Научная статья на тему 'Особенности развития креативного потенциала дошкольников'

Особенности развития креативного потенциала дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1112
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
КРЕАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДОШКОЛЬНИКОВ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОГРАММЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ТВОРЧЕСТВО / КРЕАТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиева Майя Габрассовна

Новые ориентиры развития отечественной образовательной системы требуют изменения подходов к пониманию личности в образовательном пространстве, образа выпускника той или иной ступени образования. А также нового смыслового и технологического наполнения образовательного процесса в различных типах образовательных учреждений. В статье рассматривается проблема развития креативности в условиях реформирования отечественного образования. С этих позиций актуализируется необходимость активного поиска наиболее эффективных средств развития креативного потенциала человека на всех этапах его жизненного пути.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития креативного потенциала дошкольников»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

15.Frazer, M. Quality Assurance in Higher Education // Ed. by A. Craft: Proceedings of an International Conference. London: The Falmer Press, 1992.

16.Owen, J. M., & Rogers, P. J. (1999). Program evaluation: Forms and approaches. London

© Orekhov V. I, Orekhova T.R.,2015

Удк 37

Алиева Майя Габрассовна

Магистрант 1курса Pchelka72@bk.ru КуБГУ Филиала Славянск-на-Кубани.

Научный руководитель доктор исторических наук, Профессор Анисимова Татьяна Семеновна

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

Новые ориентиры развития отечественной образовательной системы требуют изменения подходов к пониманию личности в образовательном пространстве, образа выпускника той или иной ступени образования. А также нового смыслового и технологического наполнения образовательного процесса в различных типах образовательных учреждений. В статье рассматривается проблема развития креативности в условиях реформирования отечественного образования. С этих позиций актуализируется необходимость активного поиска наиболее эффективных средств развития креативного потенциала человека на всех этапах его жизненного пути.

Ключевые слова

креативный потенциал дошкольников, инновационные технологии, программы, образовательный процесс,

творчество, креативность.

Повышение качества дошкольного образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с качественной модернизацией структуры содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением конечной цели и результата образования. Главной особенностью внедрения инновационных технологий, реализуемых в условиях дошкольного образования, становится гуманизация сферы обучения и воспитания. Именно с разработкой идей личностно ориентированного обучения вводятся в содержание образовательно-воспитательного процесса новые параметры. В системе политики образования переход от обучения в виде простого информирования к развитию целостной личности ребёнка становится наиболее актуальной проблемой. Новые ориентиры развития отечественной образовательной системы, отражённые в Национальной доктрине развития образования, Приоритетном национальном проекте «Образование», национальной инициативе «Наша новая школа», федеральном законе «Об образовании в российской Федерации» и других документах, требуют изменения подходов к пониманию личности в образовательном пространстве, образа выпускника той или иной ступени образования. А также нового смыслового и технологического наполнения образовательного процесса в различных типах образовательных учреждений.

Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» изменяется статус и подходы к пониманию содержания дошкольного образования, что подтверждается введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Одной из первостепенных в Концепции модернизации российского образования выдвинута задача достижения нового, современного качества образования, необходимости развития творческих созидательных способностей, приобретение которых невозможно без

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

непрерывного образования. Знания и умения, усвоенные в готовом виде, являются инструментом, средством, полем для творческой деятельности, для самореализации каждого человека. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы креативного потенциала, являющегося фундаментом для самоактуализации и дальнейшего саморазвития личности. Проблеме развития креативности в условиях реформирования отечественного образования уделяется особое внимание. С этих позиций актуализируется необходимость активного поиска наиболее эффективных средств развития креативного потенциала человека на всех этапах его жизненного пути. В исследованиях Г.Ю Алексеева, С.Г. Глухова, Е.А. Глуховской, М.В. Колосова, В.Ю. Лешер, В.Г. Рындак, Е.А. Яковлевой достаточно полно изучена проблема развития творческого потенциала младших школьников, учащихся средней и старшей школы. Но как отмечают Н.А Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец. Т.С. Комарова именно дошкольное детство представляет сензитивный период развития творческих способностей и креативности ребенка. В науке и практике определены подходы к творческому развитию детей дошкольного возраста в разных видах деятельности: познавательной (Л.А. Венгер. О.В. Дыбина, А.В. Запорожец, З.А. Михайлова, Н.Н. Поддьяков), игровой (А.Г. Гогоберидзе, Н.А. Короткова, Л.В. Лидак, Н.Я. Михайлснко), художественной (Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, P.M. Чумичева), литературной (Л.М. Гурович, Н.С. Карпинская, О.Н. Сомкова, О.С. Ушакова), театральной (О.В. Акулова, Л.С. Фурмина). Особенности развития креативного потенциала детей дошкольного возраста менее исследованы. На сегодняшний день существует множество разных методов стимулирования творческого мышления как одного из основных компонентов креативности. В педагогической науке сложилось весьма широкое представление о творчестве. Однако, несмотря на многообразие подходов и глубину изучения проблемы творчества, задача развития креативности ребёнка до сих пор продолжает оставаться одним из участков «педагогической целины», как её определил ещё В. А.Сухомлинский. Анализ программ и технологий развития креативности позволяет выделить ряд противоречий между:

