УДК 372.881.161.1
М. А. Мачулина, А. В Нагаева
Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Железновод-
ске, Россия
Особенности работы по формированию орфографического навыка на уроках русского языка в начальной школе
Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности формирования орфографического навыка у младших школьников, преимущественно на уроках русского языка, даны определения таким понятиям как: навык и орфографический навык. Раскрыты основные вопросы, которые ставит перед собой каждый учитель для достижения орфографической грамотности обучающихся начальных классов.
Ключевые слова: Грамотность, навык, орфографический навык, орфография, орфографические ошибки.
Как в педагогике, так и в социальной жизни людей на протяжении всего времени очень остро стоял вопрос обучения детей грамотному письму. То, в какой степени человек владеет навыками грамотного письма и чтения на родном для него языке, и какой уровень его способностей писать в соответствие с установленными общепризнанными нормами грамматики и правописания, все это предполагает грамматика. Подобные навыки это и есть абсолютный гарант формирования функциональной грамотности, а также способность человека вступать в контакт с окружающими людьми и по максимуму быстро адаптироваться, и функционировать в окружающей его среде. Нормальному функционированию личности в системе социальных связей наряду с остальными навыками, такими как например коммуникативные навыки, также способствуют орфографические навыки, причем на равных правах, все это считается минимумом для того чтобы человек реализовывал свою жизнедеятельность в конкретной культурной среде.[3, с.54]
Орфографический навык и его формирование - это одна из главных проблем на сегодняшний день в курсе русского языка с самых первых классах.
Каждый учитель старается найти возможные способы достижения орфографической грамотности учеников начальных классов. Поэтому учитель озадачен следующими вопросами:
- Каким багажом знаний должны обладать ученики, для того чтобы у них сформировался орфографический навык правильного письма?
- Имеются ли запасы совершенствования орфографического навыка учащихся?
- Как возможно с помощью применения правил обучать правописанию?
- Какие существуют способы познания правописания в начальных классах?[1, с.238]
«Формирование прочных орфографических знаний, умений, навыков по русскому языку в начальных классах является значимой задачей системы
образования, так как грамотное письмо обеспечивает правильность формулировки мысли, взаимопонимание людей в письменном общении. Последующее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать русский язык в устной форме будут зависеть от того, в какой мере прочно будут сформированы навыки правописания в начальных классах». Именно поэтому проблема формирования навыков правописания младших школьников по сей день сохраняет остроту. Для формирования орфографического навыка у обучающихся начальных классов, учителю очень важно использовать наиболее эффективные и результативные методы.
Когда мы говорим об обучении орфографии, то в первую очередь речь идет о формировании орфографических навыков у обучающихся. В педагогической психологии, в различных методиках общей дидактики основной акцент ставится на формирование навыков и умений в процессе обучения.
Что же такое навык, по определению? Деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма, это и есть навык. В результате неоднократных повторений каждый новый способ действия способен выполняться уже в качестве автоматически выполняемого компонента деятельности.
Упражнения, специально организованные, повторяющиеся, оказывают содействие выработке навыков. Благодаря таким упражнениям эти самые навыки формируются и закрепляются. В дальнейшем, обучающийся не затрачивает время на обдумывание для осуществления какого-либо действия и, тогда оно совершается им быстро и точно. Самоконтроль при этом улучшается.
Орфографический навык - это навык письменной речи, он считается особой разновидностью речевого навыка. Он формируется в ходе продолжительных повторений и тренировок, хотя и базируется на наиболее легких навыках и умениях.
Только умение пользоваться орфографическим навыком дает возможность реализовать грамотное, орфографическое, верное письмо. Это умение поможет пишущему приостановиться и призадуматься, найти применение тем знаниям, которыми он владеет, а также, если появляется необходимость, проверить себя. Создавая текст человек, преимущественно думает над его содержанием, а никак не над орфографией. Владение орфографическим навыком и потребуется как раз в этом случае. На уроках русского языка для школьников проблема приобретения орфографических навыков и умений выступает как одна из основных. Так как взаимопониманию людей в письменном общении оказывает содействие, четкость выражения мыслей, все это и будет гарантировать грамотное письмо.
Речевая и орфографическая компетентность обучающегося, его успеваемость в последующие годы обучения напрямую будут зависеть от того в какой степени ученик овладел навыком и умением правописания в первых классах, то есть базой. [2, с.97]
Система обучения орфографии в школе содержит в свою очередь и работу над орфографическими ошибками. Одним из компонентов в структуре орфографического навыка определяется работа над ошибками, которые
24
Humanitarian scientific journal №1, 2017
допускают обучающиеся в своих работах. Орфографический навык - особого рода речевой навык, а составляющим звеном речевой деятельности будет выступать работа над ошибками. Поэтому орфографические ошибки причисляются к речевым как нарушение языковой нормы письменно - речевой деятельности.
Одним из типов ошибок, которые в своих письменных работах могут допустить ученики, считаются орфографические ошибки. Орфографическая ошибка это ошибка не соблюдения принятых норм правописания. Абсолютно все орфографические ошибки носят индивидуальный характер. У разных учеников один и тот же тип ошибки в своей основе может содержать разные причины. И если учитель будет знать эти причины, а это является обязанностью каждого учителя начальных классов, то это будет способствовать организации эффективной работы над ошибками, а также поможет ему осуществлять целенаправленную работу по их устранению.[4, c.465]
Таким образом, мы можем сказать, что существует большое многообразие причин орфографических ошибок, которые вызывают у учителя определенную сложность, но даже это не освобождает его от ответственности, которую он несет, за четкое определение причин ошибок любого обучающегося, а также за выбор максимально результативных и подходящих способов их исправления. Все это также будет способствовать формированию орфографического навыка у младших школьников.
Библиографичкский список:
1.Антонова Е. С., Боброва С. В. Методика преподавания русского языка (начальные классы): учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: Академия, 2014 - 456 с.
2.Власенков, А.И. Методика обучения орфографии в школе. - М.: Русское слово, 2012. - 232
с.
3.Кабардов, М.К. Языковые способности: психология, психофизиология, педагогика. - М.: Смысл, 2013. - 400с.
4.Лекант П.А. Современный русский язык / П.А.Лекант, Е.И.Диброва, Касаткин Л.Л., Е.В.Клобуков; под ред. П.А.Леканта. - 5-е изд. - М.: Изд-во Юрайт, 2013. - 559 с.
М. A. Machulina, А. V. Nagaeva
Features of the formation of spelling skills in the Russian language lessons in elementary school
Annotation: This article discusses the peculiarities of spelling skill among junior high school students, predominantly Russian language lessons, definitions of such concepts as: skill and spelling skill. Discloses the main questions posed in front of every teacher to achieve the spelling literacy of primary school students Klyuchevye slova: Literacy, skill, spelling skills, Spelling, spelling errors.