Научная статья на тему 'Исследовательская и практико-ориентированная деятельность обучающихся в условиях внедрения ФГОС общего образования'

Исследовательская и практико-ориентированная деятельность обучающихся в условиях внедрения ФГОС общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1408
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СONTINUITY / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS / PRACTICE-ORIENTED ACTIVITIES / RESEARCH ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Юлия Александровна, Игдырова Светлана Викторовна

В статье рассмотрены особенности исследовательской и практико-ориентированной деятельности обучающихся в условиях внедрения ФГОС общего образования в аспекте преемственности общего и профессионального образования. Проведен анализ результатов оценки учебных проектов и исследовательских работ в рамках регионального форума научных и творческих достижений учащихся Ульяновской области «Море талантов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлова Юлия Александровна, Игдырова Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH AND PRACTICE-ORIENTED ACTIVITY OF STUDENTS IN CONDITIONS OF INTRODUCTION OF FGOS OF THE GENERAL EDUCATION

The article deals with the features of research and practice-oriented activities of students in the context of the implementation of the GEF of General education in the aspect of continuity of General and vocational education. The analysis of the results of evaluation of educational projects and research works in the framework of the regional forum of scientific and creative achievements of students of the Ulyanovsk region "Sea of talents".

Текст научной работы на тему «Исследовательская и практико-ориентированная деятельность обучающихся в условиях внедрения ФГОС общего образования»

traditions of students. It is necessary to teach a foreign language not only on the basis of phonetic, grammatical and lexical aspects of the language, but also to draw students ' attention to the assimilation of conventional, customary models of monocultural interactions applicable to the social context, while cultural diversity must be preserved, despite the inexorable processes of world integration and globalization.

Литература:

1. Бюлер К. теория языка. Репрезентативная функция языка. М.: Прогресс, 1993. - 142 с.

2. Кант И. Соч. в 6-ти т. Т.4.4. I. М.: 1963. - С. 454.

3. Никитин, В. А. Проблемы и направления реализации социального в обществе / В.А. Никитин. -Москва : Московский психолого-социальный институт, 2006. - 152 с. - ISBN 5-89502-805-5.

4. Стипендиальные программы DAAD для Российской Федерации на 2007/08 учебный год. — М., 2006.

5. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. М.: Наука, 2000. - 380 с.

Педагогика

УДК 373.1

аспирант Михайлова Юлия Александровна

Димитровградский инженерно-технологический институт - филиал

Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (г. Димитровград),

заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель истории и обществознания

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №19

имени Героя Советского союза Ивана Петровича Мытарева города

Димитровграда Ульяновской области» (г. Димитровград);

кандидат педагогических наук, доцент Игдырова Светлана Викторовна

Димитровградский инженерно-технологический институт - филиал

Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (г. Димитровград)

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассмотрены особенности исследовательской и практико-ориентированной деятельности обучающихся в условиях внедрения ФГОС общего образования в аспекте преемственности общего и профессионального образования. Проведен анализ результатов оценки учебных проектов и исследовательских работ в рамках регионального форума научных и творческих достижений учащихся Ульяновской области «Море талантов».

Ключевые слова. Преемственность, федеральные государственные образовательные стандарты, практико-ориентированная деятельность, исследовательская деятельность.

Annotation. The article deals with the features of research and practice-oriented activities of students in the context of the implementation of the GEF of General education in the aspect of continuity of General and vocational education. The analysis of the results of evaluation of educational projects and research works in the framework of the regional forum of scientific and creative achievements of students of the Ulyanovsk region "Sea of talents".

Keywords. Continuity, Federal state educational standards, practice-oriented activities, research activities.

Введение. В последнее время в средних общеобразовательных учреждениях возрастает интерес к исследовательской деятельности обучающихся. Данная направленность сопровождается организацией конкурсов, созданием программ и проектов, реализующих результаты исследовательских работ учащихся школ.

В соответствии Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (далее, ФГОС ООО), среднего общего образования (далее, ФГОС СОО) выпускник школы должен иметь следующие личностные характеристики: креативность и способность критически мыслить, активно и целенаправленно познавать мир, осознание ценности образования и науки, труда и творчества для человека и общества; владение основами научных методов познания окружающего мира; мотивирование на творчество и инновационную деятельность; готовность к сотрудничеству, способность осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность; готовность к осознанному выбору профессии, понимание значения профессиональной деятельности для человека и общества [1, 2]. Указанный выше «портрет выпускника школы» реализуются в условиях включения учащихся в исследовательскую и практико-ориентированную деятельность. Ценность исследовательской работы школьника заключается в участии учащегося в процессе исследования.

