Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ В ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ УНИВЕРСИТЕТА'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ В ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / TRAINING METHODS / PROFESSIONAL TRAINING / ADDITIONAL EDUCATION / DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES / E-LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лейфа А.В., Бодруг Н.С., Скрипко О.В.

В статье рассмотрен вопрос применения педагогических методов обучения при профессиональной подготовке инженерных кадров в электронной образовательной среде университета в дополнительном профессиональном образовании. Проведен анализ существующих на сегодняшний день классификаций методов обучения, выделены традиционные методы обучения и инновационные методы организации обучения. На примере раскрыта возможность применения различных методов обучения при профессиональной подготовке инженерных кадров в электронной образовательной среде университета и соответствующих им методов организации обучения. Для профессиональной подготовки инженерных кадров в электронной образовательной среде возможно применение общедидактических методов обучения, но обязательным условием является использование инновационных методов обучения. В статье даны частные характеристики использования данных методов обучения применительно к изучению электротехнических дисциплин в рамках освоения программ профессиональной подготовки инженерных кадров «Системы автоматизации и управления в нефтяной и газовой промышленности», «Системы автоматизации и управления в энергетике» реализуемых в Амурском государственном университете. Проведенные исследования позволили систематизировать педагогические методы обучения, методы организации обучения, используемые при профессиональной подготовке инженерных кадров в электронной образовательной среде университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лейфа А.В., Бодруг Н.С., Скрипко О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL METHODS OF EDUCATION IN PROFESSIONAL TRAINING OF ENGINEERING PERSONNEL IN THE ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

The article considers the application of pedagogical methods of teaching in vocational training of engineering personnel in the electronic educational environment of the university in additional vocational education. The existing classifications of teaching methods were analysed, traditional teaching methods and innovative teaching methods were identified. The example reveals the possibility of applying different methods of education in the professional training of engineering personnel in the electronic educational environment of the university and their corresponding methods of organization of education. For the professional training of engineering personnel in the electronic educational environment, the application of general diagnostic methods of education is possible, but the use of innovative methods of education is a precondition. The article gives the private characteristics of the use of these teaching methods in the study of electrical disciplines within the framework of the training programs "Automation and management systems in the energy sector”, "Automation and management systems in the oil and gas industry" implemented at the Amur State University. The conducted research made it possible to systematize pedagogical methods of education, methods of organization of education used in professional training of engineering personnel in the electronic educational environment of the university.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ В ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ УНИВЕРСИТЕТА»

Высшее образование

УДК 378.14

Педагогические методы обучения при профессиональной подготовке инженерных кадров в электронной образовательной среде университета

Pedagogical methods of education in professional training of engineering personnel in the electronic educational environment of the university

Лейфа А.В., Амурский государственный университет, aleifa@mail.ru Бодруг Н.С., Амурский государственный университет, bodrug82@rambler.ru Скрипко О.В., Амурский государственный университет, oskripko@rambler.ru

Leifa A., Amur State University, aleifa@mail.ru Bodrug N., Amur State University, bodrug82@rambler.ru Skripko O. , Amur State University, oskripko@rambler. ru

DOI: 10.34772/KPJ.2020.139.2.017

Ключевые слова: методы обучения, профессиональная подготовка, дополнительное образование, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

Keywords: training methods, professional training, additional education, distance learning technologies, e-learning.

Аннотация. В статье рассмотрен вопрос применения педагогических методов обучения при профессиональной подготовке инженерных кадров в электронной образовательной среде университета в дополнительном профессиональном образовании. Проведен анализ существующих на сегодняшний день классификаций методов обучения, выделены традиционные методы обучения и инновационные методы организации обучения. На примере раскрыта возможность применения различных методов обучения при профессиональной подготовке инженерных кадров в электронной образовательной среде университета и соответствующих им методов организации обучения. Для профессиональной подготовки инженерных кадров в электронной образовательной среде возможно применение общедидактических методов обучения, но обязательным условием является использование инновационных методов обучения. В статье даны частные характеристики использования данных методов обучения применительно к изучению электротехнических дисциплин в рамках освоения программ профессиональной подготовки инженерных кадров «Системы автоматизации и управления в нефтяной и газовой промышленности», «Системы автоматизации и управления в энергетике» реализуемых в Амурском государственном университете. Проведенные исследования позволили систематизировать педагогические методы обучения, методы организации обучения, используемые при профессиональной подготовке инженерных кадров в электронной образовательной среде университета.

