Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ'

ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веденеева Е. В.

Статья посвящена проблемам дистанционного обучения. В статье рассматриваются вопросы, отражающие особенности обучения иностранных студентов русскому языку, в том числе с учетом особенности организации учебного процесса в дистанционной форме. Рассматривается специфика дистанционной формы обучения в медицинском вузе. Дается характеристика применяемых методов русского как иностранного как в традиционной форме, так и формате электронного обучения, включая как преимущества, так и недостатки данного вида обучающей деятельности. Рассматриваются виды электронных платформ и интернет-систем для осуществления дистанционного обучения. Приводятся предложения по улучшению форм дистанционного образования. Подчеркивается, что использование вузом электронного обучения и дистанционных образовательных технологий существенно расширяет диапазон форм, методов, приемов учебно-воспитательной работы в рамках преподавания иностранного языка и создания дополнительной мотивации для обучающихся, позволяет комплексно реализовывать междисциплинарный подход, повышает объективность контроля успеваемости и качества подготовки обучающихся, позволяет оптимизировать все виды деятельности в условиях вуза. Намечаются перспективы дальнейшего исследования рассматриваемой проблемы через выявление специфики применения дистанционных образовательных технологий по актуальным направлениям. Также представлена апробированная и обоснованная методика работы на практических занятиях по иностранному языку с иностранными студентами медицинского вуза с учетом специфики неязыкового высшего учебного заведения. Намечаются перспективы дальнейшего исследования рассматриваемой проблемы через выявление специфики применения дистанционных образовательных технологий по актуальным направлениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Веденеева Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF REMOTE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES PROBLEMS IN THE PROCESS OF LEARNING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

The article is devoted to the problems of distance learning. The article discusses issues that reflect the peculiarities of teaching Russian language to foreign students, including taking into account the peculiarities of the organization of the educational process in a distance form. The specificity of distance learning at a medical university is considered. The characteristics of the applied methods of Russian as a foreign language both in the traditional form and in the format of e-learning are given, including both the advantages and disadvantages of this type of learning activity. The types of electronic platforms and Internet systems for the implementation of distance learning are considered. Suggestions for improving the forms of distance education are given. It is emphasized that the use of e-learning and distance learning technologies by the university significantly expands the range of forms, methods, methods of teaching and educational work in the framework of teaching a foreign language and creating additional motivation for students, makes it possible to comprehensively implement an interdisciplinary approach, increases the objectivity of monitoring the progress and quality of training of students, allows you to optimize all types of activities in a university environment. Prospects for further research of the problem under consideration through the identification of the specifics of the use of distance educational technologies in relevant areas are outlined.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ»

УДК 372.881.161.1:378 10.36622/AQMPJ.2021.59.87.010

Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского преподаватель кафедры русского и латинского языков Веденеева Е.В.

Россия, г. Саратов, тел +79047040260 e-mail: e.vedeneeva2010@yandex. ru

Е.В.

Saratov State Medical University named after V. I. Razumovsky

Lecturer at the Department of Russian and Latin Languages Vedeneeva E.V.

Russia, Saratov, tel. +79047040260 e-mail: [email protected]

Веденеева

ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

Статья посвящена проблемам дистанционного обучения. В статье рассматриваются вопросы, отражающие особенности обучения иностранных студентов русскому языку, в том числе с учетом особенности организации учебного процесса в дистанционной форме. Рассматривается специфика дистанционной формы обучения в медицинском вузе. Дается характеристика применяемых методов русского как иностранного как в традиционной форме, так и формате электронного обучения, включая как преимущества, так и недостатки данного вида обучающей деятельности. Рассматриваются виды электронных платформ и интернет-систем для осуществления дистанционного обучения. Приводятся предложения по улучшению форм дистанционного образования. Подчеркивается, что использование вузом электронного обучения и дистанционных образовательных технологий существенно расширяет диапазон форм, методов, приемов учебно -воспитательной работы в рамках преподавания иностранного языка и создания дополнительной мотивации для обучающихся, позволяет комплексно реализовывать междисциплинарный подход, повышает объективность контроля успеваемости и качества подготовки обучающихся, позволяет оптимизировать все виды деятельности в условиях вуза. Намечаются перспективы дальнейшего исследования рассматриваемой проблемы через выявление специфики применения дистанционных образовательных технологий по актуальным направлениям. Также представлена апробированная и обоснованная методика работы на практических занятиях по иностранному языку с иностранными студентами медицинского вуза с учетом специфики неязыкового высшего учебного заведения. Намечаются перспективы дальнейшего исследования рассматриваемой проблемы через выявление специфики применения дистанционных образовательных технологий по актуальным направлениям.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, межнациональная коммуникация, профессиональная подготовка, дистанционное обучение, речевая деятельность.

