3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (10-11 кл.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф (дата обращения - 25.03.2015).
4. Баженова, К.А., Аронов, А.М. Организация учебно-исследовательской деятельности школьников: Учебно-методическое пособие / Под ред. А.С. Обухова. - М.: Национальный книжный центр, 2016. - 128 с.
5. Бережнова, Е.В., Краевский, В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности: учеб.пособие для студ.учреждений сред.проф.образования / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. - 12-е изд.,стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 128 с.
6. Исследовательская деятельность. Словарь. [Электронный ресурс] / Авт.-сост. Е.А. Шашенкова - М.: УЦ «Перспектива», 2010.- Режим доступа: https://www.psyoffice.ru/slovar-s155.htm (дата обращения: 25.03.2015).
7. Куркова, Ю.А., Игдырова, С.В., Мукминов, Р.Р. Исследовательская и практико-ориенированная деятельность в аспекте преемственности «Школа-СПО-ВУЗ» / Ю.А. Куркова, С.В. Игдырова, Р.Р. Мукминов // Проблемы современного педагогического образования. - Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 55. - Ч. 10. - 356 с. - С. 143-149.
8. Леонтович, А.В., Саввичев, А.С.Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы / Под ред. А.В.Леонтовича. - 2-е изд. - М.: ВАКО, 2016. - 160 с.
9. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rulaws.ru/acts/Primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-srednego-obschego-obrazovaшya/ (дата обращения: 29.08.2016).
Педагогика
УДК 811.161.1-13
кандидат педагогических наук Михеева Оксана Валентиновна
Военная академия войсковой противовоздушной обороны Вооруженных
Сил Российской Федерации имени Маршала Советского Союза А. М. Василевского (г. Смоленск)
ЭЛЕМЕНТЫ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК
ИНОСТРАННОМУ
Аннотация. В статье представлены возможности использования методов и приемов эвристического обучения при изучении иностранных языков и, в частности, русского языка как иностранного. Автор представляет теоретическое обоснование использования эвристического метода, приводит примеры из практики преподавания иностранных языков, акцентируя внимание на формах реализации данного метода при преподавании русского языка как иностранного.
Ключевые слова: эвристическое обучение, эвристический метод, русский язык как иностранный, довузовская подготовка, основные курсы.
Annotation. The article presents the possibility of using methods and techniques of heuristic learning in the study of foreign languages and, in particular, Russian as a foreign language. The author presents a theoretical justification for the use of heuristic method, gives examples from the practice of teaching foreign languages, focusing on the forms of implementation of this method in the teaching of Russian as a foreign language.
Keywords: heuristic training, heuristic method, Russian as a foreign language, pre-University training, basic courses.
Введение. Одна из особенностей современного образовательного процесса - поиск путей его максимальной оптимизации. Для рационального сочетания временных затрат и успешного овладения знаниями, умениями и навыками привлекаются различные методы, способы, средства. Дисциплина «Русский язык как иностранный» не является исключением.
Специалисты предлагают разнообразные классификации методов обучения русскому языку как иностранному, используя различные основания. Так, Н.Л.Шибко в зависимости от подхода к обучению языку подразделяет методы на прямые, сознательные, интенсивные, комбинированные [10, с. 18-19]. С.И.Лебединский и Л.Ф.Гербик, используя лингвометодические подходы (грамматико ориентированного, бихевиористский, коммуникативно ориентированный, интенсивно ориентированный), выделяют грамматико-переводной, сознательно-сопоставительный, аудиолингвальный, аудиовизуальный, сознательно-практический, коммуникативный методы обучения [6, с. 33-42]. Л.С. Крючкова представила в качестве основных сознательно-практический, интенсивные, коммуникативный методы обучения русскому языку как иностранному, проанализировав их сильные и слабые стороны [5, с. 19-21].
Но какие методы помогают иностранным военнослужащим получить быстрый и надежный результат? Как поддержать их интерес к изучаемому языку? Как научить самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы?
