Мастер - класс
быть, помогла стать более ответственным и терпимым к людям, а публичное представление своей работы помогло сравнить свою позицию с другими.
Литература
1. Захарова Е. Н. Введение в обществознание. Учебное пособие для учащихся 11 класса средней школы. Часть 3. -М.: Центр «Школьная книга». 2001. - 281 с.
2. Конаржевский Ю. А. Анализ урока / М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 2003. -336 с.
3. Конвенция ООН о правах ребёнка. Оригинал-макет подготовлен к печати издательством « АРКТИ»
4. Кравченко А. И., Певцова Е. А. Обществознание; учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1-10-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово -РС», 2008. - 112 с.
5. Сиденко Е. А. К вопросу адаптации младшего подростка в социуме // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - № 1.
6. Сиденко Е. А. Особенности старшего подросткового возраста // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - № 2.
О.Н.Сотникова
J ^
КАК ОРГАНИЗОВАТЬ МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
на уроке литературы?
Как можно использовать на уроках литературы в работе с подростками методический прием «Собственный ассоциативный рисунок»?
S______________________________________________________г
Аннотация. Автор делится опытом использования методического приема «Собственный ассоциативный рисунок» на уроках литературы при работе с подростками, обосновывает новую функцию учителя как конструктора новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на создание ситуация для освоения учениками обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов.
Ключевые слова: стандарт; подросток; мыследеятельность учащихся; прием «Собственный ассоциативный рисунок»; образы; ассоциация; метафора; развитие мышления учащихся.
Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов мыследеятельностной педагогики. Учитель сегодня должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на освоение учащимися обобщенных способов деятельности [1] и создание учащимися собственных продуктов в процессе освоения знаний. Другими словами, учитель должен стать организатором мыследеятельности учащихся. Именно организация образовательного движения учащегося, его мыследеятельности формирует соответствующие способности.
Развитие творческих способностей учащихся, творческого мышления подростков является одной из главных задач обучения. Творческая способность -это способность понять необходимость и возможность создания чего-то нового, способность формулировать проблему, мобилизовать необходимые знания для выдвижения гипотезы, подтвердить эту гипотезу теоретически и практически или совсем отказаться от нее, искать и найти решение проблемы, чтобы в результате создать новый оригинальный продукт.
В рамках мыследеятельностной педагогики разработан и апробирован методический приём «Собственный ассоциативный рисунок», нацеленный на формирование творческого мышления у школьников, который с успехом может быть использован для работы с подростками.
Целью данного методического приёма является развитие мышления и способностей учащихся подросткового возраста, развитие творческих умений.
Задачи:
Обучающая - самостоятельное конструирование своего понимания произведения, образа, авторской позиции.
Развивающая - способствование умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности.
Воспитательная - воспитание навыков самостоятельной деятельности, способствование процессу духовного развития.
Применение на уроке методического приёма «Собственный ассоциативный рисунок» позволяет
• учиться слышать и слушать другого человека;
60
Эксперимент и инновации в школе 2011/6
Мастер - класс
• формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать;
• обогащать свой читательский опыт путем включения другого читательского опыта
• продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать, проявлять свою индивидуальность.
Актуальность использования данного методического приёма несомненна. Он является практическим воплощением идеи гуманизации образования, суть которой в возвращении к личности. Переориентация на личность и ее развитие - важнейшая задача современного образования, поставленная процессами социального развития. Через введение этого нового методического приёма в образовательный процесс на уроках литературы мы создаём условия для самовыражения учащихся, саморазвития их творческой индивидуальности и раскрытия духовных потенциалов, формируем компетентного читателя. [4, 5].
В методике преподавания прошлых лет именно образы активно использовались в системе Шаталова в виде опорных конспектов, у Мыскина - в виде системы пиктограмм и т. д. В выше указанных педагогических технологиях чаще используются визуальные способы кодирования учебной информации в качестве мнемо-технических приемов, что само по себе, безусловно, является шагом вперед по сравнению с аудиально-сло-весной формой презентации предметного содержания.
