Научная статья на тему 'Творческие работы на основе мнемотехники как инструмент формирования орфографической грамотности младших школьников'

Творческие работы на основе мнемотехники как инструмент формирования орфографической грамотности младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
711
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ / МНЕМОТЕХНИКА / МНЕМОНИКА / ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / CREATIVE WORK / MNEMOTECHNIC / MNEMONICS / ORTHOGRAPHIC LITERACY / ORTHOGRAPHIC SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Граф Софья Владимировна, Чистякова Наталия Николаевна

В статье представлены возможности и значение использования творческих работ на основе мнемотехники в процессе формирования орфографической грамотности младших школьников, методика обучения выполнению подобного рода работ, диагностический инструментарий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Граф Софья Владимировна, Чистякова Наталия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE WORK ON MNEMONICS BASE AS A TOOL OF orthographic LITERACY FORMATION IN YOUNGER STUDENTS

The article presents the possibilities and importance of using creative works on the basis of mnemonics within forming spelling literacy of younger students, methods of teaching to perform this kind of work and diagnostic tools.

Текст научной работы на тему «Творческие работы на основе мнемотехники как инструмент формирования орфографической грамотности младших школьников»

DOI 10.23859/1994-0637-2018-1-83-20 УДК 372.881.161.1

Граф Софья Владимировна

Кандидат педагогических наук, доцент, Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия) E-mail: graf-sonja@mail.ru

Чистякова Наталия Николаевна

Кандидат педагогических наук, доцент, Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия) E-mail: ntsh_4st@mail.ru

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ НА ОСНОВЕ МНЕМОТЕХНИКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье представлены возможности и значение использования творческих работ на основе мнемотехники в процессе формирования орфографической грамотности младших школьников, методика обучения выполнению подобного рода работ, диагностический инструментарий.

Ключевые слова: творческие работы, мнемотехника, мнемоника, орфографическая грамотность, орфографические умения, орфографические навыки_

© Граф С.В., Чистякова Н.Н., 2018

Graf Sofia Vladimirovna

PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) E-mail: graf-sonja@mail.ru

Chistyakova Natalia Nikolaevna

PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) E-mail: ntsh_4st@mail.ru

CREATIVE WORK ON MNEMONICS BASE AS A TOOL OF ORTHOGRAPHIC LITERACY FORMATION IN YOUNGER STUDENTS

Abstract. The article presents the possibilities and importance of using creative works on the basis of mnemonics within forming spelling literacy of younger students, methods of teaching to perform this kind of work and diagnostic tools.

Keywords: Creative work, mnemotechnic, mnemonics, orthographic literacy, orthographic skills

Введение

Процесс модернизации, интенсивно осуществляющийся в настоящее время, влечет за собой смену приоритетов в образовании. Основной целью и результатом образовательного процесса становится развитие функционально грамотной личности, которая сможет на протяжении жизни творчески применять имеющиеся знания, умения и навыки.

Одним из основных видов грамотности, которым должен овладеть современный школьник, является орфографическая. Именно данный вид грамотности выступает в качестве необходимого компонента языковой культуры, залога взаимопонимания и точности выражения мыслей в письменной речи.

В исследованиях по орфографии рассматриваются различные возможности формирования орфографической грамотности школьников, в частности такие как: разработка типологии орфографических правил и приемов их изучения (М.Т. Баранов, М.М. Разумовская); система работы по предупреждению орфографических ошибок (Н.Н. Алгазина); система формирования навыков правописания в 1-4 классах (М.Р. Львов); система обучения орфографии в начальной школе, связь орфогра-

фии с морфемикой (Т.Г. Рамзаева); алгоритмизация в обучении орфографии (А.И. Власенков, И.М. Шаталова); усвоение орфографии на основе решения орфографических задач (О.С. Арямова) и др.

В настоящее время, когда все ярче проявляется тенденция к применению разработок в области психологии, с целью усовершенствования традиционной методики формирования навыков грамотного письма, стали появляться работы, посвященные использованию в образовательном процессе упражнений творческого характера, основанных на учете особенностей различных видов памяти учащихся (оперативной, опосредованной, образной).

Использованию творческих работ, учитывающих специфику опосредованной памяти в процессе формирования орфографической грамотности, посвящены работы Л.А. Аксеновой, Т.Б. Беленькой, Т.Н. Ериной, И.Ю. Матюгина, Л.Н. Новиковой, Т.Ф. Павловой и др. Данные авторы предлагают в процессе формирования навыков грамотного письма применять творческие работы, основанные на применении мнемотехники.

Основная часть

Понятие «мнемотехника» происходит от греческого слова «шпешоткоп», которое означает искусство запоминания и предложено Пифагором Самосским в 6 веке до н.э. Изначально мнемоника воспринималась как неотъемлемая часть риторики и применялась для запоминания длинных речей. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются 86-82 гг. до н.э. и принадлежат Цицерону и Квинтилиану [3].

