Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ МАГИСТРАНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ'

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ МАГИСТРАНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновации / развитие креативности / магистранты / вакуумная камера / иностранный язык / innovations / development of creativity / undergraduates / vacuum chamber / foreign language

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Г.Р. Хусаинова, Ф.Т. Галеева, О.В. Беркутова

В свете быстрого развития образовательной системы требуется пересмотр практических подходов к содержанию образования. Основой для инноваций в технологиях обучения должны служить социальный спрос и профессиональные аспекты, связанные с будущей карьерой специалистов. Цель данного исследования – подтвердить эффективность разработанной нами универсальной модели развития креативности студентов технических направлений на занятиях по иностранному языку с применением методологии ТРИЗ, методов решения изобретательских задач и мозгового штурма и оценить их эффективность. В данной статье представлен передовой педагогический опыт, содержащий новаторские разработки авторов статьи, вносящие вклад в развитие методики преподавания иностранного языка. Для развития креативности магистрантов технических направлений, в процесс преподавания дисциплины «Иностранный язык профессиональной направленности (технический перевод)» был внесен целый ряд изменений, а именно – использование сотруднической ролевой игры с применением методологии ТРИЗ, методов решения изобретательских задач, а также взаимодействие с выпускающей кафедрой. Совместно со студентами также была составлена ролевая игра, сюжет которой происходил в лаборатории кафедры общей физики. В результате анализа итоговой рефлексии заданий с элементами творчества, проведенного среди магистрантов физико-математического факультета, были получены положительные отзывы от студентов. Сравнительный анализ экспериментальных и контрольных групп студентов подтвердил положительную динамику в экспериментальных группах и продемонстрировал эффективность разработанной нами модели развития креативности магистров технических направлений. Данная модель способствует повышению интерактивности и развитию креативности студентов, а также мотивации и повышению уровня их иноязычных компетенций. Результаты показали, что наша модель значительно улучшила образовательный процесс и повысила качество выполнения задач по сравнению с традиционными методами. Благодаря использованию новых технологий и алгоритмов мы смогли добиться значительного увеличения производительности и точности наших прогнозов, а также 100%-х положительных отзывов о работе по данному направлению от магистрантов и заведующего кафедрой. Статья предназначена для преподавателей вузов и исследователей, интересующихся развитием творческих способностей в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Г.Р. Хусаинова, Ф.Т. Галеева, О.В. Беркутова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE METHODS OF DEVELOPING CREATIVITY OF UNDERGRADUATES IN TECHNICAL FIELDS

In light of the rapid development of the educational system, a revision of practical approaches to the content of education is required. The basis for innovation in learning technologies should be social demand and professional aspects related to the future career of specialists. The purpose of this study is to confirm effectiveness of the universal model for creativity development of technical students in foreign language classes using the TRIZ methodology, methods for solving inventive problems and brainstorming, and to evaluate its effectiveness. The article presents advanced pedagogical experience, containing innovative developments of the authors of the article, contributing to the development of methods of foreign language teaching. To develop creativity in MA students in technical fields, a number of changes are made to the process of teaching the discipline “Professional foreign language (technical translation)”, namely, the use of collaborative role-playing games, the use of TRIZ methodology, methods for solving inventive problems, as well as interaction with the majoring department. Together with the students, the researchers have designed a role-play, the plot of which takes place in a laboratory of Department of General Physics. As a result of the analysis of the final reflection of tasks with elements of creativity, carried out among undergraduates of the Faculty of Physics and Mathematics, positive feedback is received from students. A comparative analysis of the experimental and control groups of students confirmed the positive dynamics in the experimental groups and demonstrated effectiveness of the model for developing creativity of students in technical areas. This model helps to increase interactivity and develop creativity of students, as well as motivate and increase the level of their foreign language competencies. As a result of the experimental work, the researchers obtain convincing data on effectiveness of the designed model, as well as 100% positive feedback on satisfaction of work in this area from undergraduates and the head of the department. The article is intended for university teachers and researchers interested in the development of creative abilities in education.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ МАГИСТРАНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ»

Рис. 2. Востребованные у сельской молодежи формы деятельности

Рис. 3. Возможность творческой реализации молодежи в условиях сельской местности.

Выборочный опросучастниковдосуговых программ указал на работу му-ни ципальных органов по обеспечению доступа сельских жителей к культурным ценностям (бесплатные кружки, семейные клубы, подростково-молодежные твороуокие о бъевнае ннч).

Библиографическийсписок

За календарный год в районах прошло в среднем до 200 совместных мероприятий тематического и развлекательного характера. Так, в Половинском районе в рамках районного проекта «Сотрудничество» количество участников плановых мероприятий достигло двадцати семи тысяч человек. Интеграция школ, сельских клубов, библиотек получила возможность объединить усилия специалистов для руководства социальными молодежными проектами. Активно реализуются проекты для молодежи («Танцующий город», «Серебряная нотка», «Хобби-клуб», «Штрихи времени»), для молодых семей («Пойдем в кино», «Клубные встречи», «Фольклор, традиции, обычаи, обряды»), для молодых инвалидов «Клуб по интересам «Радуга»).

В рамках регионального грантового проекта «Дом вверх дном» в районах разрабатываются мероприятия по освоению информационной среды сельской молодежи, развернута патриотическая экспедиция «Родина глазами зауральской молодежи».

В заключение нашей статьи отметим, что проведенная в процессе эксперимента работа выявила социально-педагогические условия успешной социализации сельской молодежи в досуговой деятельности. Предложенный проект позволил доказать, что процесс интеграции и межсетевого взаимодействия государственных и общественных организаций позволяет создать единое культурно-образовательное пространство, способное решить проблему организации свободного времени всех слоев сельского населения. В ходе исследования была раскрыта цель комплексного анализа существующих научных публикаций по проблеме деятельности учреждений досуга, их практических задач, новых технологий и отражения существующей практики в сфере досуга молодежи в условиях села. Полученные результаты, отраженные в данном исследовании, могут быть применены в процессе организации досуговой жизни сельской молодежи регионов России.

Полагаем, что основной акцент должен быть сделан на простоту организации, возможность неформального общения, массовость, современность форм и оптимальность условий проведения, использование современных технологий организации досуга. Совершенствование досуговой культуры молодежи обеспечит ей творческою самореализацию, духовное развития, сформированность ценностных ориентиров. В перспективе дальнейших исследованиях необходимо отражать самые современные тенденции досуговых технологий, новые подходы к организации досуга сельской молодежи, поскольку это будет способствовать вовлеченности молодых людей в досуговые программы и мероприятия.

