Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ПО ВОЕННОЙ ТОПОГРАФИИ В ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗАХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ'

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ПО ВОЕННОЙ ТОПОГРАФИИ В ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗАХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННАЯ ТОПОГРАФИЯ / ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ В ВУЗАХ ФСИН РОССИИ / ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ ПО ВОЕННОЙ ТОПОГРАФИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кашибадзе Александр Георгиевич, Кадралеева Жанслу Азаматовна

В статье рассматриваются методы обучения, которые помогают достичь определенных задач учебного процесса, приводится их классификация. В частности, говорится о способах, необходимых для достижения главных целей военной топографии, о ее значимости для подготовки будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. В процессе данного исследования выявлены проблемные аспекты, решение которых будет способствовать эффективному освоению курса «Военная топография». В частности, выделяются проблемы незаинтересованности современного поколения в данной дисциплине, следствием чего является необходимость постоянно требовать концентрации внимания на семинарах и практических занятиях. Также отмечено влияние информационно-коммуникационных технологий на отношение обучающихся к данной дисциплине. Отмечаются особенности обучения курсантов вузов ФСИН России, связанные с несением службы. В связи с этим авторы предлагают выстраивать процесс обучения путем подбора определенных методов и выбора формы организации обучения таким образом, чтобы он соответствовал потребностям современного общества, способствовал заинтересованности курсантов, их пониманию важности изучаемой дисциплины. Приводятся конкретные примеры возможного построения методики для освоения курса по военной топографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кашибадзе Александр Георгиевич, Кадралеева Жанслу Азаматовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF CADET TRAINING METHODS IN MILITARY TOPOGRAPHY AT DEPARTMENTAL INSTITUTES OF THE PENAL AND CORRECTIONAL SYSTEM

The article discusses teaching methods that help to achieve certain objectives of the educational process, provides their classification. In particular, it talks about the methods necessary to achieve the main goals of military topography, about its importance for the training of future employees of the penal system of the Russian Federation. In the course of this study, problematic aspects have been identified that should be solved in order to achieve the goals set during the development of the course "Military Topography". Namely, the problems of disinterest of the modern generation in the discipline are highlighted, as a result of which there is a need to constantly require them to maintain their concentration in seminars and practical classes. The influence of development in the field of information and communication technologies on the attitude of students to this discipline is also noted. At the same time, the service of cadets of the Federal Penitentiary Service of the Russian Federation simultaneously with the learning process is taken into account. In this regard, the authors propose to build the methodology in such a way that it will ensure the interest of cadets, an understanding of the importance of the discipline being studied, meet the needs of modern society, by selecting certain teaching methods and choosing the form of organization of the educational process. Concrete examples of the possible construction of a methodology for mastering a course on military topography are given.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ПО ВОЕННОЙ ТОПОГРАФИИ В ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗАХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

DOI 10.37523/SUI.2023.53.2.018 УДК 37.02

Кашибадзе Александр Георгиевич

преподаватель кафедры физической и тактико-специальной подготовки, Самарский юридический институт ФСИН России, 433022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в,

Alexander G. Kashibadze

Lecturer of Physical and tactical-special training Department, Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 24v, Rylskaya str., Samara, Russia, 443022, e-mail: badze2008@mail.ru

Кадралеева Жанслу Азаматовна

курсант 2 курса,

Самарский юридический институт ФСИН России, 433022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24 в. e-mail: zhkadraleeva@gmail.com

Zhanslu A. Kadraleeva

Cadet of the 2nd year,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 24v, Rylskaya str., Samara, Russia, 443022, e-mail: zhkadraleeva@gmail.com

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ПО ВОЕННОЙ ТОПОГРАФИИ В ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗАХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация. В статье рассматриваются методы обучения, которые помогают достичь определенных задач учебного процесса, приводится их классификация. В частности, говорится о способах, необходимых для достижения главных целей военной топографии, о ее значимости для подготовки будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.

В процессе данного исследования выявлены проблемные аспекты, решение которых будет способствовать эффективному освоению курса «Военная топография». В частности, выделяются проблемы незаинтересованности современного поколения в данной дисциплине, следствием чего является необходимость постоянно требовать концентрации внимания на семинарах и практических занятиях. Также отмечено влияние информационно-коммуникационных технологий на отношение обучающихся к данной дисциплине. Отмечаются особенности обучения курсантов вузов ФСИН России, связанные с несением службы.