Abstract. The article considers the application of pedagogical methods of teaching in vocational training of engineering personnel in the electronic educational environment of the university in additional vocational education. The existing classi fications of teaching methods were analysed, traditional teaching methods and innovative teaching methods were identified. The example reveals the possibility of applying different methods of education in the professional training of engineering personnel in the electronic educational environment of the university and their corresponding methods of organization of education. For the professional training of engineering personnel in the electronic educational environment, the application of general diagnostic methods of education is possible, but the use of innovative methods of education is a precondition. The article gives the private characteristics of the use of these teaching methods in the study of electrical disciplines within the framework of the training programs "Automation and management systems in the energy sector", "Automation and management .systems in the oi l and gas industry" implemented at the Amur State University. The conducted research made it possible to systematize pedagogical methods of education, methods of organization of education used in professional training of engineering personnel in the electronic educational environment of the university.

Введение. На сегодняшний день российское образование находится в стадии интенсивного развития. Электронное образование (ЭО) и дистанционные образовательные технологии (ДОТ) входят в образование как важный элемент обучения. Поэтому установившиеся,

традиционные педагогические методики преподавания могут не соответствовать

сегодняшнему вызову времени. Вопрос использования методов обучения при профессиональной подготовке инженерных кадров в электронной образовательной среде (ЭОС) вуза в дополнительном профессиональном образовании (ДПО), является актуальным.

Понятие педагогические методы обучения, давно не ново. Анализируя научно-

педагогическую литературу [1-9], мы выявили, что в процессе обучения применяются разнообразные методы. Существует великое множество классификаций методов обучения, которые резюмировали ученые педагоги-психологи (Верзилин Н.М., Перовский Е.И., Лордкипанидзе Д.О., Голант Е.Я., Данилов М.А., Есипов Б.П., Лернер И.Я., Скаткин М.Н., Махмутов М.И., Бабанский Ю.К. и другие). Каждый из них выделяет свои особенности методов обучения. Систематизируя и разграничивая методы обучения по признакам, формам и специфики использования в образовательном процессе.

Методы обучения в исследованиях Верзилина Н.М., Перовского Е.И., Голант Е.Я. подразделяются по источнику информации. Авторы Данилов М.А., Есипов Б.П. делят их по характеру дидактических целей и решению познавательных задач в процессе обучения. Лернер И.Я., Скапсин М.Н. - по способу усвоения в соответствии с характером учебно-познавательной деятельности. Бабанский Ю.К. предлагает комбинирование разных признаков. Махмутов М.И. классифицирует их по сочетанию способов взаимодействия преподавателя и учащегося [1-9].

Сформированные классификации методов обучения ученых показывают, что в современных информационных условиях стремительное развитие образования, увеличение объема и глубины знаний, многообразие их реализации порождают все новые методы обучения студентов. Поэтому, анализируя вышеуказанные методы обучения и коррелируя их с дистанционным обучением для реализации инженерных дисциплин дополнительного профессионального образования в ЭОС вуза, можно однозначно сказать, что не все методы обучения могут быть использованы для реализации электронного обучения.

Методология исследования. Амурский государственный университет является одним из ведущих вузов на Дальнем Востоке. Энергетический факультет считается ключевым в подготовке высококвалифицированных кадров для промышленных предприятий

дальневосточного региона и всей России. Инженерные, электротехнические дисциплины -это базовые дисциплины для подготовки и переподготовки инженерных кадров. На факультете с 2014 года ведет образовательную деятельность по программам повышения квалификации и профессиональной

переподготовки, учебно-консультационный центр (УКЦ) «Автоматика и управление в технических системах». УКЦ входит в структурное

подразделение вуза - факультет дополнительного образования. На сегодняшний день учебно-консультационный центр проводит

профессиональную подготовку инженерных кадров по программам «Системы автоматизации и управления в нефтяной и газовой промышленности», «Системы автоматизации и управления в энергетике».

