Научная статья на тему 'Этнолингвистический аспект в изучении русского языка в начальной школе (на материале устаревшей лексики)'

Этнолингвистический аспект в изучении русского языка в начальной школе (на материале устаревшей лексики) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
796
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ / УСТАРЕВШАЯ ЛЕКСИКА / ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ С УСТАРЕВШЕЙ ЛЕКСИКОЙ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мережко Е. Г.

Статья посвящена актуальной проблеме методики преподавания русского языка в начальной школе. В соответствии с требованиями современного образовательного стандарта необходимо учитывать этнокультуроведческий компонент в преподавании родного языка. В качестве этнолингвистического материала в начальной школе в статье рекомендуется использовать устаревшую лексику, включать ее в различные виды упражнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнолингвистический аспект в изучении русского языка в начальной школе (на материале устаревшей лексики)»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070

переживание. Это эссе предполагает не списывание с интернета, а использование своих знаний, жизненного опыта. После того как все напишут, каждый зачитает свое сочинение, после чего класс будет обсуждать. Через сочинение можно будет понять эмоциональное состояние каждого учащегося это очень важно знать преподавателю.

Использование креативных технологий на уроках права позволяет развить у учащихся творческие способности. Так как мы живем в постиндустриальном мире, где «правит» информация и креатив. Такие методы, которые приводят в движение логическую, мыслительную деятельность необходимо применять на уроках и не только права. Сами же креативные технологии - это своего рода механизмы креативного влияния на информационные технологии, поэтому современному педагогу стоит овладеть навыками креативных технологий.

Список использованной литературы:

1. Креативные методы обучения в компетентностном подходе к образованию:

[Электронный ресурс] сайт. - URL:http://www.opendass.m/pages/173485(дата обращения 10.07.2015).

2. Боголюбов Л. Н. Обществознание [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов, - 5-е изд. М. : Академический школьный учебник, 2009. - 351 с. : ил. - Библиогр. : с. 78-87

3. Газета: Голос правды. - Краснодарского края Красноармейского района, 2015

© А. В. Махова, К. К. Алексанян, 2015

УДК 372.881.161.1

Е.Г.Мережко

К.п.н.,доцент

Факультет психолого-педагогического и специального образования ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского», г. Саратов, Российская Федерация

ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (НА МАТЕРИАЛЕ УСТАРЕВШЕЙ ЛЕКСИКИ)

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме методики преподавания русского языка в начальной школе. В соответствии с требованиями современного образовательного стандарта необходимо учитывать этнокультуроведческий компонент в преподавании родного языка. В качестве этнолингвистического материала в начальной школе в статье рекомендуется использовать устаревшую лексику, включать ее в различные виды упражнений.

Ключевые слова

Этнолингвистический подход, этнолингвистический материал, устаревшая лексика, виды упражнений с

устаревшей лексикой.

Современный образовательный стандарт направлен на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры.[2] Реализация выдвинутого стандартом направления диктует необходимость использовать этнолингвистический аспект в изучении языка, который предполагает организацию наблюдений над языковыми фактами с учетом особенностей национальной культуры, формирование у школьников национального самосознания, уважения к истории и традициям своего народа, бережного отношения к родному языку.

Этнолингвистический подход может быть реализован за счет изучения на уроках русского языка устаревшей лексики. Младшие школьники встречаются с данным лексическим материалом в процессе чтения художественной литературы, фольклорного материала, выполнения различных учебных заданий.

120

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070

Наблюдения за устаревшей лексикой позволяют учащимся осознать стилистическую функцию данных слов, лучше понять описываемую историческую эпоху при восприятии определенного текста.

В процессе ознакомления младших школьников с устаревшей лексикой рекомендуется прежде всего использовать толковые и этимологические словари, что поможет лучше усвоить лексическое значение данных слов. Особое внимание следует уделить стилистической функции устаревшей лексики. Поскольку с данной группой слов младшие школьники встречаются в основном при чтении художественной литературы, то, как уже было отмечено выше, порою, сам текст позволяет ввести учащихся в историческую эпоху, понять значение устаревшего слова, дает возможность пронаблюдать и особенности употребления изучаемых слов в речи. Знание устаревшей лексики помогает школьникам глубже осознать содержание текста. Данная группа слов уже сама по себе содержит в себе некую информацию о той или иной эпохе, традициях, быте, культуре народа.

Крайне редко указанная лексико-семантическая группа слов является предметом специального изучения в курсе русского языка в начальной школе. Вместе с тем современные учебники русского языка включают данный этнолингвистический материал в тексты своих упражнений. Следовательно, работа с устаревшей лексикой должна быть системной как на уроках литературного чтения, так и русского языка.

