Научная статья на тему 'Использование дистанционных образовательных технологий при подготовке кадров в образовательных организациях высшего образования'

Использование дистанционных образовательных технологий при подготовке кадров в образовательных организациях высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное образование / образовательные технологии / высшее образование / подготовка кадров / онлайн-курсы / вебинары / электронные учебники / социальные сети / эффективность / организация / поддержка / distance education / educational technologies / higher education / personnel training / online courses / webinars / electronic textbooks / social networks / efficiency / organization / support

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юрий Львович Рысев, Леонид Николаевич Тарабуев

Рассматривается применение дистанционных образовательных технологий в процессе подготовки кадров в образовательных организациях высшего образования. Выделяются проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели и студенты при использовании таких технологий, а также предлагают пути их решения. Рассматриваются различные формы дистанционного обучения, такие как онлайн-курсы, вебинары, электронные учебники, а также социальные сети и другие интерактивные инструменты. Делается вывод о том, что использование дистанционных образовательных технологий может значительно повысить эффективность подготовки кадров в высшей школе, если будут учтены особенности такого обучения и приняты соответствующие меры по его организации и поддержке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юрий Львович Рысев, Леонид Николаевич Тарабуев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of distance learning technologies in the training of personnel in educational institutions of higher education

This article examines the use of distance learning technologies in the process of personnel training in educational institutions of higher education. The authors highlight the problems faced by teachers and students when using such technologies, and also suggest ways to solve them. The article discusses various forms of distance learning, such as online courses, webinars, electronic textbooks, as well as social networks and other interactive tools. The authors conclude that the use of distance learning technologies can significantly improve the effectiveness of personnel training in higher education, if the specifics of such training are taken into account and appropriate measures are taken to organize and support it.

Текст научной работы на тему «Использование дистанционных образовательных технологий при подготовке кадров в образовательных организациях высшего образования»

Научная статья

УДК 378.147; ББК 74.48

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-4-169-171 EDN: https://elibrary.ru/ZFJIJY

NIION: 2018-0077-4/23-410 MOSURED: 77/27-024-2023-04-609

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования

Использование дистанционных образовательных технологий при подготовке кадров в образовательных организациях

высшего образования

Юрий Львович Рысев1, Леонид Николаевич Тарабуев2

1 Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, Санкт-Петербург, Россия, krasnydoker@mai.ru

2 Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний, Вологда, Россия, tarabuev@list.ru

Аннотация. Рассматривается применение дистанционных образовательных технологий в процессе подготовки кадров в образовательных организациях высшего образования. Выделяются проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели и студенты при использовании таких технологий, а также предлагают пути их решения. Рассматриваются различные формы дистанционного обучения, такие как онлайн-курсы, вебинары, электронные учебники, а также социальные сети и другие интерактивные инструменты. Делается вывод о том, что использование дистанционных образовательных технологий может значительно повысить эффективность подготовки кадров в высшей школе, если будут учтены особенности такого обучения и приняты соответствующие меры по его организации и поддержке.

Ключевые слова: дистанционное образование, образовательные технологии, высшее образование, подготовка кадров, онлайн-курсы, вебинары, электронные учебники, социальные сети, эффективность, организация, поддержка Для цитирования: Рысев Ю. Л., Тарабуев Л. Н. Использование дистанционных образовательных технологий при подготовке кадров в образовательных организациях высшего образования II Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 4. С. 169-171. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-4-169-171. EDN: ZFJIJY.

Original article

The use of distance learning technologies in the training of personnel in educational institutions of higher education

Yuri L. Rysev1, Leonid N. Tarabuev2

1 St. Petersburg named after VB. Bobkova branch of the Russian Customs Academy, St. Petersburg, Russia, krasnydoker@mai.ru

2 Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service, Vologda, Russia, tarabuev@list.ru

Abstract. This article examines the use of distance learning technologies in the process of personnel training in educational institutions of higher education. The authors highlight the problems faced by teachers and students when using such technologies, and also suggest ways to solve them. The article discusses various forms of distance learning, such as online courses, webinars, electronic textbooks, as well as social networks and other interactive tools. The authors conclude that the use of distance learning technologies can significantly improve the effectiveness of personnel training in higher education, if the specifics of such training are taken into account and appropriate measures are taken to organize and support it.

Keywords: distance education, educational technologies, higher education, personnel training, online courses, webinars, electronic textbooks, social networks, efficiency, organization, support

For citation: Rysev Yu. L., Tarabuev L. N. The use of distance learning technologies in the training of personnel in educational institutions of higher education II Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(4):169-171. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-4-169-171. EDN: ZFJIJY.

С появлением Интернета и развитием технологий, дистанционное образование стало все более популярным. Дистанционные образовательные технологии

предоставляют уникальную возможность получения образования на расстоянии, что делает его доступным для людей в любой точке мира.