Программа профессиональной подготовки (ППП) «Системы автоматизации и управления в энергетике» (форма обучения заочная) предполагает смешанное обучение с применением дистанционных образовательных технологий: аудиторные занятия и дистанционное обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

ППП «Системы автоматизации и управления в нефтяной и газовой промышленности» реализуется в заочной форме обучения и предполагает только дистанционное обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Дистанционное обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий обеих программ реализуется в ЭОС университета на базе ЬМ8 «Моо<11е».

К числу методов, которые применяются при реализации инженерных дисциплин в ЭОС вуза, относятся общедидактические методы: исследовательский, проблемный, проектный, эвристический, интерактивный и в какой-то степени информационно-рецептивный,

репродуктивный [10-12]. Разберем данные методы обучения применительно к вышеуказанным программам.

Исследовательские методы обучения. Самостоятельное исследование обучающегося -основа данного метода. Обучающемуся выдается исследовательская задача, которую ему необходимо самостоятельно решить, находя методы и пути ее решения. Работа в данном случае выполняется самостоятельно, преподаватель лишь направляет и оказывает помощь в выходе из сложных ситуаций. При использовании данного метода у обучающихся развиваются интерес, творческое мышление и новые подходы для решения исследовательских задач. В эту группу входят методы организации учебных занятий: практические работы исследовательского направления, разработка проектов и другие.

Проблемный метод. Слушателю

предлагаются заведомо созданная проблемная ситуация и пути ее решения. Слушатель должен проанализировать проблемную ситуацию, разобрать предложенные пути решения и выбрать верный. К данному методу организации обучения

относятся: проблемная лекция, интерактивная лекция, проблемные задачи.

Эвристические методы обучения. Суть метода - поэтапное решение проблемы. Роль преподавателя - задать проблемную ситуацию, направить обучающихся, для самостоятельного поиска знаний. Роль обучающегося - поэтапное решение проблемных ситуаций, самостоятельная добыча знаний, проведение анализа, сравнение, обобщение и выводы по проблемной задаче. В эту группу можно отнести следующие методы организации обучения: интерактивные игры, практические и лабораторные работы, письменный опрос с постановкой проблемных вопросов, заданий, эссе, «мозговой штурм», конференция и другие.

Интерактивные методы обучения. В основе данного метода лежит процесс взаимодействия преподавателя с обучающимся (пассивный метод) и обучающегося с обучающимся (активный метод). При применении пассивного метода обучения обучающийся выступает в роли слушателя, и от него не требуется решение поставленных задач. Пассивные методы обучения - это информационно-рецептивные методы организации обучения, такие как лекция-презентация. Во время использования активных методов обучения обучающиеся активно участвуют в диалоге с педагогом, выполняют задания. Активные методы используются на семинарских занятиях и при выполнении самостоятельных работ [13].

Информационно-рецептивные методы

обучения (рецепция-восприятие). Суть метода: преподаватель презентует информацию, слушатель воспринимает, осознает, фиксирует. В эту группу методов организации учебных занятий можно отнести: лекцию-визуализацию, пояснение, лекцию-презентацию, работу с учебно-методической литературой, пособиями, учебно-методическими комплексами, с электронными учебниками, работу с информационными ресурсами и другие.

Метод обучения - репродуктивный. В данном методе преподаватель демонстрирует алгоритм действий. Метод обеспечит консолидацию полученных знаний, умений и навыков, необходимая устойчивость усвоения которых обеспечивается при постоянных повторениях. Критерием оценки является правильное воспроизведение алгоритма. В эту группу входят следующие методы организации обучения: практическая работа, лабораторная работа, письменный опрос, решение задач, решение тестовых заданий и другие [1-9].

Все вышеуказанные методы являются традиционными, но при этом они применяются в преподавании электротехнических дисциплин при профессиональной подготовке инженерных кадров в ЭОС университета в дополнительном профессиональном образовании.

Наряду с общедидактическими методами в системе дополнительного профессионального образования в ЭОС должны применяться методы, которые отличают традиционную дидактику от дидактики, применяемой в электронной образовательной среде вуза. Опираясь на научные исследования Полат Е.С., Кларина М.В., Вайндорф-Сысоевой М.Е. выделим

инновационные методы обучения, используемые для реализации электротехнических дисциплин при профессиональной подготовке инженерных кадров в ДПО в ЭОС вуза [10; 14-16].

