Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ "ПЕРЕВЁРНУТЫЙ КЛАСС" КАК ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

МОДЕЛЬ "ПЕРЕВЁРНУТЫЙ КЛАСС" КАК ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ / МОДЕЛЬ "ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС" / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубских Ангелина Ивановна, Залавина Татьяна Юрьевна

В настоящее время цифровые технологии стали неотъемлемой частью образовательного процесса в целом и отдельно взятой предметной области в частности. Актуальность работы видится в том, что использование образовательных цифровых инструментов и их значение для эффективной составляющей учебного занятия и обеспечения качественного обучения на данный момент трудно переоценить. Целью статьи является аналитическое обоснование включения модели «Перевернутый класс» в учебное занятие по английскому языку и способов ее практической реализации. Необходимость изучения иностранных языков в наши дни, как и прежде, вполне очевидна, так как современная жизнь требует, чтобы будущий специалист технического вуза владел знаниями одного и более иностранных языков для успешной профессиональной самореализации. В преподавании иностранных языков постоянно использовались коммуникационные технологии своего времени, такие как радио, аудиовизуальные, мультимедийные образовательные средства. Эпоха цифровых технологий внесла свой вклад в образовательную среду и предложила такие понятия как «цифровое обучение», «мобильное обучение», которые предполагают использование таких технических инструментов, как ноутбуки, интернет-планшеты, мобильные телефоны. В статье обосновывается необходимость включения педагогических технологий для построения цифрового образовательного процесса в вузе. Анализируется модель «перевёрнутого класса» как современный цифровой инструмент эффективной организации учебных занятий по английскому языку в неязыковом вузе. Предлагаются практические способы интегрирования модели «Перевернутый класс» в процесс обучения студентов английскому языку. Полученные результаты могут учитываться при совершенствовании процесса включения цифровых ресурсов в образовательный процесс технического вуза и выступать примером эффективного использования смешанного обучения в разных предметных областях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дубских Ангелина Ивановна, Залавина Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE “FLIPPED CLASSROOM” MODEL AS A DIGITAL EDUCATIONAL TOOL IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES

At the present time digital technologies have become an integral part of the educational process and a particular subject area. The relevance of the work consists in the use of educational digital tools and their importance for the effective component of the training class and quality of training. The purpose of the article is an analytical justification of the inclusion of the "Flipped Classroom" model in a foreign language lesson and ways of its practical implementation. The need of foreign languages studying is quite obvious. Modern life requires that a future specialist of a technical university must have knowledge of one or more foreign languages for successful professional self-realization. Communication technologies such as radio, audiovisual, and multimedia educational tools were constantly used in the teaching of foreign languages. The era of digital technologies has contributed to the educational environment and offered such concepts as "digital learning", "mobile learning". They involve the use of technical tools such as laptops, tablets and mobile phones. The article substantiates the need to include pedagogical technologies for building a digital educational process in a university. The "Flipped Classroom" model as a modern digital tool for the effective organization of foreign language classes in a non-linguistic university is analyzed. Practical ways of integrating the "Flipped Classroom" model into the process of teaching students a foreign language are proposed. Factual findings help to improve the inclusion of digital resources in the educational process of a technical university. They serve as an example of the effective use of mixed learning in different subject areas.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ "ПЕРЕВЁРНУТЫЙ КЛАСС" КАК ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

DUBSKIKH Angelina Ivanovna and others

THE "FLIPPED CLASSROOM" MODEL AS A DIGITAL...

