15. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. М.: Просвещение, 2002.
16. Фоломкина С. К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. М.: Высшая школа. 2005. - 253 с.
Педагогика
УДК 37.062.3
аспирант Михайлова Юлия Александровна
Димитровградский инженерно-технологический институт - филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (г. Димитровград);
заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель истории и обществознания
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №19 имени
Героя Советского союза Ивана Петровича Мытарева
города Димитровграда Ульяновской области» (г. Димитровград),
кандидат педагогических наук, доцент Игдырова Светлана Викторовна
Димитровградский инженерно-технологический институт - филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (г. Димитровград)
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В АСПЕКТЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ «ШКОЛА-СПО-ВУЗ»
Аннотация. В статье рассматривается процесс организации исследовательской и практико-ориентированной деятельности школьников в аспекте их подготовки к дальнейшей профессиональной деятельности в условиях внедрения ФГОС ООО и ФГОС СОО в рамках преемственности «Школа-СПО-ВУЗ». Представлен опыт организации проектно-исследовательской деятельности в школе и результаты сформированности у обучающихся метапредметных компетенций.
Ключевые слова: Федеральные государственные образовательные стандарты, исследовательская деятельность, научно-практическая деятельность, практико-ориентированные образовательные результаты, метапредметные универсальные учебные действия.
Annotation. The article deals with the process of the organization of research and practice oriented activities of schoolchildren in the aspect of their preparation for further professional activities in the context of the introduction of FSES BGE and FSES SGE within the framework of the succession of "school - secondary special education - higher educational institution". The experience of the project research activities in the school and results of formation of metasubject competences of schoolchildren are presented.
Keywords: Federal state educational standards, research activities, scientific and practical activities, practice oriented educational results, meta-universal educational actions.
Введение. Современная жизнь диктует новые требования к качествам личности, способной творчески мыслить, нестандартно находить решения, исследовать сложность и новизну меняющегося мира, готовой к применению полученных знаний и умений в жизненных ситуациях. В связи с этим педагогической наукой активно изучается исследовательская и практико-ориентированная деятельность обучающихся как средство формирования универсальных учебных действий (далее - УУД).
В Российской Федерации долговременным системным вызовом развития общества, согласно «Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года», определено возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Стратегическим направлением развития системы общего образования становиться ориентация на практические навыки и фундаментальные умения. В то же время главным условием развития системы высшего профессионального образования обозначена вовлеченность студентов в фундаментальные и прикладные исследования [1].
Для достижения поставленных государством задач принят ряд нормативно-правовых документов. Так Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) основного общего образования (ООО) и среднего общего образования (СОО) результатами определяют освоение обучающимися универсальных учебных действий, овладение навыками исследовательской деятельности, т.е. опыта применения исследовательских методов и технологий [2; 3]. Соответственно реализовывается педагогическая задача -получение практико-ориентированных образовательных результатов.
Также одними из первостепенных целей ФГОС обозначены единство образовательного пространства и преемственность всех ступеней образования. Достижение этих целей возможно при обеспечении структурно-организационных и содержательно-целевых взаимосвязей институциональных ступеней и уровней образования.
Изложение основного материала статьи. Проблема организации исследовательской и практико-ориентированной деятельности в условиях внедрения ФГОС в системе «Школа-СПО-ВУЗ» на основе принципа преемственности, прослеживаемая самой логикой образовательного процесса, вызывает необходимость выявления и построения модели исследовательской и практико-ориентированной деятельности обучающихся в условиях внедрения ФГОС ООО и ФГОС СОО в аспекте преемственности «Школа-СПО-ВУЗ». Научная деятельность, по мнению ученых, непрерывна: у каждого результата есть предшествующий результат, на который он опирается и продолжает его, развивает и конкретизирует [4, с. 6].
В связи с этим перед российскими школами поставлены задачи: формирование у обучающихся навыков самостоятельного приобретения знаний и умений самостоятельно делать жизненный выбор, строить свою образовательную траекторию, подготовка школьников к жизни в современном обществе и дальнейшей профессиональной деятельности. Средствами достижения данных задач можно рассматривать исследовательскую и практико-ориентированную деятельность обучающихся.
Понятия «исследовательская деятельность» или «учебно-исследовательская деятельность» рассматривается в педагогике по-разному: организация образовательного процесса, образовательная технология.
Исследования в науке и образовании отличаются. С точки зрения применяемого метода они идентичны, однако уровень сложности и методы имеют существенные отличия, кроме этого исследовательская деятельность школьников направлена в первую очередь на их развитие. По мнению А.В. Леонтовича и А.С. Саввичева, исследовательская деятельность учащегося - образовательная технология, использующаяся в качестве главного средства учебное исследование, предполагает выполнение учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста [8, с. 9]. Цель учащегося в процессе исследования - не только получить новые для него знания-факты, но и освоить технологию работы со знанием - процесс исследования [4, с. 9].