1. Еманова С.В., Хомутникова Е.А. Дополнительное образование детей и взрослых как фактор формирования досуговой культуры студенческой молодежи. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 6 (73): 55-56.

2. ЖарковА.Д. Технологиякультурно-досуговойдеятельности.Москва:Г\рофиздат, 2002.

3. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурнаядеятельность.Москва: МГУКИ, 2004.

4. ЕрасовБ.С. Социальнаякультурология.Москва:Аспект-пресс,2010.

5. Хомутникова Е.А., Казанцева Е.А. Деятельность молодежи в системе дополнительного образования. Курган: Издательство Курганского государственного университета, 2023.

6. Андреева Г.М. Социальная психология. Москва: Аспект-пресс, 2018.

7. ЕрошенковИ.Н. Культурно-воспитательная деятельность средидетейиподростков. Москва: ВЛАДОС, 2004. References

1. Emanova S.V., Homutnikova E.A. Dopolnitel'noe obrazovanie detej i vzroslyh kak faktor formirovaniya dosugovoj kul'tury studencheskoj molodezhi. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018;№ 6 (73):55-56.

2. ZharkovA.D. Tehnologiyakul'turno-dosugovojdeyatel'nosti.Moskva\Prof\zdat,2002.

3. Kiseleva T.G.,Krasil'nikov Yu.D. Soc/al'no-kul'furnayadeyafel'nosf.Moskva:MGUKI,2004.

4. ErasovB.S. Social'nayakul'turologiya.Moskva: Aspekt-press,2010.

5. HomutnikovaE.A., KazancevaE.A. Deyatel'nost'molodezhivsistemedopolnitel'nogoobrazovaniya. Kurgan: Izdatel'stvo Kurganskogo gosudarstvennogo universiteta, 2023.

6. AndreevaG.M. Social'nayapsihologiya.Moskva: Aspekt-press, 2018.

7. EroshenkovI.N. Kul'turno-vospitatel'naya deyatel'nost' sredidetejipodrostkov. Moskva:VLADOS, 2004.

Статья поступила в редакцию 29.03.24

YflK 378.14

KhusamovaG.R.,Cand.ofSciences(Pedagogy),seniorlecturer, KazanNationalResearch Technological University (Kazan, Russia), E-mail: english4@yandex.ru Galeeva F.T., senior teacher, Kazan National Research Technological University (Kazan, Russia), E-mail: next761@mail.ru BerkutovaO.V.,seniorteacher, KazanNationalResearchTechnologicalUniversity (Kazan, Russia), E-mail: berolka@yandex.ru

INNOVATIVE METHODS OF DEVELOPING CREATIVITY OF UNDERGRADUATES IN TECHNICAL FIELDS. In light of the rapid development of the educational system, a revision of practical approaches to the content of education is required. The basis for innovation in learning technologies should be social demand and professional aspects related to the future career of specialists. The purpose of this study is to confirm effectiveness of the universal model for creativity development of technical students in foreign language classes using the TRIZ methodology, methods for solving inventive problems and brainstorming, and to evaluate its effectiveness. The article presents advanced pedagogical experience, containing innovative developments of the authors of the article, contributing to the development of methods of foreign language teaching. To develop creativity in MA students in technical fields, a number of changes are made to the process of teaching the discipline "Professional foreign language (technical translation)", namely, the use of collaborative role-playing games, the use of TRIZ methodology, methods for solving inventive problems, as well as interaction with the majoring department. Together with the students, the researchers have designed a role-play, the plot of which takes place in a laboratory of Department of General Physics. As a result of the analysis of the final reflection of tasks with elements of creativity, carried out among undergraduates of the Faculty of Physics and Mathematics, positive feedback is received from students. A comparative analysis of the experimental and control groups of students confirmed the positive dynamics in the experimental groups and demonstrated effectiveness of the model for developing creativity of students in technical areas. This model helps to increase interactivity and develop creativity of students, as well as motivate and increase the level of their foreign language competencies. As a result

of the experimental work, the researchers obtain convincing data on effectiveness of the designed model, as well as 100% positive feedback on satisfaction of work in this area from undergraduates and the head of the department. The article is intended for university teachers and researchers interested in the development of creative abilities in education.

Key words: innovations, development of creativity, undergraduates, vacuum chamber, foreign language

Г.Р. Хусаиноеа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», г. Казань,

E-mail: english4@yandex.ru

Ф.Т. Галеееа, ст. преп., ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», г. Казань, E-mail: next761@mail.ru

О.В. Беркутова, ст. преп., ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», г. Казань, E-mail: berolka@yandex.ru

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ МАГИСТРАНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ

В свете быстрого развития образовательной системы требуется пересмотр практических подходов к содержанию образования. Основой для инноваций в технологиях обучения должны служить социальный спрос и профессиональные аспекты, связанные с будущей карьерой специалистов. Цель данного исследования - подтвердить эффективность разработанной нами универсальной модели развития креативности студентов технических направлений на занятиях по иностранному языку с применением методологии ТРИЗ, методов решения изобретательских задач и мозгового штурма и оценить их эффективность. В данной статье представлен передовой педагогический опыт, содержащий новаторские разработки авторов статьи, вносящие вклад в развитие методики преподавания иностранного языка. Для развития креативности магистрантов технических направлений, в процесс преподавания дисциплины «Иностранный язык профессиональной направленности (технический перевод)» был внесен целый ряд изменений, а именно - использование сотруднической ролевой игры с применением методологии ТРИЗ, методов решения изобретательских задач, а также взаимодействие с выпускающей кафедрой. Совместно со студентами также была составлена ролевая игра, сюжет которой происходил в лаборатории кафедры общей физики. В результате анализа итоговой рефлексии заданий с элементами творчества, проведенного среди магистрантов физико-математического факультета, были получены положительные отзывы от студентов. Сравнительный анализ экспериментальных и контрольных групп студентов подтвердил положительную динамику в экспериментальных группах и продемонстрировал эффективность разработанной нами модели развития креативности магистров технических направлений. Данная модель способствует повышению интерактивности и развитию креативности студентов, а также мотивации и повышению уровня их иноязычных компетенций. Результаты показали, что наша модель значительно улучшила образовательный процесс и повысила качество выполнения задач по сравнению с традиционными методами. Благодаря использованию новых технологий и алгоритмов мы смогли добиться значительного увеличения производительности и точности наших прогнозов, а также 100%-х положительных отзывов о работе по данному направлению от магистрантов и заведующего кафедрой. Статья предназначена для преподавателей вузов и исследователей, интересующихся развитием творческих способностей в образовании.