Но с точки зрения понимания сущности личностноориентированного образования, мыследеятельностной педагогики они все же являются больше внешне заданными образцами-результатами познавательной деятельности учителя, нежели самих школьников [2, 3, 6]. В такой ситуации, с нашей точки зрения, происходит навязывание учителем собственного понимания в процессе формирования познавательной деятельности учащихся, что, безусловно, сужает возможности самостоятельного детского познания и ограничивает учащихся в способах познания, так как со временем они закрепляются и становятся стереотипами.
Поэтому по результатам анализа сильных и слабых сторон известных методик и на основе собственного понимания сущности познавательной деятельности в рамках личностно-ориентированной модели, мыследеятельностной педагогики разработан новый методический приём «Собственный ассоциативный рисунок», призванный решить проблемы, с которыми сталкиваются все учителя литературы. Среди этих проблем мы можем выделить следующие:
• ученики мало читают и не всегда понимают позицию автора;
• затрудняются делать развернутый анализ текста;
• не всегда могут выразить свою мысль.
И каждый учитель находит свой путь решения этих проблем, чтобы не просто заинтересовать детей на уроках литературы, а чтобы еще и был результат. По мере накопления опыта в работе, каждый учитель старается найти такую «изюминку», благодаря которой можно достичь наилучших результатов на уроках. Ведь не простое дело - научить детей (всех) «говорить»
на уроке, а тем более высказывать собственное мнение по произведению, которое мало понятно.
Осмысление - это акт не только интеллектуальный, но и творческий, поэтому важно развить образное мышление. Предлагаемый нами методический приём «Собственный ассоциативный рисунок» основывается на таких понятиях как ассоциация и метафора, которые развивают образное мышление.
Ассоциация (от лат. associatio - соединение) - закономерная связь двух или более психических процессов (психическими элементами), возникшая в результате опыта и обусловливающая при актуализации одного элемента связи проявление и другого.
Метафора - вид тропа, переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту.
Ученики, создавая свой рисунок, должны не только идентифицировать индивидуальные объекты, не только устанавливать сходство между областями, но также и улавливать общность между конкретным и абстрактным. В этом случае они не столько открывают сходство, сколько создают его, сопоставляя, казалось бы, несопоставимые понятия. Акт метафорического творчества всегда целенаправлен и эффективен. Он приводит к осмыслению, пониманию, анализу и синтезу.
Свои «первые шаги» по применению собственных ассоциативных рисунков мне пришлось сделать семь лет назад. Данный приём используется на уроке литературы в процессе изучения произведения. Если в традиционной технологии учитель преподносит ученику правильное понимание содержания произведения, то в личностно-ориентированном обучении, мыследеятельностной педагогике учащийся самостоятельно конструирует свое понимание произведения, авторской позиции, образа.
В процессе понимания, создавая собственный ассоциативный рисунок, читатель «реконструирует» произведение в соответствии с собственным читательским опытом, образовательным уровнем, эстетической направленностью. В результате чего мы наблюдаем различное восприятие художественного произведения. Ассоциативные рисунки показывают, что в сознании разных лиц один и тот же художественный объект может отражаться различным образом.
Прежде всего, работу с ассоциативным рисунком следует проводить на этапе осмысления. Он целесообразен, т. к. делает урок эмоционально насыщенным и в то же время полифункциональным.
После некоторой практики учащиеся включаются в процесс творческого создания ассоциативного рисунка, и у них возникает желание, а затем и потребность, выразить себя на более сложном уровне, не просто рисуя ассоциативный образ, а, например, иллюстрируя какую-либо авторскую мысль, заинтересовавшую в процессе чтения художественного произведения.
На основе собственного понимания сущности познавательной деятельности в рамках личностно-ориентированной модели нами были определены требования к созданию ассоциативного рисунка:
- рисунок должен быть создан учащимся самостоятельно;
Эксперимент и инновации в школе 2011/6
61
Мастер - класс
- рисунок должен как можно более тесно быть связан с содержанием произведения;
- рисунок должен однозначно отражать понимание содержания произведения, концепции образа или авторской позиции;
- рисунок должен отражать индивидуальное восприятие содержания произведения, концепции образа или авторской позиции;
Рисунки, выполненные учащимися на основе художественного текста, способствуют выявлению того, как они восприняли и осознали текст. Продолжая эту мысль, мы приходим к выводу, что ассоциативный рисунок помогает учителю узнать, верно ли истолкован текст учеником, а также узнать об отношении к изоб ражаемому, следовательно, предлагаемому тексту.