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 4(37)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

VTTk" ^79811 111 F1 tT\fíS C.2021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0

J /¿oil.Ill |(сс) кУ<$) | Tins is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/bgz3-2021-1004-0014 iMiw(https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)

МОДЕЛЬ «ПЕРЕВЁРНУТЫЙ КЛАСС» КАК ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

© Автор(ы) 2021 SPIN: 4712-6011 AuthorID: 692782 ORCID: 0000-0001-7367-6093

ДУБСКИХ Ангелина Ивановна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков по

техническим направлениям

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова (445000, Россия, Магнитогорск, проспект Ленина, 38, e-mail: lina_masu@mail.ru) SPIN: 7040-6030 AuthorID: 660072 ORCID: 0000-0003-0210-7963

ЗАЛАВИНА Татьяна Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков по

техническим направлениям Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова (445000, Россия, Магнитогорск, проспект Ленина, 38, e-mail: tania_mgn@rambler.ru) Аннотация. В настоящее время цифровые технологии стали неотъемлемой частью образовательного процесса в целом и отдельно взятой предметной области в частности. Актуальность работы видится в том, что использование образовательных цифровых инструментов и их значение для эффективной составляющей учебного занятия и обеспечения качественного обучения на данный момент трудно переоценить. Целью статьи является аналитическое обоснование включения модели «Перевернутый класс» в учебное занятие по английскому языку и способов ее практической реализации. Необходимость изучения иностранных языков в наши дни, как и прежде, вполне очевидна, так как современная жизнь требует, чтобы будущий специалист технического вуза владел знаниями одного и более иностранных языков для успешной профессиональной самореализации. В преподавании иностранных языков постоянно использовались коммуникационные технологии своего времени, такие как радио, аудиовизуальные, мультимедийные образовательные средства. Эпоха цифровых технологий внесла свой вклад в образовательную среду и предложила такие понятия как «цифровое обучение», «мобильное обучение», которые предполагают использование таких технических инструментов, как ноутбуки, интернет-планшеты, мобильные телефоны. В статье обосновывается необходимость включения педагогических технологий для построения цифрового образовательного процесса в вузе. Анализируется модель «перевёрнутого класса» как современный цифровой инструмент эффективной организации учебных занятий по английскому языку в неязыковом вузе. Предлагаются практические способы интегрирования модели «Перевернутый класс» в процесс обучения студентов английскому языку. Полученные результаты могут учитываться при совершенствовании процесса включения цифровых ресурсов в образовательный процесс технического вуза и выступать примером эффективного использования смешанного обучения в разных предметных областях.

Ключевые слова: цифровое обучение, цифровые технологии, образовательный процесс, высшее образование, иностранный язык, английский язык, мотивация студентов, модель «Перевернутый класс», индивидуальная стратегия обучения.

THE "FLIPPED CLASSROOM" MODEL AS A DIGITAL EDUCATIONAL TOOL IN TEACHING

FOREIGN LANGUAGES

© The Author(s) 2021

DUBSKIKH Angelina Ivanovna, candidate of philological sciences, associate professor of the «Foreign Languages in Engineering Department» Nosov Magnitogorsk State Technical University (445000, Russia, Magnitogorsk, Lenin St., 38, e-mail: lina_masu@mail.ru) ZALAVINA Tatyana Yurievna, candidate of philological sciences, associate professor of the «Foreign Languages in Engineering Department» Nosov Magnitogorsk State Technical University (445000, Russia, Magnitogorsk, Lenin St., 38, e-mail: tania_mgn@rambler.ru) Abstract. At the present time digital technologies have become an integral part of the educational process and a particular subject area. The relevance of the work consists in the use of educational digital tools and their importance for the effective component of the training class and quality of training. The purpose of the article is an analytical justification of the inclusion of the "Flipped Classroom" model in a foreign language lesson and ways of its practical implementation. The need of foreign languages studying is quite obvious. Modern life requires that a future specialist of a technical university must have knowledge of one or more foreign languages for successful professional self-realization. Communication technologies such as radio, audiovisual, and multimedia educational tools were constantly used in the teaching of foreign languages. The era of digital technologies has contributed to the educational environment and offered such concepts as "digital learning", "mobile learning". They involve the use of technical tools such as laptops, tablets and mobile phones. The article substantiates the need to include pedagogical technologies for building a digital educational process in a university. The "Flipped Classroom" model as a modern digital tool for the effective organization of foreign language classes in a non-linguistic university is analyzed. Practical ways of integrating the "Flipped Classroom" model into the process of teaching students a foreign language are proposed. Factual findings help to improve the inclusion of digital resources in the educational process of a technical university. They serve as an example of the effective use of mixed learning in different subject areas.