Ключевые слова: инновации, развитие креативности, магистранты, вакуумная камера, иностранный язык

Актуальность исследования связана с тем, что в настоящее время существует социальный заказ на творческих специалистов, способных реализовывать и создавать инновации в рамках вуза и на предприятиях России. В связи с этим имеется необходимость пересмотра практических и теоретических подходов к содержанию образования и профессиональной подготовке.

Современные методы обучения, включающие использование интерактивных технологий, онлайн-платформ и современного оборудования, играют важную роль в повышении эффективности обучения студентов.

Преимущества инновационных методов обучения:

- улучшенное усвоение материала: интерактивные занятия и он-лайн-платформы позволяют студентам активно участвовать в учебном процессе, что приводит к лучшему пониманию и запоминанию материала;

- развитие креативного мышления: игра и практические занятия вдохновляют студентов мыслить нестандартно и находить инновационные решения поставленных проблем;

- укрепление аналитических и проблемных навыков: работа в группах и участие в практических занятиях развивают у студентов навыки критического мышления, анализа и решения поставленных проблем;

- повышение мотивации: инновационные методы обучения привлекают студентов и увеличивают их интерес к учебному процессу;

- развитие навыков XXI века: онлайн-платформы и современное оборудование помогают студентам овладеть важными навыками XXI века, например такими, как цифровая грамотность.

Примеры инновационных методов обучения включают:

- использование интерактивной доски;

- онлайн-курсы и виртуальные занятия;

- 3D-моделирование и симуляторы;

- игровые методики обучения;

- проектно-ориентированное обучение;

- обратная связь в режиме реального времени.

Внедряя инновационные методы обучения, преподаватели могут повысить эффективность учебного процесса, сделать занятия более увлекательными и лучше подготовить студентов к будущему.

Системный подход к применению инновационных методов обучения предполагает анализ и адаптацию уже существующих методик, разработку новых подходов, совершенствование учебных программ и формирование учебного процесса таким образом, чтобы он наилучшим образом соответствовал потребностям будущих инженеров. Всеобъемлющее применение инновационных методов обучения имеет решающее значение для обеспечения их эффективности. Эти методы не следует ограничивать отдельными учебными курсами, а следует интегрировать во все аспекты учебного процесса.

Вот как можно обеспечить всеобъемлющий подход к применению инновационных методов обучения:

- лекции (перевернутое обучение, обсуждение в малых группах и он-лайн-голосование);

- семинары (инновационные методы, такие как проблемное обучение, ролевые игры и симуляции);

- практические занятия (проектно-ориентированное обучение, обучение на основе сценариев и виртуальные лаборатории);

- самостоятельная работа студентов (онлайн-курсы, адаптивное обучение и социальное обучение).

Обеспечивая всеобъемлющий подход к применению инновационных методов обучения, мы можем повысить вовлеченность студентов, улучшить результаты обучения и подготовить их к успеху в быстроменяющемся мире.

Использование инновационных технологий должно быть направлено на удовлетворение потребностей общества, на развитие профессиональных навыков у студентов и на учет их индивидуальных особенностей, таких как стиль обучения, темп восприятия информации, уровень мотивации и другие. Важно также учитывать культурные особенности обучающихся, чтобы обеспечить адаптацию инновационных технологий к их потребностям. Такой подход позволит сделать процесс обучения более эффективным и интересным, поддерживая мотивацию учащихся и способствуя их успешному развитию как личности и профессионала. Для этого требуется гармоничное сочетание инновационных форм и методов обучения с ясным пониманием целей и задач подготовки будущих специалистов [1; 2].

Три фактора, влияющих на развитие креативности в обучении, согласно исследованию [3]:

- климат учебного заведения;

- энтузиазм и метакогниция преподавателя;

- преподаватель, уделяющий внимание личностному росту и профессиональным педагогическим навыкам.

Ученые выявили, что энтузиазм преподавателя является наиболее сильным фактором формирования креативности обучающихся, так как «преподаватели-энтузиасты» постоянно экспериментируют с новыми методами обучения и активно развивают творческие способности своих обучающихся. Преподаватель-энтузиаст обладает способностью вдохновлять, воодушевлять и направлять студентов к достижению целей обучения [4]. Воплощая такие качества, «преподаватели-энтузиасты» считаются эффективными педагогами, которые могут культивировать позитивное отношение к учебе у своих обучающихся [5].

Анализ трудов зарубежных ученых показывает важность коммуникативного подхода к развитию креативности, в частности, в ряде работ [6; 7] раскрывается важность применения сократического диалога на занятиях со студентами, который состоит в том, что участники под руководством ведущего, применяя его правила, стремятся достичь консенсуса при ответе на фундаментальный вопрос на основе какого-либо кейса из реальной жизни с целью усвоения нового материала. Метод «Сократический диалог» означает совместную работу и совместное

создание знаний [7] в безопасной среде обучения, в которой «студенты могут учиться и процветать, потому что они чувствуют себя вправе идти на риск, выражая свои уникальные идеи и не соглашаясь с другими». Основными аспектами сократического диалога являются:

1) постановка философского вопроса,

2) обмен примерами из реальной жизни,

3) предъявление гипотезы,

4) проведение группового исследования и

5) стремление прийти к консенсусу по изучаемому вопросу.

Цель и объект исследования: исследование нацелено на создание и экспериментальное тестирование разработанной нами уникальной модели по развитию творческих способностей магистрантов в рамках обучения дисциплине «Иностранный язык профессиональной направленности (технический перевод)». Объект исследования - процесс обучения магистрантов на занятиях по дисциплине «Иностранный язык профессиональной направленности (технический перевод)».

Задачами исследования является выявление перспективных и эффективных методов развития креативности магистрантов на занятиях по дисциплине «Иностранный язык профессиональной направленности (технический перевод)», создание модели развития креативности магистрантов технических направлений и ее экспериментальная апробация.