Таким образом, исследовательская деятельность - это осознанная, активная деятельность человека [6], направленная на удовлетворение познавательных потребностей, получение нового продукта или знания в соответствии с поставленной целью и определенными условиями ее достижения. В процессе данной деятельности учащиеся получают объективно новые знания с помощью научного метода. Знание представляет собой безостановочный познавательный процесс. Научно-исследовательская деятельность генерирует научное знание, являющееся в свою очередь результатом деятельности познающего человека [5, с. 7].
В 2017-2018 учебном году четыре общеобразовательные организации города Димитровграда Ульяновской области стали пилотными площадками внедрения ФГОС СОО в 10 классах, в том числе Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 19 имени Героя Советского Союза Ивана Петровича Мытарева города Димитровграда Ульяновской области» (далее - МАОУ СШ №19 им. И.П. Мытарева). Школа, являясь пилотной площадкой по внедрению ФГОС с 2010 года -начального общего образования, с 2012 года - основного общего образования, с 2017 года - среднего общего образования, создает условия для образования и развития личности, способной к самореализации [7, с. 145].
Стандарт основного общего образования направлен на формирование у выпускников 9 классов, потенциальных абитуриентов учреждений среднего профессионального образования, таких личностных характеристик, как активность и заинтересованность в познании мира, понимание ценности науки и творчества, осознание важности образования и самообразования, умение учиться и способность применять свои знания на практике, профессиональная ориентация.
Реализация основной образовательной программы основного общего образования ориентирована на создание условий для формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской и художественной деятельности [2].
В МАОУ СШ №19 им. И.П. Мытарева сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач осуществляется в 9 классе в форме защиты итоговых индивидуальных или групповых проектов.
Оценка итоговых проектов осуществлялась на основе интегрального (уровневого) подхода на основании вывода о сформированности предметных и метапредметных УУД на базовом или повышенном уровне. Базовый уровень сформированности навыков проектной деятельности был отмечен у 68% обучающихся. Проекты 32% выпускников получили, по решению комиссии, особое заключение о повышенном уровне сформированности навыков проектной деятельности, которое может быть предъявлено при поступлении в профильные классы.
По результатам защиты итоговых проектов у большинства выпускников 9 классов отмечается способность самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения, выполнение проектов осуществлялось под контролем и при поддержке руководителя. Лишь у трети выпускников продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить.
«Портрет выпускника школы» согласно стандарту среднего общего образования отличается от «портрета» выпускника 9 класса. По окончании 11 класса обучающийся, ко всем сформированным ранее личностным характеристикам, должен овладеть основами научных методов познания окружающего мира и быть мотивирован на творчество и инновационную деятельность.
Реализации основной образовательной программы среднего общего образования предполагает выполнения индивидуального проекта всеми обучающимися в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом [3]. Оценка метапредметных результатов страшеклассников МАОУ СШ №19 им. И.П. Мытарева осуществлялась в 10 классе.
Оценивание производилось на основе критериальной модели.
Индивидуальные проекты оценивались по следующим критериям:
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т.п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.
2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы [9].
Оценивание индивидуальных итоговых проектов осуществлялось на основе аналитического подхода. По всем критериям вводились количественные показатели, отражающие полноту проявления навыков проектной деятельности.
Итоговые проекты обучающихся среднего общего образования должны иметь практическую направленность и быть востребованными, иметь возможность применения в той или иной сфере человеческой деятельности. В 74% итоговых проектов обучающихся 10 классов отмечается практический характер работы, в остальных случаях - информационный, реферативный характер.
У обучающихся среднего общего образования в лучшей степени сформированы предметные знания и способы действий (84%), а также познавательные учебные действия (82,6%).
Предметные УУД являются основой усвоения самой предметной области в соответствии с профильной направленностью обучения (опыт получения, преобразования и применения предметных знаний).
У 63% обучающихся отмечено владение предметом своей проектной деятельности. 37% обучающихся понимают содержание выполненной работы, но не в полной мере могут раскрыть его содержание и допускают ошибки.
Большинство обучающихся 10 классов (72%) показывают умения использовать в проектной и исследовательской деятельности имеющиеся знания и способы действий.
Как правило, в презентации своей проектной или исследовательской работы, учащиеся (80%) используют разнообразные средства наглядности (таблицы, схемы, диаграммы, чертежи, графики, рисунки, фото и т.д.).
