Научная статья на тему 'Особенности работы по формированию орфографического навыка на уроках русского языка в начальной школе'

Особенности работы по формированию орфографического навыка на уроках русского языка в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3316
428
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАМОТНОСТЬ / LITERACY / НАВЫК / SKILL / ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ НАВЫК / SPELLING SKILLS / ОРФОГРАФИЯ / SPELLING / ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ / SPELLING ERRORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мачулина М. А., Нагаева А. В.

В данной статье рассматриваются особенности формирования орфографического навыка у младших школьников, преимущественно на уроках русского языка, даны определения таким понятиям как: навык и орфографический навык. Раскрыты основные вопросы, которые ставит перед собой каждый учитель для достижения орфографической грамотности обучающихся начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the peculiarities of spelling skill among junior high school students, predominantly Russian language lessons, definitions of such concepts as: skill and spelling skill. Discloses the main questions posed in front of every teacher to achieve the spelling literacy of primary school students

Текст научной работы на тему «Особенности работы по формированию орфографического навыка на уроках русского языка в начальной школе»

УДК 372.881.161.1

М. А. Мачулина, А. В Нагаева

Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Железновод-

ске, Россия

Особенности работы по формированию орфографического навыка на уроках русского языка в начальной школе

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности формирования орфографического навыка у младших школьников, преимущественно на уроках русского языка, даны определения таким понятиям как: навык и орфографический навык. Раскрыты основные вопросы, которые ставит перед собой каждый учитель для достижения орфографической грамотности обучающихся начальных классов.

Ключевые слова: Грамотность, навык, орфографический навык, орфография, орфографические ошибки.

Как в педагогике, так и в социальной жизни людей на протяжении всего времени очень остро стоял вопрос обучения детей грамотному письму. То, в какой степени человек владеет навыками грамотного письма и чтения на родном для него языке, и какой уровень его способностей писать в соответствие с установленными общепризнанными нормами грамматики и правописания, все это предполагает грамматика. Подобные навыки это и есть абсолютный гарант формирования функциональной грамотности, а также способность человека вступать в контакт с окружающими людьми и по максимуму быстро адаптироваться, и функционировать в окружающей его среде. Нормальному функционированию личности в системе социальных связей наряду с остальными навыками, такими как например коммуникативные навыки, также способствуют орфографические навыки, причем на равных правах, все это считается минимумом для того чтобы человек реализовывал свою жизнедеятельность в конкретной культурной среде.[3, с.54]

Орфографический навык и его формирование - это одна из главных проблем на сегодняшний день в курсе русского языка с самых первых классах.

Каждый учитель старается найти возможные способы достижения орфографической грамотности учеников начальных классов. Поэтому учитель озадачен следующими вопросами:

- Каким багажом знаний должны обладать ученики, для того чтобы у них сформировался орфографический навык правильного письма?

- Имеются ли запасы совершенствования орфографического навыка учащихся?

- Как возможно с помощью применения правил обучать правописанию?

- Какие существуют способы познания правописания в начальных классах?[1, с.238]

«Формирование прочных орфографических знаний, умений, навыков по русскому языку в начальных классах является значимой задачей системы

образования, так как грамотное письмо обеспечивает правильность формулировки мысли, взаимопонимание людей в письменном общении. Последующее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать русский язык в устной форме будут зависеть от того, в какой мере прочно будут сформированы навыки правописания в начальных классах». Именно поэтому проблема формирования навыков правописания младших школьников по сей день сохраняет остроту. Для формирования орфографического навыка у обучающихся начальных классов, учителю очень важно использовать наиболее эффективные и результативные методы.

Когда мы говорим об обучении орфографии, то в первую очередь речь идет о формировании орфографических навыков у обучающихся. В педагогической психологии, в различных методиках общей дидактики основной акцент ставится на формирование навыков и умений в процессе обучения.

Что же такое навык, по определению? Деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма, это и есть навык. В результате неоднократных повторений каждый новый способ действия способен выполняться уже в качестве автоматически выполняемого компонента деятельности.

