ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ^^ЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙ^^
ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Л.И. Гурье, зав. кафедрой методологии инженерной деятельности Казанского государственного технологического университета, профессор, заслуженный деятель науки РТ,
Л.В. Редин, доцент кафедрыг методологии инженерной деятельности Казанского государственного технологического университета
В статье рассматриваются проблемы развития творческих способностей студентов технического вуза, значение и задачи методологической составляющей подготовки. Авторами раскрываются возможности учебной дисциплины «Методы научно-технического творчества» и подходы к ее преподаванию, позволяющие целенаправленно формировать творческое инженерное мышление.
In the article the problems of development of students’ creative abilities at a technical higher institution, the importance and tasks of the methodological component of training are considered. Possibilities of the course «Methods of scientific technical creative work» and ways of its teaching that help to form creative engineering thinking are discussed.
Способность к творческой деятельности, самостоятельность в принятии решений и владение научно-практическими навыками являются главными, органично присущими инженерной профессии чертами и важнейшими предпосылками высокой конкурентоспособности современного инженера, востребованности его потенциала при трудоустройстве.
Инженерная и научно-техническая деятельность неразрывно связаны с творчеством. В широком смысле творчество — это деятельность, порождающая новое знание или продукт. При таком подходе творчество в инженерной деятельности можно рассматривать как активную профессиональную деятельность инженера, в процессе которой в полной мере проявляются его самостоятельность, инициатива, потребность в более полной реализации своих знаний, умений и навыков на практике, непрерывном профессиональном росте, использовании нестандартных решений и т.д.
В строгом смысле слова творчество — это деятельность, порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью и оригинальностью, а также общественно-исторической уникальностью и полезностью. Применительно к научно-технической сфере результатом такой деятельности являют© Л.И. Гурье, Л.В. Редин, 2004
ся новые знания, создание качественно новых образцов техники и технологий, открытия и изобретения, т.е. различного рода инновации. Инновационная инженерная деятельность играет все большую роль в жизни современного общества, позволяя ему преодолевать проблемы, возникающие в ходе развития.
Подготовка к инновационной деятельности требует соответствующего, имеющего инновационный характер образования. Главная цель инновационного образования заключается в сохранении и развитии творческого потенциала личности. Инновационное инженерное образование — это процесс и результат целенаправленного формирования профессиональных знаний, умений, навыков, способностей и методологической культуры в рамках комплексной подготовки специалистов в области техники и технологии к инновационной деятельности. Системообразующим элементом инновационного образования является методологическая составляющая.
В русле реализуемой в Казанском государственном технологическом университете системы многоуровневой методологической подготовки, концепция которой была разработана на кафедре методологии инженерной деятельности1, осуществляется развитие креативных способностей студентов.
11111111111* № 3,
Креативность — способность к генерированию новых идей — относится к важнейшим признакам творческой личности. Эта способность зависит от возможности использовать данную в задачах информацию в быстром темпе и отражает свойство индивида создавать новые понятия и формировать новые навыки. Креативность связывают с творческими достижениями личности.
Выделено 16 предполагаемых интеллектуальных составляющих креативности. Среди них — беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени); гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую); оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепризнанных взглядов); любознательность (чувствительность к проблемам в окружающем мире); способность к разработке гипотезы, иррелевантность ( логическая независимость реакции от стимула); фантастичность (полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией). Эти факторы можно объединить под общим названием «дивергентность мышления». Последнее в отличие от «конвергентного мышления», ориентирующегося на известное или подходящее решение проблемы, проявляется тогда, когда проблема только еще должна быть определена или раскрыта и когда не существует заранее предписанного, установившегося пути решения.
Некоторые ученые рассматривают креативность как одну из сторон интеллекта, не измеряемую традиционными интеллектуальными тестами. Они основываются на результатах исследований, показывающих независимость оценок креативности от прошлого опыта, характера усвоенных знаний и навыков, особенностей окружающей среды.