В связи с этим авторы предлагают выстраивать процесс обучения путем подбора определенных методов и выбора формы организации обучения таким образом, чтобы он соответствовал потребностям современного общества, способствовал заинтересованности курсантов, их пониманию важности изучаемой дисциплины. Приводятся конкретные примеры возможного построения методики для освоения курса по военной топографии.

Ключевые слова: военная топография, тактико-специальная подготовка сотрудников уголовно-исполнительной системы, методы подготовки курсантов в вузах ФСИН России, топографическая подготовка, особенности методики подготовки по военной топографии.

PECULIARITIES OF CADET TRAINING METHODS IN MILITARY TOPOGRAPHY AT DEPARTMENTAL INSTITUTES OF THE PENAL AND CORRECTIONAL SYSTEM

Summary. The article discusses teaching methods that help to achieve certain objectives of the educational process, provides their classification. In particular, it talks about the methods necessary to achieve the main goals of military topography, about its importance for the training of future employees of the penal system of the Russian Federation.

In the course of this study, problematic aspects have been identified that should be solved in order to achieve the goals set during the development of the course Military Topography" Namely, the problems of disinterest of the modern generation in the discipline are highlighted, as a result of which there is a need to constantly require them to maintain their concentration in seminars and practical classes. The influence of development in the field of information and communication technologies on the attitude of students to this discipline is also noted. At the same time, the service of cadets of the Federal Penitentiary Service of the Russian Federation simultaneously with the learning process is taken into account.

© 2023 Кашибадзе А. Г., Кадралеева Ж. А.

ВЕСТНИК СЮИ

In this regard, the authors propose to build the methodology in such a way that it will ensure the interest of cadets, an understanding of the importance of the discipline being studied, meet the needs of modern society, by selecting certain teaching methods and choosing the form of organization of the educational process. Concrete examples of the possible construction of a methodology for mastering a course on military topography are given.

Keywords: military topography, tactical and special training of penal officers, methods of training cadets in departmental institutes of the Penal System, topographic training, peculiarities of military topography training methods.

Военная топография - дисциплина военного дела, изучающая методы и средства оценки местности, ориентирования на местности и осуществления полевых измерений для обеспечения боевой деятельности войск (сил), определяющая правила по ведению рабочих карт командиров и разработки графических боевых документов [1, с. 320]. История этой дисциплины началась еще в половине XIX в., когда появилась необходимость в умениях работать с картами местности для организации успешного ведения боевых действий. В это время государство осознало значение навыков ориентирования, и как это влияет на общий исход военных событий, поэтому военный министр А. Д. Милютин приложил много усилий для того, чтобы ввести такую дисциплину в учебно-образовательные программы институтов и академий. Спустя почти два столетия методы и способы обучения данного предмета изменялись и совершенствовались. Современная топография - это все те же знания о тактических свойствах местности, о наиболее эффективных способах и средствах ее изучения и оценки при организации и ведении боевых действий, но методика подготовки и подача накопленного материала должна соответствовать современным реалиям. Это означает, что преподавателю необходимо выбирать такие методы и составлять такие планы занятий, которые будут интересны обучаемым и просты для восприятия информации.

Обстановка в мире и ряд событий показывают, что военная топография никогда не утратит своей актуальности и значения. В силовых структурах Российской Федерации, в том числе в Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России), постоянно проводятся тренировки и учения, где необходимы умения ориентироваться на местности. Соответственно подобные мероприятия проводят в вузах ФСИН России, где преподаватели тактико-специальной подготовки выбирают такие способы ведения занятия, которые способны погрузить курсантов в реальные условия, требующие быстроты принятия решений.

Вопросы, связанные с подготовкой по военной топографии, рассматривали в своих научных работах О. Д. Войлошников, К. М. Холостов, В. П. Бауэр, Э. Г. Скибицкий, А. А. Евдокимов и многие другие. Они раскрывают значение подготовки по военной топографии, аспекты топографической подготовки курсантов военных институтов, проводят анализ содержания основных образовательных программ и разбирают другие насущные вопросы по исследуемой теме.

В образовательном пространстве существует множество приемов и методов, которые помогают спланировать учебное занятие с учетом индивидуальных особенностей обучаемых.

