Научная статья на тему 'Подросток в группе'

Подросток в группе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2221
878
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА / ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ / КОМАНДНЫЙ ДУХ / ГРУППОВОЕ ДАВЛЕНИЕ / ПОДЧИНЕНИЕ ГРУППЕ / КОНФОРМИЗМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кадыкова Ольга Мамедовна

Автор представляет материалы урока обществознания в 7 классе на тему: «Подросток в группе», описывает ученическую деятельность на уроке, предлагает серию заданий и вариативное целеполагание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подросток в группе»

Мастер - класс

J

Л

О.М. Кадыкова

подросток в ГРУППЕ

Какое значение имеет для подростков группа, в которую они входят?

_______________________________________________Г

Аннотация. Автор представляет материалы урока обществознания в 7 классе на тему: «Подросток в группе», описывает ученическую деятельность на уроке, предлагает серию заданий и вариативное целеполагание.

Ключевые слова: социальная среда, социальная группа, законы социальной группы, командный дух, групповое давление, подчинение группе, конформизм.

Содержание курса обществознания в 7 классе преследует цель расширить знания подростка о себе самом, его месте в обществе, среде, которая его окружает. Подростковый возраст очень сложный, но необычайно важный для становления личности человека, знания о нём помогают пройти этот период с наименьшими потерями и с наибольшей пользой [5, 6]. Каждый урок курса даёт возможность опираться на жизненный опыт подростка в оценке поступков, в предъявлении своего мнения коллективу, в выборе той или иной позиции по различным вопросам.

Наиболее продуктивными видами деятельности на уроках являются беседа на актуальную тему, коммуникативные тренинги, работа в группах, заполнение таблиц, работа со схемами, написание эссе на значимые для подростка темы. Обязательным элементом урока должно стать обсуждение, словесная или обоснованная рейтинговая оценка деятельности каждого ученика на уроке. Урок становится действующей моделью социума, даёт возможность моделировать своё поведение в различных ситуациях, помогает увидеть реакцию окружающих, учит конструктивному восприятию критики.

Уроки могут строиться как беседа, рассуждение, обсуждение, диспут, диалог, групповая деятельность, все эти формы должны быть в арсенале опытного учителя обществознания. Предлагаю рассмотреть один из уроков обществознания в 7 классе.

Тема урока: «Подросток в группе».

Урок можно отнести к типу обсуждение и рассуждение в рамках комбинированного урока.

Постановка цели урока.

Цель урока ставится в трёх вариантах:

- в виде формулировки, адекватной содержанию и деятельности на уроке.

Цель урока:

Выявить значение принадлежности социальной группе для развития подростка.

Проанализировать процессы взаимодействия, взаимовлияния, взаимозависимости подростка и различных социальных групп.

- в виде вопросов, которые соответствуют запланированному ходу урока.

Задачи - вопросы урока:

Какие бывают социальные группы?

Какое значение имеет для подростков группа, в которую они входят?

Какое влияние оказывает группа на подростка?

- в виде проблемы актуальной для учащихся.

Проблема урока: Как вы считаете:

группа подавляет личность и способности подростка,

или только в группе подросток проявляет свои способности и таланты.

Проблема инициирует личностный выбор, аргументирование свей позиции.

План урока.

1. Организационный момент.

Взаимное приветствие (начало общения учителя и учеников);

Определение отсутствующих;

Проверка готовности учащихся к уроку

Организация внимания учащихся.

Место урока среди других. Второй урок раздела: «Подросток и окружающая среда».

Инструкции к деятельности на уроке: работа с теоретическим материалом, со схемами, участие в обсуждении вопросов урока в различных формах, элементы тренинга, самоанализ деятельности на уроке, анализ и оценка учебной деятельности самими учащимися, выстраивание рейтинга результатов выполнения учебного задания.

Сообщение краткого плана урока.

2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному рассуждению на заявленную тему

Учебно-воспитательная задача этапа:

Организовать и направить познавательную деятельность учащихся, подготовить к усвоению нового материала. Формировать целенаправленный характер

56

Эксперимент и инновации в школе 2011/6

Мастер - класс

деятельности учащихся. Научить учащихся формулировать цель и выбрать конкретные средства для ее достижения.

Тема нашего урока: «Подросток в группе».

