Колосова Е.В. ©
Кафедра социальной педагогики и педагогики детства
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ
ИЗУЧЕНИИ ОРФОГРАФИИ
Аннотация
В статье рассматривается проблема активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках русского языка при изучении раздела «Орфография»
Ключевые слова: активизация познавательной деятельности, орфография, младшие школьники. Keywords: activation of cognitive activity, spelling, junior schoolchildren.
Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно.
Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики.
Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности.
Проблема активизации познавательной деятельности стояла перед педагогами всегда. Еще Сократ учил своих слушателей умению логически мыслить, искать истину, размышляя. Ж.-Ж. Руссо, чтобы ученик захотел узнать и найти новое знание, создавал для него специальные ситуации, вынуждающие к познавательному поиску. Песталоцци, Дистервег и другие педагоги учили так, чтобы школьник не только получал, но и искал знание. Однако в полной мере эта проблема получила разработку в педагогике Д. Дьюи и ученых XX века. Дьюи выступал с критикой словесной, книжной школы, которая дает ребенку готовые знания, пренебрегая его способности к деятельности и познанию. Он предлагал обучение, когда учитель организует деятельность детей, в ходе которой они решают возникающие у них проблемы и получают необходимые им знания, учатся ставить задачи, находить решения, применять полученные знания.
Целостную систему обучения и воспитания, базирующуюся на возбуждении познавательного интереса школьников, на организацию их совместной заинтересованной деятельности с педагогом, разрабатывал Ш. А. Амонашвили.
Вопросами активизации познавательной деятельности учащихся в разные годы так же занимались Л. И. Божович, Б. П. Есипов, П. И. Пидкасистый, В. Г. Разумовский, И. Ф. Харламов, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина и др.
Успех - важнейший стимул активной деятельности человека. Этот психологический феномен особенно ярко проявляется в детском возрасте, когда другие мотивы и стимулы еще неустойчивы или слабо выражены. Ребенок, слабоуспевающий, отстающий от своих сверстников, быстро теряет интерес к учению и его познавательная активность на уроке приближается к нулевому уровню.
Также важен опыт методистов: Е. В. Коротаевой, В. А. Сидоренкова, М. И. Крупенинниковой, С. В. Кульневич, Т. П. Ланоцениной, которые проводят идеи творческого взаимодействия учителя и учащегося при обучении русскому языку, проектирования самостоятельной работы учащихся через домашние задания, активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка.
Таким образом, разнообразие и количество выполненных в данном направлении отечественных исследований не снимает актуальности проблемы.
В результате изучения литературы, было выявлено противоречие, между резким снижением познавательной деятельности младших школьников при изучении орфографии и не разработанностью способов активизации познавательной деятельности для учащихся начальных классов.
Стремление разрешить данное противоречие определило проблему исследования: выявление и реализация эффективных способов активизации познавательной деятельности младших школьников при изучении орфографии.
Исходя из актуальности проблемы, была определена цель работы: проанализировать способы активизации познавательной деятельности младших школьников при изучении орфографии.
© Колосова Е.В., 2013 г.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось в 4 «а» (экспериментальный) и 4 «б» (контрольный) классы МОУ СОШ № 31 г. Ишима. Его цель заключалась в выявлении уровня познавательной активности младших школьников.
Для успешного проведения исследования были выделены этапы:
1) констатирующий (диагностика уровня познавательной активности младших школьников);
2) формирующий (формирование познавательной активности учащихся 4 класса при помощи комплекса упражнений по орфографии);
3) контрольный (выявление эффективности проделанной работы).
Рассмотрим подробнее каждый из них.
Первый этап - констатирующий. Его цель: диагностика уровня познавательной активности младших школьников.
С учетом цели исследования констатирующего этапа были выделены критерии и уровни познавательного интереса (на основе работ Г. И. Щукиной):
1. Мотив учебной деятельности;
2. Характер познавательного интереса;
3. Выбор дифференцированного задания по степени трудности;
На основе этих показателей определены 3 уровня сформированности познавательной деятельности: высокий, средний, низкий.
Для определения исходного уровня познавательной деятельности мы использовали ряд методик и метод наблюдения.
• Методика 1. Выявление уровня учебной мотивации.
• Методика 2. Уровень проявления познавательного интереса.
