Научная статья на тему 'Педагогический ресурс уроков истории и обществознания в воспитании менталитета старших подростков'

Педагогический ресурс уроков истории и обществознания в воспитании менталитета старших подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
735
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколов Александр Григорьевич

В статье рассматривается потенциал уроков обществознания и истории в процессе воспитания менталитета старших подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соколов Александр Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогический ресурс уроков истории и обществознания в воспитании менталитета старших подростков»

ле. - 2006. - №>8. - С. 52.

2. Попов К.А. Векторы, фракталы, и компьютерное моделирование // Математика в школе. -2006. - №8. - С. 56.

3. Пейперт С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи: Пер. с англ. /

Под ред. А.В. Беляевой, В.В. Леонаса. - М.: Педагогика, 1989. - 224 с.

4. Юдина А.Г. Практикум по информатике в среде LogoWriter: пособие для учащихся образовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 1999. - 127 с.

А.Г. Соколов

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС УРОКОВ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В ВОСПИТАНИИ МЕНТАЛИТЕТА СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

В статье рассматривается потенциал уроков обществознания и истории в процессе воспитания менталитета старших подростков.

Духовное здоровье нации, положительные тенденции общественного разви-I тия во многом определяются менталитетом людей, их умонастроениями, национальным характером. В школе у учащихся закладываются основы менталитета как интегративной характеристики личности и целой нации, включающей в себя когнитивный, эмоционально-мотивационный и поведенческий компоненты. В данной статье мы рассмотрим педагогический потенциал двух гуманитарных предметов в воспитании менталитета подростков - истории и обществознания. Но прежде необходимо пояснить, почему для воспитания менталитета выбрана категория старшего подростка, и раскрыть понятие «гуманитаризация».

Подростковый возраст характеризуется неопределенностью, связанной с недалеким по времени выбором профессии, поиском подходящего вуза и факультета и т.д. Вследствие этого у него наблюдается эмоциональное напряжение и тревожность. В подростковом возрасте ребенок стремится попробовать свои силы в разных сферах деятельности, на основе которой у него формируется своя система поведения и мировоззрение, воспитывается менталитет. Если у молодого человека нет чувства удовлетворения от своих поступков, мыслей, желаний, ему очень сложно строить планы на будущее, у него наблюдается низкая самооценка в сочетании с осознанием у себя отрицательных черт характера. Задача воспитания в школе на этом этапе - научить ребенка действовать в разных жизненных ситуациях, думать о себе как о гражданине своей страны, повысить значимость собственных ценностей, общаться с людьми на уровне взрослых взаимоотношений. В силу отсутствия должного жизнен-

ного опыта подростки не всегда верно выбирают нужную для себя информацию, взятую из СМИ и окружения, вследствие чего у них формируются ложные стереотипы, поведенческие и моральные установки, а также идеалы. Не сформирована у подростков и гражданская позиция. Помочь подросткам к окончанию школы войти в нормальную взрослую жизнь с более или менее сформированной системой мировоззрения и менталитетом - задача образования и воспитания.

Сегодня российская образовательная система подвержена влиянию такого направления, как гуманитаризация. Эта тенденция в образовании не является новой: данное направление было провозглашено во времена перестройки и с тех пор о нем часто ведутся разговоры в педагогических кругах [8; 5; 3]. Однако потенциал гуманитарных предметов, как мы считаем, не реализуется в общеобразовательной школе в полную силу. Отметим, что гуманитаризация образования - система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и, таким образом, на формирование личностной зрелости обучаемых.

Гуманитаризация образования преследует несколько целей:

- воспитание менталитета личности, стремление ее к познанию себя, окружающего мира и способность проявлять свой талант и способности в различных сферах жизни;

- знания о культуре, истории, литературе, обществе, человеческих отношениях, социальных принципах и нормах, общечеловеческих ценностях;

- преодоление привычных стереотипов, зачастую негативного характера в отношении различных наций.

В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

А.Г. Соколов

Анализ литературы, документов, а также наблюдения показывают, что наибольшим мента-леобразующим и гуманитарным потенциалом обладают, в частности, уроки истории и обще-ствознания. Далее раскроем возможности каждой учебной дисциплины.

