Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
348
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРФОГРАФИЯ / АКТИВИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ / RUSSIAN LANGUAGE / PRIMARY SCHOOL / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / SPELLING / ACTIVATION OF INSTRUCTION / METHODS OF STUDYING SPELLING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябухина Н.А., Костина М.С.

Данная статья посвящена изучению современных тенденций преподавания русского языка в начальных классах. Проведен анализ исследований ученых в области преподавания русского языка детям младшего школьного возраста. Представлены методы и формы обучения, способствующие активизации познавательной активности младших школьников. Сделаны выводы о целесообразности применения внеурочной деятельности в процессе преподавания русского языка в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEMPORARY TRENDS IN TEACHING RUSSIAN LANGUAGE IN PRIMARY CLASSES

This article is devoted to the study of modern trends in the teaching of the Russian language in primary classes. The analysis of researches of scientists in the field of teaching Russian to children of primary school age is carried out. Methods and forms of teaching that promote the activation of cognitive activity of younger schoolchildren are presented. Conclusions are made about the expediency of using extracurricular activities in the process of teaching the Russian language in an elementary school.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»

УДК 372.462

Рябухина Н.А. студент 3 курса отделение «Психологии и дефектологии»

Костина М. С. студент 3 курса отделение «Психологии и дефектологии» Ставропольский Государственный педагогический институт

научный руководитель: Санькова А.А.

доцент

кафедра теории и методики преподавания исторических и

филологических дисциплин Россия, г. Ставрополь СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Аннотация: Данная статья посвящена изучению современных тенденций преподавания русского языка в начальных классах. Проведен анализ исследований ученых в области преподавания русского языка детям младшего школьного возраста. Представлены методы и формы обучения, способствующие активизации познавательной активности младших школьников. Сделаны выводы о целесообразности применения внеурочной деятельности в процессе преподавания русского языка в начальной школе.

Ключевые слова: русский язык, начальная школа, внеурочная деятельность, орфография, активизация обучения, методы изучения орфографии.

Ryabukhina N.A.

student

3 year, department of "Psychology and Defectology" Stavropol State Pedagogical Institute Russia, the city of Stavropol Kostina M.S. student

3 year, department of "Psychology and Defectology" Stavropol State Pedagogical Institute Russia, the city of Stavropol Scientific adviser: Sankova A.A.

Associate Professor of the Department of Theory and Methods of Teaching Historical and Philological Disciplines CONTEMPORARY TRENDS IN TEACHING RUSSIAN LANGUAGE IN PRIMARY CLASSES Abstract: This article is devoted to the study of modern trends in the teaching of the Russian language in primary classes. The analysis of researches of scientists in the field of teaching Russian to children of primary school age is

carried out. Methods and forms of teaching that promote the activation of cognitive activity of younger schoolchildren are presented. Conclusions are made about the expediency of using extracurricular activities in the process of teaching the Russian language in an elementary school.

Key words: Russian language, primary school, extracurricular activities, spelling, activation of instruction, methods of studying spelling.

Одной из главных задач современного образования являются перестройка и адаптация учащихся начальных классов к сегодняшним реалиям, привитие им навыков самообразования, творческого использования полученных знаний. Успешное решение этих задач связано с преодолением внутренних стереотипов, которые сформировались в течение нескольких последних поколений. В настоящее время в педагогике наибольшую значимость приобретают различные педагогические технологии или технологии обучения русскому языку.

В системе образования русский язык занимает особенное место, поскольку обеспечивает культурно-гуманистическую направленность развития ребенка, формирование нравственного мира личности, его духовной среды. Это отмечали еще такие ученые-классики, как М.В. Ломоносов, С.И. Ожегов, Д. Розенталь, Л.Н. Толстой, Л.В. Щерба, К.Д. Ушинский и другие, а в ситуации, когда человек зачастую становится рабом информационной среды, начиная участвовать в коммуникации по её правилам, это направление педагогической работы становится еще значимее.