В современной психологии понятие «мнемотехника» трактуется как совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования ассоциативных связей [2].

Использование творческих работ на основе мнемотехники в процессе формирования орфографической грамотности младших школьников способствует запоминанию правильных образов написания слов, в которых дети допускают ошибки, орфографических правил, формированию знаний по орфографии, применению орфографических умений в практике собственной речи, формированию орфографических навыков, повышению познавательной активности учащихся.

Анализ источников по проблеме исследования свидетельствует о том, что методика организации работ подобного рода в литературе не находит своего воплощения. Источники ограничиваются перечислением функций и видов упражнений, основанных на применении мнемотехники, что обуславливает необходимость проведения дальнейших исследований в данном направлении.

С целью определения уровня орфографической грамотности младших школьников проведено эмпирическое исследование на базе четвертых классов школ города Череповца. Количество испытуемых - 56 человек (по 28 учащихся в экспериментальном и контрольном классе). Уровень обученности учащихся экспериментального и контрольного классов, по данным классных руководителей, средний.

Орфографическая грамотность диагностировалась на основе следующих показателей:

- уровень сформированности орфографических умений, который выявлялся в процессе выполнения учащимися упражнений орфографического характера;

- уровень сформированности орфографических навыков, который исследовался посредством проведения сочинения.

В процессе диагностики уровня сформированности орфографических умений использовалась классификация данных умений, представленная в работах М.Р. Львова,

которая включала в себя следующие умения: находить, соотносить с изученными правилами, проверять орфограммы; выполнять орфографический разбор; осуществлять орфографическое комментирование; находить, объяснять и исправлять орфографические ошибки.

Для определения уровня сформированности указанных орфографических умений учащимся было предложено выполнить такие орфографические упражнения как:

- нахождение в напечатанном тексте орфограмм, орфографических ошибок, определение их характера;

- списывание с комплексным заданием;

- орфографический разбор;

- орфографическое комментирование;

- выполнение работы над орфографическими ошибками.

Помимо данных упражнений школьники выполняли задания тестового характера на определение последовательности действий при определении вида орфограммы, ее проверке, выполнении работы над орфографическими ошибками.

Критериями и показателями, которые использовались в процессе выявления уровня сформированности орфографических умений, были следующие:

- полнота: количество найденных орфограмм и орфографических ошибок; указанных видов орфограмм; действий, выполняемых при проверке орфограммы, орфографическом разборе, орфографическом комментировании, в работе над орфографическими ошибками, которыми овладел ребенок;

- правильность: количество допущенных ошибок при нахождении орфограмм, орфографических ошибок, при определении вида орфограммы, при выполнении проверки орфограмм, при осуществлении орфографического разбора, орфографического комментирования, работы над орфографическими ошибками;

- осознанность: нахождение орфограммы, орфографической ошибки, соблюдение последовательности действий при орфографическом комментировании, определении характера орфограммы, проверке орфограмм, в работе над орфографическими ошибками, применение имеющихся знаний в новой ситуации.

В качестве основного критерия уровня орфографической грамотности школьников в процессе написания сочинения (уровень орфографических навыков) выступал критерий правильности. Показателем данного критерия являлось отношение числа допущенных орфографических ошибок к числу возможных. Характеристика уровней орфографической грамотности школьников, используемая для обработки данных в сочинении (уровень орфографических навыков), выглядела следующим образом.

1. Высокий уровень: работа выполнена без орфографических ошибок.

2. Средний уровень: отношение количества допущенных в сочинении ошибок к числу возможных варьирует в пределах 0,01-0,03.

3. Низкий уровень: отношение количества допущенных в работе ошибок к числу возможных колеблется от 0,04 до 0,05.

4. Нулевой уровень: отношение количества допущенных ошибок к числу возможных составляет 0,06 и более.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что большинство учащихся экспериментального (79 %) и контрольного (68 %) классов имеют средний уровень орфографической грамотности. Школьников с высоким уровнем в контрольном классе на 11 % больше, чем в экспериментальном. Учащихся, имеющих низкий уровень орфографической грамотности, в обоих диагностируемых классах примерно одинаковое количество. То есть, процесс формирования орфографической грамотно-

сти в экспериментальном и контрольном классах протекает примерно на одинаковом уровне, однако в контрольном классе организуется более эффективно.

На этапе формирующего эксперимента в работу школьников были включены творческие работы, основанные на применении мнемотехники. В процессе экспериментального исследования использовались следующие виды работ:

- сочинение рифмовок и рифмованных правил;

- написание лингвистических сказок и их драматизация;

- создание текстов рекламы и телевизионных передач с использованием формулировок орфографических правил и их инсценировка;

- выполнение ребусов, кроссвордов;

- написание писем друзьям на материале слов, в которых школьники допускают орфографические ошибки и др.