Познавательные УУД составляют систему способов познания действительности, построения процесса самостоятельного поиска, исследования и обработки информации. Именно познавательные УУД учат обучающихся результативно мыслить и работать с информацией.
65% обучающихся четко формулируют проблему и выявляют актуальность своих исследований или практико-ориентированной деятельности.
Четверть старшеклассников затрудняется в выборе способов решения проблемы проекта и прибегает к помощи руководителя.
Познавательные УУД предполагают также сформированности у учащихся умений обосновывать и создавать продукт (модель, прогноз, макет, объект, творческое решение и т.п.). Результатом почти всех итоговых проектов стало создание определенного продукта. В основном у 72% обучающихся данный процесс носил исследовательский характер.
Более низкие показатели отмечаются в сформированности регулятивных и коммуникативных учебных действиях.
Регулятивные УУД дают возможность обучающимся организовывать свой учебно-познавательный процесс с учетом всех его компонентов (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).
Каждый третий ученик осуществляет свою проектную деятельность под руководством учителя, проявляя отдельные элементы самооценки и самоконтроля. При этом 59% обучающихся самостоятельно планируют и последовательно реализовывают учебно-исследовательскую или практико-ориентированную деятельность.
Для достижения цели две трети старшеклассников используют все имеющиеся ресурсные возможности в полной мере.
При этом у большинства десятиклассников возникают трудности в выборе конструктивных стратегий в трудных ситуациях. Больше половины из их (55,5%) не способны самостоятельно что-либо предпринять, предложить способы решения возникших проблем или находят такое решение благодаря помощи руководителя.
К сожалению, результаты защиты итоговых проектов в 10 классах, обучающихся по ФГОС, в очередной раз показывают нам невысокий уровень коммуникативной компетентности старшеклассников, представляющей совокупность умений и навыков, нужных для взаимодействия с людьми, эффективного сотрудничества. Коммуникативные УУД формируется как в процессе усвоения практического опыта общения с другими людьми, так и в образовательном процессе.
Снижение уровня коммуникативных УУД у обучающихся обусловлено рядом причин, порожденных современным обществом:
1. Современная молодежь чаще реальному общению отдает предпочтение общению вербальному через социальные сети. В таком общении подростки прибегают к упрощению и сокращению слов. Выражение своих эмоций происходит за счет использования символических картинок (смайликов), тем самым теряя свою индивидуальность.
2. В подростковой среде наметилась отрицательная динамика интереса к чтению, которое в свою очередь непосредственно влияет на культуру речи обучающихся. Школьники все реже используют в речи ряд языковых оборотов, эпитетов и т.д., что, несомненно, также негативно сказывается на формировании уровня коммуникативной компетентности обучающихся.
3. В первую очередь правила и нормы общения подростков закладываются в семье. В связи с высокой загруженностью на работе, занятостью своими делами современные родители все меньше уделяют внимания такому важному аспекту, как общение с ребенком.
4. В образовательном процессе в качестве проверки знаний прочно укрепился метод тестирования, который лишает обучающихся возможности выразить свою точку зрения, высказать предположение или поразмыслить над вопросом.
Так, во время презентации итоговых проектов больше половины обучающихся 10 классов отвечали на вопросы экспертов недостаточно аргументировано, четко и уверенно, допускали фактические и лексические ошибки в предложениях.
Выводы. Таким образом, в современном образовании большое значение имеет практическая составляющая учебного процесса, направленная на формирование готовности школьников использовать приобретенные знания на практике, в жизненных обстоятельствах. На каждом уровне освоения метапредметных универсальных учебных действий реализуются специфические формы участия школьников, в которых обучающиеся контактируют со специалистами в той или иной области научного знания. В нашем случае это защита итоговых исследовательских проектов. Такая форма образовательной деятельности создает условия для формирования предметных и метапредметных универсальных учебных действий, для социализации учащихся в научном сообществе, для реализации их научно-исследовательского потенциала.
Литература:
1. Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года // Портал «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134. (дата обращения - 10.03.2018).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф (дата обращения - 25.03.2018).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (10-11 кл.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: httpV/минобрнауки.рф (дата обращения - 25.03.2015).
4. Баженова, К.А., Аронов, А.М. Организация учебно-исследовательской деятельности школьников: Учебно-методическое пособие / Под ред. А.С. Обухова. - М.: Национальный книжный центр, 2016. - 128 с.
5. Бережнова, Е.В., Краевский, В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности: учеб.пособие для студ.учреждений сред.проф.образования / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. - 12-е изд.,стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 128 с.