Согласно ФГОС ООО и ФГОС СОО обучающиеся должны быть подготовлены уже в основной школе (59 классы) к исследовательской и практико-ориентированной деятельности, которая на ступени среднего общего образования (10-11 классы) станет для них одной из базовых наряду с проектной и социальной. Нужно заметить, что понятия исследовательская и учебно-исследовательская деятельность в работе являются синонимичными, так как в последующем формирование и организация исследовательской деятельности обучающихся рассматриваются в образовательном пространстве школы (урочная, внеурочная деятельность).

Изложение основного материала статьи. ФГОС общего образования устанавливает требования к личностным, метапредметным, предметным результатам освоения основных образовательных программ. В том числе среди прочих к личностным результатам относятся такие, как сформированность мировоззрения, отвечающее современному уровню развития науки и общественной практики, понимание своего места в поликультурном мире, готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов. Метапредметные результаты ФГОС ООО и ФГОС СОО включают освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их применения в практике [1, 2].

Результат сформированности учебно-исследовательской и практико-ориентированной деятельности обучающихся является интегративным качеством личности, предполагающим готовность и способность к продуктивному осуществлению научно-исследовательской и прикладной деятельности.

Организация учебно-исследовательской и практико-ориентированной деятельности обучающихся осуществляется в рамках определенной педагогической модели, имеющей структурно-системные и функционально-организационные характеристики. К структурно-системным характеристикам относятся цель, задачи, реализуемые подходы и принципы. Функционально-организационные характеристики включают исследовательски-развивающую среду (этапы, формы и методы) организации исследовательской и практико-ориентированной деятельности, методическое и психолого-педагогическое сопровождение; условия организации и функционирования исследовательски-развивающей среды.

Критериями эффективности педагогической модели являются: способность обучающихся к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, сформированность предметных знаний и способов действий, сформированность регулятивных действий и коммуникативных действий.

Реализация педагогической модели организации исследовательской и практико-ориентированной деятельности обучающихся происходит в несколько этапов:

1) формирование универсальных учебных действий, необходимых для индивидуальной и совместной деятельности, в творческих объединениях учащихся;

2) формирование рефлексивного отношения к собственной исследовательской деятельности и ее результатам в режиме проблемно-творческой группы;

3) презентация результатов собственного исследовательского опыта на научных конференциях.

Помимо этапов научного исследования, учебно-исследовательская деятельность учащихся с точки

зрения организации воспроизводит также научную коммуникацию [3, с. 26]. В связи с этим актуальными становятся конференции для презентации результатов учебных исследований. Проведение научно-практических конференций, выставок достижений обучающихся нельзя назвать новым и редким явлением в нашей стране, в том числе и в Ульяновской области. Из года в год количество мероприятий подобного формата возрастает. Организаторами выступают учреждения профессионального образования, общеобразовательные организации, организации дополнительного образования, различные коммерческие и некоммерческие организации.

Региональный форум научных и творческих достижений обучающихся Ульяновской области «Море талантов» проводится с 2012 года. Организатором непосредственно выступает Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №19 имени Героя Советского Союза Ивана Петровича Мытарева города Димитровграда Ульяновской области» (далее - МБОУ СШ №19 им .И.П. Мытарева). За шесть лет проведения форума отмечается положительная динамика количества участников.

По мнению Баженовой К.А., реализация учебно-исследовательской деятельности объединяет в себе учебную, педагогическую и исследовательскую деятельность. Субъектом первой является ученик, второй -учитель, третьей - ученый [3, с. 27]. Ученый может привлекаться в качестве эксперта научных проектов учащихся.

Для оценки экспертных работ приглашаются кандидаты наук, преподаватели ведущих вузов и средних профессиональных учебных заведений Ульяновской области: Димитровградского инженерно-технологического института - филиала НИЯУ МИФИ, Ульяновского государственного университета, Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н.Ульянова, Димитровградского технического колледжа. Подобное взаимосотрудничество благоприятно сказывается на профессиональной ориентации молодежи, на знакомстве и понимании требований к исследовательской и практико-ориентированной деятельности со стороны учреждений профессионального образования, на понимании вузов и средних профессиональных учебных заведений уровня подготовки будущих абитуриентов в общеобразовательных организациях. Такой «взгляд со стороны» профессионального образования на исследовательскую и практико-ориентированную деятельность обучающихся необходим. Ведь зачастую учебные проекты, исследования проводятся учащимися под чутким контролем своего учителя-наставника.

