Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В РАМКАХ МЕТОДИКИ НАСТАВНИЧЕСТВА'

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В РАМКАХ МЕТОДИКИ НАСТАВНИЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА / РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ / ТЕСТИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ / ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хусаинова Г.Р., Сафина А.В.

Актуальность статьи обусловлена тем, что перед преподавателями инженерных вузов стоит задача подготовки профессионалов для динамично меняющейся действительности, а для этого необходимо внедрить в процесс обучения инновационные педагогические технологии. Цель данного исследования - разработка и экспериментальная проверка модели развития творческих способностей студентов-будущих инженеров в рамках такого подхода, как наставничество, реализуемого в процессе преподавания дисциплины «Инновации в инженерной педагогике». Методика апробирована в работе со студентами-бакалаврами третьего курса кафедры «Архитектура и дизайн изделий из древесины» ФГБОУ ВО «КНИТУ». С целью развития творческих способностей студентов в рамках подхода наставничества, как преподавателей, так и студентов были внесены изменения в процесс преподавания дисциплины «Нормативно-техническая документация в деревообработке». Положительная динамика в экспериментальных группах студентов по сравнению с контрольными позволила утверждать, что данный подход позволяет внести элементы творчества в изучение дисциплины «Нормативно-техническая документация в деревообработке» и повысить ее интерактивность, тем самым способствуя развитию креативности студентов и мотивации, повышению успеваемости. Статья предназначена для преподавателей инженерных вузов и исследователей в области развития творческих способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хусаинова Г.Р., Сафина А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING TECHNICAL STUDENTS’ CREATIVITY WITH MENTORING METHODOLOGY

The relevance of the article is due to the fact that the engineering educators are faced with the task of training professionals for a dynamically changing reality. Thus, it is necessary to use innovative pedagogical technologies during learning process. The purpose of this study is to develop and experimentally test a model for the development of students’ creative abilities- future engineers within the framework of such an approach as mentoring realized during the discipline “Innovations in Engineering Pedagogy”. This approach was realized at the Faculty of Power Engineering and Technological Equipment at the Department of Architecture and Design of Wood Products of KNRTU with third-year students. Changes were made within the discipline “Regulatory and technical documentation in woodworking” in order to develop students’ creativity. The analysis of the data obtained during the experiment showed a positive trend in the experimental groups compared to the control ones, that the above activities make it possible to increase the interactivity of the discipline “Regulatory and technical documentation in woodworking”, to apply creative approach, thereby contributing to the development of students’ creativity and to improve their performance and motivation. The article is intended for engineering educators and researchers in the field of creative abilities development.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В РАМКАХ МЕТОДИКИ НАСТАВНИЧЕСТВА»

УДК 378.1

Развитие творческих способностей студентов технического профиля в рамках методики наставничества

Developing technical students' creativity with mentoring methodology

Хусаинова Г.Р., Казанский национальный исследовательский технологический университет, english4@yandex. ru

Сафина А.В., Казанский национальный исследовательский технологический университет, alb_saf@mail. ru

Khusainova G., Kazan National Research Technological University, english4@yandex.ru Safina A., Kazan National Research Technological University, alb_saf@mail.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2022.157.7.011

Статья подготовлена в рамках международной сетевой научно-практической конференции «Синергия-2022».

Ключевые слова: инженерная педагогика, развитие творческих способностей, тестирование творческих способностей, лабораторная работа.

