Научная статья на тему 'Формирование мотивации достижения успеха у подростков 11-14 лет на уроках музыки с использованием квест-технологии'

Формирование мотивации достижения успеха у подростков 11-14 лет на уроках музыки с использованием квест-технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1136
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / УСПЕХ / SUCCESS / УРОК МУЗЫКИ / MUSIC LESSON / КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЯ / QUEST TECHNOLOGY / ПОИСКОВАЯ АКТИВНОСТЬ / SEARCH ACTIVITY / РАБОТА В КОМАНДЕ / TEAMWORK / СОРЕВНОВАНИЕ / COMPETITION / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ / BALL-RATING EVALUATION SYSTEM / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА / EXPERIMENTAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мочалова Екатерина Анатольевна, Морозова Нина Виссарионовна

Авторы статьи анализируют феномен мотивации достижения успеха и её проявления в учебной деятельности на уроке музыки. В качестве средства, повышающего позитивную мотивацию, предлагается использовать квесттехнологию современную познавательную игру, а также особые педагогические условия: работу в команде, соревновательность, использование любых источников информации, балльно-рейтинговую систему оценивания. Экспериментальное исследование, проведённое в школе на уроках музыки с учащимися 5, 6 и 7 классов, позволило сравнить результаты экспериментальной группы школьников, участвовавших в квестиграх, и данные участников контрольной группы, обучавшихся по традиционной методике. В диагностике использовались: тесты А. Мехрабиана и Т. Элерса для изучения мотивации достижения успеха, методика А. А. Реана для определения направленности личности на достижение успеха / избегания неудачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мочалова Екатерина Анатольевна, Морозова Нина Виссарионовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Use of the Quest Technology in the Development of Achievement-Oriented Motivation in Adolescents Aged 11-14 at Music Lessons

The authors analyze the phenomenon of motivation success and its manifestations in the educational a,ctivities at the music lesson. The concept of “motivation” opens with the General and musical-peda,gogical positions. As a means of increa,sing positive motivation, it is proposed to use the quest-technology modern cognitive game, as well a,s special peda,gogical conditions: work in a team, competition, use of any information sources, point-rating system of assessment. An experimental study in school for music lessons with students 5, 6 and 7 cla,sses enabled us to compare the results of the experimental group students who participated in our quest games and the participants of the control group studied through traditional method. In the diagnostics were used: tests A. Mehrabian and T. Ehlers to study the motivation of success, the technique A. A. Reana to determine the orientation of the individual to a,chieve success or avoid failure. The article provides examples of the content of the quest games for 5th grade students: “the Culture of the city of Perm” and “Works of W. A. Mozart”. In addition to increasing motivation to musical practice, conducting quest game promotes teamwork, mutual support, a,dequate Noi-esteem of a,dolescents.

Текст научной работы на тему «Формирование мотивации достижения успеха у подростков 11-14 лет на уроках музыки с использованием квест-технологии»

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА У ПОДРОСТКОВ 11-14 ЛЕТ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ

Е. А. Мочалова*, Н. В. Морозова,

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

Аннотация. Авторы статьи анализируют феномен мотивации достижения успеха и её проявления в учебной деятельности на уроке музыки. В качестве средства, повышающего позитивную мотивацию, предлагаетя использовать квест-технологию - современную познавательную игру, а также особые педагогические условия: работу в команде, соревновательность, использование любых источников информации, балльно-рейтинговую систему оценивания. Экспериментальное исследование, проведённое в школе на уроках музыки с учащимия 5, 6 и 7 классов, позволило сравнить результаты экспериментальной группы школьников, участвовавших в квест-играх, и данные участников контрольной группы, обучавшихся по традиционной методике. В диагностике использовались: тесты А. Мехрабиана и Т. Элерса для изучения мотивации достижения успеха, методика А. А. Реана для определения направленности личности на достижение успеха / избегания неудачи.

Ключевые слова: мотивация, успех, урок музыки, квест-технология, поисковая активность, работа в команде, соревнование, балльно-рейтинговая система оценивания, экспериментальная работа.

Summary. The authors analyze the phenomenon of motivation success and its manifestations in the educational activities at the music lesson. The concept of "motivation" opens gQ with the General and musical-pedagogical positions.

