Научная статья на тему 'Активизация познавательной деятельности младших школьников при изучении орфографии'

Активизация познавательной деятельности младших школьников при изучении орфографии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
738
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОРФОГРАФИЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ACTIVATION OF COGNITIVE ACTIVITY / SPELLING / JUNIOR SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колосова Е. В.

В статье рассматривается проблема активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках русского языка при изучении раздела «Орфография»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Активизация познавательной деятельности младших школьников при изучении орфографии»

Колосова Е.В. ©

Кафедра социальной педагогики и педагогики детства

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ

ИЗУЧЕНИИ ОРФОГРАФИИ

Аннотация

В статье рассматривается проблема активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках русского языка при изучении раздела «Орфография»

Ключевые слова: активизация познавательной деятельности, орфография, младшие школьники. Keywords: activation of cognitive activity, spelling, junior schoolchildren.

Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно.

Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики.

Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности.

Проблема активизации познавательной деятельности стояла перед педагогами всегда. Еще Сократ учил своих слушателей умению логически мыслить, искать истину, размышляя. Ж.-Ж. Руссо, чтобы ученик захотел узнать и найти новое знание, создавал для него специальные ситуации, вынуждающие к познавательному поиску. Песталоцци, Дистервег и другие педагоги учили так, чтобы школьник не только получал, но и искал знание. Однако в полной мере эта проблема получила разработку в педагогике Д. Дьюи и ученых XX века. Дьюи выступал с критикой словесной, книжной школы, которая дает ребенку готовые знания, пренебрегая его способности к деятельности и познанию. Он предлагал обучение, когда учитель организует деятельность детей, в ходе которой они решают возникающие у них проблемы и получают необходимые им знания, учатся ставить задачи, находить решения, применять полученные знания.

Целостную систему обучения и воспитания, базирующуюся на возбуждении познавательного интереса школьников, на организацию их совместной заинтересованной деятельности с педагогом, разрабатывал Ш. А. Амонашвили.

Вопросами активизации познавательной деятельности учащихся в разные годы так же занимались Л. И. Божович, Б. П. Есипов, П. И. Пидкасистый, В. Г. Разумовский, И. Ф. Харламов, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина и др.

Успех - важнейший стимул активной деятельности человека. Этот психологический феномен особенно ярко проявляется в детском возрасте, когда другие мотивы и стимулы еще неустойчивы или слабо выражены. Ребенок, слабоуспевающий, отстающий от своих сверстников, быстро теряет интерес к учению и его познавательная активность на уроке приближается к нулевому уровню.

Также важен опыт методистов: Е. В. Коротаевой, В. А. Сидоренкова, М. И. Крупенинниковой, С. В. Кульневич, Т. П. Ланоцениной, которые проводят идеи творческого взаимодействия учителя и учащегося при обучении русскому языку, проектирования самостоятельной работы учащихся через домашние задания, активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка.

Таким образом, разнообразие и количество выполненных в данном направлении отечественных исследований не снимает актуальности проблемы.

В результате изучения литературы, было выявлено противоречие, между резким снижением познавательной деятельности младших школьников при изучении орфографии и не разработанностью способов активизации познавательной деятельности для учащихся начальных классов.

Стремление разрешить данное противоречие определило проблему исследования: выявление и реализация эффективных способов активизации познавательной деятельности младших школьников при изучении орфографии.

Исходя из актуальности проблемы, была определена цель работы: проанализировать способы активизации познавательной деятельности младших школьников при изучении орфографии.

© Колосова Е.В., 2013 г.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось в 4 «а» (экспериментальный) и 4 «б» (контрольный) классы МОУ СОШ № 31 г. Ишима. Его цель заключалась в выявлении уровня познавательной активности младших школьников.

Для успешного проведения исследования были выделены этапы:

1) констатирующий (диагностика уровня познавательной активности младших школьников);

2) формирующий (формирование познавательной активности учащихся 4 класса при помощи комплекса упражнений по орфографии);

3) контрольный (выявление эффективности проделанной работы).

Рассмотрим подробнее каждый из них.

Первый этап - констатирующий. Его цель: диагностика уровня познавательной активности младших школьников.

С учетом цели исследования констатирующего этапа были выделены критерии и уровни познавательного интереса (на основе работ Г. И. Щукиной):

1. Мотив учебной деятельности;

2. Характер познавательного интереса;

3. Выбор дифференцированного задания по степени трудности;

На основе этих показателей определены 3 уровня сформированности познавательной деятельности: высокий, средний, низкий.

