Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАГИСТРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАГИСТРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА МАГИСТРАТУРЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MICROSOFT TEAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бобыкина Ирина Александровна, Абрамова Елена Николаевна

Одной из тенденций развития современного высшего образования является цифровая трансформация. В статье описан опыт организации и реализации образовательного процесса по программе магистратуры «Иностранные языки» в Челябинском государственном университете при применении электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории РФ. Авторы рассматривают преимущества и недостатки процесса осуществления подготовки педагогических кадров в виртуальной информационно-образовательной среде и приходят к выводу, что на сегодняшний день одной из наиболее перспективных цифровых платформ для дистанционного взаимодействия субъектов образования является Microsoft Teams программного пакета Office 365. Выявленные особенности дистанционного образовательного процесса, с одной стороны, обусловлены его построением и реализацией на основе контекстного, компетентностного, синергетического, личностно-ориентированного, субъектно-деятельностного подходов и соответствующих им принципов, с другой стороны, касаются изменений в отдельных компонентах образовательного процесса: целей, содержания, методов, средств, организационных форм обучения, взаимодействия преподавателей и обучающихся. Результаты опроса обучающихся, работодателей и педагогов по итогам обучения позволяют наметить перспективные направления развития программы магистратуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бобыкина Ирина Александровна, Абрамова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF TEACHING OF MASTER’S DEGREE STUDENTS IN PEDAGOGY IN THE CONTEXT OF DISTANCE LEARNING INTERACTION

The paper describes the experience of organization and implementation of e-learning and distance educational technologies in the foreign language Master’s degree program at the Chelyabinsk State University. The authors dwell upon the advantages anddisadvantages of this process and consider Microsoft Teams to be one of the promising online learning platforms. The prospects for the development of the master’s program based on the results of the survey of students, employers and teachers are outlined.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАГИСТРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

DOI 10.7442/2071-9620-2021-13-1-22-31

УДК 378.14 ББК 74.489.27

И.А. Бобыкина

(Челябинский государственный университет, г. Челябинск, Россия) Е.Н. Абрамова

(Международный Институт Дизайна и Сервиса, г. Челябинск, Россия)

ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАГИСТРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Одной из тенденций развития современного высшего образования является цифровая трансформация. В статье описан опыт организации и реализации образовательного процесса по программе магистратуры «Иностранные языки» в Челябинском государственном университете при применении электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории РФ. Авторы рассматривают преимущества и недостатки процесса осуществления подготовки педагогических кадров в виртуальной информационно-образовательной среде и приходят к выводу, что на сегодняшний день одной из наиболее перспективных цифровых платформ для дистанционного взаимодействия субъектов образования является Microsoft Teams программного пакета Office 365. Выявленные особенности дистанционного образовательного процесса, с одной стороны, обусловлены его построением и реализацией на основе контекстного, компетентностного, синергетического, личностно-ориентированного, субъектно-деятельностного подходов и соответствующих им принципов, с другой стороны, касаются изменений в отдельных компонентах образовательного процесса: целей, содержания, методов, средств, организационных форм обучения, взаимодействия преподавателей и обучающихся. Результаты опроса обучающихся, работодателей и педагогов по итогам обучения позволяют наметить перспективные направления развития программы магистратуры.

Ключевые слова: программа магистратуры, педагогическое иноязычное образование, электронное обучение, дистанционные технологии, Microsoft Teams.

I.A. Bobykina

(Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia) E.N. Abramova

(International Institute of Design and Service, Chelyabinsk, Russia)

PECULIARITIES OF TEACHING OF MASTER'S DEGREE STUDENTS IN PEDAGOGY IN THE CONTEXT OF DISTANCE LEARNING INTERACTION

The paper describes the experience of organization and implementation of e-learning and distance educational technologies in the foreign language Master's degree program at the Chelyabinsk State University. The authors dwell upon the advantages and

disadvantages of this process and consider Microsoft Teams to be one of the promising online learning platforms. The prospects for the development of the master's program based on the results of the survey of students, employers and teachers are outlined.

Keywords: Master's degree program, foreign language teaching, teacher training, e-learning, distance technologies, Microsoft Teams.