Научная новизна заключается в формировании универсальной модели развития креативности студентов технических направлений на занятиях по иностранному языку с применением методологии ТРИЗ, методов решения изобретательских задач и мозгового штурма.

Применение таких методов развивает коммуникативные навыки студентов, но они нацелены больше на студентов, имеющих продвинутый уровень иностранного языка, что не соответствует реальному положению дел, так как уровень знаний по иностранному языку у студентов, поступающих в магистратуру неодинаковый и зачастую низкий. Это связано с тем, что в магистратуру не все поступают сразу после окончания бакалавриата.

Для развития креативности магистрантов, учитывая реальное положение дел, в процесс преподавания дисциплины «Иностранный язык профессиональной направленности (технический перевод)» нами были включены разработка деловой игры, метод «Мозговой штурм», метод «Контрольные вопросы» и методы ТРИЗ [3-11].

Вопросы использования методологии ТРИЗ на занятиях для подготовки инженеров раскрывают работы И.Х. Мингазетдинова (2020), ПР Хусаиновой (2021), М.М. Зиновкиной (2012), В.В. Утемова (2013). Педагогические условия подготовки творческого преподавателя и обучающихся рассмотрены в трудах Т. Рюютманн (2021), ПР. Хусаиновой (2021), Ж.К. Квадраду (2020), Шагеевой Ф.Т. (2020). Проблемы развития рефлексии и ее сущности, отличие рефлексии от метакогнитив-ных умений отражены в работах К. Лейзе (2007), Р. Миллера (2007), К. Андерсона (2007) и других. Несмотря на наличие вышеуказанных работ, не до конца исследованы возможности методологии ТРИЗ, инновационных технологий обучения в процессе обучения магистрантов в рамках дисциплин, в том числе иностранного языка, для развития креативности магистров. Таким образом, проведенное нами исследование вносит вклад в ддальнейшее развитие методики преподавания иностранного языка.

Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что представленный в данной статье передовой педагогический опыт, содержащий новаторские разработки авторов статьи, позволит преподавателям инженерных вузов активизировать процесс обучения своих студентов, развивая их креативность и иноязычные компетенции.

Обоснование научных методов.

1. Анализ научно-методической литературы.

Методология использования анализа научно-методической литературы для исследования развития креативности как «мягкого» навыка в контексте современной андрагогики с целью систематизировать теоретические и эмпирические данные по теме исследования. Процедура заключается в следующем: определение ключевых слов и понятий, поиск литературы, критический отбор, анализ и синтез, обобщение и интерпретация, документирование

2. Описательный метод.

Основные преимущества креативного подхода при обучении иностранным языкам с использованием методологии ТРИЗ и ролевой игры состоят в повышении мотивации и вовлеченности учащихся, развитии критического мышления и решении проблем, улучшении коммуникативных навыков, расширении словарного запаса и грамматических навыков, повышении межкультурной осведомленности, межкультурной осведомленности учащихся и понимании различных культурных перспектив, необходимость творческого мышления,

3. Наблюдение.

- наблюдение с участием,

- наблюдение без участия,

- опрос и фокус-группы.

Исходя из накопленного педагогического опыта, для эффективного развития креативности у взрослых учащихся необходимы следующие оптимальные условия:

А. Поддержка творческого мышления.

Б. Развитие творческих навыков.

В. Культура креативности.

П Персонализированная поддержка.

Д. Инновационная среда.

Е. Оценка и обратная связь.

Также возможно применение методов интервьюирования обучающихся и преподавателей для выявления их мнения о развитии креативности при обучении иностранным языкам, а также метода анкетирования для получения количественных данных о восприятии креативного подхода к обучению.

Кроме того, можно использовать метод наблюдения за работой преподавателей на занятиях для выявления эффективных стратегий применения креативных методов обучения иностранному языку.

Исследование также может включать в себя метод анализа учебных материалов, чтобы выявить перспективные подходы и методики, способствующие развитию креативности у взрослых обучающихся.

Разработанная нами модель развития креативности у магистрантов технических направлений была апробирована в 2021 и 2022 годах в Казанском национальном исследовательском техническом университете с обучающимися физико-математического факультета (ФМФ) в количестве 36 человек.

Основным, обобщающим заданием, интегрирующим развиваемые способности применять творческий подход в профессиональной деятельности, а также умение работать в команде магистрантов, является метод «ролевой игры», с элементами методологии ТРИЗ, которая интегрируется в процесс преподавания других дисциплин, в том числе по специальности на кафедре общей физики [12].

На первом этапе нашего исследования студенты переводили на английский язык принципиальную схему экспериментальной установки, которая состоит из водоохлаждаемой вакуумной камеры, систем вакуумирования и газоснабжения, источника тока, балластного реостата, выпрямительного блока, а также измерительных приборов (рис. 1; 2).

Для проведения экспериментов используются различные методики измерений, такие как измерение температуры, давления, состава газов и электрических параметров объекта. Данные измерения фиксируются и обрабатываются для получения результатов и анализа эффектов воздействия различных условий на объект. Экспериментальная установка позволяет исследовать различные явления и процессы, такие как поведение материалов под воздействием экстремальных условий, влияние разрежения на физические свойства объекта и многое другое. Полученные данные могут быть использованы для улучшения и оптимизации различных технических устройств и процессов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Такая работа в рамках обучения иностранным языкам позволяет на реальных примерах и кейсах в сотрудничестве с выпускающей кафедрой качественно подходить к обучению и выполнять творческие задания, устанавливая междисциплинарные связи между дисциплиной «Иностранный язык» и предметами по специальности. Таким образом происходит активизация обучения на занятиях по иностранному языку.

На втором этапе студенты подготовили критический анализ конструкции установки и связей между элементами в ней. Для развития системного творческого инженерного мышления с помощью метода «Контрольные вопросы», были разработаны совместно с преподавателями выпускающей кафедры вопросы для анализа экспериментальной установки, включающей в себя вакуумную камеру.

Приведем темы контрольных вопросов контрольных вопросов, на основе которых можно предлагать студентам выполнять анализ какого-либо технического устройства [12].

1) функция,

2) функции и их оптимизация,

3) инновации,

4) структура,

5) мобильность,

6) последовательность,

7) вторичное использование,

8) дополнительные функции,

9) эффективность,

10) где заложены излишние запасы.

