Научная статья на тему 'Творчество осужденных в системе тюремной субкультуры'

Творчество осужденных в системе тюремной субкультуры Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
617
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБКУЛЬТУРА / КРИМИНАЛЬНАЯ СУБКУЛЬТУРА / ТЮРЕМНАЯ (ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ) СУБКУЛЬТУРА / ТВОРЧЕСТВО ОСУЖДЕННЫХ / (PENITENTIARY SUBCULTURE) / SUBCULTURE / CRIMINAL SUBCULTURE / SUBCULTURE IN A PRISON / CREATIVITY OF THE CONVICTED

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Оразаева Д. К.

В системе тюремной субкультуры рассмотрена взаимосвязь таких понятий, как «субкультура», «криминальная субкультура», «тюремная (пенитенциарная) субкультура», «творчество осужденных», выявлены основные точки соприкосновения этих явлений и характер их современного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRISONERS' CREATIVITY IN THE SYSTEM OF JAIL SUBCULTURE

This article is dedicated to examination of interconnection of such conceptions as «subculture», «criminal subculture», «prison (penitentiary) subculture», «prisoners' creativity»; revelation of modern types of their interaction.

Текст научной работы на тему «Творчество осужденных в системе тюремной субкультуры»

ТВОРЧЕСТВО ОСУЖДЕННЫХ В СИСТЕМЕ ТЮРЕМНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ

Д.К. ОРАЗАЕВА,

преподаватель кафедры криминологии Московского университета МВД России

Аннотация. В системе тюремной субкультуры рассмотрена взаимосвязь таких понятий, как «субкультура», «криминальная субкультура», «тюремная (пенитенциарная) субкультура», «творчество осужденных», выявлены основные точки соприкосновения этих явлений и характер их современного взаимодействия.

Ключевые слова: субкультура, криминальная субкультура, тюремная (пенитенциарная) субкультура, творчество осужденных.

PRISONERS' CREATIVITY IN THE SYSTEM OF JAIL SUBCULTURE

D.K. ORAZAEVA,

tutor of criminology chair Moscow university of MIA Russia

The summary. This article is dedicated to examination of interconnection of such conceptions as «subculture», «criminal subculture», «prison (penitentiary) subculture», «prisoners' creativity»; revelation of modern types of their interaction.

Key words: subculture, criminal subculture, subculture in a prison, (penitentiary subculture), creativity of the convicted.

Мир неоднороден, многолик и многокультурен. Дети говорят на одном языке, студенты — на другом, нищие в переходах — на каком-то своем, особенном. Хотим мы этого или нет, видим мы лица антисоциального поведения, зеков и бомжей или не замечаем — их культуры пронизывают нас и в чем-то определяют. У каждого из этих миров есть символы, атрибуты, творчество, структура и место как в иерархической структуре социума, так и в едином целом нашей общей культуры. Соответственно невозможно достичь криминологической объективности и полноты научных выводов и соответствующих им предложений в исследовании творчества осужденных, не проследив взаимосвязь таких понятий, как субкультура, тюремная (пенитенциарная) субкультура, творчество осужденных.

Понятие «субкультура» как научный термин появилось в 1930-е гг. благодаря американскому социологу Т. Роззак. Со временем в западной, а затем в отечественной науке наметилось относительное согласие о смысле этого понятия. Английский ученый М. Брейк определяет субкультуру как нормы, отделенные от общепринятой системы ценностей и способствующие поддержанию и развитию коллективного стиля жизни, также отделенного от традиционного стиля, принятого в обществе. Американский ученый Н. Слемзер под субкультурой понимает любую систему норм и ценностей, которая выделяет группу из большого сообщества1.

Современная отечественная культурология определяет субкультуру как своеобразную целостную картину мира, разделяемую группами людей, преобра-

зующими ее в нормы, интересы, ценности, идеалы, представления о смысле жизни2.

Субкультуры возникают в определенной «порождающей среде», каковой могут быть половозрастные, социально-профессиональные, религиозно-конфессиональные или этнические общности. Всем нам приходилось слышать и употреблять выражения «люди одного круга», «земляки», «богема», «высший свет», «золотая молодежь» и т.п. Каждый раз речь шла о неких специфических общностях людей. Однако «любые социальные группы, сходные по какому-либо внешнему признаку, всегда состоят из психологически и социально неоднородных людей, а потому эти люди не всегда обладают сходным сознанием и поведением. Внутри каждого такого объединения — будь то класс, статусная, профессиональная или половозрастная группа — есть свои гораздо более тесные и специфические субкультурные общности»3.