Потенциал уроков истории. В федеральном компоненте стандарта одна из целей исторического образования определяется как «развитие гуманитарной культуры, ценностных ориентаций и убеждений на основе личностного осмысления исторически сложившихся нравственных, гражданских, социальных, этнонациональных, культурных и других ценностей». Система образования в идеале призвана помочь учащемуся выстроить свою систему ценностей, которая бы в то же время не шла вразрез с общепринятыми нормами и принципами. История как учебная дисциплина представляет возможность для становления личной системы ценностей, самоопределения, формирования нравственных ориентиров. Попытка определить ценностное поле в обучении истории в 2003 г. не увенчалась успехом: в марте 2004 г. в проекте федерального компонента образовательного стандарта по историко-обществоведчес-ким дисциплинам об этом нет ни слова. Между тем, в отношении обучения истории наблюдается ряд недостатков:

- Переход от коммунистического государства к нарождающейся демократии в России повлек за собой существенной изменение во всех сферах жизни людей, которое отразилось и на их понимании истории. Наблюдается некоторое «историческое брожение», заключающееся в переосмыслении страниц истории нашей Родины, ценностных ориентаций (относительно устойчивое, социально обусловленное, избирательное отношение личности к материальным и духовным благам, которые выступают для нее как цель или средство удовлетворения потребностей, моделей поведения) [11]. Цель одна - дать объективную оценку отечественной истории, которая отсутствовала при коммунистической идеологии. В этой связи уроки истории в школе, особенно в среднем звене, когда у молодого поколения закладывается менталитет, представляются нам особенно актуальными, важными. При этом мы должны отчетливо понимать, что история - весьма тонкий инструмент в формировании сознания: любая необъективная оценка, критика в адрес какого-либо события или имени должна быть взвешенной и оправданной.

- В сознании многих учащихся история предстает как набор отрывочных знаний, бессвязных дат, имен. Процессы осмысления этих фактов, их умственная переработка и оценка, закладывающие основы менталитета, развиты недостаточно у старших подростков.

- Наблюдается общее падение интереса к истории у подростков. Анализ литературы, школьной документации, беседы с учителями показывают, что интерес присутствует лишь у тех учащихся, которые планируют связать свое будущее с предметами гуманитарного цикла. Они стремятся к постижению сложных общественных явлений в современной жизни.

- Наличие «социального инфантилизма» [7] говорит о том, что почти полное отсутствие жизненного опыта не дает учащимся возможности проверять на практике свои взгляды, идеи, мнения.

Вслед за И.Г. Калачевым, мы полагаем, что школьное историческое образование представляет собой «целостную многофакторную и многоуровневую образовательную гуманитарную систему», которая включает в себя традиции, ценности, нормы и т.д. [6].

По нашему убеждению, целями уроков истории должны быть следующие:

- формирование исторического сознания учащихся как системы взаимосвязанных образов, представлений, идей, знаний, обычаев, которые формируют адекватное представление подростка о своей нации, о других народах, о диалоге культур;

- воспитание на конкретных жизненных примерах таких положительных эмоций, как гордости за свою страну, ее достижения; патриотизма как любви к своему Отечеству, родному краю; уважения к разным национальностям; гражданственности и личной ответственности, толерантности;

- формирование способности к историческому мышлению, к пониманию своего места в исторической картине мира; содействие «рождению понимания» [4];

- формирование умений анализировать и обобщать исторические факты через проблемные жизненные ситуации и привитие интереса к истории, показ способа мировосприятия, миропереживания людей определенной исторической эпохи.

В воспитании менталитета подростков на уроках истории большую роль играет такой подход, как ценностно-деятельностный [11]. Он предполагает умение поступать в соответствии с о свои-

ми знаниями, ценностями, разрешать различного рода нравственные проблемы. Ученик на уроке постоянно включен в разрешение жизненных противоречий, анализ исторических событий с позиции ценностных ориентиров: он определяет сам, насколько важно было то или иное событие, как оно повлияло на жизнь общества, какие ценности актуализирует. В результате активизируются все структурные компоненты воспитания менталитета: когнитивный, мотивационный, эмоционально-поведенческий. Этапами организации данного подхода можно назвать: 1) мотивацион-ный: в ценностно-проблемных задачах учащийся дает свою оценку историческим явлениям, фактам, опираясь на определенные ценности. Таким образом, подросток не только получает знания, но и формирует в себе ценностное ядро, учится размышлять на основе фактов, развивает в себе познавательный интерес; 2) этап коллективной деятельности на уроке предполагает формулировку учащимися своей позиции в отношении исторических событий.

В ходе контроля учитель определяет, в какой степени формируется ценностное ядро учащихся, степень активности и содержательности этого процесса. В качестве методов контроля могут выступать, например, письменные творческие работы, задания по учебнику на оценку, выступления учащихся и др. Важно при этом не ограничиваться рамками учебника.

Потенциал уроков обществознания. Анализ литературы по проблеме преподавания обще-ствознания в общеобразовательной школе [1; 2; 4; 7; 9; 10; 13; 14] позволяет нам сделать некоторые обобщения.