Таким образом, студенты получили опросный лист, следуя которому они проводили анализ экспериментальной установки, включающей в себя вакуумную камеру. Следуя данному методу, студенты также выявляли нежелательный эффект экспериментальной установки, проводили ее функциональный анализ и предлагали свой вариант решений по ее усовершенствованию (ролевая игра). Такая работа проводилась совместно и под руководством заведующего кафедрой общей физики, так как установка уникальна, собрана на кафедре.

Также студенты вносили предложения по улучшению конструкции или повышению эксплуатационных характеристик установки для создания новой установки, чтобы расширить сферы исследований, для удобства работы нескольких научных групп в условиях импортозамещения и экономического кризиса. Студенты выявили, что им понадобится диффузионный насос, электромагнитные клапаны, электродвигатели для автоматического управления электродами итермопары для измерения температуры. На этапе работы по созданию ролевой игры также применялся метод «мозговой штурм». Его применение обосновано тем, что он позволяет упорядочить работу команды студентов, так как работа по генерации идей может быть хаотичной. Данный метод позволяет учесть идеи каждого сту-

дента, тем самым вовлекая всех, так как на первом его этапе критика идей запре-щена.идолжны учитыватьсяи фиксироватьсядаже са он нелепые.На след у ю-щих этапах идет только критика каждой идеи и заканчивается отбором лучшей.

Далет стэдннто; офнрмлялисвои вссньдоьснисно иностранном языке, фонжулоонвани сваимыслы Л^|:^еоод ^с^ы^ж^^с^^ж^лио пос рнксвндснвом пры-подавателя. Затем также совместно со студентами была составлена ролевая ифс ка и^<^с;пе^нн^1с озпжь, сыжет котквов пдс1^сх^дижвг^аСор^тоооикас)^едры общей физики. Были включены такие роли, как научный руководитель исследо-говыl^^мс^д^^^ыеыс^aгlсс;н^^твысl, алпаванвы^ы тншпаяртоерысуза, пвьестaаигeлаоазсааaю щегося проекта на базе технопарка Авиатор. ^львляиг^

Дидa:-Жнсдeтжтвyюаac слаЛьаотарии oбщeйфнкиди:Cкыlд-

ня мы будем обсуждать нашу экспериментальную установку с партнером вуза, п^(здстм—елсы рвавстаюысгоьятроекта ыа Тсв^ т^е^иотыы^ка Авиатон. Зажр,-глым столом присутствует руководитель исследовательской группы и студенты, ысвелюссоыо^адисааву ^с^таг^е^ь^ефртуры. жк в^/^^от^^^л фвеический ансл изоонстеу к оь^де усзановкс и снязыв элитеньал^и в н еы.

Владислав: - Наша экспериментальная установка включает в себя компо-санаы, тсl-иегaкглдоoxмаждвeмaя ая ккдваal сь^сткжы^а^с^у^иртионио и газоснабжения, источник тока, балластный реостат, выпрямительный блок и пньпииаые измевутел

Принципиальная схема экспериментальной установки показана на рис. 1. CоeлпкФ■aяорки:1 - вак^мнвн рыеара; юытоыссфоожааоь; 3 - вынвямизель-еыТ блок; 4 лбпоыссткыйнео стспн- вколоос насос;

7 - ртутный манометр.

Нпррс.епсоМоажсдс вокуумн^я^^л^^аек ы0ерввпаaмикдaнpyбср ми, не указанными на общей схеме установки. Вакуумная камера: 1 - цилиндрическая оомпpa.а,к-двeрф^ЛЮб -сат^к. дс?. oхдсждaвмoсжидкьати; п^па^ь^^ о к для с^о^с^^ жамкocпи|8lC- регулямьры да ссдс^^^р^адьд^дд эве кт до-дами; 10 - фиксатор электрода; 11 - подставка для подложки; 12 - токоподво-ньсС Нсссотровып е^н^^; P-- г^ьср^с^^!^ д^я г^о^ыс^и^кь; 1f)са^■^-^дД^кфа выкачки газа; 17 - опора для камеры. Процесс протекания эксперимента можно ату чкрез емьзрьвае Зeмoпаьдo(лсlчe-

(Ж)

5

я;

7

Рис. 1. Пдинципиальная схема экспедиментальной установки Схема установки. 1 - вакуумная камеда; 2 - тдансфодматод; 3 - выпдямительный блок; 4 - балластный реостат; 5 - баллон с аргоном; 6 - вакуумный насос; 7 - ртутный манометр

и

Рис. 2. Вакуумная камера с токовводами и патрубками, не указанными на общей схемеустановки:1 - цилиндрическая камера; 2,3 - дверцы; 4,5, 6 - патрубки

для подачи охлаждаемой жидкости; 7 - патрубок для отвода жидкости; 8,9 -регуляторырасстояния междуэлектродами; 10 -фиксаторэлектрода; 11 - подставка для подложки; 12 - токоподводы; 13, 14 - смотровые окна; 15 -патрубокдля подачигаза;16 - патрубок для выкачкигаза; 17 - опора для камеры

рез затемненную пластину. Давление измерялось с помощью подсоединенного кустановке 11-обдазно го ртутного манометра. Через патрубок 16 к камере был подсоединен насос, через патрубок 15 - баллон с аргоном.

Диана: - Здравствуйте, я научный руководитель этой группы. Я расскажу об этнйустановое, ее достоинствах и недостатках, как можно усовершенствовать процесс синтеза и конструкцию. Установка уникальна, собрана на нашей кафезде.

Несколько лет мы получаем на данной экспериментальной установке раз-лианыз даноафуютуды: наноалмазы, нанотрубки из кремния, германия, карбида кремния, нанонити. Из этого следует, что камера имеет широкий спектр приме-нения.Однако надо признать, что существует проблема низкой повторяемости. ЛинеДзые даз медо1 пол учаемых структур варьируются.

Установка довольно проста, не является единым целым, каждый элемент насоракваеасаотдельно. Без использования ПК и сложного программного обеспечения можно настроиться на тлеющий и дуговой разряды. Отдельные эле-меоуы замнояютояд еа висимости от цели исследования. Для кого-то данное пре-имнщдстен нулкетсоведостатком. Многие лаборатории, производства запускают более сложные закрытые системы, экспериментальные установки с разными дкжимамнрнзнуда.оде не нужно выбирать ток, напряжение и давление. В таких системах достаточно выбрать режим или ввести показатели на ПК, и установка сооб мнтдкотанносаэ зажечь разряд.