В настоящее время наблюдается стремительное развитие информационного общества. Активно происходящие процессы цифровизации, информатизации, технологизации, смены поколений и многие другие оказывают серьезное влияние на все отрасли, в том числе и на высшее образование. В ответ на внешние преобразования достаточно устойчивая к изменениям образовательная система постепенно включается в новые для себя процессы цифровой трансформации. В рамках национального проекта «Образование» реализуются такие федеральные проекты, как «Цифровая образовательная среда», «Новые возможности для каждого», «Учитель будущего», «Современная школа», направленные на создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней, внедрение новых методов обучения, современных образовательных технологий, а также обновление содержания [7].

Проблемы, обусловленные инновационными изменениями в системе высшего образования, закономерно вызывают интерес у современных ученых не только в области педагогики, но и психологических, социальных, технических, управленческих наук. В последние годы в научной литературе появилось достаточно много диссертационных и монографических исследований, статей, посвященных особенностям дистанционного образования, сетевому обучению, инновационному потенциалу виртуальной образовательной среды, интеграции современных образовательных технологий в образовательный процесс, подготовке педагогических кадров к инновационной деятельности, особенностям электронного обучения (М.Е. Вайндорф-Сысо-

ева [2], В.П. Демкин [3], С.Д. Каракозов [4], В.А. Кудинов [5], Г.В. Можаева [3], П.В. Сысоев [10], А.Г. Сергеев [9] и др.).

В отечественной и зарубежной практике используются разные модели реализации дистанционного взаимодействия, различия в которых определяются степенью интеграции дистанционных технологий и компонентов виртуальной образовательной среды в образовательный процесс (A.Taurisson, А^еПеш, M.Kaszap, G.Lemire, А.А. Андреев, В.П. Тихомиров и др.).

Несмотря на сравнительное обилие научных работ, раскрывающих теоретические вопросы онлайн-обучения, и имеющийся практический опыт применения дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, санитарно-эпидемиологическая обстановка и ситуация распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории РФ породили весьма парадоксальную ситуацию - накоплен большой информационный потенциал, но возникли существенные сложности и ограничения. Это говорит о том, что переход от моделей дистанционного формата, реализуемых в рамках существующих форм обучения, в новую самостоятельную форму есть закономерный процесс развития дистанционного образования. В этой связи возникла насущная необходимость поиска решения качественной организации образовательного процесса исключительно в дистанционном формате. Поэтому проблема исследования процесса осуществления подготовки педагогических кадров в виртуальной информационно-образовательной среде приобрела особую значимость и актуальность.

Значимость исследования связана с необходимостью определения перспек-

^

н го

0 ф

1 i го 2 ^ о

а £

1= ф

о; Ч

о о

X S

2 го

т ^

ю о

го

СО

ш

о

0

1 _0

5

н го ш о

СО

о <°

с ю к о

Ф о с; I m I

ь § Hi

^ го о н

О о

а х

о к

I

I

ф

ю о о

ш

о ц

о

О m

го ш

0

го ю

<с ±

ш

го"

1

.0

ю о ш

тивных направлении реализации программы магистратуры на основе мониторинга и научноИ рефлексии, развитие которых будет способствовать осмыслению инновациИ и станет основоИ для интеграции научного знания в практику подготовки будущих педагогов иностранного языка.

Целью исследования является анализ особенностеИ педагогическоИ подготовки обучающихся магистратуры к решению задач профессиональной деятельности в условиях дистанционного образовательного взаимодеИствия и определение перспектив реализации программы педагогическоИ магистратуры «Иностранные языки» в Челябинском государственном университете с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологиИ.

Материалом исследования послужили законодательные и нормативные акты и документы федерального и локального уровнеИ, нормирующие организацию и осуществление образовательноИ деятельности по программам магистратуры в дистанционном формате, документы учебно-методического обеспечения реализации образовательноИ программы (Федеральный государственный образо-вательныИ стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, Положение о реализации основных и дополнительных образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет», Положение об электронной информационно-образовательной среде в ФГБОУ ВО «ЧелГУ», Порядок проведения государственного экзамена и защиты выпускной квалификационной работы с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и др.), труды отечественных и зарубежных исследователей, материалы научных и научно-практических конференций, продукты деятельности субъектов образователь-

ного процесса по подготовке магистров педагогического направления в дистанционном формате.

