Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ВУЗОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ РОЛЕВОЙ ИГРЫ В РАМКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ВУЗОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ РОЛЕВОЙ ИГРЫ В РАМКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативный подход / ролевые игры / коммуникативная компетентность / стадии моделирования ролевой игры / communicative approach / role plays / communicative competence / stages of modeling role plays

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О.Ю. Дигтяр

В данной статье обсуждается применение ролевых игр в процессе изучения иностранных языков студентами технических университетов. Целью является реализация коммуникативного подхода в контексте профессионально ориентированных ситуаций. Автор описывает ключевые шаги в создании ролевых игр, обсуждает различные длительности таких занятий в зависимости от учебных целей, подчеркивает важную роль преподавателя и необходимость адаптации сценариев к языковым способностям учащихся. В статье также представлены результаты опроса студентов о влиянии ролевых игр на их обучение и будущую профессиональную деятельность. Подчеркивается, что ролевые игры способствуют созданию реалистичных сценариев, стимулируют личностное и коллективное развитие, усиливают чувство ответственности и развивают необходимые профессиональные навыки. Статья опирается на мнения уважаемых российских и международных специалистов в соответствии с методикой преподавания иностранных языков, подчеркивается эффективность применения в образовательном процессе ролевых игр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING FOREIGN LANGUAGE PROFESSIONAL COMMUNICATION TO STUDENTS OF NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES USING ROLE-PLAY WITHIN THE FRAMEWORK OF PROFESSIONALLY-ORIENTED EDUCATION

The article discusses the application of role-playing games in the process of learning foreign languages by students of technical universities. The aim is to implement a communicative approach in the context of professionally-oriented situations. The author describes the key steps in creating role-playing games, discusses the varying durations of such classes depending on educational goals, emphasizes the important role of the teacher, and the necessity of adapting scenarios to the linguistic abilities of the students. The article also presents results of a survey of students on the impact of role-playing games on their education and future professional activities. It is highlighted that role-playing games contribute to the creation of realistic scenarios, stimulate personal and collective development, enhance the sense of responsibility, and develop necessary professional skills. The article relies on the opinions of respected Russian and international experts in the methodology of teaching foreign languages, emphasizing the effectiveness of using role-playing games in the educational process.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ВУЗОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ РОЛЕВОЙ ИГРЫ В РАМКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Библиографический список

1. Игна О.Н. Развитие социокультурной компетенции студентов на основе аутентичных материалов при профессионально ориентированном обучении иноязычному общению. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Томск, 2003.

2. Бачурина Е.С. Развитие фонетических навыков на уроках английского языка. Available at: http://aneks.spb.ru/metodicheskie-razrabotkH-posobiia-po-inostriazyku/razvitie-foneticheskikh-navykov-na-urokakh-angliiskogoiazyka.html

3. Чиликина Ю.А. Видеофильм как средство мотивации к изучению иностранного языка. Available at: https://nsportal.ru/shkola/inostrannyeyazyki/library/2012/09/27/referat-videofilm-kak-sredstvo-motivatsii-kizucheniyu. 2012

4. Зимняя И.И. Психология обучения иностранному языку в школе. Москва, 1991.

5. Карева Н.В. Использование аутентичных аудио и видео материалов для повышения мотивации изучения иностранного языка. Науковедение. Интернет-журнал. 2014; № 2: 91-94.

References

1. Igna O.N. Razvitie sociokul'turnoj kompetencii studentov na osnove autentichnyh materialov pri professional'no orientirovannom obuchenii inoyazychnomu obscheniyu. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tomsk, 2003.

2. Bachurina E.S. Razvitie foneticheskih navykov na urokah anglijskogo yazyka. Available at: http://aneks.spb.ru/metodicheskie-razrabotki-i-posobiia-po-inostriazyku/razvitie-foneticheskikh-navykov-na-urokakh-angliiskogoiazyka.html

3. Chilikina Yu.A. Videofil'm kak sredstvo motivacii k izucheniyu inostrannogo yazyka. Available at: https://nsportal.ru/shkola/inostrannyeyazyki/library/2012/09/27/referat-videofilm-kak-sredstvo-motivatsii-kizucheniyu. 2012

4. Zimnyaya I.I. Psihologiya obucheniya inostrannomuyazyku v shkole. Moskva, 1991.

5. Kareva N.V. Ispol'zovanie autentichnyh audio i video materialov dlya povysheniya motivacii izucheniya inostrannogo yazyka. Naukovedenie. Internet-zhurnal. 2014; № 2: 91-94.