Keywords: engineering pedagogy, development of creative abilities, testing creativity, laboratory work.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена тем, что перед преподавателями инженерных вузов стоит задача подготовки профессионалов для динамично меняющейся действительности, а для этого необходимо внедрить в процесс обучения инновационные педагогические технологии. Цель данного исследования - разработка и экспериментальная проверка модели развития творческих способностей студентов-будущих инженеров в рамках такого подхода, как наставничество, реализуемого в процессе преподавания дисциплины «Инновации в инженерной педагогике». Методика апробирована в работе со студентами-бакалаврами третьего курса кафедры «Архитектура и дизайн изделий из древесины» ФГБОУ ВО «КНИТУ». С целью развития творческих способностей студентов в рамках подхода наставничества, как преподавателей, так и студентов были внесены изменения в процесс преподавания дисциплины «Нормативно-техническая документация в деревообработке». Положительная динамика в экспериментальных группах студентов по сравнению с контрольными позволила утверждать, что данный подход позволяет внести элементы творчества в изучение дисциплины «Нормативно-техническая документация в деревообработке» и повысить ее интерактивность, тем самым способствуя развитию креативности студентов и мотивации, повышению успеваемости. Статья предназначена для преподавателей инженерных вузов и исследователей в области развития творческих способностей.

Abstract. The relevance of the article is due to the fact that the engineering educators are faced with the task of training professionals for a dynamically changing reality. Thus, it is necessary to use innovative pedagogical technologies during learning process. The purpose of this study is to develop and experimentally test a model for the development of students' creative abilities- future engineers within the framework of such an approach as mentoring realized during the discipline "Innovations in Engineering Pedagogy". This approach was realized at the Faculty of Power Engineering and Technological Equipment at the Department of Architecture and Design of Wood Products of KNRTU with third-year students. Changes were made within the discipline "Regulatory and technical documentation in woodworking" in order to develop students' creativity. The analysis of the data obtained during the experiment showed a positive trend in the experimental groups compared to the control ones, that the above activities make it possible to increase the interactivity of the discipline "Regulatory and technical documentation in woodworking", to apply creative approach, thereby contributing to the development of students' creativity and to improve their performance and motivation. The article is intended for engineering educators and researchers in the field of creative abilities development.

Введение. Согласно «Прогнозу научно-технического развития России на период до 2030 года» приоритетными направлениями являются информационно-коммуникационные технологии,

науки о жизни, новые материалы и нанотехнологии, транспортные и космические системы, а также энергоэффективность и энергосбережение. Немаловажную роль в этом

направлении играет Высшая школа образования, в которой на первый план должна выходить подготовка инженерных специальностей, что необходимо для решения крупных современных социально-экономических, научно-

технологических и иных проблем.

Новые технологии, которые разрабатываются в настоящем, потребуют подготовки «инженеров будущего». Для работы с новыми технологиями выпускник должен иметь развитые интеллектуальные способности и креативное мышление, что, несомненно, требует их развития в процессе обучения.

Что касается преподавателя, то он должен отвечать на вызовы внешней среды, требующей от него готовить профессионалов для динамично меняющейся действительности. Новые педагогические технологии необходимо разрабатывать и реализовывать на основе быстроразвивающихся информационных и телекоммуникационных возможностей, с учетом современных научных и производственных технологий. Современные условия ставят перед преподавателями инженерных вузов задачу обеспечения учебного процесса инновационными педагогическими технологиями и их внедрения в процесс обучения своих студентов [1;2].

Дисциплина «Инновации в инженерной педагогике», входящая в программу повышения квалификации преподавателей инженерного профиля iPET-3, разработанная в рамках международного проекта ENTER

«EngineeriNgeducoTorspEdagogicaltRaining», софинансируемого программой Эразмус+ Европейского Союза, обучает преподавателей [35] инновационным подходам и методам, которые позволяют развивать креативность, как преподавателей, так и их студентов.

Целями и задачами исследования являются разработка и экспериментальная проверка модели развития творческих способностей студентов -будущих инженеров в рамках такого подхода, как наставничество, реализуемого в процессе преподавания дисциплины «Инновации в инженерной педагогике».

Методология исследования. Как было указано нами выше, в процессе преподавания дисциплины «Инновации в инженерной педагогике» было включено наставничество, как подход, позволяющий преподавателю-тренеру помочь его слушателям разработать и внедрить творческие подходы к эффективному обучению их студентов.

