Научная статья на тему 'Применение технологии эдьютейнмент как средства повышения эффективности обучения по дисциплине «Тактико-специальная подготовка» в образовательных организациях ФСИН России'

Применение технологии эдьютейнмент как средства повышения эффективности обучения по дисциплине «Тактико-специальная подготовка» в образовательных организациях ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тактико-специальная подготовка / методика подготовки / эдьютейнмент / образовательные технологии / эффективность обучения / исследование / эффективность / усвоение знаний / tactical and special training / training methods / edutainment / educational technologies / learning effectiveness / research / efficiency / knowledge acquisition

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александр Владимирович Мох, Леонид Николаевич Тарабуев, Екатерина Анатольевна Хохлачева

Современное образование сталкивается с вызовом интеграции технологий и методов, чтобы сделать учебный процесс более интерактивным и привлекательным для обучающихся. В рамках образовательных организаций ФСИН России, где готовят специалистов для уголовно-исполнительной системы, особенно важно обеспечить эффективное обучение по дисциплине «Тактико-специальная подготовка». В статье приводятся примеры использования интерактивных тренировочных симуляторов, игровых сценариев, виртуальной и дополненной реальности в обучении тактическим навыкам в специальной подготовке. Представлен обзор исследований по применению технологии эдьютейнмент в образовательном процессе, рассмотрены перспективы ее использования для повышения эффективности обучения по указанной специальной дисциплине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Александр Владимирович Мох, Леонид Николаевич Тарабуев, Екатерина Анатольевна Хохлачева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of edutainment technology as a means of improving the effectiveness of training in the discipline “Tactical and special training” in educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia

Modern education faces the challenge of integrating technologies and methods to make the learning process more interactive and attractive for students. Within the framework of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia, where specialists are trained for the penal enforcement system, it is especially important to ensure effective training in the discipline “Tactical special training”. This article provides examples of the use of interactive training simulators, game scenarios, virtual and augmented reality in teaching tactical skills and special training. It also provides an overview of research on the use of edutainment technology in the educational process and discusses the prospects for its use to improve the effectiveness of teaching in this special discipline.

Текст научной работы на тему «Применение технологии эдьютейнмент как средства повышения эффективности обучения по дисциплине «Тактико-специальная подготовка» в образовательных организациях ФСИН России»

Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 1. С. 361 —365. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(1):361—365.

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья УДК 378.147

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-1-361-365 NIION: 2007-0062-1/24-056

EDN: https://elibrary.ru/ZRJAKY MOSURED: 77/27-004-2024-01-256

Применение технологии эдьютейнмент как средства повышения эффективности обучения по дисциплине «Тактико-специальная подготовка» в образовательных организациях ФСИН России

Александр Владимирович Мох1, Леонид Николаевич Тарабуев2, Екатерина Анатольевна Хохлачева3

1 3 Санкт-Петербургский университет Федеральной службы исполнения наказаний, Санкт-Петербург, Россия

2 Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний, Вологда, Россия, tarabuev@list.ru

1 mokh.4leks@yandex.ru

3 khokhlacheva-777@mail.ru

Аннотация. Современное образование сталкивается с вызовом интеграции технологий и методов, чтобы сделать учебный процесс более интерактивным и привлекательным для обучающихся. В рамках образовательных организаций ФСИН России, где готовят специалистов для уголовно-исполнительной системы, особенно важно обеспечить эффективное обучение по дисциплине «Тактико-специальная подготовка». В статье приводятся примеры использования интерактивных тренировочных симуляторов, игровых сценариев, виртуальной и дополненной реальности в обучении тактическим навыкам в специальной подготовке. Представлен обзор исследований по применению технологии эдьютейнмент в образовательном процессе, рассмотрены перспективы ее использования для повышения эффективности обучения по указанной специальной дисциплине.

Ключевые слова: тактико-специальная подготовка, методика подготовки, эдьютейнмент, образовательные технологии, эффективность обучения, исследование, эффективность, усвоение знаний

Для цитирования: Мох А.В., Тарабуев Л.Н., Хохлачева Е.А. Применение технологии эдьютейнмент как средства повышения эффективности обучения по дисциплине «Тактико-специальная подготовка» в образовательных организациях ФСИН России // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 1. С. 361—365. https://doi.org/ 10.24412/2073-3305-2024-1-361-365. EDN: https://elibrary.ru/ZRJAKY.