Методы обучения - это способы совместной деятельности преподавателя и обучающихся, направленные на решение задач обучения [2, с. 106]. Они подразделяются на следующие категории:

- словесные методы (самый простой и важный метод обучения, позволяющий передать большой объем информации и установить контакт с курсантами);

- наглядные методы (дает и создает в голове обучающегося образ, картинку изучаемого предмета);

- практические методы (основываются на практике и развивают навыки и умения);

- методы проблемного обучения (используется для приобретения знаний в процессе активной мыслительной деятельности, путем создания экстремальной обстановки, требующей оперативного решения).

В первой категории могут использоваться такие приемы, как беседа, дискуссия, лекция, рассказ и тому подобные. Они помогают преподавателю быстро и просто объяснить какой-либо материал, поделиться своим опытом и разобрать с обучающимися проблемные вопросы изучаемой темы. Вторая категория включает в себя метод иллюстраций и метод демонстраций. Военная топо-

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

графия точно не обойдется без этих методов, так как в процессе подготовки по данной дисциплине преподаватель обязательно должен включить в учебный процесс работу с картами, топографическими знаками и тому подобное. Третья категория, содержащая в себе различные упражнения, творческие работы, практические занятия, просто необходима для полного усвоения материала по военной топографии. И последняя категория методов способствует непосредственному погружению курсантов в специфику их будущей профессии, путем создания чрезвычайной ситуации, которую они должны решить самостоятельно. Данные методы помогают сформировать активное мышление, развить способности и навыки решения любых проблем.

Многообразие методов подготовки курсантов представлены в таблице.

Таблица

Виды методов обучения

Методы обучения

Словесные Наглядные методы: Практические методы: Методы проблемного обучения:

методы: • метод иллюстра- • упражнения • упражнения

• разговор ции • творческие работы • творческие работы

• объяснение • метод демонстра- • практические занятия • практические занятия

• беседа ции

• дискуссия

• лекция

• семинар

Каждый из данных методов помогает курсантам освоить рабочую программу учебной дисциплины «Военная топография», которая требует от них следующих знаний:

— знать порядок и содержание работы командира по организации выполнения боевых и служебно-боевых задач в различных условиях;

— знать правила разработки и оформления текстуальных и графических документов, применяемых в служебно-боевой деятельности;

— применять оптимальные и целесообразные решения в ходе подготовки и движения по азимутам;

— творчески применять положения боевых уставов для принятия оригинальных, смелых решений и проявления военной хитрости [3, с. 18-19].

Как отмечается выше, методов и приемов обучения довольно много, и для того чтобы составить оригинальную методику подготовки по конкретной дисциплине, необходимо выявить ее цели и задачи.

Основная цель топографической подготовки - научить курсантов правильно и полно использовать топографическую карту и другие топографические документы при изучения местности в бою, решения задач по эффективному использованию оружия и боевой техники, а также ориентирования в бою и на марше в сложных условиях боевой обстановки [4, с. 312]. Для реализации этой цели преподаватель тщательно подбирает необходимые методы. Следует обратить внимание на то, данная дисциплина лучше всего усваивается на полевых занятиях и боевых учениях, а также в процессе изучения таких предметов, как огневая и тактико-специальная подготовка.

В процессе исследования нами были выявлены следующие проблемы:

1) отсутствие заинтересованности и сложность удержания внимания обучающихся на занятиях;

2) сохранение важности дисциплины и ее традиционных методов в связи с появлением новых изобретений в сфере информационно-коммуникационных технологий (молодое поколение считает, что ориентирование по картам, солнцу и т. п. уже уходит в прошлое, а на смену этому приходят электронные приборы);

3) освоение учебной программы курсантами осложняется необходимостью несения службы.

Данные проблемы решаются правильно подобранной методикой обучения. Методика - это

совокупность методов, средств и форм организации учебного процесса, которые выбирает преподаватель для достижения задач, диктуемых как требованиями самой дисциплины, так и потребно-

ВЕСТНИК СЮИ

стями общества. На современном этапе подготовки обучаемых по военной топографии методика должна содержать в себе такие методы и способы, которые помогут преподавателю:

- привлечь внимание обучающихся;

- показать значимость сложившихся знаний и умений по военной топографии;

- соответствовать запросам современного общества;

- восполнить пробелы в знаниях курсантов в связи с пропуском занятий и т. д.

