Научная статья на тему 'Использование креативных технологий на уроках права в 10-х классах'

Использование креативных технологий на уроках права в 10-х классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
504
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КРЕАТИВ / АССОЦИАТИВНЫЕ РЯДЫ / КРЕАТИВНЫЙ ПРЫЖОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махова А.В., Алексанян К.К.

В рамках данной статьи будут представлены различные креативные технологии, использование которых приведет к развитию творческого потенциала учащихся, позволит выявить и развить креативные способности личности. Данные технологии позволяют свободно мыслить, логически находить ответы на вопросы и благодаря этому, урок становится более насыщенным и интересным. Традиционные методы проведения занятий настолько «приелись», что сами учащиеся ждут от преподавателя чего-то необычного, для этого и разрабатываются креативные технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование креативных технологий на уроках права в 10-х классах»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070

Список использованной литературы:

1. Ахметжанова Г.В., Воробьёва Т.Г. Технология рефлексивной деятельности учащихся в начальной школе. // Вектор науки ТГУ. 2013. № 1 (23). С. 302-304.

2. Ахметжанова Г.В. Системно-деятельностный подход к развитию педагогической функции личности. / Полиаспектная подготовка современного педагога. Монография. под общ. ред. Г.В. Ахметжановой. - М, 2011.С. 45-66.

3. Даринская Л.А. Творческий потенциал учащихся: методология, теория, практика: Монография. - СПб, 2005. - 293 с.

4. Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб: ПИТЕР, 2001. - 592 с.

5. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.

6. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - СПб: Речь, 2002. - 694 с.

7. Энгельмейер П.К. Теория творчества. / С предисл. Д.Н. Овсянико-Куликовского, Э. Маха. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. - 208 с.

© Н.В. Лифанова, А.А. Картунова, 2015

УДК 373.51:372.384

А.В. Махова

канд. экон. наук, доцент кафедры социально-экономических дисциплин ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» филиал в г. Славянск-на-Кубани, РФ E-mail: mahova.av05@yandex.ru К.К. Алексанян студентка 4 курса направления подготовки «Педагогическое образование», бакалаврская программа «Экономика» и «Право»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРЕАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ПРАВА В 10-Х КЛАССАХ

Аннотация

В рамках данной статьи будут представлены различные креативные технологии, использование которых приведет к развитию творческого потенциала учащихся, позволит выявить и развить креативные способности личности. Данные технологии позволяют свободно мыслить, логически находить ответы на вопросы и благодаря этому, урок становится более насыщенным и интересным. Традиционные методы проведения занятий настолько «приелись», что сами учащиеся ждут от преподавателя чего-то необычного, для этого и разрабатываются креативные технологии.

Ключевые слова

Креативные технологии, креатив, ассоциативные ряды, креативный прыжок

Реализация креативных технологий на уроках права требует большой подготовки, так как для учащихся это новшество. Учитель обязан учитывать психологическую атмосферу класса, взаимодействие учащихся между собой, их отношение и интерес к данному предмету. Применения креативных технологий приведет к развитию творческих способностей обучающихся, созданию базиса идей, которые в дальнейшем будут использоваться на уроках права и тем самым, развивая активную мыслительную деятельность учащихся.

Целью данной статьи является разработка и использование креативных технологий на уроках права в 10-х классах. Темы выбраны из рабочей программы по обществознанию под редакцией Л. Н. Боголюбова.

118

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070

Воспользуемся креативной технологией под названием «Ассоциативные ряды» [1], для объяснения темы «Культура и духовная жизнь общества».

Такой тип технологии позволяет запомнить все, создать какие-то визуальные образы, которые в дальнейшем помогут воспроизвести нужную информацию. Правила технологии: нужно выяснить два (или три) ключевых слова для определяемого выражения. Собрать команду и по очереди спрашивать у них ассоциации к заданному слову. В данном задании важна скорость ответа, потому что восприятие образа должно быть мгновенным. После этого полученные ассоциации объединяются в случайном порядке.

Данное выражение: духовная жизнь.

Учащиеся сами должны определить ключевые слова.

Ключевые слова: культура, мораль

Культура: традиции, обычаи, воспитание, образование, творчество, искусство, художественный образ, мировоззрение, культурные ценности, народная культура.

Мораль: добро, зло, нравственность, толерантность, религия, этика,

истина, справедливость, альтруизм, нормы, смысл жизни.

Начинаем комбинировать слова между собой:

Традиции / толерантность / религия

Каждому человеку следует относиться толерантно к религии, традициям другого народа, если хочет, чтобы его дальнейшее поколение жило в мире и согласии.

Воспитание / культурные ценности / справедливость

Главным аспектом в жизни человека после его появления на свет является воспитание, которое ему дают родители. Они же ему прививают культурные ценности, в которые входят вера, доверие, справедливость, альтруизм.