As a means of increasing positive motivation, it is proposed to use the quest-technology -modern cognitive game, as well as special pedagogical conditions: work in a team, competition, use of any information sources, point-rating system of assessment. An experimental study in school for music lessons with students 5, 6 and 7 classes enabled us to compare the results of the experimental group students who participated in our quest games and the participants of the control group studied through traditional method. In the diagnostics were used: tests A. Mehrabian and T. Ehlers to study the motivation of success, the technique A. A. Reana to determine the orientation of the individual to achieve success or avoid failure. The article provides examples of the content of the quest games for 5th grade students: "the Culture of the city of Perm" and "Works of W. A. Mozart".

In addition to increasing motivation to musical practice, conducting quest game promotes teamwork, mutual support, adequate Noi-esteem of adolescents.

Keywords: motivation, success, music lesson, quest technology, search activity, teamwork, competition, ball-rating evaluation system, experimental work.

Научный руководитель Н. В. Морозова.

70

Мотивация, открытая Аристотелем более двух с половиной тысяч лет назад, в XXI веке признана в качестве определяющего фактора успешности любой деятельности - как трудовой, так и учебной.

Различают мотивацию внешнюю и внутреннюю [1; 2], мотивацию достижения успеха и мотивацию избегания неудачи [3; 4] - все её разновидности являются своеобразным внутренним огнём деятельности, «топливом» человеческой активности, без которых могут остаться невостребованными способности, интеллект, креативность и другие внутренние ресурсы личности.

Требования современного общества таковы, что в рамках каждой изучаемой дисциплины учитель должен ориентироваться на формирование у учащихся позитивной мотивации: желание оперативно осваивать и умело применять современные научные знания, принимать ответственные решения и обеспечивать саморегуляцию поведения, поскольку именно эти качества личности являются показателями успешности современного человека.

На уроках музыки школьники, осваивая вершины музыкального искусства, знакомятся с различными вариантами успеха: успех музыканта-исполнителя или композитора, переживание успеха, когда с тобой рядом группа единомышленников. Однако стремление подростка к успеху и качественный рост его личностных достижений зачастую оказываются не замеченными учителем при использовании традиционных методов и подходов к обучению на уроках музыки.

В связи с этим становится актуальной проблема развития мотивации до-

стижения успеха, выявления новых способов её формирования у подростков 11-14 лет на уроках музыки.

Мотивация - это процесс и результат побуждения человека к деятельности. В педагогике под мотивацией понимают потребность человека в познавательной деятельности. Одним из способов повышения качества образования является формирование у учащихся мотивации достижения успеха, которая представляет собой психологическое образование, характеризующее стремление человека проявить свой талант, реализовать свои способности и склонности в деятельности [3-5]. Формирование мотивации достижения успеха в учебной деятельности зависит от умения учащихся ставить перед собой адекватные цели, задавать «проблемные» вопросы. Положительно влияет включение в содержание урока учебного материала, расширяющего познания учащихся, использование педагогом похвалы, оптимальное соотношение положительных и отрицательных отметок и оценок. Применительно к урокам музыки с подростками можно добавить следующие мотиваторы: удовлетворение социальных потребностей учащихся в самореализации, в признании сверстников, стремление подростка к статусу знающего, разбирающегося в музыкальных направлениях и стилях.

Мы предлагаем новый способ формирования мотивации достижения успеха учащихся - квест-технологию. В её основе лежит игровая ситуация, состоящая из нескольких заданий поискового характера, выстроенных в определённом порядке. Музыкальный квест может пополнить копилку дидактических игр, це-

лью которых является не развлечение, а обучение и воспитание в рамках образовательного процесса.

Впервые понятие «квест» (от англ. quest - поиск) было применено для определения компьютерной приключенческой игры, требующей от участника или команды решения умственных задач для продвижения по сюжету [6].

В педагогической науке квест рассматривается, прежде всего, как образовательная технология веб-квеста, то есть интернет-сайта, обучающего целенаправленному поиску необходимой информации [7]. Мы считаем, что в образовательном процессе квест может применяться как игровая технология. Для этого имеются следующие основания:

1. Квест как педагогическая технология нацелен на конкретный педагогический результат и представляет собой алгоритмизированную систему действий с использованием различных методов, средств и форм работы.

2. Квест как игровая технология формирует общеучебные навыки, ин-

терес к учебной деятельности, удовлетворяет потребности личности в коммуникации, самовыражении, самоутверждении.

Квест-технология включает в себя несколько структурных элементов: введение, основную часть и заключение (см. рисунок).