Главной задачей молодежной политики является создание условий для нормального прохождения молодыми людьми базовых этапов социализации [2, с.10], на что ориентирована и вся образовательная система. В связи с этим одной из главных и актуальных задач в современном начальном общем образовании является развитие у школьников навыков самостоятельности. Самостоятельная деятельность в начальных классах на уроках словесности является методом обучения, а также саморазвития ученика. Самостоятельная деятельность - это работа, которая выполняется младшими школьниками без какой-либо помощи учителя.

Такие ученые, как В.П. Беспалько и Г.И. Щукина, занимавшиеся изучением данной проблемы, и отнесли самостоятельную деятельность школьников к самым злободневным вопросам отечественной педагогики [9].

По мнению Е.И. Пассова и П.И. Пидкасистого, самостоятельная деятельность на уроках русского языка считается активной деятельностью, организованной педагогом для учеников, для которой на уроке отводится специальное время. Она направлена на выполнение поставленных учителем задач, в ходе решения которых происходит усвоение знаний, приемов и способов действия, формирование тех или иных навыков. К данному виду деятельности можно отнести деятельность и коллективную, и индивидуальную [4]

Педагог-психолог П.И. Пидкасистый, определял четыре вида

самостоятельной деятельности младших школьников на уроках русского языка: деятельность по образцу; реконструктивную деятельность; вариативную деятельность и творческую деятельность [4].

На материале трудов отечественных ученых рассмотрим более подробно организацию самостоятельной работы младших школьников при изучении орфографии.

В соответствии с методами изучения орфографии выделяются следующие виды упражнений:

- упражнения, направленные на звукобуквенный анализ (необходима от учеников графическая фиксация, а от педагога сопроводительные указания);

- упражнения на запоминание (необходимо чтобы учащиеся активизировали мыслительный, речедвигательный и прочие компоненты);

- упражнения, направленные на решение орфографических задач (данный вид нужен для определения понятий, ситуаций конкретных правил).

Также одной из весьма действенных форм работы на уроках по русскому языку в младших классах является предметный диктант, цель которого заключается в оптимизации мыслительных способностей детей, подготовке к изучению материала.

Самоконтроль сформированных знаний, умений и навыков в области орфографии может быть организован, например, в виде выполнения тестов и заданий по карточкам для индивидуальной работы или других форм работы, включающих самопроверку.

Мы полностью согласны с мнением современного ученого О.В. Домрачевой, которая считает, что от условий, в которых обеспечивается сама организация, планирование и контроль самостоятельной деятельности, и зависит сам процесс обучения [1]. При создании таких педагогических условий, учителю начальных классов необходимо самому понимать специфику методов управления познавательной сферой учеников, владеть ими на высоком уровне, он должен правильно уметь сформулировать цель, мотив и ценностные установки.

Также в процессе преподавания русского языка младшим школьникам крайне важную роль играет проблемная ситуация - специально спланированное либо выдуманное средство, которое ориентировано на пробуждение у учеников заинтересованности к изучаемому вопросу. Разрешение какой-либо проблемной ситуации на уроках русского в начальных классах опирается непосредственно на познавательную, а также на мотивационную сферы детей [7].

Активизировать - значит целенаправленно увеличивать познавательные процессы у учеников, побуждать их тратить энергию и применять силу воли. Т.А. Молчанова считает, что проблемные ситуации на уроках русского языка в начальных классах должны быть разнообразными по содержанию; по проблемности и её уровню; по виду рассогласованности материала; по методическим особенностям. Специфика использования на

уроке проблемной ситуации заключается в выборе её направленности: педагогической, имеющей отношение к педагогу или психологической, имеющей отношение к обучающимся [3].

На уроках русского языка в начальной школе использование проблемных ситуаций способствует активизации познавательной активности обучающихся [6]. В этой связи целесообразно регулярно включать в учебный процесс следующие формы деятельности.

1. Кроссворд - является видом для занимательной грамматики. Кроссворд это игра-вопрос (задача), который заключается из заполнения пересекающихся линий клеток, куда необходимо вписывать ответы.