Если следующие ассоциации будут продолжать предыдущие, то это позволит более точно понять реальный круг восприятия того или иного ключевого слова. При этом материал повторяется и лучше усвоится учащимися.

Другой креативной технологией являются «Газетные вырезки», которые относятся к типу креативный прыжок. Такой метод следует использовать при изучении нового материала. Проведем один из методов объяснение темы «Мораль. Религия». Преимуществом данной технологии является то, что учащиеся заинтересованно читают заголовки газет, новости, находя для себя что-то полезное.

Задание этого метода таково: найти статью в газете,

связанную с моралью или религией, прочитать внимательно,

выписать выражения касающиеся нравственности и креативно продолжить каждую фразу. Заголовок газеты «В приоритете - духовно-нравственное воспитание» отрывок статьи: « - Мы должны уходить от формального подхода в этой работе. Сегодня мы видим, насколько она важна, потому что от того, каковы нравственные ориентиры молодежи, какие жизненные цели и приоритеты она себе ставит, зависит будущее страны. При этом каждому из нас необходимо осознавать, что в духовно-нравственном воспитании мы в первую очередь должны начать с себя...» [3].

Фраза - «нравственные ориентиры»: Нравственные ориентиры имеют значимое место в жизни человека, они выступают в виде целей, которым следуют, чтобы достичь желаемого. И так далее...

Для проверки знаний, а также развитию мыслительной деятельности, можно использовать такой вид технологии, относящийся к ассоциативному типу «Случайный стимул». Это простая методика, позволяющая взаимодействовать и знаниям, и логике. Возьмем тему «Культура и духовная жизнь общества» продолжительность данного параграфа со стр. 78 - 87.[2,с. 78-87] Преподаватель или же сосед по парте дает номер страницы, строки сверху / снизу, а также число задуманного слова на данной строке, а учащийся должен найти и дать определение, и составить 2 предложения с этим словом. При этом учебник должен быть уже закрыт.

Для хорошей сдачи ЕГЭ следует подготавливать школьников уже с 10-го класса. Такая технология, как «История про .», относящаяся к типу креативный прыжок, можно использовать для тренировки написания сочинения. Преподавателю нужно обозначить тему, к примеру «Зачем нужна культура?» и объяснить классу, что нужно написать сочинение, которое будет содержать собственную точку зрения, эмоциональное

119

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070

переживание. Это эссе предполагает не списывание с интернета, а использование своих знаний, жизненного опыта. После того как все напишут, каждый зачитает свое сочинение, после чего класс будет обсуждать. Через сочинение можно будет понять эмоциональное состояние каждого учащегося это очень важно знать преподавателю.

Использование креативных технологий на уроках права позволяет развить у учащихся творческие способности. Так как мы живем в постиндустриальном мире, где «правит» информация и креатив. Такие методы, которые приводят в движение логическую, мыслительную деятельность необходимо применять на уроках и не только права. Сами же креативные технологии - это своего рода механизмы креативного влияния на информационные технологии, поэтому современному педагогу стоит овладеть навыками креативных технологий.

Список использованной литературы:

1. Креативные методы обучения в компетентностном подходе к образованию:

[Электронный ресурс] сайт. - URL:http://www.opendass.m/pages/173485(дата обращения 10.07.2015).

2. Боголюбов Л. Н. Обществознание [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов, - 5-е изд. М. : Академический школьный учебник, 2009. - 351 с. : ил. - Библиогр. : с. 78-87

3. Газета: Голос правды. - Краснодарского края Красноармейского района, 2015

© А. В. Махова, К. К. Алексанян, 2015

УДК 372.881.161.1

Е.Г.Мережко

К.п.н.,доцент

Факультет психолого-педагогического и специального образования ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского», г. Саратов, Российская Федерация

ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (НА МАТЕРИАЛЕ УСТАРЕВШЕЙ ЛЕКСИКИ)

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме методики преподавания русского языка в начальной школе. В соответствии с требованиями современного образовательного стандарта необходимо учитывать этнокультуроведческий компонент в преподавании родного языка. В качестве этнолингвистического материала в начальной школе в статье рекомендуется использовать устаревшую лексику, включать ее в различные виды упражнений.

Ключевые слова

Этнолингвистический подход, этнолингвистический материал, устаревшая лексика, виды упражнений с

устаревшей лексикой.

Современный образовательный стандарт направлен на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры.[2] Реализация выдвинутого стандартом направления диктует необходимость использовать этнолингвистический аспект в изучении языка, который предполагает организацию наблюдений над языковыми фактами с учетом особенностей национальной культуры, формирование у школьников национального самосознания, уважения к истории и традициям своего народа, бережного отношения к родному языку.

Этнолингвистический подход может быть реализован за счет изучения на уроках русского языка устаревшей лексики. Младшие школьники встречаются с данным лексическим материалом в процессе чтения художественной литературы, фольклорного материала, выполнения различных учебных заданий.

120

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.