Этнолингвистический материал (устаревшая лексика, тексты с национально-культурным компонентом и др.) следует подбирать таким образом, чтобы культуроведческий анализ данного материала давал возможность пронаблюдать и проанализировать определенные языковые факты и закономерности. Очевидно, что такой материал должен быть еще и интересен школьникам, соответствовать учебным задачам, изучаемой языковой теории. Тексты, содержащие этнолингвистический материал также можно использовать при проведении различных видов диктантов и списываний ( например, записать только устаревшие слова и подобрать к ним синонимы из современного русского языка; выписать устаревшие слова, распределяя их на группы (тематические, отдельно архаизмы и историзмы и др.).

В работе с устаревшей лексикой можно использовать следующие направления:

- определение значения слов ( в том числе с помощью толковых и этимологических словариков, исторического комментирования);

- выделение устаревших слов в контексте;

- распределение слов по тематическим группам ( например, посуда, одежда и пр.);

- разграничение историзмов и архаизмов;

- составление словообразовательных гнезд на материале устаревшей лексики, подбор однокоренных

слов;

- решение лингвистических задач;

- организация проектной деятельности по составлению словариков устаревших слов;

- соотнесение устаревших слов со словами современного русского языка, подбор синонимов и антонимов;

- отработка правописания устаревших слов;

- анализ стилистической функции устаревших слов в контексте.

Как уже было отмечено ранее, современные учебники русского языка для начальной школы уделяют недостаточно внимания устаревшей лексике. Вместе с тем следует отметить, что в настоящее время в содержание учебников начинают включать темы, посвященные изучению данной лексико-семантической группы ( программа«Начальная школа 21 века» и др.). Во 2 классе в теме «Устаревшие слова» учащиеся получают представление об особенностях данной лексико-семантической группы, знакомятся со значением ряда слов, учатся различать историзмы и архаизмы. Данная тема содержит всего 11 упражнений следующих видов:

1. Сопоставление устаревшего и современного значения слова.

Например:

Попробуй устно объяснить современное значение слов пирог, мешок, неделя, гости. Проверь себя по толковому словарику в учебнике. А вот что называли эти слова в старину:

пирог - хлеб для пира;

мешок - предметы из меха для хранения вещей;

121

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070

неделя - выходной день, воскресенье;

гости - люди, которые занимались торговлей, купцы.

Изменились ли сейчас значения этих слов? [1,с.87]

2. Определение устаревших слов в контексте и объяснение их значения.

3. Лингвистическая задача. Например:

В современном русском языке существуют слова наперсток, перстень, купить, покупка, покупатель. Подумай, что означают устаревшие слова перст, купец. Проверь свой ответ по толковому словарику и запиши толкование слов. [1,с.88]

Школьникам сначала предлагается определить значение слов, а затем, опираясь на сравнение состава данных слов, сделать предположение о значении предложенных устаревших слов.

4. Подбор синонимов.

5. Подбор однокоренных слов к устаревшим словам.

Например:

К словам молвить, разуметь подбери однокоренные слова, которые употребляются в нашей речи. [1,с.89]

6. Объяснение значения фразеологизмов, содержащих в своем составе устаревшую лексику. Например:

Объясни, как ты понимаешь выражение время катит чередом. [1,с.90]

Не смотря на то, что данная тема в учебнике представлена небольшим количеством упражнений, младшие школьники получают определенные теоретические сведения в доступной форме и на достаточно разнообразном языковом материале, с помощью различных упражнений закрепляют знание языковой теории. Безусловно, для полноценного усвоения материала недостаточно 11 упражнений. Необходимо неоднократно, систематически к нему обращаться, использовать его для решения различных учебных задач.

Таким образом, изучая устаревшую лексику, младшие школьники не только знакомятся с историей родного языка, своего народа, но и усваивают определенные языковые закономерности, языковую теорию. Использование этнолингвистического материала на уроках русского языка способствует повышению интереса к русскому языку как учебному предмету.

Список использованной литературы:

1. Иванов С.В. и др. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2. [Текст]/ С.В. Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова - М.: Вентана - Граф, 2013. 176с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011.

© Е.Г.Мережко, 2015

УДК 377.1

О.В. Миллер

Медико-психолого-социальный институт Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

г. Абакан, Российская Федерация

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ КАК МОДЕЛЬ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»

Аннотация

Необходимость пересмотра модели практической подготовки бакалавров по направлению «Социальная работа» обусловлена требованием ФГОС к участию студентов в формировании своей образовательной траектории, потребностью рынка труда в качественной подготовке специалистов и

122

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.