Вначале учитель поясняет правила и ход игры (введение), в основной части игры учащиеся самостоятельно выполняют задания, на заключительном этапе подводятся итоги игры и оцениваются результаты деятельности учащихся. После подведения итогов рейтинг групповых и индивидуальных результатов игры вывешивается в классе для ознакомления учащихся, проводится рефлексия результатов, трудностей игры.

Подготовительный этап квеста включает в себя разработку путевых и оценочных листов. В путевой лист последовательно записываются задания для команды, а также раскрываются критерии оценки выполнения заданий. В оценочных листах даётся список участников команды, работу кото-

КВЕСТ

ч»

Содержательный компонент

Деятельностныш компонент

Теоретические задания

Практические задания

Работа в команде

Выступление каждого участника

71

Модель квеста

72

рых необходимо оценить. По результатам, занесённым в оценочные листы, вычисляется сумма баллов, заработанных командой.

Для урока музыки в 5-7 классах мы разработали два типа квестов: первый направлен на погружение в новую тему, второй нацелен скорее на подведение итогов и контрольную диагностику знаний.

Квест-введение позволяет за короткий срок ознакомить учащихся с объёмом информации, необходимой для дальнейшего изучения темы или раздела. Команда получает комплект из пяти заданий, куда входят вопросы теоретической и практической направленности. Это позволяет составить развёрнутое представление об изучаемом объекте или теме. После работы с материалами квеста учащиеся презентуют результат одноклассникам.

Поскольку практическая часть игры предусматривает ученическое моделирование или конструирование объекта из подручных материалов, то в процессе выступления учащиеся обучают своих товарищей некоторым практическим навыкам.

Поясним вышесказанное на примере квестов для учащихся 5 класса. Цель квеста «Музыкальная культура г. Перми» - познакомить школьников с концертно-театральными и фестивальными площадками родного города. Для познавательной игры выбраны пять учреждений культуры: Пермский академический театр оперы и балета им. П. И. Чайковского, Органный зал краевой филармонии, Дворец культуры им. А. Г. Солдатова, Пермский драматический театр, фестивальный городок «Белые ночи».

Выбор объектов можно объяснить стремлением автора совместить

удовлетворение потребностей подростков в «новой» музыке и знакомство с некоторыми музыкально-сценическими проектами, которыми славится Пермь.

В процессе работы каждая команда должна изучить свой культурный объект и рассказать о нём одноклассникам в устном выступлении. Подготовительную работу группа организует в удобном для неё режиме: выбрать лидера, который распределит задания, или решать все задачи единой командой.

На презентации культурного объекта выступают все участники команды, каждый раскрывает один вопрос квеста. При желании остальные игроки могут дополнить рассказ выступающего.

Теоретическая часть квест-игры призвана раскрыть историю концерт-но-театральных и фестивальных площадок города, перечислить направления их деятельности, проанализировать репертуар.

В практической части школьникам предлагаются проблемные ситуации из жизни, предполагающие неоднозначное решение.

Для понимания содержания заданий рассмотрим путевой лист команды, состоящий из пяти заданий теоретической и практической направленности.

Критерии оценки выполнения заданий приведены в табл. 1.

Форма для заполнения оценочного листа представлена в табл. 2.

Индивидуальный результат работы ученика оценивается с трёх сторон - учителем, участниками команды и самим игроком.

Учитель выставляет свою оценку в соответствии с критериями. Самооценка и оценка товарищей по команде

Путевой лист

Пермский академический театр оперы и балета им. П. И. Чайковского

1. Назовите оперу, которой Пермский театр оперы и балета им. П. И. Чайковского открыл свой первый театральный сезон? В каком году это произошло?

2. Какие оперы были представлены на суд зрителей в сезоне 2013/2014 года?

3. Прочитайте правила поведения в зрительном зале. Зачеркните неверное.

1) В театр нужно приходить заранее, чтобы успеть сдать верхнюю одежду в гардероб и занять свои места в зале.

2) Вход в зрительный зал после третьего звонка прекращается.

3) Места в зале занимаются зрителями согласно указанным в билетах. Если вы опоздали, то по разрешению контролёра или администратора можно занять ближайшее свободное место в зрительном зале. Пересесть на свои места вы сможете в антракте. Если место занято, следует обратиться к дежурной по залу.

