Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭВРИСТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ / УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сырман И.В., Красько К.В.

Перед большинством педагогов стоит задача, как сделать свои уроки интересными, как повысить мотивацию школьников и добиться высоких результатов обучения. На помощь им приходит технология эвристического обучения, которая позволяет добиться вышеперечисленных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE APPLICATION OF HEURISTIC LEARNING IN LESSONS OF RUSSIAN LANGUAGE AND LITERARY READING IN ELEMENTARY SCHOOL

Most teachers are faced with the problem of how to make their lessons interesting, how to increase the motivation of schoolchildren and achieve high learning outcomes. To help them, there is a heuristic learning technology that allows you to perform the above tasks.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

М.: Евразийский открытый институт, 2012.— 496 ^— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10833.html.— ЭБС «IPRbooks»

2.Теория статистики [Электронный ресурс]: учебное пособие/ В.Г. Минашкин [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2011.— 398 а— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10868.html.— ЭБС «IPRbooks»

3.Доброхлеб В.Г. Динамика и структура населения России в будущем // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2010. Т. 12. № 4. С. 62-70.

4.Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]/ Режим доступа:://www.gks.ru/

УДК 372.8

Сырман И.В. студент

3 курс, психолого-педагогический факультет ГБОУ ВО «Ставропольский государственный

педагогический институт» Россия, г. Ставрополь Красько К.В. студент

3 курс, психолого-педагогический факультет ГБОУ ВО «Ставропольский государственный

педагогический институт» Россия, г. Ставрополь Научный руководитель: Санькова А.А. кандидат филологических наук ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Аннотация: Перед большинством педагогов стоит задача, как сделать свои уроки интересными, как повысить мотивацию школьников и добиться высоких результатов обучения. На помощь им приходит технология эвристического обучения, которая позволяет добиться вышеперечисленных задач.

Ключевые слова: эвристическое обучение, эвристические методы и приёмы, младшие школьники, уроки русского языка и литературного чтения, начальная школа.

Syrman I. V. student

3 year, Psychological and Pedagogical Faculty GBOU VO «Stavropol State Pedagogical Institute»,

Russia, the city of Stavropol Krasko K. V. student

3 year, Psychological and Pedagogical Faculty GBOU VO «Stavropol State Pedagogical Institute»,

Russia, the city of Stavropol Scientific supervisor: Sankova A.A. candidate of philological Sciences THE APPLICATION OF HEURISTIC LEARNING IN LESSONS OF RUSSIAN LANGUAGE AND LITERARY READING IN ELEMENTARY

SCHOOL

Annotation: Most teachers are faced with the problem of how to make their lessons interesting, how to increase the motivation of schoolchildren and achieve high learning outcomes. To help them, there is a heuristic learning technology that allows you to perform the above tasks.

Key words: heuristic learning, heuristic methods and techniques that primary school children, lessons of Russian language and literary reading, elementary school.

В образовательной системе еще не так давно было принято считать, что главной её задачей является передача накопленных знаний, выработанных навыков и умений из поколения в поколение. Но мы живем в постоянно меняющемся мире, и данное понимание процесса обучения вступает сегодня в разногласие с социальными запросами общества.

К современному человеку предъявляется ряд новых требований, носящих практико-ориентированный характер: грамотная постановка и достижение собственных целей, продуктивное выполнение своих функции в личных, профессиональных и образовательных областях, совершение осознанных действий в ситуациях выбора [1]. При этом одной из главных проблем образования, особенно школьного, остается проблема мотивации обучающихся к получению новых знаний, выработка детьми восприятия себя как полноправного, зачастую даже главного, участника образовательного процесса. Поэтому нет такого учителя, который бы не задавался вопросами: «Как заинтересовать детей своим предметом, стимулировать их познавательную активность? Как мотивировать ребенка к достижению им высоких результатов?» Каким образом показать значимость того или иного учебного предмета для его личностной и, в дальнейшем, профессиональной самореализации?

Как справедливо отмечено современными учёными, «формирование гражданской идентичности, ценностных установок молодёжи может успешно решаться лишь путём... активизации уже существующих

соответствующих общественных и гражданских институтов и их инициатив» [6]. Так, в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения современный школьник является самостоятельным субъектом образовательной деятельности, что подразумевает воспитание творческой личности, умеющей учиться и развиваться самостоятельно

Такого рода подход позволяет осуществить технология эвристического обучения [2].

Эвристическое обучение - это обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания [9]. То есть данная педагогическая технология ориентирована на стимулирование мыслительной активности и познавательной деятельности, на выработку у обучающихся самостоятельности в поиске ответов на вопросы, постижения истины.

Истоки эвристического обучения начинаются с метода Сократа, который путем наводящих вопросов и рассуждений порождал истинные знания вместе со своими учениками. В трудах Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Дж. Дьюи и др. нашли свое отражение различные подходы к организации эвристического обучения. В современной дидактике идеи об эвристическом обучении разрабатывались в трудах А.В. Хуторского, М.М. Левиной и многих других.

