Научная статья на тему 'Из опыта апробации модели поточно-группового обучения (на примере преподавания обществознания в 6 классе)'

Из опыта апробации модели поточно-группового обучения (на примере преподавания обществознания в 6 классе) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1128
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ПОТОЧНО-ГРУППОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБЪЕКТ ОЦЕНИВАНИЯ / ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаяхметова Венера Рюзальевна

В статье представлен опыт апробации поточно-группового обучения обществознанию в рамках муниципальной модели «Основная школа пространство выбора» в МАОУ «Лицей №4» г. Перми. Автор акцентирует внимание на объектах оценивания и способах формирования универсальных учебных действий. Специфическое содержание учебной программы каждой группы стало результатом поиска каждого учителя, который исходил не столько из собственных возможностей, сколько из личностных и возрастных особенностей обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из опыта апробации модели поточно-группового обучения (на примере преподавания обществознания в 6 классе)»

УДК 371.39

ББК Ч 420.254

В. Р. Шаяхметова

Из опыта апробации модели поточно-группового обучения (на примере преподавания обществознания в 6 классе)

В статье представлен опыт апробации поточно-группового обучения обществознанию в рамках муниципальной модели «Основная школа - пространство выбора» в МАОУ «Лицей №4» г. Перми. Автор акцентирует внимание на объектах оценивания и способах формирования универсальных учебных действий. Специфическое содержание учебной программы каждой группы стало результатом поиска каждого учителя, который исходил не столько из собственных возможностей, сколько из личностных и возрастных особенностей обучающихся.

Ключевые слова: педагогический эксперимент; поточно-групповое обучение; объект оценивания; формы и методы преподавания.

Известно, что новый образовательный процесс в современной школе направлен на формирование такого пространства, в котором будет обеспечено расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей учащихся для последующей успешной самореализации и самоактуализации. Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих главные объекты изучения, а именно: общество и его основные сферы, человека в обществе, регулирование общественных отношений.

Курс «Обществознание» в 6-7-х классах носит пропедевтико-воспитательный характер. Общая логика распределения в нем учебного материала - линейно-концентрическая. Школьники получают информацию, которая, во-первых, помогает им легче, естественнее «войти» в содержание последующих курсов, а во-вторых, имеет выраженное личностное значение.

Главными целями изучения обществоз-нания в 6-7-х классах являются:

• развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе вос-

приятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации.

• воспитание уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

• освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации;

• овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Учителя обществознания МАОУ «Лицей № 4» г. Перми с 2011 года работают в режиме апробации поточно-группового обучения в рамках муниципальной модели «Основная

школа - пространство выбора». Для каждой группы учащихся, изучающей в потоке (т.е. параллели 6-х классов) предмет «Обществоз-нание», учителями выделены специфические компоненты содержания и формы деятельности для каждой группы (совместная деятельность учителя и ученика, самостоятельно-поисковая деятельность ученика).

Специфика каждой группы, по сути, стала результатом своеобразного творческого поиска каждого учителя, исходящего, в первую очередь, из личностных и возрастных особенностей обучающихся. Во вторую очередь учитывались содержательные и тематические линии «Обще-ствознания» в 6-м классе, среди которых особенно выявляются следующие: вопросы этики и нравственного становления человека; первоначальные знания об обществе, стране, государстве, взаимоотношениях между людьми; нравственно-правовые нормы и правила общественной жизни; права ребенка.

Деление учебного курса «Обществозна-ние» на несколько групп призвано помочь ученикам осуществить осознанный выбор дальнейшего пути обучения и, возможно, дальнейшей профессиональной деятельности. Пять групп: обществознание - экономика, обществознание - социология, обществознание - право, обществознание -культурология, обществознание - психология предполагают пропедевтику изучения основных сторон жизни общества: экономики, социальных и правовых отношений, психологии межличностных взаимоотношений и передачи культурных ценностей. Данный способ обучения учителя МАОУ «Лицей № 4» г. Перми рассматривают как условие индивидуализации образования и формирования у учащихся навыков социального функционирования.

Учителя также предложили собственный подход структурирования учебного

материала «Обществознания» и определения последовательности его изучения. Рабочие учебные программы групп содержат конкретизацию предметных тем образовательного стандарта, самостоятельных и практических работ, выполняемых учащимися 6 класса. Каждая группа рассматривается как самостоятельная учебная единица, опирающаяся на адаптированную рабочую программу, включающую инвариантную нагрузку и собственное содержание, определенное рамками специфического компонента.

В группе «Подросток и экономическая сфера» (обществознание - экономика) учащиеся знакомятся с сущностью правовых норм, которые регулируют отношения между производителями и потребителями.

В группе «Я в мире права» (обществознание - право) учащиеся знакомятся с правовыми нормами, лежащими в основе правомерного поведения в семье, школе и в обществе. Подростки учатся разделять права как возможности достижения желаемого результата и правовые запреты как регуляторы общественных отношений.

В группе «Социологические исследования» (обществознание - социология) учащиеся знакомятся с навыками и умениями положительной самоактуализации в малой социальной группе, также осваивают способы и приемы социологических исследований.

В группе «Духовная культура подростка» (обществознание - культурология) учащиеся знакомятся с культурным опытом и гуманистическими ценностями социума.

В группе «Я и сверстники» (обществознание - психология) учащиеся знакомятся не только со способами контроля над собственными эмоциями, но и с сущностью межличностного общения и способами совместной деятельности.

