Вестник Омского университета. Серия «Право». 2009. № 3 (20). С. 168-171. © О.Н. Бибик, 2009
УДК 343.9
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ СУБКУЛЬТУР В КРИМИНОЛОГИИ
О.Н. БИБИК
Рассматривается культурологический подход в криминологии на примере теории субкультур. Исследуются теории субкультур, объясняющие существование преступности и механизм её воспроизведения.
Ключевые слова: криминальная субкультура, тюремная субкультура, теория субкультур, элементы криминальной субкультуры, культурологический подход в криминологии.
In present article it is considered the culturological approach in criminology by the example of the theory of subcultures. The theories of subcultures explaining existence of criminality and the mechanism of her reproduction are investigated.
Ключевые слова: criminal subculture, prison subculture, theory of subcultures, elements of criminal subculture, cultural approach in criminology.
Г. Кайзер в своем учебнике по криминологии отмечает, что для мышления, чувств, поступков человека, очевидно, его социокультурная идентичность имеет созидающее значение [1]. Причем она воздействует не только на поведение, соответствующее нормам, но и на отклоняющееся поведение. Поскольку существует мультикультурное общество, преступление можно рассматривать как одну из многих разновидностей манифестирования (проявления) культуры конкретной эпохи и страны [2]. То есть преступление
- продукт не только индивидуального и общественного развития, но и результат воздействия культуры на поведение человека.
Связь преступности и культуры очевидна [3], а потому необходимым компонентом криминологических исследований выступает культурологический подход в вопросах изучения причин преступности, выработки механизмов её предупреждения, исследования личности преступника и т. п.
Среди прочих инструментов исследования, предоставляемых культурологией, в криминологии широко используется теория субкультур. С позиции культурологии субкультура - это суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, которое отличается собственными ценностями, обычаями, нормами, стандартами поведения [4]. Теория субкультур применяется для исследования причин формирования противоправной модели поведения. Ю.К. Александ-
ров обоснованно отмечает, что изучение криминальной субкультуры «помогает понять внутренние законы, по которым живет преступная среда... изучить внутренние вопросы воспроизводства преступности» [5].
Используемое в криминологии понятие «криминальная субкультура» не имеет однозначной трактовки. Одни авторы определяют данное понятие как совокупность ценностей, обычаев, традиций, норм и правил поведения, направленных на наиболее рациональную организацию жизнедеятельности, целью которой является совершение преступлений, их сокрытие и уклонение от ответственности [6]. Другие считают, что криминальная субкультура - это образ жизнедеятельности лиц, объединившихся в криминальные группы и придерживающихся определенных законов и традиций [7]. Если исходить из того, что культура есть совокупность созданных человеком объектов, то под криминальной субкультурой можно понимать подсистему культуры, созданную лицами, нарушившими уголовно-правовые запреты и складывающуюся из элементов, обеспечивающих её функционирование.
Рассмотрим содержание теории субкультур применительно к проблемам криминологии. Теория субкультур, распространенная в американской криминологии, основывается на тезисе о существовании социальных групп, субкультур, представители которых «одобряют преступление или придержи-
ваются ценностей, влекущих за собой совершение преступления». Другие лица могут перенять подобные ценности и стать на путь совершения преступлений [8]. В рамках данного подхода выделяют понятия «субкультура насилия», «субкультура гневной агрессии», «субкультура материалистической агрессии» и т. п. [9]. Отечественные авторы употребляют понятия «криминальная культура», «криминальная субкультура», «криминальная подкультура» [10]. Криминальную субкультуру подразделяют на виды. Так, Д.А. Корецкий, В.В. Тулегенов выделяют субкультуру представителей профессиональной преступности, субкультуру представителей организованной преступности и субкультуру наркоманов [11].
Согласно теории субкультур А. Коэна, субкультурные группы правонарушителей обладают системой норм и санкций, отклоняющейся от той, что существует во всем обществе. Их отклоняющееся поведение имеет под собой социально-экономические причины (неудовлетворенность своим положением в обществе и невозможность законными способами достичь статуса среднего класса), которые способствуют появлению субкультур, основанных на отрицании господствующих ценностей (ценностей среднего класса) [12]. И хотя названную теорию подвергают критике, всё же в зарубежной литературе признается существование субкультур, неформализованные нормы которых в отдельных случаях противопоставляются системе правового контроля (например, молодежные субкультуры) [13].
В определенной степени аналогичный подход предложил У. Миллер, объясняющий отклоняющееся поведение представителей нижних социально-экономических слоев
свойственной им специфической культурой [14]. Для представителей этой субкультуры быстрый успех, богатство даже посредством совершения преступления значат больше, нежели упорный труд [15].