Таким образом, рисунок, созданный к тексту, развивает наглядно-словесную форму мышления, ассоциативное и логическое мышление, действует положительно на развитие познавательных процессов и имеет немаловажное значение для совершенствования речевых механизмов, которые являются основой формирования коммуникативных умений учащихся. Отсюда берет свое начало развитие двойной мотивации, исходящей из соединения словесных и изобразительных средств.
На уроках литературы, где вводится методический приём «Собственный ассоциативный рисунок», используется следующая схема:
1. Мотивация на чтение через использование приёмов технологии развития критического мышления.
2. Чтение и восприятие художественного произведения.
3. Составление учащимися собственных «толстых и тонких вопросов» по содержанию произведения.
4. Совместный поиск ответов на вопросы.
5. Создание учащимся в процессе дальнейшего осмысления произведения собственного ассоциативного рисунка.
6. Составление миниатюры, раскрывающей смысл рисунка.
7. Презентация созданного рисунка, в ходе которого происходит столкновение различных взглядов, позиций, истолкований, интерпретаций.
8. Дискуссия.
9. Рефлексия.
Ассоциативный рисунок, синтезируя изобразительную и речевую деятельность, способствует словесному оформлению мыслей, что является одним из принципов совершенствования речи учащихся. Однако в методике преподавания литературы создание рисунка несет в себе цель - понимание текста учащимся. Кроме того, учащийся в свое работе выступает не только как читатель-художник, но и как читатель-критик, читатель-публицист и читатель исследователь, то есть гармонично соотносит все грани литературного развития.
Таким образом, создание собственных ассоциативных рисунков может быть полезной не только для понимания художественного произведения, но и личностного развития учащегося.
Как известно, в психологии выделяют как минимум три стадии развития творческого мышления: наглядно - действенное; причинное; эвристическое.
Одним из направлений развития творчества на этапе наглядно-действенного мышления является выход за рамки привычных мыслительных стереотипов. Это качество творческого мышления называют оригинальностью, и оно зависит от умения мысленно связывать далекие, не связываемые обычно в жизни образы предметов.
Причинное мышление связано с выходом за пределы представляемого образа ситуации и рассмотрением ее в более широком контексте. Способность управлять своим мышлением, ставить исследовательские цели, выдвигать гипотезы причинно-следственных зависимостей, рассматривать известные факты с позиций выдвинутых гипотез являются основными предпосылками творчества на этапе причинного мышления.
Мышление, которое, опираясь на критерии избирательного поиска, позволяет решать сложные, неопределенные, проблемные ситуации, называют эвристическим.
Ниже приведены образцы ассоциативных рисунков, созданных учащимися на уроках литературы, на примере которых рассмотрим развитие творческого мышления учащихся.
Ассоциативный рисунок к роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
<4* - —
Печорин,
Таинственный и странный,
Любит, страдает, разрушает.
Всегда посторонний в своём обществе.
Ядовитая змея.
Печорин ассоциируется с ядовитой змеёй, потому что он бывает всегда причиной смерти, трагедии. Его жизнь пуста, как пустыня. Но и как каждый он ищет место в этой жизни.
Назарова Василина, 9 класс
Данный ассоциативный рисунок демонстрирует наглядно-действенное творческое м ышление. Е сть выход за рамки привычных мыслительных стереотипов. Поступки Печорина ассоциированы с действиями ядовитой змеи, которая жалит при каждом удобном случае.
62
Эксперимент и инновации в школе 2011/6
Мастер - класс
Ассоциативные рисунки к комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Ассоциативные рисунки к роману И. А. Гончарова «Обломов»
На моём рисунке Митрофан ассоциирован с растением, которое могло бы вырасти прекрасным цветком, но нет (!), он вырос ужасным кустарником. И виною всему этому неправильное воспитание, то есть виноват тот, кто ухаживал за ним. Вырастили его родители. Безвольный, бесхребетный Простаков и деспотичная, грубая Простакова. Сын перенял поведение у родителей. Получилось ка к в пословице «Что посеешь, то и пожнёшь».
Трифонов Э рэл, 9 класо
Учащийся демонстрирует причинное мышление. В процессе создания рисунка ученик прошёл через такие этапы мышления, как анализ, синтез, обобщение и пришёл к выводу.