Базой исследования выступил ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет». В исследовании приняли участие обучающиеся первого и второго курсов программы педагогической магистратуры «Иностранные языки», работодатели и педагоги, осуществляющие реализацию образовательной программы на факультете лингвистики и перевода.

В исследовании использовались следующие методы:

- теоретические: анализ нормативной и учебно-методической документации, отечественных и зарубежных трудов по проблеме исследования, дидактический анализ педагогической реальности, обобщение опыта образовательной деятельности;

- эмпирические: праксиметриче-ские методы (анализ содержания портфолио обучающихся, продуктов деятельности обучающихся и педагогов), диагностические методы (анкетирование, тестирование, наблюдение, опрос педагогов), анализ, обобщение и систематизация полученных данных и др.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с

применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [8].

Согласно статье 28 Федерального закона, образовательная организация самостоятельна в осуществлении образовательной и научной деятельности, вправе самостоятельно решать, какой вариант дистанционных технологий, в том числе онлайн-ресурсы, сервисы и платформы для дистанционного обучения, использовать для организации обучения [8]. С учетом требований ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование [11] к реализации программы магистратуры с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий основная виртуальная образовательная среда была создана на основе цифровой платформы Microsoft Teams программного пакета Office 365. Виртуальная образовательная среда представляет собой информационное содержание и коммуникативные возможности локальных, корпоративных и глобальных компьютерных сетей, формируемые и используемые для образовательных целей всеми участниками образовательного процесса [2, с. 5]. Помимо платформы Microsoft Teams для использования в образовательном процессе были предусмотрены также система видеоконференций и трансляций Adobe Connect Pro, Zoom, популярная во многих отечественных вузах обучающая платформа Moodle, доступные мессенджеры (Вконтакте, WhatsApp, Viber, Telegram).

Согласно полученным данным, платформа Microsoft Teams обладает рядом преимуществ и предоставляет достаточно большое количество возможностей как для педагогов, так и обучающихся по эффективной реализации образовательного процесса.

В соответствии с нормативными требованиями каждый обучающийся был обеспечен индивидуальным неограни-

ченным доступом к информационно-образовательной среде в течение всего периода обучения вне университета из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Информационно-образовательная среда обеспечивала доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), программам практик, электронным учебным изданиям и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах дисциплин (модулей), программах практик; формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение его работ и оценок за эти работы. Поскольку при реализации программы магистратуры использовались дистанционные образовательные технологии, информационно-образовательная среда обеспечивала фиксацию хода образовательного процесса:

- проведение учебных занятий;

- взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет»;

- осуществление процедур оценки результатов обучения;

- результатов текущего контроля, промежуточной аттестации и результатов освоения программы магистратуры.

Обобщение результатов дидактического анализа опыта педагогической деятельности, анкетирования и опроса обучающихся, педагогов и работодателей, позволило выделить особенности образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных технологий.

К первой группе относятся особенности образовательного процесса, связанные с его построением на основе контекстного, компетентностного, синер-гетического, личностно-ориентированно-го, субъектно-деятельностного подходов и соответствующих им принципов: интерактивности, гибкости, практико-ориен-тированности, модульности и т.д.

^

н га

0 ф

1 ü го 2

^ о

g £

1= ф

о; Ч

о о

X s

2 го

т ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ю о

го

СО

m

о i_

0

1 _0

I— го m о

СО

о <°

с ю к о

Ф о

с; I

m I

Ь g ^

^ го

о I-

О о

а х

о к

I

I

ф

ю о о

m

о ç

о

О m

го m

0 s го ü ю С

1

ulí го"

x

.0

ю о

Во вторую группу включены особенности, касающиеся изменений в отдельных компонентах образовательного процесса: целей, содержания, методов, средств, организационных форм обучения, взаимодействия преподавателей и студентов.