Реализация данного подхода осуществлялась на кафедре «Архитектуры и дизайна изделий из древесины» Казанского национального

исследовательского технологического

университета со студентами третьего курса, обучающимися по направлению подготовки 35.03.02 «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств».

С целью реализации наставничества были внесены изменения в процесс преподавания дисциплины «Нормативно-техническая

документация в деревообработке». Данная дисциплина предполагает ознакомление студентов с нормативно-технической и конструкторской документацией в

деревообрабатывающем производстве и приобретение практических навыков разработки и оформления соответствующей документации. Для развития творческих способностей студентов, повышения интерактивности и мотивации обучения в процесс преподавания указанной дисциплины были внесены следующие изменения.

1. С целью улучшения усвоения материала студентами, и оценки предварительных знаний и способностей студентов, их опыта и индивидуальности было предпринято следующее:

- студентам было дано право выбора способа усвоения материала: визуально или кинестетически. В данном случае был использован метод интеллект-карт;

- использован метод наблюдения за студентами и дано больше времени на подготовку кому-либо из них, в том случае если студент сенсорик. Было выделено большее количество заданий для студентов-интуитов;

- использованы как индуктивные, так и дедуктивные методы преподавания;

- учтены все стили обучения, чтобы избежать последствий их несоблюдения: низкая посещаемость, плохие оценки, враждебные группы [6-9].

2. Использована методика таксономии Блума для развития творческого и критического мышления, так как она представляет собой полезную основу для разработки курса. Особенно полезным является то, что ее глаголы действия и уровни познания могут быть использованы для записи результатов обучения для курса. Так, студенты экспериментальной группы работали на самой высшей ступени таксономии, создавая игровые задания для одногруппников с помощью интерактивных технологий (КаЬоо1;!) [10-13].

3. Использована методика рефлексии преподавателя дисциплины в конце семестра. Преподавателю предлагалось ответить на следующие вопросы:

- Как я справился с разработкой дисциплины, методологией и эффективной оценкой?

- Добился ли я успеха в оказании содействия студентам в обучении?

- Достигнуты ли цели дисциплины и актуальность?

- Что особенно удалось?

- Что следует сделать иначе в следующий раз?

Основываясь на вышеизложенном, совместно с преподавателем кафедры была разработана и реализована «Лабораторная работа № 4. Изучение нормативно-технической документации на мебель и требований к ее маркировке с элементами творческого задания» для студентов третьего курса. Выполняя данную лабораторную работу, студенты не только ознакомились и изучили документ ТР ТС 025/2012, Технический регламент Таможенного союза 025/2012 «О безопасности мебельной продукции» [14;15], проанализировали представленные

преподавателем этикетки для мебели на соответствие требованиям указанного документа, но и проявили свои творческие способности, а именно разработали дизайн макета этикетки на предложенное мебельное изделие, см. рисунок 1, с критическим анализом работ друг друга. Также, с целью развития аналитического и критического мышления студентам было предложено ответить на вопросы, раскрывающие собственное мнение о проделанной лабораторной работе.

Итоговая рефлексия лабораторной работы с элементами творчества показала хорошие отзывы от студентов. Например, Яруллин В. на вопрос о том, что особенно понравилось в лабораторной работе, ответил: «Понравилось то, что мы не ограничивались в свободе творчества, могли

выразить свое мнение о том, что понравилось/ не понравилось...работать было интересно». Гараев В.: «В ходе работы особенно запомнилась и понравилась возможность отойти от всякого рода рамок и дать волю своему творческому началу при создании своей этикетки». Балякаев И.: «Создание собственной этикетки довольно интересное занятие, в котором можно сделать что-то свое и поделиться этим творением со своими товарищами». Ахметов Н.: «Особенно понравилось составлять собственную этикетку. Складывалось впечатление, что эту этикетку я создаю для своего предприятия, и скоро буду клеить ее на собственную продукцию». Зарипов Р.: «Особенно понравилось создавать собственную этикетку и анализировать этикетки одногруппников».