Keywords: digital learning, digital technologies, educational process, higher education, foreign language, English, motivation of students, model "Flipped Classroom", personal training strategy.

ВВЕДЕНИЕ диционных и инновационных технологий обучения.

Современный образовательный процесс отличается, Аналитическое изучение зарубежного и отечественного прежде всего, тем, что он наполнен интеграцией тра- опыта в применении элементов цифровых технологий в

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 4(37)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

ДУБСКИХ Ангелина Ивановна и другие МОДЕЛЬ «ПЕРЕВЁРНУТЫЙ КЛАСС» КАК ЦИФРОВОЙ...

образовательной среде вузов позволяет сконцентрировать внимание на преимуществах цифровых ресурсов и на разумном включении педагогических цифровых технологий с целью повышения эффективности и разнообразия традиционного учебного занятия, что благоприятно воздействует на мотивацию студентов к обучению [1; 2]. Эти и другие задачи успешно реализуются в рамках Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» [3].

Цифровые образовательные технологии исследуются зарубежными учёными и педагогами в контексте саморегулируемого мобильного игрового обучения английскому языку в среде виртуальной реальности [4], влияния роли учителя на вовлеченность студентов в онлайн-дискуссионное обучение на основе WeChat [5], использования теории планируемого поведения и роли социального имиджа для понимания мобильного обучения английскому языку check-in behavior [6], мобильного совместного изучения языка (современное состояние) [7], в контексте изучения первого и второго иностранных языков с помощью смартфона (взгляд на английский, немецкий, суахили и другие языки) [8], а также в контексте других направлений исследования данной проблематики.

Таким образом, в центре внимания зарубежных исследователей оказываются различные возможности привлечения цифровых средств в учебную среду и их положительное влияние на мотивацию обучающихся к обучению в целом и к изучению иностранных языков в частности.

Отечественные педагоги также активно рассматривают потенциал модели «Перевернутого класса» в системе высшего образования [9; 10; 11], как эффективную технологию в условиях дистанционного и смешанного обучения [12; 13; 14], инновационную методику преподавания иностранных языков [15; 16].

Понятие «Перевёрнутый класс», или первоначально "Flipped Classroom", появилось в США в 2006 году благодаря финансовому аналитику Салману Хану, который размещал видео в интернете, чтобы помочь своим двоюродным братьям за пределами США дистанционно пересматривать свои математические курсы. Феномену «Перевёрнутый класс» посвящено множество зарубежных и отечественных исследований, в которых ученые представили дидактико-педагогические условия реализации «перевёрнутого обучения», его плюсы и минусы, а также результаты внедрения данной цифровой технологии в инженерных и гуманитарных направлениях образования [17; 18].

Режим «Перевернутый класс» предполагает изменение роли преподавателя. Здесь преподавателю в большей степени отводится роль координатора групповой работы, а не лидера. Дополнительная ценность состоит в том, что обучение означает не накопление знаний, а индивидуальное построение знаний. Студент не получает информацию, а он ищет ее сам, реализуя индивидуальные стратегии обучения, обучающийся относится более ответственно к заданиям, работая в своем темпе и в соответствии с индивидуальным уровнем знаний. Тем самым студенты обретают большую уверенность в себе благодаря гибкости учебного процесса, который «выводит» их из-под давления аудитории и обеспечивает хорошие результаты для преподавателя и студентов.

