Научная статья на тему 'Активизация познавательной деятельности младших школьников на основе использования проблемных ситуаций'

Активизация познавательной деятельности младших школьников на основе использования проблемных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2901
358
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яшкова Л. А.

Формирование познавательного интереса к учению важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях. В статье содержатся материалы исследования по проблеме поиска путей наиболее эффективного формирования познавательной деятельности в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яшкова Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Активизация познавательной деятельности младших школьников на основе использования проблемных ситуаций»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

УДК 372

Л.А. Яшкова

к.и.н., доцент ФГБОУ ВО, КубГУ филиал в г. Славянске-на-Кубани г. Славянск-на-Кубани, Российская Федерация

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

Аннотация

Формирование познавательного интереса к учению - важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях. В статье содержатся материалы исследования по проблеме поиска путей наиболее эффективного формирования познавательной деятельности в начальной школе.

Ключевые слова

Познавательная деятельность, проблемные ситуации, младший школьный возраст.

Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики.[4 с. 45].

Младший школьный возраст - это возраст, когда эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому первостепенное значение имеют приемы активизации познавательной деятельности, индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющие создать ситуацию успеха для каждого ребёнка. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Успешность обучения достигается не столько за счет облегчения заданий, сколько за счет формирования у детей желания и умения преодолевать трудности, создания атмосферы увлеченности и доброжелательности [1 с. 25].

Таким образом, главной задачей учителя является такое построение образовательного процесса, при котором между всеми этапами учащиеся смогли бы установить тесные взаимосвязи и смогли бы увидеть конечный результат своего труда. Итак, педагогу необходимо стараться максимально приблизить изучение программного материала к жизни, сделать процесс обучения более эмоциональным и интересным [1 с. 67].

Вышеуказанные позиции определили актуальность и позволили уточнить проблему исследования, заключающуюся в поиске путей наиболее эффективного формирования познавательной деятельности в начальной школе.

Проблема исследования: содержание и методика формирования познавательной деятельности в младшем школьном возрасте.

Объект исследования: процесс и результаты активизации познавательной деятельности младших школьников на основе проблемных ситуаций.

Предмет исследования: методические условия активизации познавательной деятельности младших школьников на основе использования проблемных ситуаций во внеурочное время.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность программы, направленной на активизацию познавательной деятельности младших школьников на основе использования проблемных ситуаций во внеурочное время.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что процесс активизации познавательной деятельности младших школьников будет эффективнее, если разработать и внедрить программу на основе использования

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

проблемных ситуаций во внеурочное время.

Задачи исследования:

1. Провести анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.

2. Рассмотреть проблемы и уровни активизации познавательной деятельности младших школьников на основе использования проблемных ситуаций.

3. Определить уровень сформированности познавательной активности младших школьников.

4. Разработать и апробировать программу, направленную на активизацию познавательной деятельности младших школьников на основе использования проблемных ситуаций во внеурочное время.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач были применены следующие методы: методы теоретических исследований (изучение психолого-педагогической литературы); методы эмпирического исследования (анкетирование, беседа); статистический метод обработки экспериментальных данных.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснованы теоретические аспекты и условия активизации познавательной деятельности младших школьников на основе использования проблемных ситуаций.

Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования могут являться теоретической основой для организации работы учителей начальных классов по активизации познавательной деятельности младших школьников на основе использования проблемных ситуаций во внеурочной деятельности в начальной школе. Программа «Математика вокруг нас» может быть использована педагогами в образовательных учреждениях для активизации познавательной деятельности.

На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов. Обращение к проблематизации обучения является не новым для педагогики, но остается актуальным и на современном этапе. Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной и внеурочной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке и во внеурочной деятельности. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками [3 с. 18].

И. Л. Ильницкая считает, что при разработке и остановке системы проблемных ситуаций именно последовательная система проблемных ситуаций является основным условием организации проблемного обучения. В системе проблемных ситуаций выявляется главная доминантная и ряд вспомогательных. Формулировка основной проблемной ситуации представляет наибольшую трудность, но именно она обеспечивает активизацию познавательной деятельности обучаемых, делает процесс познания более целенаправленным и осмысленным.