Статья поступила в редакцию 26.12.23

УДК 378.4

Digtyar O.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: Digtyar@inbox.ru

TEACHING FOREIGN LANGUAGE PROFESSIONAL COMMUNICATION TO STUDENTS OF NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES USING ROLE-PLAY WITHIN THE FRAMEWORK OF PROFESSIONALLY-ORIENTED EDUCATION. The article discusses the application of role-playing games in the process of learning foreign languages by students of technical universities. The aim is to implement a communicative approach in the context of professionally-oriented situations. The author describes the key steps in creating role-playing games, discusses the varying durations of such classes depending on educational goals, emphasizes the important role of the teacher, and the necessity of adapting scenarios to the linguistic abilities of the students. The article also presents results of a survey of students on the impact of role-playing games on their education and future professional activities. It is highlighted that role-playing games contribute to the creation of realistic scenarios, stimulate personal and collective development, enhance the sense of responsibility, and develop necessary professional skills. The article relies on the opinions of respected Russian and international experts in the methodology of teaching foreign languages, emphasizing the effectiveness of using role-playing games in the educational process.

Key words: communicative approach, role plays, communicative competence, stages of modeling role plays

О.Ю. Дигтяр, канд. пед. наук, доц., Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: Digtyar@inbox.ru

ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ВУЗОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ РОЛЕВОЙ ИГРЫ В РАМКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье обсуждается применение ролевых игр в процессе изучения иностранных языков студентами технических университетов. Целью является реализация коммуникативного подхода в контексте профессионально ориентированных ситуаций. Автор описывает ключевые шаги в создании ролевых игр, обсуждает различные длительности таких занятий в зависимости от учебных целей, подчеркивает важную роль преподавателя и необходимость адаптации сценариев к языковым способностям учащихся. В статье также представлены результаты опроса студентов о влиянии ролевых игр на их обучение и будущую профессиональную деятельность. Подчеркивается, что ролевые игры способствуют созданию реалистичных сценариев, стимулируют личностное и коллективное развитие, усиливают чувство ответственности и развивают необходимые профессиональные навыки. Статья опирается на мнения уважаемых российских и международных специалистов в соответствии с методикой преподавания иностранных языков, подчеркивается эффективность применения в образовательном процессе ролевых игр.

Ключевые слова: коммуникативный подход, ролевые игры, коммуникативная компетентность, стадии моделирования ролевой игры

В современном мире, где границы становятся всё более прозрачными, владение иностранными языками (ИЯ) является ключевым навыком для студентов нелингвистических вузов. Особенно это актуально для тех, кто готовится стать специалистами в технических и инженерных областях, где требуется не только техническая грамотность, но и способность эффективно общаться на международном уровне. В этой связи обучение иноязычной профессиональной коммуникации приобретает особую важность.

Важнейшим методом обучения, позволяющим достигать высокой степени практической ориентированности и активного вовлечения студентов в процесс обучения, являются ролевые игры.

Цель данной статьи - исследовать возможности и преимущества применения ролевых игр (РИ) при обучении ИЯ студентов современных нелингвистических вузов.

Соответственно задачами для достижения этой цели являются следующие: определение того, каким образом ролевые игры могут способствовать реализации коммуникативного подхода, особенно в контексте профессионально ориентированных ситуаций, которые студенты могут встретить в своей будущей профессиональной деятельности.

Уровень проблемности по теме статьи определяется неразработанностью ключевых аспектов исследований по проведению ролевых игр, определению роли преподавателя в этом процессе, а также необходимостью оценки эффективности данного метода на основе обратной связи от студентов.

Научная новизна исследования выражена в предложенном инструментарии обучения иностранному языку, особенно в контексте профессионально ориентированного образования.

Теоретическая значимость проведенного исследования обусловлена возможностью использования материалов данной статьи в учебном процессе.

Введение ролевых игр в учебный процесс нелингвистических вузов открывает новые перспективы для развития коммуникативных навыков студентов, обогащает учебный процесс и способствует формированию глубокого понимания применения иностранного языка в профессиональной сфере. Это исследование представляет собой вклад в развитие методик преподавания иностранных языков и предлагает практические рекомендации для преподавателей и разработчиков учебных программ. Использование ролевых игр в высших учебных заведениях давно стало распространенной практикой. Эта методика успешно применяется преподавателями для развития речевых навыков студентов на протяжении многих лет. Ролевые игры активно освещаются как в российской, так и в зарубежной методической литературе, связанной с изучением иностранных языков.