METHODOLOGY AND TECHNOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION

Original article

The use of edutainment technology as a means of improving the effectiveness of training in the discipline "Tactical and special training" in educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia

Alexander V. Mokh1, Leonid N. Tarabuyev2, Ekaterina A. Khokhlacheva3

1 St. Petersburg University of the Federal Penitentiary Service, St. Petersburg, Russia

2 Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service, Vologda, Russia, tarabuev@list.ru

1 mokh.4leks@yandex.ru

3 khokhlacheva-777@mail.ru

Abstract. Modern education faces the challenge of integrating technologies and methods to make the learning process more interactive and attractive for students. Within the framework of educational organizations of the Federal

© Мох А.В., Тарабуев Л.Н., Хохлачева Е.А., 2024

Penitentiary Service of Russia, where specialists are trained for the penal enforcement system, it is especially important to ensure effective training in the discipline "Tactical special training". This article provides examples of the use of interactive training simulators, game scenarios, virtual and augmented reality in teaching tactical skills and special training. It also provides an overview of research on the use of edutainment technology in the educational process and discusses the prospects for its use to improve the effectiveness of teaching in this special discipline.

Keywords: tactical and special training, training methods, edutainment, educational technologies, learning effectiveness, research, efficiency, knowledge acquisition

For citation: Mokh A.V., Tarabuyev L.N., Khokhlacheva E.A. The use of edutainment technology as a means of improving the effectiveness of training in the discipline "Tactical and special training" in educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(1):361 — 365. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-1-361-365. EDN: https://elibrary.ru/ZRJAKY.

В образовательных организациях Федеральной службы исполнения наказаний подготовка обучающихся к действиям при чрезвычайных обстоятельствах осуществляется в рамках дисциплины «Тактико-специальная подготовка» [1, с. 66]. В учебно-тематическом плане указанной дисциплины значительная часть занятий приходится на практические занятия, проводимые как аудиторно, так и с выездом на местность. Цель практических занятий состоит в уяснении, усвоении и закреплении обучающимися теоретических знаний, освоении навыков действий при возникновении чрезвычайных обстоятельств в различных элементах группировки сил и средств, действий в составе группы управления, а также оформления служебных документов в экстремальных условиях [1, с. 67].

На занятиях по тактико-специальной подготовке перед обучающимися ставится цель овладения знаниями, умениями и навыками, которые помогут им при выполнении профессиональных служебных задач, в том числе в условиях возникновения чрезвычайных обстоятельств [2, с. 173]. В связи с этим основными принципами при обучении на занятиях по тактико-специальной подготовке должны быть:

■ принцип научности — обучение только тому, что действительно понадобится в процессе профессиональной деятельности, и научность приобретаемых знаний;

■ принцип сознательности, активности и самостоятельности в обучении — каждый обучающийся должен понимать, для чего он проходит обучение по данной дисциплине;

■ принцип наглядности — заключается в том, что преподаватель создает у обучающихся ясные, конкретные представления об изучаемых тактических действиях в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств на объектах ФСИН России. Такие представления являются основой дальнейшего глубокого понимания учебного материала;

■ принцип систематичности и последовательности в обучении — каждый материал должен преподноситься постепенно, так как, не имея базовых знаний, обучающиеся не смогут усвоить более сложный материал и, соответственно, правильно применить в своей будущей служебной деятельности;

■ принцип доступности — объяснение материала должно быть преподнесено понятным языком, без использования неизученных терминов.

«Как показала практика, — пишет начальник отдела планирования и подготовки к действиям при чрезвычайных обстоятельствах управления охраны и конвоирования ФСИН России А.Е. Ордынцев, — даже при наличии самых совершенных планов и расчетов успешное выполнение решаемых задач при возникновении чрезвычайных обстоятельств невозможно без хорошей подготовки личного состава и, прежде всего, руководителей всех звеньев органов и подразделений уголовно-исполнительной системы» [3, с. 31].