Такие установки занимают больше места, заметно дороже. Для разовых эксперим ентонынсйдд ентами, для наглядности данная установка показала свою йЩфйктувнасно.Ещё один важный пункт - это компактность и надёжность. Все детали, связанные с механическим напряжением, выполнены из прочного кор-родноннаустнУчедого и жаропрочного металла. По сравнению с такими методами синтеза наноструктур, как лазерная абляция и химическое осаждение из газтдо.фозы.нош метод, реализуемый на данной установке, показал быстроту щзостеи я.

Наталья: - Я работаю техником лаборатории общей физики. Хочется еще дополнутн Даунвпдпо воду нежелательных эффектов данной установки:

1) при недостаточной очистке вакуумной камеры в полученных нанострук-ну рдх м^гуена^(ф^стм вать примеси;

2) если открыть вакуумную установку сразу, а не через 20 минут после отключения ее от питания, то наросшие нанотрубки могут окислиться. Также можно получить ожоги, если не дождаться, пока камера остынет;

3) если выбрать большую силу тока, то синтез нанотрубок не выйдет. Потому что, например, кремний расплавляется и осаждается на катод в капельной форме. Это случается также, если соединить электроды более чем на 30 секунд;

4) установка простая, и присутствует человеческий фактор. Разряд может не зажечься при неправильной настройке тока, напряжения и нарушений технологии зажжения разряда.

Староста Альбина: - Спасибо за ваш доклад. Сколько стоит ваша установка? Случались ли поломки?

Диана: - Мы оцениваем ее приблизительно в миллион рублей. Случались такие поломки, как утечка, негерметичность кранов.

Лилиана: - Е сть ли еще у вас студенты, занимающиеся в этой научной группе? Бакалавры допускаются к работе с этой установкой?

Владисллв: - Да, конечно. Обычно мы проводим эксперименты вместе с бакалаврами, инженерами и научными руководителями.

Альбина: - Какие дополнительные блоки и составляющие установки вам могли бы понадобиться для ваших исследований по гранту?

Фирдия: - Все зависит от объема гранта. Например, электронный микроскоп за 30 миллионов не помешал бы.

Лилиана: - Готовы ли студенты взять дополнительные направления исследований на этой установке? Рассматривается ли ее перемещение на базу научно-исследовательского института или технопарка?

Диана: - Конечно, они всегда готовы. Но все эксперименты проходят здесь, на кафедре общей физики. Во время производственной и преддипломной практики возможны занятия на базе технопарка.

Альбина: - Думаю, для расширения сферы исследований, для удобства работы нескольких научных групп нам стоит дублировать вашу экспериментальную установку, собрать аналогичную версию в этом году в условиях импортозаме-щения и экономического кризиса. Кто может взяться за расчет стоимости новой установки?

Диана: - Думаю, нам стоит определиться с распределением средств гранта и отталкиваться от этого. В остальном студенты магистратуры и аспирантуры уже успешно справлялись с задачами поиска, покупки и замены составляющих частей конструкции экспериментальной установки.

Альбина: - Рады продолжить сотрудничество! Осталось обсудить детали. Какие у вас есть предложения по улучшению конструкции или повышению экс-плу-тали0 нных характеристик установки?

Фирдия: - Нам нужны: 1. Диффузионный насос. 2. Электромагнитные кла-пады. 3. Эле—родвигатели для автоматического управления электродами. 4. Термопары для измерения температуры.

аилааил:- Когд а можем договориться о следующей встрече?

Диана: - Я позвоню Вам. Всем спасибо за наш круглый стол.

Таблица 1

Итоговые средние значения показателей по тесту «Творческое мышление» Д. Пилфорда, адаптированного Е. Туник (вербальная креативность) в экспериментальных группах

Таблица 2

Итоговые средние значения показателей по тесту «Творческое мышление» Д. Пилфорда, адаптированному Е. Туник (вербальная креативность) в контрольных группах

глубже погрузиться в выбранную им самостоятельно тему работы, учитывая свои интересы и направление. Задание состоит не в поверхностном переводе текста, а именно в разборе всех этапов детально, что, в свою очередь, дает более глубокое понимание технического английского». Курбангалеев Р.Р: «Понравилось искать и анализировать новые методы синтеза НТ и развивать навыки работы в команде». Валеева Д.: «Понравилась сплоченная работа в команде, обсуждение достоинств и недостатков работы среди участников команды круглого стола. Развитие не только технических навыков, но и творческой деятельности. Решение возникающих споров, вопросов и задач при подготовке материала».

Также студенты высказали свое мнение о целях проделанной работы: «цель каждого этапа проекта с элементами творчества для магистрантов ФМФ заключается в получении и улучшении навыков понимания и объяснения технических характеристик, технологических процессов, навыков, возможности говорить просто о сложном, закреплении навыков работы в команде, перевода на технический английский, составления текста разговора с количеством ролей более 4».

Результаты эксперимента подтверждают эффективность разработанной модели развития творческих способностей у магистрантов второго курса физико-математического факультета. Применение методологии ТРИЗ, методов реше-

Таблица 3

Под обучения беглость гибкость оригинальность

Сентябрь 2021 -май 2022 г Увеличилась на 3,5% Увеличилась на 1% Без изменений

Под обучения беглость гибкость оригинальность

Сентябрь 2021 -май 2022 г Увеличилась на 8,3% Увеличилась на 5% Увеличилась на 18%

Итоговые средние значения показателей по тесту дивергентного мышления Ф. Вильямса (невербальная креативность)

в экспериментальных группах

Под обучения беглость гибкость оригинальность разработанность название

Сентябрь 2021 - май 2022 г Увеличилась на 10% Увеличилась на 1% Увеличилась на 0,7% Увеличилась на 3% Увеличилась на 2,7%

Таблица 4

Итоговые средние значения показателей по тесту дивергентного мышления Ф. Вильямса (невербальная креативность)

в контрольных группах

Под обучения беглость гибкость оригинальность разработанность название

Сентябрь 2021 - май 2022 г Без изменений Увеличилась на 0,3% Без изменений Увеличилась на 0,15%

Таким образом, применение вышеизложенных методов в курсе иностранного языка способствовало развитию творческих способностей и иноязычных навыков у магистрантов как в техническом переводе, так и в рамках совершенствования коммуникативных навыков.