Так же преподаватель вышеуказанной дисциплины выразил свое мнение о внесении элементов творчества в техническую дисциплину: «данный поход позволил студентам не только выполнить основной перечень установленных заданий, но и проявить личные дизайнерские способности и креативность при разработке этикетки, провести критический анализ работ одногруппников и выразить свое мнение относительно применения современных ГГ-технологий в мебельной промышленности, в частности маркировки продукции. Внедрение творческих заданий мотивировало студентов к заинтересованности в выполнении общего задания (лабораторной работы), но с индивидуальным выражением личного видения поставленной задачи. Вследствие этого у студентов наблюдался повышенный интерес к выполнению работы, выражаемый в дискуссиях и обсуждениях всех поставленных вопросов».

КОМФОРТ -ч»«-,

436 52 Ъ, Россм*,Г.КлгАНЬ. уп ГоГ0п»1

\1П Нмрсалпоь Л.р. ШЩ|05ЯЬ6ЧП

Мягкое Кресло

к. Дата цуотоьпЕчи* овлэь.юМч

КО^оНФгпаП.ид

дм st

Ф

^ашо Ыттт С

ШОГ,РОШ,гМт, улЕеРРЯШ,2£ Оаа->№\т Пт) Ш-й1 пет 41971-13 птнппнм]ст-1ш\

срйхслчхш -пет iMB.com.

Авта •ТПИШЦ той соот& тствуе/ трвяынт ТР/ТСдгфоп

У

Рисунок 1. - Творческие работы студентов - будущих дизайнеров мебели по созданию этикетки на изделие

Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию профессионально-значимых творческих способностей у будущих дизайнеров в экспериментальных и контрольных группах.

В проведении опытно-экспериментальной работы участвовали студенты, обучающиеся по направлению подготовки 35.03.02 «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств» в количестве 40 человек, из них 21 человек в экспериментальных группах и 19 человек в контрольных группах. Для того чтобы проследить динамику развития креативного компонента у студентов с целью их сравнения мы провели диагностику креативности по методике Е.Е. Туник, которая является модификацией тестов Д. Гилфорда и Е.П. Торренса [16]. Анализируются следующие факторы: беглость -определяется количеством ответов; гибкость -количеством классов данных ответов; оригинальность - количеством редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа.

В соответствии с целями нашего исследования мы применили вербальный тест (субтест 1), в котором требуется за три минуты придумать как можно больше интересных и необычных применений известного в быту предмета. Показатели надежности тестов творческого мышления достаточно велики и равны 0,8-0,9, а коэффициент надежности, определенный методом взаимозаменяемых форм равен 0,7-0,8. Для того, чтобы избежать беспокойства испытуемых и создать благоприятную атмосферу, работу с тестами следует называть занятием.

Также для изучения уровня развития творческого мышления мы использовали невербальный тест Ф. Вильямса «Тест дивергентного мышления», который показывает способность обучающихся к творческому самовыражению с помощью рисунков, их воображение - способность визуализировать и

строить мысленные образы. Данные оцениваются с помощью четырех факторов дивергентного мышления: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность, полученных в результате факторного анализа, при исследовании интеллекта Гилфордом. Также мы оценивали название рисунков, отражающее вербальные способности студентов. Таким образом, полный тест отражает когнитивно-аффективные процессы синхронной деятельности правого и левого полушарий мозга.

Тестирование студентов проводтся в групповой форме. Для тестирования раздаются незаполненные бланки теста на листах формата А4, где изображено по четыре квадрата, внутри которых имеются стимульные фигуры. Под квадратами стоит номер фигуры и место для подписи.

В данном тесте нас интересует общая суммарная оценка всех четырех показателей, показывающая развитие дивергентного мышления вербальных левополушарных показателей и правополушарных визуально-перцептивных показателей, т.е. полный тест отражает когнитивно-аффективные процессы синхронной деятельности правого и левого полушарий мозга. С помощью данного теста мы проверяем динамику развития образного мышления студентов, их способности визуализировать и строить мысленные образы.