E.V. Vedeneeva

APPLICATION OF REMOTE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES PROBLEMS IN THE PROCESS OF LEARNING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

The article is devoted to the problems of distance learning. The article discusses issues that reflect the peculiarities of teaching Russian language to foreign students, including taking into account the peculiarities of the organization of the educational process in a distance form. The specificity of distance learning at a medical university is considered. The characteristics of the applied methods of Russian as a foreign language both in the traditional form and in the format of e-learning are given, including both the advantages and disadvantages of this type of learning activity. The types of electronic platforms and Internet systems for the implementation of distance learning are considered. Suggestions for improving the forms of distance education are given. It is emphasized that the use of e-learning and distance learning technologies by the university significantly expands the range of forms, methods, methods of teaching and educational work in the framework of teaching a foreign language and creating additional motivation for students, makes it possible to comprehensively implement an interdisciplinary approach, increases the objectivity of monitoring the progress and quality of training of students, allows you to optimize all types of activities in a university environment. Prospects for further research of the problem under consideration through the identification of the specifics of the use of distance ed-

© Веденеева Е.В., 2021

ucational technologies in relevant areas are outlined.

Key words: Russian as a foreign language; interethnic communication; professional training; distance learning; speech activity.

Обучение иностранных студентов русскому языку в Саратовском государственном медицинском университете имени В.И. Разумовского берет своё начало с 1992 года, с тех пор был накоплен значительный опыт по методике обучения русскому языку. Первоначально методики преподавания русского языка как иностранного начинали активно развиваться с середины XX века, после того, как в 1954 г. при МГУ им. М.В. Ломоносова был открыт подготовительный факультет для вновь прибывших иностранных студентов, которые изучали русский язык, прежде чем поступить на первый курс.

Следует отметить, что для иностранных учащихся русский язык — это не только инструмент получения высшего образования и избранной специальности, но и способ эффективной коммуникации на бытовом уровне, поэтому в центре внимания преподавателей-практиков и методистов оказались в первую очередь рецептивные и репродуктивные виды речи.

Первоначально используемые в обучении методики базировались либо на запоминании ряда фраз в результате многократного их повторения, и обучение по этому методу считалось аналогичным процессу овладения родным языком, либо путем сопоставления русского и родного языка и по большей части использовался при обучении студентов, говорящих на близкородственных языках [1]. Современную методику преподавания русского я\зыка как иностранного характеризует акселерация, т.е. ускорение темпов обучения, стремление к большой оптимизации, интенсификации учебного процесса [3]. Современные подходы к обучению речевой деятельности подразумевают применение различных методов и средств, в том числе, использования технических средств и мультимедийных технологий. А распространившийся дистанционный формат обучения поспособствовал возрастанию интереса к использованию видеоматериалов и медиа-учебников.

Как справедливо указывает в своих исследованиях Попов Ю.Н., для того, чтобы учащиеся действительно овладели речью на иностранном языке необходимо, чтобы весь учебный процесс был направлен напрактическое владение речевыми навыками комплексно и концентрически. Комплексность состоит в использовании взаимосвязанных и дополняющих друг друга разнообразных источников информации (аудиальных, визуальных, аудио-визуальных), а также разнообразных приемов обучения. Концентричность заключается в необходимости интенсивно повторять усваиваемые единицы речевого материала в новых связях и ситуациях [2]. При концентрическом построении учебного процесса знания, расширяясь от темы к теме дают возможность повторять усвоенный ранее материал в новых, разнообразных и все более сложных комбинациях.

Обучение в дистанционном формате делает образовательный процесс более доступным, несмотря на ограничение межнационального сообщения, однако имеет ряд особенностей, так как предполагает обязательную компьютерную грамотность как со стороны учащихся, как и со стороны преподавателя, наличие современных технических средств связи и стабильного интернет-соединения, позволяющего беспрепятственно осуществлять обучение в онлайн-формате [4].

Необходимо отметить, что дистанционные образовательные технологии предполагают применение актуальных информационных, телекоммуникационных и педагогических достижений, необходимых для оптимизации опосредованного взаимодействия обучающегося и преподавателя, а также являются средством дистанционного обучения [5].