Видеолекции наиболее часто используются студентами для самостоятельного изучения нового материала. У преподавателей есть несколько возможностей для подготовки лекций. Во-первых, они могут воспользоваться готовыми видеолекциями c видеохостингов YouTube, TED, KhanAcademy, LearnZillion и других онлайн-сер-висов [19]. На данных сервисах размещен видеоконтент различной учебной тематики, а также руководство по работе с ним. Опираясь на рабочую программу курса, преподаватель выбирает необходимые видеоролики, из которых он может вырезать определенные фрагменты, снабдить их комментариями или вопросами. Также пре-

подаватель имеет возможность наблюдать за динамикой выполнения задания, видеть прогресс группы и каждого обучающегося по отдельности. Во-вторых, преподаватели могут самостоятельно создавать видеолекции, используя различные приложения, например, EdPuzzle.

Таким образом, преимущества такого подхода видятся в вовлеченности студентов в обучаемый процесс, в свободном доступе к отобранным преподавателем учебным материалам (видео, аудио, презентации), в возможности больше уделять время в аудитории для обсуждения и активной работы. Это особенно актуально для современного образовательного процесса, в котором преобладают тенденции сокращения часов аудиторной и увеличения самостоятельной работы.

МЕТОДОЛОГИЯ

Целью статьи является аналитическое обоснование включения модели «Перевернутый класс» в учебное занятие по английскому языку и способов ее практической реализации. В исследовании применяются метод анализа зарубежной и отечественной научной литературы, тематически связанной с рассматриваемой проблемой; метод описания и интерпретации модели «Перевернутый класс» как одной из инновационных методик преподавания иностранных языков в условиях цифровиза-ции образовательной среды; предлагаются практические способы интегрирования модели «Перевернутый класс» в процесс обучения студентов английскому языку.

Модель "Flipped Classroom" представляет собой один из современных подходов к эффективному обучению, предлагающий поменять местами аудиторную работу и домашнюю работу студентов. Этот подход стимулирует вовлеченность и повышает мотивацию студентов в процесс обучения иностранному языку [20]. Модель «Перевёрнутый класс» направлена на развитие навыков обучающихся, таких как творчество, самостоятельность, способность принимать решения и рассуждать, выбирать соответствующую информацию, уметь пояснить ее и выразить свое мнение. Студенты имеют возможность работать в своем темпе и пересмотреть учебный материал несколько раз до полного его понимания и усвоения.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Руководствуясь опытом зарубежных и отечественных коллег в применении модели «Перевернутый класс» на занятиях по иностранному языку и принимая во внимание повсеместное использование дистанционного обучения в условиях пандемии COVID-19, авторы статьи провели исследование, направленное на выявление эффективности модели «Перевернутый класс» в учебном процессе.

Использование модели «Перевернутый класс» при обучении иностранному языку призвано решать следующие задачи: совершенствование процесса освоения иностранного языка; акцентирование практического характера обучения; применение студентоцентрированного подхода к обучению; увеличение мотивации к изучению иностранного языка, а также когнитивной активности обучающихся; воспитание ответственного отношения к обучению; развитие навыков индивидуальной и коллективной работы; повышение уровня освоения материала; развитие навыков работы с аутентичными зарубежными источниками.

Модель «Перевернутый класс» применялась в группах студентов первого и третьего курсов, изучающих английский язык в Магнитогорском государственном техническом университете имени Г.И. Носова.

Опытный эксперимент был проведён с группами студентов Магнитогорского государственного технического университета имени Г.И. Носова, в которой обучение английскому языку проводилось в рамках модели смешанного обучения - цифрового формата и традиционного. В социальной сети использовалась модель «Перевернутый класс» и была создана учебная группа. Если преподавателем не планируется применение данного подхода на постоянной основе, тогда достаточно выкладывать ссыл-

DUBSKIKH Angelina Ivanovna and others

THE "FLIPPED CLASSROOM" MODEL AS A DIGITAL..