Не все социальные группы способны порождать эти общности, а только те из них, которые сложились относительно давно, устойчивы и обрели определенные культурно-исторические традиции. Если социальная группа обладает вышеперечисленными признаками, то в ее недрах при некоторых обстоятельствах неизбежно возникают и развиваются свои субкультуры — своеобразные сгустки в виде определенных картин мира и вытекающих из них специфических норм, ценностей, символов, стереотипов, языка, диалекта, сленга, этикета и т.д.

Главный признак субкультуры — наличие в ней специфической картины мира, которая и определяет

все остальные признаки субкультуры. Одна из важных ее функций — объединение людей, близких по мировосприятию и, следовательно, со сходным отношением к миру художественной культуры.

Субкультурные отношения присутствуют в каждом социальном срезе общества. Можно говорить о субкультуре сотрудников милиции, врачей, о студенческой, криминальной субкультуре. Со стремительным распространением наркомании «в молодежной среде формируется особая «наркоманская» субкультура», продолжают существовать и развиваться субкультуры представителей организованной и профессиональной преступности, которые по основным своим параметрам сращиваются с криминальной субкультурой, ее антисоциальными нормами, устоями»4.

Многообразие форм субкультурных отношений влияет на качественный состав осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, и на формирование новой тюремной (пенитенциарной) субкультуры, которая, объединяя в себе признаки всех вышеперечисленных субкультур, криминальных и некриминальных, обусловлена рядом неустранимых внешних условий лишения свободы5.

В процессе взаимодействия субкультур возникает общность и художественно-эстетических средств: поэтический язык, мелодия, ритм, интонационность, образность, эмоциональность, метафоричность мышления и т.п. Конечно, эти средства используются в субкультуре осужденных не всегда на том высоком уровне совершенства, характерном для общей, классической культуры. Но они соответствуют определенному уровню творческого мышления социокультурной среды преступников, тем ценностям и идеалам, на основе которых и взросла тюремная субкультура.

К вопросу изучения субкультуры осужденных, связанному с особенностями идущего процесса гуманизации в местах лишения свободы и вызванному современными тенденциями в развитии уголовно-исполнительной, криминологической и психолого-педагогической науки, которые недавно начали наполняться новыми теоретическими идеями и эмпирическими фактами относительно этой проблемы, обращалось множество исследователей6. Но, их работы касались в основном отдельных элементов тюремной субкультуры, в частности, особенностей неформального стратификационного разделения осужденных на субкультурные группы, изучения уголовных татуировок, тюремного жаргона, криминальных традиций и обычаев, средств коммуникации, оставляя без внимания важный элемент субкультурной общности — творчество осужденных.

Даже в тех немногочисленных исследованиях тюремного творчества прослеживается односторонний подход к изучению этого явления. Большинство ученых оценивают творчество осужденных как элемент криминальной субкультуры, с установкой на кри-миногенность, маргинальность и примитивность.

Этот подход узок и недостаточен для описания всей сложности и многоаспектности проблемы, лишает авторское видение необходимой перспективы и возможности учесть проявляющийся в разные периоды развития антикриминогенный потенциал этого феномена.

Тюремная субкультура представляет собой сложное явление. В теории криминологии и уголовно-исполнительного права нет единого взгляда на тюремную субкультуру. Одни ученые полагают, что это неформальная жизнь преступников, оказавшихся в местах лишения свободы7. Другие рассматривают тюремную субкультуру как самостоятельную культуру определенной социальной микросреды8. Третьи называют тюремную субкультуру разновидностью кри-минальной9.

Исходя из понятия «субкультуры», криминальная субкультура регулирует отношения в среде преступников. Таким образом, осужденный, до совершения преступления не имевший связей с другими преступниками (например, осужденный за преступление, совершенное по неосторожности), при поступлении в исправительное учреждение не является носителем криминальной субкультуры (мы не принимаем во внимание возможность ее приобретения в следственном изоляторе до отправления в исправительное учреждение).

Признаки криминальной субкультуры до поступления в исправительное учреждение присущи лишь осужденным, которые до совершения преступления имели в той или иной форме связи с другими пре-ступниками10. Кроме того, криминальная субкультура у них может быть разной в зависимости от характера связей и рода преступной деятельности.

