Научная статья на тему 'Подросток в группе'

Подросток в группе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
852
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА / ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ / КОМАНДНЫЙ ДУХ / ГРУППОВОЕ ДАВЛЕНИЕ / ПОДЧИНЕНИЕ ГРУППЕ / КОНФОРМИЗМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кадыкова Ольга Мамедовна

Автор представляет материалы урока обществознания в 7 классе на тему: «Подросток в группе», описывает ученическую деятельность на уроке, предлагает серию заданий и вариативное целеполагание. Какое значение имеет для подростков группа, в которую они входят?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подросток в группе»

Центру образования № 641 имени Сергея Есенина — 50 лет

Кадыкова Ольга Мамедовна

ГОУ ЦО № 641 имени Сергея Есенина заместитель директора по научно- методической работе E-mail: koma641@yandex.ru г. Москва

J ^

подросток в ГРУППЕ

Л_________________________________________г

Аннотация: Автор представляет материалы урока обществознания в 7 классе на тему: «Подросток в группе», описывает ученическую деятельность на уроке, предлагает серию заданий и вариативное целеполагание. Какое значение имеет для подростков группа, в которую они входят?

Ключевые слова: социальная среда, социальная группа, законы социальной группы, командный дух, групповое давление, подчинение группе, конформизм.

Содержание курса обществознания в 7 классе преследует цель расширить знания подростка о себе самом, его месте в обществе, среде, которая его окружает. Подростковый возраст очень сложный, но необычайно важный для становления личности человека, знания о нём помогают пройти этот период с наименьшими потерями и с наибольшей пользой. Каждый урок курса даёт возможность опираться на жизненный опыт подростка в оценке поступков, в предъявлении своего мнения коллективу, в выборе той или иной позиции по различным вопросам.

Наиболее продуктивными видами деятельности на уроках являются беседа на актуальную тему, коммуникативные тренинги, работа в группах, заполнение таблиц, работа со схемами, написание эссе на значимые для подростка темы. Обязательным элементом урока должно стать обсуждение, словесная или обоснованная рейтинговая оценка деятельности каждого ученика на уроке. Урок становится действующей моделью социума, даёт возможность моделировать своё поведение в различных ситуациях, помогает увидеть реакцию окружающих, учит конструктивному восприятию критики.

Уроки могут строиться как беседа, рассуждение, обсуждение, диспут, диалог, групповая деятельность, все эти формы должны быть в арсенале опытного учителя обществознания. Предлагаю рассмотреть один из уроков обществознания в 7 классе.

Тема урока: «Подросток в группе»

Урок можно отнести к типу обсуждение и рассуждение в рамках комбинированного урока.

Постановка цели урока.

Цель урока ставится в трёх вариантах:

- в виде формулировки, адекватной содержанию и деятельности на уроке.

Цель урока:

Выявить значение принадлежности социальной группе для развития подростка.

Проанализировать процессы взаимодействия, взаимовлияния, взаимозависимости подростка и различных социальных групп.

- в виде вопросов, которые соответствуют запланированному ходу урока.

Задачи - вопросы урока:

Какие бывают социальные группы?

Какое значение имеет для подростков группа, в которую они входят?

Какое влияние оказывает группа на подростка?

- в виде проблемы актуальной для учащихся. Проблема урока: Как вы считаете:

группа подавляет личность и способности подростка, или только в группе подросток проявляет свои способности и таланты.

Проблема инициирует личностный выбор, аргументирование свей позиции.

План урока.

1. Организационный момент.

Взаимное приветствие (начало общения учителя и учеников);

Определение отсутствующих;

Проверка готовности учащихся к уроку Организация внимания учащихся.

12

Эксперимент и инновации в школе 2012/5

Центру образования № 641 имени Сергея Есенина — 50 лет

Место урока среди других. Второй урок раздела: «Подросток и окружающая среда».

Инструкции к деятельности на уроке: работа с теоретическим материалом, со схемами, участие в обсуждении вопросов урока в различных формах, элементы тренинга, самоанализ деятельности на уроке, анализ и оценка учебной деятельности самими учащимися, выстраивание рейтинга результатов выполнения учебного задания.

Сообщение краткого плана урока.

2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному рассуждению на заявленную тему

Учебно-воспитательная задача этапа:

Организовать и направить познавательную деятельность учащихся, подготовить к усвоению нового материала. Формировать целенаправленный характер деятельности учащихся. Научить учащихся формулировать цель и выбрать конкретные средства для ее достижения.