Обществознание как самостоятельная учебная дисциплина преследует следующие цели:

- подготовка к самостоятельной жизни в обществе, гражданское и духовное становление личности, формирование гражданской позиции. Гражданская позиция - интегративное личностное образование, включающее систему знаний, ценностей, отношение к действительности и социально значимая для личности деятельность [10];

- знание различных аспектов жизни общества в социологической, культурологической, экономической, политологической и правовой сферах.

В федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию поставлены следующие цели:

1) развитие личности в период ранней юности, развитие критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;

2) воспитание социальной ответственности;

3) освоение системы знаний, составляющих основы социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;

4) овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;

5) формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: межличностных отношений, познавательной, коммуникативной деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук [14].

В преподавании обществознания можно выделить ряд негативных особенностей:

- у подростков отсутствует системная картина мира, как политическая, так и социальная;

- наблюдается перегрузка объема знаний, подлежащих усвоению; энциклопедизация;

- слабая гуманитарная ориентированность в содержании предмета;

- недостаточно высокий уровень качественного усвоения;

- слабая практическая ориентация полученного объема знаний у учащихся;

- слабая опора на личный опыт учащихся, в результате чего повышалась бы мотивация к изучению предмета, облегчалось понимание многих социальных процессов, формировалось умение применять полученные знания на практике.

Курс обществознания направлен на достижение учащимися компетентностей в различных сферах: массовой коммуникации, отношений в поликультурном пространстве, гражданско-об-щественной деятельности, трудовой деятельности и семейно-бытовой. По сути, речь идет о социализирующих ролях подростка (потребитель, гражданин, семьянин, труженик).

Для воспитания менталитета наиболее приемлемым можно считать ситуативно-воспитательный подход. Его преимущества и недостатки описаны в таблице.

В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Д.В. Федорова

Таблица

Плюсы Минусы

Актуализация жизненных ситуаций, понятных подросткам и не имеющих однозначного ответа, обращение к социальному опыту подростка Трудности в выработке единых критериев оценивания работы учащихся

На первом плане - не содержание, а ценностные ориентации личности Снижение уровня научности в содержании образования

Ролевые, деловые игры, дискуссии, беседы, аргументация своего мнения, субъект-субъектные отношения Трудность в разграничении ответов учащихся по теме и вне учебного задания

Рост познавательного интереса учащихся, благоприятный психологический климат, отсутствия боязни перед плохой оценкой Угроза падения дисциплины на уроке

Именно данный подход стремится минимизировать энциклопедический подход в преподавании, снизить уровень теоретизации, воздействовать на когнитивный, мотивационный и эмоционально-поведенческий компоненты менталитета в их единстве, повысить уровень качественного усвоения материала за счет познавательного интереса к материалу и степени его приближенности к жизни подростков. Реализуя данный подход, целесообразно задействовать и культурологический, предполагающий поиск общечеловеческих ценностей, актуализацию особенностей разных культур.

Таким образом, обобщая сказанное, сделаем выводы. В возрасте 14-15 лет у подростка наиболее ярко начинает проявляться самосознание, его волнуют смысложизненные вопросы, однако его взгляды зачастую противоречивы, неустойчивы, а в психическом плане наблюдается тревожность, повышенная эмоциональность вследствие неуверенности в будущем, выбора будущей профессии.

Процесс гуманитаризации, осуществляемый, в частности, через такие предметы, как история и обществознание, обладает позитивным педагогическим потенциалом в деле воспитания менталитета учащихся. Смысл предметов гуманитарного цикла - воздействовать на воспитание определенных качеств личности, особенностей мышления, положительных моделей поведения, оказывать влияние на формирование исторической и общественной картины мира. В этом смысле главная функция предметов гуманитарного цикла - менталеобразующая.

Библиографический список

1. Боголюбов Л.Н. и др. Модернизация обществоведческого образования // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2005. - №28. -С. 12-18.

2. Воскресенская Н.М. и др. Современные подходы к преподаванию обществознания // Преподавание истории в школе. - 2006. - №28. - С. 42-46.

3. Городецкая Е. Гуманитаризация как педагогическая проблема // Alma mater. - 1993. - №№3. - С. 31.

4. Гугнина О.В. Метод проектов в воспитании толерантности // Преподавание истории в школе. - 2007. - №>3. - С. 18-24.

5. Девятова С.В., КупцовВ.И. Концепция гуманизации и гуманитаризации образования // Социально-политический журнал. - 1996. - №№1. - С. 125-132.

6. Калачев И.Г. Школьное историческое образование в современной России: некоторые теоретические проблемы // Преподавание истории в школе. - 2007. - №№6. - С. 16-24.