© Рысев Ю. Л., Тарабуев Л. Н., 2023

№4 / 2023 PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS IN OFFICIAL ACTIVITY

Применение данных технологии предоставляет гибкость в выборе времени и места занятий, что позволяет обучающимся учиться в удобном для них режиме, а также сочетать учебу с работой или другими занятиями [3, с. 95]. Они могут выбирать, какой материал изучать и в какое время, что позволяет повышать эффективность обучения и сохранять интерес к учебному процессу. Кроме того, позволяет получить образование людям, которые не имеют возможности учиться в образовательных организация высшего образования из-за финансовых, медицинских, географических и иных причин. Таким образом, это делает образование более доступным для всех. Более того, дистанционное обучение также позволяет экономить время и деньги на коммуникации с преподавателями и оплате аренды помещений. Дистанционные образовательные технологии увеличивают эффективность обучения и качество образования и оказывают помощь обучающимся в усвоении материала [2, с. 377].

Формы дистанционного обучения могут быть различными, и выбор конкретной формы зависит от целей обучения, специфики курса, а также возможностей обучающихся. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Онлайн-курсы - это одна из наиболее распространенных форм дистанционного обучения. Обучающемуся предоставляется доступ к специально созданной платформе, где он может изучать материал самостоятельно или взаимодействовать с преподавателем через форумы и чаты.

Вебинары - это интерактивный видеоурок, который проводится преподавателем в режиме реального времени. Обучающимся предоставляются ссылки для подключения к вебинару, где они могут задавать вопросы и общаться с преподавателем и другими участниками.

Мобильное обучение - это форма дистанционного обучения, которая осуществляется через мобильные устройства. В качестве материалов могут использоваться видео, аудио, текстовые материалы и веб-страницы, которые студент может изучать в любое время и в любом месте.

Дистанционное обучение через видеоконференцию - это форма обучения, при которой преподавателю и обучающемуся не нужно физически находиться в одном месте, что позволяет педагогу и обучающимся находиться в разных частях города, страны или даже мира и все же иметь возможность обмениваться знаниями и опытом [5, с. 7]. Вместо этого они могут взаимодействовать друг с другом через специальное программное обеспечение для видеоконференций.

Разработка обучающих материалов - это форма дистанционного обучения, при которой преподаватель создает курсы и обучающие материалы для студентов. Это может быть как текстовый материал, так и видеоуроки, тесты и другие элементы.

Смешанное обучение - это форма обучения, которая сочетает в себе элементы традиционного и дистанционного обучения. Например, обучающиеся частично занимаются на онлайн-платформе, а частично посещают лекции в учебных заведениях.

Один из главных принципов использования социальных сетей в обучении - это создание сообщества

учащихся. Социальные сети позволяют обучающимся общаться между собой, делиться информацией и опытом. Это особенно важно для онлайн-курсов, где личная коммуникация между обучающимися может быть ограничена. Создание группы в социальной сети позволяет обучающимся задавать вопросы друг другу, делиться материалами и получать обратную связь от преподавателей. Кроме того, социальные сети позволяют обучающимся демонстрировать свои достижения, что может быть мотивацией для других.

В социальных сетях также можно создавать тесты и опросы, которые помогут проверить знания обучающихся. Они могут быть использованы как самостоятельный инструмент для проверки знаний, так и как дополнение к основному учебному материалу.

Использование интерактивных инструментов в обучении наиболее ярко представлено созданием цифровых учебников. Цифровой учебник может содержать множество интерактивных элементов, таких как видеоуроки, аудиофайлы, тесты и задания. Эти элементы помогают обучающимся лучше понимать материал и закреплять знания.

Однако, несмотря на все преимущества, дистанционное обучение имеет свои недостатки.

Так, при использовании дистанционных образовательных технологий, у преподавателя отсутствует возможность контроля над процессом обучения. В классической аудитории преподаватель может контролировать внимание обучающихся и убеждаться в том, что они занимаются заданием. В случае же дистанционного обучения преподаватель не всегда может быть уверен в том, что обучающиеся действительно выполняют задания, а не просто отвлекаются на другие дела.

Кроме того, преподаватели могут столкнуться с проблемой неэффективной коммуникации с обучающимися [1, с. 48]. В классической аудитории преподаватель может объяснить материал и ответить на вопросы непосредственно, что является более эффективным способом общения, чем написание сообщений в чате.

Для обучающихся важным недостатком обучения с использованием дистанционных образовательных технологий является отсутствие мотивации с их стороны. В классической аудитории они могут получать мгновенную обратную связь от преподавателя и своих товарищей, что может мотивировать их на учебу. В случае же дистанционного обучения обучающиеся могут чувствовать себя изолированными и не получать достаточно обратной связи, что может уменьшить их мотивацию. Кроме того, они могут испытывать проблемы с организацией своего времени. В классической аудитории у них есть жесткий график занятий, который помогает им организовать свое время. В случае же дистанционного обучения они должны уметь организовать свое время самостоятельно, что может быть трудно для некоторых из них.