- социальным заказом общества на творческую личность и недостаточной разработанностью программ и технологий, что стимулирует рост интереса к проблеме креативности в детском возрасте;

- объективными потребностями обновления процесса образования и существующими традиционными подходами к развитию креативного потенциала дошкольников;

- убежденностью педагогов в необходимости развития креативного потенциала личности дошкольников и несформированностью способности к этой деятельности.

Большинство существующих в настоящее время программ и технологий обучения и развития дошкольников ориентированы преимущественно на их когнитивное и интеллектуальное развитие. Но одна из важнейших задач дошкольного образования - развитие в детях творческого начала и креативности. Творчество для ребёнка в образовательном процессе предполагает наличие у него способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Анализ психолого-педагогической и методической литературы, изучение опыта дошкольных образовательных учреждений позволили нам сделать вывод о том, что на современном этапе существует незначительное количество работ в области исследования креативности, творческого потенциала дошкольников в процессе жизнедеятельности ДОУ. В последние годы в нашем обществе произошли коренные политические и экономические изменения, затронувшие все сферы жизни, в том числе систему образования. Изменения в дошкольном воспитании - на первой ступени системы образования -характеризуются как положительными, так и отрицательными тенденциями. К первым относится создание гибкой многофункциональной системы разнообразных дошкольных учреждений, в которой, наряду с обновляемыми традиционными их типами, возникают новые: комплексы «Детский сад - школа», прогимназии, «Дошкольные центры» и др. Положительным также является стремление практиков работать по новым вариативным программам, а не по единственной, как это было раньше. Новые программы создаются отдельными авторами и коллективами. Однако желание срочно заявить нечто новое, обусловленное включением педагогики в систему рыночных отношений, способствует подчас появлению педагогических систем, которые ведут к интенсивному развитию одних сторон личности ребенка за счет других, не менее важных, и в результате - к обеднению развития. Как показывает анализ существующих программ, их нельзя считать вариативными, поскольку они не являются вариантами базисной программы. Отсутствие базисной программы, задающей современный стандарт дошкольного уровня образования и

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

обеспечивающей полноценное разностороннее развитие ребенка, наносит серьезный ущерб педагогической практике. Введение стандарта образования не предполагает подчинения воспитательно-образовательного процесса жесткому шаблону. Напротив, оно открывает широкие возможности для грамотного и творческого использования различных образовательных моделей и технологий, основой которых является стандарт. Реализация стандарта - это выполнение обязательств государства перед ребенком, семьей и обществом в целом, связанных с обеспечением равного старта развития для всех детей. В настоящее время идет поиск новых эффективных технологий развития дошкольников с целью максимального раскрытия творческого потенциала. С каждым годом возрастают требования к умственной деятельности, удлиняются сроки обучения, растет объем усваиваемых знаний, но беспредельно увеличивать время обучения невозможно. Технология, как правило, должны включать следующие компоненты:

- факторы и условия, влияющие на развитие творческих способностей;

- принципы, стимулирующие творческую активность участников процесса;

- общие задачи развития креативности личности;

- частные (локальные) задачи развития творческих способностей дошкольника по возрастам (3-7 лет);

- этапы технологии;

- методы и приемы, развивающие творческий потенциал дошкольника;

- развивающий комплекс упражнений и методические рекомендации к их проведению.