Для решения поставленных задач предлагаем использовать следующие методы обучения.

Во-первых, можно привлечь внимание курсантов, которое теряется во время монотонной работы с картами, используя словесный метод. Например, рассказывая небольшие истории о том, как знание местности и умение ориентироваться на ней выручали военнослужащих в годы Великой Отечественной войны и при проведении других специальных операций, мы покажем курсантам значимость изучаемой дисциплины. Также следует проводить пятиминутный опрос по изучаемой теме во время занятия для концентрации курсантов на учебном процессе.

Во-вторых, преимущество традиционных навыков и знаний можно продемонстрировать на практическом занятии, например, когда разрядился мобильный телефон, и привычными приложениями для ориентирования невозможно воспользоваться.

Однако это не означает, что следует полностью игнорировать информационные технологии. По мнению, О. Д. Войлошникова и К. М. Холостова «с целью повышение качества топографической подготовки наряду с традиционным чтением лекций, практическими занятиями по работе с топографическими картами (с графическими документами) в процессе обучения необходимо использовать интерактивные, мультимедийные презентации (в том числе с 3D-моделированием), компьютерные симуляторы и тесты, учебные и документальные фото- и видеоматериалы по теме занятий» [5, с. 51].

В-третьих, для того чтобы курсанты смогли пройти весь курс обучения, можно давать им творческие задания по пропущенной теме, например, создание викторины либо выступление с докладом: если курсант проведет по теме интересное исследование и представит собственный проект, эти знания им будут прочно усвоены.

Подводя итоги, следует отметить, что проблемы поиска оптимальных методов обучения, соответствующих запросам времени, будут всегда актуальны. Обучение военной топографии играет значимую роль в подготовке курсанта к его будущей профессии, знание этой дисциплины необходимо для успешного разрешения чрезвычайных обстоятельств в учреждениях ФСИН России.

Библиографический список

1. Военно-энциклопедический словарь. М., 1984. 863 с.

2. Шевченко О. И., Волков М. А., Приставка А. С. Методы и формы обучения студентов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 5 (1). С. 106-112.

3. Бауэр В. П., Скибицкий Э. Г. Особенности топографической подготовки курсантов военных институтов войск национальной гвардии Российской Федерации // Высшее образование сегодня. 2020. № 4. С. 17-21.

4. Дмитрук А. В., Дубовик А. С., Лотоцкий С. М. Методика проведения занятий по боевой подготовке с отделением и взводом: учебно-методическое пособие. Гродно, 2010. 455 с.

5. Войлошников О. Д., Холостов К. М. Топографическая подготовка руководителей органов внутренних дел / // Академическая мысль. 2019. № 2 (7). С. 47-52.

References

1. Voenno-enciklopedicheskii slovar [Military Encyclopedic Dictionary]. Moscow, 1984, 863 p. [in Russian].

2. Shevchenko O. I., Volkov M. A., Pristavka A. S. Metodi i formi obucheniya studentov [Methods and forms of teaching students]. Mejdunarodnii jurnal gumanitarnih i estestvennih nauk [International Journal of Humanities and Natural Sciences], 2018, no. 5 (1), рp. 106-112 [in Russian].

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

3. Bauer V. P., Skibickii E. G. Osobennosti topograficheskoi podgotovki kursantov voennih institutov voisk nacionalnoi gvardii Rossiiskoi Federacii [Features of topographic training of cadets of military institutes of the National Guard troops of the Russian Federation]. Visshee obrazovanie segodnya [Higher education today], 2020, no. 4, pp. 17-21 [in Russian].

4. Dmitruk A. V., Dubovik A. S., Lotockii S. M. Metodika provedeniya zanyatii po boevoi pod-gotovke s otdeleniem i vzvodom: ucheb.-metod. posobie [Methods of conducting combat training classes with a squad and a platoon: studies.-method. manual]. Grodno, 2010, 455 p. [in Russian].

5. Voiloshnikov O. D., Holostov K. M. Topograficheskaya podgotovka rukovoditelei organov vnutrennih del [Topographic training of heads of internal affairs bodies]. Akademicheskaya misl [Academic thought], 2019, no. 2 (7), pp. 47-52 [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.