Между тем отбывание наказания таким осужденным может быть назначено в одном исправительном учреждении. И перед осужденными — представителями некриминальных субкультур возникнет выбор. Вероятно, через некоторое время многие из них станут носителями единой системы социальных норм, установок, ценностей, принятых в местах лишения свободы, с целью их сохранения и распространения. В этом состоит механизм взаимопроникновения и взаимовлияния субкультур. Необходимость возникновения общности художественно-эстетических средств между отдельными субкультурами заставляет одних подстраиваться, соглашаться, пересматривать свои и принимать «чужие» ценности более активной, а порой и агрессивной субкультуры — таков общий процесс взаимосвязи «переливания» культур по типу общеизвестного физического закона сообщающихся сосудов11.

Следовательно, в тюремную субкультуру входят элементы криминальной субкультуры. Но вместе с тем для другой части осужденных основными целями будут выживание с наименьшими «потерями» для себя в неестественных условиях мест лишения сво-

боды, а также сохранение и развитие того набора материальных и духовных благ, которые остались у них после лишения их свободы.

Тюремная субкультура — это особый вид социальной культуры, сформированный в местах лишения свободы в результате слияния разных субкультур криминального и некриминального характера, являющийся компромиссом между микросредой осужденных и обществом, направленный как на сохранение ценностей преступного мира у части осужденных, так и на выживание в экстремальных условиях, а также на сохранение и развитие материальных и духовных благ у другой части осужденных, которые остались у них после лишения их свободы.

Это определение поможет сохранить антикриминогенный потенциал, такой элемент тюремной субкультуры, как творчество осужденных в местах лишения свободы. Анализ этого потенциала наряду с традиционными исследованиями дает возможность опосредованного и потому объективного и эффективного способа изучения личности правонарушителя. Ведь «творчество любого человека прежде всего есть проявление актуализации личности, ее естественное самовыражение, в отличие от вынужденного заполнения анкет и, мягко говоря, недостаточно откровенных бесед»12.

В местах лишения свободы, когда человек замкнут на себя и свою судьбу, у многих открывается творческий потенциал. Жизнь в неволе не может заставить человека отказаться от его потребностей, в том числе от стремления к творчеству, однако, несмотря на собственную инициативную активность осужденного, важно иметь в виду влияние на их сознание условий проживания и окружающего общества в местах лишения свободы.

Нельзя отказать лицам, лишенным свободы, в наличии творческого мышления и потому, что они являются людьми, прошедшими долгий эволюционный путь развития человеческого сознания, живущими в XX и XXI вв. Социальная среда преступного мира как в местах лишения свободы, так и в открытом обществе влияет на характер, содержание и форму продуктов художественно-эстетического творчества правонарушителей. Именно поэтому многие осужденные исправительных учреждений используют «тюремные» мотивы в своем творчестве, а также продолжают традиции нанесения татуировок криминального содержания.

Осужденный, вступивший во взаимодействие с субкультурой, находится с ней в следующих трех важнейших отношениях. Он объективно, а подчас вынужденно:

1) усваивает художественный багаж предшествующих поколений преступников, являясь объектом художественного воздействия;

2) функционирует в данной среде как носитель и выразитель художественно-культурных ценностей определенной группы;

3) вольно или невольно «обогащает» ее, создавая новые образцы субкультуры, будучи субъектом художественного творчества13.

Но тюремная субкультура состоит из множества социальных общностей, в том числе некриминальных — людей разных профессий, с разным уровнем самосознания и культуры и, как следствие, совершенно другим отношением к творчеству14. К сожалению, большинство таких осужденных до сих пор ограничены в доступе к «свободному» творчеству. Есть спектр традиционных тюремных жанров, в рамках которых и вынуждены работать мало-мальски способные осужденные. Так, у невостребованных на свободе профессиональных художников в местах лишения свободы плотный рабочий график с массой заказов не только от осужденных. Безусловно, в таком творческом процессе есть положительный момент — подавать пример другим осужденным, осуществляя воспитательный процесс. Но рутина заказов убивает само творчество. Для полного и всестороннего исследования личности осужденного преступника и побуждающих мотивов в его творчестве особую ценность представляют образцы «свободного» творчества, содержащиеся в личных альбомах и письмах осужденных, лишенных монотонности конвейера.

В России творчество осужденных только «вылезает из-за колючей проволоки», вызывая интерес у исследователей. В Европе, США, Канаде творческая работа с осужденными давно стала частью исправительной программы15 (имеются особые организации вроде английского «Объединения поддержки театра преступников», штат профессиональных режиссеров, мастерские для пошива костюмов и декораций, оборудованные театры)16. Относиться к этому можно по-разному: симпатизировать, любопытствовать, негодовать, но не замечать творчество осужденных невозможно.

1 ПигалевА.И. Культурология. Волгоград, 2004. С. 68, 69.