По мнению других криминологов, определенные социальные группы могут одобрять только отдельные формы преступности (чаще всего, незначительные правонарушения) либо совершение преступлений при определенных условиях (например, воровство для того, чтобы добиться финансового успе-
ха, ввиду отсутствия возможности достичь этого общепринятым способом) [16].
Известна теория конфликта культур Т. Селлина, основанная на гипотезе о влиянии иммигрантов и других небольших социальных групп со специфической культурой на преступность [17]. При этом в немецкой литературе довольно убедительно иллюстрируется данная теория на примере анализа количества преступлений, совершенных коренными немцами и иностранцами, - в 1988 г. соотношение было установлено как 1 к 3, что объясняется именно конфликтом культур [18].
Хотя все эти теории не являются безупречными в плане доказательств, ясно одно -культура, несомненно, выступает основой для формирования у людей поведенческих шаблонов, а потому культурный аспект всегда должен присутствовать в политике, направленной на противодействие преступности.
Теория субкультур используется отечественными учеными для исследования преступного мира, который живет по своим законам, традициям и обычаям [19]. Данные элементы складываются в полноценную подсистему культуры, которая функционирует на основе тех же принципов, что и культура в целом. Криминальные традиции и обычаи оформляются в виде определенной системы норм, выражаются посредством особых языковых форм (жаргон), татуировок, мимики, жестов, обрядов, передаются также посредством так называемого преступного фольклора (песни, стихи, поговорки и т. п.) [20]. Как отмечает С.Я. Лебедев, культивируемые в уголовной среде традиции и обычаи выступают принципами и образцами преступной деятельности и формами, средствами передачи преступного опыта, способствуют преемственности преступного поведения, стимулируют преступность [21]. Вместе с тем только нематериальными объектами криминальная субкультура как подсистема культуры не может ограничиваться. К её артефактам нужно относить и предметы материального мира, предназначенные или приспособленные для совершения преступлений.
Таким образом, по нашему мнению, криминальную субкультуру образуют следующие элементы:
1) ценности, то есть совокупность стандартов оценки, принятых в данной субкультуре;
2) система норм в виде законов и обычаев преступного мира;
3) язык (жаргон);
4) фольклор, то есть устное творчество (например, песни, поговорки);
5) символы (татуировки), знаки, передаваемые при помощи мимики, жестов, и обряды;
6) материальные артефакты (документы, орудия и средства, специально предназначенные для применения в противоправной деятельности, иные предметы материального мира, используемые для организации и совершения преступления).
В качестве особого вида криминальной субкультуры выделяют тюремную субкультуру, которая образуется в результате слияния различных субкультур криминального и некриминального характера и представляет собой компромисс между микросредой осужденных и обществом. Данная субкультура направлена на сохранение ценностей преступного мира и выживание в экстремальных условиях преступников [22]. Тюремная субкультура, как следует из её названия, формируется в учреждениях, в которых осужденные отбывают наказание в виде лишения свободы. Она не только способствует выживанию преступников, но и оказывает мощное влияние на формирование модели поведения данных лиц, резко снижает эффективность уголовного наказания, поскольку нивелирует его частнопредупредительное воздействие. По этой причине нередко места лишения свободы сравнивают с «тюремными университетами».
Вышеуказанным культурологический подход в криминологии не исчерпывается. При помощи теории субкультур изучаются категории лиц, отбывающих наказание [23]. Существуют и другие исследования, рассматривающие преступность и преступника с позиции теории субкультур [24].
Необходимо отметить, что указанный подход именуется социологическим направлением в криминологии [25]. Мы полагаем, что в данном случае некорректно считать такой подход только социологическим, поскольку он основывается как на изучении влияния, оказываемого на поведение человека со стороны общества и отдельных его групп, так и на исследовании взаимосвязи культуры и преступной модели поведения. Поэтому бо-
лее точно, на наш взгляд, считать, что в этом случае социологический и культурологический подходы дополняют друг друга.
Криминальная субкультура самым негативным образом отражается на процессах, происходящих в обществе, поскольку она способствует воспроизведению преступности. Можно утверждать, что современная массовая культура, причем не только в России, но и в большинстве других стран, в особенности западных, в значительной степени подвержена влиянию криминальной субкультуры, что находит свое отражение в музыке, кино и телевизионных передачах [26]. Поэтому рост преступности в целом не вызывает недоумения в виду ситуации общественной терпимости в отношении указанного феномена.