Изложение основного материала статьи. Известно, что мы особенно ценим то, что получили в результате поиска, приложения собственных усилий. Готовый ответ, полученный на наш вопрос, может быстро улетучиться из нашей памяти. Но если мы потратили время, провели «расследование», мы нескоро забудем ощущение, возникшее у нас после творческих поисков. Это чувство победителя (Да! Я могу! Я нашел! Эврика!). Именно это и обеспечивает прочное усвоение знаний, умений и навыков. Именно этот путь проходит иностранец, изучающий русский язык, при использовании эвристического метода.
Представим определение эвристического обучения, данное О.В. Диривянкиной, которое, на наш взгляд, достаточно полно отражающее представленные характеристики. Эвристическое обучение - «специфический процесс познания, направленный на самореализацию и творческое развитие его субъектов, который основан на диалогическом взаимодействии педагога и учащихся, отличается поливариантностью и имеет проблемный характер» [3, с. 412].
Проанализировав особенности эвристического обучения, А.В. Хуторской выделил следующие его принципы: 1) принцип личностного целеполагания ученика; 2) принцип выбора индивидуальной образовательной траектории; 3) принцип метапредметных основ содержания образования; 4) принцип
продуктивности обучения; 5) принцип первичности образовательной продукции учащегося; 6) принцип ситуативности обучения; 7) принцип образовательной рефлексии [8]. То есть эвристическое обучение концентрирует в себе суть личностно ориентированного подхода в проблемном обучении с использованием интерактивных форм.
Перечисленные выше принципы демонстрируют широкие возможности эвристического метода, позволяющего не только вводить новый материал, но и стимулировать личностный рост обучающихся, их творческий потенциал на всех этапах образовательного процесса. Если проанализировать принципы, положенные в основу других методов, то мы увидим, что эвристические методы во многом совпадают с личностно ориентированными, коммуникативными, творческими методами. Современные исследователи отмечают следующие особенности данного метода: 1) раскрытие и развитие личностного потенциала, самореализации обучающихся [4, с. 30; 9]; 2) совмещение творческой образовательной деятельности обучающихся с усвоением ими базовых образовательных стандартов [9]; 3) эвристическое обучение является способом преодоления монологичности образовательной системы [4, с. 30].
Однако в современном образовательном процессе эвристическое обучение представлено отдельными элементами (эвристическими методами и приемами), которые нацелены на решение конкретных образовательных задач - научить творчески мыслить, перестраивать известную информацию, развивать интуицию.
Эвристическое обучение выступает в качестве обучающего метода и свойства приобретения новых знаний [2, с. 262]. В качестве иллюстрации данного положения традиционно приводятся сократовские беседы, сочетающие в себе и процесс передачи знания и процесс обучения. Педагогическое наследие Сократа позволило сформулировать принципы эвристического метода: 1) «диалогическая форма обсуждения предмета и поиска истины; 2) наводящие вопросы, выясняющие границы знания и незнания собеседника; 3) индуктивный способ восхождения к общим определениям; 4) конечная цель учения - духовный рост человека» [2, с. 263].
Эвристический метод активно может применяться в преподавании языковых дисциплин, поскольку позволяет учитывать тот факт, что «успех обучения иностранному языку зависит в большей степени от активности самих обучающихся в процессе овладения знаниями, их способности к самостоятельной продуктивной деятельности, а также развития критического мышления» [7, с. 268]. Например, эвристический метод обучения «предусматривает использование преподавателем специально подобранных вопросов, подводящих обучаемых к самостоятельному открытию нового на основе анализа языка, к необходимым выводам» [1, с. 350].
В методической литературе можно найти примеры использования эвристического метода для изучения иностранных языков, однако нами не были найдены материалы, описывающие применение этого метода при преподавании русского языка как иностранного. Известны следующие формы реализации рассматриваемого метода при изучении иностранных языков, которые могут успешно использоваться и при преподавании русского языка как иностранного.