Одним из важнейших факторов развития интереса к учению является понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу большое значение имеет методика преподавания данного предмета. Поэтому перед тем как приступить к изучению какой-нибудь темы, учитель много времени должен уделить поискам активных форм и методов обучения. Заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны. Многие педагоги используют в учебном процессе различные методические приемы: дидактические игры, игровые моменты работу со словарями и схемами, ввод интеграции и т.д [5 с. 12].

Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности - одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовать так, чтобы материал становился предметом активных действий ученика.

Главной задачей учителя является такое построение образовательного процесса, при котором между всеми этапами учащиеся смогли бы установить тесные взаимосвязи и смогли бы увидеть конечный результат

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

своего труда.

Изучив возрастные особенности активизации познавательной деятельности младших школьников, особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе, педагогические условия построения проблемных ситуаций на уроке и во внеурочной деятельности, мы пришли к выводу, что необходимо изучить влияние технологии проблемного обучения на активизацию познавательной деятельности младших школьников.

Исследование проходило на базе МБОУ СОШ № 17 г. Славянска-на-Кубани МО Славянский район. В исследовании приняли участие ученики 3 «А» класса (контрольная группа), где обучается 26 человек и 3 «Б» класса (экспериментальная группа), где обучается 28 человек.

Цель констатирующего этапа эксперимента - определение уровня познавательной активности младших школьников. Для выявления уровня познавательной активности младших школьников, мы выделили критерии и разработали тестовое задание по определению доминирования познавательной активности на таких уроках как математика, русский язык, литературное чтение и окружающий мир.

В ходе обработки полученных данных после проведения тестирования, были выявлены уровни сформированности по каждому предмету.

Таким образом, после обработки данных на контрольном этапе эксперимента были получены следующие данные: 130 правильных ответов по русскому языку средний бал составил - 75%; 97 положительных ответов, по математике - 51%; 67 по окружающему миру - 71%; 92 правильных ответа из 130 и по литературному чтению - 73% из 95. Как видно из процентных соотношений в 3 «А» классе (контрольной группе) уровень знаний основных предметов выше среднего.

В 3 «Б» классе (экспериментальной группе) было проведено такое же комплексное тестирование.

В результате обработки данных комплексного тестирования в 3 «Б» классе (экспериментальная группа) были выявлены следующие результаты: из (100%) 140 правильных ответов по русскому языку средний бал составил (72%) 101 положительный ответ, по математике (47%) 66, по окружающему миру (71%) 100 правильных ответов из 130 и по литературному чтению (59%) 82.

Обобщая результаты проведенного комплексного тестирования на констатирующем этапе эксперимента был подсчитан общий балл по всем заданиям, который характеризует уровень сформированности познавательной деятельности в экспериментальной и контрольной группах. Полученные данные отражены на рисунке 1.

Рисунок 1- Результаты сравнительного анализа комплексного тестирования в 3 «А» (контрольная группа) и 3 «Б» (экспериментальная группа) на констатирующем этапе эксперимента

Таким образом, в сравнительном анализе полученных данных, видно, что в экспериментальной группе 3 «Б» класса по всем основным предметам, кроме математики уровень успеваемости выше среднего. Следовательно, информация, которую получают дети на уроках математики, не достаточно усваивается, т.к. одной из серьезных проблем общеобразовательной школы - это нежелание большинства учащихся учиться,

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

либо отсутствие интереса. Для того чтобы заинтересовать ребёнка традиционные формы как урок не достаточно эффективны. Условиями успешности обучения является проблематизация учебного материала. Проблемный урок отличается от других (традиционных) именно этапами введения знаний. А так как на уроках часов не достаточно, занятия можно вынести во внеурочную деятельность, где будет осуществляться работа учителя направленная на активизацию познавательной деятельности младших школьников на основе проблемных ситуаций.

В ходе формирующего этапа эксперимента была реализована в соответствии с гипотезой, программа «Математика вокруг нас», которая способствует повышению уровня сформированности активизации познавательной деятельности младших школьников на основе использования проблемных ситуаций. Рабочая программа рассчитана на 34 часа за год, по 1 занятию в неделю.

Цель: данная программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения.

Данная программа рассчитана на детей, имеющих повышенный интерес к математике, любознательных, желающих расширить свой кругозор.