Для выявления динамики мотивационного компонента использовалось анкетирование для того, чтобы выявить степень осознания важности студентами творческих способностей для деятельности инженера.

Инициативность, ответственность,

настойчивость и другие волевые качества являются профессионально-значимыми

характеристиками инженера, составляющие эмоционально-волевой компонент его профессионально-значимых творческих

способностей. С целью их самодиагностики

студентам в нашем исследовании предлагалось использовать тест М.В. Чумакова «Методика диагностики волевых особенностей личности» [17], позволяющий выявить уровень ответственности, инициативности,

решительности, самостоятельности, выдержки, настойчивости, энергичности, внимательности, целеустремленности студентов.

Результаты, полученные в ходе констатирующего эксперимента (февраль 2021), показали, что уровень развития креативности у студентов экспериментальных и контрольных групп примерно одинаковый.

Контрольный замер после развивающего эксперимента в экспериментальных группах по тесту «Творческое мышление» Д. Гилфорда, адаптированный Е. Туник показал положительную динамику по всем основным показателям креативности: показатели беглости выросли на 0,6 балла, гибкости на 1,7 балла и оригинальности на 0,6 балла, см. таблицы 1 и 3. Это связано с проведением развивающего эксперимента в данных группах и применением инновационной методологии на занятиях. В контрольных группах развивающий эксперимент не проводился. В контрольной группе полученные данные, см. таблицы 2 и 4, по результатам тестов вербальной и невербальной креативности не показали значимого роста к концу эксперимента. Так показатель беглости повысился на 0,1 балла, гибкости на 0,2 балла и показатель оригинальности остался неизменным.

Итоговые средние значения показателей по тесту дивергентного мышления Ф. Вильямса показали, что в экспериментальных группах произошел рост показателей беглости на 1,6 балла, гибкости на 0,2 балла, оригинальности на 0,2 балла, выросли также показатели разработанности на 0,2 балла и такой показатель как название повысился на 0,7 балла. В экспериментальных группах показатели беглости остались неизменными, показатель гибкости повысился на 0,1 балла, показатель оригинальности понизился на 0,5 балла, а показатель разработанности вырос лишь на 0,1 балл и, наконец, показатель название вырос на 0,4 балла.

В отношении мотивационного компонента можно констатировать, что в результате опытно-экспериментальной работы студенты начали осознавать необходимость творческих способностей для инженерной деятельности. Ответы студентов экспериментальной группы свидетельствуют о том, что отношение к творческим способностям как к профессионально-значимому качеству у

студентов экспериментальных групп возросло в сторону большей значимости, что наглядно видно из ответов студентов:

- Творчество необходимо для того, чтобы развивать мышление, не только уметь считать, высчитывать, но и для того, чтобы мы могли решать неординарные задачи, проблемы (Дарина Л).

- Творчество необходимо инженеру для того, чтобы внести что-то новое и креативное, например, сделать те же этикетки на продукт более удобными и приятными глазу. В строительстве творчество помогает создать планировку такой, чтобы увеличить количество разных зон при той же площади, чтобы можно был по максимуму использовать размеры квартиры. (Полина О.).

- Творчество в художественной обработке материалов позволяет создавать симбиоз нового со старым, сохраняя традиционное и привнося современное в классику (Зиля Ф.).

- Творчество может стать основой для дизайна зданий. Примером может являться Кагапша11 (Айнур М.).

- Я считаю, что творчество помогает найти выход из трудных ситуаций при решении или создании каких-либо задач. может помочь найти более простое решение проблемы (Айрат А.).

- Творчество в любой из технических профессий связано с созданием, построением и улучшением напрямую, так как дает хорошую основу для простора мыслей и идей (Игорь А.).

- Творчество для художественной обработки материалов необходимо при выборе материалов не только по эксплуатационным свойствам, а также по эстетическим характеристикам, подборе стилистики предмета, прорисовке эскизов под дизайн интерьера (Айгуль А.).