4) Продвигаясь вдоль ряда к своему месту, повернитесь спиной к сидящим, извинитесь и поблагодарите вставших. При этом мальчик проходит впереди девочки.

5) При входе в зал отключите сотовый телефон! Звонки во время спектакля отвлекают от представления не только зрителей, но и артистов.

6) В зрительный зал можно взять с собой еду и напитки.

7) Фото- и видеосъёмки в зале запрещены.

8) Во время спектакля нельзя громко разговаривать, шаркать ногами, стучать пальцами по подлокотнику кресла.

9) Аплодировать можно во время исполнения, в паузе между частями симфонического или камерного произведения.

10) Нельзя бросать цветы на сцену, их передают артисту или служителю, назвав артистов, которым они предназначены.

11) Выход из зала до окончания спектакля возможен в любое время.

12) Если вы не можете посетить спектакль по объективным причинам, то билеты можно вернуть в кассу в любое время.

4. Где можно купить билет в театр, если до начала представления осталось 15 минут?

5. Сколько вам понадобится денег на билеты, если вы пригласили трёх друзей пойти на оперу Дж. Верди «Риголетто» (цена билета 480 руб.), но один из них отказался идти в театр, а другому стало нехорошо в первом отделении спектакля?

73

Таблица 1

Критерии оценки выполнения заданий

Блоки Критерии Баллы

Теоретический: вопросы 1 и 2 Правильный ответ, раскрывающий суть вопроса с достаточной полнотой 2,5

В ответе были допущены ошибки, недостаточно полно раскрыта суть вопроса 1,5

Нет ответа 0

Практический: вопросы 3, 4, 5 Учащиеся справились с задачей и представили свой вариант решения 5

Учащиеся справились с задачей с некоторыми недочётами (решение должно соответствовать реальной жизненной ситуации) 2,5

Не справились с заданием 0

Таблица 2

Оценочный лист

Ф. И. участника_, самооценка_

№ п/п Ф. И. участника команды Количество баллов

1

2

Таблица 3

Рейтинг участников

74

Место Ф. И. Само- Оценка группы Оценка Итоговая

в рейтинге участника игры оценка (средний результат) учителя оценка за игру

1

2

и т. д.

прописывается школьниками в оценочном листе: учащиеся отмечают степень активности, включённости в работу - как своей, так и каждого члена команды.

В строке «самооценка» и графе «количество баллов» школьники выставляют баллы по шкале от нуля до пяти. Сумма баллов, набранных каждым игроком индивидуально, складывается в командную оценку.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По сумме баллов, заработанных командой, учитель определяет победите-

ля игры, а также выстраивает рейтинг личного первенства учащихся. Последний параметр может выступать в качестве оценки учащегося, полученной за урок. Образец заполняемого учителем листа для оценивания рейтинга участников представлен в табл. 3.

Рассмотрим другой вид квест-тех-нологии - квест-контроль.

Квест-контроль включает в себя цепочку заданий, выполняемых учащимися в строгой последовательности. Результатом работы каждой ко-

манды становится ключевое слово, числовой или музыкальный код, благодаря которому, объединив ответы всех команд, можно разгадать тайну игры. Это может быть перечень слов, характеризующих стиль композитора, или новая информация, раскрывающая изученный материал в неожиданном ракурсе.

В качестве примера предлагаем квест-игру для учащихся 5 класса «Цепочка», целью которой является проверка знаний по теме «Творчество В. А. Моцарта».

В теоретической части квеста учащимся необходимо раскрыть особенные черты стиля композитора, знакомство с творчеством которого осуществлялось на предыдущих уроках.

В качестве практического задания выступает музыкальная викторина. Квест строится вокруг наиболее известных учащимся произведений композитора: опера «Свадьба Фигаро», рондо из Серенады № 13 G-Dur, Симфонии № 40 и "Lacrimosa" из «Реквиема».

Для игры разработаны путевые листы, папки с музыкальными файлами, раздаточный материал (таблички с номерами частей симфонии и буквами слова «свет», шифрованная записка), подбор справочно-энциклопедической литературы, которая должна находиться «в зоне досягаемости» игроков.

Влияние использования квест-технологии на формирование мотивации достижения успеха у подростков 11-14 лет было доказано нами опытным путём. Экспериментальное исследование проводилось в средней общеобразовательной школе № 132 г. Перми с углублённым изучением предметов естественно-экологического профиля. Из учащихся 5-7 классов были уком-

плектованы экспериментальная и контрольная группы по 18 человек в каждой. Группы были выравнены по возрастному, гендерному признакам, а также по академической успеваемости.