Формулировка и процесс принятия цели урока учащимися:

Каждый из нас живет в обществе, нас окружает социальная среда, группы людей, конкретные люди, где проявляется взаимодействие, взаимовлияние, взаимозависимость подростка и различных социальных групп. Всё это заставляет каждого из вас меняться и развиваться.

Практическая значимость изучения этой темы.

Социализация личности возможна только в социальной группе, понимание теории социальной группы поможет быть более успешным на практике.

Комментарий статьи 15 Конвенции ООН о правах ребёнка: «Дети имеют право встречаться и объединяться в группы, если только это не вредит другим людям и не нарушает общественную безопасность и порядок».

Постановка перед учащимися учебной проблемы:

Как вы считаете:

группа подавляет личность и способности подростка,

или только в группе подросток проявляет свои способности и таланты.

На этот вопрос вы будете формулировать ответ в течение всего урока, подбирая аргументы для одной и другой точек зрения. Для этого перенесём в тетрадь табличку, которую каждый заполнит к концу урока, и мы с вами обсудим, что у вас получилось.

группа подавляет личность и способности подростка только в группе подросток проявляет свои способности и таланты

i i

2 2

3 3

Проверка знаний и умений при подготовке к продолжению изучения темы.

Беседа с классом по теории: определение социальной среды, прямое и косвенное влияние на подростка, прямая и косвенная зависимость от социума.

Цель: сформулировать определение социальной группы.

Вспомним характеристику социальной среды, дадим определение социальной среды по всем вертикалям и горизонталям таблицы, затем сделает также с понятием социальная группа.

Социальная среда

Условия развития Удовлетворение Отношения

потребностей взаимодействие общение

для в как

Удовлетворения Развитии Условия для раз-

потребностей; Отношениях вития;

Отношений взаимодействии Удовлетворение

взаимодействия общения общении потребностей

Объединение Участие в дея- Система отноше-

людей тельности ний

как для в

Социальная группа

Вывод: Определение социальной группы сделают сами учащиеся. Можно дать возможность выказаться нескольким ученикам, а затем подвести к данному в таблице определению.

Социальная группа - объединение людей, основанное на участии в некоторой деятельности, связанных системой отношений.

Данное определение записать в тетрадь.

Выставление отметок наиболее активным учащимся, участникам беседы с обязательным оценочным комментарием учителя.

3. Этап усвоения новых знаний в процессе рассуждения и обсуждения.

Мини тренинг на определение своей личностной позиции относительно темы урока.

К доске приглашается группа учащихся от 3 человек, любое количество.

Им предлагаются вопросы, на которые предусматривается высказывание своего мнения с позиции: Да, я согласен; Нет, я не согласен; с одной стороны Да, с другой стороны Нет.

Остальные учащиеся работают в тетради над составлением рейтинга ответов.

Например, у доски пять учеников, им задано три вопроса.

Таблица рейтинга:

№ Ф. И.ученика Вопрос№ 1 максимально 5 баллов Вопрос№ 2 максимально 5 баллов Вопрос№ 3 максимально 5 баллов Итог максимально 15 баллов

1

2

3

4

5

Эксперимент и инновации в школе 2011/6

57

Мастер - класс

Вопросы для тренинга:

1. Согласны ли вы, что современный человек не мыслит себя вне группы?

2. Согласны ли вы, что выбор группы зависит от особенностей личности?

3. Ты готов подчиняться требованиям группы?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Блиц - опрос. Закончите фразу:

Я вступлю в эту группу, если...

Я выйду из этой группы, если.

Обсуждение результатов заполнения таблицы.

Выставление отметок. Высокий рейтинг «5», низкий рейтинг «4».

Также выставляются и за анализ ответов. На данном уроке 8 отметок.

Теоретический итог тренинга подводится по материалам учебника. Предлагается комментарий понятий:

законы социальной группы, командный дух, групповое давление, подчинение группе, конформизм.

Работа со схемами.

Посмотрите на схему 1 (схема на столе у каждого ученика),

какую закономерность вы видите?

(выделение цветом пар групп, на которые делится общество.)

Схема 1. Какие бывают социальные группы.

Назовите парами социальные группы, которые показывают, на какие группы может делиться общество.

Дайте краткую характеристику социальным группам.