Ролевые игры в обучении иноязычной профессиональной коммуникации студентов нелингвистических вузов являются ключевым элементом коммуникативного метода, который направлен на активное использование языковых знаний в профессиональных контекстах. Этот метод подразумевает знание языка и понимание его использования в различных ситуациях, адаптацию к контексту, со-

здание и понимание специализированных текстов и поддержание диалога даже с ограниченным словарным запасом [1].

Д. Браун, известный специалист в области коммуникативного метода, описывает его как подход, превосходящий традиционное изучение грамматики. Он подчеркивает важность социальных, культурных и прагматических аспектов языка. В рамках этого подхода особое внимание уделяется не только корректности, но и беглости языка, развитию спонтанной речи и стимулированию долгосрочного интереса к изучению иностранных языков [2]. Как инструмент коммуникативного подхода, РИ способствуют управлению речевой активностью студентов. Этот метод фокусируется на взаимодействии участников, осознании различных путей диалога, достижении общих коммуникативных целей и расширении языковой компетенции [3]. В рамках ролевых игр студенты погружаются в реальные профессиональные сценарии, такие как деловые встречи или экскурсии. Они принимают разные роли, развивая уникальные характеры своих персонажей и принимая решения в соответствии с заданными обстоятельствами. Такой подход стимулирует активное участие и дает возможность выражать разнообразные мнения, что способствует формированию свободной коммуникации.

Дж. Г. Мид рассматривает игру как средство формирования личностной независимости и самоидентификации, что он называет «самостью». Это подчеркивает значение ролевых игр в развитии личности и коммуникативных навыков студентов. По его мнению, игра является средой для самовыражения, самоопределения, самопроверки и самореализации. Если преподаватель готов обеспечить необходимую поддержку, использование ролевых игр может стать эффективным методом активизации речевой деятельности студентов [4, с. 47].

Ролевые игры в контексте обучения иноязычной профессиональной коммуникации студентов нелингвистических вузов выступают как многофункциональный инструмент, способствующий достижению широкого спектра образовательных целей.

Джереми Хармер, признанный эксперт в области языкового образования, выделяет несколько значимых преимуществ ролевых игр в обучении:

1. Увлекательность и мотивация: ролевые игры делают процесс обучения более захватывающим и мотивирующим, особенно в контексте иноязычной профессиональной коммуникации.

2. Возможности для застенчивых студентов: они предоставляют уникальную платформу для более застенчивых студентов, позволяя им выражать себя более свободно и уверенно в иностранном языковом контексте.

3. Расширение обучающего пространства: ролевые игры превращают образовательное пространство в часть более широкого мира, увеличивая возможности для практического применения иностранного языка в профессионально ориентированных ситуациях [5]. Таким образом, ролевые игры играют важную роль в повышении качества иноязычного профессионального образования, обеспечивая студентов нелингвистических вузов необходимыми навыками для успешного владения иностранными языками в их будущей профессиональной деятельности.

В нелингвистических вузах часто встречается разнородность уровня подготовки студентов в одной группе, что представляет собой вызов для преподавателя. Но преимущество РИ заключается в активном участии каждого студента, независимо от его языковой подготовки. Ключевым элементом ролевых игр является импровизация, позволяющая варьировать игру для достижения различных образовательных задач. Разработка ролевой игры включает в себя пять ключевых этапов, которые способствуют эффективному обучению иностранному языку: а) выбор темы и определение обучающих целей. На этом этапе уточняются цели игры, что позволяет подобрать соответствующий языковой материал. Эффективным инструментом здесь может стать метод кластеризации, который помогает сформировать структуру идей группы и облегчает вовлечение студентов в создание ассоциативных и взаимосвязанных сетей в ходе игры; б) определение продолжительности РИ. В соответствии с поставленными образовательными целями продолжительность варьируется от занятия до семестра, что позволяет гибко подходить к организации игрового процесса в рамках учебного плана; в) проектирование игры для группового взаимодействия. Студенты делятся на группы, что способствует общению как внутри каждой группы, так и между разными группами. Это усиливает коммуникативный аспект обучения; г) подготовка и распространение предварительной информации об игре. Студентам предоставляются инструкции и контекст игры заранее. Каждой группе или актеру даются отдельные указания для формирования стратегий и мотивации к активному участию; д) определение этапов игры и методов оценки. Каждый этап игры завершается обсуждением и коррекцией ошибок. Важно, чтобы преподаватель не вмешивался в процесс игры часто, чтобы не демотивировать обучающихся. Корректировка ошибок превращается после каждой стадии образовательного процесса в эффективное обучающее упражнение.