Включение в образовательный процесс перечисленных видов работ осуществлялось в два этапа:

1) введение творческих работ неречевого характера;

2) знакомство с письменными работами, основанными на применении мнемотехники.

Исходным материалом для данных работ служили правила правописания корня, правила, основанные на применении традиционного принципа орфографии, правила правописания разделительного твердого знака (ъ), частицы «не» с глаголами.

Ознакомление с определенным видом творческих работ включало в себя следующие этапы:

1) мотивационный: постановка учебной задачи;

2) содержательный: актуализация имеющихся и сообщение новых знаний о вводимом виде творческой работы;

3) операционный, который включал в себя:

- анализ предложенного образца и соотнесение его с правилом;

- анализ правила для самостоятельной работы: выделение ключевых слов;

- обсуждение вариантов представления ключевых слов правила в виде словесных образов в рамках того вида работы, который рассматривается на уроке;

- придумывание сюжета текста;

- создание плана работы;

- орфографическая подготовка текста;

- самостоятельная работа учащихся по созданию и оформлению текста работы;

4) контрольный: представление и анализ работ школьников.

Творческие работы на основе мнемотехники в процессе формирующего эксперимента проводились в рамках уроков развития речи, анализа творческих работ, уроков, посвященных закреплению орфографических тем.

На этапе закрепления умения выполнять творческие работы, основанные на применении мнемотехники, упражнения подобного характера предлагались в основном в качестве домашних заданий, а также, объединенные в тематические циклы, использовались при организации внеклассных мероприятий.

Для определения эффективности формирующего эксперимента был запланирован и реализован контрольный эксперимент, который предполагал проведение тех же методик, что применялись при реализации констатирующего эксперимента, но использование языкового материала более высокого уровня. Сопоставление результатов констатирующего и контрольного экспериментов показало, что число школьников, находящихся на высоком уровне орфографической грамотности, в экспериментальном классе увеличилось на 14 %, а число учащихся, имеющих низкий уровень, уменьшилось на 10 %. Количество школьников, находящихся на среднем

уровне, в данном классе осталось неизменным. Число учащихся, имеющих высокий уровень орфографической грамотности, в контрольном классе уменьшилось на 11 %, а число школьников, находящихся на среднем уровне, увеличилось на 10 %. Количество учащихся, имеющих низкий уровень, в данном классе осталось неизменным. Анализ экспериментальных данных позволяет сделать вывод о нестабильности протекания процесса формирования орфографической грамотности в контрольном классе, причиной чего может быть отсутствие систематической работы, направленной на развитие навыков грамотного письма; а также о повышении уровня орфографической грамотности в экспериментальном классе, которое является следствием реализации предложенной методики обучения.

Выводы

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что использование в процессе обучения русскому языку творческих работ, основанных на применении мнемотехники, способствует запоминанию детьми орфографических правил, формированию знаний по орфографии, применению орфографических умений в практике речи, формированию орфографических навыков, повышению познавательной активности учащихся, то есть делает процесс формирования орфографической грамотности у младших школьников более эффективным.

Литература

1. Беленькая Т.Б. Мнемотехника для начальной школы: тренируем память. Ростов н/Д., 2014. 39 с.

2. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. М., 2008. 672 с.

3. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано». М., 2007. 115 с. URL: http://mnemonikon.ru/vs_f.htm

References

1. Belen'kaia T.B. Mnemotehnika dl'a nachal'noi shkoly: treniruem pamiat' [Mnemonics for primary school: train your memory]. Rostov on Don, 2014. 39 p.

2. Bol'shoipsihologicheskii slovar' [Psychological dictionary]. Moscow, 2008. 672 p.

3. Kozarenko V.A. Uchebnik mnemotehniki. Sistema zapominaniia "Dzhordano" [Textbook of mnemonics. The system of memorizing "Giordano"]. Moscow, 2007. 115 p. Available at: http://mnemonikon.ru/vs_f.htm

Для цитирования: Граф С.В., Чистякова Н.Н. Творческие работы на основе мнемотехники как инструмент формирования орфографической грамотности младших школьников // Вестник Череповецкого государственного университета. 2018. №2 (83). С. 156-160. DOI 10.23859/1994-0637-2018-1-83-20

For citation: Graf S.V., Chistyakova N.N. Creative work on mnemonics base as a tool of orthographic literacy formation in younger students. Bulletin of the Cherepovets State University, 2018, no. 2 (83), pp. 156-160. DOI 10.23859/1994-0637-2018-1-83-20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.