Для определения исходного уровня познавательной деятельности мы использовали ряд методик и метод наблюдения.

• Методика 1. Выявление уровня учебной мотивации.

• Методика 2. Уровень проявления познавательного интереса.

• Методика 3. Наблюдение

По результатам 1 методики видно, что учащихся с высоким уровнем учебной мотивации в контрольном классе всего 8%, но большая часть учеников относится к среднему уровню, как и в экспериментальном классе. Низкого и среднего уровней в контрольном больше, по сравнению с теми же уровнями в экспериментальном классе.

По результатам 2 методики видно, что и в том и другом классе (сравнивая их между собой) на всех трех уровнях, разница между количеством учащихся небольшая. Высокий уровень в обоих классах почти одинаков (20% в экспериментальном и 16% в контрольном классах).

По результатам метода наблюдения видно, что в основном в обоих классах преобладает выбор базовых заданий, и очень мало учащихся, которые выбирают творческие задания.

Таким образом, подводя итоги констатирующего этапа эксперимента, можно сделать следующий вывод.

С целью выявления уровня сформированности познавательной деятельности у младших школьников в экспериментальном и контрольном классах, были условно выделены 3 уровня сформированности познавательной деятельности: высокий, средний, низкий и проанализировав результаты всех методик уровня развития познавательной деятельности, выявили, что показатели познавательной деятельности в экспериментальном классе выше, чем в контрольном (учащихся с высоким уровнем больше).

Второй этап - формирующий. Его цель: формирование познавательной активности учащихся 4 класса при помощи комплекса упражнений по орфографии.

Упражнения направлены на совершенствование умения учащихся ставить и решать орфографические задачи в практической деятельности, на развитие познавательного интереса в изучении орфографии.

При подборе заданий учитывались потенциальные возможности конкретного упражнения для стимулирования или поддержания познавательного интереса к орфографии через новизну или занимательность содержания, необычную подачу материала, посильную трудность заданий, дифференцированный подход, выполнение творческих заданий.

Третий этап - контрольный. Его цель: выявление эффективности проделанной работы.

Результаты, полученные в ходе формирующего этапа эксперимента, мы сравнили с результатами нашего констатирующего этапа эксперимента. Целью было выявление диагностики уровня познавательной активности в экспериментальном и контрольном классах. Контрольный этап эксперимента мы проводили с помощью аналогичных методик и по тем же показателям, как и в первом эксперименте.

По динамике развития познавательной деятельности в экспериментальном классе видно, что показатели познавательной деятельности у учащихся экспериментального класса изменились.

Количество учащихся с высоким уровнем познавательной деятельности увеличилось на 8% (с 32% до 40%), со средним уровнем - тоже на 8% (с 48% до 56%), а с низким уровнем - уменьшилось на 16% ( с 20% до 4%).

А динамика развития познавательной деятельности в контрольном классе показывает, что показатели познавательной деятельности у учащихся контрольного класса изменились. Количество учащихся, находящихся на среднем уровне познавательной деятельности, увеличилось на 4% (с 67% до 71%), на низком уровне - уменьшилось на 4% (с 22% до 16%). Количество же учащихся с высоким уровнем познавательной деятельности осталось на прежнем уровне 12%.

По результатам формирующего этапа эксперимента видно, что в экспериментальном классе количество учащихся с высоким уровнем сформированности познавательной деятельности превышает количество учащихся с таким же уровнем в контрольном классе более чем в 2 раза (40% учащихся и 12% учащихся соответственно). Число учеников с низким уровнем познавательной деятельности в контрольном классе на 12% больше, чем в экспериментальном (16% и 4% соответственно). Но в обоих классах больше всего учащихся со средним уровнем познавательной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что предложенные педагогические условия способствовали активизации познавательной деятельности младших школьников при изучении орфографии.

Научный руководитель: Савкина Н. Г., к. п. н., доцент кафедры социальной педагогики и

педагогики детства

Литература

1. Головина Л. М. Активизация познавательной деятельности учащихся. - М.: Проспект, 2003. - 242 с.

2. Грищенко А. И. Использование рисунков на уроке русского языка как средство достижения эффективности знаний // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - М.: Изд. Дом «Первое сентября», 2004. - 548 с. С. 47-53.

3. Еремеева Е. В. Нетрадиционные формы промежуточного контроля знаний учащихся на уроках русского языка // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - М.: Изд. Дом «Первое сентября», 2004. - 548 с. С. 249-257.

4. Савкина Н. Г. Сущность, принципы, условия оказания педагогической помощи // Вестник ТГУ. - 2010. -№ 5. - С. 64-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.