Безусловно, дистанционный формат обучения как инновационный вид работы имеет и положительные, и отрицательные стороны. При анализе достоинств дистанционного метода обучения следует отметить его мобильность, универсальность, возможность обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья, возможность выбора курсов из любых университетов мира и создание «своей» дополнительной программы обучения, в том числе, обучение иностранных студентов без выезда из своей страны, возможность многократного просмотра лекций и вебинаров, в будущем создание «всемирного» онлайн-университета.

К недостаткам относятся отсутствие непосредственного общения между преподавателем и студентом, разные часовые пояса, загруженность студентов увеличенными домашними заданиями, необходимость иметь компьютер/ноутбук и скоростной Интернет без помех.

Обучая языку в дистанционном формате, преподаватель, помимо ознакомления с грамматикой и лексикой, должен добиться понимания и умения от слушателей, постараться максимально уменьшить трудности в восприятии иностранного (русского) языка. К положительному результату приво-

дит не только способность преподавателя обучить, и непосредственной желание учащегося выучить язык, начать общаться на нем, но и наличие необходимых средств обучения, т.е. учебников, учебных пособий, интернета.

Основными положительными сторонами дистанционного формата обучения можно выделить в первую очередь, доступность для широкого круга лиц, активное использование интерактивных средств обучения, в результате чего расширяются возможности учебной работы, экономичность за счет внеаудиторного обучения.

Неотъемлемой частью процесса обучения русскому языку как иностранному является аудирование как рецептивный вид речевой деятельности, так смысловое восприятие устного сообщения. Основным материалом для аудирования выступают тексты диалогового характера с медицинской направленностью, адаптированные для восприятия иностранцами. Сложность подбора и составления таких текстов связана с несоответствием уровня сложности их грамматической и лексической составляющих уровню лингвистических знаний студентов.

В настоящее время от преподавателя требуется дополнительная подготовка как с учетом специфики преподавания в медицинском вузе, так и применительно к дистанционному формату.

Важным элементом является объяснение преподавателя, а также задания, позволяющие закрепить и активизировать усвоенный материал. Кроме того, предлагаемый материал должен соответствовать опыту и интересам студентов и быть сопоставимым с их опытом как представителей иной культуры.

В процессе преподавания в дистанционном формате могут возникать трудности в виде сложности восприятия учащимися звуков, так как цифровая передача не всегда обеспечивает донесение до слушателя качественной фонетики. Поэтому в процессе обучения зачастую приходится увеличивать количество устных повторений. В связи с этим для решения подобных трудностей целесообразным является использование интерактивных методов, например применение аудио-презентаций, содержащих визуальное представление информации совместно со звуковой интерпретацией.

Для отработки навыка говорения и аудирования при проведении занятий в дистанционной форме можно использовать разные интернет-платформы: Zoom, Skype, Google Meet, Proficonf, Mind и т.д.

На кафедре русского и латинского языков СГМУ имени В.И. Разумовского наиболее активно используется платформа Zoom, так как предоставляет широкие возможности в организации видеоурока, позволяя видеть студента (организатор имеет возможность включать видео у слушателя), использовать «виртуальную» доску, демонстрировать экран ноутбука преподавателя, отправлять файлы студентам, организовывать чаты студентов. На данной платформе проводятся «аудиторные» занятия, включающие такие методы работы, как опрос, монологическое высказывание, беседа. Во время онлайн-урока студенты имеют возможность задавать вопросы преподавателю напрямую.

Применяемая для отрабатывания у студентов письменных и грамматических навыков платформа Google classroom позволяет преподавателю сформировать необходимый объём письменных заданий, возможность создания тестов и опросов для закрепления пройденной темы. Результаты выполнения самостоятельной работы также обсуждаются с преподавателем в рамках вебинара. При проверке письменных заданий существенно возрастают временные затраты по сравнению с традиционным видом проверки. Сложность при использовании дистанционного формата может возникнуть при перебоях с загрузкой письменных заданий, так как требует большего объёма оперативной памяти компьютера. Кроме того, в процессе применения дистанционной формы обучения обнаружилось существенное снижение мотивации к обучению у некоторых студентов, внешне замаскированное под имеющиеся технические проблемы со связью, как, например, самовольный выход из видеоконференции и последующим отключением.

Помимо этого применение учебников и пособий в традиционном печатном формате при подобной схеме обучения оказалось неудобным. В связи с этим медиа-учебники и отдельные электронные файлы с заданиями показали большую эффективность при подобной форме обучения.