Упражнения, специально организованные, повторяющиеся, оказывают содействие выработке навыков. Благодаря таким упражнениям эти самые навыки формируются и закрепляются. В дальнейшем, обучающийся не затрачивает время на обдумывание для осуществления какого-либо действия и, тогда оно совершается им быстро и точно. Самоконтроль при этом улучшается.

Орфографический навык - это навык письменной речи, он считается особой разновидностью речевого навыка. Он формируется в ходе продолжительных повторений и тренировок, хотя и базируется на наиболее легких навыках и умениях.

Только умение пользоваться орфографическим навыком дает возможность реализовать грамотное, орфографическое, верное письмо. Это умение поможет пишущему приостановиться и призадуматься, найти применение тем знаниям, которыми он владеет, а также, если появляется необходимость, проверить себя. Создавая текст человек, преимущественно думает над его содержанием, а никак не над орфографией. Владение орфографическим навыком и потребуется как раз в этом случае. На уроках русского языка для школьников проблема приобретения орфографических навыков и умений выступает как одна из основных. Так как взаимопониманию людей в письменном общении оказывает содействие, четкость выражения мыслей, все это и будет гарантировать грамотное письмо.

Речевая и орфографическая компетентность обучающегося, его успеваемость в последующие годы обучения напрямую будут зависеть от того в какой степени ученик овладел навыком и умением правописания в первых классах, то есть базой. [2, с.97]

Система обучения орфографии в школе содержит в свою очередь и работу над орфографическими ошибками. Одним из компонентов в структуре орфографического навыка определяется работа над ошибками, которые

24

Humanitarian scientific journal №1, 2017

допускают обучающиеся в своих работах. Орфографический навык - особого рода речевой навык, а составляющим звеном речевой деятельности будет выступать работа над ошибками. Поэтому орфографические ошибки причисляются к речевым как нарушение языковой нормы письменно - речевой деятельности.

Одним из типов ошибок, которые в своих письменных работах могут допустить ученики, считаются орфографические ошибки. Орфографическая ошибка это ошибка не соблюдения принятых норм правописания. Абсолютно все орфографические ошибки носят индивидуальный характер. У разных учеников один и тот же тип ошибки в своей основе может содержать разные причины. И если учитель будет знать эти причины, а это является обязанностью каждого учителя начальных классов, то это будет способствовать организации эффективной работы над ошибками, а также поможет ему осуществлять целенаправленную работу по их устранению.[4, c.465]

Таким образом, мы можем сказать, что существует большое многообразие причин орфографических ошибок, которые вызывают у учителя определенную сложность, но даже это не освобождает его от ответственности, которую он несет, за четкое определение причин ошибок любого обучающегося, а также за выбор максимально результативных и подходящих способов их исправления. Все это также будет способствовать формированию орфографического навыка у младших школьников.

Библиографичкский список:

1.Антонова Е. С., Боброва С. В. Методика преподавания русского языка (начальные классы): учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: Академия, 2014 - 456 с.

2.Власенков, А.И. Методика обучения орфографии в школе. - М.: Русское слово, 2012. - 232

с.

3.Кабардов, М.К. Языковые способности: психология, психофизиология, педагогика. - М.: Смысл, 2013. - 400с.

4.Лекант П.А. Современный русский язык / П.А.Лекант, Е.И.Диброва, Касаткин Л.Л., Е.В.Клобуков; под ред. П.А.Леканта. - 5-е изд. - М.: Изд-во Юрайт, 2013. - 559 с.

М. A. Machulina, А. V. Nagaeva

Features of the formation of spelling skills in the Russian language lessons in elementary school

Annotation: This article discusses the peculiarities of spelling skill among junior high school students, predominantly Russian language lessons, definitions of such concepts as: skill and spelling skill. Discloses the main questions posed in front of every teacher to achieve the spelling literacy of primary school students Klyuchevye slova: Literacy, skill, spelling skills, Spelling, spelling errors.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.