В рамках образовательного процесса и государственной итоговой аттестации экспертную оценку итоговых проектов и исследований осуществляют сами учителя школ. Учитель, заслушивая учебные проекты и исследования обучающихся, должен быть нацелен на оценивание сформированности предметных, познавательных, коммуникативных и регулятивных компетенций школьников. Но, как показывает практика, школа еще не в полной мере перестроилась на «рельсы» ФГОС. Зачастую учителя проводят оценивание самого проекта или исследования в целом посредством выставления традиционных оценок: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», учитывая предметные способности и степень самостоятельности обучающегося в его подготовке.

Важным средством организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени среднего общего образования выступает дисциплина «Индивидуальный проект», которая в настоящий момент носит «пилотный» характер.

В современной школе образовательный процесс на ступени среднего общего образования носит профессионально-ориентированное содержание. Организация профильного обучения в 10-11 классах ориентировано на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей общества, отработки гибкой системы профилей, и интеграции школ с учреждениями профессионального образования [4].

Согласно ФГОС СОО в общеобразовательных организациях в учебный план 10-11 классов введена обязательная дисциплина «Индивидуальный проект». Безусловно, это способствует повышению формирования познавательных, регулятивных, коммуникативных способностей обучающихся, формирует основы научного мировоззрения современных школьников. Но в то же время ставит перед современным российским образованием новые вопросы.

Во-первых, преподавание дисциплины «Индивидуальный проект» осуществляется учителями-предметниками, многие из которых еще не в полной мере компетентны в данной области. Формирование исследовательских компетенций у учеников требует от учителя в полной мере самому владеть соответствующими умениями и навыками в работе, свободно ориентироваться в научной терминологии и грамотно организовывать процесс учебного исследования и практико-ориентированного обучения.

Во-вторых, такая дисциплина введена в учебный план только на ступени среднего общего образования, при этом в 9 классах защита индивидуальных проектов является основанием допуска обучающихся к государственной итоговой аттестации. Соответственно исследовательская и практико-ориентированная

деятельность осуществляется в рамках учебного процесса по выбранной предметной области, либо в рамках внеурочной деятельности.

Поэтому конструктивное взаимодействие между школой - ссузом - вузом должно происходить не только на базе старшей школы (9-11 классы), а значительно раньше.

На форуме «Море талантов» в экспертную комиссию входят как учителя школ, так и преподаватели вузов и ссузов региона, что способствует взаимообмену опытом. Преподавательский состав профессионального образования при оценивании исследовательских и практико-ориентированных проектов придерживаются именно научной составляющей работы обучающихся.

Согласно положению на форум «Море талантов» могут быть представлены работы в двух видах: исследовательские и практико-ориентированные. Мониторинг участия обучающихся общеобразовательных организаций Ульяновской области в форуме 2017 г., 2018 г. показывает, что большинство обучающихся 5-9 классов предпочитают заниматься исследовательской деятельностью (70,5%), лишь треть из них представили на форуме практико-ориентированные проекты.

Хочется отметить, что учебные исследования учащиеся практически в равной мере проводят как по естественнонаучным (55,4%), так и по социально-гуманитарным (44,6%) дисциплинам. В то время как практико-ориентированная деятельность школьников, как правило, имеет ярко выраженную естественнонаучную направленность (80,6%).

Критерии оценивания исследовательских и практико-ориентированных работ в положении форума дифференцированы.

Рассмотрим результаты выступления обучающихся на форуме «Море талантов - 2018», представивших исследовательские проекты, на основе данных мониторинга оценочных ведомостей экспертных комиссий в разрезе каждого критерия.