Зависимость оценок креативности от окружающей среды позволяет воздействием на эту среду формировать креативность и развивать ее.
Творческое начало в человеке связано с его способностями. Но эта связь неоднозначна и противоречива, особенно если учесть различие между творчес-
ким потенциалом личности и творчеством как процессом рождения нового знания или продукта. Человек может обладать высоким творческим потенциалом, но не быть творческим в процессуальном плане.
Творческая личность — прежде всего личность, которая имеет установку на осуществление творческой деятельности, готовность к творческой деятельности, умеет ее осуществлять, т.е. владеет необходимыми средствами и способами, а также опытом их использования в процессе собственной творческой деятельности. Для того чтобы человек стал творческой личностью, у него должно быть сформировано определенное мировоззрение, характерологические особенности, ценностные ориентации, в которых творчество стоит на высоком месте в иерархии ценностей; он должен быть обучен средствам и способам осуществления творческой деятельности и иметь опыт их успешного применения в своей практике.
Деятельность человека может считаться творческой в том случае, когда она не осуществляется по заданному образцу, не является чисто репродуктивным повторением этого образца, а представляет собой результат рефлексии над принципиально другим типом или видом деятельности, имеющимся в опыте человека. Следовательно, считают ученые, чтобы человек смог творить, его нужно научить творческим процедурам, т.е. тем элементам, которые составляют сущность творческой деятельности. К таким процедурам относятся самостоятельный перенос (ближний или дальний) ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию; видение проблемы в знакомой ситуации; видение новой функции объекта; определение структуры объекта (проблемы); видение альтернативы решения или его способа; комбинирование ранее усвоенных способов деятельности в новый способ применительно к возникшей проблеме.
Исходя из результатов теоретических изысканий, экспериментальных данных, практики образования были определены цели и задачи, содержание и методы обу-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
чения, позволяющие сформировать пси-холого-дидактические условия развития креативных способностей студентов.
Инженерная деятельность связана с проектной работой (новые разработки), и с взаимодействием на предприятии с людьми, внедряющими инновации в производство, поэтому важно развивать как интеллектуальную, так и коммуникативную креативность.
Умение нестандартно мыслить, преодолевать барьеры творческого процесса позволяет находить незаурядные решения технических задач. Важно развивать умение взглянуть на проблемную ситуацию со стороны, определять проблемные точки и находить несколько вариантов решений. Установление альтернатив позволяет расширить зону поиска конструктивных решений и дает возможность выбора лучшего из вариантов.
Подобный алгоритм решения затруднительных ситуаций применим не только к инженерным, техническим задачам, аналогично разрешаются и ситуации в профессиональном общении. Любое новое инженерное решение нуждается в его убедительном представлении, поэтому важно развивать умение убедительно доказывать свою правоту коллегам, точно формулировать инструкции специалистам, воплощающим инновации в производство.
Все вышесказанное делает очевидным, что процесс подготовки инженеров должен включать в себя обучение методам нестандартного мышления, поиска нескольких вариантов решения поставленных задач, а также технологиям эффективной коммуникации. Исходя из этого в учебный план вуза была включена дисциплина «Методы научно-технического творчества», нацеленная на развитие творческого инженерного мышления. Задача курса — научить студентов разбираться в основных идеях теории творчества, помочь им овладеть важнейшими методами решения, а также постановки творческих задач, выработать стиль мышления, позволяющий анализировать проблемы в любой области жизнедеятельности и осознанно управлять процессом мышления. При этом научно-
техническое творчество рассматривается как деятельность по постановке и решению неординарных проблем с целью получения нового изделия, опыта, новых объектов техники и требующих разрешения некоторого диалектического противоречия.
Курс состоит из 2 частей. В первой рассматриваются основы теории творчества, вопросы, связанные с психологическими аспектами процесса мышления. Во второй характеризуются методы научно-технического творчества в историко-логическом аспекте и раскрывается теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), которая сочетает в себе необходимость использования логического и образного мышления, интуиции и воображения.