В работе выдвигается причинно-следственная гипотеза
ООлом ов у меня ассоциируется с розой. Обломов-ребе-нок, как и все дети прекрасен, но от излишней заботы, ласки, опеки его жизненные ресурсы дают трещину. Роза чахнет, лепестки и листья опадают, и Обломой-роза бесславно гибнет. Гончаров считает, что жизнь человека зависит от его воспитания. Человчк, приеыкший к опеке, затем не может жить самостоятельной полноценной жизнью и найти себе применение в жизни.
Сотникова Мена, 10 класс
Данный ассоциативный ри^нок демонстрирует наглядно-действенное творческое мышление. Есть выход за рамки привычных мыслительных стереотипо в. Жизненные ресурсы - горшок с землёй - дали трещину, и вода проливается через трещину. Излишняя опека не пошла на пользу. Но здесь есть начатки причинного мышления. Объяснено, почему гибнет Обломов.
: ^
Я нарисовал Простакову и Софью. Цветок - это Софья. А ножницы - это госпожа Простакова. Ножницы хотят срезать цветок, то есть Простакова хочет распорядиться с жизнью Софьи. Цветок окружает тень. Тень - это Простаков и Митрофан.
Олесов Ганя, 9 класс
Учащийся демонстрирует наглядно-действенное мышление. Ассоциации правильно подобраны и выходят за рамки стереотипов.
Я ассоциирую Обломова с обломком. Он обломок общества, потому что не нашёл себе применения в обществе, натура безвольная, вялая, апатичная, оторванная от реальной жизни .Я думаю, что эта особенность отличает его от других литературных героев.
Иванов Мичил, 10 класс
Учащийся демонстрирует причинное мышление.
Эксперимент и инновации в школе 2011/6
63
Мастер - класс
Ассоциативные рисунки к драме М. Горького «На дне»
От яркого и непривычного света жара Луки сгорают жители дна.
Сатин изображен в виде окружающей тьмы. Хоть там и темно, всё-таки безопасней.
Заровняев Алёша 11 класс
На этом рисунке наблюдается осмысление учащимся противопоставленности образов Сатина и Луки (тьма и свет), а также прослеживается, какую позицию занимает ученик по отношению к героям. Рисунок демонстрирует эвристическое мышление. Учащийся в ходе анализа, синтеза и обобщения делает свой выбор, становясь на сторону Сатина.
Носителем истин ы является Сатин, е му противопоставлен Лука. А рядом с ними есть ещё один человек, который тоже спорит об истине и сострадании. Лука силой своей мысли соидаёт вокруг себя светлую, красивую ауру, носмотря на то, что вокруг него темнота, нищета. А у Сатина слабый характер, слабая аура. И поэтому его облако разгромила молния суровой правды.
КуприяноваСвета, 11 класс
Рисунок демоострирует эвристичиское мышлоние. Показаны три позиции авторская, главных героев Луки и Сатина.Ученица выби°оет позицию Луки.
На рисунке показан колодец, чем я хотела отразить самое «дно» жизни. Над колодцем стоит ведро с грязной водой и капает тотихоньку в кклодец, чем я отразила странника Луку. В конце концов воя вода в толодце становитоя грязной. Максим Горький нависал пиесу «На дне» в 1902 году, он говорил: «Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений за миром «бывших людей». А вкдь за их жизнью он наблюдал сам, поэтомд в рисунок вписывается глаз Корьдого.
Тимофеева заля, 11 рл асс
дченица чутко уловила то, что Горький только наблюдает своом внимательвым взглядом, но опять-таки ни на чью сторону не становится. Сама она также воздерживается принять чью- то сторону, хотя и оценивает отрицательно ложь Луки.
Итак, на уроке сталкиваются три позиции, три истолкования, и невольно уже в ходе презентации рисунков завязывается дискуссия, после которой каждый делает свой выбор.
Таким образом, содержание произведения пропускается через себя, и учащийся в ходе мыследеятельности строит свой собственный образ мира и своё место в нём.
Через методический приём «Собственный ассоциативный рисунок» мы можем наблюдать как развивается мышление, коммуникативные качества, личность, креативность учащегося. Другими словами данный приём является не только средством формирования творческого мышления, но своеобразным инструментарием мониторинга компетентностей учащихся.
