Научная статья на тему 'Применение креативных технологий на уроках экономики в 10-х классах'

Применение креативных технологий на уроках экономики в 10-х классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
533
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
КРЕАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТВОРЧЕСТВО / АССОЦИАТИВНЫЙ ТИП / АНАЛИТИЧЕСКИЙ ТИП / КРЕАТИВНЫЙ ПРЫЖОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексанян Кристина Каровна

Данная статья предполагает рассмотрение различных креативных технологий, которые могут быть применимы на практике в школе. На сегодняшний день в школах происходят изменения в организации уроков, учителя уходят от традиционных форм ведения занятий, так как в постиндустриальном веке все труднее заинтересовать учащихся в получении чисто теоретических знаний. Поэтому на помощь приходят новые методы обучения, к которым и относятся креативные технологии. Такие технологии позволяют школьникам развить творческое мышление, логику, что необходимо для такого предмета как экономика. Креативные технологии позволяют создать условия с альтернативным выбором решений и направить учащихся в правильное русло.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение креативных технологий на уроках экономики в 10-х классах»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 372.8:373.51

Алексанян Кристина Каровна

студентка 4 курса направления подготовки «Педагогическое образование», бакалаврская программа «Экономика» и «Право» ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» филиал в г. Славянск-на-Кубани, РФ kristina.aleksanyan.94@mail.ru

ПРИМЕНЕНИЕ КРЕАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЭКОНОМИКИ В 10-Х КЛАССАХ

Аннотация

Данная статья предполагает рассмотрение различных креативных технологий, которые могут быть применимы на практике в школе. На сегодняшний день в школах происходят изменения в организации уроков, учителя уходят от традиционных форм ведения занятий, так как в постиндустриальном веке все труднее заинтересовать учащихся в получении чисто теоретических знаний. Поэтому на помощь приходят новые методы обучения, к которым и относятся креативные технологии. Такие технологии позволяют школьникам развить творческое мышление, логику, что необходимо для такого предмета как экономика. Креативные технологии позволяют создать условия с альтернативным выбором решений и направить учащихся в правильное русло.

Ключевые слова

Креативные технологии, творчество, ассоциативный тип, аналитический тип, креативный прыжок.

Для осуществления урока с применением креативных технологий, учителю следует тщательно подготовиться: выяснить проблемы в изучении материала, выявить интерес учащихся, отношения между воспитанниками, а также психологическую настроенность класса на новый метод обучения. На самом деле креативные технологии играют в экономике большую роль. Такие технологии чаще всего используются в бизнесе для рассмотрения многих вариантов решения, которые приводят к одному успешному для предприятия. В маркетинге такие технологии имеют особую популярность в рекламе товара, его продвижению на рынок.

Целью данной статьи является разработка и применение креативных технологий на уроках экономики в 10-х классах. Темы для раскрытия технологий взяты из программы Иванова С.И. [ 1,с. 179 - 183]. Для креативного изучения темы «Предпринимательство и бизнес» воспользуемся такой технологией как «Маленькие истины», тип креативной технологии «Ассоциативный». Данный метод очень прост в использовании, предназначен для лучшего запоминание различных понятий, а также различных фактов. Правила данной технологии: сначала полностью записывается определение в тетрадь также как дано в учебнике. Затем на память, как понимается данное понятие, записываем, в этом случае отбрасываются все лишние слова и остаются самые главные, которые сохраняются в памяти.

Пример 1: Бизнес — деятельность, связанная с производством товаров и услуг и осуществляемая собственниками капитала с целью получения прибыли и других форм доходов.

Следовательно, бизнес - деятельность, которая связана с производством товаров и услуг с целью получения прибыли.

Пример 2: Предпринимательство - представляет собой инициативную, самостоятельную, связанную с риском, ответственностью и новаторством деятельность по производству товаров и услуг, осуществляющую собственником капитала, получателями кредита и арендаторами с целью создания прибыли.

Следовательно, предпринимательство - самостоятельная, связанная с риском, ответственностью и новаторством деятельность по производству товаров и услуг с целью создания прибыли.

Эта технология позволяет сохранить информацию в сжатом виде, чтобы в будущем использовать ее [2].

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_

Следующей креативной технологией является технология «Ментальные карты» тип «Аналитический», которая позволяет всю полученную информацию разложить «по полочкам». На примере темы «Организационно-правовые формы предпринимательства», при изучение данного материала учащиеся сталкиваются с тем, что путают различные формы. Смысл этой технологии следующий: напишем понятие правовые формы предпринимательства - формы владения и ведения бизнеса. Это и будет считаться нашей отправной точкой. Далее стрелочками показываем, что существуют такие формы как: 1. товарищество, 2. фермерское хозяйство, 3. акционерное общество, 4. кооператив, 5. индивидуальное предпринимательство (далее ИП), 6. общество с ограниченной ответственностью. После этого ниже каждой формы происходит описание: 1. объединение 2-х и более ИП или юридических лиц, 2. кооператив для ведения сельскохозяйственной деятельности, 3. коммерческая организация, ценность которой формально переведена в акции, 4. добровольное объединение на паевых взносах и непосредственном участии для производства, 5. индивидуальный предприниматель, 6. общество с ограниченной ответственностью. Следующей ступенью данной схемы будут являться виды: товарищество ^ полное, простое, на вере; акционерное общество ^ публичное, непубличное. Также необходимо указать основные признаки - это делается все для того, чтобы ученики могли узнавать формы, виды предпринимательства. Далее желательно привести пример предпринимательства каждой формы своего или близ находящего города, чтобы воспитанники имели представления, а также для их лучшего усвоения. При изучении данной темы ученики начинают обращать внимания на предпринимательства, определяя их формы.