В связи с этим особое внимание в обучении необходимо уделять новым подходам и методикам подготовки, кардинально менять подходы к проведению практических занятий. Преподавателям необходимо искать и использовать в своей деятельности оптимальные и целесообразные образовательные технологии. В контексте обучения по дисциплине «Тактико-специальная подготовка» педагогу важно не только передать теоретические знания, но и развить практические навыки и тактическое мышление обучающихся.

В связи с тем, что традиционные методы обучения в области тактико-специальной подготовки могут оказаться недостаточно эффективными для современных условий обучения, технология эдьютейнмент, сочетающая элементы обучения и развлечения, может принести значительные преимущества. Использование данной технологии в обучении основано на естественной потребности человека к развлечениям, так как это более интересный и увлекательный для него процесс, нежели банальное и скучное заучива-

ние материала, одновременно учиться и развлекаться приятнее и, соответственно, эффективнее. Применение этой технологии в учебном процессе по дисциплине «Тактико-специальная подготовка» может способствовать улучшению усвоения материала, повышению мотивации обучающихся, а также развитию оперативного мышления и принятия решений в условиях стресса, особенно в условиях чрезвычайных обстоятельств. Еще одним неоспоримым преимуществом использования технологии эдьютейнмент в обучении по дисциплине «Тактико-специальная подготовка» является то, что большая часть учебных занятий приходится на занятия семинарского (практического) типа и занятия с выездом на местность. Как правило, именно на таких занятиях обучающиеся работают в группах и оттачивают навыки тактических действий при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах. Поэтому использование элементов развлечения позволит повысить эффективность не только самих учебных занятий, но и всего процесса обучения.

Тем не менее, рассматриваемая технология пока не нашла широкого применения в практике преподавания в образовательных организациях ФСИН России, что говорит об актуальности ее рассмотрения.

При обучении по дисциплине «Тактико-специальная подготовка» можно определить несколько подходов к применению технологии эдь-ютейнмент на учебных занятиях:

■ изложение теоретического материала с использованием обширного количества аудиовизуальных средств;

■ продуманное и оптимальное соотношение между изложением теоретического материала и применяемыми аудиовизуальными средствами;

■ соединение развлекательного контента с целями будущей профессиональной деятельности обучающихся;

■ создание относительно неформальной обстановки и творческой атмосферы на учебных занятиях;

■ ведение диалога и дискуссии преподавателя с обучающимися в режиме «субъект — субъект», чтобы обучающиеся не чувствовали наличия контроля со стороны педагога;

■ постепенное внедрение и баланс между передачей необходимого объема знаний и развлечением с целью не допустить раздражения обучающихся от большого количества развлекательного компонента.

Образовательный процесс — это творческий процесс, в этой связи количество методик посто-

янно увеличивается, в том числе они могут изменяться, дополняться в зависимости от технического прогресса.

Среди разнообразных приемов и форм организации занятий с использованием технологии эдьютейнмент наибольший интерес у всех обучающихся вызывают развлекательные элементы. Примеры использования технологии эдьютейн-мент в обучении тактико-специальным навыкам могут включать в себя виртуальные тренировочные симуляторы, интерактивные кейсы, игровые сценарии для тренировок и т.д. Эти методы не только делают обучение более увлекательным, но и позволяют обучающимся лучше понимать и применять теоретические знания на практике.

В то же время отметим, что внедрение рассматриваемой технологии не должно рассматриваться как замена традиционных методов обучения, а скорее — всего как их дополнение. Только применение комбинированного подхода, объединяющего теоретические знания и практические тренировки с использованием современных технологий, будут способствовать полному и глубокому усвоению материала.

Рассмотрим некоторые примеры возможного использования технологии эдьютейнмент при обучении по дисциплине «Тактико-специальная подготовка».

Виртуальные тренировочные симуляторы. С использованием специализированных виртуальных симуляторов обучающиеся могут погрузиться в реалистичные ситуации и симуляции, которые имитируют различные чрезвычайные обстоятельства и тактические сценарии, типичные для учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Такие тренировочные симу-ляторы могут помочь обучающимся развить стратегическое мышление в принятии решений при чрезвычайных обстоятельствах и тимбилдинг.