Творческая реализация ученика как главная задача эвристического обучения раскрывается в таких основных целях как:

- разработка обучающимися образовательных продуктов в изучаемых областях;

- овладение ими первичным содержанием этих областей через соотнесение с личными результатами [3].

Традиционное обучение подразумевает сначала получение знаний учеником, которые затем применяются им (в том числе творчески). В соответствии с эвристическим обучением обучающиеся сначала проектируют знания, опираясь на собственный образовательный потенциал и технологию продуктивной деятельности. Полученный продукт деятельности сопоставляется с аналогами и в результате пересматривается, что вызывает у ученика потребность в новой деятельности [1]. Несомненно, что второй вариант имеет гораздо больший инерционный потенциал и более полно способствует развитию обучающего на всех уровнях.

Эвристическое обучение основывается на создании школьниками образовательных продуктов, что вполне достижимо и в рамках начальных классов. Здесь в рамках образовательного процесса такими результатами деятельности, с одной стороны, могут являться имеющие материальную форму выражения объекты (поделки, схемы, рисунки, иллюстрации и т.д.), а с другой - модификация индивидуальных качеств обучающихся, которые развиваются и совершенствуются в учебном процессе.

Рассмотрим особенности реализации технологии эвристического обучения на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.

Согласно классификации А.В Хуторского, внутренние образовательные продукты находят отражение во внешних ученических продуктах, к которым можно отнести:

- литературные произведения (сочинения, рассказы, стихотворения и

т.д.);

- результаты научного исследования (творческие отчеты, рефераты, схемы и т.д.);

- дидактические продукты (тесты, кроссворды и т.п.);

- произведения изобразительного искусства (рисунок, поделка из природных материалов и т.д.) [5].

Данные образовательные продукты могут использоваться не только в рамках уроков русского языка и литературного чтения, а также реализовывать межпредметные связи с другими учебными дисциплинами. Например: На уроке окружающего мира детям можно предложить написать рассказ об изучаемом предмете или явлении в заданном жанре; на уроке математики составить кроссворд на тему «Цифры», грамотно и полно «зашифровав» искомые слова; нарисовать рисунок по сюжету прочитанного произведения, иллюстрацию к нему на уроке изобразительного искусства.

При этом для получения качественных образовательных продуктов необходимо целенаправленно работать над выработкой у обучающихся определенных личностных качеств: Когнитивные качества нужны для познания обучающимся внешнего мира. К ним следует отнести: любопытность, наблюдательность, смышленость, склонность к исследованиям. К креативным качествам относятся: творческая фантазия, интуиция, воодушевленность, неординарность. К методологическим -стойкость при достижении целей, рефлексия, смысловое виденье [4].

Среди эвристических форм занятий хотелось бы выделить эвристический урок, поскольку, на наш взгляд, это одна из эффективнейших форм реализации рассматриваемой в данной статье технологии, которая может и должна применяться в начальной школе. Главным отличием урока с применением технологий эвристического обучения, является создание обучающимися собственных образовательных продуктов тех типов, о которых сказано выше. Согласно этим типам уроки могут выступать в формах: целеполагания, нормотворчества, уроки исследования, урок-эвристическая ситуация, урок-фантазия и т.д. [7].

Задания эвристического урока заключаются в создании обучающимися собственных продуктов деятельности. Примерами таких заданий на уроках русского языка и литературного чтения могут являться:

- сочинение сказки (задание придумать историю о приключениях твердых и мягких звуков);

- написание стихотворения (сочинить стихотворение о любом персонаже рассказа А.П. Чехова «Белолобый»);

- составление словарей, кроссвордов со словарными словами или словами имеющими более двух гласных в слове и т.д.

Рассмотрим более подробно один из примеров эвристической задачи, которую можно использовать на уроках русского языка. Так, при изучении темы «Корень слова» во втором классе ученикам может быть дано следующее упражнение: необходимо сравнить предложенные слова: шиповник, школьник, чайник; сделать вывод о сходствах и различиях по смыслу и структуре (не давая детям основания для сравнения, а предлагая обнаружить их самостоятельно). Если обучающиеся затрудняются в выполнении данного задания, то можно дать дополнительное слово с идентичным суффиксом и сходной словообразовательной моделью и/или сходной семантикой и таким же суффиксом, поставив перед ними задачу о возможности соотнесения данного слова с остальными.

Цели этого упражнения: обратить внимание учеников на значение корня и суффикса (без терминов); соотнесённость семантики слова с его структурой; вырабатывать представление о значении отдельных морфем (в частности - корня и суффикса); учить детей понимать задание как план последовательных действий, который необходимо выполнять последовательно.

Использование эвристических задач на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе активизирует познавательную деятельность, способствует творческому развитию обучающихся, развивает интеллектуальные способности, логическое мышление, формирует аналитические качества, учит обосновывать свою точку зрения.

Опираясь на классификацию эвристических методов обучения А.В. Хуторского [9], хотелось бы выделить следующие:

- метод вживания - с помощью чувственных и мысленных представлений учащийся пытается вникнуть, в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.

