МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК371.38:372.83
К.К.Алексанян
студентка 4 курса направления подготовки «Педагогическое образование»,
бакалаврская программа «Экономика» и «Право» ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» филиал в г. Славянск-на-Кубани, РФ
ПРИМЕНЕНИЕ ТРЕНИНГОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 11-Х КЛАССАХ
Аннотация
На сегодняшний день школьные программы претерпевают значительные изменения. Учащиеся не готовы к такому резкому изменению событий, поэтому задача учителя заключается в том, чтобы помочь школьникам усвоить материал при нынешних условиях образования. Следует также предупредить учащихся, что подача нового материала будет осуществляться в новой форме, смысл которой - поиск знаний самими учащимися, а учитель тем самым направляет детей в правильное русло, чтобы занятия были продуктивны, и тема урока была усвоена. Для того чтобы учащиеся постепенно привыкали к нетрадиционным урокам, нужно давать им различные тренинговые задания, которые и будут представлены в данной статье.
Ключевые слова Тренинг, дибрифинг, креативные технологии, упражнение.
Прежде чем приступить к применению тренинговых заданий на уроках, в данном случае на уроке обществознания в 11 классе, учителю следует провести работу по выявлению личностных особенностей каждого учащегося, а также определить психологический климат в классе, ведь без него трудно проводить командные тренинги, а они являются актуальными для укрепления взаимоотношений в коллективе.
Целью статьи является разработка методических материалов к проведению тренинговых заданий для учащихся 11 классов, обучающихся по программе Л.Н. Боголюбова. Существует множество заданий такого рода, одним из них является «К счастью, к несчастью». Проведем это упражнение при изучении нового материала, тема которого «Правовые основы предпринимательской деятельности» § 5 стр. 54 [1, с.54 - 67]. Данный метод изучения представляет собой осознание каждым учащимся положительных и отрицательных сторон предпринимательства. Проходит процесс обсуждения тех аспектов, где возникают споры между учащимися. Реализация упражнения осуществляется по цепочке, использование учебника допускается. Правила проведения: каждый желающий высказывает положительные и отрицательные действия предпринимателя. Первый учащийся начинает отвечать со слов «К счастью» а второй» К несчастью» и затем чередуются. Выглядит это так:
- К счастью предприниматели изобретают новый вид товара; - К несчастью предприниматели несут убытки; - К счастью предприниматели получают прибыль и т.д.
Педагогический опыт показывает, что изучение учебного материала и не только, в творческой форме приносит лучший результат, нежели в традиционной форме. Поэтому на уроках обществознания следует применять такие методы, которые максимально приближены к реальности, с которыми учащиеся будут сталкиваться в современном мире. Такое упражнение можно использовать как при изучении нового материала, так и в проверке домашнего задания, выявив, как усвоена тема. Этот тренинг называется «Импровизация». Суть его заключается в том, чтобы учащиеся по набору определенных слов создали картину жизненной ситуации с использованием данных слов. Для того чтобы осуществить такое задание прежде нужно разделиться на группы (желательно на три) в равном количестве человек. Пользоваться учебником разрешается.
Каждой команде дается карточка со словами. Примеры слов в данном случае касаются темы «Правовые основы предпринимательской деятельности», но так можно работать и с другими [1, с.54 - 67]. После чего
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070
из команды выходит нужное количество человек для воспроизведения нужной картины. При этом нужно предупредить детей, что это не сценка, а использование научных слов в понятной для всех форме. В наборе слов следует найти главенствующее звено и от него составлять ситуацию. В ходе обсуждения учитель может задавать наводящие вопросы, так как для учащихся, которые в первый раз сталкиваются с таким заданием трудно сразу уловить, что от них хотят слышать. Пример набора слов:
1 карточка:
Предприниматель, товар, факторы производства: труд, земля, капитал и предпринимательские способности, государство.
2 карточка:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО), уставный капитал, участники, риск, ценные бумаги.
3 карточка:
Акционерное общество, ЗАО и ОАО, акции, уставный капитал, участники.
После чего, учащимся дается время на подготовку и затем выступления. Оценивание проходит следующим образом: первая группа выступает, вторая и третья оценивают и обсуждают понятность импровизации и таким образом остальные две команды. Учитель также наблюдает и в конце подведет итоги.
После окончания выступлений Преподаватель должен провести дебрифинг (беседа психологической направленности),в который входят вопросы такого рода как:
— Вам понравилось это упражнение?
— Что нового вы узнали для себя?
— Желаете ли вы видеть такое упражнение на других уроках?
Одной из задач обществознания как учебной дисциплины является обучение учащихся эффективному взаимодействию друг с другом и окружающим миром. На этих уроках из класса в класс учащиеся должны понимать свое назначение в этой жизни, знакомиться с такими понятиями как нравственность, уважение, толерантность, предотвращение межнациональных конфликтов, вот эту суть несет такой предмет как обществознание. Конечно, на других уроках тоже об этом говорят, но на данном предмете учителю следует больше обращать внимание на такие темы. Проведем упражнение, которое называется «Невидимая связь» по теме «Гражданин Российской Федерации», §20 стр. 228 [1, с.228 - 239]. Такой метод следует использовать после изучения нового материала, то есть при закреплении полученных знаний. Данный тренинг содействует раскрытию знаний у учащихся, а также развивает доверительные отношения в классе и что самое главное создает благоприятную обстановку для обучения. Понадобиться всего лишь клубок шерстяных ниток, желательно яркого цвета, чтобы отчетливо был виден результат. Задание состоит в том, чтобы учащиеся вспомнили все, что объяснял учитель, затем преподаватель отматывает от клубка часть нитки, после чего, продолжает держать конец нитки в руке, передает клубок любому из учащихся. Он должен сказать короткую фразу, которая относится к гражданину РФ. Фраза выглядит примерно так: «гражданство приобретается по рождению» или же такое словосочетание «гражданина нельзя лишить гражданства». После чего передает клубок дальше однокласснику, и он таким же образом рассказывает одно словосочетание или фразу прочитанного или же услышанного на уроке и так далее пока весь класс не выскажется [2]. Таким образом, будет виден прекрасный узор «гражданина», к которому мы все относимся, так как являемся гражданами РФ. После всего этого следует замотать нитки в клубок и вспомнить все, о чем рассказывал каждый учащийся. Подвести итог, интересуясь у учащихся, понравился ли им такой вид работы.