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 4(37)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

ки на учебный материал, например, в общем чате или в открытом для доступа облачном хранилище.

В качестве примера можно привести задания, реализуемые в рамках модели «Перевернутый класс», для студентов неязыковых специальностей. Задания подобраны в соответствии с тематикой рабочих программ дисциплин «Английский язык», «Английский язык для профессиональной деятельности».

1 курс: в качестве учебного материала студентам был предложен домашний просмотр видеофрагмента по теме «Порядок слов в предложении. Виды предложений». Учебный видеофрагмент сопровождался заданием, которое создавались в сервисе LearningApps. Для разработки разных видов тренировочных и контролирующих упражнений интерактивного характера преподавателями также активно использовались программы Hot Potatoes.

После усвоения учебного видеоматериала, студентам необходимо было заполнить следующие колонки таблицы: тип предложения, конструкция, пример из видеофрагмента, собственный пример. Альтернативными заданиями выступают такие, как заполнение пропусков в предложениях, разбор предложений-путаниц, составление собственных общих и специальных вопросов к отдельным видео отрывкам и т.п. Задания в аудитории предполагают работу с текстом, а именно поиск различных типов предложений (утвердительных, вопросительных, отрицательных) в соответствии с изучаемым грамматическим правилом, пересказ текста с использованием изучаемой грамматической структурой. На занятии преподаватель отвечает на вопросы студентов по изучаемой грамматической теме.

3 курс: в качестве учебного материала студентам была предложена для прослушивания дома аудиозапись по теме «Мировые ведущие предприятия и компании профессиональной сферы». Среди вариантов заданий на аудирование предлагались следующие: определение главной идеи аудиозаписи, составление списка незнакомых слов и выражений с нахождением их значений в словарях, подготовить ответ на вопрос, каким образом аудиозапись связана с темой занятия, представление собственного мнения. Формы представления выполненных заданий были определены преподавателем или студентами, например, интеллект-карты, таблица, схема, презентация, мини-проект.

Исследование показало, что использование педагогической цифровой технологии «Перевернутый класс» в экспериментальной группе оказалось очень плодотворным и продемонстрировало заинтересованность студентов к инновационному изучению английского языка и успешное выполнение различных видов заданий.

ОБСУЖДЕНИЕ

Необходимо обсудить преимущества и недостатки применения педагогической модели «Перевернутый класс». Во многих исследованиях подчёркивается тот факт, что организация обучения английскому языку с применением модели «Перевернутый класс» предполагает значительных временных инвестиций со стороны преподавателя и наличие цифровой грамотности. Преподаватель должен разбираться в различных электронных ресурсах, приложениях, инструментах, уметь проводить их качественный анализ и выбирать наиболее подходящие для решения учебных задач. Образовательный контент должен постоянно модернизироваться, дополняться и корректироваться, чтобы оставаться актуальным. Принимая во внимание особенности преподавания дисциплины «Английский язык» с опорой на модель «Перевернутый класс», преподавателю необходимо провести тщательную подготовку, включая: комплексный разбор «перевернутого занятия», анализ его плюсов и минусов; всестороннее исследование возможностей электронного обучения в преподавании иностранных языков; выявление достаточной степени мотивации и психологической готовности студентов к освоению материала в формате «Перевернутый класс».

Последний пункт является особенно актуальным, поскольку у некоторых обучающихся может возникнуть опасение утраты реальной коммуникации с одногруп-пниками и преподавателем, в задачу которого входит разъяснение студентам возможностей онлайн-общения (форумы, чаты и т.п.)

Модель «Перевернутый класс», как и любая образовательная технология, имеет свои плюсы и минусы.

Среди недостатков можно отметить: обязательное наличие технического оборудования, необходимого для учебного процесса; студенты, не ознакомившиеся с видеолекцией дома, не могут на ровне со всеми выполнять задания на занятии; отсутствие возможности сразу после просмотра видео задать преподавателю возникшие вопросы; некоторые студенты ответственно относятся к необходимости знакомства с материалом дома; от преподавателя требуются большие временные затраты на подготовку учебного видеоконтента; быстрая адаптация преподавателей и студентов к новым образовательным условиям [21; 22].