Первый метод, это метод обучения посредством взаимодействия обучающегося с образовательными ресурсами при минимальном участии преподавателя и других обучающихся. Суть метода - самостоятельная работа обучающегося. В данном методе роль преподавателя - координировать по мере необходимости действия обучающегося. В эту группу входят следующие методы организации обучения: эссе, видео-лекция, интерактивные лекции, дистанционные курсовые проекты и работы, практические работы, интерактивные лабораторные работы, решение тестовых заданий, рефераты, •«'еЬ-квесты и другие.

Следующий метод - это метод, построенный на интерактивном взаимодействии между всеми участниками учебного процесса. Роль преподавателя - задать тему дискуссии. Роль обучающегося активно участвовать в обсуждении заданной темы. При этом обучающиеся находятся на расстоянии друг от друга, в комфортных для себя условиях, не могут повлиять на мнение друг друга, но в то же время работают в режимах онлайн или офлайн. Обучающиеся могут общаться и между собой, и с преподавателем, тем самым становятся важным источником получения знаний. К данному методу организации обучения относятся: лекций-дискуссии, учебные коллективные дискуссии, конференций, выполнение совместных проектов, вебинары и т.д.

Далее, это методы индивидуализированного обучения и взаимодействия, применяемые в электронной образовательной среде вуза. Задача преподавателей в данном методе - оказывать психолого-педагогическую поддержку каждому из обучающихся на всех этапах обучения.

Регулировать темп продвижения в процессе обучения каждого слушателя сообразно его подготовке и возможностям. В эту группу можно отнести следующие методы организации обучения: онлайн - консультации, офлайн -консультации, мгновенные сообщения, переписка [10; 15-17].

Анализируя вышеуказанные методы обучении, можно сказать, что при преподавании электротехнических специальных дисциплин при профессиональной переподготовке инженеров на основе электронной образовательной среды вуза в системе ДПО могут использоваться как традиционные методы организации обучения, так и инновационные методы организации обучения. К традиционным методы организации обучения относятся: слайд-лекции, полнотекстовые лекции, семинары, консультации, лабораторные и практические занятия, курсовые проекты и работы, экзамены, рефераты, контрольные работы, самостоятельная работа и другие, так и методы, созданные на основе цифровизации и интернет-технологий. К методам организации обучения, созданным на основе цифровизации и интернет-технологий, используемых в ЭОС вуза, относятся: интерактивные лекции, видео-лекции, форум-семинар, онлайн - консультации, офлайн -консультации, дистанционные лабораторные практикумы и т.д.

Результаты исследования. Учебный план программы «Системы автоматизации и управления в энергетике» содержит 14 дисциплин. В дисциплинах «Автоматизация технологических процессов и производств», «Автоматическое управление на электрических станциях», «Моделирование систем и процессов», «Технические измерения и приборы», «Средства автоматизации и управления»,

«Электромеханотроника», «Интегрированные системы проектирования и управления», отведено из общих часов по 8 часов аудиторной нагрузки для выполнения и защиты лабораторных работ. Аудиторные занятия проводятся в лабораториях кафедры «Автоматизация производственных

процессов и электротехника» («АППиЭ»). Дистанционные занятия, в объеме 28 часов, проводятся в ЭОС университета в системе дистанционного обучения «Мсс<Ие».

Дисциплины учебного плана, объемом 36 часов каждая, «Технологические процессы и производства», «Диагностика и надежность автоматизированных систем»,

«Микропроцессорные системы управления», «Программное обеспечение систем управления», «Теория автоматического управления», «Релейная защита и автоматика электроэнергетических систем», «Метрология, стандартизация и сертификация», реализуются только в ЭОС университета в ЬМ8 «Мсс<Ие».

Учебный план программы «Системы автоматизации и управления в нефтяной и газовой промышленности» содержит 14 дисциплин. Дисциплины (по 36 часов каждая) «Технологические процессы и производства», «Теория автоматического управления», «Моделирование систем и процессов», «Метрология, стандартизация и сертификация», «Диагностика и надежность автоматизированных систем», «Технические измерения и приборы», «Средства автоматизации и управления», «Микропроцессорные системы управления», «Программное обеспечение систем управления», «Автоматизация технологических процессов и производств в нефтяной и газовой промышленности», «Интегрированные системы проектирования и управления», «Основы нефтегазового дела», «Основы электротехники», «Основы электроники» реализуются исключительно в ЭОС университета в ЬМ8 «МсюШе».