Следует признать, что общество посредством культуры продуцирует преступность, мирится с нею и тем самым ставит под угрозу свое нормальное существование. Давно назрела необходимость внесения изменений в законодательство в целях создания саморе-гулируемых организаций, объединяющих производителей предметов массовой культуры и регулирующих их деятельность посредством негосударственной внутрикорпоративной цензуры. Цель - не допустить проникновения криминальной субкультуры в общекультурное пространство. Данная мера абсолютно необходима; без нее организация противодействия преступности просто не мыслима и по большому счету малоэффективна.
1. Kaiser G. Kriminologie. Ein Lehrbuch. 3. Auflage. - Heidelberg: Verlag C.F. Müller, 2006. -S. 212.
2. Ibid.
3. См.: Преступность и культура / под ред. А.И. Долговой. - М., 1999; Иншаков С.М. Криминология. - М., 2000. - С. 129-143.
4. См.: Культурология / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. - М.: Юрайт-Издат, 2005. -С. 546.
5. Александров Ю.К. Очерки криминальной субкультуры. - М.: Права человека, 2001. - С. 4.
6. См.: Корецкий Д.А., Тулегенов В.В. Криминальная субкультура и её криминологическое значение. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2006. - С. 17.
7. Александров Ю.К. Указ. соч. - С. 8.
8. Криминология / под ред. Дж. Ф. Шели. -СПб.: Питер, 2003. - С. 416.
9. Там же. - С. 204-205.
10. Иншаков С.М. Криминология. - М., 2000. -С. 3; Анисимков В.М. Россия в зеркале уголовных традиций тюрьмы. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2003.- С. 26.
11. Корецкий Д.А., Тулегенов В.В. Указ. соч. -С. 28.
12. Eisenberg U. Kriminologie. 5 Aufl. - München: C.H. Beck Verlag, 2000. - S. 60; Mergen A. Die Kriminologie: eine systematische Darstellung.
3. Auflage. - München: Vahlen, 1995. - S. 120; Albrecht P.-A. Kriminologie. Eine Grundlegung zum Strafrecht. 3. Auflage. - München: Verlag C.H. Beck, 2005. - S. 32; Kaiser G., Schöch H. Kriminologie, Jugendstrafrecht und Strafvollzug.
6. Auflage. - München: Verlag C.H. Beck, 2006.
- S. 15-16; Криминология / под ред. Дж.Ф. Шели. - СПб.: Питер, 2003. - С. 416421; см.: Криминология / под общ. ред. А.И. Долговой. - М.: НОРМА, 2000. - С. 409.
13. AlbrechtP.-A. Op. cit. - S. 142.
14. Eisenberg U. Op. sit. - S. 60; Mergen A. Op. cit.
- S. 121-122; Криминология / под ред. Дж.Ф. Шели. - СПб.: Питер, 2003. - С. 419.
15. Криминология / под ред. Дж.Ф. Шели. -СПб.: Питер, 2003. - С. 419-420.
16. Там же. - С. 417-419.
17. Kaiser G., Schöch H. Op. cit. - S. 16. См. критику этой теории: Laubenthal K. Fallsammlung zur Wahlfachgruppe Kriminologie, Jugendstrafrecht
und Strafvollzug. - Berlin; Heidelberg, NewYork; Barcelona; Hong Kong; London; Mailand; Paris; Tokyo: Springer, 2002. - S. 50-51; см.: Криминология / под общ. ред. А.И. Долговой. - М.: НОРМА, 2000. - С. 408-409.
18. Schaffstein F., Beulke W. Jugendstrafrecht: eine systematische Darstellung. 11. Auflage. - Stuttgart; Berlin; Köln: Verlag W. Kohlhammer, 1993. - S. 14-15.
19. См.: Лебедев С.Я. Традиции, обычаи и преступность. Теория, методология, опыт криминологического анализа. - М., 1995.
20. Там же. - С. 29-30.
21. Там же. - С. 161.
22. См.: Корецкий Д.А., Тулегенов В.В. Указ. соч.
- С. 28-30.
23. См.: Анисимков В.М. Указ. соч. - С. 55-73.
24. См., например: Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура). - Тверь, 1994; Олейник А.Н. Тюремная субкультура в России: от повседневной жизни до государственной власти. - М., ИНФРА-М, 2001.
25. См.: Криминология / под общ. ред. А.И. Долговой. - М.: НОРМА, 2000. - С. 407.
26. См. об этом, например: Шоткинов С.А. «Криминализированное^» средств массовой информации // Администратор суда. - 2006. -№ 2. - С. 24-28.