2 Гуревич П.С. Субкультура // Культурология XX в.: словарь. СПб, 1997. С. 386; Гришин В.А. Субкультура и ее проявление в молодежной среде. М., 1993. С. 102.

3 Жидков В., Соколов К. Искусство и социокультурная стратификация общества. URL: http://www.narcom.ru/ ideas/common/65.html.

4 Корецкий Д.А., Тулегенов В.В. Криминальная субкультура и ее криминологическое значение. СПб., 2006. С. 45.

5 Олейник А.Н. Тюремная субкультура в России: от повседневной жизни до государственной власти. М., 2001. С. 36.

6 Дубягина О.П. Нормы, обычаи и средства коммуникации криминальной среды. М., 2008; Багреева Е.Г. Социокультурные основы ресоциализации преступников: автореф. дисс. ... д-ра юрид. наук. М., 2001; Разинкин B.C. О пропаганде криминальных обычаев и традиций // Преступность и культура / под ред. А.И. Долговой. М., 1999;

Лебедев С.Я. Традиции, обычаи и преступность: моногр. М., 1995; Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура). Тверь, 1994.

7 Пирожков В.Ф. Указ. соч. С. 9.

8 Блохин Ю.И. Организационно-правовые меры нейтрализации негативного влияния групп осужденных отрицательной направленности в тюрьмах: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 1999. С. 12.

9 Анисимков В.М. Криминальная субкультура и ее нейтрализация в исправительных учреждениях России: авто-реф. дисс. ... д-ра юрид. наук. М., 1998. С. 42.

10 Кочетков А. Криминальные проявления в культуре современной России // Законность. 2001. № 5. С. 28.

11 Корецкий Д.А., Тулегенов В.В. Указ. соч. С. 56.

12 Багреева Е.Г. Указ. соч. С. 67.

13 Там же.

14 Мокроусов А. Тюремный романс (Рецензия на книгу: Екатерина Ефимова. Современная тюрьма. Быт, традиции и фольклор. М.: ОГИ, 2004).

15 Семенова Л. Искусство творить в тюрьме // Молодежь Эстонии. 2003. URL: http://www.moles.ee/03/Aug/01/24-1.php.

16 Жидков В., Соколов К. Указ. соч.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИОРИТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ ФАКТОРОВ СЛУЖЕБНО-БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД

С.И. СОЛОДУХИН,

Академия экономической безопасности МВД России

Аннотация. С математической точки зрения, задача определения приоритетов физической подготовки в системе служебно-боевой подготовки сотрудников разных категорий, имеющих неодинаковые условия профессиональной деятельности, представляется как оптимизация сложной иерархической системы. Для ее решения применен метод анализа иерархических систем, предложенный Т. Саати для задач такого класса. Однако многокритериальная оптимизация, являясь сложной проблемой даже после своего формального решения, все-таки «остается проблемой принятия решений: выбор окончательного единственного компромиссного решения — прерогатива лица, принимающего решения».

Ключевые слова: приоритет, служебно-боевая подготовка, иерархическая система, иерархическая декомпозиция системы, вес, факторы служебно-боевой подготовки, приоритеты факторов.

THE STUDY OF A PHYSICAL EDUCATION PRIORITY IN THE SYSTEM OF THE COMBAT TRAINING OF THE INTERNAL AFFAIRS OFFICERS

S.I. SOLODUKHIN,

Academy of economic safety of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The summary. From the mathematical point of view the task of determining the priorities of physical training in the system of service combat training of officials of different categories which have different conditions of professional activity is optimization of complex hierarchical system. To solve the problem method of analysis of hierarchical systems was offered by T. Saati especially for problems of this kind. But multicriterial optimization, being from the mathematical point of view, is a complicated problem even after its formal decision and remains the problem of making decision: the choice of ultimate decision is the prerogative of a person taking a decision.

Key words: Priority, service combat training, hierarchical system, hierarchical decomposition of system, weight, factors of combat training, priority of factors.

Физическая подготовленность всегда являлась одним из важнейших факторов для сотрудников ОВД. Она регламентируется приказами МВД России от 1996 г. № 412, которым введено в действие Наставление по физической подготовке сотрудников ОВД, от 2006 г. № 860, регламентирующего организацию

и содержание служебно-боевой подготовки, а также учебными программами. Однако до сих пор не понятно, какой «вес» имеют для той или иной категории сотрудников выделенные в приказе разделы профессиональной подготовки и составляющие их относительно частные вопросы, в том числе фактор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.