Педагогические методы обучения и методы организации обучения, применяемые при реализации электротехнических дисциплин для профессиональной подготовки инженеров на основе электронной образовательной среды вуза в системе ДПО по программам «Системы автоматизации и управления в нефтяной и газовой промышленности», «Системы автоматизации и управления в энергетике» представлены в таблице 1.

Таблица 1. - Педагогические методы обучения, применяемые на основе ЭОС вуза в системе ДПО при профессиональной подготовке инженерных кадров по программам, реализуемым вузом

Программа переподготовки Методы обучения Методы организации обучения

«Системы автоматизации и управления в энергетике» Традиционные Эвристический лабораторные работы, письменный опрос по проблемным вопросам и заданиям

Интерактивный самостоятельная работа

Информационно-рецептивный пояснения, работа с учебно-методической литературой, работа с электронной учебно -методической литературой, учебным пособием, работа с информационными ресурсами

Репродуктивный лабораторная работа, письменный опрос

Продолжение таблицы 1

Программа переподготовки Методы обучения Методы организации обучения

Инновационные Взаимодействие обучающегося с образовательными ресурсами при минимальном участии преподавателя и других обучающихся (самостоятельная работа) видео-лекция, интерактивные лекции, практические работы, решение тестовых заданий, дистанционные курсовые работы, проекты, реферативные задания

Интерактивное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса вебинары, форумы, чаты

Индивидуализированные обучение и взаимодействие онлайн - консультации, офлайн - консультации, мгновенные сообщения, переписка

«Системы автоматизации и управления в нефтяной и газовой промышленности» Традиционные Интерактивный Самостоятельная работа

Информационно-рецептивный пояснения, работа с учебно-методической литературой, работа с электронной учебно-методической литературой, учебным пособием, работа с информационными ресурсами

Инновационные Взаимодействие обучающегося с образовательными ресурсами при минимальном участии преподавателя и других обучаемых (самостоятельная работа) видео-лекция, интерактивные лекции, практические работы, интерактивные лабораторные работы, решение тестовых заданий

Интерактивное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса вебинары, форумы, чаты

Индивидуализированные обучение и взаимодействие онлайн - консультации, офлайн - консультации, мгновенные сообщения, переписка

Анализируя информацию, видим, что в программах переподготовки используются разные методы обучения. Они меняются в зависимости от формы обучения, целей и задач программы.

Как было выше сказано, программа «Системы автоматизации и управления в энергетике» реализуется в смешанной форме обучения. Объем программы составляет 504 часа, 56 из них отведены под аудиторные занятия, а остальные проводятся дистанционно. Именно

эвристический и репродуктивный методы применяются при аудиторной нагрузке -выполнение лабораторных работ. Суть методов -преподаватель дает теорию, поясняет алгоритм действий, слушатель, в свою очередь, поэтапно выполняет представленную работу, проводит расчеты, замеры, анализирует и самостоятельно делает выводы. Основная задача применения эвристического и репродуктивного методов - это максимальная практикоориентированность.

Обучающимся предоставляется возможность работать на современном лабораторном оборудовании кафедры «АППиЭ» с применением компьютерных программ, которые на сегодняшний день используются на производстве. Слушатели, используя данные методы обучения, знакомятся с языками программирования стандарта МЭК 61131-3, создают программы контроллера «Ремиконт Р-130», программы управления для контроллера «Овен ПЛК 150» и

т.д. Вместе с тем, при реализации программы смешанного обучения, с точки зрения учебного процесса, пришлось столкнуться с проблемами. Программа реализуется 18 недель, на 9 и 10 неделе, слушатели должны посещать университет и присутствовать на аудиторных занятиях. Как правило, обучающимися являются и студенты, и представители производства. Учитывая жизненные ситуации, график работы, территориальную удаленность от вуза, не все слушатели могут присутствовать на этих занятиях. Поэтому в настоящее время рассматривается возможность перевода аудиторных занятий в дистанционные.