В проведении опытно-экспериментальной работы активное участие приняли 36 магистров второго курса физико-математического факультета (ФМФ), из них 18 человек - в экспериментальной группе и 18 человек - в контрольной. Для изучения динамики развития креативного компонента у магистров нами была проведена диагностика креативности с использованием методики Е.Е. Туник, которая модифицировала тесты Д. Пилфорда и Е.П. Торренса. В этом тесте анализируются такие факторы, как беглость, гибкость и оригинальность.

Мы также провели вербальный тест, где магистры должны были за три минуты придумать максимальное количество интересных и необычных способов использования предмета, известного каждому в быту.

Для оценки творческого мышления мы также применили невербальный тест Ф. Вильямса под названием «Тест дивергентного мышления».

Результаты нашего тестирования дивергентного мышления при использовании методики Ф. Вильямса показали, что в экспериментальных группах наблюдался рост в следующих показателях: беглость выросла на 1,1 балла, гибкость на 0,1 балла, оригинальность на 0,2 балла, показатели разработанности повысились на 0,2 балла, а показатель для названия увеличился на 0,5 балла. В то же время в экспериментальных группах показатели беглости, гибкости и разработанности остались неизменными, показатель оригинальности увеличился на 0,1 балла, а показатель для названия - на 0,3 балла.

Результаты тестирования мотивационного компонента показали, что в результате проведения развивающего эксперимента студенты стали осознавать важность творческих способностей для своей инженерной деятельности. У магистрантов в экспериментальной группе изменилось отношение к творческим способностям, рассматриваемых как профессионально значимое качество.

Полученные результаты по эмоционально-волевому компоненту показали, что в экспериментальных группах произошел значительный рост некоторых показателей. Например, инициативность выросла на 0,7 балла, настойчивость на 1 балл, а целеустремленность увеличилась на 1,1 балла. Показатели других характеристик также показали рост, за исключением выдержки и энергичности, где наблюдался незначительный рост (см. табл. 5). В контрольных группах все показатели практически не изменились (см. табл. 6).

Опрос, проведенный среди магистров физико-математического факультета относительно проекта с элементами творчества, продемонстрировал положительные отзывы от студентов. Например, студент Бабушкин В.В. из группы 2293 выразил свое удовлетворение, отвечая на вопрос о том, что особенно понравилось в лабораторной работе. Он отметил, что ему понравилась возможность

Таблица 5

Итоговые средние значения показателей по тесту «Методика диагностики волевых особенностей личности» М.В. Чумакова в экспериментальных группах

Волевые особенности личности Под обучения

Сентябрь 2021 - май 2022 г

Ответственность Увеличилась на 2,5%

Инициативность Увеличилась на 12%

Решительность Увеличилась на 7,8%

Самостоятельность Увеличилась на 2,8%

Выдержка Без изменений

Настойчивость Увеличилась на 12%

Энергичность Уменьшилась на 1,3%

Внимательность Без изменений

Целеустремленность Увеличилась на 15,4%

Таблица 6

Итоговые средние значения показателей по тесту «Методика диагностики волевых особенностей личности» М.В. Чумакова в контрольных группах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Волевые особенности личности Под обучения

Сентябрь 2021 - май 2022 г

Ответственность Увеличилась на 1,5%

Инициативность Уменьшилась на 1,7%

Решительность Уменьшилась на 2%

Самостоятельность Увеличилась на 1,4%

Выдержка Уменьшилась на 5%

Настойчивость Уменьшилась на 5,5%

Энергичность Увеличилась на 3,6%

Внимательность Уменьшилась на 4,4%

Целеустремленность Увеличилась на 4,5%

ния изобретательских задач и мозгового штурма в процессе обучения на занятиях по иностранному языку позволило повысить уровень творческих способностей магистрантов, что может способствовать их успешной профессиональной деятельности в будущем.

Апробированная нами модель также отличается актуальностью и отвечает социальному заказу на творческих специалистов, способных реализовывать и создавать инновации в рамках вуза и внедрять их на предприятиях России.

Полученные в ходе исследования выводы вносят вклад в теорию и методику преподавания иностранного языка и развитие креативности магистрантов на занятиях для формирования их готовности к генерированию патентоспособных

Библиографический список

идей, а разработанная и апробированная модель развития креативности магистров технических направлений может быть использована преподавателями дисциплины «Иностранный язык профессиональной направленности (технический перевод)», преподавателями инженерных дисциплин для активизации процесса обучения.

Перспективами дальнейшего исследования, на наш взгляд, являются разработка и внедрение инновационных методов обучения в магистратуре, исследование применения методологии ТРИЗ в обучении в сотрудничестве с выпускающими кафедрами технических вузов России для развития креативности магистрантов.

1. Хижная А.В. и др. Инновационные технологии профессионального обучения как средство активизации обучения студентов. Современный ученый. 2020; № 4: 46-50.

2. Осипов П.Н. Инженерная педагогика: от сотрудничества к синергии / П.Н. Осипов. Высшее образование в России. 2017; № 11: 62-68.

3. Greeniera V., Fathib J., Behzadpoorc S. Teaching for creativity in an EFL context: The predictive roles of school climate, teaching enthusiasm, and metacognition. Thinking Skills and Creativity. 2023; № 50. Available at: https://doi.org/10.1016/j.tsc.2023.101419

4. Keller M.M. et al. Teacher enthusiasm: Reviewing and redefining a complex construct. Educational Psychology Review. 2016; № 28: 743-769.

5. Lazarides R. et al. Teacher enthusiasm and self-efficacy, student-perceived mastery goal orientation, and student motivation in mathematics classrooms. Teaching and Teacher Education. 2018; № 69: 1-10.

6. Mahoneya B.B. Learning to think critically through Socratic dialogue: Evaluating a series of lessons designed for secondary vocational education. Thinking Skills and Creativity. 2023; № 50.

7. Knezic D. SD and teacher-pupil interaction. Den Haag: Eleven International Publishing, 2011.

8. Khusainova G.R., Galikhanov M.F. Work-in-Progress: Development of the Discipline "Innovations in Engineering Pedagogy" as Part of an Advanced Professional Training for Educators of Engineering Schools in Higher Education Institutions. Advances in Intelligent Systems and Computing. 2021; Vol. 1329.

9. Хусаинова Г.Р, Карстина С.Г., Галиханов М.Ф. Оценка готовности преподавателей к инновационной профессионально-педагогической деятельности. Высшее образование в России. 2022; Т. 31, № 7: 42-60.