- метод смыслового видения - ученик, концентрируясь на образовательном объекте с помощью определенных вопросов задаваемых учителем по типу: «Их каких единиц может состоять слово?» (звуки, буквы, слоги, морфемы) активизирует познавательные качества учащихся и позволяет им видеть более глубокий смысл образовательного объекта; позволяет рассматривать одно и то же слово на разных языковых уровнях. На уроках литературного чтения необходимость выработки умений интерпретировать художественный текст основываясь на анализе биографии писателя, сопоставлении с уже изученными текстами автора, сходными по жанровой природе, тематике и др. произведениями; выявлять причинно-следственные связи в тексте, осознавать мотивы поступков героев и т.д. порождает востребованность новых эффективных методик формирования

квалифицированного читателя-школьника [8], чему, несомненно, способствует применение данного метода.

- мозговой штурм - основная задача этого метода в получении большего числа идей. Например, ставим задачу ответить на вопрос, кто такой «лапотник» (слово, встретившееся в прочитанном художественном тексте)? Обучающимся необходимо представить не менее двух вариантов решений. Педагог начинает с вопроса: «Что есть в условии задачи?» Ответ на него - это ресурс для решения задачи: «Контекст, происхождение слова, соотнесённость его с другими словами, структура и словообразовательная модель, суффикс -ник-).

- метод эвристических вопросов - основан на семи основных вопросах: Кто? Что? Зачем? Где? Как? Когда? Чем? Каждый вопрос рождает новый ответ, заставляя школьников фиксировать, мыслить, анализировать, соотносить и т.д. Такой метод позволяет прийти к пониманию скрытых причинно-следственных связей, мотивов поступков героев произведения, разобраться в сюжете и композиции и даже обосновать выбор средств художественной выразительности.

Исходя из целей данной статьи и её формата нами обозначена лишь малая часть возможностей применения технологии эвристического обучения в начальной школе на уроках русского языка и литературного чтения. Но даже при таком поверхностном рассмотрении нельзя не оценить эффективность упомянутых выше методов, поскольку применяя их в совокупности с эвристическими формами работы педагог, может ожидать от детей осознанного понимания материала, что в свою очередь повышает качество образования.

Таким образом, применение технологии эвристического обучения на уроках русского языка и литературного чтения позволяет добиться наилучших результатов в образовательной деятельности. Обучающиеся становятся полноправными участниками образовательного процесса. Эвристический подход позволяет детям достигнуть результатов, которые превышают образовательные стандарты. Постепенное включение элементов эвристического обучения в педагогический процесс приводит к тому, что у учеников вырабатывается личностный подход к получению индивидуального результата, формируется потребность и умение защиты и отстаивания его перед другими.

Использованные источники:

1.Андрианова Г.А., Хуторской А.В., Кулешова Г.М. Смыслы и цели образования: инновационный аспект. Сб. науч. трудов / Под ред. А.В. Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007.

2.Борзенко В.И., Обухов А.С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001.

3.Данилов М.А., Компов Б.П. Дидактика / Под общей ред. Б.П. Компова. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 2007

4.Дубицкая Е.А. Педагогика: Учебник для бакалавров / Л.С. Подымова, Е.А. Дубицкая, Н.Ю. Борисова. - М.: Юрайт, 2012.

5.Каптерев П.Ф. Эвристическая форма обучения в народной школе. Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в. - М.: Педагогика, 2010.

6.Кудряшов К.В., Санькова А.А. Молодежная политика на Ставрополье: взгляд со стороны // Актуальные проблемы современной науки. III Международная научно-практическая конференция (Ставрополь, 28-30 апреля 2014 г.) / Главный редактор: О.Б. Бигдай. Том 2. Вып. 3. -Ставрополь, 2014. - С. 9-14.

7.Кущенко С.Н. Технология эвристического обучения как один из методов рождения знаний на уроках русского языка и литературы // URL: https://open-lesson.net/3142/ (Дата обращения 20.06.2017)

8.Трембикова А.А., Симонова Н.А. Особенности формирования интерпретационных умений школьников на уроках литературы // Инновации в образовании и науке. Межвузовский сборник научно-методических трудов / Под научной редакцией Е.Н. Атарщиковой, В.И. Бережного. - М., 2017. -С. 219-225.

9.Эвристическое обучение. В 5 т. Т.З. Методика / Под ред. А.В. Хуторского. - М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. - 208 с.

УДК 128

Тайгунова Т. В. аспирант 2 курс

кафедра философии, социологии и религиоведения Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева Россия, Красноярск ЖИЗНЬ КАК ГУМАНИТАРНАЯ ЦЕННОСТЬ Аннотация: В статье с философской точки зрения рассматривается сложившаяся в современном мире ситуация, при которой недостаточное внимание уделяется гуманитарным ценностям, вытесненным экономоцентризмом и прагматизмом. Актуальность данной работы очевидна, поскольку в ней поднимаются вопросы о необходимости целостно-философского подхода к познанию человека, а также затронуты проблемы смещения мировоззренческих установок и искажения ценностных ориентиров, приводящих к обесцениванию жизни в современном обществе.

Ключевые слова: жизнь, ценность, суицид, гуманитарное знание, мировоззрение, общество, смысл жизни, целостно-философский подход, жизненный мир.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.