Программа «Системы автоматизации и управления в нефтяной и газовой промышленности» реализуется в заочной форме обучения, исключительно с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. В связи с эти были подобраны соответствующие методы обучения. Объем программы составляет 506 часов, 238 часов из них проводятся интерактивным и информационно-рецептивным методом обучения, т.е. самостоятельная работа обучающихся, работа с методической литературой и

информационными ресурсами. Остальные часы -использование инновационных методов обучения. Именно применение инновационных методов позволили сохранить

практикоориентированность этой программе. При

проведении интерактивных лабораторных и практических занятий слушателям предлагаются к загрузке через гиперссылки различные программы, такие как пакет прикладных программ «Matlab», среда для программирования «CoDeSys», программа «Debugger» и другие. С помощью, которых слушатели учатся имитационному моделированию; построению графического интерфейса пользователя в интегрированной среде разработки;

программированию программно-логических контроллеров, автоматических процессов отладки и точности систем автоматического регулирования в установившихся режимах и т.д. Однако введение инновационных методов обучения в учебный процесс выявило проблему недостаточной компетентности слушателей в правильном использовании информационной образовательной среды. Данная проблема решается путем разработки методических рекомендаций к курсу, инструкций по входу в электронную библиотеку, по работе на форуме, размещению ответов в «LMS Moodle» и других для удобства и комфортного обучения слушателей.

Заключение. Таким образом, анализ существующих на сегодняшний день и применяемых педагогических методов обучения позволил обобщить и классифицировать известные методы, выявить возможности их применения в программах профессиональной

подготовки в ЭОС университета в ДПО. Применение инновационных и традиционных методов обучения нашло отражение в реализуемых вузом программах «Системы автоматизации и управления в нефтяной и газовой промышленности», «Системы автоматизации и управления в энергетике». Они были разработаны с учетом региональных особенностей расположения университета, прежде всего присутствия в регионе высокоразвитых промышленных предприятий энергетической, нефтяной и газовой отрасли. Поэтому программы являются очень востребованными, при этом есть возможность профессиональной подготовки инженеров без отрыва от производства. При разработке программ и учебных планов нами был сделан акцент по подбору методов обучения для каждой дисциплины. Использование определенных методов обучения зависит от формы реализации программы, будь то заочное обучение смешанного формата (аудиторные и дистанционные занятии) или заочное обучение с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Высокое качество при профессиональной подготовке инженерных кадров в электронной образовательной среде университета возможно при использовании традиционных методов только в комплексе с инновационными методами обучения.

Литература:

1. Бабанский Ю.К. Педагогика / Ю.К. Бабанский. -Москва, 1988.

2. Лернер И.Я., Скаткин М.Н. О методах обучения. Советская педагогика / И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин. -Москва, 1973.

3. Лордкипанидзе Д.О. Принципы организации и методы обучения / Д.О. Лордкипанидзе. - Москва, 1957.

4. Голант Е.Я. Методы обучения в советской школе / Е.Я. Голант. - Москва, 1957.

5. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. - Москва, 1981.

6. Данилов М.А. Дидактика [Электронный ресурс] / Б.П. Есипов, М.А. Данилов, М.Н. Скаткин, Э.И. Моносзон, С.М. Шабалов; под ред. Б.П. Есипова; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики. -М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1957. - 517 с. - Режим доступа:

http://elib.gnpbu.ru/text/danilov_esipov_didaktika_1957/

7. Махмутов М.И. Современный урок / М.И. Махмутов. - Москва: Педагогика, 1981.

8. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю.К. Бабанский. - Москва: Педагогика, 1989.

9. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения / И.Я. Лернер. - Москва: Педагогика, 1976.

10. Вайндорф-Сысоева М.Е. Элементы дидактического обеспечения реализации модели многоуровневой подготовки педагогических кадров в условиях цифрового обучения [Электронный ресурс] / М.Е. Вайндорф-Сысоева, М.Л. Субочева. - Режим доступа:

https://elibrary.ru/download/elibrary_38228595_91494882. pdf

11. Вайндорф-Сысоева М.Е. Интерактив в актив: технологии применения интерактивного комплекса МИМИО на уроке: научно-методическое пособие для будущих и действующих педагогов / Т.А. Дмитриева, С.С. Хапаева. - М.: ИИУ МГОУ, 2014. - 120 с.

12. Маслов С.И. Информатизация образования: направления, средства, технологии / С.И. Маслов; под общ. ред. С.И. Маслова. - Москва: Изд-во МЭИ, 2004. -868 с.