7. Коваль Т.В. Трансформация личного опыта старшеклассника на уроках обществознания // Преподавание истории в школе. - 2007. - №№6. - С. 44-50.

8. Колесникова И.А. Гуманитаризация непрерывного образования - одно из направлений модернизации российского общества // Социально-гуманитарные знания. - 2004. - N°1. - С. 86-107.

9. Колосков А.Г. и др. Духовная жизнь в России XX века: Программа элективного курса // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2005. - №№10. - С. 33-39.

10. МолодцоваИ.В., СаволайненГ.С. Педагогические условия становления гражданской позиции старшего подростка // Преподавание истории в школе. - 2007. - №№1. - С. 26-30.

11. Надеева Е.П. Развитие ценностных ориен-таций учащихся в процессе исторического образования // Преподавание истории и обществоз-нания в школе. - 2005. - №№5. - С. 47-50.

12. О гуманизации, гуманитаризации: словом, о состоянии... (Круглый стол) // Alma mater. -1997. - №№8. - С. 17-21.

Образовательный потенциал интерактивного процесса учения..,

13. Соболева О.Б. Педагогические риски обучения обществознанию на основе использования личного социального опыта учащихся // Преподавание истории и обществознания в школе. -2005. - №№6. - С. 34-39.

14. СорокинА.А. Психологическая диагностика на уроках обществознания в классах с педагогическим профилем // Преподавание истории и об-ществознания в школе. - 2005. - №»3. - С. 40-44.

Д.В. Федорова

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНТЕРАКТИВНОГО ПРОЦЕССА УЧЕНИЯ

НА ПРИМЕРЕ НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОВЛАДЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КУЛЬТУРОЙ

В статье рассматривается интерактивная сторона иноязычного общения, которая предполагает включение речевой деятельности в продуктивную, а также предлагаются приемы, позволяющие соединить эти виды деятельности и повысить качество овладения речевым материалом.

Данная статья посвящена рассмотрению интерактивного процесса учения и его I образовательного потенциала в овладении иноязычной культурой в пятом классе средней школы. Речь пойдет об интерактивности, подразумевающей не только вербальное взаимодействие учащихся на уроке, но и их взаимодействие в процессе продуктивной деятельности. Наш интерес к этой проблеме неслучаен, так как современные учебно-методические комплексы, предназначенные для начальной ступени изучения иностранных языков (5 класс средней школы), практически не содержат заданий, направленных на формирование умений общаться в процессе совершения продуктивной деятельности. В результате отсутствия интерактивной стороны в иноязычном общении речевая деятельность на уроке иностранного языка зачастую сводится к пресловутой «учебной речи» без подлинных субъект-субъектных взаимоотношений; такая речь лишена цели и реального мотива и поэтому просто не может быть информационно или эмоционально полноценной. Поэтому нам представляется весьма актуальной проблема организации образовательного процесса, в котором иноязычное общение есть не только речевая деятельность, но и деятельность преобразовательная, т.е. продуктивная, и ценностно-ориентационная, и познавательная. Теоретические исследования [2; 5; 7; 13], а также наш личный опыт преподавания английского языка показал, что общение, построенное на интерактивности как стержне образовательного процесса, позволяет достичь более высоких результатов в овладении иноязычной куль-

турой. Именно в этом мы видим актуальность нашего исследования.

Прежде, чем мы представим приемы, позволяющие учащимся плодотворно общаться и взаимодействовать друг с другом и с учителем на уроке, попытаемся кратко изложить мнения различных ученых на интерактивную сторону общения, а также на характер взаимосвязи общения и различных видов деятельности.

Многие исследователи в области психологии, методики преподавания иностранных языков и других дисциплин касаются проблемы взаимодействия, или интерактивности, общающихся (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.А. Бодалев,

A.Б. Добрович, Н.Д. Гальскова, Н.И. Жинкин, З.Н. Никитенко, В.А. Кан-Калик, Б.Ф. Ломов,

B.Н. Мясищев, Е.В. Мещерякова и др.). В современных диссертационных исследованиях ученые рассматривают взаимодействие обучающихся друг с другом как фактор повышения качества обучения общению (Н.Р. Аниськович, Т.В. Асла-мова, Ю.В. Маслов и др.). Н.Р. Аниськович характеризует особенности и трудности речевого взаимодействия учащихся [1]. Т.В. Асламова включает устное общение в общую систему социального взаимодействия и предлагает различать собственно общение и общение, которое удовлетворяет запросам людей в процессе их трудовой и социальной деятельности [3]. Ю.В. Маслов затрагивает проблему обучения иноязычному общению в условиях креативного речевого взаимодействия, предусматривающего всемерную интеллектуализацию общения и изменение характера управления коммуникативной деятельностью [11].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.