• Методика 3. Наблюдение
По результатам 1 методики видно, что учащихся с высоким уровнем учебной мотивации в контрольном классе всего 8%, но большая часть учеников относится к среднему уровню, как и в экспериментальном классе. Низкого и среднего уровней в контрольном больше, по сравнению с теми же уровнями в экспериментальном классе.
По результатам 2 методики видно, что и в том и другом классе (сравнивая их между собой) на всех трех уровнях, разница между количеством учащихся небольшая. Высокий уровень в обоих классах почти одинаков (20% в экспериментальном и 16% в контрольном классах).
По результатам метода наблюдения видно, что в основном в обоих классах преобладает выбор базовых заданий, и очень мало учащихся, которые выбирают творческие задания.
Таким образом, подводя итоги констатирующего этапа эксперимента, можно сделать следующий вывод.
С целью выявления уровня сформированности познавательной деятельности у младших школьников в экспериментальном и контрольном классах, были условно выделены 3 уровня сформированности познавательной деятельности: высокий, средний, низкий и проанализировав результаты всех методик уровня развития познавательной деятельности, выявили, что показатели познавательной деятельности в экспериментальном классе выше, чем в контрольном (учащихся с высоким уровнем больше).
Второй этап - формирующий. Его цель: формирование познавательной активности учащихся 4 класса при помощи комплекса упражнений по орфографии.
Упражнения направлены на совершенствование умения учащихся ставить и решать орфографические задачи в практической деятельности, на развитие познавательного интереса в изучении орфографии.
При подборе заданий учитывались потенциальные возможности конкретного упражнения для стимулирования или поддержания познавательного интереса к орфографии через новизну или занимательность содержания, необычную подачу материала, посильную трудность заданий, дифференцированный подход, выполнение творческих заданий.
Третий этап - контрольный. Его цель: выявление эффективности проделанной работы.
Результаты, полученные в ходе формирующего этапа эксперимента, мы сравнили с результатами нашего констатирующего этапа эксперимента. Целью было выявление диагностики уровня познавательной активности в экспериментальном и контрольном классах. Контрольный этап эксперимента мы проводили с помощью аналогичных методик и по тем же показателям, как и в первом эксперименте.
По динамике развития познавательной деятельности в экспериментальном классе видно, что показатели познавательной деятельности у учащихся экспериментального класса изменились.
Количество учащихся с высоким уровнем познавательной деятельности увеличилось на 8% (с 32% до 40%), со средним уровнем - тоже на 8% (с 48% до 56%), а с низким уровнем - уменьшилось на 16% ( с 20% до 4%).
А динамика развития познавательной деятельности в контрольном классе показывает, что показатели познавательной деятельности у учащихся контрольного класса изменились. Количество учащихся, находящихся на среднем уровне познавательной деятельности, увеличилось на 4% (с 67% до 71%), на низком уровне - уменьшилось на 4% (с 22% до 16%). Количество же учащихся с высоким уровнем познавательной деятельности осталось на прежнем уровне 12%.
По результатам формирующего этапа эксперимента видно, что в экспериментальном классе количество учащихся с высоким уровнем сформированности познавательной деятельности превышает количество учащихся с таким же уровнем в контрольном классе более чем в 2 раза (40% учащихся и 12% учащихся соответственно). Число учеников с низким уровнем познавательной деятельности в контрольном классе на 12% больше, чем в экспериментальном (16% и 4% соответственно). Но в обоих классах больше всего учащихся со средним уровнем познавательной деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что предложенные педагогические условия способствовали активизации познавательной деятельности младших школьников при изучении орфографии.
Научный руководитель: Савкина Н. Г., к. п. н., доцент кафедры социальной педагогики и
педагогики детства
Литература
1. Головина Л. М. Активизация познавательной деятельности учащихся. - М.: Проспект, 2003. - 242 с.
2. Грищенко А. И. Использование рисунков на уроке русского языка как средство достижения эффективности знаний // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - М.: Изд. Дом «Первое сентября», 2004. - 548 с. С. 47-53.
3. Еремеева Е. В. Нетрадиционные формы промежуточного контроля знаний учащихся на уроках русского языка // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - М.: Изд. Дом «Первое сентября», 2004. - 548 с. С. 249-257.
4. Савкина Н. Г. Сущность, принципы, условия оказания педагогической помощи // Вестник ТГУ. - 2010. -№ 5. - С. 64-70.