К плюсам использования модели «Перевернутый класс» относятся: личностно-ориентированный подход к обучению, позволяющий студентам работать в удобном для них режиме, просматривать видеолекции нужное количество раз; возможность для отсутствующих на занятиях студентов познакомиться с материалом дома; развитие ответственного отношения к обучению; развитие цифровой грамотности; междисциплинарный подход; проведение максимального количества практико-ориен-тированных занятий [21; 22].

ВЫВОДЫ

Цифровая форма позволяет персонализировать обучение, облегчает общение между преподавателем и студентом. Даже вне аудитории студент продолжает свое обучение, развивает свой творческий потенциал и предпринимает инициативную деятельность, что делает его более самостоятельным и ответственным. Обучение студентов иностранному языку параллельно в формате «Перевернутый класс» и в традиционной форме помогает им сформировать индивидуальную образовательную траекторию для успешных результатов в изучении иностранного языка.

Модель «Перевернутый класс» способствует лучшей подготовки студентов за счет индивидуального графика работы, позволяющего выполнять задания в подходящем для себя ритме и выбирать удобный режим обучения. Учащиеся имеют возможность посмотреть видеоуроки не только дома, но и находясь в пути.

Особенность «перевернутых занятий» по иностранному языку состоит в том, что студенты самостоятельно знакомятся с новым материалом и имеют возможность в чатах или на форумах обсудить возникшие вопросы с преподавателем или одногруппниками. Аудиторные занятия посвящены решению практических заданий на иностранном языке, дискуссии по проблемным моментам. Все это способствует развитию у обучающихся языковой компетенции, минимизирует страх говорить и сделать ошибку, мотивирует интерес к изучению иностранного языка.

Несмотря на очевидные достоинства применения модели «Перевернутый класс» в преподавании иностранных языков, преподаватели должны принимать во внимание особенности электронного обучения на неязыковых направлениях, а также опыт коллег для эффективного внедрения данной технологии в учебный процесс. Также необходимо учитывать, что в основе реализации модели «Перевернутого класса» лежит использование качественного актуального электронного контента.

Исходя из полученного опыта использования модели «Перевернутый класс» при обучении английскому языку, авторы статьи рекомендуют обращать внимания на следующие моменты по организации «перевернутых занятий»: особое внимание уделять качеству видеоконтента, поскольку скучная лекция не будет восприниматься

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 4(37)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

студентами и снизит мотивацию изучения английского языка; экономить время, используя готовый контент с различных видеохостингов, дополняя его своими заданиями; предлагать студентам различные источники учебного контента, чтобы максимально разнообразить учебный процесс; использовать электронные сервисы, социальные сети для поддержания контакта с обучающимися.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Прохорова М. П., Шкунова А. А., Сулимова А. В. Возможности технологии «Перевернутый урок» в высшем образовании // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 4 (38). С. 99-104.

2. Тихонова Н. В. Технология «Перевернутый класс» в вузе: потенциал и проблемы внедрения//Казанский педагогический журнал. 2018. № 2 (127). С. 74-78.

3. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда». URL: https://academia-moscow.ru/education/fp-tsifrovaya-obrazovatelnaya-sreda/ (дата обращения 14.06.2021).

4. Chen Y.-L., Hsu C.-C. Self-regulated mobile game-based English learning in a virtual reality environment // Computers & Education. 2020. Vol. 154. Pp. 103910.

5. Xu B. et al. Effects of teacher role on student engagement in WeChat-Based online discussion learning // Computers & Education. 2020. Vol. 157. Pp. 103956.