Применение виртуальных тренировочных симуляторов позволяет обучающимся испытывать реалистичные ситуации без риска для их здоровья. Это особенно важно при проведении практических занятий по дисциплине «Тактико-специальная подготовка», где высока вероятность получения обучающимися травм при отработке тех или иных тактических действий в реальности.

Немаловажное значение при применении данного метода имеет возможность педагога проводить детальный анализ действий обучающегося во время симуляции и давать обратную связь на основе результатов тренировок, тем самым помогая обучающимся улучшать свои навыки и принимать более обоснованные решения.

Интерактивные кейсы и квесты. Создание интерактивных кейсов и квестов, где обучающиеся должны применять полученные знания и навыки для решения задач и преодоления препятствий, поможет им активно вовлекаться в учебный процесс. Правильно разработанные педагогом для использования на учебных занятиях упражнения смогут стимулировать обучающихся к самостоятельному мышлению, разовьют навыки командной работы, в том числе при принятии решений в условиях, имитирующих то или иное чрезвычайное обстоятельство.

Игровые сценарии для тренировок. Среди разнообразных приемов и форм организации занятий наибольший интерес у всех обучающихся вызывают игры или игровые ситуации. Игра является действенным инструментом в обучении, который активизирует мыслительную деятельность обучающихся, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, а также заставляет обучающихся волноваться и переживать.

Игра — это уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре.

По мнению психолога A.A. Леонтьева, мотивация, создаваемая игрой, или игровая мотивация, должна быть представлена в учебном процессе наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической мотивацией [4, с. 26]. Все это вместе взятое составляет мотивацию обучения. Д.Б. Эльконин считает, что игра выполняет четыре важнейшие для человека функции: средство развития мотивационно-потребностной сферы, средство познания, средство развития умственных идей и средство развития произвольного поведения [5, с. 78].

Проведение практических занятий по дисциплине «Тактико-специальная подготовка», особенно с выездом на местность, в игровой форме позволит обучающимся оттачивать полученные знания, умения и навыки в контролируемой педагогом среде, а также стимулировать их интерес. Именно игры позволяют стимулировать соревновательность, сотрудничество и активное участие обучающихся в процессе обучения.

Мультимедийные материалы. Основными преимуществами данного метода является возможность: изучения учебного материала в удобном для обучающихся темпе; повторять сложный или требующий повторения материал; использовать в любое удобное для обучающегося время, а также могут являться дополнительным инструментом для обучения на самоподготовке.

По мнению Л. Жун, использование в учебном процессе традиционных методов обучения совместно с применением многообразной медиа-информации позволяет формировать целостность учебного процесса и структуры обучения, а также достигать оптимального эффекта самого обучения [6, с. 160].

Мы солидарны с мнением Е.В. Ревиной, которая исходя из анализа научно-педагогической литературы приходит к выводу, что учебный материал намного лучше усваивается обучающимися, если он предъявляется аудитивно, визуально и моторно (с интервалами для записывания услышанного) [7, с. 171].

Виртуальные семинары и онлайн-дискуссии. Современные интернет-технологии позволяют обучающимся в полном объеме, нежели еще лет десять назад, использовать виртуальные семинары и онлайн-дискуссии. Указанные ресурсы позволяют онлайн обсуждать актуальные вопросы и случаи из практики деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, делясь своими мнениями и опытом с неограниченным количеством участников, что в свою очередь способствует развитию у обучающихся коммуникативных навыков и умения работать в коллективе.

Перечисленные примеры — лишь малая часть возможностей технологии эдьютейнмент, применение которых возможно в обучении по дисциплине «Тактико-специальная подготовка». В то же время необходимо отметить, что для успешной реализации программ обучения с использованием рассматриваемой методики обучения необходимо обеспечить обновление оборудования образовательных организаций ФСИН России, осуществить обучение или переподготовку преподавателей для использования технологии эдьютейнмент, а также обеспечить постоянное апробирование и совершенствование самих программ обучения по дисциплине «Тактико-специальная подготовка».

