуацией говорения, умение удерживать в памяти воспринимаемую речь. Овладение подобного рода приемами учения должно свидетельствовать о наличии у студентов-юристов такой внепредметной категории, как культура слушания, необходимой им и для усвоения предметного содержания, и для дальнейшего успешного продвижения в деятельности учения.
При обучении говорению студенты активно используют такие приемы, как применение готовых опор; создание собственных опор для обогащения высказывания; выполнение заданий на подстановку, трансформацию, комбинирование.
В процессе обучения разным видам чтения создаются условия для овладения студентами такими технологиями, как чтение по ключевым словам, работа со справочниками, языковая и контекстуальная догадка.
Обучение письму рассматривается как средство, подкрепляющее процесс овладения чтением и говорением, в силу чего связывается с такими способами переработки общепрофессиональных и узкоспециальных текстов по вопросам юриспруденции, как аннотирование, реферирование и рецензирование. Указанные способы можно отнести к технологиям учения, поскольку они применимы не только в курсе иностранного языка, но и при овладении специальными дисциплинами, а также в ходе дальнейшей профессиональной деятельности.
В качестве дополнительных функций педагогических технологий применяются организационная, управленческая, контролирующая.
Организующая функция педагогических технологий заключается в планировании форм, средств, методов и приемов обучения иностранным языкам студентов-юристов с учетом поставленных образовательных целей и применении их в учебном процессе во взаимосвязи в установленной последовательности. Следующая функция состоит в управлении учебным процессом и самостоятельной работой обучаемых для достижения и продвижения соответствующих установленным требованиям целей, а также для предупреждения возможных несоответствий.
Контролирующая функция технологий обучения проявляется в проверке эффективности используемых средств, методов, операций и приемов как в процессе, так и после их применения. Это необходимо для создания уверенности и целесообразности, достаточности, результативности и эффективности элементов, используемых при реализации педагогических технологий. Проверка соответствия промежуточных результатов выполнения этих элементов установленным требованиям или поставленным задачам позволяет при выявлении несоответствия провести корректирующие мероприятия.
Для деятельностных технологий характерен приоритет практико-ориентированных целей наряду с реализацией других, ранее указанных общих или специфичных целей.
Деятельностные педагогические техноло-
гии предназначены для совершенствования профессиональной подготовки студентов-юристов путем обеспечения ее полноты и целостности с целью формирования профессиональных компетенций.
Целью деятельностных технологий является овладение практическими умениями применять теоретические знания в условиях, моделирующих профессиональную деятельность специалиста в области юриспруденции, что обеспечивает формирование соответствующих компетенций [3, с. 668].
Одна из задач данных технологий - преодоление несоответствий между теоретическим, дисциплинарным характером обучения и практическим междисциплинарным характером профессиональной деятельности. Моделирование профессиональной деятельности -технология обучения, предназначенная для формирования у студента представления о целостности профессиональной деятельности и овладения ее приемами, методами для обеспечения реального выполнения профессиональных функций.
При разработке этой технологии необходимо установить модель профессиональной деятельности с выявлением основных ее функций; разработать модель подготовки студента-юриста путем определения содержания образования и обучения.
Поскольку профессиональная деятельность многофункциональна, то ее модель чаще всего представляют в виде квалификационных характеристик, устанавливающих общие требования к знаниям, умениям и личным качествам специалиста, а также перечня определенных компетенций.
Модель подготовки специалистов в области юриспруденции находит отражение в федеральном государственном образовательном стандарте по специальности, в котором регламентируются минимальные требования к знаниям и умениям в определенных областях, а также виды выполняемой деятельности.
При разработке стандартов нового поколения предлагается модернизация моделей подготовки специалистов путем выявления видов его деятельности и выполняемых функций, а также дисциплин, которые предназначены для формирования универсальных, социально-личностных и профессиональных компетенций, необходимых будущему юристу.
Сущность технологий моделирования профессиональной деятельности заключается в имитации деятельности и условий ее осуществления, при этом обучение имеет условную профессиональную направленность, отражающую наиболее значительные характеристики выполняемых специалистами действий и операций.
Актуальность моделирования профессиональной деятельности обусловлена следующими принципами:
- классические технологии не позволяют сформировать целостное представление о профессиональной деятельности юриста, ее внутренней структуре, взаимосвязи во взаимодействии отдельных элементов;
- учебная информация об отдельных функциях профессиональной деятельности, излагаемая в разных дисциплинах, если она не обобщается в виде совокупности частных моделей в обобщенную модель профессиональной деятельности, воспринимается студентами как некая сумма разобщенных, несвязанных между собой знаний [4, с. 75].
Преимущества использования технологии моделирования профессиональной деятельности:
- формирование у студентов-юристов представления о целостности содержания профессиональной деятельности, ее структурирования;
- возможность систематизации знаний, умений и навыков как в рамках одной дисциплины, так и комплекса дисциплин, предназначенных для формирования профессиональных компетенций;
- исключение излишней информации дублирования в разных дисциплинах, не имеющей профессиональной значимости, и выявление недостающей информации;
- овладение основными профессиональными знаниями и умениями в течение достаточно непродолжительного времени, определяемого сроками обучения;
- поэтапное, последовательное освоение профессиональной деятельности от простых элементов к более сложным.