2. Скороговорки являются интересным занятием, которые состоят из трудных для произношения сочетаний слов, повторяющиеся в разном порядке слоги, слова и звуки. Данный метод также хорош и для изменения плохой дикции.

3. Словесные задачи и игры (логогрифы, метограммы, шарады (являются загадками, где слово основывается из некоторых составных частей и является одним словом);

4. Загадки - необходимо отгадывать загадки (отвечать на вопросы), которые поставлены в явной либо скрытой форме.

5. Ребусы - вопросы, состоящие из цифр и букв (необходимо применять логическое мышление и выявлять получившееся слово).

6. Пословицы - развивают мыслительную деятельность учеников, воспитывает любовь к русскому языку [3].

Следует отметит, что в специфику преподавания русского языка в начальной школе составляет организация в обязательном порядке внеурочной деятельности, под которой в рамках осуществлении ФГОС НОО, необходимо сознавать образовательную деятельность, исполняемую в формах, отличных от классно-урочной, и нацеленную на освоение программы НОО [8].

Учитель, имеет возможность использовать разный материал в внеурочной работе с учениками: разыгрывая полюбившиеся инсценировки, поручая ребятам читать тематически выбранные стихотворения, рассказы, сказки. Принимая во внимание специфику внеурочной работы с младшими школьниками, желая пробудить заинтересованность к русскому языку у любого ребенка, учитель первые 2-3 года обязан проводить внеурочные занятия со всем классом.

Итак, внеурочная деятельность на уроках русского языка решает значимые образовательные и воспитательные задачи: развивает у обучающихся более серьезное отношение к урокам; формирует у обучающихся быстроту мышления; стремление научиться говорить грамотно и правильно, подготавливая детей к самостоятельному чтению литературных произведений [5].

Таким образом, в ходе обучения русскому языку в начальной школе немаловажное значение играет личность педагога, его методическая

подготовка, учёт им требований Федерального государственного стандарта и имеющихся тенденций в образовательном процессе, а также учёт специфики данного предмета. Организация самостоятельной и внеурочной работы, создание проблемных ситуаций на уроке являются мощным орудием формирования интереса к русскому языку, лишь на базе которого возможно свободное и активное овладение современными учениками устной и письменной речью.

Использованные источники:

1. Домрачева О.В. Организация самостоятельной работы на уроках русского языка в начальных классах (Электронный источник) // URL: https://infourok.ru/organizaciya samostoyatelnoy raboty na urokah russkogo _yazyka_v_nachalnyh_klassah-408977.htm (Дата обращения 08.06.2018)

2. Кудряшов К.В., Санькова А.А. Молодежная политика на Ставрополье: взгляд со стороны // Материалы III Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной науки (Ставрополь, 28-30 апреля 2014 года). В 2-х томах. Том 2. - Ставрополь: НОУ «СевКавГТИ», 2014. - 9-14.

3. Молчанова Т.А. Проблемная ситуация как средство активизации познавательной деятельности младших школьников / Социальная сеть работников образования (Электронный источник) // URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2015/02/27/problemnaya-situatsiya-kak-sredstvo (Дата обращения 08.06.2018)

4. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. - М.: Педагогика, 2010. - 432 с.

5. Романова В.Ю., Русский язык в начальной школе. Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения . - М.; Вентана-Граф, 2015. - 390 с.

6. Санькова А.А., Шуваева А.В. Проблемная ситуация как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка // Инновации в образовании и науке: межвузовский сборник научно-методических трудов. Вып.Ш / Кол. авторов под науч. Ред. В.И. Бережного, Е.Н. Атарщиковой. - Москва: Русайнс, 2018. - С. 137-142.

7. Терентьева М.П. Реализация деятельностного метода путем создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе // Социальная сеть работников образования (Электронный источник) // URL: http: //nsportal .ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2015/11/19/problemnye-situatsii-na-urokah-v-nachalnoy-shkole (Дата обращения 07.06.2018)

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2011. - 32 с.

9. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 2012. - 152 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.