Говоря о целях образовательного процесса, респонденты отмечают перенос акцента с освоения системы знаний и развития навыков и умений на развитие компетенций, становление субъектности обучающихся, готовности к инновационной деятельности, ответственности, культуры профессионального творчества. В пространстве Microsoft Teams отмечаются возможности построения и реализации индивидуальной образовательной траектории, развития способностей к самоорганизации, принятию собственного решения и проявлению личной инициативы.

Все респонденты отметили изменение организации учебных и производственных практик (научно-исследовательской работы, ознакомительной, технологической, педагогической). По итогам научно-исследовательских практик магистранты первого и второго года обучения продемонстрировали активное участие в научно-исследовательской деятельности: ими были представлены научные доклады, публикации тезисов, научные статьи по результатам педагогических экспериментов, в том числе по вопросам дидактического потенциала современных образовательных технологий.

Для большинства обучающихся магистратуры (77,8%) удаленный формат оказался успешным опытом практического освоения методики использования дистанционных технологий в процессе обучения иностранным языкам, а также развития практических навыков использования технологий, ресурсов и устройств в своей педагогической деятельности в ходе производственной (педагогической, технологической (проек-тно-технологической)) практики.

Как отмечают педагоги, относительно содержания применяется новая стратегия его формирования, в частности, создается открытый банк вариативных заданий, из которых можно сконструировать собственный уникальный информационный контент в зависимости от разных параметров: от потребностей и возможностей обучающихся, целей, уровня владения изучаемым языком и т.д.

При описании средств, форм и технологий организации образовательного процесса уделяется внимание переосмыслению традиционных средств, организационных форм и внедрению новых инструментов. Согласно результатам анкетирования, наблюдения и опроса участников образовательного процесса, в практику работы внедрены современные педагогические технологии, основанные на методах проблемного, рефлексивного, дискурсивного, развивающего обучения («перевернутый класс», форсайт, кейс-стади, «обучение в сотрудничестве», eduScrum, Ted-лекции, формирующее оценивание и др.). Используемые технологии и средства интерактивного обучения (Quizlet, Kahoot, Miro и др.), ориентированные на вариативность форм и способов освоения содержания, решение профессиональных задач, и менее связанные с передачей больших объемов информации, приводят к изменениям в объеме и формах организации самостоятельной, учебной и научно-исследовательской работы магистрантов.

Что касается оценки результатов образовательного процесса, то главной особенностью отмечается использование автоматизированных систем контроля, введение в практику помимо балльно-рейтинговой системы формирующего оценивания, которое создает условия для становления субъектной позиции будущего педагога.

Изменения в характере взаимодействия субъектов образовательного процесса ориентируют на выявление новых профессиональных функций преподавателя (консультант, фасилитатор и т.д.).

Происходит переориентация на новые функции преподавательской деятельности, связанные не столько с обучением и управлением деятельностью обучающихся, сколько с ее сопровождением и моделированием образовательно-профессиональной среды. В данном контексте следует отметить, что платформа позволяет осуществлять взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса (студентами, работодателями) в разных форматах: как синхронно, так и асинхронно; посредством текстового или голосового чата либо по видеосвязи в режиме аудио- или видеоконференций.

По окончании обучения был проведен мониторинг системы подготовки обучающихся программы магистратуры, целью которого явилось определение эффективности организации и осуществления образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных технологий. Обычно мониторинг определяют как особый вид деятельности, направленной на получение информации о процессе и (или) объекте. Чаще всего мониторинг рассматривается в контексте управленческого процесса, поскольку он является одним из основных инструментов сбора достоверной и своевременной информации, необходимой в управлении любой системой [4, с. 32]. В рамках мониторинга проведены: анкетирование обучающихся по оценке удовлетворенности работой преподавателей, анкетирование научно-педагогических работников и работодателей на предмет удовлетворенности качеством образовательных услуг, тестирование обучающихся в целях оценки остаточных знаний и уровня сформированности компетенций. Положительные результаты мониторинга позволили высоко оценить эффективность образовательного процесса на основе платформы Microsoft Teams с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Ключевыми показателями можно назвать следующие. 88,7% отме-