Вывод: группа не может быть одновременно большой и малой, постоянной и временной, формальной и неформальной, первичной и вторичной.

Задание: Определите, каким социальным группам соответствует:

Семья. Ответ: формальная, первичная, малая, постоянная.

Пенсионеры. Ответ: большая, формальная, постоянная, первичная.

Схема 2.

Дворовая футбольная команда. Ответ: малая, временная, вторичная, неформальная.

Зрители в кинотеатре. Ответ: большая, временная, вторичная, неформальная.

Школьное научное общество «Эврика». Ответ: неформальная, большая, вторичная, временная.

Проверка и оценки по итогам беседы. Читают ответы 3 ученика.

Затем, учитель комментирует ошибки и показывает правильный ответ.

Задание: Модель социального взаимодействия.

В какие группы входишь ты? К какому виду они относятся?

Обозначьте на схеме. Работы сдать. Оценка по итогам проверки.

В центре пишем: Я - Ф. И., группы называем конкретно и реально существующие в жизни каждого ученика.

В результате этого задания получены интересные данные об учащихся их круге общения, повышена социальная значимость их внешкольных связей. В список различных групп вошли семьи, спортивные секции, социальные Интернет - сообщества, команды, творческие коллективы, группы по увлечениям разновозрастного типа и многое другое.

5. Закрепление через личностное осмысление знаний полученных на уроке. Рассуждение по проблеме урока.

Беседа по итогам работы над проблемой урока.

Учащиеся читают свои аргументы по проблеме урока. За аргументацию можно выставить отметки.

6. Домашнее задание. Комментарий учителя:

Соответствующий материал учебника.

Придумайте по аналогии с примерами из учебника

пример эксперимента доказывающего влияние группы на личность.

Сдать на отдельном листе.

58

Эксперимент и инновации в школе 2011/6

Мастер - класс

7. Подведение итога урока.

Анализ реализации цели и задач урока.

Оценочный анализ деятельности учащихся на уроке. Окончательное заполнение рейтингового листа, определение рейтинга урока для каждого ученика. Лист рейтинга.

Фамилия имя_______________________________

Класс_________________

Обществознание. 7 класс Тема: «Подросток в группе».

Проблема урока.

группа подавляет личность и способности подростка только в группе подросток проявляет свои способности и таланты

i i

2 2

3 3

Эта таблица поможет научить делать рецензию на работу и конструктивно сравнивать свой результат с другими. Такая система проведения уроков даёт комплексный результат: знания по предмету, социализация личности, коммуникативные навыки, опыт самооценки, возможность выбора мнения, поступка, социальной ситуации.

В последующей деятельности учащимся было предложено написать обществоведческое эссе на тему: «Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты». Вот некоторые выдержки из работ учащихся 7-го класса: «... каждый человек особенный... И нет таких параметров, по которым мы можем определить какой человек и его друг»; «Действительно, по тем людям, которых мы выбираем для общения, можно многое сказать о нас самих. Хотя эту закономерность часто упрощают, считая, что качества друга совпадают с качествами самого человека: грубый выбирает грубого, умный умного. Но в жизни разные люди играют для нас разные

Таблица рейтинга ответов на вопросы

№ Ф. И.ученика Вопрос № 1 максимально 5 баллов Вопрос № 2 максимально 5 баллов Вопрос № 3 максимально 5 баллов Итог максимально 15 баллов

1

2

3

4

5

Итог урока

Я (10 баллов) МЫ (10 баллов) ДЕЛО (10 баллов)

После проведения урока предполагается работа учителя с материалами. Определение рейтинга всего урока: определение самооценки каждого ученика, определение рейтинга содержания, определения рейтинга деятельности всего класса. Анализируя баллы, которые были выставлены на уроке, самый высокий рейтинг получила деятельность коллектива (Мы), очень критически выставлены баллы самим себе (Я) и средний балл получила деятельность на уроке (Дело). Интересно анализировать конкретного ученика, учитель может корректировать взаимодействие с учеником как с личностью, контролировать уровень его достижений.