Внеурочная деятельность по предмету активизирует познавательную деятельность, а также является хорошим мотиватором к стремлению детей развиваться, узнавать что-то новое и интересное. Программа позволяет работать с детьми не столько в форме традиционного урока, сколько в виде занятия-открытия, где знания приобретаются на основе проблемной ситуации.

Творческие работы и проектная деятельность, используемые при реализации данной программы, основаны на любознательности детей, которую следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, активизировать познавательную деятельность на уроке, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Таблица 1

Тематического распределения количества часов

№ п/п Тема занятия Примечание

Раздел 1. Из истории математики (5 часов)

1 Как люди учились считать?

2 Римские цифры и как с ними работать

3 Древние ученые Архимед, Евклид, их вклад в развитие математики как науки

4 Пифагор и его школа

5 Первые учебники

Раздел 2. Математика в играх (5 часов)

6 Математические ребусы, их составление и разгадывание

7 Математические кроссворды

8 Математические загадки. Конкурс на лучшую математическую загадку

9 Математические фокусы

10 Урок-игра «Кто быстрее разгадает?»

Для определения уровня сформированности активизации познавательной деятельности младших школьников на основе проблемных ситуаций на контрольном этапе эксперимента мы ставили задачу проверить эффективность проведенной работы.

Для этого провели комплексное тестирование, которое было использовано на констатирующем этапе.

На контрольном этапе эксперимента в результате анализа и обработки данных, было выявлено, что уровень познавательной деятельности составляет 52% (68) в 3 «А» классе (контрольная группа),, а в 3 «Б» классе (экспериментальная группа) - 66% (92).

Общие показатели результатов исследования уровня активизации познавательной деятельности в экспериментальной и контрольной группах на контрольном этапе эксперимента отражены на рисунке 2.

В результате сравнительного анализа и обработки данных, полученных на констатирующем и контрольном этапах эксперимента в контрольной 3 «А» классе процентное соотношение составило 52% (68), а в 3 «Б» классе 66% (92) и отражены на рисунке 3.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

Рисунок 2 - Результаты контрольного тестирования 3 «А» класса (контрольной группы) и 3 «Б» класса (экспериментальной группы) на контрольном этапе эксперимента

Рисунок 3 - Результаты сравнительного анализа констатирующего и контрольного этапов эксперимента в 3 «А» классе (контрольной группы) и 3 «Б» классе (экспериментальной группы)

Таким образом, полученные данные о сформированности активизации познавательной деятельности младших школьников в ходе формирующего эксперимента убедительно показывают, что разработанная и апробированная программа «Математика вокруг нас», подтвердила результативность формирования познавательной деятельности на основе проблемной ситуации во неурочной деятельности. Список использованной литературы:

1. Актуальные вопросы реализации стандарта второго поколения «Перспективная начальная школа» [Текст] : материалы участника личностно-ориентированного модуля / ред. Р. Г. Чуракова. - М. : Академкнига, 2014. - 60 с. - (Переподготовка и повышение квалификации работников образования).

2. Вопросы проблемного обучения в школе [Электронный ресурс] / под ред. М. М. Махмутова. - Казань : Изд-во Казанского ун-та, 1970. - 47 с. - URL:

ttp://vml.antat.ru/files/Mahmutov/books/in%20russian/vopr_prob_obuch.pdf (дата обращения: 10.05.2015).

3. Давыдов, В. В. Младший школьник как субъект учебной деятельности [Электронный ресурс] / В. В. Давыдов, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман // Вопросы психологии : сайт. - URL: http://www.voppsy. ru/issues/1992/923/ 923014.htm (дата обращения: 20.11.2014).

4. Жуйков, С. Ф. Проблема активизации учащихся в психологии обучения [Электронный ресурс] / С. Ф. Жуйков // Советская педагогика. - 1966. - № 8. - URL: http://www.persev.ru/psihologi-filosofy/zhuykov-sf (дата обращения: 12.05.2015).

5. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника [Электронный ресурс] / Д. Б. Эльконин. -URL: http://psychlib.ru/mgppu/EPr-1997/EPR-2391.htm (дата обращения: 10.06.2014).

© Яшкова Л.А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.