Эмпирическое исследование осуществлялось с двух позиций - педагогической и психологической. Педагогическую основу эксперимента составили квесты двух типов: квест-введение и квест-контроль. Диагностическую базу исследования составили тесты, позволяющие проанализировать мотивационные тенденции у подростков - учащихся 5-7 классов: для измерения мотивации достижения - тест-опросник А. Мехрабиана в модификации М. Ш. Магомед-Эми-нова [8] и тест Т. Элерса [9]; для определения направленности личности на достижение успеха / избегания неудачи - тест А. А. Реана [10].

Диагностика была проведена на начальном и заключительном этапах исследования, что позволило зафиксировать динамику развития мотивации достижения успеха у подростков 11-14 лет (табл. 4 и 5).

Из приведённых данных следует, что количество подростков 11-14 лет с очень высоким уровнем мотивации на успех в экспериментальной группе достигло 39 %. На долю группы с умеренно высоким уровнем мотивации достижения на успех пришлось 19 %. Значительно (на 31 %) увеличилось количество подростков со средним уровнем мотивации на успех, составив 37 %. Это произошло в основном за счёт сокращения (на 28 %) группы учащихся с низким уровнем мотивации достижения.

Мы исследовали также место различных мотивов в общей картине учебной мотивации подростков (табл. 5).

75

76

Путевой лист квест-игры «Цепочка»

по творчеству В. А. Моцарта

Задание № 1. Впишите правильные ответы на следующие вопросы в горизонтальные ряды, после чего в вертикальной строке откроется ключевое слово:

1. Как называется вокальный номер, который исполняют более 10 человек?

2. Два куплета, один припев!

3. Как называется музыкальное вступление к опере и балету?

4. Как называется вокальный номер, характеризующий героя в опере?

5. Вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах.

1.

2.

3.

4.

5.

Задание № 2. Ответ на первое задание поможет вам вспомнить музыкально-драматический спектакль Моцарта, в котором речь идёт о знаменитом парикмахере Севильи_.

Из предложенного перечня вычеркните предметы, необходимые парикмахеру для работы. Из первых букв оставшихся слов соберите ключ к ответу на задание № 3.

Задание № 3. Ответ на предыдущее задание поможет вам понять, что объединяет следующие музыкальные понятия: сюита, вариации, сонатно-

симфонический цикл, рондо?_.

Какое из известных вам произведений композитора звучит как рондо?

Задание № 4. Ответ на предыдущий вопрос поможет вам разгадать первый музыкальный трек нашей викторины:

1._.

2._.

3 ._.

4 ._.

Задание № 5. Перед вами шифровка, разгадайте её - и вы узнаете слово, созвучное стилю

созвучное стилю композитора

Большая часть изменений доминирующего мотива учения произошла в экспериментальной группе. Количество учащихся с доминирующим мотивом на успех выросло на 18 % и достигло 33 %. Доля подростков с доминирующим мотивом избегания неудачи уменьшилась с 60 до 23 %. Произошло восходящее движение в группе школьников с двумя доминирующими мотивами - с 0 до 22 %. Учащихся с неопределённым ведущим мотивом стало меньше на 22 % - мы полагаем, что подростки с таким показателем перешли в группу мотивированных на успех и в группу с двумя доминирующими мотивами. Однако мы видим, что количество учащихся с боязнью неудачи возросло до 22 %. Но, может быть, это не так уж и плохо, что преобладающее «осторожное» избегание активности на уроках сменилось более яркими «страстями» (доминирующий учебный мотив избегания неудачи в экспериментальной группе сменился доминированием стремления к успеху, боязни неудачи и «двойной» учебной мотивацией).

Показатели в контрольной группе существенно не изменились.

Для выявления статистической значимости показателей в экспериментальной и контрольной группах

мы применили корреляционную методику Манна-Уитни, которая показала, что обучение с применением новой технологии квеста непосредственно влияет на формирование мотива стремления к успеху (р < 0,04). Поскольку такая положительная мотивация сопровождается радостью и внутренним удовлетворением, можно надеяться, что на её основе будет развиваться «правильная» мотивация достижения успеха, при которой подросток почувствует себя более уверенным и успешным, сможет трезво оценить свои возможности и не бояться ошибок. Это обстоятельство доказывает эффективность использования педагогической технологии квеста.