13. Белякова Е.В. Методы обучения. Интерактивные методы обучения [Электронный ресурс] / Е.В. Белякова. - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_37524020_78404672. pdf

14. Вайндорф-Сысоева М.Е. «Цифровое образование» как системообразующая категория: подходы к определению / М.Л. Субочева // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. «Педагогика». - 2018. - № 3. - С. 25-36.

15. Кларин М.В. Инновационные модели обучения: Исследование мирового опыта: монография. - 2-е изд. - М.: Луч, 2018. - 640 с.

1. Babansky Yu.K. Pedagogy / Yu.K. Babansky. -Moscow, 1988.

2. Lerner I.Ya., Skatkin M.N. About teaching methods. Soviet pedagogy / I.Ya. Lerner, M.N. Skatkin. - Moscow, 1973.

3. Lordkipanidze D.O. The principles of organization and teaching methods / D.O. Lordkipanidze. - Moscow, 1957.

4. Golant E.Ya. Teaching Methods in the Soviet School / E.Ya. Golant. - Moscow, 1957.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Lerner I.Ya. Didactic foundations of teaching methods / I.Ya. Lerner. - Moscow, 1981.

6. Danilov M.A. Didactics [Electronic resource] / B.P. Yesipov, M.A. Danilov, M.N. Skatkin, E.I. Monozson, S.M. Shabalov; under the editorship of B.P. Esipova; Acad. ped sciences of the RSFSR. Institute of Theory and History of Pedagogy. - M.: Publishing house of Acad. ped Sciences, 1957. - 517 p. - Access mode: http://elib.gnpbu.ru/text/danilov_esipov_didaktika_1957/

7. Makhmutov M.I. Modern lesson / M.I. Makhmutov. - Moscow: Pedagogy, 1981.

8. Babansky Yu.K. Selected pedagogical works / Yu.K. Babansky. - Moscow: Pedagogy, 1989.

9. Lerner I.Ya. Didactic system of teaching methods / I.Ya. Lerner. - Moscow: Pedagogy, 1976.

10. Weindorf-Sysoeva M.E. Elements of didactic support for the implementation of the model of multilevel teacher training in digital learning [Electronic resource] / M.E. Weindorf-Sysoeva, M.L. Subocheva. - Access mode: https://elibrary.ru/download/elibrary_38228595_91494882.

16. Полат Е.С., Моисеева М.В. Педагогические технологии дистанционного обучения. - М.: Академия, 2006. - 600 с.

17. Субетто А.И. Оценочные средства и технологии аттестации качества подготовки специалистов в вузах: методология, методика, практика: монография / А.И. Субетто. - Гатчина: Изд-во Ленинградского областного института экономики и финансов, 2006. - 329 с.

ces:

11. Weindorf-Sysoeva M.E. Interacting into an asset: technologies for using the MIMIO interactive complex in the lesson: a scientific and methodological manual for future and current teachers / T.A. Dmitrieva, S.S. Hapaeva.

- M.: Ш MGOU, 2014. - 120 p.

12. Maslov S.I. Education Informatization: Directions, Means, Technologies / S.I. Maslov; under the general. ed. S.I. Maslova. - Moscow: Publishing House of MPEI, 2004.

- 868 p.

13. Belyakova E.V. Teaching methods. Interactive teaching methods [Electronic resource] / E.V. Belyakova. -Access mode: https://elibrary.ru/download/elibrary_ 37524020_78404672

14. Weindorf-Sysoeva M.E. "Digital education" as a system-forming category: approaches to definition / M.L. Subocheva // Bulletin of Moscow State Regional University. Ser. "Pedagogy". - 2018. - № 3. - P. 25-36.

15. Clarin M.V. Innovative Learning Models: A Study of World Experience: Monograph. - 2nd ed. - M.: Luch, 2018. - 640 p.

16. Polat E.S., Moiseeva M.V. Pedagogical technologies of distance learning. - M.: Academy, 2006. -600 p.

17. Subetto A.I. Evaluation tools and technologies for certifying the quality of training of specialists in universities: methodology, methodology, practice: monograph / A.I. Subetto. - Gatchina: Publishing House of the Leningrad Regional Institute of Economics and Finance, 2006. - 329 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.