Таким образом, использование технологии эдьютейнмент в процессе обучения по дисциплине «Тактико-специальная подготовка» является необходимым шагом в современном образовании, который позволит повысить эффективность как самого процесса обучения и усвоения материала обучающимися, так и будет являться гарантом подготовки высококвалифицированных кадров для пенитенциарного ведомства.

Изложенные в настоящем исследовании доводы не претендуют на полноту и бесспорность, но могут быть восприняты в практике преподавания, а также для дальнейших теоретических исследований вопросов совершенствования профессионально-прикладной подготовки обучающихся.

Список источников

1. Хомяков О.В., Тарабуев Л.Н. К вопросу о некоторых аспектах методики подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы к действиям в условиях чрезвычайных обстоятельств / / Профессиональное юридическое образование и наука. 2022. № 1 (5). С. 66—71.

2. Селиванов С.Д., Корчагин А.В. Совершенствование тактических навыков применения специальных средств на занятиях по тактико-специальной подготовке в образовательных организациях МВД России / / Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. 2016. № 1-3. С. 172—176.

3. Ордынцев А.Е. О подготовке к действиям при чрезвычайных обстоятельствах // Преступление и наказание. 2020. № 12. С. 30—32.

4. Леонтьев АА. Психологические предпосылки раннего овладения иностранным языком // Иностранные языки в школе. 1985. № 5. С. 24—29.

5. Эльконин Д.Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. 287 с.

6. Лю Жун. Применение мультимедийных технологий в преподавании истории // Проблемы современного образования. 2019. № 1. С. 159—166.

7. Ревина Е.В. Использование аудиовизуальных средств как один из способов интенсификации процесса обучения // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014. № 3 (23). С. 170—174.

References

1. Khomyakov O.V., Tarabuyev L.N. On the question of some aspects of the methodology of training employees of the penal enforcement system to act in emergency situations / / Professional legal education and science. 2022. No. 1 (5). pp. 66—71.

2. Selivanov S.D., Korchagin A.V. Improving tactical skills in the use of special means in classes on tactical and special training in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia / / Public safety, legality and law and order in the III millennium. 2016. No. 1-3. pp. 172—176.

3. Ordyntsev A.E. On preparation for actions in emergency circumstances / / Crime and punishment. 2020. No. 12. pp. 30—32.

4. Leontiev AA. Psychological prerequisites for early mastery of a foreign language / / Foreign languages at school. 1985. No. 5. pp. 24—29.

5. Elkonin D.B. Questions of psychology of educational activity of younger schoolchildren. M.: Publishing House of the APN of the RSFSR, 1962. 287 p.

6. Liu Rong. The use of multimedia technologies in teaching history // Problems of modern education. 2019. No. 1. pp. 159—166.

7. Revina E.V. The use of audiovisual means as one of the ways to intensify the learning process // Bulletin of the Samara State Technical University. Series: Psychological and pedagogical sciences. 2014. No. 3 (23). pp. 170—174.

Информация об авторах

А.В. Мох — преподаватель кафедры физической, огневой и тактико-специальной подготовки юридического факультета Санкт-Петербургского университета Федеральной службы исполнения наказаний;

Л.Н. Тарабуев — доцент кафедры огневой и тактико-специальной подготовки инженерно-экономического факультета Вологодского института права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний, кандидат юридических наук;

Е.А. Хохлачева — преподаватель кафедры физической, огневой и тактико-специальной подготовки юридического факультета Санкт-Петербургского университета Федеральной службы исполнения наказаний.

Information about the authors A.V. Mokh — Lecturer at the Department of Physical, Fire and Tactical Special Training of the Faculty of Law of the St. Petersburg University of the Federal Penitentiary Service;

L.N. Tarabuyev — Associate Professor of the Department of Fire and Tactical Special Training of the Faculty of Engineering and Economics of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service, Candidate of Law;

E.A. Khokhlacheva — Lecturer at the Department of Physical, Fire and Tactical Special Training of the Faculty of Law of the St. Petersburg University of the Federal Penitentiary Service.

Сведения о вкладе каждого автора Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 29.01.2023; одобрена после рецензирования 19.02.2024; принята к публикации 19.03.2024. The article was submitted to the editorial office 29.01.2023; approved after review 19.02.2024; accepted for publication 19.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.