На обычных занятиях могут использоваться следующие эвристические приемы (методы) [7, с. 270].
- обучающиеся должны предложить решение проблемы и аргументировать его. Это позволяет обучающимся создавать спонтанные диалоги на изучаемом языке, писать сочинения на заданную тему и т.д. (У вас есть возможность стать известным и богатым, но для этого нужно переехать в другую страну. Вы пошли бы на это?).
- необходимо представить и описать ситуацию, которая бы произошла в заданных преподавателем условиях. Задание формирует творческое видение ситуации, креативное мышление (Если бы все птицы исчезли, как бы выглядел мир?).
- обучающиеся должны отреагировать на ситуацию, которая находится на грани реальности и фантазии и предполагает увеличение или уменьшение объекта познания (Придумайте рассказ о мире, в котором живут только гиганты. Опишите их обычный день.).
- обучающимся предлагается соединить несоединимые в реальности качества, свойства, части объектов (Опишите сладкую соль, светлую темноту и т.п.).
Все представленные выше формы работы и задания могут использоваться при изучении русского языка как иностранного в любом учебном заведении. Однако, если речь идет о высшем военном учебном заведении, занимающимся подготовкой военных специалистов, мы столкнемся с рядом ограничений, продиктованных спецификой данных организаций.
Остановимся на этапе довузовской подготовки иностранных военнослужащих, когда за относительно небольшой срок (4-9 месяцев) слушатели и курсанты должны подготовиться к обучению на основных курсах. На занятиях по русскому языку большое внимание уделяется формированию и развитию основных речевых умений и навыков в комплексе с изучением языкового материала, что, в свою очередь, позволит создать базу, необходимую для осуществления успешной коммуникации в учебно-профессиональной, социально-бытовой и социально-культурных сферах общения. В ходе дальнейшего обучения могут использоваться любые способы активизации познавательной и речевой деятельности. Они могут быть ограничены только уровнем языковой подготовки иностранцев.
На начальном этапе изучения русского языка как иностранного можно предложить следующие задания, позволяющие реализовать приемы эвристического обучения. Например, задания, стимулирующие творческую деятельность обучающихся в ходе освоения ими различных языковых уровней. Например:
- фонетический уровень (объясните разницу в произнесении предлогов в следующих предложно-именных сочетаниях: в [в]¿ороде и в [ф] кино);
- лексический уровень (скажите, как вы понимаете русскую пословицу дома и стены помогают);
- грамматический уровень (как вы думаете, почему говорят в России, но на Кубе).
В дальнейшем использовании подобных эвристических образовательных ситуаций будет способствовать комплексному развитию речевых и коммуникативных навыков ИВС. Например: прочитайте (послушайте) начало текста, закончите его (устно или письменно), предложив собственный вариант развития событий.
На основных курсах в рамках практических и семинарских занятий обучающиеся могут участвовать в эвристических проектах, дискуссиях, олимпиадах, неделях науки и творчества и т.п. Конечно, степень и уровень участия будут определяться уровнем владения русским языком как иностранным иностранцев.
На занятии обучающиеся, используя приобретенный ранее языковой и речевой опыт, формулируют определения и правила. В обучении реализуется в процессе применения эвристического метода, который применяется с другими видами активной познавательной деятельности: решением языковых задач, участием в ролевых играх, выполнением письменных и устных упражнений.
Использование мультимедийных технологий (видео, звук, анимация, возможности электронной доски) активизируют речевую деятельность обучающихся и позволяет предлагать разнообразные задания, учитывающие индивидуальные потребности и интересы иностранных военнослужащих.
1. Послушайте аудиозапись (например, городской шум). Как вы думаете, где она могла быть сделана? Почему вы так думаете?
2. Посмотрите видео (диалог) без звукового сопровождения. Кто эти люди? О чем они говорят? Озвучьте возможный вариант диалога. Сравните с реальным. Какой из диалогов вам показался более интересным?