- Творчество необходимо для того, чтобы создавать интересные проекты, придумывать новые креативные подходы в строительстве (Эвелина М.).

- Если я буду делать что-то новое и интересное, то у меня будет больше клиентов, чем у конкурентов. Можно создать какую-либо свою фишку, чтобы было интересно людям (Анастасия И.).

В отношении эмоционально-волевого компонента можно констатировать следующее. В экспериментальных группах произошел существенный рост таких показателей как инициативность на 1,1 балла настойчивость на 1 балл, целеустремленность на 1,3 балла. У

остальных показателей также произошел рост, группах все показатели остались практически

кроме показателей выдержка и энергичность, но неизменными, см. таблицу 6.

несущественный, см. таблицу 5. В контрольных

Таблица 1. - Итоговые средние значения показателей по тесту «Творческое мышление» Д. Гилфорда, адаптированный Е. Туник (вербальная креативность) в экспериментальных группах (в баллах)

Год обучения беглость гибкость оригинальность

Февраль 2021 8,3 17 2,5

Май 2022 8,9 18,7 3,1

Таблица 2. - Итоговые средние значения показателей по тесту «Творческое мышление» Д. Гилфорда, адаптированный Е. Туник (вербальная креативность) в контрольных группах (в баллах)

Год обучения беглость гибкость оригинальность

Февраль 2021 8,8 17 2

Май 2022 8,9 17,2 2

Таблица 3. - Итоговые средние значения показателей по тесту дивергентного мышления Ф. Вильямса (невербальная креативность) в экспериментальных группах (в баллах)

Год обучения беглость гибкость оригинальность разработанность название

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Февраль 2021 11,6 9,2 26,3 6,5 18,5

Май 2022 12 9,4 26,5 6,7 19,2

Таблица 4. - Итоговые средние значения показателей по тесту дивергентного мышления Ф. Вильямса (невербальная креативность) в контрольных группах (в баллах)

Год обучения беглость гибкость оригинальность разработанность название

Февраль 2021 12 8,9 27 6,7 19

Май 2022 12 9 26,5 6,8 19,4

Таблица 5. - Итоговые средние значения показателей по тесту «Методика диагностики волевых особенностей личности» М.В. Чумакова в экспериментальных группах (в баллах)

Волевые особенности личности Год обучения Год обучения

Февраль 2021 Май 2022

Ответственность 7,6 7,9

Инициативность 5,6 6,7

Решительность 6,7 6,9

Самостоятельность 6,9 7,1

Выдержка 7,3 7,1

Настойчивость 7,4 8,4

Энергичность 7,6 6,4

Внимательность 6,3 6,4

Целеустремленность 7,1 8,4

Таблица 6. - Итоговые средние значения показателей по тесту «Методика диагностики волевых особенностей личности» М. В. Чумакова в контрольных группах (в баллах)

Год обучения Год обучения

Волевые особенности личности

Февраль 2021 Май 2022

Ответственность 6,6 6,5

Инициативность 5,7 5,8

Решительность 4,9 4,7

Самостоятельность 4,4 4,6

Выдержка 5,5 5,3

Настойчивость 4,2 4,5

Энергичность 5,5 5,6

Внимательность 6,4 6,4

Целеустремленность 6,6 6,9

Заключение. Экспериментальная проверка модели развития творческих способностей студентов - будущих инженеров в рамках наставничества, реализуемой в процессе преподавания дисциплины «Инновации в инженерной педагогике», апробирована в работе со студентами-бакалаврами третьего курса, обучающимися по направлению подготовки 35.03.02 «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств». В ходе экспериментальной работы получены

убедительные данные по трем тестам и одному анкетированию, что разработанная нами модель является эффективной для развития творческих способностей студентов-будущих инженеров. Эксперимент также показал, что вышеописанная деятельность позволяет повысить

интерактивность дисциплины «Нормативно-техническая документация в деревообработке», и что немаловажно, улучшить успеваемость и мотивацию к учебе у студентов.