Можно заметить, что существует множество методик, статей, которые разработаны для креативной, интересной подачи нового материала. При этом они действительно развивают большую популярность в общеобразовательных учреждениях. На данный момент следует разработать креативные технологии, которые позволят провести проверку знаний. К таким тренингам можно отнести упражнение «Последняя буква» [3], перед использованием этого упражнения необходимо, чтобы учащиеся были знакомы с большим количеством экономических или же правовых понятий. Поэтому целесообразно такое задание проводить по окончанию определенной главы, но прежде учащимся дома следует повторить или изучить все определения
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070
главы. Правила упражнения заключается в том, что по цепочке начиная с первого учащегося, который называет любое понятие из данного параграфа и его определение, а второй продолжает, только его слово будет начинаться на ту букву, на которую окончилось первое сказанное слово и также его понятие, таким образом будут действовать остальные учащиеся, по цепочке. Например, если взять экономическую главу, которая называется «Человек и экономика». При этом допустим, что первое слово «экономика -хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.», второе слово будет на букву «а» следовательно, слово «акция - эмиссионная ценная бумага», если же учащийся не может вспомнить или же не знает понятие на определенную букву, то ему нужно составить одно предложение со сказанным словом, на ответ дается 1 минута, если же ответ отсутствует, то данный вопрос переходит учащимся, которые желают получить дополнительный балл. Этот тренинг требует тщательной подготовки от учащихся. По окончанию, подведем итоги, выявим понятия, вызвавшие сложности и разберем их. Данный тренинг позволяет определить уровень усвоения материала, а также сделать вывод, что при изучении новой темы особое внимание следует обращать на понятия, так как выпускным классам предстоит сдача ЕГЭ, в котором необходимо иметь представления о различных понятиях, чтобы выполнить любое задание.
Для развития быстрого мышления, ловкости у учащихся необходимо сформировать и использовать методы соответствующей направленности. Одним из таких тренингов является «Аукцион» [3], в котором нельзя отвлекаться, нужно быть всегда на чеку, и быть готовым ответить на вопрос другой команды и заработать баллы. Упражнение проводиться по теме «Слагаемые успеха в бизнесе» [1, с.67 - 78]. Цель -заинтересовать учащихся в обсуждении данной темы. Правила тренинга: прежде чем использовать данное упражнение необходимо изучить новый материал, его следовало бы применить при закреплении изученного материала или же при актуализации опорных знаний. Весь класс делиться на 6 групп по 4 человека, выступают сначала первые три группы, а затем вторые. Каждая четверка по очереди называет составляющие бизнеса, которые несут положительный результат. Ответ должен состоять примерно из 1 - 4 слов. Пример, «амортизационные отчисления», «грамотный маркетинг» после очередного высказывания учитель считает до трех, и если команда, которая должна была назвать слагаемые, молчит, то вместо нее за секунду до того как преподаватель произнесет «три», выступает любая другая четверка. Побеждает та команда, которая последней назвала составляющую успеха в бизнесе. После чего определяются сильнейшие группы, и теперь проходит аукцион между этими двумя. По окончанию тренинга проходит обсуждение, учащиеся вспоминают в чем заключается успех в бизнесе.
Таким образом, тренинг это метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков в данном случае учащихся. Всем известно, что тренинговые упражнения проводят в различных фирмах, учреждениях, но они также подходят и для школ, если грамотно подойти к изменению цели каждого задания, подобрать подходящий материал. Пи этом учащиеся будут рады, увидеть что-то новое в их повседневной жизни. На самом деле приведенные выше тренинги, вызовут интерес у большинства учащихся, и они с удовольствие будут приходить на урок, ожидая от учителя чего-то нового, поэтому необходимо совмещать традиционные формы проведения уроков с современными педагогическими технологиями.
Список использованной литературы:
1. Боголюбов Л. Н. [Текст] : учеб. для общеобразоват. 0-28 учреждений : базовый уровень / Л. Н. Боголюбов, - 4-е изд. - М. : Просвещение, 2009. - 349с. Ил. - : с. 54 - 67; с. 228 - 239; с. 67 - 78.
2. Упражнение Невидимая связь «разминки и ледоколы»: [Электронный ресурс] сайт. - URL: http://www.your-mind.ru/lasta/uprazhnenie-nevidimaya-svyaz/ (дата обращения 15.11.2015).
3. Практические иллюстрации: тренинги, ролевые, имитационные, деловые игры - Электронная библиотека учебников: [Электронный ресурс] сайт. - URL: http://studentam.net/content/view/1326/123/ (дата обращения 20.11.2015).
© Алексанян К. К. , 2015