10. Хусаинова ГР, Галиханов М.Ф. Проблемы и перспективы подготовки преподавателей инженерного вуза к инновационной профессионально-педагогической деятельности через систему дополнительного профессионального образования. Управление устойчивым развитием. 2022; № 3 (40): 104-113.

11. Хусаинова Г.Р, Галиханов М.Ф. Апробация системы повышения квалификации «Развитие креативности преподавателя инженерного вуза». Перспективные задачи инженерной науки: сборник статей XIV Международного научного форума. Москва, 2023: 423-429.

12. Рюютманн Т., Хусаинова ГР, Галиханов М.Ф. Активизация обучения преподавателей в рамках программы профессиональной переподготовки. Вектор науки Тольят-тинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2023; № 2 (53): 30-41.

13. Biktagirova G.F., Valeeva R.A., Nagovitsyn R.S. ReflexiveTeacher: Main Difficultiesof the Reflexive Activity of Teachers with Various Pedagogical Work Experience. European Journal of Contemporary Education. 2021; № 10 (1): 18-28.

14. Галеева Ф.Т., Хусаинова ГР Реализация инновационных методов обучения в казанском национальном исследовательском технологическом университете. Перспективы науки. 2021; № 10 (145): 61-66.

15. Хусаинова Г.Р, Сафина А.В. Развитие творческих способностей студентов технического профиля в рамках методики наставничества. Казанский педагогическийжур-нал. 2022; № 6 (155): 91-98.

16. Khusainova G.R., Bronskaya V.V. Approaches to developing creative thinking skills in students at an engineering university. AIP Conference Proceedings. 2022.

17. Зиннатуллина Л.М., Фахретдинова ГН. Развитие трансверсальных навыков на уроке иностранного языка в инженерном вузе на основе опыта Европейского Союза. Проблемы современного педагогического образования. 2021; № 70-1: 148-149.

References

1. Hizhnaya A.V. i dr. Innovacionnye tehnologii professional'nogo obucheniya kak sredstvo aktivizacii obucheniya studentov. Sovremennyjuchenyj. 2020; № 4: 46-50.

2. Osipov P.N. Inzhenernaya pedagogika: ot sotrudnichestva k sinergii / P.N. Osipov. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2017; № 11: 62-68.

3. Greeniera V., Fathib J., Behzadpoorc S. Teaching for creativity in an EFL context: The predictive roles of school climate, teaching enthusiasm, and metacognition. Thinking Skills and Creativity. 2023; № 50. Available at: https://doi.org/10.1016/j.tsc.2023.101419

4. Keller M.M. et al. Teacher enthusiasm: Reviewing and redefining a complex construct. Educational Psychology Review. 2016; № 28: 743-769.

5. Lazarides R. et al. Teacher enthusiasm and self-efficacy, student-perceived mastery goal orientation, and student motivation in mathematics classrooms. Teaching and Teacher Education. 2018; № 69: 1-10.

6. Mahoneya B.B. Learning to think critically through Socratic dialogue: Evaluating a series of lessons designed for secondary vocational education. Thinking Skills and Creativity. 2023; № 50.

7. Knezic D. SD and teacher-pupil interaction. Den Haag: Eleven International Publishing, 2011.

8. Khusainova G.R., Galikhanov M.F. Work-in-Progress: Development of the Discipline "Innovations in Engineering Pedagogy" as Part of an Advanced Professional Training for Educators of Engineering Schools in Higher Education Institutions. Advances in Intelligent Systems and Computing. 2021; Vol. 1329.

9. Husainova G.R., Karstina S.G., Galihanov M.F. Ocenka gotovnosti prepodavatelej k innovacionnoj professional'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2022; T. 31, № 7: 42-60.

10. Husainova G.R., Galihanov M.F. Problemy i perspektivy podgotovki prepodavatelej inzhenernogo vuza k innovacionnoj professional'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti cherez sistemu dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. Upravlenie ustojchivymrazvitiem. 2022; № 3 (40): 104-113.

11. Husainova G.R., Galihanov M.F. Aprobaciya sistemy povysheniya kvalifikacii «Razvitie kreativnosti prepodavatelya inzhenernogo vuza». Perspektivnye zadachi inzhenernoj nauki: sbornik statej XIV Mezhdunarodnogo nauchnogo foruma. Moskva, 2023: 423-429.

12. Ryuyutmann T., Husainova G.R., Galihanov M.F. Aktivizaciya obucheniya prepodavatelej v ramkah programmy professional'noj perepodgotovki. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psihologiya. 2023; № 2 (53): 30-41.

13. Biktagirova G.F., Valeeva R.A., Nagovitsyn R.S. ReflexiveTeacher: Main Difficultiesof the Reflexive Activity of Teachers with Various Pedagogical Work Experience. European Journal of Contemporary Education. 2021; № 10 (1): 18-28.

14. Galeeva F.T., Husainova G.R. Realizaciya innovacionnyh metodov obucheniya v kazanskom nacional'nom issledovatel'skom tehnologicheskom universitete. Perspektivy nauki. 2021; № 10 (145): 61-66.

15. Husainova G.R., Safina A.V. Razvitie tvorcheskih sposobnostej studentov tehnicheskogo profilya v ramkah metodiki nastavnichestva. Kazanskijpedagogicheskijzhurnal. 2022; № 6 (155): 91-98.

16. Khusainova G.R., Bronskaya V.V. Approaches to developing creative thinking skills in students at an engineering university. AIP Conference Proceedings. 2022.

17. Zinnatullina L.M., Fahretdinova G.N. Razvitie transversal'nyh navykov na uroke inostrannogo yazyka v inzhenernom vuze na osnove opyta Evropejskogo Soyuza. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2021; № 70-1: 148-149.

Статья поступила в редакцию 23.03.24

УДК 378

Chalova O.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of English and Professional Communication, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: oldadavydova@ yandex.ru

APPLICATION OF ACTIVE FORMS OF LEARNING IN EDUCATION OF ENVIRONMENTAL CULTURE OF STUDENTS IN THE DIGITAL LINGUISTIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A UNIVERSITY. The article examines a problem of finding new forms and methods in educating students' ecological culture through the means of a foreign language in the digital environment of a university. An idea is substantiated that the use of active forms of learning in the formation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.