6. Nie J. et al. Using the theory of planned behavior and the role of social image to understand mobile English learning check-in behavior // Computers & Education. 2020. Vol. 156. Pp. 103942.

7. Kukulska-Hulme A., Viberg O. Mobile collaborative language learning: State of the art // British Journal of Educational Technology. 2018. No. 49 (2). Pp. 207-218.

8. Luef E. M., Ghebru B., Ilon L. Language Proficiency and Smartphone-aided Second Language Learning: A look at English, German, Swahili, Hausa and Zulu (2019) The Electronic Journal of E-Learning, 17 (1), pp. 25-37.

9. Итинсон К. С. Технология «перевернутый класс» в вузе: потенциал и проблемы внедрения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 3 (32). С. 117-119.

10. Думина E.B. Образовательный потенциал педагогической модели «перевернутый класс» в условиях иноязычной подготовки студентов неязыкового вуза // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2018. № 17 (815). С. 26-35.

11. Кайгородцева Н. В., Шкуро Е. Ю. Применение концепции «Перевернутого класса» в системе высшего образования //Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современность». 2016. № 1. С. 61-64.

12. Паймакова Е. А., Вострикова О. В. Применение модели «перевернутый класс» в преподавании английской грамматики в период дистанционного обучения // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 4. С. 20.

13. Yaroslavova E. N., Kolegova I. A., Stavtseva I. V. Flipped classroom blended learning model for the development of students' foreign language communicative competence //Perspectives of Science and Education. 2020. № 1 (43). С. 399-412.

14. Амелина Ю. В., Амелин Р. В. Перспективы использования современных технологий для повышения вовлеченности обучающихся // Информатика и образование. ИНФО. 2020. № 1. С. 28-33.

15. Полуяхтова С. В. Применение модели обучения «перевернутый класс» в обучении иностранному языку в ВУЗе // Мировая и российская наука: области развития и инноваций: сборник научных статей. Научный редактор С.П. Акутина. Москва: Издательство «Перо», 2020. С. 58-62.

16. Кисель О. В., Босик Г. А. Принципы и правила деловой переписки в Whatsapp и Viber // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования: тезисы докладов 77-й международной научно-технической конференции. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2019. С. 381-382.

17. Andrade M., Coutinho C. Implementing flipped classroom in blended learning environments: A proposal based on the cognitive flexibility theory //Journal of Interactive Learning Research. 2017. Vol. 28, no. 2. Pp. 109-126.

18. Voronina M. V., Moroz O. N., Sudarikov A. E., Rakhimzhanova M. B., Muratbakeev E. Kh. Systematic review and results of the experiment of a flipped learning model for the courses of descriptive geometry, engineering and computer graphics, computer geometry // Eurasia journal of mathematics, science and technology education. 2017. № 13(8). P. 48314845.

19. Рыбалко Т. Г. Инновационная модель «перевернутый класс» при обучении иностранному языку в вузе // Профессиональное линг-вообразование: материалы десятой международной научно-практической конференции. Нижний Новгород: Нижегородский институт управления - филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 2016. С. 278-284.

20. Мирошникова Н.Н. «Перевернутый класс» - инновационная модель в обучении иностранным языкам в высшей школе // Инновационные технологии в науке и образовании. 2016. № 1-1 (5). С. 214-216.

ДУБСКИХ Ангелина Ивановна и другие МОДЕЛЬ «ПЕРЕВЁРНУТЫЙ КЛАСС» КАК ЦИФРОВОЙ...

21. Антонова Н. Л., Меренков А. В. Модель «перевернутого обучения» в системе выс—шей школы: проблемы и противоречия // Интеграция образования. 2018. Т. 22. № 2. С. 237—247.

22. Исупова Н. И., Нестерова Д. С. Технология «Перевернутый класс»: преимущества и недостатки // Вопросы педагогики. 2019. № 6-2. С. 52-56.

Статья поступила в редакцию 15.06.2021 Статья принята к публикации 27.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.