Ролевые игры в рамках обучения иноязычной профессиональной коммуникации в нелингвистических вузах часто ориентированы на конфликтные ситуации, что требует от студентов активной роли в решении проблем, принятии решений и стремлении к достижению целей. Это создает уникальное эмоциональное напряжение, мобилизуя профессиональные, интеллектуальные и психофизиологические ресурсы участников, что способствует глубокому погружению в роль и придает каждому действию индивидуальный характер. Ролевые игры, включающие в себя различные проблемные ситуации, требующие новых знаний или

использования уже усвоенных умений, представляют собой ситуативно-вариативные задания. Студенты в ходе игры повторяют в приближенных к реальной коммуникации условиях различные речевые образы, при этом обогащают общение целенаправленностью и эмоциональной окраской. Подобные упражнения совершенствуют навыки студентов, мотивируют их к активному сбору информации для успешного участия в игре. Расположение участников в аудитории, например, в форме полукруга, играет важную роль, так как способствует взаимодействию между всеми участниками и преподавателем.

Каждый студент получает «ролевую карту», которая содержит информацию об общей ситуации игры на одной стороне и конкретные детали о его персонаже на другой. Это дает участникам возможность строить свою стратегию поведения в рамках установленных условий. Например, для студентов первого курса бакалавриата по направлению «Инноватика» можно разработать англоязычную игру, которая будет способствовать развитию их профессиональных и языковых навыков.

Применение ролевой игры позволяет студентам практиковать английский язык в профессиональном контексте, развивая при этом ключевые навыки, необходимые для будущей карьеры в области инноваций и предпринимательства. Ролевая игра стимулирует креативное мышление, командную работу и позволяет учащимся активно применять теоретические знания на практике. При организации ролевых игр на занятиях иностранного языка в нелингвистических вузах особое внимание уделяется моделированию различных профессиональных ситуаций. Выделяются несколько типов ролей, каждый из которых играет свою уникальную роль в образовательном процессе: 1. Врожденные роли. Эти роли определяются полом и возрастом участников. Например, студент играет роль молодого специалиста или опытного профессионала. 2. Приписанные роли. Здесь учитываются национальность или принадлежность к определенной социальной группе. Это помогает моделировать межкультурное взаимодействие. 3. Приобретенные роли. Эти роли связаны с конкретной профессией (инженер, программист, менеджер). 4. Действенные роли. Они ориентированы на выполнение определенных задач, таких как ведение переговоров с иностранной делегацией. 5. Функциональные роли. Например, презентация бизнес-плана, которая требует от студентов применения специфических знаний и навыков.

Эти два последних вида ролей играют ключевую роль в обучении, так как они служат наименьшими коммуникативными блоками, направленными на эффективное решение образовательных задач. Преподаватель на завершающей стадии ролевой игры оценивает результаты, учитывая различные уровни языковой компетенции студентов. Он может предложить разнообразные задания, например, написание статьи, подготовку доклада или составление письма другу. Это позволяет получить полное представление о достигнутых результатах и уровне освоения материала. А преимущества этой образовательной методики объединяют стимулирование и повышение мотивации к изучению ИЯ, улучшение контакта между студентами и педагогами. При этом главной целью выступает активизация мыслительных процессов у обучающихся вузов, совершенствование способности студентов к высокоэффективному применению ИЯ в профессиональных областях.

РИ наиболее значимы в современных технических вузах, в которых ИЯ изучают студенты в контексте определенных профессий. Результаты исследований свидетельствуют о том, что проще студентам, выбравшим технические специальности, работать с текстами, связанными с их профессиональной сферой, благодаря знакомой терминологии и контексту, что позволяет им сосредоточиться на общем смысле, минимизируя внимание на грамматических структурах. Поэтому при выборе сценариев для ролевых игр рекомендуется учитывать профессиональную направленность студентов, что поможет им более эффективно использовать и углублять свои знания [6].