3. Один из обучающихся получает задание нарисовать на доске определенный объект, известный только ему и преподавателю. По ходу выполнения рисунка группа должна высказывать предположения, что это?
Выводы. Итак, современная методическая наука предлагает множество методов и способов изучения иностранных языков. При изучении русского языка как иностранного на начальном этапе преподаватели и обучающиеся попадают в условия, когда, несмотря на ограниченные сроки обучения, необходимо получить результат, который ляжет в основу дальнейшей речевой деятельности иностранцев. На наш взгляд, эвристический метод совмещает в себе все достоинства традиционных и современных подходов к изучению русского языка как иностранного, следовательно, может результативно использоваться на всех этапах изучения русского языка как иностранного.
Литература:
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР, 2009.
2. Гетманская Е.В. Эвристический метод: генезис и современное функционирование // Сибирский педагогический журнал. 2009. №2. С. 261-268.
3. Диривянкина О.В. Становление, сущность эвристического обучения в педагогической науке и практике // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2006. №4. С. 406-413.
4. Король А.Д. Моделирование системы эвристического обучения на основе диалога: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01/ А.Д. Король; Учреждение РАО "Ин-т содержания и методов обучения". - М.: 2009. - 39 с.
5. Крючкова Л.С. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному: учебное пособие для начинающего преподавателя, для студентов-филологов и лингвистов, специализирующихся по РКИ. / Л.С. Крючкова, Н.В. Мощинская. - М.: Флинта: Наука, 2009.- 480 с. - (Русский как иностранный).
6. Лебединский С.И. Методика преподавания русского языка как иностранного. Учебное пособие / C. И. Лебединский, Л. Ф. Гербик - Мн., 2011. - 309 с.
7. Радионова С.А. Применение эвристических методов в обучении английскому языку // СИСП. 2017. №4-2. С. 267-271.
8. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика - теория и технология развития одаренности учащихся. -URL: http://khutorskoy.ru
9. Хуторской А.В. Дидактические основы эвристического обучения: автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.01 / Моск. пед. ун-т. - Москва, 1998. - 37 с.
10. Шибко, Н. Л. Методика обучения русскому языку как иностранному: учеб.- метод. комплекс для студентов-иностранцев нефилол. спец. / Н. Л. Шибко. - Минск: БГУ, 2011. - 165 с.
Педагогика
УДК:372.8
кандидат педагогических наук, доцент Муриева Мэри Валериановна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова» (г. Владикавказ)
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ИНОЯЗЫЧНОГО МОНОЛОГИЧЕСКОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ В
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация. В статье раскрыта технология формирования умений говорения и одной из его форм, монолога на начальной ступени обучения ИЯ. Автором приводятся основные характеристики монологического высказывания, определена его роль в иноязычном учебном процессе, включая ЕГЭ, показаны эффективные пути овладения учащимися монологической речью в учебных условиях, приемы и формы контроля.
Ключевые слова: иноязычное обучение, практическое владение языком, текст, монолог, диалог, урок-общение, контроль.
Annotation. The article reveals a technology of development speaking skills and, particularly, one of its forms, monologue in an early stage of foreign language teaching. The author gives the main characteristics of monological speech, there also determined its role during the foreign educational process, including USE, the effective ways of monologic speech acquisition in educational environment, techniques and forms of control are shown as well.
Keywords: foreign teaching, practical language acquisition, text, monologue, dialogue, communication lesson, control.
Введение. В современном полилингвальном и поликультурном мире роль и статус иностранных языков для людей разных возрастов и профессий существенно повысились. В XXI веке изучение и знание чужих языков и культур стало необходимой составляющей личной и профессиональной жизни человека. Конечной целью иноязычного обучения ставится практическое владение языком и эффективное взаимодействие с носителями изучаемого языка. В общеевропейской системе уровней владения неродными языками выдвинуты определенные требования в области говорения (диалог, монолог, полилог) в зависимости от уровня обучения учащихся.