В заключение хочется сказать, что «Собственный ассоциативный рисунок» создаёт условия для развития самостоятельно мыслящей личности с развитым ассоциативным, образным мышлением, широким спектром ассоциаций в процессе освоения литературы как вида
64
Эксперимент и инновации в школе 2011/6
Мастер - класс
искусства, а также для формирования у обучающихся мировоззрения, взглядов и убеждений, необходимых современному человеку.
Кроме вышесказанного, как показывает опыт, методический приём «Собственный ассоциативный рисунок» является прекрасным средством создания на уроке речевых ситуаций, обеспечения мотивации высказывания, осмысления и истолкования содержания произведения. Ассоциативные рисунки развивают у детей творческое воображение, наблюдательность, содействуют нравственному и эстетическому воспитанию учащихся. Рисунок положительно действует на развитие логического и творческого мышления у учащихся.
Данный методический приём помогает сосредоточить внимание учащихся на рассматриваемой проблеме и является одним из важнейших средств обучения, так как эффективно решает задачи, которые ставятся при изучении литературы в средней школе.
Мы надеемся, что наш опыт поможет коллегам
других образовательных учреждений и вдохновит их
на собственное творчество.
Литература
1. Выготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Избр. психол. исслед. М., 1956.
2. Галкина Т. В., Алексеева Л. Г. Методика диагностики речемыслительной креативности.//Методы психологической диагностики, вып. 1 - М., 1993.
3. Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. - М., 1979
4. Сиденко Е. А. Универсальные учебные действия: от термина к сущности // Эксперимент и инновации в школе. -2010. - № 3.
5. Сиденко А. С. Педагогическая мастерская: от теории к практике проектно-ориентированного обучения // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2008. - № 1.
6. Учебный диалог - основа развития Мышления и Деятельности / Институт повышения квалификации работников образования РС (Я), Якут. Пед.колледж № 1; Авт,-сост. В. Е. Степанова. - Якутск, 2002.
От редакции. Статья подготовлена по материалам книги Гиппенрейтер Ю. Б.* «Общаться с ребенком - как?»
J
Л
УРОКИ ОБЩЕНИЯ с РЕБЕНКОМ
Ю. Б.Гиппенрейтер
____________Г
Аннотация. Автор дает советы родителям по использованию техники активного слушания.
Ключевые слова: безусловное принятие, потребность в любви, комплекс непринятия, дисциплина, активное слушание.
Начиная наши систематические занятия, хочу познакомить вас с одним общим принципом, без соблюдения которого все попытки наладить отношения с ребенком оказываются безуспешными. Он и будет для нас отправной точкой. Принцип этот - безусловное принятие. Что он означает?
Безусловно принимать ребенка - значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!
Нередко можно слышать от родителей такое обращение к сыну или дочке: «Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой), то я буду тебя любить». Или: «Не жди от меня хорошего, пока ты не перестанешь... (лениться, драться, грубить), не начнешь. (хорошо учиться, помогать по дому, слушаться)».
* Автор: Гиппенрейтер Ю. Б. Глава из книги «Общаться с ребенком - как?»
http://www.karapuz.kz/pages_out.php?cid=143, http://www.karapuz. kz/pages_out.php?cid=117
Приглядимся: в этих фразах ребенку прямо сообщают, что его принимают условно, что его любят (или будут любить), «только если.». Условное, оценочное отношение к человеку вообще характерно для нашей культуры. Такое отношение внедряется и в сознание детей.
Пятиклассник из Молдовы нам пишет: «А за что тогда любить ребенка? За лень, за невежество, за неуважение к старшим? Извините, но я это не понимаю! Своих детей я буду любить, только если.».
Причина широко бытующего оценочного отношения к детям кроется в твердой вере, что награды и наказания - главные воспитательные средства. Похвалишь ребенка - и он укрепится в добре, накажешь - и зло отступит. Но вот беда: они не всегда безотказны, эти средства. Кто не знает и такую закономерность: чем больше ребенка ругают, тем хуже он становится. Почему же так происходит? А потому, что воспитание ребенка - это вовсе не дрессура. Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы.
Эксперимент и инновации в школе 2011/6
65