Необходимо заметить, что учащиеся все больше стали на подобных конкурсных мероприятиях представлять проекты именно исследовательского характера, которые составили 65% от общего числа всех заявленных в данном виде работ. Чаще всего (70%) обучающиеся проводят учебные исследования по естественнонаучным дисциплинам. Тогда как учащиеся, представлявшие свои исследования по социально-гуманитарным наукам, зачастую выполняют реферативную работу (42%). Анализ оценочных ведомостей экспертов показал, что общеобразовательные организации, являющиеся пилотными площадками по внедрению ФГОС ООО и ФГОС СОО, в большинстве случаев проводят именно исследовательскую работу (77%). Данный показатель по сравнению с учреждениями, который осуществляют переход на ФГОС в след за экспериментальными школами, ниже и составляет 57%.

В целом учебные исследования, представленные на форум, содержат чётко сформулированную гипотезу, цели и задачи (77%). Но только треть обучающихся способны формулировать собственные выводы, сопутствующие поставленным задачам. Причем нужно отметить, что данный показатель у общеобразовательных организаций, работающих в качестве эксперимента по ФГОС, выше на 10%. Больше всего затруднений по постановке гипотезы, цели и задачи исследования возникают у обучающихся из сельской местности и составляет треть представленных работ.

Половина учебных исследований проводятся в рамках традиционной тематики, не отличаясь особой оригинальностью. Тогда как другая половина работ строится вокруг новых идей или доказательстве этих идей. Здесь также наблюдается превосходство в оригинальности представленных тем у общеобразовательных организаций, внедряющих ФГОС ООО и ФГОС СОО.

Практически все конкурсные исследовательские проекты (96%) имеют практическую направленность. Школьники делятся своими наблюдениями и проводимыми опытами, результатами анкетирования или опроса. Школы, выступающие пилотными площадками по внедрению ФГОС, по этому критерию показывают стопроцентный результат.

Как уже отмечалось ранее, слабой составляющей представленных исследований учащихся является их умений четко формулировать выводы. В 60% случаев выводы имеются, но они не доказаны, или недостаточно чёткие. Причем данный показатель практически равный как исследований, проводимых по естественнонаучным дисциплинам, так и по социально-гуманитарным предметам. Половина учащихся из общеобразовательных организаций, включенных в эксперимент ФГОС, составляют выводы чётко и достаточно полно умеют их раскрыть в докладе, что по сравнению с другими школами на 20% выше.

В основном все работы (60%) оформлены аккуратно, с чётким, последовательным и грамотным описанием. Особенно это отмечается в учебных исследованиях социально-гуманитарной направленности. Более изобретательно, нетрадиционно к оформлению продуктов своей исследовательской деятельности подходят учащиеся из пилотных образовательных учреждений, обходя по данному критерию остальные школы почти в два раза.

Каждый пятый участник форума представляет своё исследование, зачитывая доклад. Чаще всего зачитывание текста наблюдалось у 40% участников социально-гуманитарных секций, тогда как зачитывание докладов исследований в области естественных наук происходило у 8% обучающихся. Половина юных исследователей продемонстрировали умение четко выстраивать свое выступление и показали хорошее владение материалом. Самый низкий показатель этого критерия отмечается у сельских образовательных организаций и составляет 26%, более высокий у городских школ - 44%, самый высокий у экспериментальных - 77%.

В соответствии с логикой ФГОС ООО индивидуальные проекты учащихся должны иметь практическую ориентацию, а по ФГОС СОО они должны носить и научный характер. Поэтому практико-ориентированность в учебном процессе становиться все более актуальной и востребованной.

Как уже отмечалось выше, преобладающее количество практико-ориентированных работ отмечается по естественнонаучному направлению и составляет 81% от всех представленных работ в данной категории.

45% участников форума четко сформулировали тему проекта, его гипотезу, цель и задачи работы, четко и поэтапно раскрыли деятельность по реализации задач. У половины учащихся в работе частично раскрыта деятельность по реализации, поставленных перед проектом, задач.

Оригинальность и логичность построения работы были отмечены экспертами у всех участников секций социально-гуманитарной направленности и у 76% естественнонаучной. Причем самый низкий показатель (44%) по оригинальности подачи материала наблюдается у общеобразовательных организаций сельской

местности. В то же время, оригинальный подход и логичность представляемых на форуме проектов от школ, реализующих ФГОС как пилотные площадки, были выдержаны в 100% случаев.

Большинство учащихся (84%) школ способны доказать актуальность своего практико-ориентированного проекта. Наиболее успешнее актуальность, рассматриваемой проблемы, отражена у обучающихся, представивших свои работы в секциях социально-гуманитарного профиля. При этом вновь, хочется отметить, что по данному показателю отмечается высокий результат (100%) у школ, осуществляющих образовательную деятельность в соответствии с ФГОС ООО и ФГОС СОО.