Литература:

1. Кондратьев В.В. Инженерная педагогика как основа системы подготовки преподавателей технических университетов / В.В. Кондратьев // Высшее образование в России. - 2018. - № 2. - С. 29-38.

2. Осипов П.Н. Инженерная педагогика: от сотрудничества к синергии / П.Н. Осипов // Высшее образование в России. - 2017. - № 11. - С. 62-68.

3. Khusainova G.R., Galikhanov M.F. Work-in-Progrsss: Development of the Discipline "Innovations in Engineering Pedagogy" as Part of an Advanced Professional Training for Educators of Engineering Schools in Higher Education Institutions // Advances in Intelligent Systems and Computing. - 2021. - Vol. 1329.

4. Хусаинова Г.Р. Оценка готовности преподавателей к инновационной профессионально-педагогической деятельности / Г.Р. Хусаинова, С.Г. Карстина, М.Ф. Галиханов // Высшее образование в России. - 2022. - Т. 31. - № 7. - С. 42-60.

5. Хусаинова Г.Р. Проблемы и перспективы подготовки преподавателей инженерного вуза к инновационной профессионально-педагогической деятельности через систему дополнительного профессионального образования / Г.Р. Хусаинова, М.Ф. Галиханов // Управление устойчивым развитием. - 2022. - № 3(40). - С. 104-113.

6. Ruutmann T. Effective Tools and Models for Engineering Faculty Mastery Teaching Supporting Meaningful Learning // 2020 IEEE Global Engineering Education Conference (EDUCON). - 2020.

7. Ruutmann T. Engineering Pedagogy as the Basis for Effective Teaching Competencies of Engineering Faculty // Higher Education in Russia. - 2019. - № 28(12). - P. 123131.

8. Biktagirova G.F., Valeeva R.A., Nagovitsyn R.S. Reflexive Teacher: Main Difficulties of the Reflexive Activity of Teachers with Various Pedagogical Work Experience // European Journal of Contemporary Education. - 2021. - № 10(1). - P. 18-28.

9. Valeeva R.A. et al. Teacher Education in Russia. Selected chapters. - London: Routledge, 2021.

10. Галеева Ф.Т. Реализация инновационных методов обучения в казанском национальном исследовательском технологическом университете / Ф.Т. Галеева, Г.Р. Хусаинова // Перспективы науки. -2021. - № 10(145). - С. 61-66.

11. Khusainova G.R. et al. Innovative Teaching Methodology in Engineering Education: Accepting the Challenges of 4.0 Industry. Lecture Notes in Networks and Systems. - 2022. - V. 390. - LNNS. - Р. 297-304.

12. Tsareva E., Bogoudinova R., Volkova E. Metalinguistic awareness in technical communication / Advances in Intelligent Systems and Computing. - 2021. -Т. 1328. - С. 232.

13. Царева Е.Е. Мультиязычность в контексте интернационализации профессионального образования / Е.Е. Царева // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2017. - № 1(178). - С. 106-109.

14. Технический регламент Таможенного союза 025/2012 «О безопасности мебельной продукции» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/902352816

15. Ушаков М.А. Технические регламенты: требования и проблемы. Изменения Федерального закона «О техническом регулировании» [Электронный ресурс]: учебное пособие / М.А. Ушаков; Москва: Академия стандартизации, метрологии и сертификации, 2009. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/44366.html

16. Туник Е.Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления / Е.Е. Туник. -СПб: Питер, 2013. - 320 с.

17. Чумаков М.В. Эмоционально-волевая сфера личности подростков и ее диагностика [Электронный ресурс] / М.В. Чумаков // Вестник практической психологии образования. - 2015. - № 1(42). - Режим доступа:

https://psyjournals.ru/files/94281/vestnik_psyobr_2015_n1 _Chumakov.pdf

References.

1. Kondratiev V.V. Engineering Pedagogy as a Basis for the Training System for Teachers of Technical Universities / V.V. Kondratiev // Higher education in Russia. - 2018. - № 2. - P. 29-38.