Процесс разработки модели профессиональной деятельности осуществляется от целостной деятельности к ее функциям и составным частям, а затем и более мелким элементам (действиям, операциям), при этом должна сохраняться взаимосвязь между отдельными элементами, обеспечивающими целост-
ность этой деятельности.
К принципам моделирования профессиональной деятельности относится систематичность, последовательность, доступность в обучении; гармонизация учебной деятельности с профессиональной, имитация условий работы при осуществлении учебной деятельности [5, с. 273].
Анализ педагогической практики показал, что одним из основных направлений образования является применение личностно-ориен-тированных технологий обучения, а именно:
- приоритет личности обучаемого и его познавательной деятельности;
- ориентация на индивидуальные способности обучаемых;
- формирование целостной личности обучаемого, который способен включиться в профессиональную деятельность, самостоятельно решать разнообразные проблемы с помощью полученных знаний, проводить анализ и давать оценку информации, которая необходима для профессиональной деятельности.
Среди множества новых педагогических технологий обучение в сотрудничестве является наиболее адекватным поставленным целям ориентации на личность обучаемого и гуманизацию образования.
Вариант технологии обучения в сотрудничестве заключается в делении студентов на группы по 4-6 человек для выполнения задания, причем каждый студент глубоко изучает один вопрос из общей темы или общего задания. После этого студенты из разных групп, прорабатывающие идентичные вопросы, осуществляют обмен информацией, докладывают свои темы с учетом новой, дополненной информации. От того, насколько добросовестно выполнили задание члены группы, зависит итоговая оценка, поэтому каждый студент стремится добросовестно выполнять задание, а все члены группы - усвоить учебный материал по предложенной теме.
Модификация описанного варианта педагогической технологии отличается тем, что все члены группы работают над одним и тем же материалом (темой), но каждый студент получает задание проработать один вопрос более глубоко и поэтому становится экспертом при индивидуальном контрольном срезе.
Вариант «Учимся вместе» состоит в том, что вся группа студентов работает над одной
темой или заданием. Перед началом работы группа обучаемых разбивается на подгруппы по 3-5 человек, получающие в рамках общей темы одно задание, над которым работают совместно. Результатом работы является успешное усвоение всего материала. Внутри подгрупп самостоятельно распределяются роли каждого студента и проводится поиск информации по отдельным вопросам задания; производится отслеживание правильности и полноты информации, мониторинг вклада в работу каждого представителя группы, совершенствуется культура общения и т. п. Преподаватель контролирует корректность выполненного задания, наличие и эффективность взаимопомощи.
Обучение в команде основывается на принципе совместного достижения групповых це-
Литература
1. Ярычев Н. У., Цамаева Л. А. Особенности профессиональной деятельности и структура практико-ориентированных компетенций будущего юриста // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-6.
2. Гулакова М. В., Харченко Г. И. Проблемы формирования проектной компетенции студентов вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 20.
3. Солиева М. Н. Роль инновационных технологий в обучении иностранному языку в вузе // Молодой ученый. 2016. № 14.
4. Бессуднов В. В. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранным языкам // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 2. № 5.
5. Солдатов Б. Г. Роль мультимедийных технологий в формировании иноязычной профессиональной компетенции // Научные исследования: от теории к практике: материалы VII Международной научно-практической конференции / редкол. О. Н. Широков и др. Чебоксары, 2016. № 1 (7).
6. Солдатова Н. В. К вопросу о практической направленности образовательных технологий в вузе // Научные исследования: от теории к практике: материалы VII Международной научно-практической конференции / ред-кол. О. Н. Широков и др. Чебоксары, 2016. № 1 (7).
лей, при этом обязательным условием является взаимодействие членов группы в процессе работы над изучаемой проблемой. Успех работы команды обеспечивается совместным решением задачи за счет индивидуального вклада каждого студента [6, с. 276].
Таким образом, применение новых педагогических технологий в образовательном процессе, которые реализуют принципы лич-ностно-ориентированного обучения, позволяет студентам юридических специальностей совершенствовать свои знания в области иностранного языка и управлять процессом своего учения применительно ко всем его основным компонентам: целям, содержанию, средствам и способам деятельности.
Bibliography
1. Yarychev N. U., Tamayeva L. A. Future lawyer's professional activity features and practice-oriented competences structure // Fundamental research. 2015. № 2-6.
2. Kulakova M. V., Kharchenko G. I. Students' project competence forming problems // Scientific-methodical electronic journal «Concept». 2014. Vol. 20.
3. Soliyeva M. N. The role of innovative technologies in foreign language teaching at higher school // The young scientist. 2016. № 14.
4. Bessudnov V. V. Application of information and communication technologies in the foreign languages teaching process // Modern science and education progress. 2017. Vol. 2. № 5.
5. Soldatov B. G. The role of multimedia technologies in the foreign language professional competence forming // Research: from theory to practice: proceedings of the VII International scientific practical conference / ed. by O. N. Shirokov and others. Cheboksary, 2016. № 1 (7).
6. Soldatova N. B. On the issue of the higher school educational technologies practical orientation // Research: from theory to practice: proceedings of the VII International scientific practical conference / ed. by O. N. Shirokov and others. Cheboksary, 2016. № 1 (7).