Группа внутри потока Результат обучения Формы деятельности в группе Объект оценивания

«Я в мире права» Автор-составитель: Шаяхметова В.Р., учитель высшей категории, учитель истории и обществознания Освоение правовых понятий. Освоение способов и действий защиты прав ребенка, человека и гражданина. Знание общих положений «Декларации прав человека и гражданина», «Конвенции о правах ребенка», Конституции РФ (в части прав гражданина) Проигрывание правовых ситуаций - «правовая проба» (поиск верного варианта выхода, соответствующего правовым нормам). Практикум: работа с правовым источником (анализ содержания, возможность применения) Умение преподнести полученную информацию на базе правовой терминологии. Умение аргументировать собственную позицию, ориентируясь на содержание закона

«Я и сверстники» Автор-составитель: Чепкасова Е.Г., педагог-психолог, учитель общество-знания Освоение психологических понятий. Освоение способов рефлексии собственных действий Ведение дневника рефлексии (погружение в собственные эмоции). Использование элементов психологических тренингов (фиксация с последующим контролем личных эмоций, действий) Навыки по работе с психологическими источниками (объектами взаимоотношений), их интерпретации. Умение разрешить возникшую ситуацию, основываясь на полученных знаниях психологии

«Подросток и духовная культура» Автор-составитель: Мазалова В.Е., учитель истории и обществознания Освоение этических понятий. Освоение идеалов и духовных ценностей Ролевые игры, эвристические беседы, элементы проектной деятельности. Обсуждение «этических» текстов, на их основе моделирование ситуаций Оценка поступков и действий (моделирование, обобщение личного опыта). Владение коммуникативной компетентностью

«Социологические исследования» Автор-составитель: Обухова О.Ю., учитель высшей категории, учитель истории и обществознания Освоение социологических понятий. Освоение способов и приемов сбора информации, подлежащей социологическому анализу Критический анализ массивов информации, полученных в результате анкетных опросов, блиц-опросов и т.п. Использование отдельных элементов социологических исследований (постановка проблемы, определение способа сбора информации, анализ информации) Навыки по проведению социологического исследования (фиксация событий во время наблюдения, проведение опроса). Умение аргументировать и интерпретировать результаты социологического исследования

«Подросток и экономическая сфера» Автор-составитель: Чиж Е.М., учитель экономики и обще-ствознания Освоение экономических понятий. Освоение способов защиты прав потребителя. Экономическая компетентность Анализ кейс-материалов. Деловые игры. Ролевые игры Умение работать с экономическими источниками и интерпретировать их содержание. Сбор кейс-материала по заданной тематике

Изучение учебного материала в каждой группе, независимо от специфического компонента, начинается с того, что близко каждому школьнику с его «социального лица» и ближайшего социального окружения (семья, друзья, класс, школа). Уроки в группах проходят в форме бесед.

В 6-м классе учащиеся в основном должны читать и через чтение и обсуждение (рефлексии по поводу прочитанного) усваивать содержание урока. Учителя в рамках урока нацеливают учащихся на формулирование ими личного мнения в форме «Я со-гласен(на) с...», «Я не согласен(на)...»,

«Мне кажется, что...». Общая схема работы в группах такова: учащиеся читают (учебник, дополнительные печатные и электронные материалы), в ходе совместного обсуждения объясняют, с чем согласны или не согласны, отвечают на вопросы для самопроверки (учитель корректирует ответы), запоминают определения выделенных понятий и в заключение обсуждают предложенные в конце урока темы.

Элементы теоретических знаний учащихся сопровождаются рассмотрением реальных процессов и отношений (межличностный конфликт, отношения поколений, отношения между носителями различных этических установок и т.д.). Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательно-практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике. На занятии обязательно присутствует источник (правовой, экономический, этический,

социологический), дополняющий содержание урока и формирующий проблемную ситуацию. Учителям представляется, что этого достаточно для «вхождения» шестиклассников в материал курса и начала формирования у них самостоятельного мышления.

В ходе осуществления контроля за уровнем знаний учителя предусмотрели проведение различных видов уроков, в том числе практикумов, тестирования, уроков-диспутов, аналитических контрольных работ, терминологических диктантов, собеседований и др.

Таким образом, учащиеся 6-го класса получат начальный минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания человеком самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей. Кроме того, в результате поточно-группового обучения они смогут использовать приобретенные знания в практической деятельности для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей и сознательного выбора дальнейшего направления обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ПУБЛИКАЦИИ

1. Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание для школьников старших классов и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2007.

2. Человек и общество: дополнительные материалы к учебнику: пособие для 10-11-х классов общеобразовательных учреждений / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. - М.: Дрофа, 2002.

3. Шилобод М.И., Петрунин А.С., Кривошеев В.Ф. Обществознание: Политика и право: учебник для 10-11-х классов общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2005.

4. Никитин А.Ф. Большой школьный словарь: Обществознание, экономика, право. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006.

5. Словарь по обществознанию: пособие для абитуриентов вузов / под ред. Ю.Ю. Петрунина. -М., 2005.

6. Сухолет И.Н. Вопросы духовной культуры в школьном обществознании : пособие для учителя. - М.,2003.

7. Тюляева Т.И. Обществознание. Настольная книга учителя. - М.: Астрель, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.