Считаем необходимым отметить педагогические условия, способствующие формированию мотивации достижения успеха.

Одним из таких условий является работа в команде, что даёт возможность подростку быть замеченным сверстниками, снижает уровень школьной тревожности.

Следующее условие - возможность использования любых источников информации, что сводит к минимуму страх совершить ошибку.

Третье условие - балльно-рейтин-говая система оценивания с чётким

77

Таблица 5

Доминирующие мотивы в учебной мотивации подростков

Таблица 4

Динамика показателей мотивации достижения успеха (в %)

Экспериментальная группа Контрольная группа

Уровень мотивации до эксперимента после эксперимента до эксперимента после эксперимента

Слишком высокий 33 39 34 38

Умеренно высокий 27 19 28 28

Средний 6 37 5 5

Низкий 34 6 33 29

Доминирующий мотив Экспериментальная группа Контрольная группа

до эксперимента после эксперимента до эксперимента после эксперимента

На успех 15 33 17 15

Два мотива 0 22 6 6

Избегание неудачи 60 23 66 67

Боязнь неудачи 3 22 6 6

Неутверждённый мотив 22 0 6 6

78

обозначением критериев. Её применение снижает боязнь неудачи, так как спектр баллов в ней шире и воспринимается учащимися намного спокойнее, чем традиционная пятибалльная система оценки.

И последнее условие - это соревновательный характер подобной формы обучения, позволяющий раскрепоститься, увлечься процессом познания и, не замечая трудностей, дойти до конца игры.

Важно отметить, что применение квест-технологии в работе с подростками на уроке музыки имеет явный воспитательный эффект: развивается

дух коллективизма, взаимопомощи, ведь победителем становится команда, прошедшая все этапы квеста быстрее остальных. Благотворно влияет квест-игра и на развитие адекватной самооценки подростков, так как личное первенство определяется объективным результатом, включающим оценку учителя, самооценку и оценки товарищей.

Интересное наблюдение: во время проведения квеста равнодушных не остаётся, азарт охватывает всех - и учеников, и учителя, но если ученики в процессе познавательной игры бывают нацелены на скорость выполне-

ния задания, то педагог - на качественный результат. Во время подведения итогов мы с ребятами неоднократно обсуждали эти особенности игры.

Проведённое исследование позволило нам сделать вывод, что формирование мотивации достижения успеха у подростков 11-14 лет на уроках музыки проходит более плодотворно, если целенаправленно применять квест-технологию, включающую в себя педагогические условия, направленные на удовлетворение познавательных и коммуникативных потребностей учащихся этого возраста: работу в команде, соревновательность, использование любых источников информации, балльно-рейтинговую систему оценивания.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2002. - 512 с.

2. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя [Текст] / А. К. Маркова. - М. : Просвещение, 1983. - 96 с.

3. Хекхаузен, X. Психология мотивации достижения [Текст] / Х. Хекхаузен : пер. с англ. - СПб. : Речь, 2001. - 240 с.

4. Кручинин, В. А. Формирование мотивации достижения успеха в подростковом возрасте: монография [Текст] / В. А. Кручинин, Е. А. Булатова. - Н. Новгород : Изд-во ННГАСУ, 2010. - 155 с.

5. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов [Текст] / И. А. Зимняя. - М. : ЛОГОС, 2004. - 384 с.

6. MMORPG: блог о компьютерных играх [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://mmorpgbb.ru/foegwoeg/Квест.

7. Новые информационные технологии в образовании: материалы Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 1-4 марта 2011 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// window.edu.ru/resource/221/75221

8. Тест-опросник «Измерение мотивации достижения» [Электронный ресурс] / АКМЕ: академия личностного роста. -Режим доступа : www.acme-alr.com

9. Методика диагно стики лично сти на мотивацию к успеху [Электронный ресурс] / Лаборатория психотехники. - Режим доступа : www.psi-test.ru

10. Тест-опросник МУН (мотивация успеха и боязни неудач) А. А. Реана [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.psi-test.ru

11. Гребнева, Д. М. Проблема формирования учебной успешности учащихся старших классов [Электронный ресурс]: материалы науч. конф. // НИЦ «Социосфера». -Пенза, 2010. - Режим доступа : http:// sociosphera.com / (дата обращения : 20.02.2013).

79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.