Для того, чтобы развить у учащихся творческий потенциал, мышление, а также если есть возможность на данную технологию отвести целый урок. Креативная технология «Приключения», тип «Креативный прыжок» используемая на теме «Маркетинг и его основные элементы» [1, с. 203 - 205] . Задача учащихся выбрать производство определенной продукции, выяснить контингент, использующий данный товар, выявить конкурентов на рынке и выяснить условия, которые бы улучшили продвижение продукта. Для осуществления данной цели, учащимся и предлагается данная технология. В ее правила входит: ходить, если вы ездите в школу на автобусе, то погуляйте в парке, оцените обстановку в данной местности, посмотрите на ассортимент в магазинах, обращайте внимания на поведения людей, окружающих вас, попробуйте понять, что на самом деле не хватает им для полного счастья. Рассматривайте природу вокруг вас, обстановку города, может вы придумаете что-нибудь такое, что в корне изменит его, а вы устроите свой задуманный бизнес. Ведь все познается в наблюдении, исследовании, замечании того, что обычно не приходит в голову. Такие прогулки можно проводить на пару с товарищем, но больше друзей не надо, так как вы не достигните ожидаемого результата. Затем на уроке каждый ученик продемонстрирует свои необычные результаты, свой желаемый товар, его конкурентов. Воспитанники поделятся своими наблюдениями, каждый из этого урока вынесет, что-то полезное и важное, которое ему поможет в дальнейшей жизни. Такой метод можно использовать и фирмах, когда у работников мысли «не лезут в голову», стресс, то эта технология вполне может вывести из такого состояния.

Одной из самых простых и интересных технологий является «Однобуквица», тип «Ассоциативный» [2]. Цель технологии заключается в том, чтобы проверить знания, логику, а также понимание определения учащимися. Данная технология предполагает раскрытие любого понятия досконально по всем буквам, содержащимся в слове. Пример, понятие «БИЗНЕС»:

Б - бизнесменом является как владелец большой компании, а также продавец газет, хозяин любых мастерских;

И - исследование сегментов рынка, а также конкурентов, позволит своевременно предупредить финансовый кризис предприятия;

З - знания в области предпринимательства и бизнеса, помогут правильно построить деятельность предприятия, чтобы на начальных этапах развития не допустить провал;

Н - начать бизнес следует с создания бизнес-плана, в котором все рассчитано, каждая ситуация, которая может возникнуть на рынке должна быть предусмотрена и описаны все пункты ее решения;

Е - если правила ведения бизнеса выбраны правильно, то это гарантирует успешное начало бизнесмена;

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_

С - стремление к высоким результатам, приводит к тому, что без предпринимательского риска не обойтись. К таким действиям следует подходить более обдуманно, решительно и примерно знать ожидаемый результат.

Применение креативных технологий на уроках экономики, позволяет развить творческое мышление, которое в дальнейшем поможет логически решать возникшие жизненные ситуации. В школе следует обучать не знаниям, а опыту собственного накопления учащимися различной информации и способу работы над этими данными. Использование таких технологий приведет к заинтересованности учащихся, которые с удовольствием будут приходить на урок с надеждой познать что-то новое. Список использованной литературы:

1. Иванов С. И. Экономика [Текст] : учеб. Для общеобразоват. учреждений. Профильный уровень образования / С. И. Иванов, - 12-е изд. в 2-х книгах, книга 1 - М. : ВИТА - ПРЕСС, 2008. - 320с. Ил. - : с. 179-183; с. 203-205

2. Креативные технологии: [Электронный ресурс] сайт. - URL: http://brandenso.com/creative-technologies (дата обращения 02. 09.2015).

© К. К. Алексанян, 2015

УДК 37

Алиева Майя Габрассовна

Магистрант 1 курса Pchelka72@bk.ru КуБГУ Филиала Славянск-на-Кубани.

Научный руководитель: Анисимова Татьяна Семеновна

доктор исторических наук, профессор

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В

ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация

В статье рассматривается проблема развития креативных способностей детей дошкольного возраста, а также необходимостью создание условий для систематической, комплексной (с привлечением всех специалистов ДОУ) работы по развитию креативности у детей дошкольного возраста во всех возрастных группах в ДОО. Автор выдвигает гипотезу проведённого исследования.

Ключевые слова

Творчество, творческая инициатива, креативные способности, технология ТРИЗ.

Необходимость продуктивных преобразований в сфере общественной жизни неизбежно затрагивает вопросы творчества, творческой инициативы, способностей к активности творческого характера. В этом контексте проблема развития креативных способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Мы считаем, что задача современного дошкольного образовательного учреждения - создание условий для систематической, комплексной (с привлечением всех специалистов ДОУ) работы по развитию креативности у детей дошкольного возраста во всех возрастных группах. В условиях постоянно ускоряющейся динамики процессов в культуре, экономике, политике, различных сферах профессионально-трудовой деятельности одним из ведущих факторов успешности человека выступает креативность. Это интегральное качество обеспечивает возможность успешной адаптации личности к меняющимся реалиям жизни, придания творческого характера труду, досугу, образованию. Специальные исследования и практический опыт убедительно показали, что наиболее оптимальным (сензитивным) периодом развития креативности выступает старший дошкольный возраст. Являясь одной из самых актуальных, проблема развития креативности привлекает внимание ученых разных областей, поскольку связана с вопросами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.