тили новый взгляд на себя, собственную профессиональную деятельность и реалии современного мира. 100% респондентов отметили повышение мотивации к дальнейшему освоению и применению дистанционных образовательных технологий в профессиональной деятельности. 100% участников указали на приобретение нового знания и расширение опыта решения задач методической, научно-исследовательской и проектной деятельности в условиях онлайн-обучения. 79,6 % респондентов считают платформу Microsoft Teams одной из наиболее удобных и перспективных для системы инновационного иноязычного образования. Основным достоинством данной платформы отмечают качественно иную организацию и проведение учебных занятий (лекций, практических/семинарских занятий, консультаций, аттестации обучающихся), а также совещаний с коллегами:

- общение посредством текстового и голосового чата или по видеосвязи в режиме аудио-или видеоконференций;

- оперативный обмен необходимыми документами;

- автоматизацию рутинных операций;

- возможности для решения задач в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода;

- доступность материалов в любое время;

- использование различных средств визуализации предоставляемой информации;

- возможность аудио- и видеозаписи занятий, встреч и повторного просмотра;

- совместный доступ к различным ресурсам (PowerPoint, Word, Excel, облачному файловому хранилищу OneDrive, сервису Sharepoint, почтовому клиенту Outlook и т.д.), что позволяет практически в режиме реального времени реаги-

н га

0 ф

1 i го 2 ^ о

а £

1= ф

о; Ч

о о

X S

2 го

т ^

ю о

го

СО

ш

о

0

1 _0

5

н го ш о

СО

о <°

р а.

с ю

к о

Ф о

с; I

m I

ь I ^

^ го

о н

о о

а х

о к

i

i

ф

ю о о

ш

о ц

о

О m

го m

0 s го ü ю С

1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

uü го"

i

.0

ю о

ровать на запросы обучающихся, коллег и других участников образовательного взаимодействия;

- удобные сервисы планирования, создания, проверки и оценки индивидуальных и групповых заданий;

- совместная работа над проектами в PowerPoint, Word и Excel и др.;

- возможность подключиться к платформе с использованием мобильной телефонной связи и др.

Основываясь на результаты проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что использование платформы Microsoft Teams способствует не только достижению практического эффекта обучения, выражающегося в приобретении новых знаний, умений, навыков и компетенций обучающихся магистратуры, но и вносит значительный вклад в профессионально-личностное развитие практикующих педагогов.

Следует отметить, что результаты мониторинга свидетельствуют не только о том, что осуществление образовательного процесса в виртуальной среде обладает рядом преимуществ по сравнению с традиционным форматом, но и о наличии также определенных ограничений и сложностей применения электронного обучения и дистанционных технологий.

Наряду с очевидными преимуществами переход исключительно на он-лайн-формат поднимает ряд вопросов:

1. Технические проблемы: сбои в Интернет-соединении, отсутствие качественной связи, сбои электроснабжения, недостаточная мощность собственных электронных устройств и др.

2. Проблема уровня развития способности к самоорганизации и самодисциплине, совместной деятельности.

3. Проблема уровня подготовки обучающихся и педагогов пользоваться современными средствами, методами и технологиями.

4. Проблемы, связанные со здоровьем: ухудшение зрения, физиче-

ская усталость, головные боли и боли в спине и др.

Выделим несколько возможных направлений в поиске решений, которые помогут сгладить негативные последствия применения технологий дистанционного обучения и усилить позитивные.

Во-первых, необходима комплексная работа вуза по техническому обеспечению непрерывности образовательного процесса, развития собственной цифровой инфраструктуры.

Во-вторых, необходимо повышение ИКТ-компетентности профессорско-преподавательского состава [1], подготовка кадров, способных следовать запросам современности и активно включаться в цифровую среду. Как указывает Н.В. Кузнецов, преподаватель должен обладать тремя типами компетенций: а) быть специалистом в предметной области; б) владеть современными образовательными технологиями; в) обладать необходимыми цифровыми компетенциями [6, с. 23].

В-третьих, во время применения технологии дистанционного обучения необходимо стимулировать обучающихся к соблюдению гигиены зрения, обязательному следованию режиму труда и отдыха и к регулярной физической активности для исключения вреда для состояния их здоровья.