Похожие результаты отмечаются экспертами по критерию «Практическая направленность работы».

Выводы. Таким образом, организация учебно-исследовательской и практико-ориентированной деятельности обучающихся в условиях внедрения ФГОС ООО и ФГОС СОО способствует преодолению отчуждения науки от человека, выявляет связи между знаниями и повседневной жизнью людей.

Образовательный процесс в рамках исследовательского и практико-ориентированного подхода представляется как познавательная творческая деятельность обучающихся, в которой обучение для учащихся является успешным, а знания - востребованными. В результате у школьников формируются инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.

Литература:

1. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644) //КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255. Дата обращения - 25.04.2017.

2. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131131. Дата обращения - 25.04.2017.

3. Баженова, К.А., Аронов, А.М. Организация учебно-исследовательской деятельности школьников: Учебно-методическое пособие. /Под ред. А.С.Обухова. - М.: Национальный книжный центр, 2016. - 128 с.

4. Ялалов, Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию [Электронный ресурс] /Ф.Г.Ялалов. // Эйдос: интернет-журн. - 2007. - 15 янв. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-2.htm. Дата обращения - 15.11.2018.

Педагогика

УДК: 378.147

старший преподаватель Никитина Светлана Евгеньевна

Казанский (Приволжский) Федеральный Университет (г. Казань);

доцент, кандидат филологических наук Благовещенская Анастасия Александровна

Казанский (Приволжский) Федеральный Университет (г. Казань); доцент, кандидат педагогических наук Гутман Евгения Владимировна

Казанский (Приволжский) Федеральный Университет (г. Казань)

СПЕЦИФИКА И ПОТЕНЦИАЛ АУТЕНТИЧНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФИЛЬМА КАК МЕТОДА

ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. Цель этой работы - изучить новые и эффективные способы преподавания английского языка студентам, изучающим иностранный язык, поскольку своевременность проблемы, раскрытой в этой статье, объясняется высоким уровнем владения английским языком, который потенциальные специалисты должны иметь вследствие высокой конкуренции в контексте мировой глобализации. В статье представлен анализ целесообразности и эффективности использования аутентичного художественного фильма в преподавании английского языка студентам. Методологическая основа исследования включает оценку уровня владения студентами иностранным языком; этап оценивания фильма и методика подбора фильма для определенных категорий студентов. В исследовании также содержится перечень практических заданий, которые можно применить в процессе просмотра и восприятия оригинального художественного фильма на иностранном языке, и которые направлены на развитие таких языковых навыков как устная речь и восприятие на слух. Результаты этого исследования доказали, что преподавание английского языка студентам через просмотр оригинального фильма является одним из наиболее эффективных методов, поскольку оно улучшает восприятие речи, способность к воспроизведению речи, а также расширяет словарный запас студентов и делает их речь беглой. Кроме того, изучение английского языка через просмотр иностранных фильмов оказывает огромное влияние на культурные взгляды и знания студентов о стране изучаемого языка и о мире в целом. Таким образом, данное исследование демонстрирует высокий потенциал использования аутентичного художественного фильма на уроках английского языка для педагогической науки и методики преподавания английского языка в целом. Результаты работы можно использовать для всех, кто интересуется эффективными и современными способами обучения и изучения иностранных языков.

Ключевые слова: университет, образование, студенты, иностранный язык, художественный фильм. Annotation. The purpose of this work is to explore new and effective ways of teaching English to students learning a foreign language, since the timeliness of the problem revealed in this article is explained by the high level of English language that potential professionals must have because of high competition in the context of globalization. The article presents an analysis of the feasibility and effectiveness of using an authentic feature film in teaching English to students. The methodological basis of the study includes an assessment of students' knowledge of a foreign language level; the stage of film assessment and the method of selecting a film for certain categories of students. This research also contains a list of practical tasks that can be applied in the process of watching and perception of an authentic feature film in a foreign language, and which are aimed at developing such language skills as oral speech and listening comprehension. The results of this study proved that teaching English to students through viewing the original text is one of the most effective methods, because it improves speech perception, the ability to reproduce speech, and also expands the vocabulary of students and makes their speech fluent. In addition, the study of English through watching foreign films has a huge impact on cultural views and knowledge of students about the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.