Изучение дисциплины предполагает эвристическую деятельность2 студентов, включающую в себя творческие процессы по созданию образовательной продукции, познавательные, организационные, методологические, психологические и другие процессы, которые обеспечивают творческую и познавательную деятельность. Последнюю составляют 2 основные сферы. Одна из них связана с изучением закономерностей развития мышления, творчества, интуиции, с диагностикой креативных способностей и стратегией их развития, вторая — с исследованием объекта творческой деятельности — технических систем.
При изучении дисциплины у студентов развиваются 3 группы качеств, являющихся, с одной стороны, универсальными, а с другой — ключевыми с точки зрения овладения инженерной профессией, формирования профессиональной компетентности и дальнейшего профессионального развития. Речь идет о когнитивных, креативных и методологических качествах.
Когнитивные качества необходимы будущему специалисту в процессе познания профессиональной деятельности, информация о которой содержится в различных учебных дисциплинах или должна быть выделена самим специалистом в ходе освоения окружающей действительности. В эту группу качеств входят
111!111Й1И1!Ш № 3,
логические умения, структурно-системное изучение областей в их пространственной и временной иерархии, отыскание связей объектов и т.д., т.е. качества, обеспечивающие эффективную интеллектуальную деятельность человека.
Креативные качества обеспечивают условия создания студентом творческого продукта в образовательном процессе. Особое внимание в учебном процессе уделяется развитию способностей к генерации идей, их продуцированию как индивидуально, так и в коммуникации с людьми, текстами, другими объектами познания; преодолению стереотипов, умению вести диалог с изучаемым объектом, владению эвристическими приемами, формированию опыта творческой (эвристической) деятельности.
Методологические качества проявляются при организации образовательной деятельности студента как в познании, так и в творчестве. Они включают знание студентом своего индивидуального стиля познавательной деятельности, умение ставить цели, планировать и программировать их достижение, навыки самоорганизации, самоанализа, самооценки, владение рефлексивным мышлением. Без понимания способов своего учения, механизмов познания и мысле-деятельности обучающиеся не смогут перевести усвоенную ими информацию в личностно значимые знания и затем использовать их. Рефлексия подразумевает исследование уже осуществленной деятельности с целью фиксации ее результатов и повышения ее эффективности в дальнейшем.
Эффективность творческого профессионального мышления инженера связана с развитием его рефлексивного уровня, определяющего владение общими принципами решения профессиональных инженерных задач, способности к диагностике и прогнозированию состояния технических систем и объектов, к содержательному анализу и оперативному устранению неисправностей, планированию различных видов профилактических
работ. Важнейшими свойствами интеллекта, формирование которых создает в психике человека основу для активного развития технического творческого мышления, являются: особенности оперирования техническими и технологическими образами, направленность интеллекта на продуктивную деятельность, выражающуюся в готовности, стремлении решать поставленные задачи творчества; высокий уровень развития мыслительной деятельности, основных процессов мышления, качеств ума, а также умения применять в процессе мышления разнообразные комбинации знаний, умений.
Для развития обозначенных качеств на учебных занятиях по дисциплине «Методы научно-технического творчества» студенты используют логические и эвристические методы решения творческих задач, признаки и критерии инженерных задач различного уровня сложности анализируют на конкретных примерах. При решении задач студенты опираются на закономерности развития технических систем, которые рассматриваются на лекциях, применяют широкий диапазон освоенных ранее инструментов интеллектуальной деятельности и методы ТРИЗ. На примере конкретных изобретений студенты изучают методы и логику решения изобретательских задач.
Изучение дисциплины «Методы научно-технического творчества» позволяет формировать и развивать у будущих инженеров важные профессиональные умения: использовать эвристические методы для решения задач; применять методы развития творческого мышления, выделять и формулировать изобретательскую задачу.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Гурье Л.И. Проектирование методологической составляющей подготовки в технологическом университете // Высш. образование в России. 2004. № 2. С. 66—71.
2 См.: Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М., 2003.
Поступила 06.05.04.