В-четвертых, недостаточность живого общения при дистанционном обучении может быть снижена путём повышения частоты групповых работ. В этой связи необходимо регулярно предлагать обучающимся задания, предполагающие совместную работу студентов в малых группах с использованием средств аудиовизуальной связи. Кроме того, оптимальной себя показала организация взаимодействия с преподавателями путём проведения он-лайн-лекций и вебинаров также с использованием средств видеосвязи.

В-пятых, эффективным средством повышения результативности дистанционного обучения выступает применение его не в чистом виде, а в «гибридном» (смешанном) - в сочетании классических

занятий в стенах вуза с применением обучения «из дома». Такое сочетание не демотивирует студентов и будет способствовать сохранению погруженности в учебный процесс, ощущению причастности себя к вузу, удовлетворять потребность в непосредственном общении с 2. другими студентами и преподавателями.

Проведённое исследование показывает актуальность проблемы использования технологии дистанционного обучения в высшей школе. Вынужденная практика применения технологий дис- 3. танционного обучения в российских вузах во время режима самоизоляции проявила как их преимущества по сравнению с обычным обучением, так и от- 4. крыла болевые точки в ходе внедрения технологии, показывая далеко не полную готовность российской академической сферы к этому процессу. Анализ полученных результатов опроса студентов 5. относительно достоинств и недостатков дистанционного обучения позволяет наметить некоторые пути оптимизации применения технологии дистанционного обучения в целях повышения его эффек- 6. тивности.

Таким образом, дидактический анализ изменений образовательного процесса в условиях дистанционного взаимодействия позволяет определить направления дальнейшего развития программы ма- 7. гистратуры. Анкетирование педагогов, магистрантов и работодателей помогло не только зафиксировать значимые особенности образовательного процесса, но и выявить ценностное отношение к происходящим изменениям, определить ка- 8. кие изменения будут поддерживаться, а какие встретят сопротивление на своем пути. Выявленные тенденции требуют дальнейших исследований, разработки новых моделей смешанного обучения, новой логистики образовательного процесса и обновления образовательного контента.

Библиографический список:

1. Акимова О.Б., Завьялова В.А. Про- 9.

фессиональная готовность препо-

давателей к созданию электронного образовательного контента (на примере программ повышения квалификации) // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2020. -Т. 12. - № 3. С. 71-80. Вайндорф-Сысоева М.Е. Организация виртуальной образовательной среды в подготовке педагогических кадров к инновационной деятельности: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. -М., 2009. - 50 с.

Демкин В.П., Можаева Г.В. Технологии дистанционного обучения. -Томск: Изд-во Том. ун-та, 2003. -106 с.

Каракозов С.Д. Развитие предметной подготовки учителей информатики в контексте информатизации образования: дис. ... д-ра пед. наук. - Барнаул, 2005. - 427 с.

Кудинов В.А. Построение информационной образовательной среды вуза на основе технологий управления знаниями: дис. ... д-ра пед. наук. -М., 2010. - 519 с.

Кузнецов Н.В. Онлайн-образование: ключевые тренды и препятствия [Электронный ресурс] // E-Management. -2019. - № 2 (1). С. 19-25. - Режим доступа: https://e-management.guu.ru/jour/ article/view/24/25

Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс] // Министерство просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России). - Режим доступа: https://edu.gov. ru/national-proj ect

Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3: ред. от 31.07.2020: принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. - Режим доступа: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/ Сергеев А.Г., Жигалов И.Е., Баландина В.В. Введение в электронное обу-

_0

ср

^

н га ср

о ф

Í ü

го 2

^ о

а £

1= ф

о; Ч

о о

X S

2 го

т ^

ю о

го

СО

ш

о

0

1 _0

5

н го ш о

СО

о <°

с ю к о

Ф о

с; i

m i

Í3 g ^

^ го

о н

О о

а х

о к

i

i

ф

ю о о

ш

о ц

о

О m

чение: монография. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2012. - 82 с.