2. Osipov P.N. Engineering pedagogy: from cooperation to synergy / P.N. Osipov // Higher education in Russia. - 2017. - № 11. - P. 62-68.

3. Khusainova G.R., Galikhanov M.F. Work-in-Progress: Development of the Discipline "Innovations in Engineering Pedagogy" as Part of an Advanced Professional Training for Educators of Engineering Schools in Higher Education Institutions // Advances in Intelligent Systems and Computing. - 2021. - Vol. 1329.

4. Khusainova G.R. Assessment of readiness of teachers for innovative professional and pedagogical activity / G.R. Khusainova, S.G. Karstina, M.F. Galikhanov // Higher education in Russia. - 2022. - T. 31. - № 7. - P. 4260.

5. Khusainova G.R. Problems and prospects of training teachers of an engineering university for innovative professional and pedagogical activities through the system of additional professional education / G.R. Khusainova, M.F. Galikhanov // Management of sustainable development. - 2022. - № 3(40). - P. 104-113.

6. Ruutmann T. Effective Tools and Models for Engineering Faculty Mastery Teaching Supporting Meaningful Learning // 2020 IEEE Global Engineering Education Conference (EDUCON). - 2020.

7. Ruutmann T. Engineering Pedagogy as the Basis for Effective Teaching Competencies of Engineering Faculty // Higher Education in Russia. - 2019. - № 28(12). - P. 123131.

8. Biktagirova G.F., Valeeva R.A., Nagovitsyn R.S. Reflexive Teacher: Main Difficulties of the Reflexive Activity of Teachers with Various Pedagogical Work Experience // European Journal of Contemporary Education. - 2021. - № 10(1). - P. 18-28.

9. Valeeva R.A. et al. Teacher Education in Russia. Selected chapters. - London: Routledge, 2021.

10. Galeeva F.T. Implementation of innovative teaching methods at the Kazan National Research

Technological University / F.T. Galeeva, G.R. Khusainova // Prospects of science. - 2021. - № 10(145). - P. 61-66.

11. Khusainova G.R. et al. Innovative Teaching Methodology in Engineering Education: Accepting the Challenges of 4.0 Industry. Lecture Notes in Networks and Systems. - 2022. - V. 390. - LNNS. - R. 297-304.

12. Tsareva E., Bogoudinova R., Volkova E. Metalinguistic awareness in technical communication / Advances in Intelligent Systems and Computing. - 2021. -T. 1328. - P. 232.

13. Tsareva E.E. Multilingualism in the context of the internationalization of vocational education / E.E. Tsareva // Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University. - 2017. - № 1(178). - P. 106-109.

14. Technical regulation of the Customs Union 025/2012 "On the safety of furniture products" [Electronic resource]. - Access mode: https://docs.cntd.ru/document/902352816

15. Ushakov M.A. Technical regulations: requirements and problems. Amendments to the Federal Law "On Technical Regulation" [Electronic resource]: textbook / M.A. Ushakov; Moscow: Academy of Standardization, Metrology and Certification, 2009. - Access mode: http://www.iprbookshop.ru/44366.html

16. Tunik E.E. Best tests for creativity. Diagnostics of creative way of thinking / E.E. Tunic. - St. Petersburg: Piter, 2013. - 320 p.

17. Chumakov M.V. Emotional-volitional sphere of adolescent personality and its diagnostics [Electronic resource] / M.V. Chumakov // Bulletin of practical psychology of education. - 2015. - № 1(42). - Access mode: https://psyjournals.ru/files/94281/vestnik_psyobr_2015_n1 _Chumakov.pdf

5.8.7. Методология и технология профессионального образования Сведения об авторах:

Хусаинова Гузель Рафаэлевна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, кафедра иностранных языков в профессиональной коммуникации, ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», e-mail: english4@yandex.ru

Сафина Альбина Валерьевна (г. Казань, Россия), кандидат технических наук, доцент, кафедра архитектуры и дизайна изделий из древесины, ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», e-mail: alb_saf@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.