Тема нашего урока: «Подросток в группе».

Формулировка и процесс принятия цели урока учащимися:

Каждый из нас живет в обществе, нас окружает социальная среда, группы людей, конкретные люди, где проявляется взаимодействие, взаимовлияние, взаимозависимость подростка и различных социальных групп. Всё это заставляет каждого из вас меняться и развиваться.

Практическая значимость изучения этой темы.

Социализация личности возможна только в социальной группе, понимание теории социальной группы поможет быть более успешным на практике.

Комментарий статьи 15 Конвенции ООН о правах ребёнка: «Дети имеют право встречаться и объединяться в группы, если только это не вредит другим людям и не нарушает общественную безопасность и порядок».

Постановка перед учащимися учебной проблемы:

Как вы считаете:

группа подавляет личность и способности подростка,

или только в группе подросток проявляет свои способности и таланты.

На этот вопрос вы будете формулировать ответ в течение всего урока, подбирая аргументы для одной и другой точек зрения. Для этого перенесём в тетрадь табличку, которую каждый заполнит к концу урока, и мы с вами обсудим, что у вас получилось.

группа подавляет личность и способности подростка только в группе подросток проявляет свои способности и таланты

i i

2 2

3 3

Проверка знаний и умений при подготовке к продолжению изучения темы.

Беседа с классом по теории: определение социальной среды, прямое и косвенное влияние на подростка, прямая и косвенная зависимость от социума.

Цель: сформулировать определение социальной группы.

Вспомним характеристику социальной среды, дадим определение социальной среды по всем вертикалям и горизонталям таблицы, затем сделает также с понятием социальная группа.

I Социальная среда I * 1

Условия развития Удовлетворение Отношения взаимо-

потребностей действие общение

для в как

Удовлетворения Развитии Условия для раз-

потребностей; Отношениях вития;

Отношений взаимо- взаимодействии Удовлетворение по-

действия общения общении требностей

Объединение Участие Система

людей в деятельности отношений

как для в

Социальная группа

Вывод: Определение социальной группы сделают сами учащиеся. Можно дать возможность выказаться нескольким ученикам, а затем подвести к данному в таблице определению.

Социальная группа - объединение людей, основанное на участии в некоторой деятельности, связанных системой отношений.

Данное определение записать в тетрадь.

Выставление отметок наиболее активным учащимся, участникам беседы с обязательным оценочным комментарием учителя.

1. Этап усвоения новых знаний в процессе рассуждения и обсуждения.

Мини тренинг на определение своей личностной позиции относительно темы урока.

К доске приглашается группа учащихся от 3 человек, любое количество.

Им предлагаются вопросы, на которые предусматривается высказывание своего мнения с позиции: Да, я согласен; Нет, я не согласен; с одной стороны Да, с другой стороны Нет.

Остальные учащиеся работают в тетради над составлением рейтинга ответов.

Например, у доски пять учеников, им задано три вопроса.

Таблица рейтинга:

№ Ф.И. ученика Вопрос №1 максимально 5 баллов Вопрос №2 максимально 5 баллов Вопрос №3 максимально 5 баллов Итог максимально 15 баллов

1

2

3

4

5

Вопросы для тренинга:

1. Согласны ли вы, что современный человек не мыслит себя вне группы?

2. Согласны ли вы, что выбор группы зависит от особенностей личности?

3. Ты готов подчиняться требованиям группы?

4. Блиц - опрос. Закончите фразу:

Эксперимент и инновации в школе 2012/5

13

Центру образования № 641 имени Сергея Есенина — 50 лет

Я вступлю в эту группу, если...

Я выйду из этой группы, если.

Обсуждение результатов заполнения таблицы.

Выставление отметок. Высокий рейтинг «5», низкий рейтинг «4».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также выставляются и за анализ ответов. На данном уроке 8 отметок.

Теоретический итог тренинга подводится по материалам учебника. Предлагается комментарий понятий:

законы социальной группы, командный дух, групповое давление, подчинение группе, конформизм.

Работа со схемами.

Посмотрите на схему 1 (схема на столе у каждого ученика),

какую закономерность вы видите?

(выделение цветом пар групп, на которые делится общество.)

Назовите парами социальные группы, которые показывают, на какие группы может делиться общество.

Дайте краткую характеристику социальным группам.

Вывод: группа не может быть одновременно большой и малой, постоянной и временной, формальной и неформальной, первичной и вторичной.