Опыт применения РИ на семинарах и иных практических занятиях показывает их высокую эффективность. Например, студенты третьего курса бакалавриата по направлению «Инноватика» отметили, что ролевые игры способствуют лучшему усвоению учебного материала, в сравнении с классическими методиками. Таким образом, ролевые игры являются мощным инструментом в обучении иностранному языку, особенно в контексте профессионально ориентированного образования. Они способствуют активизации познавательных процессов, развитию важных коммуникативных навыков, повышают мотивацию студентов. Ответы студентов на второй вопрос исследования подтвердили познавательную и образовательную ценность РИ при изучении ИЯ. Особенно важно, что даже менее уверенные студенты получают возможность активно участвовать в процессе, так как в игре они выражают мнения своих персонажей, а не личные, что уменьшает психологический барьер и способствует более свободному общению.

Обратная связь, полученная от студентов, указывает на то, что большинство из них (около 80%) чувствуют себя более свободными во время участия в ролевых играх по сравнению с обычными занятиями. Эта свобода помогает им в быстром подборе синонимов и выражении своих мыслей, снижая акцент на строгом соблюдении грамматических правил. Ошибки исправляются вне процесса игры, что не умаляет важности грамматических и лексических правил, но дает студентам пространство для креативного мышления. Кроме того, ролевые игры важны для развития личностных и профессиональных навыков студентов, укрепляют чувство ответственности, а также формируют между участниками ролевые (социально-статусные) отношения.

Подход к подготовке РИ студентов отличается высоким интересом, активным применением разнообразных компонентов проектной деятельности, невзирая на потенциальную возможность фонетических, грамматических, лексических и др. ошибок. Занятия можно разделить на: а) «учительские спектакли» (студенты остаются пассивными участниками); б) «студенческие фестивали» (студенты активно участвуют в обучении). Также ролевые игры являются примером таких «студенческих фестивалей», где преподаватель действует как режиссер, организуя занятия и способствуя активному участию студентов без прямого вмешательства в процесс. Этот подход позволяет студентам более глубоко погрузиться в обучение и развивать свои коммуникативные навыки в динамичной и вовлекающей образовательной среде [7].

В заключение можно утверждать, что применение в нелингвистических вузах РИ при обучении ИЯ открывает новые горизонты в профессиональном развитии студентов. Этот метод не только способствует улучшению языковых навыков, но и глубоко интегрирует студентов в профессиональный контекст, для которого они готовятся. Ролевые игры предоставляют уникальную возможность практико-

Библиографический список

вать иноязычное общение в реалистичных ситуациях, что является неоценимым активом в современном глобализированном мире.

Отзывы студентов подтверждают, что такой подход значительно повышает их мотивацию и заинтересованность в изучении языка, помогает преодолевать языковые барьеры и стимулирует активное использование иностранного языка в разговорной речи. Ролевые игры способствуют развитию критического мышления, адаптивности и гибкости в общении, что крайне важно для будущих специалистов в любой области.

Роль преподавателя в этом процессе также меняется: он становится скорее модератором и координатором, чем традиционным лектором. Это требует от преподавателя не только глубоких знаний языка, но и умения организовывать интерактивное и плодотворное обучение.

Проведение ролевых игр - это шаг к созданию более динамичного, интерактивного и эффективного процесса обучения, который подготавливает студентов к реальным профессиональным вызовам. Это подход делает изучение иностранного языка не только полезным, но и захватывающим и вдохновляющим опытом.

1. Волхонская А.С. Организационно-педагогические условия проектирования информационного языкового пространства у будущих инженеров. Автореферат диссертации . кандидата педагогических наук. Калуга, 2003.

2. Браун Д. Принципы обучения и изучения английского языка. - Upper Saddle River: Pearson Education, US, 2015.

3. Киркебэк Я., Ду С.-Ю., Йенсен А.А. Культура обучения и научения. Sense Publishers. Rotterdam, Boston, Taipei, 2013: 145-163.

4. Мид Дж.Г. Избранное. Москва: РАН ИНИОН, 2009: 47.

5. Хармер Д. Практика преподавания английского языка. Лонгман, 2008.

6. Матвеева Н.В. Ролевые игры на занятиях по английскому языку при обучении устному профессиональному общению: среднее специальное учебное заведение. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2004.

7. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. Москва: Просвещение, 1991.

References

1. Volhonskaya A.S. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya proektirovaniya informacionnogo yazykovogo prostranstva u buduschih inzhenerov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kaluga, 2003.

2. Braun D. Principy obucheniya i izucheniya anglijskogo yazyka. - Upper Saddle River: Pearson Education, US, 2015.

3. Kirkeb'ek Ya., Du S.-Yu., Jensen A.A. Kul'tura obucheniya i naucheniya. Sense Publishers. Rotterdam, Boston, Taipei, 2013: 145-163.

4. Mid Dzh.G. Izbrannoe. Moskva: RAN INION, 2009: 47.

5. Harmer D. Praktika prepodavaniya anglijskogo yazyka. Longman, 2008.

6. Matveeva N.V. Rolevye igry na zanyatiyah po angljskomu yazyku pri obuchenii ustnomu professional'nomu obscheniyu: srednee special'noe uchebnoe zavedenie. Avtoreferat dissertacii . kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2004.

7. Passov E.I. Kommunikativnyj metod obucheniya inoyazychnomu govoreniyu. Moskva: Prosveschenie, 1991.

Статья поступила в редакцию 26.12.23

УДК 372.881.1

Eltanskaya E.A., Cand. of Sciences (Philology), Head of Department, Volgograd State University (Volgograd, Russia), E-mail: yeltanskaya@mall.ru

Arzhanovskaya A.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Volgograd State University (Volgograd, Russia), E-mail: arzhanovskaya@yandex.ru

TECHNOLOGIES OF IMPLEMENTING ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES. The article is dedicated to the current problem of using artificial intelligence in education and represents the study of applications for teaching and learning foreign languages. The authors touch upon the issues of advantages, problems and ethical considerations related to the integration of artificial intelligence into the educational process. The paper reflects aspects concerning the possibility of improving teaching and learning processes with the help of artificial intelligence, empowering teachers and enhancing student academic performance, while not forgetting potential problems. The main content of the study is a comparative analysis of best practices in the use of AI in education. The authors summarize the practical experience of implementing such technologies into educational process, give an idea of the successful implementation of artificial intelligence and demonstrate how to navigate the dynamic landscape of AI-based education. The authors emphasize the importance of the ethical development of artificial intelligence, which promotes a balanced approach to teaching, combining technological progress with universal values for a more promising development of the educational environment.

Key words: AI-based education, teaching foreign languages, neural networks, digital platforms

Е.А. Елтанская, канд. филол. наук, доц., зав. каф, Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, E-mail: yeltanskaya@mail.ru

А.В. Аржановская, канд. филол. наук, доц., Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, E-mail: arzhanovskaya@yandex.ru

ТЕХНОЛОГИИ ПРИМЕНЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме использования искусственного интеллекта в образовании и представляет собой исследование приложений для изучения иностранного языка, преимуществ, проблем и этических соображений, связанных с интеграцией искусственного интеллекта в образовательный процесс. Работа отражает аспекты, посвященные тому как искусственный интеллект может усовершенствовать процессы преподавания и обучения, расширить возможности преподавателей и повысить успеваемость учащихся, не забывая при этом о потенциальных проблемах. Основное содержание исследования составляет сравнительный анализ практик применения ИИ в образовании, обобщается практический опыт внедрения подобных технологий в процесс обучения. Статья дает представление об успешном внедрении искусственного интеллекта и демонстрирует возможности, как ориентироваться в динамичном ландшафте образования, основанного на ИИ. Авторами подчеркивается важность этичного развития искусственного интеллекта, способствующего сбалансированному подходу к обучению, сочетающему технологический прогресс с общечеловеческими ценностями для более перспективного развития образовательной среды.

Ключевые слова: технологии ИИ в обучении, обучение иностранным языкам, изучение иностранных языков, нейросети, цифровые платформы

Актуальность предлагаемой к рассмотрению тематики обусловлена циф-ровизацией всех сфер человеческой жизни, что требует от современного общества решения ряда задач в преобразовании и адаптации самих этих процессов к условиям современного развития науки и технологий. Затронула проблема

необходимости модификации и совершенствования и сферу образования. Существует мнение, что искусственный интеллект должен совершить революцию в образовании, стать основой разработки и внедрения новейших образовательных технологий. Проблематика применения искусственного интеллекта в образова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.