Немаловажное значение при использовании дистанционных образовательных технологий принадлежит качеству интернет-соединения и технической поддержки. Наличие технических проблем может привести к задержкам в учебном процессе и создать дополнительные проблемы.

170

PEDAGOGICAL SCIENCES

Для решения обозначенных проблем преподавателю необходимо использовать различные технологии, которые позволят контролировать процесс обучения [4, с. 270]. Например, можно использовать программы для отслеживания активности обучающихся на компьютере, которые будут оповещать преподавателя в случае, если последний перестал заниматься заданием.

Кроме того, для решения проблемы неэффективной коммуникации, необходимо использовать различные средства коммуникации, такие как видеоконференции или онлайн-чаты. Такой подход позволит преподавателю объяснить материал и ответить на вопросы обучающихся непосредственно, что является более эффективным способом общения.

Для создания более мотивирующей среды обучения можно использовать различные технологии, которые позволят им получать быструю обратную связь от преподавателей и своих товарищей. Например, можно создавать форумы или группы в социальных сетях, где обучающиеся смогут обсуждать материалы и задания.

Кроме того, для решения проблемы организации времени, необходимо предоставить обучающимся достаточно информации о том, как им нужно организовывать свое время. Например, можно давать им конкретные сроки для выполнения заданий и напоминать о них заранее. Также можно создать онлайн-календарь занятий, который будет подсказывать, когда им нужно выполнять задания и учиться.

Таким образом, дистанционное обучение - это новый вызов для преподавателей и студентов. Однако, чтобы успешно использовать эту технологию, необходимо учитывать проблемы, с которыми они сталкиваются, и находить эффективные пути их решения. Только так можно создать эффективную и мотивирующую среду для обучения, которая будет способствовать развитию обучающихся и повышению качества образования.

Библиографический список

1. Губанова, Е. В. Дистанционное обучение как инновация в образовательных технологиях /Е.В. Губано-

ва, О. М. Орловцева, Ю. А. Рябая // Калужский экономический вестник. 2021. № 2. С. 46-51.

2. Кужевская, Е. Б. Применение дистанционных технологий обучения в современном образовательном процессе: за и против / Е. Б. Кужевская, Е. И. Смык // Вестник экономической безопасности. 2019. № 3. С. 376-378.

3. Девтерова, 3. Р. Образовательные технологии открытого дистанционного обучения / 3. Р. Девтерова // Новые технологии. 2010. № 1. С. 94-95.

4. Тарасова, Т. М. Практика внедрения современных образовательных технологий в условиях дистанционного обучения в вузе / Т. М. Тарасова // Наука и образование транспорту. 2020. №1.С. 268-272.

5. Кобелева, Г. А. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий / Г. А. Кобелева, Н. В. Соколова // Образование в Кировской области.

2020. № 1(53). С. 4-9.

Bibliographic list

1. Gubanova, Е. V. Distance learning as an innovation in educational technologies / E. V Gubanova, О. M. Or-lovtseva, Yu. A. Ryabaya // Kaluga Economic Bulletin.

2021. No. 2. P. 46-51.

2. Kuzhevskaya, E. B. Application of distance learning technologies in the modern educational process: pros and cons / E. B. Kuzhevskaya, E. I. Smyk // Bulletin of Economic Security. 2019. No. 3. P. 376-378.

3. Devterova, Z. R. Educational technologies of open distance learning / Z. R. Devterova // New technologies. 2010. No. 1. P. 94-95.

4. Tarasova, Т. M. Practice of introducing modern educational technologies in the conditions of distance learning at a university / Т. M. Tarasova // Science and education of transport. 2020. No. 1. P. 268-272.

5. Kobeleva, G. A. Implementation of educational programs using electronic learning and distance learning technologies / G. A. Kobeleva, N. V Sokolova // Education in the Kirov region. 2020. No. 1(53). P. 4-9.

Информация об авторах

Ю. Л. Рысев - старший преподаватель кафедры физической подготовки;

Л. Н. Тарабуев - доцент кафедры боевой и тактико-специальной подготовки инженерно-экономического факультета, кандидат юридических наук.

Information about the authors

Yu. L. Rysev - senior lecturer of the department of physical training;

L. N. Tarabuev - Associate Professor of the Department of Combat and Tactical-Special Training of the Faculty of Engineering and Economics, Candidate ofLegal Sciences.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 04.05.2023; одобрена после рецензирования 12.12.2023; принята к публикации 25.12.2023.

The article was submitted 04.05.2023; approved afterreviewing 12.12.2023; acceptedforpublication 25.12.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.