Продолжением темы урока и её расширением является эссе на тему: «Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты». Публичное представление эссе тоже предполагает его обсуждение и оценку учащихся. Эссе можно анализировать по таблице:

роли: с одними мы общаемся потому что они похожи на нас, с другими потому что у них можно чему- то научиться.»; «Я согласна с этим выражением, т. к. встречалась с этим в жизни. Одна девочка подошла и спросила, знаю ли я Б. Аню, я ответила, что она моя подруга, тогда она сказала, что ты тоже отличница.», «... друг- это что-то очень хорошее и доброе. Я могу с уверенностью сказать, что я не совсем хороший друг, ведь даже слово «друг» говорит нам об ответственности, а это очень трудно, особенно в нашем возрасте.»; «У меня есть друг Женя. Мы познакомились и начали общаться ещё в первом классе. Недавно он пригласил меня посмотреть на его тренировку, и я понял что тоже хочу заниматься танцами, теперь мы вместе в одной команде. Мы дружим и часто поддерживаем друг друга в удачах и неудачах. Мой друг повлиял на мои жизненные интересы. Я рад, что он именно такой и сам хочу быть похожим на него».

Такая работа заставила задуматься каждого ученика о своём друге, о себе, о дружбе. Может

№ Ф. И.ученика Вступление Макс. 5 баллов Основная часть Макс. 5 баллов Заключение Макс. 5 баллов Итог Макс. 15 баллов

Эксперимент и инновации в школе 2011/6

59

Мастер - класс

быть, помогла стать более ответственным и терпимым к людям, а публичное представление своей работы помогло сравнить свою позицию с другими.

Литература

1. Захарова Е. Н. Введение в обществознание. Учебное пособие для учащихся 11 класса средней школы. Часть 3. -М.: Центр «Школьная книга». 2001. - 281 с.

2. Конаржевский Ю. А. Анализ урока / М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 2003. -336 с.

3. Конвенция ООН о правах ребёнка. Оригинал-макет подготовлен к печати издательством « АРКТИ»

4. Кравченко А. И., Певцова Е. А. Обществознание; учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1-10-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово -РС», 2008. - 112 с.

5. Сиденко Е. А. К вопросу адаптации младшего подростка в социуме // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - № 1.

6. Сиденко Е. А. Особенности старшего подросткового возраста // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - № 2.

О.Н.Сотникова

J ^

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

на уроке литературы?

Как можно использовать на уроках литературы в работе с подростками методический прием «Собственный ассоциативный рисунок»?

S______________________________________________________г

Аннотация. Автор делится опытом использования методического приема «Собственный ассоциативный рисунок» на уроках литературы при работе с подростками, обосновывает новую функцию учителя как конструктора новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на создание ситуация для освоения учениками обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов.

Ключевые слова: стандарт; подросток; мыследеятельность учащихся; прием «Собственный ассоциативный рисунок»; образы; ассоциация; метафора; развитие мышления учащихся.

Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов мыследеятельностной педагогики. Учитель сегодня должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на освоение учащимися обобщенных способов деятельности [1] и создание учащимися собственных продуктов в процессе освоения знаний. Другими словами, учитель должен стать организатором мыследеятельности учащихся. Именно организация образовательного движения учащегося, его мыследеятельности формирует соответствующие способности.

Развитие творческих способностей учащихся, творческого мышления подростков является одной из главных задач обучения. Творческая способность -это способность понять необходимость и возможность создания чего-то нового, способность формулировать проблему, мобилизовать необходимые знания для выдвижения гипотезы, подтвердить эту гипотезу теоретически и практически или совсем отказаться от нее, искать и найти решение проблемы, чтобы в результате создать новый оригинальный продукт.

В рамках мыследеятельностной педагогики разработан и апробирован методический приём «Собственный ассоциативный рисунок», нацеленный на формирование творческого мышления у школьников, который с успехом может быть использован для работы с подростками.

Целью данного методического приёма является развитие мышления и способностей учащихся подросткового возраста, развитие творческих умений.

Задачи:

Обучающая - самостоятельное конструирование своего понимания произведения, образа, авторской позиции.

Развивающая - способствование умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности.

Воспитательная - воспитание навыков самостоятельной деятельности, способствование процессу духовного развития.

Применение на уроке методического приёма «Собственный ассоциативный рисунок» позволяет

• учиться слышать и слушать другого человека;

60

Эксперимент и инновации в школе 2011/6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.