10. Сысоев П.В. Направления и перспективы информатизации языкового образования // Высшее образование в России. -2013. - № 10. С. 90-97.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование: утвержден

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. № 126 [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. -Режим доступа: http://fgosvo.ru/fgosvo/ 152/150/25/117

Поступила 12.03.2021

го ш

0 s го

ю <

1 ulí го"

i

_0

ю о

l0

Об авторах:

Бобыкина Ирина Александровна, заведующий кафедрой делового иностранного языка, факультет лингвистики и перевода, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Челябинский государственный университет» (Россия, г. Челябинск), доктор педагогических наук, доцент, bobykina-ia@mail.ru

Абрамова Елена Николаевна, заведующий кафедрой лингвистики и межкультурной коммуникации, Частное образовательное учреждение высшего образования «Международный Институт Дизайна и Сервиса» (Россия, г. Челябинск), кандидат филологических наук, доцент, elenazahar2011@mail.ru

Для цитирования: Бобыкина И.А., Абрамова Е.Н. Особенности осуществления подготовки обучающихся педагогической магистратуры в условиях дистанционного образовательного взаимодействия // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2021. - Т. 13. - № 1. С. 22-31. DOI: 10.7442/2071-9620-2021-13-1-22-31

References:

1. Akimova O.B., Zavyalova V.A. Professional readiness of the teachers to create electronic educational content (by the example of professional development programs) // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2020. - Vol. 12. - No. 3. Р. 71-80. [in Russian]

2. Weindorf-Sysoeva M.E. Organization of virtual educational environment in the training of teaching staff for innovative activities. Author's transcript. Dis. ... Dokt. ped. nauk. - Moscow, 2009. - 50 p. [in Russian]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Demkin V.P., Mozhaeva G.V. Remote educational technologies. - Tomsk: Tomsk University, 2003. - 106 p. [in Russian]

4. Karakozov S.D. Development of subject training of computer science teachers in the context of computerization of education. Dis. ... Dokt.ped.nauk. - Barnaul, 2005. - 427 p. [in Russian]

5. Kudinov, V.A. Formation of information educational environment in universities on the basis of knowledge management technologies. Dokt.ped.nauk. - M., 2010. - 519 p. [in Russian]

6. Kuznetsov N.V. Online education: key trends and obstacles [Electronic resource] // E-Management. - 2019. - No. 2 (1). pp. 19-25. - Available at: https://e-management. guu.ru/jour/article/view/24/25[in Russian]

7. Ministry of Education of the Russian Federation [Electronic resource] // Ministerstvo ptosveshchenia Rossiiskoi Federatsii. - Available at: https://edu.gov.ru/national-project [in Russian]

8. On education in the Russian Federation: Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FZ: new version from 31.07.2020: adopted by the State Duma on December 21, 2012: approved by the Federation Council on December 26, 2012 [Electronic resource] // KonsultantPlus. -Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ [in Russian]

9. Sergeev A.G., Zhigalov I.E., Balandina VV. Introduction to e-learning. - Vladimir: VlSU, 2012. - 82 p. [in Russian]

10. Sysoev P.V. Directions and prospects of computerization of language education // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2013. - No. 10. pp. 90-97. [in Russian]

11. Federal State Educational Standard of Higher Education - Master's Degree with specialty 04.04.01 Pedagogical education: approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of February 22, 2018 No. 126 [Electronic resource] // Portal Federalnukh gosudarstvennykh standartov vysshego obrazovaniya. -Available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/152/150/25/117 [in Russian]

About the authors:

Bobykina Irina Aleksandrovna, Head, Department of Business Foreign Language, Faculty of Linguistics and Translation, Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia, Doctor of Pedagogy, Academic title of Associate Professor, bobykina-ia@mail.ru

Abramova Elena Nikolaevna, Head, Department of Linguistics and Intercultural Communication, International Institute of Design and Service, Chelyabinsk, Russia, Candidate of Philology, Academic title of Associate Professor, elenazahar2011@mail.ru

For citation: Bobykina I.A., Abramova E.N. Peculiarities of teaching of master's degree students in pedagogy in the context of distance learning interaction // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2021. - Vol. 13. - No. 1. P. 22-31. DOI: 10.7442/2071-9620-2021-13-1-22-31 a

о <d T

ro ¡5

4 о g £

1= ф к ч

о о

I1

Б rc

0 со « £

ю о ° 5

1 §

m н

о го

о о

5 я

° CP

с ю к о

Ф о

с; х

m i

S3 g

^ го

О I—

о о

h SI

а х

0 к

1 s i m ф о ю ц о о о ^ О m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.