Целью таких программ и технологий должно стать разностороннее развитие ребенка; формирование у него универсальных, в том числе творческих способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества; обеспечение для всех детей равного старта развития; сохранение и укрепление их здоровья. Программы должны быть направлены на обогащение -амплификацию, а не на искусственное ускорение - акселерацию развития. Амплификация психического развития ребенка предполагает максимальную реализацию его возможностей, которые формируются и проявляются в специфически детских видах деятельности (Запорожец А.В.). В отличие от акселерации она дает возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье ребенка. Л.С. Выготский считал, что движущей силой психического развития является обучение как необходимый путь становления родовых, исторических особенностей человека, как путь «присвоения» ребенком общечеловеческих способностей. При этом он подчеркивал, что не всякое обучение хорошо, а только то, которое ориентируется на «зону ближайшего развития», на созревающие, а не уже созревшие функции. Обучение ребенка может происходить и стихийно, и целенаправленно, но всегда в сотрудничестве (явном или скрытом) с другим человеком, взрослым или сверстником. Однако никакое обучающее влияние другого человека не может быть осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. Концепция дошкольного образования заявляет в качестве важнейшей основы реализации программного содержания развивающую предметную среду детской деятельности - как систему материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического и духовного развития ребенка. Эта среда должна отвечать принципам обогащенности, наукоемкости и содержать природные и социокультурные средства, обеспечивающие разнообразие деятельности ребенка. Среди проблем, стоящим перед дошкольными учреждениями на современном этапе, центральной является проблема повышения качества дошкольного образования. Качество образования трактуется сегодня весьма произвольно. В программных документах Министерства образования РФ (Закон «Об образовании», «Концепция дошкольного воспитания», «Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» и других) утверждается право ребёнка на самореализацию и творческий поиск. В «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается, что при формировании базиса личностной культуры рождаются и развиваются такие главные образующие личности, как воображение и основанное на нем творчество, произвольность в виде способности к самостоятельным поступкам, потребность ребёнка активно действовать в мире. «Воображение - основа активного участия ребёнка в разных видах деятельности: предметно-практической, игровой, коммуникативной, эстетической и т.д. Достаточно развитое воображение позволяет ребёнку преодолевать сложившиеся стереотипы собственных игровых действий, ролевые позиции, строить новые сюжеты игры. На основе воображения у детей складываются впервые проявления творческого отношения к действительности». Творческое воображение,

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№6/2015

ISSN 2410-700Х

произвольность и потребность самостоятельно действовать названы стержнем личности, образующим особую систему, выражающую своеобразие, неповторимость растущего человека. Анализ программ свидетельствует о доминирующем преобладании художественного творчества. Однако на наш взгляд в них незначительно отражена проблема развития креативности и творческого потенциала дошкольников в процессе жизнедеятельности ДОУ. Говоря о проблеме развития креативности в условиях ДОУ, можно с уверенностью сказать, что эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях, как со стороны педагогов, так и со стороны семьи. Поэтому активными участниками педагогического процесса должны являться родители. Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей и креативности. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в детстве. Список использованной литературы:

1. Анисимова, Т.С. Влияние управления образовательной организации на успешность обучающихся. Материалы V Всероссийской конференции. Адлер - Славянск-на-Кубани, 2012 С. 14-22

2. Бадмаева, Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие креативности. Улан-Удэ, 2014. - 146 с.

3. Белякова, С. А. Модернизация образования в России: совершенствование управления [Текст] / С. А. Белякова. - М. : МАКС - Пресс, 2009. - 437 с.

4. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М.: Знание, 2009

5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд., М.: Просвещение, 1991.

6. Гришина, Н. Ю. Ситуация успеха в действии. // Одаренный ребенок, №1-2014. С. 66-76.

7. Дубравина Г.А. Развитие креативности у детей старшего дошкольного возраста СПб. : Питер, 2012. 448 с.

8. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002. С. 166.

9. Коваленко, Г.П. Что необходимо для воспитания одаренных? // Проблемы выживання. - 2009 г. Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. - Вопросы психологии. -2012. - № 9. - С. 52-59.

10. Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. - Вопросы психологии. -2012. - № 9. - С. 52-59.

11. Лукина, Л. И. Локальные акты дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Л. И. Лукина. - М. : Сфера, 2012. - 160 с.

© М.Г.Алиева, 2015

УДК 371.263

Ананченко Игорь Викторович

канд. техн. наук, доцент, Университет ИТМО,

г.Санкт-Петербург, РФ E-mail: igor@anantchenko.ru Шапаренко Юрий Михайлович канд. техн. наук, доцент, Университет ИТМО,

г.Санкт-Петербург, РФ E-mail:y.shaparenko@mashtab.org

СОВРЕМЕННЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Аннотация

Рассматриваются вопросы использования компьютерных систем контроля (тестирования) знаний учащихся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.