Наряду с вышеназванными платформами университет активно использует систему «Moodle» и образовательный портал. На данной платформе размещены для каждого курса электронные образовательные ресурсы, такие как тесты итогового и промежуточного контроля, необходимый перечень электронных учебников и обучающих пособий, а также возможности контроля посещаемости студентами вебинаров и конференций.

Для повышения мотивации студентов рекомендуется организация университетом балльно-рейтинговой системы. Студент должен знать, что для допуска к зачету или экзамену он должен заработать минимальное количество баллов, которые будут складываться из посещения занятий,

выполнения домашних заданий, подготовки докладов и т. п., т. е. каждый вид деятельности студента должен быть оценен. Учащийся понимает, что для получения отличной оценки ему необходимо посещение всех занятий курса.

Основными предложениями в рамках расширения онлайн - образования могут стать необходимость записать лекции и открыть к ним доступ, чтобы студенты могли заранее подготовиться к онлайн-занятию, появление консультационные часы, на которых студенты могут задать вопросы по материалу текущего и итогового контроля, разработка университетом личные кабинеты студента и преподавателя, в которых обязательно будут электронные журналы и чат между преподавателем и студентом, а также не допускать перевода абсолютно всех предметов в формат онлайн-обучения. ответственно, онлайн-обучение предполагает повышения уровня технических знаний преподавателей, модификации учебных программ, а также оснащения университетов современными средствами для дистанционного обучения, подключения IT-специалистов для создания электронных курсов, журналов, ведомостей и идентификации студента.

В заключение следует отметить, что не заменяющее на 100% традиционную форму дистанционное является неотъемлемой частью образования XXI века, а применение дистанционных формата обучения в настоящее время актуально, что напрямую связано как с широким развитием технологий в мире, так и эпидемиологической ситуацией.

По мнению большинства обучающихся, онлайн-обучение не способно восполнить «живое» общение с преподавателем, потому что в нем нет академической среды, кроме того, оно не может заменить дружеское общение между студентами, поэтому его функция прикладная - дополнить и расширить возможности классического университетского обучения. При обучении иностранному языку крайне важно непосредственное взаимодействие студентов как с педагогом, так и между собой. Удаленная коммуникация также возможна как временное явление. При общении на иностранном языке важно не допускать психологических барьеров, чему, безусловно, способствует традиционная форма обучения.

Список литературы

1. Балыхина Т.М.Методика преподавания русского языка как неродного (нового): Учебное пособие для преподавателей и студентов. - М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2007.- 185 с.

2. Попов Ю.Н. Психологические основы преподавания грамматики русского языка в иностранной (индийской) аудитории // дисс..на соискание уч. ст. д.ф.н., 1990. - 259 с.

3. Маркова Ирина Николаевна Интерактивные методы обучения русскому языку иностранных студентов // Новые технологии. 2006. №1. URL: https://cyberlenmka.m/artide/n/mteraktivnye-metody-obucheniya-russkomu-yazyku-inostrannyh-studentov [29.06.2021].

4. Владимирова Л.П. Дистанционное обучение иностранным языкам: специфика и перспективы // Иностранные языки в высшей школе. - 2014. - № 2 (29). - С. 68-72.

5. Пашута В.Л., Никольская А.С., Яковлева Е.О. Актуальность применения дистанционных образовательных технологий в процессе обучения иностранному языку в современном военном вузе // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2020. - № 4. - С. 19-22.

Reference

1. Balykhina TM Methods of teaching Russian as a non-native (new) language: a textbook for teachers and students. -M .: Publishing house of the Peoples' Friendship University of Russia, 2007.- 185 p.

2. Popov Yu.N. Psychological foundations of teaching Russian grammar in a foreign (Indian) audience // dissertation for the study Art. Doctor of Philosophy, 1990 .-- 259 p.

3. Markova Irina Nikolaevna Interactive methods of teaching Russian to foreign students // New technologies. 2006. No. 1. URL: https://cyberleninka.m/article/n/interaktivnye-metody-obucheniya-russkomu-yazyku-inostrannyh-studentov.[29.06.2021].

4. Vladimirova L.P. Distance learning foreign languages: specificity and prospects // Foreign languages in higher education. - 2014. - No. 2 (29). - S. 68-72.

5. Pashuta V.L., Nikolskaya A.S., Yakovleva E.O. The relevance of the use of distance educational technologies in the process of teaching a foreign language in a modern military university // Actual problems of physical and special training of power structures. - 2020. - No. 4. - P. 19-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.