6. Исследовательская деятельность. Словарь. [Электронный ресурс] / Авт.-сост. Е.А. Шашенкова - М.: УЦ «Перспектива», 2010.- Режим доступа: https://www.psyoffice.ru/slovar-s155.htm (дата обращения: 25.03.2015).
7. Куркова, Ю.А., Игдырова, С.В., Мукминов, Р.Р. Исследовательская и практико-ориенированная деятельность в аспекте преемственности «Школа-СПО-ВУЗ» / Ю.А. Куркова, С.В. Игдырова, Р.Р. Мукминов // Проблемы современного педагогического образования. - Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 55. - Ч. 10. - 356 с. - С. 143-149.
8. Леонтович, А.В., Саввичев, А.С.Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы / Под ред. А.В.Леонтовича. - 2-е изд. - М.: ВАКО, 2016. - 160 с.
9. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rulaws.ru/acts/Primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-srednego-obschego-obrazovaniya/ (дата обращения: 29.08.2016).
Педагогика
УДК 811.161.1-13
кандидат педагогических наук Михеева Оксана Валентиновна
Военная академия войсковой противовоздушной обороны Вооруженных
Сил Российской Федерации имени Маршала Советского Союза А. М. Василевского (г. Смоленск)
ЭЛЕМЕНТЫ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК
ИНОСТРАННОМУ
Аннотация. В статье представлены возможности использования методов и приемов эвристического обучения при изучении иностранных языков и, в частности, русского языка как иностранного. Автор представляет теоретическое обоснование использования эвристического метода, приводит примеры из практики преподавания иностранных языков, акцентируя внимание на формах реализации данного метода при преподавании русского языка как иностранного.
Ключевые слова: эвристическое обучение, эвристический метод, русский язык как иностранный, довузовская подготовка, основные курсы.
Annotation. The article presents the possibility of using methods and techniques of heuristic learning in the study of foreign languages and, in particular, Russian as a foreign language. The author presents a theoretical justification for the use of heuristic method, gives examples from the practice of teaching foreign languages, focusing on the forms of implementation of this method in the teaching of Russian as a foreign language.
Keywords: heuristic training, heuristic method, Russian as a foreign language, pre-University training, basic courses.
Введение. Одна из особенностей современного образовательного процесса - поиск путей его максимальной оптимизации. Для рационального сочетания временных затрат и успешного овладения знаниями, умениями и навыками привлекаются различные методы, способы, средства. Дисциплина «Русский язык как иностранный» не является исключением.
Специалисты предлагают разнообразные классификации методов обучения русскому языку как иностранному, используя различные основания. Так, Н.Л.Шибко в зависимости от подхода к обучению языку подразделяет методы на прямые, сознательные, интенсивные, комбинированные [10, с. 18-19]. С.И.Лебединский и Л.Ф.Гербик, используя лингвометодические подходы (грамматико ориентированного, бихевиористский, коммуникативно ориентированный, интенсивно ориентированный), выделяют грамматико-переводной, сознательно-сопоставительный, аудиолингвальный, аудиовизуальный, сознательно-практический, коммуникативный методы обучения [6, с. 33-42]. Л.С. Крючкова представила в качестве основных сознательно-практический, интенсивные, коммуникативный методы обучения русскому языку как иностранному, проанализировав их сильные и слабые стороны [5, с. 19-21].
Но какие методы помогают иностранным военнослужащим получить быстрый и надежный результат? Как поддержать их интерес к изучаемому языку? Как научить самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы?
Изложение основного материала статьи. Известно, что мы особенно ценим то, что получили в результате поиска, приложения собственных усилий. Готовый ответ, полученный на наш вопрос, может быстро улетучиться из нашей памяти. Но если мы потратили время, провели «расследование», мы нескоро забудем ощущение, возникшее у нас после творческих поисков. Это чувство победителя (Да! Я могу! Я нашел! Эврика!). Именно это и обеспечивает прочное усвоение знаний, умений и навыков. Именно этот путь проходит иностранец, изучающий русский язык, при использовании эвристического метода.
Представим определение эвристического обучения, данное О.В. Диривянкиной, которое, на наш взгляд, достаточно полно отражающее представленные характеристики. Эвристическое обучение - «специфический процесс познания, направленный на самореализацию и творческое развитие его субъектов, который основан на диалогическом взаимодействии педагога и учащихся, отличается поливариантностью и имеет проблемный характер» [3, с. 412].
Проанализировав особенности эвристического обучения, А.В. Хуторской выделил следующие его принципы: 1) принцип личностного целеполагания ученика; 2) принцип выбора индивидуальной образовательной траектории; 3) принцип метапредметных основ содержания образования; 4) принцип