Задание: Определите, каким социальным группам соответствует:

Семья. Ответ: формальная, первичная, малая, постоянная.

Пенсионеры. Ответ: большая, формальная, постоянная, первичная.

Дворовая футбольная команда. Ответ: малая, временная, вторичная, неформальная.

Зрители в кинотеатре. Ответ: большая, временная, вторичная, неформальная.

Школьное научное общество «Эврика». Ответ: неформальная, большая, вторичная, временная.

Схема 1. Какие бывают социальные группы.

Проверка и оценки по итогам беседы. Читают ответы 3 ученика.

Затем, учитель комментирует ошибки и показывает правильный ответ.

Схема 2.

Задание: Модель социального взаимодействия.

В какие группы входишь ты? К какому виду они относятся?

Обозначьте на схеме. Работы сдать. Оценка по итогам проверки.

В центре пишем: Я - Ф.И., группы называем конкретно и реально существующие в жизни каждого ученика.

5. Закрепление через личностное осмысление знаний полученных на уроке. Рассуждение по проблеме урока.

Беседа по итогам работы над проблемой урока.

Учащиеся читают свои аргументы по проблеме урока. За аргументацию можно выставить отметки.

6. Домашнее задание. Комментарий учителя:

Соответствующий материал учебника.

Придумайте по аналогии с примерами из учебника

пример эксперимента доказывающего влияние группы на личность.

Сдать на отдельном листе.

7. Подведение итога урока.

Анализ реализации цели и задач урока.

Оценочный анализ деятельности учащихся на уроке.

Окончательное заполнение рейтингового листа, определение рейтинга урока для каждого ученика.

Лист рейтинга.

Фамилия имя______________________Класс____

Обществознание. 7 класс

Тема: «Подросток в группе».

14

Эксперимент и инновации в школе 2012/5

Центру образования № 641 имени Сергея Есенина — 50 лет

Проблема урока.

группа подавляет личность и способности подростка только в группе подросток проявляет свои способности и таланты

i i

2 2

3 3

Таблица рейтинга ответов на вопросы

№ Ф.И. ученика Вопрос №1 максимально 5 баллов Вопрос №2 максимально 5 баллов Вопрос №3 максимально 5 баллов Итог максимально 15 баллов

1

2

3

4

5

Итог урока

Я (10 баллов) МЫ(10 баллов) ДЕЛО( 10 баллов)

После проведения урока предполагается работа учителя с материалами. Определение рейтинга всего урока: определение самооценки каждого ученика, определение рейтинга содержания, определения рейтинга деятельности всего класса.

Продолжением темы урока и её расширением является эссе на тему: «Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты «. Публичное представление эссе тоже предполагает его обсуждение и оценку учащихся. Эссе можно анализировать по табл.:

№ Ф.И. ученика Вступ- ление Макс. 5 баллов Основная часть Макс. 5 баллов Заклю- чение Макс. 5 баллов Итог Макс. 15 баллов

Эта таблица поможет научить делать рецензию на работу и конструктивно сравнивать свой результат с другими. Такая система проведения уроков даёт комплексный результат: знания по предмету, социализация личности, коммуникативные навыки, опыт самооценки, возможность выбора мнения, поступка, социальной ситуации.

Литература

1. Захарова Е.Н. Введение в обществознание. Учебное пособие для учащихся 11 класса средней школы. Часть 3. -М.: Центр « Школьная книга».2001. - 281с.

2. Кравченко А.И. Певцова Е.А. Обществознание; учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч.Ч.1-10-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008. - 112с.

3. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 2003. - 336 с.

Карпова Надежда Николаевна

учитель английского языка ГОБУ ЦО № 641 имени С. Есенина г. Москва

Мелентьева Ольга Юрьевна

кандидат филологических наук учитель английского языка ГОБУ ЦО № 641 имени С. Есенина г. Москва

J Ч

АКТИВНОЕ СТРАНОВЕДЕНИЕ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ

СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

Как сделать процесс знакомства с иноязычной культурой ____________личностно-значимым для ученика?_____^

Аннотация: Авторы предлагают нестандартный способ развития социокультурной компетенции учащихся за счет использования технологии проектной деятельности и приемов ролевой игры. В статье представлена концепция, основные этапы подготовки и проведения выездного языкового лагеря.

Ключевые слова: социокультурная компетенция, личностно-ориентированное страноведение, проект, ролевая игра, сотрудничество, мотивация, интерактивный.

Эксперимент и инновации в школе 2012/5

15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.